Главная страница

Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста с кохлеарными имплантами Задачи развития речи. Развитие языковой способности


НазваниеРазвитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста с кохлеарными имплантами Задачи развития речи. Развитие языковой способности
АнкорRekomendatsii_Golovchits.doc
Дата21.09.2017
Размер136 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаRekomendatsii_Golovchits.doc
ТипДокументы
#16078
Каталог

Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста с кохлеарными имплантами

Задачи развития речи.
Развитие языковой способности. Развитие языковой способности связано с особой речевой активности как видом человеческой способности. Для ее развития необходимо:

  • создание полноценной слухо-речевой среды за счет постоянного речевого общения взрослых с ребенком и друг с другом;

  • развитие слухового восприятия как физиологической основы звуковой стороны речи и важнейшего условия становления языковой способности;

  • включение ребенка в разнообразную практическую деятельность (игровую, бытовую…);

  • развитие типичных для детей раннего и младшего дошкольного возраста форм общения: ситуативно – личностного и ситуативно-делового, для развития которых необходим эмоциональный контакт, доступное и интересное для ребенка содержание деятельности, действия с реальными предметами и постепенное усвоение слов как обозначений этих предметов и их свойств, действий;

  • развитие подражания как предметным, так и речевым действиям взрослых, поддержание любых коммуникативных и речевых реакций ребенка, в том числе самых несовершенных;

  • побуждение детей к активному применению речи на всех уровнях ее развития: от голосовых реакций, артикулирования, произнесения отдельных звуков и слогов до приближенного и точного воспроизведения слов и фраз;

  • обучение подражанию игровым и речевым действиям взрослого



2. Развитие коммуникативной способности - возможности взаимодействия с окружающими людьми на основе разнообразных неречевых и речевых средств. В работе с детьми важно учить их использовать неречевые средства общения в сочетании с речью. Для развития коммуникации имеет значение привлечение внимания ребенка к предметам и действиям с ними, фиксация взгляда, развитие разных типов взглядов ( ….. ), естественные жесты, указания на предметы, имитация действий, эмоциональные реакции ( улыбка, смех…). Все действия взрослых сочетаются с обозначением ситуации речевыми высказываниями, данными в доступной эмоциональной форме. Наибольшими возможностями для развития общения являются разнообразные дидактические игры ( с куклами, машинами …), в которых дети учатся выполнять совместные со взрослым действия, подражать им, переносить в собственную деятельность; простые сюжетные игры, в которых взрослый и ребенок выполняют разные роди, бытовая деятельность. Существенно важно включать в различные бытовые, игровые коммуникативные ситуации других взрослых и детей. Поддерживая попытки общения и коммуникации, взрослый при необходимости дает образцы высказываний ( попроси, скажи «дай»…), поддерживает ответные реакции. Взрослые должны регулировать коммуникативные ситуации, учитывать, когда ребенок может участвовать в них, используя невербальные средства, дополняемые еще полностью не усвоенными словами и фразами, а когда основной акцент нужно сделать на речевые средства, уменьшая объем естественных жестов, указаний на предметы, пантомимических средств. Так, еще не говорящий ребенок может попросить что-то, указывая на предмет, используя жест «дай». Взрослый дает малышу образец высказывания (дай конфету), побуждает ( но не заставляет!) сказать вместе или повторить за ним, постепенно используя образец высказывания в разнообразных ситуациях общения ( дай мяч, дай машину, дай банан…). Образцы коммуникативных высказываний систематически повторяются в сходных ситуациях общения, что дает возможность ребенку постепенно запомнить их, создать слуховые образы. В процессе общения нельзя требовать от ребенка точного правильного произношения слов и фраз. Он может пользоваться лепетными, усеченными, неточно воспроизводимыми словами, т.е. говорить так, как получается.

3. Обучение пониманию речи, работа над значениями слов и фраз, накопление словаря. Эта задача решается в быту, в ходе ознакомления с окружающим, разных видах детской деятельности: действиях с предметами, рассматриванием картинок, разнообразными играми. Необходимым условием введения слов является обследование называемых предметов (яблоко…..стул,…. ), выполнение действий, определение свойств и качеств на основе чувственного познания. Таким образом, ознакомление с предметами и явлениями окружающего мира, различные виды детской деятельности ( игра, рисование, лепка, конструирование ) являются важными условиями знакомства ребенка со словами, раскрытия и уточнения их значений, обучения пониманию их смысла в конкретных коммуникативных ситуациях. Наиболее эффективно слова и простые фразы-побуждения могут быть усвоены в быту, в процессе выполнения различных режимных моментов, когда деятельность ребенка обусловливает понимание слова и его употребление в доступных ему на данном этапе пределах. Именно условия бытовой, игровой, изобразительной, конструктивной деятельности и обеспечивают условия, в которых ребенок ставится перед необходимостью говорить: попросить, отказаться, спросить. Первоначально ребенок усвоит лишь несколько слов, связанных с игрой или рисованием, однако взрослые постепенно расширяют количество слов, которые понимает ребенок и пытается произносить. Специальная работа по уточнению значений слов, пониманию речи проводится на занятиях по развитию речи, куда включается весь речевой материал, который первоначально предъявлялся в быту и разных видах детской деятельности.

4. Развитие разговорной диалогической речи. Решение этой задачи, по существу, определяет возможности общения со взрослыми и детьми. Накопление словаря учит ребенка пониманию и употреблению отдельных слов, однако единицей речи является высказывание (фразы ). Развитие разговорной речи предполагает постоянное создание в быту, играх, на занятиях ситуаций, когда взрослый и ребенок обмениваются репликами, высказываниями. От взрослых требуется отбор наиболее часто используемых в той или иной ситуации фраз, которые многократно используются. Вначале это простые инструкции ( Возьми мыло. Вымой руки. Дай мне мыло.). На первых порах важно научить понимать сообщения, побуждения, вопросы, учить малыша реагировать действием, лепетными и усеченными словами. Важно поддерживать постоянную речевую активность ребенка, выражающуюся как в попытках говорения по подражанию взрослому, так и в использовании разнообразных неречевых средств (жестов, пантомимических и мимических проявлений). Для обучения разговорной речи отбираются побуждения ( беги; сядь за стол, возьми яблоко …), сообщения ( пойдем гулять, сегодня холодно, это новая рубашка…), вопросы ( Где рубашка? Хочешь банан?), отрицания ( Мы не пойдем гулять. У меня нет банана.) Первоначально ребенок учится понимать эти выражения ситуативно, в определенной бытовой ситуации, а затем они отрабатываются на занятиях в процессе дидактических игр и речевых упражнений. Ребенок ставится перед необходимостью сообщить что-то партнеру по игре, кукле.

Условия развития речи. Рассмотрим условия, в которых происходит решение названных выше задач.

  • Развитие речи в быту (ситуации, предъявление материала, приемы, обучение пониманию).

  • Развитие речи в деятельности ( в игре, в рисовании, конструировании – примеры).

  • Ознакомление с окружающим.

  • Развитие речи на занятиях.

Развитие речи в быту



Примерно 7 часов в течение дня занимают такие бытовые процессы, как подъем ребенка после сна, утренняя гимнастика, завтрак, обед, полдник, ужин, прогулки, подготовка ко сну и др. Условия непосредственного общения детей со взрослыми, которые создаются при этом, наиболее полно способствуют усвоению норм поведения, формированию простейших трудовых умений и навыков самообслуживания, расширению представлений детей об окружающем. Бытовые ситуации, в которых систематически оказывается ребенок, становятся основой для создания чувственной базы речи, здесь знакомство со словом, включение его в разные коммуникативные конструкции происходит одновременно с выполнением действий, исследованием реальных предметов, которыми он многократно пользуется, таким образом познавая их свойства, сферу употребления. Обучая ребенка умываться, есть, одеваться, взрослые одновременно сообщают ему слова и выражения, которые необходимы для общения в данных ситуациях.

При правильно организованной работе воспитателя все ситуации, связанные с выполнением режима дня, могут быть основой для знакомства со словом, обогащения и конкретизации его значения, включения в активную речь детей еще до проведения различных занятий, в том числе и по развитию речи, где данный речевой материал предъявляется в другой логике и последовательности.

Общаясь с ребенком в различных бытовых ситуациях, взрослые пользуются устной речью, сообщая детям слова, обозначающие названия необходимых предметов, их свойств и качеств, комментируя выполняемые действия, оценивая поступки и действия детей. Из общего речевого потока выделяются отдельные слова, поручения, вопросы, которые отражают содержание данного режимного момента, и детям необходимо их запомнить. Этот речевой материал повторяется неоднократно в данных ситуациях. Ребенок воспринимает его в наиболее естественной форме – слухо-зрительно; для того, чтобы формировались слуховые образы слов и фраз, взрослый повторяет слово или фразу, значение которой ребенок понимает, на слух. Например, в процессе завтрака ребенку предъявляется фраза «будем есть кашу», которая дается для слухо-зрительного и слухового восприятия. В ответ ребенок может указать на тарелку с кашей, кивнуть, отрицательно помахать головой в случае нежелания, приближенно воспроизвести фразу или слово «каша».

Особое значение в процессе бытовой деятельности приобретает слушание вместе с ребенком различных бытовых звуков (шум воды, звонок телефона, звонок в дверь, звучание фена…), обозначение звучаний «там вода», «телефон, кто пришел?». Это поможет расширить словарь бытовых терминов, сделать понятным их применение.

Рассмотрим отбор речевого материала, который может быть использован в различных бытовых ситуациях:

В столовой.

Поздоровайся, попроси, привет, пока, встань, сядь, иди, дай, ешь (ест), пей (пьет), вытри, покажи, убери, возьми, открой, закрой, помоги, положи, дуй, принеси, хочу (не хочу), спасибо, нельзя, молодец, правильно можно, да, нет;

тарелка, ложка, стул, салфетка, каша, суп, хлеб, котлета, картошка, макароны, печенье, помидор, огурец, груша, яблоко, банан, апельсин, чай, сок, кефир;

Образцы фраз: возьми (поставь) тарелку (ложку, чашку; хлеб, конфету, апельсин); ешь кашу (суп, котлету, рыбу, хлеб, картошку, печенье, яблоко; пей чай (сок, компот, кефир); вытри рот. Где тарелка (ложка, стакан)? Ты поел? Все? Ты будешь….? Ты хочешь….? Что ты ел (пил)?
В ванной и туалете.

Засучи рукава, Вымой (моет), вытри, налей, открой, закрой, умойся, почисти; сними, надень;

вода, мыло, полотенце,; руки, лицо, ноги, вода, зубы; туалет, штаны, трусы, юбка, шорты, колготки;

Образцы фраз: вымой ( вытри) руки (ноги, лицо), , возьми мыло (полотенце), налей воду, почисти зубы, включи/выключи воду; иди в туалет. Сними (надень) трусы (штаны, юбку, шорты,колготки).Тебе помочь? Где твое полотенце/мыло/? Ты вымыл (вытер) руки, умылся, почистил зубы? Это твое полотенце?
В раздевалке и спальне.

Надень, сними, повесь, убери, положи; раздевайся, завяжи, помоги; ложись, закрой глаза, спи, просыпайся, вставай;

шапка, куртка, штаны, комбинезон, пуговица, варежки, сапоги, ботинки, чешки, шкаф, кофта, колготки, майка, трусы, юбка, платье, кофта, туфли, тапочки; подушка, одеяло, кровать, стул; аккуратно, быстро.

Образцы фраз: пойдем гулять; одевайся быстро, надень/ сними шапку, застегни куртку, надень варежки (чешки, сапоги, ботинки), повесь куртку, положи варежки, иди мыть руки.

Кто пришел? Кто это? Что это? Где шкаф? Где варежки/куртка/сапоги? Чей шарф?
Развитие речи в игре, рисовании, конструировании
Для детей раннего и младшего дошкольного возраста игра, лепка, рисование, конструирование являются наиболее привлекательными видами деятельности. Особое место в жизни дошкольника занимает игра. В ходе сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр создаются благоприятные условия для развития и активизации речи детей, формирования их речевого общения. По мнению Г.Л.Выгодской, 1«игра создает такие ситуации, в которых условия усвоения речи гораздо более разнообразны и поэтому более эффективны (1975, с.139). Она отмечает, что в игре происходит развитие значений и функций слова; «перенос действий, осуществляемый в игре, служит генетической основой переноса словесного значения». Расширение и обогащение смысловой стороны речи способствует повышению регулирующей роли слова в игре. В качестве определяющего фактора развития речи в игре рассматривается организация общения взрослых с детьми и детей между собой в ходе деятельности. Речь детей раннего возраста может быть тесно связана с игрой. Во-первых, в игре ребенок учится подражать действиям взрослого, что важно для развития языковой способности, отражается в произвольности поведения, которая в дальнейшем будет связана и с речевыми процессами. Во-вторых, здесь создаются условия подлинного общения ребенка со взрослым, когда складывается умение вести диалог сначала на невербальной основе, возможность чередовать действия, выстраивать игровое поведение, подсказывая ребенку нужное слово, побуждая повторить его за взрослым так, как может ребенок.

Значительную роль в развитии детей играют различные виды изобразительной деятельности, которая служит средством сенсорного воспитания, формирования представлений об окружающем мире, эмоционально-эстетического воздействия. Большими возможностями располагает этот вид деятельности в плане обогащения речевого развития детей. В процессе обследования предметов дети знакомятся с их названиями и определением таких свойств как цвет, форма, величина, пространственное расположение частей; узнают названия инструментов и материалов. Словесное общение, разворачивающееся в процессе выполнения совместных со взрослым работ или обсуждения рисунков и поделок, включает разнообразные по коммуникативной направленности высказывания: вопросы, сообщения, просьбы, оценку действий ребенка..

Речевой материал.

Играй, дай, возьми, убери, прыгай, ползи, хлопай, собери, покатай, кати, брось, лови, покорми, причеши; спит, лежит, сидит, едет, ест, прыгает

упал, плачет; лепи, рисуй , не трогай и т.д.

Кукла(ляля), мяч,шар, мишка, зайка, машина, кубик(и), юла, матрешка, самолет, поезд, дом, кот птичка, собака, корова, лошадка; краски, клей, бумага, карандаш, кисточка.

большой, маленький, красный, синий, зеленый, желтый.

Красиво, аккуратно (неаккуратно), нельзя, можно
Образцы фраз: Будем играть (лепить, рисовать). Дай ( покажи) зайку (мишку, куклу, машину, самолет…….). Играй вместе с Машей. Покатай машину/мяч/поезд/коляску, положи куклу спать; покорми куклу;/помой лялю, играй с юлой, мячом… Собака (кукла/ляля/мишка/зайка) спит ( ест,сидит/идет. Поезд(машина) едет. Птичка летит. Нарисуй ( лепи, построй) мяч (шар, дом ), Кто это? Что это? Какой самолет/шарик/кубик и т.д.? Как собака говорит/лает?

Ознакомление с окружающим

Организовывать наблюдения за животными, явлениями природы, транспортом, вызывающими эмоциональные реакции детей, с использование ситуативной речи. Использовать эти ситуации для поддержания попыток говорения, стимулирования проговаривания детьми звукоподражаний, лепетных и полных слов и фраз.
Занятия по развитию речи

Задачи и методы педагогической работы


Организовывать речевую среду в группе, создавать условия для общения детей со взрослыми и друг с другом, сопровождая действия взрослых и детей речью, дополняемой естественными жестами, мимикой лица, выразительными движениями. Стимулировать и поддерживать познавательную и речевую активность детей, стремление к общению со взрослыми и детьми. Речь взрослых должна произноситься в нормальном темпе, с соблюдением всех норм орфоэпии. Она должна включать часто повторяющиеся слова и фразы, отражающие содержание деятельности детей и взрослых.

На занятиях использовать различные виды коммуникативных высказываний (побуждения, вопросы, сообщения, отрицания) в соответствии с ситуацией общения. Подкреплять их содержание указаниями на предметы, демонстрацией действий, свойств и признаков объектов.

Использовать режимные моменты и бытовые ситуации, предметные и игровые действия для налаживания общения с детьми и активизации их речевых возможностей, введения новых слов и фраз, повторения уже знакомого речевого материала.

Привлекать внимание детей к лицу говорящих людей. Наблюдать за мимикой лиц реальных людей и на картинках (улыбается, нахмурился, рассердился, плачет и т.д.), Учить подражать мимике, имитировать эмоции в действиях с игрушками и играх. Использовать перчаточные куклы с открывающимся ртом и другие «говорящие» игрушки, которые «общаются» с детьми (здороваются, дарят подарки, играют, прощаются). Учить внимательно смотреть на лицо. Использовать зеркало для рассматривания внешности ребенка и взрослого, учить показывать аналогичные части тела, выполнять по подражанию простые движения, имитировать мимику лица. (Игры «Зеркало», «Обезьянки» и др.)

Проводить игры и упражнения по развитию речевого дыхания (дутье на воду, игры с пластмассовыми игрушками, мыльными пузырями, перышками, кусочками ваты, бумаги, надувными шариками, соломинками, свистками и т.д.).

Учить подражать игровым действиям взрослого: собирать матрешек, складывать

Проводить артикуляционные упражнения в игровой форме, учить подражать движениям рта, губ, челюстей, сочетая их с произнесение звуков, слогов («Болтушки» и др.).

Для развития пальцевой моторики использовать игры с пластилином, рисование фломастерами, карандашами, мелками, имитировать простые штрихи, действовать с кнопочной мозаикой. Использовать действия с предметами, включая пальцы обеих рук, захватывание разных по форме и величине предметов, шнуровку, застегивание, нанизывание бус, развязывание узелков и др.

Проводить пальчиковые игры ( прикосновения к пальчикам, рисование на ладошке ребенка кругов или других фигур, сжатие и разгибание пальчиков, подражание движениям рук взрослого), сочетая движения пальцев с произнесением серий слогов и слов, чтением стихов и потешек, коротких песенок, считалок («Сорока-белобока», «Пальчики в лесу»). Использовать движения пальцев для передачи характерных признаков предметов и животных (флажок, стул… гусь, зайка, лошадка, волк и др.), сопровождая произнесением звукоподражаний и слов (га-га-га... ).

Петь детям простые песенки или произносить короткие стишки, сопровождая подходящими движениями, двигаясь вместе с детьми в такт. Широко использовать движения фонетической ритмики. Включать в занятия ритмизованные стихи, потешки, детские песенки, учить хлопывать, топать, произносить слогосочетания в соответствии с ритмом.

На занятиях, в играх, в быту широко использовать звучащие игрушки и предметы (музыкальные игрушки, бытовые предметы и др.), привлекать внимание детей к разнообразным звуковым сигналам ( стуку в дверь, звучанию пылесоса, шуму воды, громкому тиканью часов и др.). Уточнять назначение звучащих предметов путем демонстрации их свойств и функций.

Учить подражать речи взрослых в доступной форме ( артикулирование, звукоподражания, лепетные и усеченные, полные слова и фразы) в процессе игр с дидактическими игрушками, предметных действий.. Формировать навыки сопряженного (вместе со взрослым) и отраженного (по подражанию за взрослым) говорения. Внимательно слушать ребенка и поддерживать все звуки, с помощью которых он пытается общаться.

В свободное время и на занятиях проводить дидактические игры, направленные на развитие зрительного, тактильного и вибрационного восприятия, внимания, памяти, наглядного мышления ( «Дорожки», «Чудесный мешочек», «Найди пару», «Разрезные картинки», игры с матрешками, пирамидками, «Коробка форм», Что исчезло, Кого нет? Что изменилось? и др). ) как условия развития языковой способности.,

Привлекать внимание детей к предметам и игрушкам. Включать в словарь и учить понимать и различать названия предметов быта и игрушек, простых действий.

Учить детей различать знакомые слова на основе слухо-зрительного восприятия, побуждать произносить их в доступной для ребенка форме (как он может).

Предъявлять знакомые слова для слухо-зрительного восприятия и давать их слуховой образец.

Учить выполнять простые поручения, связанные с организацией быта и занятий, на основе восприятия устной речи: сядь, встань, ешь, пей, беги, прыгай и др.

Учить понимать и различать простые поручения и инструкции в соответствии с тематикой занятий и деятельности ( Дай куклу. Возьми штаны. Ешь яблоко…).

Учить понимать ( на слухо-зрительной основе и на слух) в играх, бытовых ситуациях, по картинкам фразы типа: Кукла спит. Мяч упал. Девочка плачет и т.д.

В дидактических играх и упражнениях учить детей находить объекты или картинки на основе слухо-зрительного или слухового восприятия.

Учить детей выражать свои желания, просьбы, сообщения в устной речи ( приближенное или точное проговаривание).

Побуждать и поддерживать попытки детей к произнесению знакомых слов и фраз.

Рассказывать детям короткие доступные рассказы и истории, разыгрывая их содержание с помощью игрушек, макетов. Побуждать детей воспринимать рассказ на слухо-зрительной основе, эмоционально реагировать на ситуации, пытаться по подражанию взрослому рассказывать, используя звукоподражания, лепетные и полные слова и фразы. Использовать для рассказывания сказок «Репка», «Колобок».

Учить с детьми четверостишия, короткие стихи, используя фонетическую ритмику, выразительные движения.

Тематика и содержание занятий


Семья. Дети и взрослые.

Одежда, обувь

Части тела.

Предметы гигиены

Фрукты

Овощи

Продукты питания

Игрушки

Животные

Растения

Посуда

Мебель

Сказки: « Колобок», («Курочка ряба»), «Теремок»

Праздники, развлечения

Магазин

Времена года

Речевой материал

(речевой материал для детей раннего и младшего дошкольного возраста)
Слова и фразы используются в быту, в играх и на всех занятиях. На занятиях по развитию речи данный речевой материал закрепляется, уточняется. Значения слов и фраз ребенок должен понимать, по возможности произносить.
Иди, идет, сядь, сидит, встань, ешь, ест, спи, спит, пей, пьет, иди, идет, беги бежит, прыгай, прыгает, ползи, ползет, едет, плывет (плавает), летит, хлопай, танцуй (танцует), дай, на, возьми, упал, плачет, не плачь, болит, надень, сними, помоги, вымой, вытри, пойдем, гулять, играй (играет), смотри, слушай, говори, убери, покажи, рисуй, лепи, сложи, положи, читай, пиши, завяжи, застегни, устал, (не)хочу, позови, ударил, смеется, светит (солнце), дует (ветер), падают (листья), катаются (на санках), замерз, заболел, болит (горло..), дал лекарство; убирает, моет, продает; подарил.

Имя ребенка, мама, папа, баба (бабуля), дедуля, имена братьев и сестер, имена других детей группы и взрослых, тетя, дядя, мальчик, девочка, дети;

кукла, мяч, машина, дом, шар, самолет, лодка, поезд, санки, юла, лопата, ведро,

елка, бусы, флаг, гриб, матрешка, кубик, пирамида, лыжи, ком, снежная баба, качели, книга, колобок,

собака, кошка, утка, рыба, птичка, зайка, лиса, волк, мишка, курица, гусь, лошадь, корова, коза, мышка, лягушка, бабочка, жук; ежик, белка, муха, оса, червяк;

суп, каша, хлеб, молоко, чай, сок, конфета, печенье, торт, борщ, котлета, салат, компот,

яблоко, груша, банан, апельсин, слива, виноград, арбуз, лимон;

огурец, помидор, морковь, репка, лук, капуста, свекла,картофель;

тарелка, чашка, ложка, блюдце, кастрюля, чайник;

стол, стул, кровать, шкаф, диван; телевизор, лампа, ковер;

штаны, рубашка, платье, туфли, ботинки, сапоги, трусы, майка, колготы, носки, куртка, шуба, шапка, шарф, варежки; кофта, пальто;

вода, мыло, полотенце, горшок, расческа, зубная паста, платок (носовой);

руки, ноги, глаза, рот, нос, уши; голова, живот, спина, попа, волосы, язык, зубы;

наушники, аппарат; бумага, книга, карандаш, фломастер, кисточка, ручка, азбука;

группа, туалет, спальня; кухня, пол, потолок, окно, дверь;

праздник, Новый год, Дед Мороз, подарок;

магазин, продавец, врач, лекарство, няня, щетка, тряпка, шофер, машина.

осень, зима, весна, лето; солнце, небо, дождь, туча, снег, лед; цветы, трава, деревья;

Большой, маленький, круглый, продолговатый, красный, зеленый, синий, желтый, вкусный, сладкий, горький, кислый, горячий, холодный, красивый, чистый, грязный, ( не) аккуратный, хороший, плохой, такой, не такой;

мой, у меня, я, ты.

(Не)правильно, холодно, тепло, больно, быстро, медленно, тихо, громко,

спасибо, хорошо, плохо, вкусно, весело, (не)верно, можно, нельзя, сам(а), молодец, умница, там, тут, вот, все.

Образцы фразеологии

Будем играть (рисовать, заниматься…). Пойдем гулять. Иди спать. Иди в туалет.) Возьми ( покажи, убери) карандаш (грушу…кофту…). Положи шапку в шкаф. Нарисуй синий шар…

Кто это? Что это? Это мальчик ( мишка…лимон…).

Что делает мальчик ?. Мальчик рисует шар. Бабушка пьет чай.

Какой лимон (помидор)? Лимон желтый. Помидор красный, круглый…

Где Катя (мама)? Катя дома (тут). Где шапка ( шарф,…карандаш..)? –Нет.

У кого шар ( машина, кукла….)? У Вани (у меня) шар (машина, кукла)..

Что случилось? Мальчик плачет.
Литература для чтения и рассказывания детям
Песенки и потешки: «Ладушки»,«Водичка-водичка», «Мишка, мишка, мойся», «Сорока-сорока», «Киска, киска», «Баю-бай, ты, собачка, не лай», «Наша Маша маленька»,»Идет коза рогатая», «Поехали,поехали», «Большие ноги»,. «Жили у бабуси…», и др.

Стихи: А.Барто «Бычок», «Самолет», «Мячик». А.Прокофьев «Солнышко», «Мишка косолапый по лесу идет», С.Михалков «Песенка друзей», И.Токмакова «Как на горке снег», «На машине ехали», Г.Лагсдынь «Вот проснулись, потянулись..»

Сказки: «Курочка Ряба», «Теремок» (адаптированный вариант).



1 Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. М., 1975

перейти в каталог файлов
связь с админом