Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

России в современной школе, отражает новые аспекты содержания, традиции и новации в преподавании географии. Содержит методические рекомендации и дополнительные материалы по изучению курса


НазваниеРоссии в современной школе, отражает новые аспекты содержания, традиции и новации в преподавании географии. Содержит методические рекомендации и дополнительные материалы по изучению курса
АнкорMetodicheskoe posobie k uchebnikam I I Barinovoy Geografia Rossii Priroda 8 klass i V P Dronova V Ya Roma Geografia.pdf
Дата27.11.2016
Размер1.76 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMetodicheskoe_posobie_k_uchebnikam_I_I_Barinovoy_Geografia_Rossi
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодические рекомендации
#2546
страница1 из 15
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

УДК 372.891
ББК 74.262.6
Б 978-5-358-16408-6
© ООО ДРОФА, 2016
Баринова, И. И.
География : География России. 8—9 кл. Методическое пособие к учебникам И. И. Бариновой География России. Природа. 8 класс и В. П. Дро- нова, В. Я. Рома География России. Население и хозяйство. 9 класс / И. И. Баринова, В. ЯРом, МС. Соловьев. — М. : Дрофа, 2016. — 221, [3] с Методическое пособие является частью УМК по географии и предназначено для использования при работе с учебниками И. И. Бариновой География России. Природа. 8 класс и В. П. Дронова, В. Я. Рома География России. Население и хозяйство класс».
Пособие раскрывает особенности курса География России в современной школе, отражает новые аспекты содержания, традиции и новации в преподавании географии. Содержит методические рекомендации и дополнительные материалы по изучению курса.
УДК 372.891
ББК Б

3
Предисловие
Методическое пособие предназначено главным образом для учителей, преподающих курс География России по новым учебникам География России. Природа. 8 класс (автор И. И. Баринова) и География России. Население и хозяйство. 9 класс авторы В. П. Дронов, В. ЯРом. Оно может быть полезно и для учителей, которые используют другие учебники, так как содержит новый дополнительный материал по административно-политическому делению, по экономическим системам в истории России, современной региональной политике, по использованию современных педагогических технологий на уроках географии и во внеурочной работе.
Основными функциями методического пособия являются помощь учителю в предоставлении конкретного материала, установлении взаимосвязи между основными понятиями, определении последовательности и примерного количества учебного материала, изучаемого на уроке, в выборе методов и форм обучения для обеспечения высоких результатов с учетом возрастных особенностей учащихся, развитии ключевых и предметных компетенций с помощью текста и внетекстовых компонентов.
Важно, что на примере учебников по курсу География России показана специфика работы с учебником географии в условиях современной школы, выявлены общие закономерности влияния учебника на организацию процесса обучения.
Модернизация содержания курса География России должна осуществляться не только с учетом требований современности, но и с учетом традиций преподавания, сложившихся в отечественной школе В этой связи, прежде всего, необходимо сохранять и приумножать мировоззренческий и воспитывающий потенциал курса, его огромную роль в формировании патриотизма и нравственно-духовной сферы учащихся. Наряду с другими курсами общественных наук он позволяет усвоить идеалы и ценности патриотизма, демократического общества, осознать себя гражданином России, овладеть умением делать выбор в условиях социальных альтернатив и нести за него ответственность.
Важнейшая задача данного курса — формирование географического образа своей страны и малой родины.
Основные принципы построения нового содержания курса были сформулированы достаточно давно, но они не потеряли своей актуальности.
Принцип интегративностиобъединение в учебный курс физической, социально-экономической и исторической географии на основе страноведческого подхода. Реализация принципа интегративности позволяет не только по-новому строить дидактические единицы, но ив значительной мере изменить содержание курса. Его важнейшей задачей становится комплексное рассмотрение среды обитания человека в разных географических условиях, изучение на разных территориальных уровнях закономерностей развития географической среды, происходящих в ней природно-экологических, социально-экономи- ческих и геополитических процессов, взаимодействия географической среды и общества.
Главная методическая проблема модернизации курса — придание ему подлинной, а неформальной комплексности. Эта установка реализуется посредством определения центрального места человека в отношениях природа — население — хозяйство. Это позволяет рассматривать природу, хозяйство и их взаимодействие неформально, а через призму реальных потребностей человека, его материальных, духовных и культурных ценностей. Антропоцентрический подход создает методологическую базу для обеспечения сквозной экологизации курса. Экологические проблемы и пути их решения рассматриваются применительно к различным составляющим
Российского государства природе, населению, отраслям хозяйства, регионам. Однако главным объектом их рассмотрения остается человек — и как основная порождающая их причина, и как фактор их устранения или смягчения.
Принцип историзма включает в себя футуроло- гичность — рассмотрение изменений в природе, жизни людей, исторических судьбах народов, населяющих различные территории, а также хозяйственном развитии, те. учет пространственно-времен- ной динамичности и прогноза развития отдельных частей хозяйства и страны.
Принцип проблемности Содержание курса География России неразрывно связано с ключевыми проблемами, решаемыми Россией на данном этапе ее развития. Многие из этих проблем имеют региональный аспект. Данный принцип позволяет реализовать проблемно-целевой подход в обучении посредством постановки перед учащимися реальных целей и задач, решаемых обществом. Это особенно важно в современных условиях, когда в содержании образования ив результатах усвоения учебного содержания учащимися на первый план вышли умения, связанные с решениями практических задач. Действительно, наряду с коренными политическими и со- циально-экономическими изменениями в стране, практически во всех ее сферах происходят не менее существенные географические сдвиги. Поэтому важнейшая содержательная новация курса — знакомство учащихся с основными факторами, принципами и направлениями формирования новой территориальной структуры российского общества, путями перехода России к устойчивому развитию. Именно входе реализации учебных проектов по моделированию сдвигов в географическом пространстве учащиеся могут готовиться к решению разных социально ориентированных задач.
Принцип регионализации. Природные, социальные, национальные и хозяйственные особенности и проблемы в России имеют четко выраженную региональную специфику. Именно поэтому основной упор делается на более детальное изучение регионов

В данном методическом пособии особое внимание уделено новым аспектами темам учебников по географии России историко-географическому аспекту развития страны, географическим особенностям коренных социально-экономических перемени сложнейшим проблемам ее территории после распада СССР. Новые подходы в учебниках (исторический, проблемный) усиливают интегрирующую роль курсов География России в гуманизации современного образования.
Учебники География России. Природа. 8 класс автор И. И. Баринова) и География России. Население и хозяйство. 9 класс (авторы В. П. Дронов, В. ЯРом) позволят учащимся получить достаточно глубокие знания о природе, населении и хозяйстве родной страны, овладеть умениями, важными для продолжения географического образования, для самообразования в течение всей жизни. Как же лучше организовать процесс обучения Как более рационально использовать учебники Об этом и пойдет речь в методическом пособии
Особенности курса
«География России в современной школе
Цели и задачи курса География России (8—9 классы)
Кажется, как это должно быть интересно — изучать разнообразную и неповторимую природу, особенности многонационального населения, экологическую ситуацию и хозяйство своей Родины Однако практика свидетельствует о том, что далеко не всегда данный курс вызывает интересу школьников и является любимым у учителей. Именно на этот курс приходится снижение интереса к географии как к предмету. Обнаружено и такое феноменальное явление даже в тех школах, где учителя-энтузиасты являются прекрасными краеведами, заядлыми туристами, популярность курса не возрастает. В чем причина такого положения Что следует сделать для изменения ситуации?
Одна из причин, на наш взгляд, — многолетняя тенденция повышения научного уровня курса без учета возрастных возможностей школьников. А ведь именно ребята этого подросткового возраста наиболее требовательны к бережливому и внимательному учету их возможностей, потребностей, интересов.
Стремление некоторых учителей на высоком теоретическом уровне освещать вопросы геологического развития территории, особенности формирования климата, почв, рассматривать современные проблемы демографии и экономики страны и требовать от учащихся глубоких и прочных знаний приводит к негативному отношению к предмету. Использование в качестве ведущих методов рассказов в форме монолога тоже не способствует росту интереса школьников к изучаемому материалу.
Педагогическая технология ориентирует на построение четкой иерархической системы целей, внутри которой выделены их категории и последовательные ступени (табл. 1).

ТАБЛИЦА
1.
Система целей, обусловливающая уровень усвоения материала в к
урсе
Иер архия целей
Пр едпо лаг аемый уровень усвоения материала
Раз дел курса ступень — усвоение знаний
У
р ов ень узнавания, запоминания, воспроизведения учебного содержания. Цель считается достигнутой, если ученик воспроизводит необходимые географические термины, знает конкретные факты, основные понятия и правила. К категории знание относятся географические факты, пространственное размещение объектов, термины, общие и единичные понятия ступень — понимание
Бо лее высокая ступень усвоения, чем знания. Цель считается достигнутой, если ученик может пересказать текст своими словами, дает объяснение, делает предположение о дальнейшем ходе того или иного изучаемого географического явления, использует полученные данные для определения следствий, умеет охватить смысл любого явления и т. д, II
III ступень — применение Уровень умения применить ранее усвоенное содержание в новых учебных ситуациях. Цель считается достигнутой, если ученик использует ранее изученный материал самостоятельно, применяет его в новых условиях ступень — анализ
У
мение школьника разделить учебный материал на составляющие элементы, чтобы ясно выступила его структура. Цель считается достигнутой, если ученик выделяет части целого, выявляет взаимосвязи между ними, видит ошибки и недочеты в логике рассуждения, проводит различия между причиной и следствием, II, III
V ступень — синтез
У
мение школьника комбинировать элементы, реорганизовывать информацию из источников и на этой основе создавать новый образец, представленный в форме схемы, таблицы, доклада, выступления. Цель считается достигнутой, если ученик пишет небольшое творческое сочинение, предлагает план проведения к акого-либ о занятия, решения проблемы ступень — оценка Умение школьника оценивать значение любого факта, утверждения, исследовательских данных. Цель считается достигнутой, если ученик оценивает логику построения текста, ответа своего и товарищей, соответствие выводов имеющимся данными т. п, III

Использование подобной системы целей позволяет не только определить результат, но и наметить перспективу, гарантировать объективную оценку деятельности каждого ученика, что обеспечивает гуманизацию процесса обучения.
Главная цель курса — формирование географического образа России во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода к показу взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов природы, населения, хозяйства.
Другой причиной можно назвать широко распространенное среди учителей и методистов мнение, что применение разных нетрадиционных форм обучения, занимательных приемов — это преимущество зарубежных курсов.
Кроме того, нельзя не принять во внимание такую сложную и реально существующую в методике обучения географии проблему, как соотношение общего и частного, особенно рельефно обозначенное именно в этом курсе.
Специфика географии — обилие фактов, необходимость иллюстрации общих положений на примерах конкретных объектов и территорий — особенно обостряет проблемы отбора основного материала, соотношения разделов, общих с региональными.
На практике часто приходится наблюдать следующее изучение общего обзора России слабо связывается с последующим региональным обзором, искусственно отрывается от него. А если так преподносится материал, тов сознании школьника происходит еще бо́льшая путаница. И наконец, с особой остротой встает проблема внутри- и межкурсовой преемственности. Например, курс 8 класса География России. Природа завершает физико-гео- графическое образование школьников, развивает и углубляет уже имеющиеся у ребят представления о природе Земли. В случае, когда у школьников не сформированы прочные географические знания и умения из предшествующих курсов, а это связано с резким сокращением часов в 6—7 классах, никакого развития не происходит. Более того, создается критическое положение, когда учитель вынужден вновь говорить об общих географических закономерностях, об отдельных компонентах природы и т. д. А это перегружает учащихся, и они теряют интерес к предмету.
Как справиться с перечисленными трудностями Как сделать курс интересным Прежде всего необходимо решить, чему и как следует учить школьников
8—9 классов.
Требованием времени на сегодня является обеспечение развития личности учащегося, усиление воспитывающей роли обучения, достижения социальной активности выпускников школы в трудовой деятельности на всех участках хозяйства страны.
Возрастающий вклад географии в общее образование определяется, прежде всего, современным критическим этапом взаимодействия общества и природы.
Школьная география, ив частности курс География России, воспитывает у подрастающего поколения географическую культуру, основными компонентами которой являются знания, научно-геогра- фическое мышление, географическая деятельность, умение находить и анализировать информацию с помощью информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), экологически ответственное поведение, пространственное географическое мышление.
Определение уровня подготовки выпускника школы по географии (как и по любому другому предмету) особенно важно в условиях существования различных типов школ с углубленным изучением различных предметов, гимназий, лицеев, малокомплектных сельских школ и т. д. Знание обязательного уровня подготовки выпускника поможет сохранить фундаментальное ядро географической культуры.
Выпускник основной школы должен овладеть следующими умениями (именно на умениях следует акцентировать внимание, поскольку только такой подход позволяет уйти нам от формализма в обучении, заложить основу для формирования ключевых компетенций):
— пользоваться различными источниками географической информации для получения необходимых сведений о географических компонентах, явлениях, объектах, территориях

12
— давать оценку изучаемых и встречаемых в жизни географических явлений сточки зрения современных общественно-социальных позиций аргументированно и логично вести научно-гео- графическую дискуссию составлять характеристику географических явлений своей местности и проводить простейшие природоохранные мероприятия анализировать причины возникновения тех или иных географических явлений, предвидеть их динамику и последствия анализировать текущую географическую информацию, уметь ее оценивать.
Каждый курс школьной географии должен работать, прежде всего, на формирование этих умений. Весом вклад курса География России в решение этой проблемы. Именно он призван заземлить теоретические знания по физической и социально-эко- номической географии на местном материале (от страны в целом до своего родного края, усилить момент объяснения тех или иных географических явлений, подчеркнуть связь состояния окружающей природы с деятельностью человека. Поэтому при отборе основных знаний на уроке следует прежде всего заботиться о том, чтобы эти знания работали на раскрытие таких направлений, как экологизация, эко- номизация, социологизация. Не следует забывать о методологических, оценочных знаниях, куда входят не только географические знания (например, бережное отношение к природе родной страны — обязательное условие общественного прогресса, но и знания о методах и способах получения знаний например, знание приемов анализа карт, профилей, работы с текстом и т. д.).
Трудности в формировании умений на уроках географии связаны в основном стем, что учителя не уделяют должного внимания способам деятельности, а в готовом виде дают то или иное умение. Особенно плохо обстоит дело с обучением школьников умению читать карту, анализировать текст к ней составлять план, конспект работать со справочными материалами. В учебниках, в ряде заданий по тексту ив конце параграфов даны рекомендации, как работать с различными источниками географической информации. На уроке особенно важно специально выделить время для ознакомления сними школьников показать образцы выполнения тех или иных заданий для последующего закрепления материала.
Все вышесказанное позволяет сформулировать основные цели и задачи курса География России в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).
Содержание курса географии в основной школе — это база для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. И кроме того, это базовое звено в системе непрерывного географического образования, основа для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Курс География России (8—9 классы) занимает центральное место в системе школьного географического образования. Этот курс завершает изучение географии в основной школе, что определяет его особую роль в формировании комплексных социально ориентированных знаний, мировоззрения, личностных качеств школьников.
Главная цель курса — формирование географического образа России во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода к показу взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов природы, населения, хозяйства.
В программе четко определены основные цели курса формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства России, о месте нашей страны в современном мире воспитание любви к родной стране, родному краю, уважения к истории и культуре Родины и населяющих ее народов формирование личности, осознающей себя полноправным членом общества, гражданином, патриотом, ответственно относящимся к природе и ресурсам своей страны.
Основные
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей