Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Реабилитация детей с церебральным параличом опыт и перспективы. Лаврентьева Анастасия Николаевна, к п. н., заместитель директора гбу рс(Я) ррц г. Нерюнгри


Скачать 24.09 Kb.
НазваниеРеабилитация детей с церебральным параличом опыт и перспективы. Лаврентьева Анастасия Николаевна, к п. н., заместитель директора гбу рс(Я) ррц г. Нерюнгри
АнкорReabilitatsia detey s tserebralnym paralichom.docx
Дата24.09.2017
Размер24.09 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаReabilitatsia_detey_s_tserebralnym_paralichom.docx
ТипДокументы
#18263
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Реабилитация детей с церебральным параличом: опыт и перспективы.
Лаврентьева Анастасия Николаевна,

к.п.н., заместитель директора

ГБУ РС(Я) «РРЦ г. Нерюнгри»
Проблема создания единой всеобъемлющей модели для реабилитации детей с церебральным параличом является одной из самых сложных в сфере медицины, специальной психологии и педагогики. Это, в первую очередь, обусловлено тем, что дети объединенные одним диагнозом, представляют собой крайне неоднородную группу, имеют сложную комплексную структуру дефекта.

Накоплен определенный опыт, как теоретического анализа, так и практический работы по организации медико-психолого-педгогического сопровождения детей в условиях реабилитационных учреждений, их структурно-содержательные модели в своей основе имеют много общего, но конкретная реализация процесса медико-психолого-педагогического сопровождения различна. В этой области опыт работы ГБУ РС(Я) «РРЦ г. Нерюнгри», начавшего свою деятельность в 1992 году, имеет практическую и теоретическую ценность. Цель работы данного учреждения – создание оптимальных условий для полноценной подготовки ребёнка с психоневрологической патологией к социально-бытовой адаптации и интеграции в здоровое общество. За годы работы Центра среди реабилитируемых детей по количественному составу всегда на первом месте выходил диагноз – детский церебральный паралич.

Таблица 1.

Состав детей по нозологиям, прошедших реабилитацию за 2012-2014 г.г.


Наименование нозологии


2012 г.

2013 г.

2014 г.

Психические расстройства

201

204

220

Болезни нервной системы:

из них, детский церебральный паралич

503

178

483

159

476

185

Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани

44

56

84

Врождённые аномалии

49

38

47

Последствия травм

8

8

9

Болезни эндокринной системы

9

5

2

Болезни глаз

1

3




Болезни кровообращения







3

Всего:

315

797

841


Система медико-психолого-педагогического сопровождения в реабилитационном учреждении включает в себя следующие структурные блоки:

  • диагностический блок;

  • блок медико-психолого-педагогической реабилитации.

Каждый из перечисленных блоков реализует свою деятельность в тесной взаимосвязи, также определяет направления совместной многоаспектной деятельности специалистов разных областей (медицины, психологии, педагогики), обеспечивает комплексный подход к реабилитации детей с церебральным параличом.

Первый блок – диагностический рассматривается как основа организации всего процесса реабилитации. Его можно условно разделить на следующие структурные модули:

  1. Первичной диагностики.

  2. Коррекционно-диагностический.

Модуль первичной диагностики обеспечивает первичное изучение психофизических особенностей личности ребенка, его семьи, условий воспитания и развития. Здесь выявляются и квалифицируются нарушения в развитии, устанавливаются возможные причины. На основе данных первичной диагностики принимается решение об определении ребенка в группу для занятий и намечаются направления реабилитационной помощи.

Коррекционно-диагностический модуль осуществляет систематический контроль за динамикой изменений в психофизическом развитии детей во время процесса реабилитации, что позволяет внести своевременные коррективы в индивидуальную программу реабилитации. Реализация этого модуля отражается в работе психолого-медико-педагогического консилиума, как метода комплексного коррекционно-развивающего воздействия, что позволяет обеспечить объективность оценки. Консилиум определяет реабилитационный потенциал ребенка, координирует реализацию программы индивидуальной реабилитации.

Блок комплексной реабилитации представляет собой организованный, целенаправленный, индивидуально ориентированный процесс. Коррекционно-развивающая направленность пронизывает все виды психолого-педагогической помощи, оказываемые в Центре, основывается на принципах и методах кондуктивной педагогики, как наиболее эффективного метода реабилитации детей. Для каждого ребенка, учитывая его индивидуальные особенности, подбирается индивидуальный маршрут реабилитации, который может включать занятия логопеда, дефектолога, психолога, музыкальной реабилитации, трудотерапии, лечебного плавания, социально-бытовой адаптации, кондуктивной педагогики.

Работа лечебно-оздоровительного блока направлена на оздоровление ребенка, физическое развитие, совершенствование движений, а также воспитание адекватного отношения к своему здоровью и формированию стремления активного и здорового образа жизни. Для осуществления этого проводятся физиотерапевтические процедуры, медикаментозная терапия, занятия лечебной физической культуры, лечебного плавания.

Работа по социально-бытовой адаптации является наиболее необходимой для детей с ограниченными возможностями. Она предполагает создание педагогических условий для формирования умений и навыков, необходимых для самообслуживания в быту и социуме. С этой целью проводятся специальные занятия по социально-бытовой адаптации, ведется ежедневная работа в режимных моментах (привитие культурно-гигиенических навыков, одевание-раздевание, прием пищи и т.д.).

Развитию социализации детей, преодолению «барьера» между обществом и ребенком, между семьей и обществом направлен блок социокультурной реабилитации: выставки творчества, концерты и спектакли детей, ежегодные фестивали «Семья года». Многолетний опыт работы Центра, показал, что семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями, не только не может в полном объеме выполнить свою социальную функцию, а сама становится реальным объектом, нуждающимся в реабилитационной помощи. В Центре разработана практическая модель работы с семьей, позволяющая включать семью не только в «поле» комплексной медико-психолого-педагогической коррекционной деятельности, но и в реабилитационный процесс, конечной целью, которого является нормализация жизни, в рамках возможного для каждой семьи.

У большинства детей своевременно начатые комплексные реабилитационные мероприятия всегда дают положительную динамику, помогают обучить самостоятельности, активной жизненной позиции, поэтому апробация приёмов и методов основных направлений реабилитационной работы целесообразна и обеспечивает положительный результат.

Таблица 2.

Эффективность реабилитации детей с церебральным параличом

за 2012-2014 г.г.

Наименование нозологии

2012 г.

2013 г.

2014 г.




Улучше

ние

Без перемен

Улучше-

ние

Без

перемен

Улучше-ние

Без перемен


Детский церебральный

паралич



156

детей

(88%)


22 ребенка

(12%)



154

ребенка

(97%)


5

детей

(3%)



177

детей

(96%)




8

детей

(4%)


Несомненный вклад вносит работа Центра в решение вопросов сложной проблемы реабилитации детей с церебральным параличом. Анализ опыта работы учреждения открывает новые перспективы для дальнейших поисков и разработок в этом направлении, позволяет сделать следующие выводы:

  1. Выявленные в ходе практической работы социальные, медицинские, психологические, бытовые и др. проблемы детей с церебральным параличом и их семей, позволили разработать программу деятельности открытой модели реабилитационного учреждения.

  2. В ходе опытно-экспериментальной работы были определены и обоснованы приоритетные направления комплексной реабилитации детей с церебральным параличом: кондуктивная педагогика, развитие творческих способностей детей, социокультурная реабилитация семьи, специальные занятия по социально-бытовой адаптации.

  3. Предложенная и апробированная система работы является эффективной при реализации комплексного медико-психолого-педагогического подхода, а также при создании государством оптимальных условий жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями, позволяющих реализовать инвалиду себя в быту и в социуме.

  4. Перспективы решения главной цели реабилитации – интеграции детей с церебральным параличом в здоровое общество, мы видим в государственных программах, направленных на раскрытие всех граней жизнедеятельности социума, общества для людей с ограниченными возможностями здоровья.

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей