Главная страница
qrcode

мой отчет. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством технологии метод проектов


Скачать 109.15 Kb.
НазваниеРазвитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством технологии метод проектов
Дата01.08.2019
Размер109.15 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файламой отчет.docx
ТипРеферат
#62405
страница1 из 2
Каталог
  1   2

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

« Детство» структурное подразделение детский сад №122 «Маячок»

Аналитический отчёт

за период с 2013 по 2018 г.г.
Тема: «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством технологии «метод проектов».

Составитель: Векшина

Юлия Геннадьевна

должность: воспитатель,


г.Нижний Тагил

2018г.
Содержание



2. Аналитическая часть

2.1. Анализ результатов деятельности педагога в межаттестационный

период…………………………………………………………………….………5

2.2. Анализ условий для достижения достигнутых результатов за меж-аттестационный период………………………………………………..………


5.Список литературы………………………………………………..…………17

Введение.
Изменение социальных условий жизни в нашем обществе определяют иные тенденции развития системы образования. Образование определяется как процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Переориентация образования на личностные ценности требует от педагога такой деятельности, которая будет направлена на развитие индивидуальности и уникальности каждого ребенка, что предполагает, прежде всего, развитие познавательной активности и раскрытие его творческого потенциала.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. 

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектов. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает и речь и познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. 

Познавательная активность детей в дошкольном возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы.

Всем известно, что в дошкольном возрасте основным структурным компонентом познавательного развития детей становится проблемность, которая обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий.

Опыт моей педагогической деятельности подтверждает, что в тех случаях, когда дети увлечены происходящими событиями, когда у них есть определенный запас знаний, впечатлений о данном явлении, они могут сами ставить новые задачи, придумывать игровые действия и способы их выполнения. Поэтому обучение и воспитание должно начинаться не с передачи “готовых” знаний и навыков, а с постановки проблемных задач, в процессе решения которых развивается познавательная активность, формируются творческие способности.


Обьект: процесс развития познавательной активности у детей дошкольного возраста.

Предмет: использование возможностей метода проектов в развитии познавательной активности.

Изучение психолого-педагогической литературы по теме опыта позволило выдвинуть следующую гипотезу: если в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста использовать метод проектов, то это будет способствовать: активизации познавательной деятельности детей; формированию у них специфических умений и навыков образовательного и коммуникативного характера; разовьёт творческую активность детей в процессе игровой и учебно-познавательной деятельности; активизирует желание и умение создавать новые образы, проекты; придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха; откроет педагогу большие возможности для активизации мыслительной деятельности и развития личности дошкольников.

Определившись с темой, поставила перед собой цель: – развивать познавательную активность детей дошкольного возраста через проектную деятельность

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи:

1) Рассмотреть понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе.

2) Выявить особенности развития познавательной активности детей дошкольного возраста.

3) Определить возможности использования метода проектов в развитии познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

4) Экспериментально проверить эффективность использования метода проектов как средства развития познавательной активности у детей дошкольного возраста.

5) Развивать психические процессы как основу учебно – познавательной деятельности (восприятие, воображение, память, мышление).


2. Аналитическая часть.
Ориентируясь на современные тенденции в области образования, моя деятельность была направлена на достижение главной цели - формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих успешную социализацию, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Свою педагогическую деятельность осуществляла в соответствии с нормативно-правовыми и концептуальными документами, регламентирующими образовательную деятельность в дошкольном образовательном учреждении:

- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155),

- СанПин 2.4.1.3049-13 №26 от15.05.2013

Цель аналитического отчета – проанализировать и оценить собственную профессиональную деятельность за межаттестационный период с 2013 по 2018 гг.

Задачи:
проанализировать результаты работы в межаттестационный период;
  • установить причинно-следственные связи между результатом образования и условиями их получения;
  • провести оценку эффективности педагогической деятельности;
  • выявить проблемы, возникшие в межаттестационный период;
  • спроектировать пути решения этих проблем в следующий межаттестационный период.

    2.1. Анализ результатов деятельности педагога

    в межаттестационный период.

    Достижению результатов реализации ООП дошкольного образователь-ного учреждения по всем направлениям развития личности ребенка способствовало множество факторов:
    умение строить образовательный процесс в игровой форме с учетом современных требований, направленный на достижение планируемого результата;
  • использование современных образовательных технологий (технологию проектов, технологию детского экспериментирования, и т.д.), позволяющих решать поставленные задачи;
  • осуществление принципа интеграции в образовательном процессе.
    Анализируя результативность работы, педагогические наблюдения и диагностика педагогического процесса позволили зафиксировать следующие результаты:

    Познавательное развитие

    Знакомя детей с окружающим миром через проектную деятельность способствовала формированию умений анализировать, делать выводы и обобщать.


    сформировано
    в стадии формирования
    не сформировано
    2016г.
    42%
    28%
    30%
    2017г.
    58%
    23%
    19%
    2018г.
    70%
    25%
    5%

    Дети знают простейшую структуру государства, его символы, имеют представление о «малой» и «большой» Родине, ее природе, определяют собственную принадлежность к государству. Имеют представление о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание видов труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, некоторые представления о труде как экономической категории, гендерная специфика труда). Способны воспринимать и удерживать составную инструкцию к выполнению познавательной и исследовательской задачи, к выбору способа её выполнения, описывать процесс выполнения задания, проводить его самоанализ, давать самооценку результатов. Умеют деятельности действовать по собственному плану
    Художественно-эстетическое развитие



    сформировано
    в стадии формирования
    не сформировано
    2016г.
    39%
    36%
    25%
    2017г.
    51%
    31%
    18%
    2018г.
    70%
    21%
    9


    Активно используют разнообразные изобразительные материалы для реализации собственных и поставленных другими целей. Понятно для окружающих изображают все то, что вызывает у него интерес (отдельные предметы, сюжетные картинки, иллюстрации к книгам, событиям); передают характерные признаки предмета, правильно держат ножницы, свободно пользуются ими.

    Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия, создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения. Как следствие, у детей развивается речь, познавательные интересы и познавательная активность.

    Речевое развитие



    сформировано
    в стадии формирования
    не сформировано
    2016г.
    39%
    27%
    34%
    2017г.
    50%
    26%
    24%
    2018г.
    58%
    28%
    14%


    Социально-коммуникативное развитие



    сформировано
    в стадии формирования
    не сформировано
    2016г.
    45%
    34%
    21%
    2017г.
    67%
    21%
    12%
    2018г.
    86%
    14%
    -

    Дети любят трудиться самостоятельно и участвовать в труде взрослых в соответствии с гендерными представлениями. Владеют правилами поведения в быту, природе, на улице; представлениями о действиях при возникновении ситуаций, опасных для своих жизни и здоровья. В практике общения и взаимоотношений соблюдают нормы и правила поведения со взрослыми и сверстниками, совершает нравственно-направленные действия.
    - физическое развитие-

    Крупная и мелкая моторика хорошо скоординированы. Освоенные действия выполняются точно, быстро. Двигательная активность соответствует возрастным нормативам. Дети самостоятельно выполняют культурно-гигиенические навыки и соблюдают правила здорового образа жизни.


    сформировано
    в стадии формирования
    не сформировано
    2016г.
    42%
    32%
    26%
    2017г.
    48%
    38%
    14%
    2018г.
    55%
    38%
    7%


    Таким образом, педагогическая диагностика индивидуальных образовательных достижений воспитанников, позволяет сделать выводы о сформированном уровне освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования по всем образовательным областям.

    Применение проектной деятельности также оказало влияние на:
    повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, делать определенные умозаклю-чения и выводы);
  • повышение уровня развития познавательных процессов;
  • совершенствование речевого развития дошкольников (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
  • развитие личностных характеристик воспитанников (проявление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.);
  • углубление и расширение знаний детей о живой и неживой природе;
  • повышение компетентности родителей в организации работы по экологической культуры дошкольников в процессе игровой деятельности дома.

    2.2. Анализ результатов педагогической деятельности.


    Изучив психолого-педагогическую литературу по данной теме, наблюдая за детьми в различных видах деятельности, пришла к выводу, что развитие познавательной активности в дошкольном детстве – один из важнейших объектов исследования, это самостоятельная инициативная деятельность ребенка, направленная на познание окружающей действительности (как проявление любознательности) и определяющая необходимость решать задания, которые ставятся перед ним в конкретных жизненных ситуациях.

    Проведенная диагностика познавательной активности дошкольников на основе методических разработок О. В. Афанасьевой, Н. В. Верещагиной показала, что 36
    Для развития познавательной, исследовательской активности у детей, использую различные методы и приемы: игровой, наглядный, словесный, практический, проблемно – поисковый, исследовательский, сюрпризный момент, элементы загадочности, презентации, а так же метод проектов благодаря которому дошкольники становятся уверенными в своих силах, снижается тревожность при столкновении с новыми проблемами, создается привычка самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.

    Метод проектов использую в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Данная форма взаимодействия ребенка и взрослого позволяет развивать познавательные способности, личность дошкольника, а также взаимоотношения со сверстниками. Он позволяет мне определить задачи обучения, сформировать предпосылки к познавательной активности, умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

    Из вышесказанного можно сделать вывод, что использование метода проекта в развитии познавательной инициативы детей играет важную роль в социализации личности дошкольников.

    В начале своей работы, я провела анкетирование родителей. Результаты опроса показали, что родители готовы к сотрудничеству и положительно настроены на участие в совместных проектах взрослых и детей.

    На основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, Основной образовательной программы МАДОУ «Детство» и парциальной программы О.В. Дыбиной «Ознакомление с окружающим миром», разработала и реализовала цикл педагогических проектов: «Путешествие капельки», «Воздух – основа жизни», «Нам интересно все знать», «Космознайка», «Хочу все знать», способствующие развитию интересов детей, их любознательности и познавательной мотивации, развитию воображения и творческой активности.

    В дальнейшем разработала план движения к цели, на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, Основной образовательной программы МАДОУ «Детство» и парциальной программы О.В. Дыбиной «Ознакомление с окружающим миром», разработала и реализовала цикл педагогических проектов:

    «Зимующие птицы» - входе реализации проекта, детей познакомили с зимующими птицами, знакомство проходило на занятиях познавательного цикла. На разных этапах проекта решались определенные задачи, интеграция образовательных областей. Познавательный интерес детей повышался постепенно. На занятиях художественно-эстетического цикла – дети знакомились с образами птиц в произведениях. Читали рассказы Н. Сладкова, В. Бианки. Рассмотрели картину «Покормите птиц зимой» С. К. Артюшенко. Затем дети собирали пазлы, играли в пальчиковые игры, рисовали рисунки, лепили поделки из пластилина, совместно с родителями дети делали кормушку для птиц из бросового материала, была организована выставка кормушек, составление рассказов о зимующих птицах, подбор стихов, загадок. Дети узнали, какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму; как различить птиц по окраске; какие корма предпочитают птицы. Дети охотно и с увлечением участвовали в решении проблемных ситуаций, долго вспоминая, и делясь впечатлениями, не только друг с другом, но и со всеми окружающими. В продолжение проектной деятельности дети участвовали в городском конкурсе рисунков «Синичкин день».

    Проект «Секреты наших растений», способствовал достижению таких результатов:

    - дети узнали про то, как живут растения, научились ухаживать за растениями;

    - сформировался устойчивый интерес к ознакомлению с растительным миром;

    - проявляли эмоциональную отзывчивость в процессе наблюдения за растительным миром;

    - сформировались природоохранные, познавательно-исследователь-ские умения.

    Проект «Путешествие капельки» я начала с помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.

    На занятиях дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда; что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить; что вода может быть теплой и холодной.

    Совместно с детьми мы провели опыты с целью получить представления о том, что вода прозрачная; что прозрачная вода может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются; что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, что лед может превращаться в воду . Продукт проектной деятельности: создание лэпбука «Путешествие капельки»

    Однажды, беседуя с детьми о воздухе, я спросила: какими свойствами он обладает? Ответы были разными, но все знания сводились к одному: невидимый, не имеет запаха, чтобы расширить знания детей о воздухе я разработала и реализовала проект «Воздух – основа жизни», в режимных моментах, дети получали представления о том, что воздух легче воды. При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» дети «ловили» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» малыши дули через соломинку в стакан с водой и увидели, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч», дети узнали, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха. На организованной совместной деятельности «Лодочка плыви», дети убедились, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. А на прогулке, наблюдая за травой и листвой, нами было выявлено, что ветер – это движение воздуха. Так же мы провели несколько опытов. В одном из них дети опускали перевернутый прозрачный стакан в таз с водой и видели, что воздух не пропускает воду. Продукт проектной деятельности: создание лэпбука «Воздух – основа жизни» как итог реализующегося проекта (обобщение знаний по теме «Воздух».

    Под общим названием «Хочу все знать» были объединены следующие проекты : «Соль – волшебница» , «Волшебный мир бумаги», «Удивительный сахар», цель этих проектов создать условия для объединения детей и родителей с целью привлечения к совместной познавательной деятельности с использованием опытов и экспериментов. Задачи проектов: сделать подборку опытов и экспериментов, которые можно провести в домашних условиях для развлечения детей и взрослых; мотивировать родителей и детей на совместную экспериментальную деятельность; формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач. В ходе реализации проектов мы с детьми провели ряд опытов:
  •   1   2

    перейти в каталог файлов


    связь с админом