Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Российское педагогическое агентство когито-центр


НазваниеРоссийское педагогическое агентство когито-центр
АнкорЦветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей.doc
Дата04.10.2017
Размер0.58 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЦветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей.do
ТипДокументы
#25618
страница5 из 8
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8

ЗРИТЕЛЬНО-ПРЕДМЕТНАЯ ПАМЯТЬ


Таблица 12.


Пробы

Материал

инструкция

Анализ симптомов (ошибок)

1

2

3

4

1. Запоминание предметных картинок

Предметные картинки. Для запоминания предъявляются 2 картинки (с последующим увеличением до 5). Затем их смешивают с другими (7-10) и нужно найти заданные картинки.

Непосредственное запоминание. «Запомни эти картинки. А теперь найди их среди этой группы картинок».

Отсроченное воспроизведение (после 5-10 мин.). «Найди снова картинки, которые ты запомнил»




2. Запоминание символических фигур

Геометрические фигуры

Повторить опыт с геометрическими фигурами так же, как с предметными картинками.

Исследуется запоминание малочастотных и трудно вербализуемых объектов и влияние речи на запоминание

3. Опосредствованное запоминание

От 2-х до 4-х предметных картинок и разного цвета кружочки (или треугольники). На каждую картинку накладывается кружок определённого цвета.

«Запомни эти картинки и посмотри, какого цвета кружки лежат на них ». Картинки убираются. Ребёнку показывают кружки. «Какая картинка была под каким кружком». У старших детей такой опыт можно провести со словами

Исследуется высокий уровень развития памяти, её связи с другими ВПФ, организация запоминания


Дополнительные пробы.


Тесты

Материал

Инструкция

Анализ симптомов (ошибок)

1

2

3

4

1. Запоминание и выбор заданных картинок из других, которые составляют фон, а заданные – предмет действия

1. Для запоминания даются 2-3 картинки, которые являются предметом действия. Они смешиваются с 8 другими картинками Нужно найти 2(3) заданные картинки. Затем даются 2-3 другие картинки, их надо запомнить и найти среди новых 7-8 картинок, и так 5 раз. Картинки-стимулы откладываются в сторону после работы с ними и не смешиваются с картинками, из которых каждый раз выбираются заданные картинки

«Запомни эти картинки и найди их в другой группе картинок»

В этом опыте, проведённом автором на большом количестве детей, обнаружилось:

1) дети младшего дошкольного возраста путают фоновые и основные картинки;

2) дети младшего школьного возраста также делают эти ошибки, но нередко исправляют их;

3) третий тип ошибок – инертность: дети выбирают предыдущие картинки (персеверации);

4) четвёртый тип ошибок – контаминации из всех групп, предлагаемых для запоминания.

Все ошибки говорят о несформированности процессов памяти, о нарушении прочности следов, процессов выбора подвижности, что может негативно влиять на формирование речи, мышления и в целом интеллектуальной деятельности.

Ошибки могут быть связаны с нарушением (дисфункцией):

1) лобных отделов мозга, а также и 2) затылочных.

Ошибки в том и другом случае будут разными. В 1-ом случае – персеверации, контаминации и др., во 2-ом случае – смешение фоновых и стимульных картинок


2. Конфликтная проба: замещение одних картинок другими

Во 2-ой части опыта наоборот – стимульные картинки становятся фоном, а фоновые – стимульными; из них даются 2-3 картинки для запоминания.

«Запомни эти картинки и найди их среди других»

Исследуется дифференцированное восприятие и образ-представление, дифференцированность и точность запоминания и воспроизведения и роль сформированности зрительно-предметного восприятия для формирования памяти.

Ошибки могут говорить о заинтересованности в патологии височно-затылочных отделов левого полушария


IV. ВНИМАНИЕ

Очень важно исследовать произвольный и непроизволь­ный процесс внимания ребенка, способность к концентрации и переключению, к распределению внимания. Внимание — важ­нейший психический процесс, тесно связанный с общей и на­правленной активностью, с намерениями, с мотивацией. Ника­кой психический процесс не может получить полноценного формирования без сформированного процесса внимания.

Многие практические работники недооценивают роли несформированности процесса внимания в формировании дебильности. Л.С. Выготский писал, что направленное внима­ние играет огромную роль для процессов абстракции. Невоз­можность формирования понятий "... заключена у дебилов ... из-за несформированности внимания, потому что у них недо­развиты высшие формы произвольного внимания". [Л.С. Выготский. Избранные психологические исследования. 1956, стр.425.] Поэтому к исследованию произвольного внимания надо подойти со всей серьезностью и квалифицированно проанализировать все ошибки, т.к. это важно для постановки диагноза и последую­щей восстановительной работы.

Внимание у детей становится относительно устойчивым только к 4—5 годам. Шестилетние дети могут играть в течение одного часа. Для детей дошкольного возраста характерно лишь непроизвольное внимание. Слабо развито у них и рас­пределение внимания. У школьников первых 2—3 классов объем внимания в 23 раза меньше, чем у взрослых. Полное внимание на уроке они могут сохранять не более 1215 ми­нут. Все это необходимо учитывать при обследовании ребен­ка и делать частые перерывы в обследовании, в которых дать ребенку подвигаться, побегать, поиграть и др.

Таблица 13.

Тесты

Материал

Инструкция

Анализ симптомов (ошибок)

1

2

3

4

Тест на произвольное внимание. Произвольное последовательное прослеживание ряда чисел (букв, предметов) и поиск нужного ряда (или отдельных элементов ряда)

Таблица Шульта

Предметы с недостающими или лишними элементами

1) Найти цифры от 1 до 15

2) Найти красные цифры от 15 до 1
1) Чего здесь не хватает?

2) Чего здесь лишнее?

Исследуется объём внимания, скорость, подвижность и утомляемость
Исследуется концентрация внимания. Нарушение этого отдела связано с дисфункцией лобных отделов мозга

Поиск заданной картинки (фигуры) среди ряда других

Предметные картинки, геометрические фигуры

«Найди эту картинку» (показывается картинка).

«Найди эту фигуру» (показывается геометрическая фигура).

Картинки, фигуры и др. материал – всегда перед глазами ребёнка, т.к. это опыт не на запоминание, а на внимание.

Исследуется избирательность внимания.

Нарушение может быть связано с дефектами лобных систем мозга, если не обнаружатся специфические трудности восприятия картинок

Тест на непроизвольное внимание. Припоминание предметов, находящихся в комнате, с которыми работали




«Закрой глаза и скажи, что лежит на столе; что стоит в комнате»

Исследуется распределение внимания.

Тест на устойчивость внимания. Поиск указанных предметов, фигур, картинок, букв и др. среди ряда других.

Таблицы Анфилова Крепилина

Вычёркивай во всех строчках:

1) только букву А;

2) букву Е и И. Будь внимателен.

Исследуется прочность, точность внимания, сосредоточенность, распределение внимания, работоспособность.

Тест на связь слова с вниманием. Слово – указатель внимания. Выполнение дифференцированных действий по речевой инструкции

Предметы

1) возьми карандаш, положи его в карман;

2) встань и посмотри в окно;

3) возьми карандаш и нарисуй дерево и др.

Нарушение вниманиявлечёт за собой несформированность непознавательных процессов, интеллекта и поведения.

Нарушение регулирующей роли речи (слова) указывает на дисфункцию лобных или глубинных структур мозга


Количество проб можно уменьшить до трех (1-3). Иногда дос­таточно одной первой пробы.
V. РЕЧЬ И РЕЧЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ

Речь — одна из основных высших психических функций, которая должна быть обследована весьма тщательно. Из­вестно, что речь у детей формируется на основе восприятия окружающего предметного мира. Исследовать нарушенную, несформированную речь необходимо начиная с изучения процессов предметного восприятия и образов. Л.С. Выготский писал, что всякое слово имеет первоначальный образ-представление и рост словаря прямо связан с образованием многочисленных и многообразных связей между предметным образом и словом. Понимание речи также связано с развити­ем чувственной основы речи — предметных образов. Следует также вспомнить, что первыми словами у детей являются не названия предметов, а действий, т.е. глаголов. Важной является та роль речи, которую она выполняет в психической деятельности человека — она организовывает все ВПФ, вхо­дит в их структуру, регулирует деятельность и поведение, т.е. речь, формируясь и развиваясь как самостоятельный психи­ческий процесс, затем начинает выполнять и функции опо­средствования ВПФ, их связывания и организации.

Обследование начинается с изучения общей коммуника­тивной функции речи: понимания обращенной речи и невер­бальных средств — жестов, мимики, интонации и пр. педагога, спонтанной устной и диалогической речи. Затем исследуются автоматизированные формы речи (непроизвольные) и рядо­вая речь. После этого исследуются произвольные формы уст­ной речи — повторение, называние предметов и действий, со­ставление фраз по картинкам и в ответах на вопросы, пере­сказы сюжетных картинок. Исследование импрессивной речи начинается с обследования фонематического речевого слуха. Исследование понимания речи начинается с обязательной последовательностью от целого к части (понимание тек­ста, фразы, слов). Материал исследования вербальный и картиночный должен быть высокочастотным, знакомым, объем не должен превышать 7 ± 2. Вербальный и картиноч­ный материал должен отвечать следующим характеристи­кам: а) частотность (частота встречаемости слова, кар­тинки у детей соответствующего возраста); б) субъек­тивная частотность (собственный словарь ребенка); в) знакомость; г) нейтральная эмоциональная насыщенность; д) длина слова не короче двух и не длиннее 3-4 слогов, фо­нетический состав слова - средняя и легкая сложность.

1. ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ

Таблица 14.

Тесты

Материал

Инструкция

Анализ симптомов (ошибок)

1

2

3

4

1. Спонтанная речь. Метод беседы

Беседа с ребёнком на близкую ему тему

Я хотела бы узнать, как у тебя идут дела в школе. С кем ты дружишь, кто там самый драчун?

Могут быть:

1) ответы 1-2-сложные, с использованием слов, содержащихся в вопросе;

2) ошибки – отсутствие ответа, эхолалии и персеверации и др.

2. Диалогическая речь. Метод коротких вопросов и ответов.

Короткие последовательные вопросы и ответы

Темы: «О школе», «Что ты делал во время каникул» и др.

3) неадекватные ответы – эти и другие подобные речевые реакции могут говорить о дисфункции заднелобных и лобных отделов;

4) соскальзывание на побочные ассоциации –дисфункция лобных отделов;

5) трудности подбора слов, построения фразы, слов – возможна дисфункция теменно-височных отделов

Автоматизированная речь

Произнесение цифрового ряда от 1 до 10. название дней недели, месяцев

Просчитай от 1 до 10, а теперь от 10 до 1, т.е. обратно. Это трудно, но ты сможешь.

Назови подряд дни недели: понедельник…

Могут быть литеральные (моторные и сенсорные) парафазии, аграмматизмы (разного происхождения). Следует точно анализировать ошибки, которые могут указать на механизмы поражения и топику дисфункции мозговых зон

Повторная речь

а) повторение:

1) звуков: а, о , у, б, к, п, д, л, т, н, х, р, ч;

2) дизъюнктных пар звуков: б-н, к-с, м-р;

3) оппозиционных пар звуков: б-п, д-т, к-г, х-к, з-с и др.;

4) серии звуков: би-ба-бо, бо-би-ба и др.

Материал для повторения подаётся по одному элементу (звук, слог, слово и т.д.). Рот педагога прикрыт.

«Повторяй за мной звуки: закрой глаза, слушай внимательно и повторяй. А теперь повторяй пары звуков» и т.д.

Ошибки повторения оппозиционных пар звуков могут быть результатом не только нарушения фонематического слуха, но и дефектов моторики. Проверять с помощью другого индикатора. Дефекты переключения при повторении этих пар звуков (би-ба-бо) могут говорить о дисфункции задне-лобных отделов мозга или общем снижении корковой активности




б) повторение слов: окно, потолок, дом, дым, балка, палка

Повторяй за мной, слушай внимательно

Ошибки повторения слов могут быть связаны с разными причинами, поэтому важно классифицировать эти ошибки:

1) с нарушением фонематического слуха (височные отделы – 22 поле);

2) с инертностью речевого процесса (персеверации, контаминации) – задне-лобные отделы;

3) с нарушением слухоречевой памяти (2-я височная извилина) и с нарушением моторной стороны речи ( литеральные моторные парафазии и др.)




в) повторение фраз (постепенно увеличивать объём предложений): Луна светит. Мальчик спит. Девочка пошла в лес. Мальчик играет в мяч.




Исследуется слухо-речевая память, объём слухового восприятия. Возможные ошибки – неудержание объёма фразы или последнего слова, литеральные и вербальные парафазии могут говорить о дисфункции височных отделов; контаминации, персеверации элементов предыдущих фраз возможны соответственно при дисфункции лобных и задне-лобных отделов

Активная речь

а) рассказ по сюжетной картинке (частотной, т.е. известной ребёнку и неизвестной);

б) собственное сочинение (устный рассказ на заданную тему)

Расскажи пожалуйста что здесь нарисовано. Только складно и подробно.

Расскажи о чём хочешь, ну, например, о зиме.

Исследуется активность, развёрнутость, связность рассказа, лексика, наличие парафазий, аграмматизмов, соскальзывания на побочные ассоциации, соответствие сюжету картинки и др. Эта проблема многозначна, с её помощью исследуется слухоречевая память, речь, вербальное мышление.

Ошибки: в лексике – литеральные и вербальные парафазии, бедность лексического состава, грамматика речи (поражение речевых зон), связность выскальзывания, адекватность, понимание сюжета и его смысла ( поражение лобных зон мозга)

Номинативная речь

Называние предметов по номинативным картинкам (5-7 в поле зрения)

Назови мне эту картинку (указывается), а теперь – эту и т.д. Затем по 2 – назови эту и эту. Затем по 3

Могут быть ошибки: сенсорного и моторного происхождения ( литеральные парафазии). Возможна дисфункция нижних теменных и височных отделов височного полушария




Понимание и называние частей тела – нос, глаза, шея, ухо, рука, нога, брови, волосы

Покажи на себе- где у тебя нос, глаз и т.д. А теперь нос-глаз, глаз-рот. А у меня покажи. Назови, что это такое ( указывается на нос, глаз и т.д.)

Дефекты называния частей тела могут говорить о нарушении сомато-пространственных ощущений, о дисфункции теменных отделов мозга

1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей