|
Караяни А. Г., Сыромятников И. В. — Прикладная военная психология. Рецензенты Корчемный Петр Антонович
А. Г. Караяни, И. В. Сыромятников
Прикладная военная психология
Серия «Учебное пособие»
Рецензенты:
Корчемный Петр Антонович, доктор психологических наук,
профессор, заслуженный деятель науки РФ
Лысаков Николай Дмитриевич, доктор психологических наук, доцент
Федотов Андрей Юрьевич, кандидат психологических наук
Главный редактор Е. Строганова
Заведующая редакцией (Москва) Т. Калинина
Руководитель проекта Н. Кулагина
Литературный редактор В. Пахальян
Художник Е. Дьяченко Корректоры В. Макосий, Н. Шелковникова
Верстка Б. Файзулин
ББК 88.42я7
УДК 355.133.4(075)
Караяни А. Г., Сыромятников И. В.
К21 Прикладная военная психология. — СПб.: Питер, 2006. — 480 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
ISBN 5-469-01122-4
Представленный в книге материал ориентирован на расширение знаний о прикладных аспектах военной психологии. В ней рассматриваются вопросы, связанные с организацией психологической работы в Вооруженных силах РФ в мирное время и в ходе ведения боевых действий по наиболее важным ее направлениям, раскрываются вопросы организации взаимодействия психологов с должностными лицами в целях психологического обеспечения различных сторон жизнедеятельности военнослужащих. Книга имеет гриф УМО Министерства обороны РФ (специализация «морально-психологическое обеспечение»). Она предназначена для психологов Вооруженных сил, слушателей, курсантов и студентов, обучающихся по специальности «психология», преподавательского состава военных учебных заведений, а также для должностных лиц, организующих психологическую работу в силовых структурах (Министерство обороны, МВД, ФСБ и др.).
© ЗАО Издательский дом «Питер», 2006
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
ISBN 5-469-01122-4
ООО «Питер Принт». 194044, Санкт-Петербург, Б. Сампсониевский пр., 29а.
Лицензия ИД № 05784 от 07.09.01.
Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2; 953005 — литература учебная.
Подписано в печать 24.10.05. Формат 70Х Ю0'/1б]. Усл. п. л. 38,7. Тираж 4000 экз. Заказ № 6470.
Отпечатано с готовых диапозитивов в ФГУП «Печатный двор» им. А. М. Горького
Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.
Оглавление
Введение 9
РАЗДЕЛ I ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
В МИРНОЕ ВРЕМЯ
Глава 1. Общая характеристика психологической работы в Вооруженных силах 14
Определение психологической работы и основные этапы ее развития 14
Структура психологической работы и основные принципы ее организации
и проведения 18
1.3. Правовые и организационно-методические аспекты проведения психологической работы 24
Вопросы для самоконтроля 27
Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме 27
Глава 2. Теоретико-методические предпосылки овладения профессией психолога 29
Профессиональная субъектность как фактор саморазвития военного психолога 29
Особенности содержания и технологии профессионального обучения военных психологов 37
Психологическое знание и психологическая практика
в контексте профессиональной деятельности психолога 45
Вопросы для самоконтроля 52
Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме 52
Глава 3. Организация и содержание психологической работы в воинской части 55
3.1. Общие обязанности должностных лиц воинской части
но организации и проведению психологической работы 55
Содержание и особенности профессиональной деятельности психолога воинской части 57
Планирование психологической работы в воинской части 68
Взаимодействие психолога с другими должностными лицами 71
Профессионально-этические нормы в психологической работе 78
Критерии эффективности психологической работы
и профессиональной деятельности психолога воинской части 80
3.7. Материальное обеспечение психологической работы
в воинской части 85
Вопросы для самоконтроля 89
Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме 89
Глава 4. Психологическое изучение личного состава воинской части
и подразделений 91:
Основные этапы психологического изучения военнослужащих и их содержание 92
Средства психологического изучения военнослужащих
и воинского коллектива 104
Вопросы для самоконтроля 115
Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме 110
Глава 5. Психологическое обеспечение боевого дежурства (боевой службы),
караульной и внутренней служб 117
Психологические особенности несения боевого дежурства и караульной службы 117
Деятельность психолога воинской части и должностных лиц по психологическому
обеспечению боевого дежурства и караульной службы 119
Вопросы для самоконтроля 129
Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме 130
Глава 6. Психологическая работа по сохранению психического здоровья
военнослужащих 131
Понятие о психическом здоровье и его критерии 131
Профилактика психического здоровья военнослужащих
в условиях воинской части 136
6.3. Специализированные методы психологической помощи военнослужащим 144
Психологическое консультирование 144
Психотерапия и психокоррекция как методы психологической помощи 153
6.4. Работа психолога по профилактике суицидального поведения военнослужащих 164
Вопросы для самоконтроля 173
Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме 173
РАЗДЕЛ II
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА В ХОДЕ ВЕДЕНИЯ
БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ
Глава 1. Современный бой и его влияние на психику воинов 176
1.1. Психологическая модель боя как средство анализа влияния боя на психику
воинов 176
Характеристика элементов психологической модели современного боя 178
Закономерности проявления психики и поведения воинов в бою. Характеристика боевого стресса 189
Вопросы для самоконтроля 195
Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме 195
Глава 2. Психологические особенности боевых действий военнослужащих
в различных видах и на различных этапах боя 196
Общая психологическая характеристика этапа подготовки к бою 196
Психологическая характеристика наступательных боевых действий 197
Психологические особенности оборонительных боевых действий 200
Психологические особенности ведения боевых действий ночью 202
Психологические состояния воинов после выполнения боевой задачи 203
Вопросы для самоконтроля 204
Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме 204
Глава 3. Психологические особенности действий личного состава в условиях
применения ОМП и высокоточного оружия 206
3.1. Психологическая характеристика боевых действий войск
в условиях применения ОМП и высокоточного оружия 206
3.2. Психологическая подготовка военнослужащих к действиям в условиях применения оружия массового поражения и высокоточного оружия 212
Вопросы для самоконтроля 213
Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме 213
Глава 4. Сущность и содержание психологического обеспечения боевой
деятельности части 214
Оглавление
Объект и предмет психологического обеспечения боевых действий части
Цель, задачи, принципы психологического обеспечения боевых действий войс
Вопросы для самоконтроля
Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме
Глава 5. Характеристика деятельности по психологическому обеспечению
основных этапов динамики боя полка
5.1. Психологическая подготовка боевых действий
и формирование волевых качеств у военнослужащих
5.2. Психологическое сопровождение боевых действий войск. Психологическая помощь в боевой обстановке
5.3. Социально-психологическая реадаптация участников боевых действий
Вопросы для самоконтроля
Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме
Глава 6. Психологические операции противника и организация
противодействия им
Психологические операции противника: сущность, содержание, силы и средст)
Пути и способы защиты войск от психологических операций противника
Вопросы для самоконтроля
Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме
Глава 7. Характеристика основных подходов к расчету санитарных и временных психогенных потерь среди личного состава полка
Сущность и классификация психогенных потерь
Методы расчета психогенных потерь полка
Вопросы для самоконтроля
Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме
Глава 8. Роль и место военного психолога на этапах подготовки, ведения
и завершения боевых действий
8.1. Функции, обязанности и порядок работы психолога полка
на различных этапах боевых действий
8.2. Документация, ведущаяся психологом полка в боевой обстановке
Вопросы для самоконтроля
Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме
Глава 9. Психологические последствия участия в боевых действиях
Характеристика боевого стресса и боевой психической травмы
Сущность и симптоматика посттравматического стрессового расстройства
у ветеранов боевых действий
Диагностика последствий участия в боевых действиях
Принципы, задачи и этапы психологической реабилитации военнослужащих....
Задачи и принципы психологической реабилитации
Психологическая реабилитация в системе медицинских мероприятий
9.5. Оперативная психологическая помощь военнослужащим
в различные периоды выполнения боевых задач
9.6. Психологическая помощь в преодолении отсроченных реакций на травматичес] стресс методами индивидуальной психотерапии
Психологические механизмы психологической помощи ветеранам войны
Методы решения психологических проблем ветеранов
Методы психологической помощи лицам, перенесшим
психотравмируюший стресс
Оглавление
9.7. Групповая психотерапия в психологической реабилитации военнослужащих 325
Вопросы для самоконтроля \ зЗО
Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме 330
Глава 10. Учет психологических факторов военной хитрости, маскировки
и внезапности при организации психологического обеспечения боевых действий 332
Психологическая характеристика маскировки 333
Психологическая характеристика военной хитрости 336
Психологическая сущность и эффекты внезапности в бою 338
Вопросы для самоконтроля 339
Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме 339
Глава 11. Психологический анализ деятельности военного специалиста в бою
на основе системно-ситуативного анализа деятельности (ССАД) 340
Характеристика системно-ситуативного анализа воинской деятельности 340
Методы системно-ситуативного анализа деятельности 342
Вопросы для самоконтроля 344
Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме 344
Глава 12. Психологический анализ ошибочных действий личного состава полка
в боевой обстановке 345
12.1. Психологическая характеристика ошибочных действий военнослужащих
в боевой обстановке 345
Сущность и содержание психологического анализа ошибочных действий (ОД) 350
Методы анализа ошибочных действий 352
Вопросы для самоконтроля 352
Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме 353
Глава 13. Морально-психологическое состояние личного состава полка 354
Сущность и структура морально-психологического состояния 355
Методы изучения и оценки морально-психологического состояния 357
Вопросы для самоконтроля 360
Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме 360
Глава 14. Психология ведения переговоров с террористами 361
Цели, задачи и условия ведения переговоров с террористами 362
Организационные основы ведения переговоров с преступниками 364
Психологические основы эффективного ведения переговоров с террористами 365
Вопросы для самоконтроля .'. 374
Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме 374
Глава 15. Девиантное поведение на войне 375
Сущность девиантного поведения на войне 375
Характеристика видов девиантного поведения в боевой обстановке 377
Вопросы для самоконтроля 386
Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме 386
Глава 16. Учет психологических факторов суеверий, символики и мифов
в боевой обстановке 387
Психологическая характеристика суеверий 38'
Мифы и символы как регуляторы боевого поведения 392
Вопросы для самоконтроля ™5
Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме 395
Оглавление7
Глава 17. Психологический анализ военно-полевого быта войск и методы
его оптимизации 396
Психологическая характеристика военно-полевого быта 397
Пути оптимизации психологических свойств военно-полевого быта 406
Вопросы для самоконтроля 407
Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме 408
Глава 18. Учет особенностей поло-ролевой, военно-видовой и военно-родовой психологии в психологическом обеспечении боевых действий войск 409
18.1. Психологические особенности участия женщин-военнослужащих в боевых действиях 409
18.2. Психологический анализ «видородовой» психологии 413
Вопросы-для самоконтроля 417
Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме 417
Заключение 418
Библиография 420
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Взаимодействие должностных лиц полка при организации
и проведении психологической работы 429
Приложение 2. Модель профессиональной деятельности психолога воинской
части 433
Приложение 3. Обязанности психолога воинской части 441
Приложение 4. Структурно-технологическая схема деятельности дсиходиагноста
и психолога-консультанта 444
Приложение 5. Донесение об итогах психологической работы 446
Приложение б. Донесение о результатах социально-психологического изучения
пополнения призыва 447
Приложение 7. Донесение о результатах изучения социально-психологической
обстановки 448
Приложение 8. Донесение о суицидальном происшествии 449
Приложение 9. Бланк оценки профессиональных навыков психолога в ситуации
психологического консультирования клиента 450
Приложение 10. Система показателей, характеризующих эффективность
профессиональной деятельности и профессиональную компетентность психолога воинской части 451
Приложение 11. Критерии, характеризующие различные уровни эффективности психологической работы и профессиональную компетентность психолога воинской части 452
Приложение 12. Рекомендации по выявлению лиц с признаками
нервно-психической неустойчивости 454
Приложение 13. Журнал учета лиц, обратившихся за психологической помощью 457 »
8 _____ ОглавлениеПриложение 14. Журнал динамического наблюдения (вариант) ; 458 Приложение 15. Вариант углубленного психологического обследования военнослужащих психологом воинской части (подготовленными офицерами) 459 Приложение 16. Содержание и задачи стадий психологического консультирования 464 Приложение 17. Нормативные Требования к оценке состояния психологической работы (изложены в Руководстве по психологической работе в ВС РФ) 466 Приложение 18. Рекомендации по проведению беседы с потенциальнымсуицидентом (по Э. Гроллману) 468 Приложение 19. Модели психологической помощи в рамках основных теоретических направлений 471 ВВЕДЕНИЕ Современный этап развития Вооруженных сил России характеризуется значительным усилением внимания к проблеме надежного и эффективного функционирования человека в условиях воинской деятельности. Необходимость укрепления морально-психологического состояния и психологической устойчивости военнослужащих, повышения их готовности и способности к выполнению задач в любых условиях обстановки обусловили проводимую сегодня реформу всей системы воспитания и обучения личного состава. Научно-психологической основой деятельности военных кадров в данной области является военная психология.
Военная психология сегодня манифестируется в трех основных ипостасях:
как психологическая наука;
как психологическая практика;
как профессия, профессиональное сообщество военных психологов.
Как наука она ориентируется на разработку фундаментальных теоретических проблем исследования психологических детерминант войны, психологического противоборства в условиях современных вооруженных конфликтов, личности военнослужащего и воинских коллективов, психологических особенностей различных видов воинской деятельности, "научное обоснование путей расширения психологических возможностей отдельного воина и воинского коллектива в решении боевых и учебно-боевых задач. Ее проблемы разрабатываются в русле тенденций современной военной науки и с опорой на выводы общей и социальной психологии, психологии труда, инженерной и педагогической психологии и других отраслей психологии.
Военная психология как психологическая практика (психологическая работа) характеризует приложение военно-психологического знания к деятельности командиров, штабов, органов воспитательной работы, медицинских работников, всех военнослужащих при решении ими задач в соответствии с функциональным предназначением. Она включает также деятельность военных психологов по оказанию психологической помощи военнослужащим в различных ситуациях военной службы.
Вопросам теоретической военной психологии посвящены многочисленные работы — учебники, учебные пособия, монографии1.
См. например: Военная психология: методология, теория, практика/ Под ред. П. А. Корчемного. — М., 1998; Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера/ Под ред. Б. П. Бархаева. — М, 1999; Военная психология / Под ред. А. Г. Максакова, — СПб., 2004; Современная военная психология: Хрестоматия. — Минск, 2003; и др. 10
Введение Проблемы же практического использования психологического знания в деятельности военных специалистов до сегодняшнего дня не находят должного отражения в литературе. Это обстоятельство вызывает особое беспокойство в связи с тем, что в Вооруженных силах РФ уже более десяти лет функционирует одна из самых мощных психологических служб в мире, представленная многочисленным отрядом психологов, объединенных в целостный организационный механизм. Вместе с тем уровень их профессиональной готовности к решению многообразных и сложных по характеру проблем является недостаточным. Это объясняется, в частности, и тем, что многие из них не имеют базового психологического образования. В этой связи, в последние годы значительно расширен состав вузов, осуществляющих подготовку психологов для нашей армии и флота. Все это остро ставит вопрос о необходимости создания современной учебно-методической базы, обеспечивающей полноценную подготовку и практическую деятельность военных психологов. Настоящее учебное пособие призвано в значительной степени восполнить имеющийся дефицит в этой области. Содержание этой книги опирается на многолетний опыт функционирования системы военно-политической работы (позднее — морально-психологического обеспечения), а также на опыт психологических служб, действующих в различных сферах жизнедеятельности общества. Следует отметить, что в войсках наблюдается своеобразный «дефицит восприятия» психологов как представителей все еще новой, непривычной для наших Вооруженных сил профессии. Проведение при этом аналогии с бывшими представителями военно-политических органов затрудняет подчас понимание специфики и возможностей профессиональной деятельности психологов. Зачастую при оценке их деятельности должностные лица используют формальные, неоднозначные критерии, не учитывающие в полной мере специфику труда психолога и уровень его профессиональной компетентности. Типичной является ситуация расширительного толкования профессиональных функций психолога, перекладывания на него отдельных сфер ответственности, являющихся на самом деле объектом коллективных усилий различных должностных лиц. Здесь сказывается некоторое опережение практических шагов по организации психологической службы по сравнению с ее методологическим обоснованием, научно-методическим, правовым и материально-техническим обеспечением ее деятельности. Отсутствие в первые годы с начала реорганизации системы воспитания личного состава нормативных документов, регламентирующих порядок проведения психологической работы, порождало в армейской среде различные толкования прав и функциональных обязанностей ее субъектов и должностных лиц. Поэтому одной из задач предлагаемого пособия является четкое обозначение границ профессиональной деятельности военного психолога, его места и роли в выполнении различных задач мирного и военного времени. В настоящее время обстановка в области военно-психологической практики меняется в лучшую сторону. Благодаря интенсивной и целенаправленной работе представителей Главного управления воспитательной работы, учебно-образовательных структур подготовки и переподготовки психологов, научных подразделений Вооруженных сил РФ здесь начинает выстраиваться каркас развиваемой психологической службы. Сегодня он представлен вертикалью должностей воен- Введение
11 ных психологов в органах воспитательной работы и такими подразделениями, как штатные и нештатные группы профессионального психологического отбора, центры и пункты психологической помощи и реабилитации военнослужащих, консультационные пункты. На базе ведущего военного гуманитарного вуза — Военного университета МО РФ и ряда других вузов страны организована профессиональная подготовка специалистов для психологической службы ВС РФ, программа которой учитывает современные тенденции в области профессионального образования психологов. Понимание особой значимости психолога в последнее время все более сопровождается и дополнительными мерами по повышению психолого-педагогической компетентности управленческих кадров ВС РФ. Таким образом, имеются основные предпосылки для повышения эффективности психологической работы и решения на этой основе острых проблем в практике работы с военнослужащими. Представленный в настоящем учебном пособии материал ориентирован на расширение знаний о теоретических и практико-методических основах психологической работы в Вооруженных силах РФ, на уяснение направлений и форм взаимодействия психологов с различными должностными лицами, а также специфики их профессиональной подготовки и практического освоения будущей профессиональной деятельности. Учебное пособие содержит основные темы, рассматриваемые в специальных курсах: «Организация и ведение психологической работы в части в мирное время», «Психологическая работа в воинской части в боевой об-рпановке», «Психологическая реабилитация военнослужащих». . Основными задачами данных курсов являются: вооружение слушателей и курсантов знаниями о теоретических и практико-методических основах психологической работы в Вооруженных силах РФ,; об истории развития теории и практики психологической работы в армии и на флоте;
изучение и усвоение положений нормативных документов, определяющих организацию и содержание психологической работы в Вооруженных силах;
освоение содержания и технологии проведения мероприятий, реализуемых в рамках основных направлений психологической работы в воинских частях в мирное время и в ходе ведения боевых действий;
овладение участниками боевых действий, обучаемыми, современными способами психологической реабилитации;
уяснение направлений и форм взаимодействия психологов с другими субъектами психологической работы, профессионально-этических норм их деятельности.
Опыт проведения занятий по данным дисциплинам со слушателями и курсантами показывает, что их основной особенностью является технологический характер привлечения научного знания в объеме и качестве, необходимом для решения конкретных задач по различным направлениям психологической работы. Содержание данного учебного пособия станет подспорьем слушателям и курсантам военных вузов, студентам военных циклов и факультетов психологии гражданских вузов в практическом освоении ими будущей профессиональной деятельности. Оно, бесспорно, представляет существенный интерес для психологов 12 Введение
полков и батальонов, для командиров частей и подразделений, офицеров органов воспитательной работы. Пособие также адресуется преподавателям и адъюнктам (аспирантам) вузов, осуществляющих подготовку специалистов для ВС РФ и разрабатывающих военно-психологическую проблематику.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |
|
|