Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми речь санкт-Петербург 2006


НазваниеРуководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми речь санкт-Петербург 2006
АнкорКиселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми
Дата09.10.2017
Размер1.64 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKiseleva_M_V__Art-terapia_v_rabote_s_detmi.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипРуководство
#27721
страница2 из 14
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Арт-терапия в работе с детьми чувства [16]. Детская игра обеспечивает ребенку безопасность, психический простор и психическую свободу, необходимую для того, чтобы могли оформиться все силы, все дремлющие в глубине души потенциалы. Л. С. Выготский говорит о психологическом родстве искусства и игры в мире ребенка. Творчество тоже включается в этот процесс игры. Первые ассоциативные образы, созданные детьми младшего дошкольного возраста, являются для ребенка как бы живыми и легко включаются им в ситуацию игры. Ребенок может испугаться своего страшного рисунка или же радоваться веселому изображению. Для ребенка игра — это естественный способ рассказа о себе, своих чувствах, мыслях, о своем опыте. В игре ребенок легко открывает свои истинные чувства и переживания. Все, что беспокоит ребенка, волнует его, он может выразить в игре. Это удивительный вид творчества ребенка. Ведь игра — это работа с воображением и фантазией. В руках ребенка простые камешки, палки, платки могут превратиться в торты и пирожные, сабли и великолепные наряды. В игре ребенок воспринимает то, что он себе представляет, как действительное, не задумываясь о том, где граница реальности и воображения. Игра не направлена на достижение какой-либо цели, дети наслаждаются самим процессом игры. Рисунок, как игра, компенсирует малые права ребенка среди взрослых. Ему хочется распоряжаться собой и своими вещами, и рисунок, как игра, позволяет хотя бы иллюзорно осуществить это. Он создает на бумаге свой особый мир, который принадлежит только ему [30]. Удваивая реальность на рисунке, ребенок разыгрывает жизненные ситуации, получая от этого определенного рода удовольствие. Таким образом, вся творческая деятельность ребенка является важным элементом его развития. Для ребенка чаще важен не результата сам процесс рисования. Отражая жизнь, ребенок не заботится о зрителях и слушателях, в этом коренное отличие его от художника, актера [39]. Именно поэтому арт-терапия так эффективна при работе с детьми. Ребенок не задумывается оконечном результате, он получает удовольствие от самого процесса, вот почему этот процесс для него так терапевтичен. Глава ИЗО ТЕРАПИЯ ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИЗО ТЕРАПИИ
Изотерапия — терапия изобразительным творчеством, впер вую очередь рисованием, используется в настоящее время для психологической коррекции клиентов с невротическими, психосоматическими нарушениями, детей и подростков с трудностями в обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах. Изобразительное творчество позволяет клиенту ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды, а также — освободиться от негативных переживаний прошлого. Это не только отражение в сознании клиентов окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций. По мнению специалистов, рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное, в основном, с работой правого полушария, и абстрактно- логическое, за которое ответственно левое полушарие [15]. Будучи напрямую сопряжено с важнейшими функциями (зрение, двигательная координация, речь, мышление, рисование непросто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.
Изотерапия использует процесс создания изображений в качестве инструмента реализации целей. Это не создание произведения искусства, не часть занятий по изобразительному искусству.
Психокоррекционные занятия с использованием изотерапии слу-

Арт-терапия в работе с детьми
жат инструментом для изучения чувств, идей и событий, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе. Для изотерапии подходят все виды художественных материалов. Можно проводить упражнения скромно, только с помощью карандаша и бумаги, а можно использовать большой набор художественных материалов. Художественные материалы Художественные материалы оказывают непосредственное воздействие на художественную работу клиента. Они побуждают его видеть и осязать. Они порождают эмоциональный подъем и осознание. Сами по себе являясь частицами реальности, эти материалы побуждают клиента к соприкосновению с реальностью. Таким образом, между творцом и художественным материалом происходит динамическое взаимодействие. Арт-терапевту особенно интересно выяснить, какой материал вызывает наибольшую экспрессивность клиента. Тем самым свободный выбор материала является важнейшей движущей силой в процессе художественной работы [6].
Арт-терапевтическая работа предполагает большой набор различных изобразительных материалов
1) краски, карандаши, восковые мелки, пастель
2) для создания коллажей или объемных композиций используются журналы, газеты, обои, бумажные салфетки, цветная бумага, фольга, пленка, коробки от конфет, открытки, тесьма, веревочки,текстиль;
3) природные материалы — кора, листья и семена растений, цветы, перышки, ветки, мох, камешки
4) для лепки — глина, пластилин, дерево, специальное тесто
5) бумага для рисования разных форматов и оттенков, картон
6) кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, разные типы клеев, скотч. Качество материалов по возможности должно быть достаточно высоким, так как в противном случае может снизиться ценность самой работы и ее результатов в глазах клиентов.
16 Глава 2. Изотерапия Психологическое влияние художественных материалов Помимо практических соображений'существует ряд серьезных моментов, касающихся выбора материалов в соответствии с целями занятий [58]:
1. Выбор материалов влияет на то, как проходит занятие. Некоторые материалы, такие как карандаши, мелки и фломастеры, позволяют усилить контроль, в то время как другие — пастель, краска и глина — способствуют более свободному выражению.
2. Если клиент не уверен в себе или просто устал, он будет чувствовать себя увереннее и спокойнее при работе с материалами, которые легче контролировать.
3. При индивидуальной работе с детьми или группами, чье поведение трудно контролировать, стоит начать с контролируемых материалов.
4. Многие чувствуют себя неуверенно в отношении своих художественных способностей. Вырезание картинок из журнала для создания коллажа уравнивает участников и позволяет даже очень неуверенным клиентам присоединиться к работе.
5. Как только все клиенты с удовольствием начнут участвовать в упражнении, такие материалы как краска или глина могут дать возможность более глубокого самовыражения, особенно при изучении чувств или реакций.
6. Работа с выразительными материалами может быть тера- певтичной для многих клиентов. Она не только помогает выразить широкий спектр эмоций работа с глиной или размазывание пас­
телей или красок — с безоценочной реакцией наконечный продукт — могут стать целительными сами по себе. Особенности восприятия продуктов творчества клиентов в изотерапии В соответствии с концепцией К. Юнга область бессознательного, коллективного или индивидуального может проявиться в искусстве через образы и символы. Содержание их берет свое начало в бессознательном, являющимся источником творчества.
17
Арт- терапия в роботе с детьми Материал бессознательного, рождающийся в душе, в ней же и остается, обнаруживая себя в виде проблем во внешнем мире. Эти проблемы и адаптация к ним символически выражаются в продуктах творчества, в частности, в изопродукции. Поэтому, ориентируясь по символу, можно найти путь к психологически непереработанным в полной мере в прошлом событиям. Психологу необходимо чутко реагировать на движение энергии из области бессознательного клиента. Рисунки, коллажи, скульптуры являются прямыми сообщениями бессознательного, которые не могут быть закамуфлированы с такой же легкостью, как средства вербальной коммуникации [12]. При восприятии продуктов изобразительного творчества арт-
терапевту необходимо обращать внимание наследующие аспекты
1) какое чувство передает рисунок, коллаж, скульптура
2) что выглядит странным
3) чего не хватает у данного объекта
4) что находится в центре. То, что в центре, часто указывает на суть проблемы или на то, что для этого человека является главным
5) каковы размеры и пропорции изображенных объектов и людей. Непропорциональные объекты заставляют искать ответ на вопрос, что преувеличено большие фигуры призваны усилить, а чрезмерно уменьшенные — принизить. Искажение формы, пропорции может символизировать проблемную область, большее внимание и более глубокое понимание, которые могут способствовать восстановлению нормального положения
6) есть ли повторяющиеся объекты. Число объектов во многих случаях играет для клиента большую роль, поскольку имеет отношение к единицам отсчета времени или значимым событиям в прошлом, настоящем или будущем
7) в какой перспективе выполнена работа и как она используется автором. Совмещение нескольких видов перспектив водной работе может иметь отношение к наличию противоречий в жизни автора
8) есть ли подписи на работах, так как они могут использоваться для того, чтобы внести ясность и уменьшить возможность неправильной интерпретации данной работы, что, возможно, отражает степень доверия к невербальному способу общения.
9) постарайтесь стать частью работы и привлеките к этому автора.
18 Глава 2 . Изо терапия Рассматривая изопродукцию совместно с автором, можно акцентировать его внимание на вышеупомянутых деталях, пробуждая к движению сопряженную с проблемой энергию, которая уже не может находиться в состоянии покоя на уровне бессознательного. Основные этапы изотерапии Первый этап свободная активность перед собственно творческим процессом — непосредственное переживание. Второй этап процесс творческой работы — создание феномена, визуальное представление. Третий этап дистанцирование, процесс рассматривания, направленный на достижение интенционального видения. Четвертый этап вербализация чувств, мыслей, возникших в результате рассматривания творческой работы [6]. Первый этап свободная активность перед собственно творческим процессом Для клиентов, еще незнакомых с арт-терапией, это очень важный этап сенсорных, эмоциональных и сознательных переживаний в свободном экспериментировании с художественным материалом. Пробуя и смешивая краски в игровом стиле, клиент может прийти к небольшим открытиям в отношении материала и самого себя. Непосредственные переживания пробуждают сенсорные ощущения от художественного материала, а также разнообразные эмоции и мысли. Для ознакомления клиентов с процессом самовыражения при помощи художественного материала полезно использовать называние цветов, описание проб и осознание чувств, порождаемых этими пробами. Кроме того, существуют и иные достоинства игровой деятельности с художественным материалом клиенты создают новое, из отдельных частей собирают целое, посредством художественного материала начинают осознавать свои проблемы и добиваться их разрешения. Сам промежуток времени, посвященный данной деятельности, зависит от клиента, его потребностей и проблем, его возраста.
19

Арт-терапия в работе с детьми Один клиент может поиграть двадцать минут в течение первой сессии, а затем двинуться дальше ко второй части процесса. Другой клиент может растянуть игровые пробы на несколько сеансов. Есть и такие, кому надо поиграть в течение нескольких минут вначале каждого сеанса. Нов конечном счете, все отказываются от игровых проб в пользу более серьезной деятельности — выбора художественного материала для второго этапа творческого процесса. Второй этап процесс творческой деятельности Часто по инерции после предыдущей игровой деятельности, а иногда абсолютно сознательно и продуманно клиенты безмолвно уходят во взаимодействие со своим творческим самовыражением, это происходит даже тогда, когда сними рядом есть терапевт. Такая трансформация первого этапа прослеживается у клиентов всех возрастов, даже у маленьких детей. К тому жена этом этапе безотносительно возраста большинство клиентов демонстрируют поведение, характерное для художников в процессе работы сосредоточение, целеустремленность, вовлеченность, возбуждение, изобретательность, обнаружение проблем и иногда их решение. Третий этап феноменологическое интуитивное познание Работа располагается в таком месте, где на нее было бы легко смотреть. Клиента побуждают принять активное участие в размещении художественной работы. Символически клиент принимает ответственность за свои проблемы посредством принятия ответственности за размещение своей работы. То есть каждый этап, с самого начала терапии, обладает определенной психологической и терапевтической ценностью. Необходимо наличие достаточно большой комнаты, чтобы психологи клиент могли выбрать себе место на удобном расстоянии от художественной работы. Сам акт дистанцирования помогает не только глазу видеть, но и создает необходимую отстраненность клиента от своего изделия, и это способствует некой объективной позиции наравне с осознанием права собственности на результат работы. Глава 2.
Изотерапия Интуитивное познание как процесс интенционального взгляда на художественное самовыражение — видение всего, что только можно увидеть. Арт-терапевт может сказать клиенту Хорошенько посмотри на свою работу, сконцентрируйся на ней, молча пристально посмотри и найди то, что тыне видел раньше. В этом безмолвном процессе интуиции некоторые детали, невидимые сразу, с первого взгляда, могут выступить вперед, стать более важными, чем остальные детали зрительного поля. Вскоре детали приобретают значение, и наблюдатель начинает устанавливать связи со смыслами. Теперь понимание клиента становится более глубокими обогащается новыми наблюдениями, которые дают звонок его разуму. Клиенты могут заметить такие новые и важные детали, как соотношение компонентов в художественной работе, например, контрастное или гармоничное сочетание двух цветов, необычное расположение чего-либо или линию, выделяющуюся за счет своей толщины, неровности, мягкости, и тому подобное. Четвертый этап процедура Что ты видишь Теперь, задавая вопрос Что ты видишь, арт-терапевт приглашает клиентов описать, что они увидели на картине. Внешне вопрос очень прости наивен. Но, тем не менее, в нем заключены три фундаментальных аспекта феноменологического подхода [6]. Первое — важность индивидуального восприятия что видишь ты, создатель. Арт-терапевт может работать с этим материалом, потому что описание работы самим клиентом ведет к его внутреннему миру. Второй аспект касается чувств клиента — то, что его слушают, означает начало доверия. И третье — что ты видишь Все, что видно клиенту в самом результате творческого самовыражения, а не предположения или домысливания, исходя из установок теории, когда доказательства затуманены. Когда требуется, арт-терапевт помогает клиенту увидеть те особенности художественной работы, которые раньше оставались незаметными глазу, клиент должен научиться их видеть. Зачастую это особенности структуры, а именно соотношение компонентов между собой и с общей структурой, то, какую роль они играют в целой картине. Таким образом, описание ведет к динамическому изменению восприятия структуры картины и, следовательно, к пе 21

Арт-терапия в работе с детьми реструктурированию внутреннего опыта клиента. Клиенты определяют экспрессивные характеристики картины и учатся идентифицировать их как свои чувства и установки. Описание — ответ на вопрос Что ты видишь — распространяется в том числе на сознательную попытку соотнести художественную работу и внутренний опыт, который является перводви- гателем творческого процесса, порождающим самовыражение в изобразительном искусстве. И вот круг замыкается — все этого ворит об интегративном смысле четвертого этапа. Фактически возникновение любых связей между элементами художественной работы и внутренним опытом личности является актом интеграции. Нахождение личностных смыслов — тот же процесс на уровне личностных смыслов — это самопознание. Не всякая художественная работа, возникшая в процессе арт- терапии, ведет к самопознанию или хотя бы слабому прикосновению к я. По мере того как глаз наблюдающего научается видеть и замечать все видимое в рисунке, значительно повышается возможность прикоснуться к личности клиента. Катализатором являются вопросы терапевта а что насчет или что ты видишь и что еще ты видишь Слова клиента обнажают личные дилеммы стой же простотой, с которой они обнаруживают такое в художественной работе. Техника медитативного рисунка — мандала Одной из техник изотерапии является создание циркулярных композиций — мандал. Слово мандала имеет санскритское происхождение и означает магический круг [55]. Понятие мандалы было внесено в западную психологию К. Юн- гом. Он открыл ее, занимаясь собственным психоанализом. Круг является символом планеты Земля, а также символом защищенности материнского лона. Таким образом, при создании круга очерчивается граница, защищающая физическое и психологическое пространство. Спонтанная работа с цветом и формой внутри круга способствует изменению состояния сознания человека, вызывает разнообразные психосоматические феномены и открывает возможность для духовного роста личности.
22 Глава 2. Изотерапия

Мандала помогает стимулировать основные внутренние источники, запечатленные на глубинных уровнях разума, включая механизмы саморегуляции. Это психологический преобразователь, помогающий человеку установить связь с самим собой. В некоторых случаях рисование мандал используется в контексте инсайт-ориентированной психотерапевтической работы. Это во многом напоминает юнгианский анализ, когда клиент рисует в круге определенного размера серию композиций, а затем обсуждает их с психологом, что позволяет ему прийти к лучшему осознанию переживаемого им состояния, а также тех или иных препятствий, стоящих на пути его личностного роста. В других случаях создание мандал протекает, в основном, в форме самостоятельной работы клиента, хотя он также время от времени обсуждает свои рисунки с психологом. В этом случае позитивный результат достигается за счет гармонизирующего воздействия самой процедуры рисования наличность клиента, которому таким образом часто удается достичь релаксации и психического равновесия. Кроме этого, техника рисования мандалы используется в сочетании с другими приемами арт-терапевтической работы, например, с музыкой. Технику рисования мандал можно использовать как при индивидуальной, таки при групповой арт-терапии. В частности, ее можно включить в работу с тематически ориентированными группами. В этом случае возможно не только рисование участниками индивидуальных мандал и их последующее обсуждение, но проведение коллективной работы с использованием разнообразных материалов и средств. Каждая мандала — это композиция символов и цветов. Ман­
дала работает наилучшим образом, если она создана самим человеком. Мандала может отразить изменения внутреннего состояния клиента (взрослого или ребенка. В качестве примера можно привести две мандалы, выполненные мальчиком 12 лет. Первая мандала (рис. 1) была сделана вначале курса арт-терапевтических занятий, вторая (рис. 2) — по окончании занятий. Одной разновидностью рисунка в круге является цветовое колесо. Создание цветового колеса можно использовать в качестве подготовительного упражнения при работе с мандалой [55]. Цветовое колесо — это инструмент, помогающий клиентам стать более чувствительными к цветам. Поскольку работа предполагает
23

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей