Роль художественного слова в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. Патриот – любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. В. Даль Художественная литература обладает рядом особенностей, которые делают ее незаменимым средством патриотического и нравственного воспитания:
Во-первых, она
близка к житейскому опыту детей, так как рассказывает о поступках литературных героев, которые неоднократно совершал и сам ребенок.
Во-вторых, в произведении воссоздается конкретная, образная ситуация, что сближает ее с детским мышлением, которое тоже носит конкретный, наглядно-образный характер.
В-третьих, художественное слово вызывает у ребенка яркий эмоциональный отклик и чувство сопричастности к тому, о чем рассказывает стихотворение.
Малыш искренне переживает за героев, оценивает их поступки и действия. Он как бы присваивает их опыт, делает его своим. И этот опыт начинает
влиять на поступки и действия его самого, что неоценимо в воспитании патриотов, нравственных качеств.
При использовании художественной литературы необходимо опираться на принцип вариативности. Он предполагает учет возрастных особенностей, когда, например, маленькому ребенку только читают произведение, чтобы вызвать интерес к поступку
или ситуации, а более старший, выучив его наизусть, применяет в игре или рисовании.
Кроме того, чтобы усвоить содержание литературного произведения (а оно рассказывает о нормах поведения художественно, образно), его нужно использовать
неоднократно: как материал для чтения, этической беседы, игры, инсценировки, рисования, то есть включать в различные ситуации и виды деятельности ребенка.
Содержание произведения многозначно, ассоциативно и поэтому на него можно опираться при решении многих задач воспитания и обучения. Это следующие
задачи:
- создание и поддержание положительного эмоционального отношения, интереса к своей семье, родным, своему городу, стране;
- подчеркивание их эстетики, красоты;
- ознакомление с окружающим миром, со
свойствами предметов;
- создание представлений о правилах поведения, нравственных нормах, лежащих в основе патриотического и нравственного воспитания;
- мотивированная оценка поведения ребенка;
- побуждение его к активности и самостоятельности и др.
Хотя художественное слово используется всегда с конкретной целью, его воздействие комплексно. Попутно с основной задачей, на решение которой прямо направлено применение художественного произведения,
решаются и другие перечисленные выше задачи, но соотношение их в определенной ситуации различно. Таким образом, с принципом вариативности взаимосвязан принцип
комплексности. Произведения художественной литературы разнообразны, что позволяет использовать их при решении различных задач патриотического воспитания, выбирая содержание по изучаемой тематике (стихи о семье, родном городе, крае, поступках персонажей и т.д.).
Показываете положительный пример в своей семье
– это будет первым шагом к воспитанию достойных граждан нашей страны, настоящих патриотов.
ТАКОЙ РАЗНЫЙ ПАТРИОТИЗМ! Патриотизм – широкое понятие. Оно включает в себя: Любовь и
уважение к своим близким, членам своей семьи.
Почитание места своего рождения, проявление заботы о месте проживания (от родного дома до масштаба всей страны).
Уважение и соблюдение местных обычаев, традиций.
Уважение к своим предкам, землякам, желание помогать им, помнить об их заслугах.
Сочувствие, сопереживание и содействие пожилым людям, сверстникам, больным и другим людям, нуждающимся в помощи.
Патриотизм начинается с
семьи, где ребенок видит отношение членов семьи друг к другу.
Если ребенок не проявляет уважение к кому-то из родных или видит неуважение других взрослых к себе, близким, он не сможет стать настоящим патриотом. Любите своих детей! Они ответят Вам и Родине тем же.Патриотизм – сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе человека.