Главная страница
qrcode

Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Российское педагогическое агентство когито-центр


НазваниеРоссийское педагогическое агентство когито-центр
АнкорЦветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей.doc
Дата04.10.2017
Размер0.58 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЦветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей.do
ТипДокументы
#25618
страница7 из 8
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8

VIII. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

1. НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ.

Таблица 19.

Тесты

Материал

Инструкция

Анализ симптомов (ошибок)

1

2

3

4

1. Конструирование предметов (частотных без опоры на слово)

Разрезанные на части картинки, изображающие предметы или животных

Инструкция «глухая». «Сложи, пожалуйста, из этих частей предмет. Смотри внимательно, не торопись»

Исследуется сохранность (нарушение) предметно-образного мышления. Если образ-представление отсутствует (или нарушен), то сложить предмет ребёнок не сможет. Если случайно получится, то надо повторить, т.е. дать новое задание. Поражение (или дисфункция) затылочных отделов мозга. Если организация деятельности (помощь педагога) приводит ребёнка к выполнению задания, то это говорит о патологии лобных долей мозга.

2. Тоже с опорой на слово-наименование предмета

Тот же материал, но могут быть другие предметы.

По слову-наименованию (открытая инструкция). Сложи из этих частей стол ( шкаф, диван, арбуз и т.д.)

Исследуется влияние слова (речи) на актуализация предметного образа и на облегчение конструктивной деятельности. Если эта помощь не даёт результатов, то можно думать о дисфункции височно-затылочных зон.

3. Метод дифференцирования предметов (объектов)

Перед ребёнком лежат разные части 2-3 предметов.

Без слова-наименования. «Сложи один какой-нибудь предмет или животное. Выбери нужные части и сложи» (по слову-наименованию: «Сложи слова»)

Исследуется дифференцирование восприятие образа. Ошибки во всех этих тестах говорят о дисфункции теменно-затылочных областей мозга или зоны ТРО. Возможны вторичные ошибки из-за дисфункции лобных зон мозга.

4. Понимание сюжетных картин

Картинки: «Разбитое окно», «Последняя весна» и др.

Кто виноват? В чём смысл картинки?

Исследуется понимание содержания и смысла сюжетных картинок путём выделения существенных признаков, эмоционального отношения к событиям, изображённых на них.

Ошибки понимания:

Непонимание смысла и содержания;

Непонимание морали могут быть связаны с дисфункцией лобных долей левого полушария мозга

5. Понимание содержания серии сюжетных картин и нахождение последовательности картин в серии

Серии сюжетных картинок

Если картинки разложить в нужном порядке, получится интересный рассказ.

Разложи картинки в нужном порядке, одну за другой. (Если не получается, педагог кладёт на стол 1-ю картинку, а ребёнок должен продолжить серию)

Исследование процесса решения задачи. Следить за ходами, их изменением; анализировать:

  1. Манипулирование картинками без смысла;

  2. Осмысление – попытки найти место картинке;

  3. Поведение – активное, инертное, отвлекаемость, сосредоточенность, вопросы к педагогу.

  4. Если серия выполнена с ошибками, но процесс решения был активным, творческим, поиск был направленным, то это говорит в пользу сохранности мыслительных процессов.



2. ВЕРБАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Таблица 20.


Тесты

Материал

Инструкция

Анализ симптомов (ошибок)

1

2

3

4

1. Понимание рассказов: содержания, смыслов, морали

Рассказы: «Галки и голуби», «Лев и мышь», «Муравьи и голубка»

Внимательно послушай рассказ и скажи, в чём здесь дело, в чём смысл, чему учит этот рассказ. Повторить задание, обращая внимание ребенка на каждую фразу, смысловую часть рассказа.

Непонимание смысла и морали могут говорить о дисфункции лобных долей мозга, о нарушении обобщенного мышления.

Ошибки могут из-за нарушения внимания. Трудности могут возникать и из-за нарушения памяти. Привести текст, исключая запоминание: дать прочитать ребёнку рассказ по частям. И если в этих случаях будут правильные ответы, то это будет говорить о сохранности лобных долей мозга и о дисфункции средних височных отделов мозга, т.е. о нарушении запоминания.

2. Решение математических задач.

  1. Хозяйка тратит за 5 дней 15 литров молока. Сколько молока она тратит за неделю?

  2. На заборе сидели птички. К ним прилетело ещё 5 птичек и их стало 12. сколько птичек сидело на заборе сначала?

  3. На столе лежали яблоки, 5 из них съели и осталось 9 яблок.




Повтори задачу. В чём вопрос задачи? Повтори вопрос задачи. Решай задачу вслух, рассказывай, что ты будешь делать и почему.

«Я тебе дам задачу, а ты придумай к ней вопрос». Если ребёнок не придумал нужный вопрос, то ему предлагается на выбор несколько вопросов, какой из них подходит к этой задаче:

а) сколько яблок осталось?

Б) сколько яблок привезли из магазина?


Нарушения решения задачи могут идти из-за дефектов понимания словесной части задачи, из-за нарушений арифметических счислительных операций. Это вторичное нарушение мышления и она возникает при поражении теменных и теменно-затылочных зон мозга. Но если ребёнок понимает отдельные предложения, повторяет условия, но не понимает задачи, не понимает в чём вопрос задачи и не может наметить схему-план решения, то этот дефект первичный и связана с дисфункцией лобных долей мозга. Особое внимание надо обратить на понимание вопроса задачи, умение подобрать нужный конечный вопрос. Нарушение понимания вопроса задачи говорит о дисфункции лобных систем мозга

3. Подбор противоположных понятий:

а) пассивный вариант

б) активный вариант

Тёплый - …

Зимний - …

Большой - …

Дорогой - …

Низкий - …

Слабый - …

1) придумай слово, противоположное по содержанию. Например, глупый - умный.

2) придумай самостоятельно, 2 пары противоположных по значению слов (например, толстый – тонкий)

Исследуются аналитические вербальные мыслительные процессы, процессы выбора по заданному признаку.

Исследуется самостоятельное выделение признака.

4. Выбор из альтернатив. Аналогии

Написаны слова: лошадь, жеребёнок, корова.

?

(пастбище, молоко, телёнок)

Найди среди слов, относящихся к корове, которое подходило бы к ней так же, как «жеребёнок» к «лошади»

Исследуются понимание отношений, выделение признака и перенос признака.

5. Классификация по:

а) самостоятельно выделенным признакам;

б) по заданным признакам

Предметные картинки


а) разложи картинки на группы, назови эти группы;

б) раздели картинки:

  1. на живые и неживые;

  2. что едят и что не едят и т.д.


Исследуются процессы анализа и синтеза

Исследуется уровень обобщения


3. ИССЛЕДОВАНИЕ СЧЕТА

Число является объективной характеристикой всех пред­метов окружающего мира. Число и счет являются продуктом человеческой культуры и связаны с появлением торговли, землемерения. Исследования многих психологов дают возможность понять всю сложность строения числа и счетных операций и тот путь, который они проходят в онтогенезе.

В этих исследованиях показана значительная роль про­странственного восприятия в понятии числа, в его структуре и в протекании счетных операций. Счетные операции и понятие числа у детей долгое время носят наглядно-действенный ха­рактер, а при пересчете элементов долго еще предполагают их размещение в зрительно-пространственном поле. Лишь по­степенно эти развернутые внешние операции с предметами и числами и их размещение в пространстве свертываются и за­мещаются отвлеченным арифметическим мышлением. Одна­ко и на этих стадиях формирования числа и счетных операций они продолжают сохранять пространственные компоненты.

Наши собственные исследования нарушения счета и счет­ных операций, возникающих при поражении мозга, показали важную роль пространственного фактора - восприятия и представлений - в формировании понятия числа и счета у детей. Все исследователи указывают на связь числа с пространственным восприятием, а также и с высшими формами анализа и синтеза.

Что же такое понятие числа? Понятие числа может быть обусловлено по крайней мере четырьмя составляющими: не­посредственным представлением количества, стоящего за числом, положением его в системе других числовых знаков, т.е. его положением в разрядной сетке (место в ряду цифр, составляющих число, и место в классе), осознанием внутрен­ней связи числа с другими числами, пониманием сложной свя­зи числа с речью. Без формирования понятия числа нельзя обучить ребенка настоящему счету как психическому процессу и счетным операциям, и здесь возможна подмена формиро­вания понятия числа и процесса счета простыми ассоциатив­ными связями, что часто наблюдается в школе при непра­вильном обучении арифметике. Если же будет сформирован психический процесс счета, который впоследствии сокращается, интериоризуется и автоматизируется, то в нужный мо­мент этот процесс может развернуться по своему составу операций, что приведет в критический момент к правильному решению арифметических действий.

Число и счетные операции могут нарушаться или неполноценно формироваться по разным причинам: из-за дефектов пространственного восприятия, из-за несформированности взаимодействия числа и речи, из-за дефектов в наглядно-образных операциях, из-за дефектов целенаправленности по­ведения и организации деятельности счета и т.д. Всякий раз возникают разные формы акалькулии, которые необходимо точно квалифицировать, найти фактор, лежащий в основе дефекта или трудностей формирования счета, и только на этой основе может быть разработана адекватная природе дефекта методика восстановления или формирования понятия числа и счетных операций. Все обозначенные дефекты возникают при патологии разных зон мозга и отличаются разными и специфическими ошибками.

Таблица 21.


Тесты

Материал

Инструкция

Анализ симптомов (ошибок)

1

2

3

4

1. Простой счёт:

  • Единичный;

  • группами

Даются нарисованные точки

Сосчитай сколько здесь точек. Сосчитай группы точек

Исследуется простой поединичный счёт и счёт по группам

2. Чтение:

а) простых чисел и цифр;
б) сложных;

в) сравнение чисел



6, 5, 1, 4, 7;

78, 87, 99, 66, 105, 150, 91, 19, 120, 102, 1200, 120000;

99-66, 19-91, 150-105 и др.,

Назови это число, теперь это и т.д.


Какое число больше (меньше)?

Исследуется называние чисел, соотношение наименования с числом, понимание разрядного строения числа,.

Исследуется понимания разрядного строения числа

3. Письмо под диктовку простых и сложных чисел

Любые числа: «пять», «двадцать один», «сто пять»

Напиши число, которое я тебе скажу.

Исследуется связь речи с представлением числа, речевая организация числа.

4. Разрядное строение числа

а) 15, 25, 30
б) 105, 315, 117

Покажи где единицы, а где десятки;

Покажи сотни, единицы, десятки

Исследуется разрядное строение числа

5. Разрядное строение числа, нахождение цифры в разрядной сетке

Разрядная сетка

Напиши число 15 и поставь десяток – 1 и единицы – 5 в нужные клеточки.

Теперь также в клеточках напиши числа 38, 150, 1541, 1051

Исследуется понимание разрядного строения числа, понимание места сотен, десятков, единиц в числе.

Нарушение понимания разрядного строения числа возникает из-за дисфункции теменно-затылочных отделов коры левого полушария мозга. Первичная акалькулия

6. Тест на пространственное восприятие

Римские числа: IX, XI, VI, XIX, XXI

Какое число больше, какое число меньше?

Исследуется пространственное восприятие числа. Ошибки говорят о нарушении (дисфункции) теменных отделов мозга. Первичная акалькулия

7. Счётные операции

Пример без знака арифметического действия:

2 ? 5 = 10

10 ? 2 = 5

10 ? 2 = 12

10 ? 2 = 8

Поставь нужный арифметический знак. Образец: 2 х 5 = 10

Исследуется понимание арифметических действий, счёта в уме. Нарушения возникают при дисфункции лобных и теменных отделов мозга. Анализ ошибок укажет на локализацию процесса

8. Операции в пределах одного десятка, с переходом через десяток

Сложение и вычитание: 11+3, 8-5, 11-2, 15+7 ( постепенно усложнять задание)

Сложи, вычти. Вычти, сложи

Исследуется пространственная ориентировка в счётных операциях. Нарушение возникает при патологии теменно-затылочных отделов. Все эти дефекты входят в синдром пространственной и оптико-пространственной агнозии. Первичная акалькулия

9. Оптическое восприятие чисел и цифр

Цифры, сходные по своей конфигурации: 8-2, 3-8, 5-3, 2-7, 1-7, 4-7

Назови эти цифры

Трудности в опознании этих цифр и чисел связаны с дисфункцией затылочных отделов мозга и входят в синдром оптической агнозии. Вторичная акалькулия


IX. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА

Эмоция является особым переживанием, субъектом от­дельных отражаемых объектов, явлений, предметов, при­дающим им целевую характеристику и побуждающим субъек­та к решению задач о способах достижения предмета потреб­ности. Поэтому эмоция, прежде всего, направлена на ориенти­ровочно-исследовательскую деятельность в окружающей сре­де. Определенную направленную деятельность могут вызвать не всякие эмоции, а только предметно-ведущие эмоции, сформировавшиеся у ребенка.

Эмоции являются одной из высших психических функций, которые, так же как и все ВПФ возникают и формируются под влиянием окружающей социальной общественной среды. Они играют существенную роль в психической жизни человека, со­провождая всякую его деятельность, проникают в каждый пси­хический процесс (Вилюнас В.К., 1978). В онтогенезе они иг­рают первостепенную роль в формировании и воспитании личности в целом и в привитии ей значимых социальных черт.

Чувства имеют значение и для формирования и развития по­знавательных процессов - восприятия и памяти, внимания и мышления и др. Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн писали о тесном взаимодействии мышления и эмоций. С.Л. Рубин­штейн писал, что мышление как реальный психический про­цесс уже само является единством эмоционального и интел­лектуального, Л.С. Выготский также писал о единстве интел­лекта и аффекта. Важно отметить, что переживаемая субъектом эмоция всегда предметна и имеет "адресность".

Целостное эмоциональное явление как особое психологи­ческое образование всегда представляет собой единство двух составляющих: с одной стороны отражение объективного со­держания, а с другой - собственно эмоционального отноше­ния к нему, переживания. Эмоции имеют ряд функций. Одну из них эмоции обнаруживают при взаимодействии с процес­сом внимания, которая проявляется в том, что предмет воз­никшего эмоционального переживания спонтанно овладевает вниманием человека, и становится тем самым предметом наиболее четкого восприятия и осознания, предметом внима­ния. Эмоции взаимодействуют и с процессом памяти, форми­руют так называемый "аффективный след" или эмоциональ­ную память. Мы видим, что своевременное и полноценное формирование эмоций влияет на полноценность психической сферы человека и прежде всего ребенка. Под влиянием эмо­ций у детей формируются воля, потребности, мотивы, дея­тельность; развиваются личность и познавательные процессы. Эмоции в значительной мере определяют эффективность обучения и усвоения и развитие мышления и всей интеллек­туальной деятельности у детей.

Эмоциональные переживания отличаются богатым разно­образием, выражая, например, огорчение, радость, страх, пе­чаль, и могут иметь много разных оттенков и степеней интен­сивности в зависимости от вызвавших их причин, от характера деятельности и др. И тем не менее они поддаются опреде­ленной систематизации. Эмоции делятся на положительные и отрицательные и связанные с чувством удовольствия и не­удовольствия. Кроме этих качеств, эмоции делятся и по сте­пени возбуждения или успокоения. Возбуждение или волнение вызывают эмоции гнева, досады, радости, горя. По другим критериям эмоции делят на положительные и отрицательные (радость и горе, печаль и грусть и т.д.).

Эмоции нередко вызывают состояние напряжения, кото­рое проявляется в заторможенности движений, замедлении реакций, общей скованности, неподвижной мимике. По окон­чании этого состояния наступает состояние облегчения, успо­коения или радости, что положительно отражается на всей моторике человека: растормаживаются движения, становится подвижной мимика и т.д.

Эмоции, сопровождающие познавательную деятельность и обеспечивающие эффективность процесса познания, назы­ваются интеллектуальными, а эмоции, играющие исключи­тельную роль в становлении личности ребенка, его активной жизненной позиции, называются нравственными эмоциями, на основе которых развиваются такие черты личности как гуман­ность, отзывчивость, доброта и др. Основа этих эмоций за­кладывается уже в возрасте 3-4 лет.

Эффективность обучения зависит в большой мере от эмо­ционального отношения к процессу обучения, его содержа­нию, к успехам и неуспехам. Поэтому в содержание понятия готовности к обучению в школе относят личностную, эмоцио­нальную и интеллектуальную составляющие. Ребенок к нача­лу дошкольного возраста уже имеет к обучению эмоциональ­ное отношение. На 4-5 году уже имеются зачатки чувства дол­га. В работах А.Н. Леонтьева было показано, что уже в дошко­льном возрасте эмоции не только взаимодействуют с мотива­ми поведения, деятельности, но складывается уже соотноше­ние мотивов друг с другом. Деятельность ребенка побуждает­ся и направляется уже не отдельными эмоциями-мотивами, а известным соподчинением мотивов.

Эмоции имеют разную типологию, одна из них рассматри­вает эмоции положительные и отрицательные. В.М. Бехтерев писал, что необходимо у ребенка воспитывать положитель­ные, "бодрящие" эмоции и устранять эмоции угнетающие. Он отмечал, что бодрящая эмоция, выражающаяся веселым со­стоянием, имеет огромное значение для жизнедеятельности организма. Веселый и бодрый ребенок сильнее и трудоспособнее, легче справляется с жизненными задачами, чем ре­бенок плачущий, раздражительный (В.М. Бехтерев, 1982). П.В. Симонов, наоборот, писал о необходимости воспитания и положительных, и негативных эмоций, чтобы подготовить че­ловека к реальной жизни, воспитать личность, готовую проти­востоять разным влияниям окружающей среды. Тем более это становится важным, если вспомнить об огромном значении аффективных переживаний в этиологии различных неврозов и психических заболеваний, в формировании преступных наме­рений у подростков.

Из краткого анализа эмоций, их роли в психике взрослого и ребенка становится понятной острая необходимость иссле­дования этой части психики ребенка, квалифицированной и правильной оценки состояния эмоций. Познавательную и ин­теллектуальную деятельность и все виды ВПФ необходимо исследовать сквозь призму состояния эмоциональной сферы ребенка, т.к. негативные и позитивные эмоции могут повлиять и на выполнение заданий, исследующих ВПФ, которые прони­зываются эмоциями и влияют на их формирование, протека­ние и нарушение.

Эмоции начинают исследовать с самого начала обследо­вания ребенка: нужно внимательно следить за мимикой ре­бенка, его взором, направлением взора, за его статикой, по­зой, руками, т.е. всем двигательным поведением ребенка. Следует отмечать знак общего настроения, контактность ре­бенка, отношение к успеху (неуспеху) и т.д. - это все дает ма­териал для анализа эмоций ребенка. Важным являются спе­циальные тесты на исследование эмоций - их восприятия, воспроизведения и системы отношений в структуре его лично­сти и эмоционально-волевого поведения.

Таблица 22.


Тесты

Материал

Инструкция

Анализ симптомов (ошибок)

1

2

3

4

1. Восприятие и оценка эмоционального содержания:

а) картин;
б) ситуаций

Сюжетные картинки разного эмоционального содержания

1.«В последний путь»
2. «Тройка»

Ты идешь по улице и вдруг видишь как автобус раздавил собаку


Скажи, эта весёлая или грустная картинка? Почему?

Эти картинки похожи или это одна и та же картинка?
Как ты к этому относишься? Тебе весело? Грустно? Тебе всё равно?

Исследуется состояние эмоциональных отношений, их развитость, адекватность, неадекватность, уплощённость, негативизм, эйфория, вязкость, страхи.

Исследуется состояние глубинных структур мозга, лобных и височных областей левого и правого полушария

2. Исследование сопереживания (чувства эмпатии)

Картинки, вызывающие сострадание:

1) «Опять двойка»;

2) «Последняя весна» (Клодт) и др.

Скажи, что здесь нарисовано? Весёлое или грустное событие? Как ты к этому относишься? Тебе весело? Грустно? Тебе всё равно?




3. Отношение к родным и близким людям

Картинки: мужчины, женщины, мальчики, девочки, собаки и др.

Представь себе, что это портрет твоей мамы, папы, сестры, брата, а это просто мальчик, дядя, собака.

  1. Разложи картинки так, чтобы на 1-ом месте была картинка того, кого ты больше всех любишь, а затем – следующую, кого ты тоже любишь, но уже немножко меньше и т.д.

  2. Теперь положи все картинки в ряд под цифрами:

1 – это тот, кого ты больше всех любишь, а 10 – это тот, кого ты меньше любишь. Под каждой цифрой – 1, 2, 3… положи соответствующую картинку и помни – под цифрой 1 – самая любимая, под 10 – менее любимая

  1. А теперь под цифрой 0 положи картинку того, кого ты совсем не любишь.

  2. А куда положить свою фотографию?




Исследуется сформированность системы отношений

4. Связь эмоциональных состояний с мимикой

Картинки-схемы (хамеры). Лица без рта

Дорисуй рот в каждой картинке:

1 – чтобы человек был весёлый;

2 – грустный;

3 – плачет;

4 – не весёлый и не грустный

Исследуется восприятие и эмоциональное состояние других людей – невербальное общение; соотнесение эмоций с мимикой лица

5. Воспроизведение эмоций




Нарисуй что-нибудь весёлое, радостное. А теперь – печальное, не радостное. Покажи на лице радость – печаль – горе

Исследуется воспроизведение эмоций, связь мимики с эмоциями, в целом – невербальное поведение

1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов


связь с админом