ЗРИТЕЛЬНО-ПРЕДМЕТНАЯ ПАМЯТЬ
Таблица 12.
Пробы
| Материал
| инструкция
| Анализ симптомов (ошибок)
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1. Запоминание предметных картинок
| Предметные картинки. Для запоминания предъявляются 2 картинки (с последующим увеличением до 5). Затем их смешивают с другими (7-10) и нужно найти заданные картинки.
| Непосредственное запоминание. «Запомни эти картинки. А теперь найди их среди этой группы картинок».
Отсроченное воспроизведение (после 5-10 мин.). «Найди снова картинки, которые ты запомнил»
|
| 2. Запоминание символических фигур
| Геометрические фигуры
| Повторить опыт с геометрическими фигурами так же, как с предметными картинками.
| Исследуется запоминание малочастотных и трудно вербализуемых объектов и влияние речи на запоминание
| 3. Опосредствованное запоминание
| От 2-х до 4-х предметных картинок и разного цвета кружочки (или треугольники). На каждую картинку накладывается кружок определённого цвета.
| «Запомни эти картинки и посмотри, какого цвета кружки лежат на них ». Картинки убираются. Ребёнку показывают кружки. «Какая картинка была под каким кружком». У старших детей такой опыт можно провести со словами
| Исследуется высокий уровень развития памяти, её связи с другими ВПФ, организация запоминания
|
Дополнительные пробы.
Тесты
| Материал
| Инструкция
| Анализ симптомов (ошибок)
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1. Запоминание и выбор заданных картинок из других, которые составляют фон, а заданные – предмет действия
| 1. Для запоминания даются 2-3 картинки, которые являются предметом действия. Они смешиваются с 8 другими картинками Нужно найти 2(3) заданные картинки. Затем даются 2-3 другие картинки, их надо запомнить и найти среди новых 7-8 картинок, и так 5 раз. Картинки-стимулы откладываются в сторону после работы с ними и не смешиваются с картинками, из которых каждый раз выбираются заданные картинки
| «Запомни эти картинки и найди их в другой группе картинок»
| В этом опыте, проведённом автором на большом количестве детей, обнаружилось:
1) дети младшего дошкольного возраста путают фоновые и основные картинки;
2) дети младшего школьного возраста также делают эти ошибки, но нередко исправляют их;
3) третий тип ошибок – инертность: дети выбирают предыдущие картинки (персеверации);
4) четвёртый тип ошибок – контаминации из всех групп, предлагаемых для запоминания.
Все ошибки говорят о несформированности процессов памяти, о нарушении прочности следов, процессов выбора подвижности, что может негативно влиять на формирование речи, мышления и в целом интеллектуальной деятельности.
Ошибки могут быть связаны с нарушением (дисфункцией):
1) лобных отделов мозга, а также и 2) затылочных.
Ошибки в том и другом случае будут разными. В 1-ом случае – персеверации, контаминации и др., во 2-ом случае – смешение фоновых и стимульных картинок
| 2. Конфликтная проба: замещение одних картинок другими
| Во 2-ой части опыта наоборот – стимульные картинки становятся фоном, а фоновые – стимульными; из них даются 2-3 картинки для запоминания.
| «Запомни эти картинки и найди их среди других»
| Исследуется дифференцированное восприятие и образ-представление, дифференцированность и точность запоминания и воспроизведения и роль сформированности зрительно-предметного восприятия для формирования памяти.
Ошибки могут говорить о заинтересованности в патологии височно-затылочных отделов левого полушария
|
IV. ВНИМАНИЕ
Очень важно исследовать произвольный и непроизвольный процесс внимания ребенка, способность к концентрации и переключению, к распределению внимания. Внимание — важнейший психический процесс, тесно связанный с общей и направленной активностью, с намерениями, с мотивацией. Никакой психический процесс не может получить полноценного формирования без сформированного процесса внимания.
Многие практические работники недооценивают роли несформированности процесса внимания в формировании дебильности. Л.С. Выготский писал, что направленное внимание играет огромную роль для процессов абстракции. Невозможность формирования понятий "... заключена у дебилов ... из-за несформированности внимания, потому что у них недоразвиты высшие формы произвольного внимания". [Л.С. Выготский. Избранные психологические исследования. 1956, стр.425.] Поэтому к исследованию произвольного внимания надо подойти со всей серьезностью и квалифицированно проанализировать все ошибки, т.к. это важно для постановки диагноза и последующей восстановительной работы.
Внимание у детей становится относительно устойчивым только к 4—5 годам. Шестилетние дети могут играть в течение одного часа. Для детей дошкольного возраста характерно лишь непроизвольное внимание. Слабо развито у них и распределение внимания. У школьников первых 2—3 классов объем внимания в 2—3 раза меньше, чем у взрослых. Полное внимание на уроке они могут сохранять не более 12—15 минут. Все это необходимо учитывать при обследовании ребенка и делать частые перерывы в обследовании, в которых дать ребенку подвигаться, побегать, поиграть и др.
Таблица 13.
Тесты
| Материал
| Инструкция
| Анализ симптомов (ошибок)
| 1
| 2
| 3
| 4
| Тест на произвольное внимание. Произвольное последовательное прослеживание ряда чисел (букв, предметов) и поиск нужного ряда (или отдельных элементов ряда)
| Таблица Шульта
Предметы с недостающими или лишними элементами
| 1) Найти цифры от 1 до 15
2) Найти красные цифры от 15 до 1 1) Чего здесь не хватает?
2) Чего здесь лишнее?
| Исследуется объём внимания, скорость, подвижность и утомляемость Исследуется концентрация внимания. Нарушение этого отдела связано с дисфункцией лобных отделов мозга
| Поиск заданной картинки (фигуры) среди ряда других
| Предметные картинки, геометрические фигуры
| «Найди эту картинку» (показывается картинка).
«Найди эту фигуру» (показывается геометрическая фигура).
Картинки, фигуры и др. материал – всегда перед глазами ребёнка, т.к. это опыт не на запоминание, а на внимание.
| Исследуется избирательность внимания.
Нарушение может быть связано с дефектами лобных систем мозга, если не обнаружатся специфические трудности восприятия картинок
| Тест на непроизвольное внимание. Припоминание предметов, находящихся в комнате, с которыми работали
|
| «Закрой глаза и скажи, что лежит на столе; что стоит в комнате»
| Исследуется распределение внимания.
| Тест на устойчивость внимания. Поиск указанных предметов, фигур, картинок, букв и др. среди ряда других.
| Таблицы Анфилова Крепилина
| Вычёркивай во всех строчках:
1) только букву А;
2) букву Е и И. Будь внимателен.
| Исследуется прочность, точность внимания, сосредоточенность, распределение внимания, работоспособность.
| Тест на связь слова с вниманием. Слово – указатель внимания. Выполнение дифференцированных действий по речевой инструкции
| Предметы
| 1) возьми карандаш, положи его в карман;
2) встань и посмотри в окно;
3) возьми карандаш и нарисуй дерево и др.
| Нарушение вниманиявлечёт за собой несформированность непознавательных процессов, интеллекта и поведения.
Нарушение регулирующей роли речи (слова) указывает на дисфункцию лобных или глубинных структур мозга
|
Количество проб можно уменьшить до трех (1-3). Иногда достаточно одной первой пробы. V. РЕЧЬ И РЕЧЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ
Речь — одна из основных высших психических функций, которая должна быть обследована весьма тщательно. Известно, что речь у детей формируется на основе восприятия окружающего предметного мира. Исследовать нарушенную, несформированную речь необходимо начиная с изучения процессов предметного восприятия и образов. Л.С. Выготский писал, что всякое слово имеет первоначальный образ-представление и рост словаря прямо связан с образованием многочисленных и многообразных связей между предметным образом и словом. Понимание речи также связано с развитием чувственной основы речи — предметных образов. Следует также вспомнить, что первыми словами у детей являются не названия предметов, а действий, т.е. глаголов. Важной является та роль речи, которую она выполняет в психической деятельности человека — она организовывает все ВПФ, входит в их структуру, регулирует деятельность и поведение, т.е. речь, формируясь и развиваясь как самостоятельный психический процесс, затем начинает выполнять и функции опосредствования ВПФ, их связывания и организации.
Обследование начинается с изучения общей коммуникативной функции речи: понимания обращенной речи и невербальных средств — жестов, мимики, интонации и пр. педагога, спонтанной устной и диалогической речи. Затем исследуются автоматизированные формы речи (непроизвольные) и рядовая речь. После этого исследуются произвольные формы устной речи — повторение, называние предметов и действий, составление фраз по картинкам и в ответах на вопросы, пересказы сюжетных картинок. Исследование импрессивной речи начинается с обследования фонематического речевого слуха. Исследование понимания речи начинается с обязательной последовательностью от целого к части (понимание текста, фразы, слов). Материал исследования — вербальный и картиночный — должен быть высокочастотным, знакомым, объем не должен превышать 7 ± 2. Вербальный и картиночный материал должен отвечать следующим характеристикам: а) частотность (частота встречаемости слова, картинки у детей соответствующего возраста); б) субъективная частотность (собственный словарь ребенка); в) знакомость; г) нейтральная эмоциональная насыщенность; д) длина слова не короче двух и не длиннее 3-4 слогов, фонетический состав слова - средняя и легкая сложность.
1. ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ
Таблица 14.
Тесты
| Материал
| Инструкция
| Анализ симптомов (ошибок)
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1. Спонтанная речь. Метод беседы
| Беседа с ребёнком на близкую ему тему
| Я хотела бы узнать, как у тебя идут дела в школе. С кем ты дружишь, кто там самый драчун?
| Могут быть:
1) ответы 1-2-сложные, с использованием слов, содержащихся в вопросе;
2) ошибки – отсутствие ответа, эхолалии и персеверации и др.
| 2. Диалогическая речь. Метод коротких вопросов и ответов.
| Короткие последовательные вопросы и ответы
| Темы: «О школе», «Что ты делал во время каникул» и др.
| 3) неадекватные ответы – эти и другие подобные речевые реакции могут говорить о дисфункции заднелобных и лобных отделов;
4) соскальзывание на побочные ассоциации –дисфункция лобных отделов;
5) трудности подбора слов, построения фразы, слов – возможна дисфункция теменно-височных отделов
| Автоматизированная речь
| Произнесение цифрового ряда от 1 до 10. название дней недели, месяцев
| Просчитай от 1 до 10, а теперь от 10 до 1, т.е. обратно. Это трудно, но ты сможешь.
Назови подряд дни недели: понедельник…
| Могут быть литеральные (моторные и сенсорные) парафазии, аграмматизмы (разного происхождения). Следует точно анализировать ошибки, которые могут указать на механизмы поражения и топику дисфункции мозговых зон
| Повторная речь
| а) повторение:
1) звуков: а, о , у, б, к, п, д, л, т, н, х, р, ч;
2) дизъюнктных пар звуков: б-н, к-с, м-р;
3) оппозиционных пар звуков: б-п, д-т, к-г, х-к, з-с и др.;
4) серии звуков: би-ба-бо, бо-би-ба и др.
| Материал для повторения подаётся по одному элементу (звук, слог, слово и т.д.). Рот педагога прикрыт.
«Повторяй за мной звуки: закрой глаза, слушай внимательно и повторяй. А теперь повторяй пары звуков» и т.д.
| Ошибки повторения оппозиционных пар звуков могут быть результатом не только нарушения фонематического слуха, но и дефектов моторики. Проверять с помощью другого индикатора. Дефекты переключения при повторении этих пар звуков (би-ба-бо) могут говорить о дисфункции задне-лобных отделов мозга или общем снижении корковой активности
|
| б) повторение слов: окно, потолок, дом, дым, балка, палка
| Повторяй за мной, слушай внимательно
| Ошибки повторения слов могут быть связаны с разными причинами, поэтому важно классифицировать эти ошибки:
1) с нарушением фонематического слуха (височные отделы – 22 поле);
2) с инертностью речевого процесса (персеверации, контаминации) – задне-лобные отделы;
3) с нарушением слухоречевой памяти (2-я височная извилина) и с нарушением моторной стороны речи ( литеральные моторные парафазии и др.)
|
| в) повторение фраз (постепенно увеличивать объём предложений): Луна светит. Мальчик спит. Девочка пошла в лес. Мальчик играет в мяч.
|
| Исследуется слухо-речевая память, объём слухового восприятия. Возможные ошибки – неудержание объёма фразы или последнего слова, литеральные и вербальные парафазии могут говорить о дисфункции височных отделов; контаминации, персеверации элементов предыдущих фраз возможны соответственно при дисфункции лобных и задне-лобных отделов
| Активная речь
| а) рассказ по сюжетной картинке (частотной, т.е. известной ребёнку и неизвестной);
б) собственное сочинение (устный рассказ на заданную тему)
| Расскажи пожалуйста что здесь нарисовано. Только складно и подробно.
Расскажи о чём хочешь, ну, например, о зиме.
| Исследуется активность, развёрнутость, связность рассказа, лексика, наличие парафазий, аграмматизмов, соскальзывания на побочные ассоциации, соответствие сюжету картинки и др. Эта проблема многозначна, с её помощью исследуется слухоречевая память, речь, вербальное мышление.
Ошибки: в лексике – литеральные и вербальные парафазии, бедность лексического состава, грамматика речи (поражение речевых зон), связность выскальзывания, адекватность, понимание сюжета и его смысла ( поражение лобных зон мозга)
| Номинативная речь
| Называние предметов по номинативным картинкам (5-7 в поле зрения)
| Назови мне эту картинку (указывается), а теперь – эту и т.д. Затем по 2 – назови эту и эту. Затем по 3
| Могут быть ошибки: сенсорного и моторного происхождения ( литеральные парафазии). Возможна дисфункция нижних теменных и височных отделов височного полушария
|
| Понимание и называние частей тела – нос, глаза, шея, ухо, рука, нога, брови, волосы
| Покажи на себе- где у тебя нос, глаз и т.д. А теперь нос-глаз, глаз-рот. А у меня покажи. Назови, что это такое ( указывается на нос, глаз и т.д.)
| Дефекты называния частей тела могут говорить о нарушении сомато-пространственных ощущений, о дисфункции теменных отделов мозга
|
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |