Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Рописные cоловейчик cимон cоловейчик cимон Москва 2011И П истины воспитанияНепР


НазваниеРописные cоловейчик cимон cоловейчик cимон Москва 2011И П истины воспитанияНепР
Анкор1soloveychik s l nepropisnye istiny vospitaniya izbrannye sta.pdf
Дата13.05.2018
Размер1.83 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла1soloveychik_s_l_nepropisnye_istiny_vospitaniya_izbrannye_sta.pd
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#40228
страница1 из 18
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
истины воспитания
Неп
Р
описные
ɢɡɛɪɚɧɧɵɟ ɫɬɚɬɶɢ
cоловейчик cимон
cоловейчик cимон

Москва 2011
И
«П
»
истины воспитания
Неп
Р
описные избранные статьи
если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности если ребенка высмеивают, он становится замкнутым если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других если ребенка подбадривают, он учится верить в себя если ребенка хвалят, он учится быть благодарным если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей если ребенка поддерживают, он учится ценить себя если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире
истины воспитания
Неп
Р
описные

© С. Соловейчик. Наследники, 2010
© И.Е. Лукьянов, Оформление и макет, 2010
© ООО Издательство «Первое сентября», 2010
Художник И.Е.Лукьянов
УДК 37.13.73
ББК 74.00
С60
ISBN 978-5-8246-0158-9

7
Андрей Русаков. Сто вступлений в педагогику для всех
-
9

I. Воспитывать? Просто любить?
Тайны детской любви - 15 Выбирая между «воспитанием- да» и «воспитанием-нет» - 18 А что, если быть построже к себе? - 21 Когда сердце обманывает - 24 Высокие цели… и подручные средства - 29
II. Душа не поддается управлению
Кое-что о святых - 39 Воспитание без воспитания - 42
«Не учите меня жить!» - 44 Уровень справедливости - 52
Всё начинается с веры - 54
III. Очевидное — неочевидное
Воспитание духа - 63 До свадьбы заживет - 65 Воспита- ние доверием - 68 Воспитание общением - 79 Воспитание похвалой - 86 Парадоксы воспитательных ситуаций - 94
IV. Сердечный слух
Настроенность на волну детства - 105 Вежливые дети? - 107
Чуткие дети? - 114 Щедрые дети? - 117 Желание понять - 122
Узел отношений - 125
Содержание

88
V. Прошу считать меня человеком
Вечный ремонт - 139 Балованные дети? - 142 Заботли- вые дети? - 148 За свой счет - 154 Непохожие дети? - 155
Бескорыстие. Риск. Терпение - 160
VI. Любимые не виноваты
Домашнее серебро в колодце - 169 Домашняя окопная война - 172 Насилие от бессилия - 175 Опаснее, чем курение - 179 Раздраженные родители - 182 Дурное влия- ние? - 188 Трактат о милосердии - 191 Три модели вос- питания – привычные, но негодные - 196
VII. Дети и заповеди
Что есть правда? - 205 Всё на свете - 207 Главное слово – заступник - 210 Ваш ребенок – Дон Кихот? - 213
О целомудренности в отношениях - 216 Осторожно, капкан! - 217 Сколько у нас заповедей? - 219 Залог вечной жизни - 222 Быть или казаться? - 224 Ключи от счастья детского - 231
Примечания - 234

9
В семидесятые–восьмидесятые годы прошлого века Соловей- чик стал едва ли не самым знаменитым «писателем для родите- лей». Даже возникла особая категория людей – тех, кто считал, что воспитывает детей «по Соловейчику», так же как другие вос- питывали «по доктору Споку».
Но воспитание «по Соловейчику» вряд ли укладывалось в ме- тодическую систему. Дело все-таки было не в том, чтобы мы ста- новились очень озабочены тем, как детей баловать, или решали не учить их вежливости. Нам лишь показывали, что вопреки всем привычным представлениям можно поступать и так – и беды не будет. А можно вести себя и более привычно, и это тоже не обя- зательно окажется ошибкой.
Каждое печатное выступление Соловейчика приоткрывало до- рогу к какому -то более глубокому, целостному взгляду на вещи, на отношения людей, на мир детей, на себя самого.
И сегодня «родительская» публицистика Соловейчика слов- но демонстративно противостоит всему массиву советов для родителей и инструкций по правильному воспитанию детей: «К разочарованию многих, педагогика общения утверждает, что ни- какого «правильного» голоса, тона, способа, приема нет… Что все зависит от того, что за человек отец, насколько доверяет ему мальчик, как сложились их отношения...»
Эту педагогику спрашивают: «Как сделать?», а она отвечает вопросом: «А что вы за человек?»
Любую проблему с детьми обычно хочется перевести в управленческую задачу: «что с ними надо сделать, чтобы они…». А Соловейчик доказывает, что в отношениях с детьми управленческая логика до добра не доводит; что нам суждено
Сто вступлений в педагогику для всех
Предисловие

10
Симон Соловейчик Непрописные истины воспитания решать не арифметические примеры, а системы уравнений со многими неизвестными: «Каждый раз, когда возникает затруд- нение с детьми, мы должны искать выход – ну точно так же, как если бы мы решали математическую задачу. Мы не можем списать ответ, не можем, рассердившись, разорвать негодный учебник на части, не можем выбрать себе другую задачу, по- легче. Нам задана именно эта, и мы должны над ней мучиться, пока не решим!»
У подобной «алгебры» свои вполне строгие законы – но их, увы, не свести к рецептам и алгоритмам.
Статьи в газете «Неделя» у Симона Соловейчика выходили шестнадцать лет – первая в 1970- м, последняя – в 1986 -м, со средним интервалом года в полтора.
Однако большая часть этих статей выстраивается так, слов- но их писали друг за другом. Они движутся единым смысловым сюжетом и общей интонацией, выглядят регулярной газетной ру- брикой. Регулярная рубрика, выходившая раз в полтора года!
Но о причинах именно такой регулярности можно догадаться.
Ведь большинство из этих статей становилось едва ли не пово- дом для маленьких революций в правилах семейной жизни.
«Нередко мы воспитываем детей по принципу «так принято».
Однако не все «принятое» разумно. Вдруг оказалось, например, что малыша можно сначала учить плавать, а потом уже ходить…
Кто мог ожидать такого поворота?»
Подобным скромным образом начинал разговор Соловейчик, а потом «брал на себя смелость» ставить под сомнение, каза- лось бы, бесспорные истины: а надо ли учить детей вежливости? а действительно ли детей вредно баловать? а на самом ли деле
«если просто любить, сердце не обманет?».
И приходил к выводам, выглядевшим тогда невероятными: де- тей баловать необходимо!
А вежливости учить – не обязательно.
А сердце еще как может подвести… А значит…
Для многих читателей- родителей размышления над той или иной из этих статей стали переворотом в «домашнем» мировоз- зрении.

А для статей- переворотов полтора года разве большой интервал?

Предисловие
11
Статьи Соловейчика были обращены к вполне конкретным
«трудным» темам в отношениях между взрослыми и детьми. Но из разрозненного рассмотрения отдельных «смысловых узлов» высветляется узнаваемый каркас великой книги «Педагогика для всех».
Саму же «Педагогику для всех» – в год ее выхода в свет – Со- ловейчик представил в журнале «Семья и школа» под рубрикой
«Непрописные истины воспитания» (эти избранные им фрагмен- ты завершают большинство разделов нашего сборника).
Книга, создававшаяся в неторопливые семидесятые, вышла в свет в 1987 году, когда время стремительно убыстрялось.
И если статьи в «Неделе» были семейным прологом «Пе- дагогики для всех» в неторопливые семидесятые годы, то де- сятилетием спустя серия коротких статей в журнале «Новое время» обернула ее жесткими, афористичными общественно- публицистическими резюме эпохи непредсказуемых перемен.
Младший мир. Такую рубрику вел Соловейчик в «Новом вре- мени» с 1988 по 1992 год – до тех пор, пока не создал «Первое сентября».
В последние годы перестройки бурлящему советскому обще- ству было совсем не до детских забот. Странички Соловейчика в
«Новом времени» выглядели отчаянной попыткой не просто на- помнить о пространстве взросло -детских отношений, но прочно увязать его, соотнести с теми противоречивыми сдвигами миро- понимания, которые затрагивали каждого человека той эпохи.
Закрепить память о детстве в будущей системе общественных ценностей…
Интуитивное знание об этом, способность ощущать или со- знавать многомерность проблем «младшего мира» (и узнаваемо- вечных, и вроде бы новых, внезапных) оказываются важнейшей стороной культурного слоя «взрослого мира». Слоя, который трудно накапливается и довольно легко размывается.
И пока читаешь Соловейчика, постепенно понимаешь, что в том или ином характере перемен в отношениях «взрослого» мира с «младшим» и скрыт ключ к перспективам самого мира взрослых: «Ведь воспитывается не тот, кто любим, а тот, кто любит…»
Андрей Русаков

...A может, когда-нибудь создадут мир без бюро ремон- та? Мир, не нуждающийся в исправлениях и в пере- делках! Сделали вещь – она и служит. Вырастили человека – он и живет. Чтобы даже идеи такой не было – идеи ремонта, исправления ошибок. Идеи перевоспитания.

Тысячу раз приходилось отвечать на вопросы о воспи- тании, и все вопросы до одного – все! – ремонтного свойства: как исправить?
За всю жизнь меня ни разу не спросили: как сделать?
«Как исправить?» – спрашивают родители. Но на все эти вопросы я могу дать один ответ: «Никак. Лучше поговорим о том, как сделать, чтобы ничего в ребен- ке не пришлось исправлять».
Выражение «никогда не поздно», редко приложимое к вещам, является абсолютной истиной в приложе- нии к детям: никогда не поздно.
Симон Соловейчик


Воспитывать?
Просто любить?
Ловушки, в которые мы попадаем
I.

15
Тайны детской любви
Весь диапазон родительских высказываний о воспитании детей укладывается в пространство между двумя примерно такими фразами: «Что мудрить? Ребенка надо просто лю- бить» и «Что мудрить? Дать ему как следует, чтобы знал!»
В нашем сознании битье детей и учение детей прочно связаны. Если отец бьет маленького сына, а тот плачет, то на вопрос: «Что там происходит?» – могут ответить: «Ни- чего, отец сына учит». Просторечное выражение «вложить ума» означает «избить».
Народная педагогика так же проста, как и груба. Но она в нашем общем сознании и подсознании, и потому так медленно прививается гуманное отношение к детям.
Перемена педагогических взглядов дается едва ли не труднее, чем перемена мировоззрения или даже харак- тера. Ведь представление о воспитании – самое первое представление человека о человеке. Образ воспитания, дурного или хорошего, создается так рано, что наши соб- ственные педагогические идеи кажутся нам чуть ли не врожденными.
О том, как опасно бить детей, пишут много и часто. Про- блема домашнего жестокого обращения с детьми занимает сегодня весь мир. Рассказывают леденящие душу истории.
Однако многим кажется, будто не жестокое, а «с умом» из- биение не принесет ребенку вреда, но сделает его послуш-

16
Симон Соловейчик Непрописные истины воспитания
Симон Соловейчик Непрописные истины воспитания нее. При этом говорят, что детей пороли с незапамятных времен и ничего с ними не случалось.
Но в незапамятные времена битье детей было общим обычаем, в маленьких народных школах по субботам сек- ли всех подряд ни за что, без провинностей – так было принято. Теперь же отец, ударивший ребенка, восприни- мается им, ребенком, как дурной человек. Нам кажется: ничего, вырастут – поймут, забудут. Но они не забывают, они помнят, как помнит все побои и унижения каждый взрослый человек. Вот одно из самых опасных педагоги- ческих рассуждений: «Меня били, и я буду бить». В ре- зультате получается, что иные родители оставляют своим детям лишь одно наследство – привычку бить детей. Кто бьет сына, тот бьет и не родившихся еще внука и правну- ка. Как прервать эту эстафету насилия, уходящую в буду- щее? Лишь одним способом – самому отказаться от вос- питания битьем.
Но и тех, кто придерживается взгляда «только любо- вью», поджидают свои опасности.
Принято говорить, что любовь должна быть мудрой: мол, люби, но в меру. Однако истинная любовь трудно сое- диняется с расчетом и даже с разумом, со словами «надо» и «должно».
Действительная сложность отношений между родителя- ми и детьми в том, что результат этих отношений, результат воспитания зависит не от того, насколько родители любят своих детей (как почти все думают), а от того, насколько дети любят своих родителей.
Чужая любовь не воспитывает, даже родительская. Для воспитания человека важно не столько отношение людей к нему, сколько его собственное отношение к людям. Этим объясняется, отчего в самом дурном обществе, где все по-

17
Часть первая Воспитывать? Просто любить?
Часть первая Воспитывать? Просто любить?
едом едят друг друга, тем не менее всякой логике вопреки вырастают иногда прекрасные люди.
Воспитывается не тот, кого любят, а тот, кто любит. Ког- да молодая мама отдает все силы только что родившемуся ребеночку и смотрит на него с нежностью – вот она-то и воспитывается. Он ее воспитывает, этот шестинедельный педагог! Недавно очень молодая мама сказала мне с вос- торгом: «Сыну уже шесть недель! Я и не заметила, как они пролетели!» Сын совершил педагогическое чудо: за шесть недель существования почти полностью переменил ха- рактер своей мамы, добился от нее того, чего ее родители двадцать лет не могли добиться...
Для жизни, для поддержания духа нам нужна наша соб- ственная любовь к детям, без нее детей не поднять. Нелю- бимые дети становятся невыносимо надоедливыми – как, впрочем, и нелюбимые женщины, и, наверно, мужчины. Но для воспитания нам надо, чтобы дети любили нас.
А точнее – чтобы они любили хоть кого-нибудь, чтобы они вообще были способными любить.
Способность любить – человеческое свойство, быть может, первой важности. Подростков-преступников обыч- но спрашивают, читают ли они книги и занимаются ли они спортом; получается – нет, не читают и не занимаются; из этого делают выводы о необходимости строить больше ста- дионов. Но в мире есть страны, где и стадионов много – и уровень преступности не ниже нашего. Мальчика стоило бы спросить: кого ты любишь? Боюсь, что ответ будет печаль- ным: никого.
Но как вызвать в ребенке это драгоценное чувство, как развить важнейшую душевную способность – способность любить? Вот где нужен был бы рецепт или хотя бы дель- ный совет!

18
Симон Соловейчик Непрописные истины воспитания
Размышляя о воспитании детей, постепенно добира- ешься до этого ядра педагогики и останавливаешься в не- доумении. Спорят о происхождении жизни на Земле, о том, самозарождается она или занесена из других миров... Но вторая, аналогичная по таинственности и по важности, тай- на почти никого не интересует – тайна зарождения любви в человеческом сердце, в детском сердце. Объяснения вроде
«Я люблю родителей за то, что они добрые» лишь прячут тайну, потому что на самом деле сначала – полюбила, по- том нашлись причины, если они понадобились. Чем боль- ше думаешь, тем сложнее все становится, и начинаешь понимать, отчего люди в древности объясняли зарождение любви стрелой Амура. Это и сейчас наиболее достоверное из всех объяснений...
Единственное, что я могу сказать, состоит в том, что любовь рождается от радости. Радуйте ребенка, радуйтесь вместе с ним – и он научится любить. Недаром ведь в сказ- ке о царевне Несмеяне отец безрадостной девушки, кото- рая никого не любила, готов был полцарства отдать тому, кто обрадует его дочь.
В конечном счете самое-самое в воспитании – это дет- ская радость.
Выбирая между «воспитанием-да» и «воспитанием-нет»
В воспитании детей два вечных лагеря, две стойкие партии, два противоположных мировоззрения.
И это разделение больше значит для реального мира, чем, например, воинственная борьба материализма и иде- ализма. Что первично – материя или дух? Это в общем- то чисто философский вопрос; но как воспитывать своих

19
Часть первая Воспитывать? Просто любить?
детей, к какому лагерю воспитателей примкнуть – вопрос практический, он не для философов, а для миллионов. Во- прос, от решения которого зависят судьбы людей, поколе- ний, народов и человечества, потому что в конечном счете это вопрос о насилии и ненасилии – что победит?
Старый, вечный спор: воспитание-да или воспитание- нет? Воспитание поддержкой, одобрением, принятием и терпением или воспитание строгостью, надзором, нака- занием?
По давней традиции воспитание-да считается новым, а суровое, карательное воспитание-нет – старым, обыч- ным, естественным. По одному исследованию, проведен- ному в США, старого воспитания придерживаются боль- ше половины родителей, нового – меньше половины, хотя вот что интересно: цели и у тех и у других примерно одинаковы.
Но результаты воспитания строго зависят не от целей, а от средств.
Каково положение у нас – неизвестно; кроме того, у разных народов, населяющих нашу страну, разные тради- ции. Но я знаю из собственного опыта, что если написать статью с призывом баловать детей, то половина читателей пришлют письма со словами: «Вот-вот! Я тоже так думаю!
Спасибо!», а другая половина – обвинят в намерении по- губить поколение, не иначе. Переход от старого воспитания к новому, от воспитания-нет к воспитанию-да совершается неимоверно трудно, и порой начинаешь сомневаться: а возможен ли он для отдельного человека? Кажется, легче ему в другую веру перейти, чем хоть немного сдвинуться в педагогических своих взглядах.
Вот уже век или больше вся педагогическая литература, какая только есть, пропагандирует положительное воспита-

20
Симон Соловейчик Непрописные истины воспитания ние; особенно настаивают на нем психологи и социологи, проводившие массовые исследования результатов воспита- ния; находятся новые и новые доводы в пользу воспитания- да – и все почти без толку.
Но если взглянуть на дело поглубже, то окажется, что речь идет не о том, что разрешать и что запрещать, не о дисциплине, не о послушании, не о попустительстве и без- наказанности – совсем о другом: о воспитании богатом, со- держательном и пустом, бедном, безнравственном.
Об этом очень точно писал польский педагог Януш
Корчак: «Если хочешь быть надзирателем, можешь ниче- го не делать... Для внешнего порядка, внешних хороших манер, дрессировки напоказ нужны лишь твердая рука и многочисленные запреты... Чем скуднее духовный уро- вень, чем бесцветнее нравственный облик, тем больше забота о собственном покое и удобствах, тем больше за- претов и приказаний, продиктованных мнимой заботой о ребенке».
С этим встречаешься на каждом шагу. Для воспитателя- нет всегда все ясно, он точно знает, чего нельзя разрешать детям, да и кто этого не знает? Он никак не может понять, чего от него хотят, почему с ним спорят, разве он говорит не очевидное? Разве детям можно позволять делать все, что они хотят?
И никак не докажешь, что когда отношения с детьми под- нимаются на более духовный уровень, когда дети чувству- ют в родителях стремление к правде и добру, то проблемы дисциплины, наказаний и безнаказанности и в самом деле становятся второстепенными.
Переходите в новую педагогическую веру, на сторону нового воспитания – воспитания-да, и вы увидите, насколь- ко лучше вам будет с детьми!

21
Часть первая Воспитывать? Просто любить?

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей