Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Реквием по ФСКН. Регресс антинаркополитики (РНЛ, 02.06.2016 г.). Реквием по фскн регресс антинаркотической политики 2016 Николай Каклюгин


НазваниеРеквием по фскн регресс антинаркотической политики 2016 Николай Каклюгин
АнкорРеквием по ФСКН. Регресс антинаркополитики (РНЛ, 02.06.2016 г.).doc
Дата13.01.2017
Размер0.87 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаRekviem_po_FSKN_Regress_antinarkopolitiki_RNL_02_06_2016_g.doc
ТипДокументы
#5318
страница1 из 3
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3

Реквием по ФСКН
Регресс антинаркотической политики – 2016
Николай  КаклюгинРусская народная линия
Наркомания, алкоголизм и табакокурение / 02.06.2016 г.
Первый день лета ознаменовался не только воспоминанием о необходимости постоянной целенаправленной защиты прав детей – Международным днем защиты детей, но и датой, с которой начинается отчет новой эпохи реализации внешней и внутренней антинаркотической политики. Это было предуготовано несколько ранее. Указом Президента «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» от 5 апреля 2016 года Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы:

а) функции и полномочия упраздняемых Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков,

б) штатная численность упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (далее – ФСКН России).
Стоит вспомнить недавнюю историю службы. В своих прошлых работах автор не раз описывал ее. Например здесь, в аналитической работе 2011 года: https://ruskline.ru/analitika/2011/06/29/strategiya_snizheniya_sprosa_na_narkotiki_kak_bazovyj_element_snizheniya_urovnya_narkotizacii_v_rossii_problemy_i_perspektivy ФСКН России создавалась для профессионального и концентрированного противодействия организованной наркопреступности, пресечения наркотрафика и подрыва экономических основ преступности, получающей сверхдоходы на незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ.
Служба доказала свою эффективность не на словах, а на деле. Приведем некоторые данные о результатах работы ведомства только за 2015 год. Данная тенденция повторялась ежегодно.
По итогам 2015 года всеми российскими правоохранительными структурами расследовано 14,1 тыс. наркопреступлений, совершенных в организованных формах (группы лиц по предварительному сговору, организованные группы и преступные сообщества), что на 14,3% больше, чем в 2014 году. Из них 11,1 тыс. – ФСКН России и только 2,2 тыс. – МВД России (0,8 тыс. – иными ведомствами).
К уголовной ответственности привлечено 13,2 тыс. участников организованных преступных групп и сообществ, что на 18,8% превышает показатель за 2014 год, в том числе ФСКН России выявлено 75,6%, или около 10 тыс. лиц данной категории (рост на 13,6%). В рамках работы по ликвидации инфраструктуры трансграничных поставок и дистрибуции наркотиков всеми правоохранительными структурами в прошедшем году пресечено свыше 11,7 тыс. фактов оптовых поставок запрещенных веществ (рост на 6,1%), в том числе ФСКН России – более 90% или 10,6 тыс. фактов (рост на 4,7%).
Всей правоохранительной системой из оптового оборота (актива оргпреступности) изъято 26,5 тонны наркотиков. При этом на ФСКН России приходится 20,8 тонны (78,5%). Тем самым только силами ФСКН России предотвращен экономический ущерб на сумму 114 млрд. рублей, не допустив попадания наркотического опта для розничной реализации в обществе.
Всего в 2015 году правоохранительными органами Российской Федерации из незаконного оборота было изъято 35,5 тонны подконтрольных веществ, что соответствует показателю 2014 года. В том числе органами ФСКН России изъято порядка двух третей (23,3 тонны) от общей массы (или 66%).
Следует также отметить, что за 2015 год 98% всех пресеченных в России фактов легализации преступных наркодоходов приходилось именно на ФСКН России. Служба являлась важнейшим инструментом сдерживания смертоносного трафика опиатов в Россию из Афганистана. Только в 2015 году ФСКН России изъято 1,4 тонны героина, что составило свыше 70% от изъятий героина всеми правоохранительными структурами страны (около 2-х тонн).
Как известно, упрощенный режим досмотра в пунктах пропуска на государственной границе и слабая техническая оснащенность таможенной инфраструктуры обуславливают недостаточную эффективность противодействия контрабанде наркотиков со стороны ведомств, непосредственно контролирующих государственную границу. Однако, ФСКН России и здесь «подставляло свое плечо» коллегам из других силовых структур. Так, по итогам 2015 года ФСКН России был пресечен 1171 факт наркоконтрабанды, МВД России – 345 фактов, ФСБ России (в чьем ведении находятся пограничники) – 82, Федеральная таможенная служба России – 36, Следственный комитет – 26.

Помимо именно силовой составляющей, ФСКН России активно продвигала необходимость гуманизации Уголовного кодекса РФ в части смягчения ответственности за малозначительные наркопреступления и направления наркопотребителей на лечение, а не в тюрьму. Соответствующий законопроект внесен в Государственную Думу неделю назад именно с их подачи (см. https://ruskline.ru/news_rl/2016/05/27/v_gosdumu_vnesen_zakonoproekt_predostavlyayuwij_osuzhdennym_narkomanam_otsrochku_zaklyucheniya_dlya_lecheniya/ ). ФСКН России фактически заставила работать в этом направлении Минздрав России, начала создаваться и развиваться Национальная система реабилитации и последующей ресоциализации лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ. Во многом именно благодаря ФСКН России наконец-то наметилась тенденция на снижение числа наркозависимых лиц в Российской Федерации. Поднялся вопрос и о возрождении системы лечебно-трудовых профилакториев с подачи директора ФСКН России Виктора Иванова. См. здесь: https://ruskline.ru/news_rl/2016/03/02/v_gd_podderzhivayut_sozdanie_sistemy_lechebnotrudovyh_profilaktoriev_rf/
Вместе с тем, только ФСКН России проводила антинаркотические операции на дальних подступах, то есть за пределами России: Афганистан, Европа, Средняя Азия – это лишь часть географии.
Многое еще предстояло сделать, однако, теперь, когда принято решение об упразднении ФСКН России и передаче всех ее функций в Министерство внутренних дел, многие эксперты высказывают серьезную озабоченность создавшейся ситуацией – не созданы ли таким образом предпосылки для резкого ухудшения наркоситуации в стране.
Непонятно, что будет дальше, какой интеллектуальный ресурс сохранится в лице сохранивших свои рабочие места в новой структуре под управлением МВД – от того и тревожно. Общественники волнуются, православные священники, занимающиеся реабилитацией наркозависимых, волнуются, сотрудники ФСКН России, не понимающие каков дальше их служебный путь, также волнуются, находясь в неведении. Как бы то ни было, на сегодняшний день известно, что в структуре центрального управления МВД России создано Главное управление по контролю за оборотом наркотиков, которое возглавил генерал-майор полиции Андрей Храпов. В период с 1995 года по 2003 год он прошел служебный путь от оперуполномоченного до заместителя начальника Второго отдела (по раскрытию убийств) Управления уголовного розыска ГУВД г. Москвы. Затем четыре года возглавляет Первый отдел (по раскрытию заказных убийств) Управления уголовного розыска ГУВД г. Москвы. С 2007 года по 2013 год – заместитель начальника Управления уголовного розыска ГУВД г. Москвы по линии раскрытия тяжких преступлений против личности. С 2013 года по апрель 2016 года – заместитель начальника Главного управления уголовного розыска МВД России.
Какие же ключевые точки в реализации Стратегии государственной антинакотической политики до 2020 года, утвержденной указом Президента России Д.А. Меведевым №690 от 9 июня 2010 года, являлись наиболее болевыми, и таковыми остаются и по сей день? Что вызывает тревогу и должно быть при вступлении в качестве основного антинаркоигрока Министерства внутренних дел отмечено как основное из направлений ведения современной битвы за умы и души поврежденных от разного рода зависимостей соотечественников? Целесообразно по пунктам выделить основные моменты.


  1. Глобальная наркополитика


Итак, 1 июня 2016 года ФСКН России перестал существовать как субъект антинаркотической деятельности в нашей стране и его функции будут переданы Министерству внутренних дел, в секторе государственной антинаркотической политики образуется эдакая «черная дыра», в результате чего создастся управленческий вакуум сроком, как минимум, до осени. При этом экспертам известно, что у некоторых сотрудников из системы МВД в кулуарных разговорах и в ряде выступлений проявлялась толерантная позиция к либерализму в наркологии и в сфере профилактики наркомании, лечения и реабилитации наркозависимых, в том числе к так называемым программам «снижения вреда», «заместительной терапии» наркомании синтетическим наркотиком метадоном и его аналогами-опиатами полусинтетического ряда типа буренорфина и «Субутекса». То, что специалисты иначе называют легализованной выдачей наркотического пайка. Подробнее об этом оригинальном способе лечения наркомании см. здесь: https://www.narkotiki.ru/5_6420.htm и здесь: https://www.narkotiki.ru/5_78501.htm
В свете данного события есть один любопытный факт, который не может не вызывать тревогу у экспертного сообщества. На 12 апреля сего года было запланировано проведение 3-й московской антинаркотической министерской конференции – масштабного форума с участием представителей правоохранительных ведомств из 150 стран и нескольких международных организаций. Предполагалось, что на этой встрече выработают единую позицию для Специальной сессии Генеральной ассамблеи ООН по наркотикам, которая прошла 19-21 апреля в Нью-Йорке, но уже без нас. Российская Федерация уже не первый год претендует на место нового лидера мировой войны с наркотиками, которое на протяжении десятилетий занимали США. И небезосновательно, подтверждением чему может быть массам материалов на этот счет, которые без труда можно разыскать в интернете. Основной форвард – аппарат ГАК и ФСКН России. И вот – новый, для многих неожиданный поворот. 5 апреля служба переводится в режим передачи полномочий Министерству внутренних дел указом Президента, а ее функции передаются в Министерство внутренних дел. Позиция экспертной группы, в работе которой участвовал и автор, прозвучавшая на экспертном совещании «Профилактика зависимого поведения в молодежной среде в рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. Проблемные аспекты в условиях оптимизации бюджета» в стенах Государственной думы 20 апреля под председательством депутата Николая Валуева была практически единогласна – это закономерное решение вследствие череды коррупционных скандалов в недрах службы ФСКН (например, см. здесь: https://ruskline.ru/news_rl/2016/01/19/genprokuratura_proverit_konkurs_fskn_na_raspredelenie_10_millionov_rublej_socialnym_centram/ и здесь: https://ruskline.ru/news_rl/2016/01/18/fokus_ili_realnye_rezultaty/ ), однако, нарушившее определенный алгоритм реализации Стратегии государственной антинаркотической политики в России до 2020 года. В результате вышеупомянутый значимый для мирового движения против легализации наркотиков и наркопотребления Московский антинаркотический форум в последний момент отменили. Соответственно, должной подготовки к атаке «легализаторов» наркотиков на международной политической арене не произошло. Печально, но факт, которому, безусловно, сейчас громко аплодируют на Западе.
Именно об этом, о вероятных последствиях такого шага, наша экспертная группа уже рассуждала на прошлогоднем февральском рабочем экспертном совещании в Думе, прошедшем при поддержке Комитета по физической культуре, спорту и делам молодежи под председательством депутата Николая Валуева. Тогда мы даже выпустили в информационное пространство открытое письмо Президенту на этот счет с детальным пояснением, что может произойти в случае принятия такого решения, кто стоит за его лоббированием, кому это выгодно из государственных и неправительственных структур. Подробнее см. здесь: https://www.narkotiki.ru/5_76700.htm Прошел год - как бы то ни было, ФСКН и аппарата Государственного антинаркотического комитета в том виде в каком он был с 1 июня больше не будет, кто останется в системе МВД из старых опытных сотрудников доподлинно неизвестно до сих пор ни нам, ни им самим. Решение принято и оно, безусловно, имеет свое обоснование, с которым, тем не менее, согласны не все представители из мира науки и практики «с земли».
На том же экспертном совещании в феврале 2015-го его участниками в итоговой резолюции особо было отмечено следующее: «С момента объединения усилий ГАК и ФСКН начался абсолютно новый этап модернизации рычагов управления государственной антинаркотической политики, формирование законодательной базы с полным отказом от либеральной модели наркополитики, навязанной после распада Советского Союза западными консультантами новых властей, уходом от советской репрессивной модели и принятием на вооружение рестриктивной модели государственной антинаркотической политики. Вывод был сделан правильный – хоть на либеральную политику нужно меньше сил и средств, если мы хотим жить в здоровом обществе, то вынуждены относиться к наркотикам жестко. Акцент был сделан именно на этой модели».
Далее по тексту резолюции: «Рестриктивная (“сдерживающая») политика – это реализация стратегии, при которой государство за употребление наркотиков не применяет уголовное наказание, а старается оказать помощь больным наркоманией, предложив им альтернативное уголовному наказанию лечение с последующей реабилитацией в специализированных учреждениях. В то же время оборот наркотиков запрещает или строго контролирует. Ярче всего эта модель представлена в США и Швеции, странах, где в 1980-х-90-х имело место устойчивое снижение наркопотребления. Правда, там сейчас наблюдается незначительный его рост, однако, он связан с ослаблением контрпропаганды наркотиков и некоторым “успокоением” общества».
В нашей стране бесспорным символом перехода на новую, рестриктивную модель российской наркополитики и мощным стимулом к наращиванию антинаркотического потенциала государственных служб стало утверждение 9 июня 2010 г. Президентом Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым подготовленной аппаратом Государственного антинаркотического комитета совместно с экспертным сообществом и специалистами ФСКН России, Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года. И вот сегодня эта, постепенно уже начавшая доказывать свою эффективность модель на некоторое время будет находиться в подвешенном состоянии.

В связи с приходом в систему новых руководителей направления и ряда сотрудников, которых еще предстоит ознакомить с текущей ситуацией в этом сегменте российских политических тенденций, не может не тревожить повышенная вероятность возврата к разрушительной для российского государства либеральной модели наркополитики. Вокруг этого оригинального, якобы, снижающего уровень наркопотребления метода, заинтересованные в ухудшении наркоситуации в России силы периодически пытались возбудить широкую общественную дискуссию. Например, см. здесь: https://ruskline.ru/news_rl/2015/04/27/rossiyu_pytayutsya_zastavit_vydavat_narkomanam_narkotiki/ Именно поэтому, в п. 32 Стратегии, «Основные мероприятия по повышению эффективности и развитию наркологической медицинской помощи», отдельной строкой указано на недопущение применения в Российской Федерации заместительных методов лечения наркомании с применением наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I и II перечня наркотических средств, а равно легализации употребления отдельных наркотиков в немедицинских целях. ФСКН России в своей деятельности строго придерживалась всех пунктов Стратегии. Соответственно, у нее стало появляться все больше недоброжелателей, за которыми стоят крупные международные игроки, лоббирующие абсолютно антироссийские интересы.
Как отметил в своем комментарии перед собранием Спецсессии Генеральной ассамблеи ООН Виталий Чуркин, полномочный представитель России в этом основном коллективном международном совещательном органе по всем ключевым для жизни государств вопросе, основной смысл поставленной перед здравомыслящими государствами на ней – не допустить становления восприятия наркомании в качестве «нормального», не выходящего за рамки «общественного стандарта» образа жизни. Подробнее см. здесь: https://rg.ru/2016/04/17/churkin-narkougroza-iz-afganistana-ostaetsia-predmetom-obespokoennosti-rf.html Однако, именно это происходит сегодня как на внешних рубежах России, так и внутри страны в научной, политической и общественной среде. Имеет смысл еще раз подчеркнуть красной строкой – в последнее время единственным рычагом противодействия экспансии всех этих откровенно нездоровых идей была служба ФСКН России и встроенный в нее аппарат Государственного антинаркотического комитета. С 1 июня 2016 года этот успешный тандем перестанет существовать, а вобравшее их в себя Министерство внутренних дел в ближайшей перспективе вряд ли сможет разобраться что к чему в этом сложнейшем вопросе, учесть все многоходовые схемы, тщательно спланированные и пошагово реализуемые их предшественниками…
Угроза навязывания России программ «заместительной метадоновой терапии» слышна уже и в словах Юрия Федотова, в прошлом сугубо российского дипломата, с четкой пророссийской позицией, в настоящее время возглавляющего Управление ООН по наркотикам и преступности. Цитата из интервью с его точкой зрения в отношении сторонников легализации наркотиков, опубликованной в материале ИТАР-ТАСС. Заголовок взят из его позиции: «Легализация наркотиков противоречит духу и букве международных конвенций». Все верно. Читаем дальше: «Это может работать в ряде стран. Метадон не является "волшебной палочкой", которая решает все проблемы, но в определенных случаях он может помогать, и мы совместно с ВОЗ, ЮНЭЙДС, поддерживаем те страны, которые идут по этому пути. Но все это должно осуществляться под строгим медицинским контролем и должно быть подчинено главной цели - излечению и возвращению человека в общество». Полностью см. здесь: https://tass.ru/opinions/interviews/3235978 Беда то в том, что правда только одна – в случае с этими программами ни излечения наркоманов-метадонщиков с официальным пайком в руках, ни их ресоциализации, полноценного возвращения в общество не происходит?! Никогда, ни при каких обстоятельствах. Знает ли об этом господин Федотов, возглавляя столь авторитетное на Западе научное экспертное сообщество? Что же он тогда говорит, какие цели перед собой ставит, получая зарплату в ООН, а не из российского бюджета?.. Вопрос имеет ответ, указанный выше. Двойные стандарты здесь неприменимы. Быть как бы против легализации наркотиков и тут же ее же предлагать в виде «метадоновых программ», мягко говоря, неэтично. Но таково Управление по наркотикам и преступности ООН в наши дни. В своей практике приходилось сталкиваться не раз с проявлениями такого рода «двойного дна» в их работе. Для них это, по-видимому, нормально, для нас, следует надеяться, никогда нормой не станет.
И опираться здесь следует не на позицию чиновников «новой волны» из структур ООН, все более уводящих в сторону от реальной картины в сфере наркобизнеса и наркопотребления, их корней и истоков, а на точку зрения ветеранов международного антинаркотического движения времен не декоративной, а настоящей войны с наркотиками вместе с мерами поддержки здоровых во всех отношениях профилактических, лечебных и реабилитационных программ. Имеет смысл здесь вспомнить выступление директора Управления по контролю за наркотиками при президенте США (ONDCP) Джона Уолтерса на XIV конференции мэров городов-членов Международной некоммерческой организации «Европейские города против наркотиков», ECAD, состоявшейся 10-11 мая 2007 года в г. Стамбуле. Цитата: «В нашем мире есть люди, полагающие, что наркозависимость может быть излечена с помощью предписанного употребления наркотиков в рамках так называемых программ «снижения вреда». Они призывают правительства к открытию «инъекционных кабинетов», своего рода опиумных курилен 21 века, своего рода продвижению наркотиков за государственный счет. Многие выступают за финансируемые правительством программы обмена игл, что должно способствовать «безопасному» внутривенному употреблению наркотиков. Хотелось бы заметить, что такой вещи, как безопасное употребление героина не существует. Люди, страдающие наркозависимостью, должны получать не иглы, а лечение. Некоторые утверждают, что обмен игл сокращает инфицирование ВИЧ/СПИД и иными заболеваниями. Многие в международном сообществе, и даже в США, считают это веским аргументом. Однако имеющиеся свидетельства заставляют полагать, что причиной инфицирования служит в первую очередь рискованное поведение, вызванное употреблением наркотиков, а не невозможность для наркомана получить чистую иглу. И, наконец, программы заместительной терапии героина заставляют рассматривать как «лечение» раздачу правительством доз запрещенных наркотических веществ… Вместо того чтобы лечить наркозависимых с помощью апробированных средств и методик, политика «снижения вреда» служит для того, чтобы поддержать использование опасных для здоровья средств, вызывающих зависимость. Странам следует вкладывать средства в те виды лечения, которые позволяют пациенту вообще прекратить прием наркотиков. Мы должны продемонстрировать наркоманам наше сострадание. Мы должны лечить причину заболевания, а не только его симптомы… Мы должны оставаться бдительными, потому что сделать предстоит еще многое. Нашей обязанностью, нашим долгом является поддержать дело контроля за наркотиками и противостоять политике капитуляции. Мы на своем опыте знаем, что постоянно проводимая сбалансированная политика действительно позволяет контролировать и сокращать наркопроблему. Политика «снижения вреда», пропагандирующая или облегчающая потребление наркотиков неизбежно приведет к развитию наркомании и росту отчаяния среди наиболее уязвимой части нашего населения». Полностью текст выступления см. здесь: https://www.narkotiki.ru/mir_6466.html
На той же конференции ECAD в Стамбуле в 2007-м году один из докладчиков, Дэйвид Рэйнс (David Raynes), представитель британского Национального альянса профилактики наркомании (National Drug Prevention Alliance) уточнил кто стоит за сторонниками программ «снижения вреда» от наркомании и другими вариантами либерализации наркополитики в сторону легализации наркопотребления и снижения санкций за это противозаконное действие. Цитата: «Долгосрочные планы легализаторов сводятся к тому, чтобы добиться изменений в Конвенции ООН по наркотикам. Великобритания важна в этой битве позиций; английский язык второй по распространенности во всем мире. Английский – основ ной язык Internet. Цель движения за легализацию наркотиков – сломать общемировую единую позицию по отношению к проблеме. Это "война за наркополитику", а не "война против наркотиков". К сожалению, общество и многие политики этого не осознают. Это война против здравого смысла, который говорит обществу, что вред от наркотиков можно уменьшить с помощью пропаганды, обращенной к молодым людям. Я говорю о том, что количество ЛЮБОГО потребляемого наркотика в обществе зависит от местной культуры, и что культуру можно изменить в лучшую или худшую сторону… Легализовав наркотики, мы получим обратный результат – АБСОЛЮТНЫЙ ВРЕД от наркотиков».


Он же предостерег тех, кто пытается последовать печальному опыту европейских стран на этом пути – легализации наркопотребления: «Кампания по легализации наркотиков, прошедшая в Великобритании, имела катастрофические последствия. Мы "больное место" на теле Европы, если говорить о потреблении наркотиков. Не следуйте нашему примеру!». Дэйвид Рэйнс подчеркнул особо: «Можете быть уверены – в вашей стране легализаторы тоже ведут свою работу».
Полностью текст доклада см. здесь: https://www.ecad.ru/f3/f3e_01.html Глядя на текущую ситуацию, предшествующую упразднению ФСКН России, организация серии заказных статей в ряде средств массовой информации, особенно, газете «Коммерсантъ», направленных на дискредитацию руководства и сотрудников службы, наличие и активизация легализаторов наркопотребления видится крайне серьезной угрозой социальной стабильности в нашем государстве. Не учитывать этот факт при удержании российской наркополитики в русле последнего десятилетия, без преувеличения, для тысяч наших соотечественников смерти подобно.

  1.   1   2   3

    перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей