Главная страница

Развитие речи ребенка от 3 до 7 лет. Развитие речи ребенка третьего года жизни


НазваниеРазвитие речи ребенка третьего года жизни
АнкорРазвитие речи ребенка от 3 до 7 лет.doc
Дата23.10.2017
Размер115 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаРазвитие речи ребенка от 3 до 7 лет.doc
ТипДокументы
#29762
Каталог

С этим файлом связано 42066 файл(ов). Среди них: и ещё 42056 файл(а).
Показать все связанные файлы

Развитие речи ребенка третьего года жизни.

На третьем году жизни в речи ребенка появляются грам­матические формы, выражающие его отношение к предметам, пространству и времени. Как правило, сначала появляется ро­дительный падеж, затем — дательный, творительный, пред- ложный. Фразы становятся многословными, появляются при­даточные предложения, соединительные союзы и местоиме­ния. Дети часто задают вопрос: «Что это?». За каждым таким этапом — огромная работа и самого малыша, и окружающих его взрослых. Они должны уделять особое внимание собст­венной речи, памятуя о том, что у детей этого возраста осо­бенно сильно развит рефлекс подражания. Желательно, чтобы родители следили за темпом речи: говорили медленно, четко, выразительно; большое значение приобретают паузы.

Двухлетний малыш уже начинает осознавать себя в окру­жающем мире и нуждается в аудитории, поэтому надо нау­читься внимательно, с интересом выслушивать его. Постоян­ные вопросы: почему? как? где? зачем? — не дают иссякнуть его потребности в общении. И если, набравшись терпения, родители толково будут отвечать на вопросы, активно будет совершенствоваться речь ребенка.

На третьем году жизни малыш с удовольствием слушает и воспринимает несложные сказки, рассказы, с легкостью вы­полняет простые словесные поручения -— идет интенсивный количественный и качественный рост словаря: в 2 года — 300 слов, к трем годам — до 1000—1200 слов.

Лексика

В словаре малыша представлены практически все части речи: существительные, глаголы, наречия, прилагательные, числительные, местоимения, а также служебные слова: союзы, предлоги, частицы, междометия. Особенно часто он использу­ет местоимения и говорит о себе в третьем лице: «Митя хочет спать», «Митя идет гулять».

Сложнее с прилагательными. В основном они характери­зуют размер и цвет предмета. Но постепенно малыш научается определять его принадлежность: «мамин, папин, Колин». За­тем появляются характеристики состояния: «злой, веселый, голодный». Пространство же передается такими словами, как: «так, туда, тут».

Овладение слоговой структурой слова — точное воспро­изведение слогового ряда — звукового оформления, к сожалению, не всегда удается малышу. Часто он переставляет слоги, заменяет их, пропускает, и тогда КАПЮШОН — это ПИКИ-ШОН, ВЕЛОСИПЕД — ВИПЕД, а ФОТОАППАРАТ и во­все — АГРАФЕН. Разумеется, помощь родителей необходима. Можно использовать обычный альбом для раскраски, назва­ния картинок в котором располагаются в определенной слого­вой последовательности:

  • односложные слова — СОК, МЯЧ, ЛЕС;

  • простые двухсложные слова без стечения согласных, слоги прямые — МАМА,

КОЛЯ, МЫЛО;

  • двухсложные слова со стечением согласных — ПАЛКА, ПОЛКА, ГАЛКА;

  • трехсложные слова без стечения согласных — КОРО­ВА, ВОРОНА, ВОРОТА;

  • трехсложные слова со стечением согласных — БАРАНКА, БУРЕНКА;

  • слова с закрытым слогом — БАРАБАН, КАРАНДАШ, ТЕЛЕГРАФ;

  • четырехсложные слова без стечения согласных и со стечением согласных —

БАТАРЕЯ, ВЕЛОСИПЕД, АВТО­МОБИЛЬ.

Малыша следует привлечь к подбору картинок из различ­ных «ЛОТО». Ежедневно следует анализировать не более 2—3 картинок. Нужное слово, сначала четко произносит мама, затем вместе с малышом, и только потом он самостоятельно произносит это слово. Пройденное необходимо периодически повторять.

На третьем году жизни начинается важнейший этап в ос­воении родного языка — овладение грамматической структу­рой. Грамматически речь детей еще далека от совершенства. Нередко они путают предлоги, падежные окончания, допус­кают ошибки в согласовании слов, нарушают их порядок в предложении. Родители могут помочь справиться с этими трудностями. Так, мама, играя с дочкой, проговаривает все, что делает кукла Катя: «Катя села НА стул. Катя спряталась ЗА стул. Катя вышла ИЗ-ЗА шкафа. Катя легла В постель. Ка­тя залезла ПОД стол. Катя вылезла ИЗ-ПОД стола». Катя повторяет за мамой все предложения с ударением на предлоги. Играя с сыном, "вы соблюдаете те же правила: «Ма­шина едет ПО улице. Машина подъезжает К дому. Машина въезжает В гараж. Машина выезжает ИЗ гаража. Машина вы­езжает ИЗ-ПОД моста. Машина едет ЗА угол дома. Машина выезжает ИЗ-ЗА угла». Так усваиваются падежные предлоги и окончания, меньше допускается ошибок в согласовании слов.

Расширение и увеличение словарного запаса способствует закреплению вновь появляющихся звуков. Некоторые дети к трем годам овладевают правильным произношением всех зву­ков. Но чаще они еще не произносят шипящие звуки (ш, ж, ч), а также сонорные (л, р). Речь недостаточно отчетлива, чиста по звучанию, она как бы смазана, смягчена (барабан — БА-ЛЯБАН, горка — ГОЛЬКА). Часто дети смягчают свистящие звуки (сани — СЯНИ, зайка — ЗЯЙКА), заменяют шипящие — свистящими (шайба - СЯЙБА, жаба — ЗЯБА) или звуками т-д: шуба — ТЮБА, жук - ДЮК. Нарушения звукопроизношения объясняются недостаточным развитием артикуляци­онного аппарата: малой подвижностью языка, губ, нижней челюсти. Обратите внимание, правильный ли прикус у вашего малыша? Не выдается ли вперед нижняя или верхняя че­люсть? Если у вас появились сомнения, обязательно покажите его врачу — ортодонту, так как, например, от прикуса зависит чистота произношения.

Для развития артикуляционной моторики малышу можно ежедневно рассказывать сказку про Язычок с любыми сюжет­ными импровизациями. Например:

«Язычок живет в домике, который называется Ротик. По­кажи!» — Ребенок показывает.

«В домике есть двери: зубки и губки. Язычок встает рано утром и выбегает из домика».

«Каждое утро Язычок делает зарядку» — «бегает» по нижней губе, поднимается наверх и опускается вниз.

«Затем Язычок чистит зубки» — кончиком языка погла­дить нижние, а потом верхние зубы с внутренней стороны.

«Язычок завтракает. Ест манную кашу». — «Мня-мня-мня».

«Язычок садится на лошадку и едет в гости к тетушке Щечке» — предлагается пощелкать языком, широко раскры­вая рот, то быстро, то медленно. «У тетушки идет ремонт и Язычок помогает красить по­толок и стены» — кончиком языка погладить небо и внутрен­нюю поверхность щек.

«Тетушка угостила Язычок вкусным вареньем» — широкое движение языком по верхней и нижней губе.

«Язычок покачался на качелях в парке» — попеременные движения языком то к носу, то к подбородку.

«Язычок сел на лошадку и поехал домой!»

Чтобы правильно воспроизвести услышанное, малыш должен иметь не только хорошо сформированный артикуля­ционный аппарат, но и достаточно развитое слуховое внима­ние. Гуляя с ним, привлекайте его внимание к звукам: как по­ют птицы, журчит ручей, гудят машины, лает собака, каркает ворона. Дома послушайте вместе, как тикают часы, льется во­да из крана, звонит телефон и т. д.

Попросите малыша определить тот или иной звук. Пода­рите ему музыкальные игрушки: гармошку, барабанчик, губ­ную гармошку, погремушку, металлофон и т. д. — они разви­вают слуховое внимание. Когда он уже достаточно привыкнет к звучанию игрушек, попросите его по звуку определить, ка­кая именно из них прозвучала, предварительно скрывшись с ними за ширмой или в соседней комнате.

Разумеется, полезно слушать музыку, грампластинки и аудиокассеты с записями хорошо известных сказок: «Коло­бок», «Курочка-Ряба», «Теремок», «Репка» и т. д. Учите ма­лыша петь и пойте вместе с ним: пение не только развивает слух, но и способствует развитию речевого аппарата — улуч­шается переключаемость с одной артикуляции на другую, увеличивается объем, скорость и сила движений языка, губ, работают голосовые связки.

С речевой функцией тесно связаны движения пальцев рук. По данным М. М. Кольцовой, проводившей электрофи­зиологические исследования, речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Детям на третьем году жизни можно предложить катать шарики из пластилина, лепить простые фигурки, расстегивать и застегивать пуговицы, завязывать и развязывать узлы, шнуровать ботинки. Можно продолжать народные игры с пальчи­ками, организовать дома кукольный театр или, если хватит фантазии — театр теней.

Темп овладения речью у детей неодинаков. Одни начи­нают говорить рано и четко произносят слова. Другие, напро­тив, говорят мало, но при этом хорошо понимают речь окру­жающих. Но если все-таки к концу третьего года ребенок не заговорил, его необходимо показать логопеду.

Почему заговорить бывает трудно

Развитие речи процесс индивидуальный, зависящий от многих факторов.

Если в 2—2,5 года ребенок не произносит ни одного сло­ва, следует внимательно присмотреться к нему и попытаться понять, почему он так долго молчит. Рассмотрим типичные варианты задержки активной речи у детей 2—2,5 лет.

Задержка речи на стадии называния. Ребенок, научив­шийся обозначать предмет словом, может надолго остаться на этом уровне. Такая ситуация возникает, когда малыш привык повторять слова, обозначающие предметы за взрослым. В об­щении же с людьми его речь заменяется жестами, движения­ми, требовательными возгласами. Неумение говорить невротизирует ребенка, он становится капризным, и, оказываясь зачастую непонятым, выражает свое недовольство криком и плачем. В такой ситуации, чтобы исправить положение, необ­ходимо включать в предметные действия с ребенком актив­ную речь. Можно, например, сопровождать показ игрушек эмоциональным, увлекательным для малыша рассказом. Во-вторых, нужно организовывать сотрудничество с ребенком по типу «давай вместе». И в-третьих, как можно больше говорить с ним, читать книжки, вместе слушать пластинки.

Задержка на стадии эмоционального общения со взрос­лым. Порою общение ребенка со взрослым сводится лишь к выражению взаимной любви, обмен ласками, улыбками, а слово при этом является лишним, потому что и так все понят­но. Для исправления создавшегося положения и возникнове­ния первых активных слов необходимо организовывать предметное взаимодействие с малышом, о котором мы уже расска­зывали.

Ориентация в основном на предметный мир. Родителей радует, когда ребенок с удовольствием и подолгу манипулирует предметами, проявляя при этом двигательную активность, из­давая радостные звуки. Часто такой ребенок не реагирует на окружающих людей, он погружен в собственный мир.

Удобно, если ребенок занимает себя сам, подолгу сосре­доточиваясь на предметах, и не доставляет окружающим хло­пот. Однако, такое поведение, как правило, приводит к за­держке речевого развития, да и предметные действия малыша будут бедны и однообразны. С таким малышом нужно вер­нуться к занятиям, в основе которых лежит эмоциональный контакт. Ласковое прикосновение, доброе и внимательное взаимодействие на основе зрительного контакта. Взрослый может спрятаться сам (по типу игры в «ку-ку»), спрятать лицо ребенка, обрадоваться при встрече с ним взгядом. Можно по­играть и в «сороку-ворону» и в другие детские игры. Всем предметным действиям следует придавать по возможности человеческий характер — куклу жалеть, кормить, обезьянку лечить и т. д. Количество игрушек и предметов, окружающих малыша, следует сократить.

Полезны игры с имитацией, когда взрослый говорит в присутствии малыша за разных зверушек, а ребенок, заража­ясь общим настроением, повторяет слова вслед за ним. Также полезны игры, в которые нельзя играть одному, например, катать мячик.

«Детские» слова могут препятствовать развитию речи. Причины употребления специфических «детских» слов типа «бу-бу», «лю-ка» кроется в том, что правильное звукопроизношение затруднено несовершенной еще артикуляцией. Кроме того, речевой слух ребенка воспринимает чаще всего лишь окончания слов. Поэтому, обращаясь к ребенку, следует говорить четко и ясно и добиваться от ребенка внятного про­изношения.

Развитие речи ребенка четвертого года жизни.

Три года— возраст «почемучек», бесконечных вопросов. Расширяется эмоциональная сфера: появляется чувство жало­сти, смущения, самолюбия. Малыш хорошо улавливает инто­нации взрослых, радуясь или обижаясь, доверяя или стра­шась,— он легко внушаем, раним.

К четырем годам все это принимает более сложные фор­мы, а главное — совершенствуется речь ребенка, расширяется как пассивный, так и активный словарь. В грамматически пра­вильно построенных фразах встречаются почти все части ре­чи. Ребенок классифицирует предметы, объединяет их в груп­пы. Он знает, например, что чашка, ложка, блюдце, тарелка, кастрюля, сковородка — это посуда. А посуда бывает стек­лянная, фарфоровая, хрустальная, алюминиевая и т. д. Совер­шая различные действия с ней, он называет эти действия.

У него уже сформированы такие обобщающие понятия, как «одежда», «обувь», «овощи», «фрукты», «мебель», «до­машние животные» — нередко это происходило по дороге из детского сада домой, во время прогулки, когда вы заходили с ребенком в магазин и показывали ему предметы на прилавках, называя их, определяя величину, цвет и форму. Задайте ему вопросы таким образом, чтобы он давал развернутые, подроб­ные ответы.

Следите, пожалуйста за своей речью, ибо она должна быть образцом для ребенка. Постарайтесь избавиться от не­достатков звукопроизношения.

Говорите медленно, четко, выразительно, красиво. При­слушивайтесь к звучанию своего голоса. Говорите с удоволь­ствием. Постарайтесь, если не прекратить, то свести до мини­мума общение малыша с родственниками и знакомыми, имеющими дефекты звукопроизношения, ускоренный темп речи или заикание. Чтобы правильно говорить, ребенок дол­жен четко воспринять слова и звуки, запомнить их и точно воспроизвести. Решающее значение приобретают хорошее состояние слуха, умение внимательно слушать. Конечно, дол­жен быть сформирован речевой аппарат, работой которого руководит центральная нервная система. Возможно не лишне

напомнить, что речевой аппарат — это органы дыхания, то есть легкие, бронхи, трахеи; органы голосоподачи и голосове­дения, то есть гортань с голосовыми связками; и система воз­душных полостей, то есть глотка, носоглотка, нос, рот.

Как мы говорим

Органы дыхания подают струю воздуха, необходимую для образования голоса. Начинают работать голосовые связки, образуется голос. Система воздушных полостей — резонанс, усиливающий звук голоса. В результате активной деятельно­сти органов произношения (язык, губы, нижняя челюсть) об­разуются звуки речи. Язык и губы совершают движения, при­нимают различное положение, мягкое небо открывает и за­крывает проход в нос.

Когда струя воздуха свободно проходит через рот, обра­зуются гласные звуки, в основном благодаря языку и губам: а, о, у, и, э.

А согласные звуки образуются в результате возникновения в ротовой полости различных преград с помощью языка и губ.

Большинство детей на четвертом году жизни произносят почти все звуки, но некоторые все еще испытывают опреде­ленные трудности с шипящими (ш, ж) или сонорными (р, л). Неправильно употребляется ударение, допускаются переста­новки, замены, выпадения слогов.

Малыш произносит звук то правильно, то неправильно, в одном слове произносит его, в другом — нет.

Нередко — по мере появления нового звука — он упот­ребляет его слишком часто, заменяя им другие звуки. Так, на­пример, с появления звука ш-ж, он начинает заменять ими звуки с-з: САНИ — ШАНИ, ЗАЙКА — ЖАЙКА. С появления звука />, заменяет звук л: ЛАПТИ — РАПТИ, ЗЕРКАЛО — ЗЕРКАРО. Если речь не чистая, неправильно произносится большинство звуков, твердые согласные смягчаются и т. д., следует обратиться к логопеду, продолжая заниматься с ре­бенком артикуляционной гимнастикой.

Развитие речи ребенка 5-7 лет.

Мама: «Ты у меня совсем самостоятельная стала!» 5-летняя Марина: «Я не только самостоятельная, я и самолежательная и самосидетельная!»

М. М. Кольцова. «Ребенок учится говорить»

«Я прав дун!» «Я намакаронился!» «Спокочи ночи!» «Я вся такая пахлая! Я вся такая духлая!»

К. И. Чуковский. «От двух до пяти»

К 4—5 годам малыш овладевает падежами, сначала роди­тельным, затем дательным, творительным, предложным. По­являются глагольные времена и многословные фразы, прида­точные предложения, соединительные союзы и местоимения. Дети с удовольствием произносят монологи. Начинается вто­рой период вопросов: «Почему?»

Пятый год жизни — заключительная фаза в развитии язы­ка, но детское словотворчество еще продолжается. Лингвис­тическое совершенство детского словообразования, построен­ного по законам родного языка, поразительная чуткость ма­лышей к языку радуют, удивляют и забавляют родителей.

Психолог Т. Н. Ушакова выделила основные принципы, по которым дети образуют новые слова. Иногда часть слова используется как целое: «Мы лепили, и получилась лепь» или «Собака прыгнула большим прыгом». А иногда к корню одно­го слова дети прибавляют окончание другого: «На кофточке рваность» или «Одеваться без помогания».

Случается, что малыши образуют и синтетические слова: БАНАНАС (банан + ананас); БАБЕЗЬЯНА (бабушка обезья­ны); ВОРУНИШКА (вор + врунишка); МАПИНА ДОЧКА, ВСЕХЛЮДНАЯ. В возрасте от 3,5 до 6 лет дети очень любят сочинять и рассказывать сказки. Чаще это происходит так: малыш держит в руках раскрытую книгу и «читает». В возрас­те 4—5 лет он пользуется готовыми фразами или шаблонами, составляя из них рассказы и сказки, которые обычно начина-

ются словами: «Жил-был...» или «Жила-была...» В каждое повествование старается внести что-то свое, и это способству­ет развитию его творческих способностей.

Родители должны научиться внимательно слушать своего ребенка. Хорошо, если они записывают за ним слова, сказки, которые он сочиняет. На пятом году значительно улучшается его звукопроизношение: полностью исчезает смягчение со­гласных, он реже пропускает звуки и слоги, правильно произ­носит шипящие и сонорные звуки, учится выговаривать мно­госложные слова, точно воспроизводит слоговую структуру. Определенную трудность для детей представляют слова с большим количеством согласных звуков (зеркало, литература, экскаватор, контейнер), поскольку произношение некоторых звуков у них еще не закреплено: звуки не дифференцированы на слух в произношении. Постепенно эти недостатки прохо­дят, подвижность мышц артикуляционного аппарата позволя­ет более точно использовать язык и губы для произношения сложных звуков.

5-летний ребенок может подбирать слова на заданный звук, выделять его в слове. Поиграйте с ребенком, попросите его назвать слова, которые начинаются на звук т или д, б или п, м или н. Развитый речевой слух дает ему возможность раз­личать громкость звука, ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные интонации, голосовые модуляции.

Дети с удовольствием подражают взрослым, точно вос­производя различные интонацонно-методические особенности их речи, выделяя отдельные слова смысловым ударением и выдерживая паузу. Свободно, в течение 3—5 секунд они мо­гут произносить гласный звук, поскольку речевой выдох у них стал длительнее. Если ребенок к 5 годам все еще неправильно произносит отдельные звуки, ему нужна помощь логопеда.

Это тем более необходимо, что у ребенка возрастает ин­терес к звуковому оформлению слов и он с удовольствием их рифмует. Паша-маша, каша-наша, а иногда сочиняет собст­венные четверостишия или перефразирует хорошо известные: «Тише, Танечка, не плачь, я куплю тебе калач».

К 5 годам активный словарь детей увеличивается при­близительно до 3000 слов. Это позволяет им точнее выражать свои мысли, насыщая речь прилагательными, наре­чиями, личными местоимениями, сложными предлогами (из-за, из-под). Они все чаще пользуются обобщающими понятиями: одежда, обувь, овощи, фрукты, мебель, продукты и т. д., сложносочиненными и сложноподчиненными пред­ложениями.

Если вы хотите помочь малышу закрепить и дифференци­ровать те или иные звуки, а также овладеть слоговой структу­рой слова, предложите ему задание: он должен договаривать слова в небольших стихотворениях:

«Приходи к нам тетя...

Нашу деточку...»

«Спать пора

Уснул...

Лег в коробку

На...»

Чтобы закрепить правильное употребление звука, выра­ботать четкую артикуляцию, предложите малышу повторять за вами чистоговорки:

«Са, са, са — вот летит оса.

Со, со, со — у Сони колесо.

Су, су, су — мы видели лису.

Це, це, це — румянец на лице.

Ла, ла, ла — Мила в лодочке плыла.

Ра, ра, ра — высокая гора.

Шапка да шубка — вот и весь Мишутка.

Ткет ткач ткани на платки Татьяне.

Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для нас.

Ласточки свили гнездо

под нашей крышей.

Кукушка кукушонку купила капюшон,

Надел кукушонок капюшон,

В капюшоне он смешон.

На горе Арарат

Растет крупный виноград.

Можете вместе с ребенком сочинять чистоговорки. На­пример: «Иска, иска — маленькая киска» или «Иска, иска — на столе миска» и т. д.

Для развития слухового внимания предложите ребенку загадки, а для работы, над темпом, плавностью, ритмом, выра­зительностью речи — заучивать небольшие стихи, считалки, потешки.

Это необходимо потому, что к 5 годам ребенок уже обра­щает внимание на звуковое оформление речи, увеличивается его словарный запас, и речь становится выразительной, гра­мотной, четкой.

Таков ваш дошкольник — умный и внимательный. Он умеет воспринимать, запоминать и мыслить, у него большой опыт практических действий — он чувствует уверенность в своих силах.

К моменту поступления в школу словарный запас ребенка включает около 5—6 тысяч слов и он правильно употребляет их в речи. Обычно к этому времени у детей формируются и

пространственно-временные представления, зрительный и слуховой анализ и синтез, общая моторика, мелкие движения пальцев рук. То есть, другими словами, ребенок достиг опре­деленного уровня физической, нервно-психической и интел­лектуальной зрелости.

Соответственно, стойкие нарушения в усвоении навыков чтения и письма могут вызвать нарушения зрения и слуха, недоразвитость речи, общей и мелкой моторики, нервно-психические заболевания. Частичное нарушение чтения при­нято называть дислексией, а письма — дисграфией.

У взрослого человека процесс чтения и письма автомати­зирован. У ребенка же на начальном этапе он состоит из зри­тельного восприятия слова, различения и узнавания букв, со­отнесения звука и буквы, слогового анализа, прочитывания, понимания прочитанного. А процесс письма включает смы­словое программирование, соотнесение мысли со структурой предложения, деление его на слова, анализ слоговой структу­ры слова, определение последовательности звуков, проговари-вание, соотнесение звука со зрительным образом буквы, и на­конец, воспроизведение с помощью руки — зрительного об­раза буквы.

Можно ли помочь малышу овладеть навыками чтения и письма, подготовить его к школе? Конечно, прежде всего — и как можно раньше — родители должны начать исправлять нарушения у него произношения, уточнять артикуляцию от­дельных звуков, так как даже те дети, которые до школы за­нимались с логопедом, допускают на письме и при чтении ошибки, связанные с тем, что не могут правильно соотнести звук, произношение которого было нарушено, с соответст­вующей ему буквой. Поэтому одно из самых распространен­ных нарушений письменной речи и получило название «кос­ноязычия на письме».

Чтобы совершенствовать семантику и стилистику речи ребенка, а также ее грамматический строй, старайтесь как можно больше беседовать с ним — о том, что произошло за день, о прочитанной книге, о посещении зоопарка, цирка, дет­ского театра. Слушайте его внимательно, с интересом, старай­тесь указать на ошибку только после того, как ребенок закон­чил свой рассказ.

Подготовкой к грамотному письму может послужить со­вершенствование пространственно-временных представлений ребенка: справа — слева, наверху — внизу, впереди — позади; ориентация во временах года, времени суток и т. д. Как прави­ло, эти понятия легко уточняются в игре с кубиками, каран­дашами, бумагой, а также в беседе.

Развитию мелкой моторики рук способствуют лепка из пластилина, работа с ножницами, игры с пальчиками, массаж пальцев рук, шнуровка, обводка, рисование, вышивание.

Тактильные ощущения развиваются узнаванием букв, «написанных» пальцем на спине, в воздухе, ощупыванием объемных пластиковых букв. Работа с магнитной доской по­зволяет расширить «поле зрения» ребенка, научит его соотно­сить звук и букву, различать согласные и гласные звуки и бук­вы, соединять их в слоги и читать. Совершенствует навыки узнавания букв и моделирование букв из палочек и каранда­шей; восстанавливание их недостающих элементов. Решение этих задач поможет вам подготовить ребенка к овладению школьными знаниями.

Родители должны помнить, что профилактика нарушений чтения и письма проводится с дошкольного возраста.

Механизмы предлагаемых ниже некоторых видов работ по профилактике и устранению нарушений во многом сходны.

Выполняя следующие задания, ребенок научится опреде­лять количество, последовательность и место слов в предло­жении:

  1. Придумать предложение по сюжетной картинке и оп­ределить в нем количество слов.

  2. Придумать предложение с определенным количеством слов.

  3. Увеличить количество слов в предложении.

  4. Составить графическую схему данного предложения и придумать по ней другое предложение.

  5. Определить место слова в предложении — какое по счету.

  6. Выделить предложение с определенным количеством слов из текста.


А эти виды заданий развивают слоговой анализ и синтез:

  1. Выделить гласный звук из слога и слова.

  2. Определить место гласного звука в слове.

  3. Назвать гласные в слове.

  4. Записать только гласные звуки данного слова.

  5. Определить пропущенный слог в слове: буз, жа, жа, ли .

  1. Составить слово из слогов, данных в беспорядке (ран, ка, даш; ра, ба, бан).

  2. Выделить в предложении слова, состоящие из опреде­ленного количества слогов.

Примерные задания по формированию звуко-буквенного анализа:

  1. Придумать слова, в которых 3, 4, 5 звуков.

  2. Отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков.

  1. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове.

Письменные работы:

1. Вставить пропущенные буквы в слова: па...ка, по...ка, ры...ба, шта...га.

  1. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, на втором, на третьем месте (сани, каска, нос).

  2. Составить слова с различным числом слогов из букв разрезной азбуки: КОТ, ТОК, САХАР, КОШКА, БАРАБАН, ВЕЛОСИПЕД, ГИМНАСТИКА.

  3. Выбрать из предложений слова с определенным коли­чеством звуков, устно их назвать и записать.

  4. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово:

НО... (НОС) НО... (НОГА) НО... (НОЧЬ) НО... (НОМЕР) НО... (НОРКА)

6. Подобрать слово с определенным количеством звуков:
А У С

АНЯ УЛЯ СОН

АГАТ УКАЗ САНИ

АРБУЗ УЛИЦА САХАР

АНАНАС УКАЗКА САМОЛЕТ

  1. К каждой букве подобрать слова, начинающиеся с со­ответствующего звука. Слова записать в определенной последовательности: сначала слова из 3-х букв, затем из 4, 5, 6 букв.

  1. Преобразование слов:

а) Добавить звук: МЕХ-СМЕХ, РАК-БРАК, РОЗА-ГРОЗА;

б) Изменяя один звук слова, составить цепочку слов:
СОМ-СОК-СУК-СУП-СУХ-СОХ-СОР-СЫР-СЫН-СОР;

в) переставить звуки местами: ЛИПА-ПИЛА, ПАЛКА-ЛАПКА;

9. Какие слова можно составить из букв одного слова:
РАКЕТА-КАРЕТА. ОГОРОД-ГОРОД, ДОРОГА-ГОРА, РОГА, РОД, ГОРОД.

10.Образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука пре­дыдущего слова:

СОМ-МОРОЗ-ЗАЯЦ-ЦБ1ПЛЕНОК-КУБИК-КЛАСС-СТАЯ.

  1. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.

  2. Слово-загадка. Пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадывает­ся, записывается вторая буква слова и т. д. (С-СОРЕВНОВАНИЕ).

13.Назвать слово, в котором звуки расположены в обрат­ном порядке: КОТ-ТОК, НОС-СОН, СОР-РОС.

14. Разгадать ребус. Детям предлагаются картинки:
ПОРТ, АРБУЗ, РАНЕЦ, ТОРТ, АСТРА. Дети выделяют пер­вый звук в названии картинок, записывают соответствующие буквы, прочитывают слово (ПАРТА).

  1. Отобрать картинки с определенным количеством звуков и букв в их названии.

  2. Какой звук убежал (ЛАМПА-ЛАПА, РЕЧКА-РЕКА, ГРОЗА-РОЗА)?

17. Найти общий звук в словах: ПЛАТЬЕ-ЛАВКА, СО­БАКА-ОЗЕРО, БАЛЕТ-ОБЛАКО. На начальных этапах рабо­ты делается опора на проговаривание.

Следующий цикл упражнений направлен на формирова­ние лексико-грамматического строя речи, морфологических и синтаксических навыков, представления об элементах слова и о структуре предложения. Основные направления в работе: уточнение структуры предложения, словообразование и сло­воизменение. Работа над предложением строится по следую­щему плану:

— Двусоставные предложения, включающие существи­
тельное в именительном падеже и глагол 3-го лица настояще­
го времени (МАЛЬЧИК БЕЖИТ, ДЕВОЧКА РИСУЕТ.)

— Другие двусоставные предложения.

Распространенные предложениям из 3—4-х слов: сущест­вительное, глаго#, прямое дополнение (МАЛЬЧИК ПЬЕТ МОЛОКО).

Предложения типа:

ДЕТИ КУПАЮТСЯ В РЕКЕ. - ДЕВОЧКА СТИРАЕТ ПЛАТЬЕ КУКЛЕ.

МАМА ДАЕТ СУМКУ ДОЧКЕ.

В дальнейшем даются более сложные предложения. Предложения распространяются с помощью слов, обозна­чающих признак предмета.

СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ:

  • ответы на вопросы;

  • составление предложений устно;

  • составление предложений в письменной форме.

Если ребенок длительное время читает по слогам, это ме­шает ему осмыслить содержание текста. Поэтому необходимо развивать звукослоговой синтез.

РЕБЕНКУ МОЖНО ПРЕДЛОЖИТЬ УПРАЖНЕНИЯ:

— назвать слово, произнесенное отдельными звуками
(К,O,Ш,К,А; Р,У,Б,А,Ш,К,А);

— назвать слитно слово, произнесенное по слогам;

— составить слово из слогов, которые даны в беспо­рядке;

— произнести слитно предложение, которое дано по слогам (НА-ТРА-ВЕ-НЕ-ВИД-НО-ТРОП-КИ).

Наконец, проводится работа над пониманием прочитан­ных слов, предложений, текстов:

  • прочитать слово и показать соответствующую картин­ку; выполнить действие, ответить на вопросы;

  • прочитать предложение и подобрать соответствующую картинку;

  • выбрать из текста предложение, которое соответствует содержанию картинки;

  • найти в тексте ответ на вопрос;

  • прочитать предложение и ответить на вопросы по его содержанию.

Параллельно необходимо обогащать словарный запас ре­бенка, уточнять с ним обобщающие понятия.
перейти в каталог файлов
связь с админом