Главная страница
qrcode

Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми речь санкт-Петербург 2006


НазваниеРуководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми речь санкт-Петербург 2006
АнкорКиселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми
Дата09.10.2017
Размер1.64 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKiseleva_M_V__Art-terapia_v_rabote_s_detmi.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипРуководство
#27721
страница3 из 14
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Арт-терапия в работе с детьми взаимодействие с полным спектром цветов, это уже само по себе может помочь прийти в состояние равновесия. Техника направленной визуализации В арт-терапии совместно с изотерапией используется также техника направленной визуализации — направление потока воображения клиента в определенное русло [45]. Техника направленной визуализации в сочетании с изобразительной работой включает в себя четыре этапа. Первый этап. Настройка на визуализацию Положение тела в пространстве может быть разным, в зависимости оттого, какая степень релаксации требуется данному клиенту. Релаксация может быть различной глубины. Приповерхностной релаксации клиент сидит, закрыв глаза, и слушает рассказ при релаксации средней степени клиент лежит в удобной позе при глубокой клиент лежит, прислушиваясь к своему дыханию, концентрируя свое внимание на телесных ощущениях, на процессе расслабления. Уровень релаксации зависит от степени готовности клиента.
Арт-терапевт на этом этапе может использовать следующий текст Закройте глаза, и мы отправимся в воображаемое фантастическое путешествие. Когда мы возвратимся, вы откроете глаза и нарисуете что-нибудь из того, что произойдет в путешествии. Теперь расположитесь удобнее, глаза закрыты. Когда вы закрываете глаза, возникает пространство, в котором вы находите себя. Это ваше пространство. Вы владеете таким пространством в этой комнате ив любом другом месте, где вы находитесь, но обычно не замечаете этого. При закрытых глазах вы можете почувствовать это пространство — в нем находится ваше тело и воздух вокруг вас. Это приятное место, потому что это ваше пространство. Обращайте внимание на то, что будет происходить с вашим телом. Если почувствуете напряжение в какой-нибудь части тела, не пытайтесь расслабиться. Просто отмечайте это. Следуйте за всем телом от головы до кончиков пальцев. Сейчас я расскажу вам маленькую историю и приглашаю вас совершить воображаемое путешествие.
24 Глава 2. Изотерапия Представляйте, что мы идем вместе. Мысленно воображайте то, о чем я расскажу вами замечайте, как выбудете чувствовать себя, пока будете делать это. Обратите внимание на то, будет ли вам приятно совершать это маленькое путешествие или нет. Если какая-нибудь часть путешествия вам не понравится, ненужно его совершать, просто слушайте мой голос, следуйте за мной, если хотите, и следите затем, что происходит. Второй этап. Рассказывание или чтение истории, путешествия История имеет три части — начало, кульминацию и завершение. Вовремя кульминации участник группы обретает что-то важное для себя. В конце слушатель должен пройти все этапы пути в обратном направлении к исходной точке — обязательно, чтобы его процесс был завершен. Историю надо прочитывать медленно, избегая конкретизации образов, с большим числом пауз, чтобы дать возможность вообразить себе вещи, которые возникают в рассказе. Сюжет выбирается с учетом задач, возраста и запросов клиентов. Темы могут быть разными Прогулка по лесу, Волна в океане, Потаенный сад, Дом. Кульминационный момент связан с активностью воображения. В этот момент слушающий активно нащупывает выход из сложной для себя ситуации, запускаются процессы самоисцеления. Третий этап. Возвращение из путешествия После возвращения в бодрствующее состояние предлагается изобразить запомнившиеся ощущения, образы. В процессе изображения возникает состояние рефлексии над материалом воображения. Четвертый этап. Обсуждение работы После путешествия нет интерпретации происходившего, обсуждение может проходить сначала в малых группах, затем в круге. Полезно, опросив всех, почувствовать, что чувствовал каждый.
25
Арт- терапия в работе с детьми Основная задача при проведении техники направленной визуализации заключается в том, чтобы оживить латентные, неосоз­
наваемые стороны личности, а затем в той или иной мере осмыслить их как источник скрытых потребностей, потенций и силы. При использовании данного метода необходимо соблюдать меры предосторожности, надо дозированно применять его в работе с клиентами, так как могут возникнуть следующие осложнения
1) утрата уверенности в реальности
2) подчинение энергии бессознательного
3) отождествление себя с образами, самим же созданными
4) непосредственное отреагирование материала в реальной жизни (изменение поведения. Пример путешествия Куст роз Закрой глаза и войди в свое пространство. Вообразив себя кустом роз, посмотри Какой ты куст Натебе есть цветы Если есть, то какие (они необязательно должны быть розами Какого цвета твои цветы Сколько их у тебя Полностью ли распустились твои цветы, или у тебя только бутоны Есть ли у тебя листья Какие они Как выглядит твой стебель и ветви Как выглядят твои корни Может быть, у тебя их нет Если есть, то какие они Где ты растешь Что окружает тебя Как ты поддерживаешь свое существование Кто-нибудь ухаживает за тобой Какая сейчас погода А теперь ты возвращаешься обратно. Открой глаза и, когда будешь готов, нарисуй свой куст роз [3]. Не беспокойся, хорошо ли нарисовано, главное суметь описать свой куст роз.
ИЗОТЕРАПИЯ С ДЕТЬМИ Число методов, облегчающих детям выражение их чувств при использовании изотерапии, бесконечно. Работа с ребенком — это процесс, требующий осторожности и деликатности, процесс, при котором происходящее в душе психолога взаимодействует с происходящим в душе ребенка. Изобразительное творчество — это мощное средство самовыражения, помогающее осуществить самоидентификацию и обеспечивающее путь для проявления чувств.
26 Глава 2. Изотерапия

Арт-терапевт строит свои отношения с ребенком таким образом, чтобы ребенок делился своими ощущениями, возникающими при изотерапии, чувствами, касающимися подхода к выполнению и решению задачи, к самой работе, к процессу творения. В результате ребенок начинает лучше осознавать себя [45]. Рисование Самопознание ребенка углубляется благодаря обсуждению вопросов, относящихся к разработке частей картинки, их более четкому выделению, достижению большей ясности путем описания формы, цвета, образов, предметов, людей. Первый этап свободная активность перед собственно творческим процессом — непосредственное переживание. На этом этапе изотерапии дети любят, как они это называют, пачкать, сначала используя один, затем другой материала потом смешивая их. Второй этап процесс творческой работы — создание феномена, визуальное представление. Дети безмолвно уходят во взаимодействие со своим творческим самовыражением, вне зависимости от возраста (даже очень маленькие дети. Третий этап дистанцирование, процесс рассматривания. На этом этапе необходимо расположить работу в таком месте, где на нее было бы легко смотреть. Детям предлагают поместить свое художественное произведение в удобном для них месте на вертикальной поверхности (стене, окне, на стенке шкафа, двери. Четвертый этап вербализация чувств, мыслей, возникших в результате рассматривания творческой работы [45]. Особенности четвертого этапа изобразительной деятельности таковы
1. Психолог просит ребенка описать картинку так, как будто картинкой является он сам, с использованием слова Я. Например Я — картинка, по всей моей поверхности расположены красные линии, а в середине находится голубой квадрат.
2. Выбираются специфические предметы на картинке, для того чтобы ребенок их идентифицировал с чем-нибудь: Будь голубым квадратом и опиши себя на что ты похож, каковы твои действия и т. д.
3. При необходимости задают ребенку вопросы, чтобы облегчить ему выполнение задачи Что ты делаешь, Кто пользуется
27

Арт-терапия в работе с детьми тобой, Кто тебе ближе всех Эти вопросы помогают входить в рисунок вместе с ребенком и открывают различные пути установления отношений и реализации терапевтического процесса. На этом этапе достигаются дальнейшая концентрация внимания ребенка и обострение осознавания путем выделения и детального рассмотрения одной или нескольких частей рисунка. Ребенок побуждается к максимально углубленной работе со специфической частью картинки, особенно если у него достаточно энергии и вдохновения или если отмечается необычный недостаток их. Здесь часто помогают вопросы Куда она идет О чем думает этот кружок Что она собирается делать Что произойдет с этими т. д. Если ребенок говорит Яне знаю, не отступайте, перейдите к другой части картинки, задайте другой вопрос, дайте свой ответ испросите ребенка, правильно это или нет.
4. Ребенку предлагается вести диалог между двумя частями его картинки или двумя соприкасающимися, либо противоположными точками (такими как дорога и автомобиль или линия вокруг квадрата, или счастливая и печальная стороны образа.
5. Психолог просит ребенка обратить внимание на цвета. Излагая свои предложения о том, как нарисовать картинку, пока ребенок сидит с закрытыми глазами, ему можно предложить подумать над следующим Подумай о цветах, которые™ собираешься использовать. Что ты подразумеваешь под яркими цветами Что для тебя значаттем- ные цвета Будешь литы использовать яркие или пастельные цвета, светлые или темные тона Вопросы строятся таким образом, чтобы ребенок осознавал, настолько, насколько это возможно, что именно он делал, даже если он не хочет разговаривать об этом.
6. Психолог работает над идентификацией, помогая ребенку отнести к себе то, что он говорит, описывая картинку или ее части. Можно спросить ребенка Ты когда-нибудь испытывал что- нибудь похожее, Ты когда-нибудь делаешь это, Относится ли это каким-либо образом к твоей жизни, Есть ли тебе что сказать в роли розового куста из того, что ты мог бы сказать как человек Подобные вопросы можно задать в самой разнообразной форме. Необходимо задавать их очень осторожно и мягко.
7. Детине всегда четко представляют себе свою жизнь, собственные чувства и переживания. Иногда они сдерживают себя и очень боятся выражать свои чувства. Иногда они неготовы к этому. Иногда вдруг оказывается, что они готовы излить чувства, возникшие при рисовании, хотя не переносят содержание картин на себя, но
28 Я. Глава 2. Изотерапия рассказывают таким образом, что становится ясно, что они хотели бы сказать. Они выражают тов чем они испытывают потребность, то, чего они хотят, нов своей собственной манере.
8. На этом этапе рисунок откладывается и прорабатываются реальные жизненные ситуации или рассказы, вытекающие из рисунка. Иногда ситуация выясняется очень быстро с помощью прямого вопроса, например, Это относится к твоей жизни, а иногда у ребенка возникают спонтанные ассоциации, связанные с какими-либо событиями его жизни. Иногда, если ребенок внезапно замолкает или изменяется в лице, можно спросить Что случилось И ребенок начинает рассказывать о каких-либо событиях своей теперешней жизни или о своем прошлом. А иногда он отвечает Ничего.
9. Психолог выясняет, нет ли пропусков или пустых мест на картинках и обращает особое внимание на этот факт.
10. Психолог останавливается на тех вещах, которые для ребенка выходят на первый план. При этом необходимо проявлять большой интерес и настойчивость.
11. Прежде чем перейти к более сложными неприятным разделам, рекомендуется работать стем, что ребенку легче и приятнее. Потому что, если начинать разговаривать с детьми о более легких вещах, они становятся откровеннее ив беседе о более сложных. Некоторым детям труднее поделиться своей печалью до того, как они выразят положительные эмоции. Однако это верно не во всех случаях. Иногда дети, которые таят в себе гнев, испытывают потребность дать ему выход перед тем, как они обнаружат положительные эмоции.
12. Осуществляются наблюдения за внешними проявлениями поведения особенностями оттенка голоса ребенка, положением его тела, выражением лица, жестами, дыханием, паузами. Молчание может означать контроль, обдумывание, припоминание, репрессию, тревогу, страх или осознавание чего-либо. Можно использовать эти признаки в последующей работе [45]. Методика работы Предоставьте ребенку на выбор разнообразные материалы бумагу разного формата (прекрасным материалом являются обои, краски, пастель, цветные карандаши, толстые и тонкие кисти.
29

Арт-терапия в работе с детьми При работе с изобразительными материалами предлагайте детям для изображения объектов использовать линии, формы, легкие мазки, жирные мазки, длинные и короткие штрихи, яркие цвета, темные и матовые цвета, длинные и короткие, тонкие и толстые фигуры. Просите детей работать быстро. Если вы заметили какой-то стереотип, придумайте упражнения, в которых будут присутствовать действия, противоположные уже привычным [45]. Дети также получают удовольствие от технических приспособлений. Вовремя упражнений, требующих соблюдения временного интервала, можно использовать секундомеры, песочные часы. Тексты инструкций к упражнениям Сейчас ты будешь в течение минуты смотреть на этот цветок. Я засеку время по секундомеру (песочным часами затем попрошу, когда закончится время, сделать рисунок тех чувств, которые ты испытывал, когда смотрел на него. Попробуй выразить свой мир в виде образов, представленных в цветах, линиях, формах, символах. Как выглядел бы мир, если бы он был таким, как тебе хочется. Нарисуй, что ты делаешь, когда ты сердишься что заставляет тебя быть сердитым. Изобрази место, которое делает тебя счастливыми как ты себя чувствуешь в данный момент как бы ты хотел себя чувствовать. Нарисуй себя как ты выглядишь сейчас, как бы ты хотел выглядеть, когда станешь старше когда ты состаришься, когда ты был младше (в каком-то определенном возрасте или вообще. Вернись назад в какое-то время или к какой-то сцене. Нарисуй то время, когда ты чувствовал себя наиболее бодрым. Нарисуй то время, которое ты вспоминаешь в первую очередь, ту вещь, которая тебе приходит в голову семейную сценку твой любимый обед сон. Нарисуй, где бы ты хотел быть идеальное место, любимое место. Или место, которое тыне любишь самую худшую вещь, которую ты можешь себе представить.
30 Глава 2. Изотерапия Нарисуй, как ты обращаешь на себя внимание каким образом ты добиваешься того, чего ты хочешь что ты делаешь, когда ощущаешь печаль, беспокойство, ревность, одиночество. Нарисуй счастливые линии, мягкие линии, линии печальные, сердитые, испуганные и т. д. Нарисуй вещи, противоположные друг другу слабый — сильный счастливый — несчастный, печальный — веселый любить — не любить хороший — плохой счастье — несчастье доверие — подозрение отдельно — вместе. Нарисуй подарок, который тебе хотелось бы получить. А что тебе хотелось бы подарить Кто мог бы тебе это подарить Кому бы ты мог это подарить Работая с детьми, можно также произносить слова и предлагать детям быстро рисовать то, что обозначают эти слова любовь, красота, тревога, свобода, милосердие и т. д. В качестве тем для рисунков можно использовать множество других вещей фантазии, рассказы, звуки, движения, достопримечательности. Можно также комбинировать рисование с сочинением литературных произведений, стихов. Пример из практики Удивительное решение Иногда применение изотерапии дает неожиданно быстрый положительный результат. В семье ребенка 7 лет в течение короткого времени произошел ряд событий развод родителей, переезд из отдельной квартиры в комнату коммуналки, раздел имущества, поступление в 1 класс школы. Мама привела мальчика на прием с жалобами на страхи темноты, ему казалось, что по полу бегают роботы, монстры и могут его поймать. Поэтому он очень боялся ходить по полу, имаме приходилось переносить его по комнате на руках. На предложение изобразить этих роботов на бумаге мальчик с радостью согласился и нарисовал их несколько штук. На вопрос психолога о том, что дальше сними делать, ребенок ответил, что рисунок надо положить в раковину и включить холодную воду
31
Арт- терапия в работе с детьми далее на вопрос психолога о том, когда это надо делать и кто это будет делать, ребенок ответил — сейчас, подбежал к раковине, положил рисунок и включил холодную воду. На вопрос, сколько времени рисунокдолжен находиться подводой, мальчик ответил — пока эти роботы не прилипнут к нему, добавив, что это будет недолго. Спустя несколько минут мальчик выключил кран, достал рисунок и положил его на подоконник, сказав Пускай рисунок полежит здесь и, когда он совсем высохнет, роботы окончательно прилипнут и к нему (самому мальчику) больше не придут, а рисунок пусть останется здесь, можно даже его потом выбросить. На этом занятие было закончено, и психолог попросила маму прийти через некоторое время, рассказать о результатах. Через несколько дней мама сообщила, что страхи у ребенка исчезли, он теперь самостоятельно передвигается по комнате. Глава 3
СКАЗКОТЕРАПИЯ ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СКАЗКОТЕРАПИИ
Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гард­
нер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовце- ва, Т. Зинкевич-Евстигнеева [46]. Функции сказок Выделяют несколько основных функциональных особенностей сказок.
1. Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, таки у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням к уровню сознания и подсознания, что создает особые возможности при коммуникации [19].
2. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации
1) о жизненно важных явлениях
2) о жизненных ценностях
3) о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки.
3. В сказке в символической форме содержится информация отом:
1) как устроен этот мир, кто его создал
2 Зак. 635 33

Арт-терапия в работе с детьми Глава 3. Сказкотерапия

2) что происходит с человеком в разные периоды его жизни
3) какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина
4) какие этапы в процессе самореализации проходит женщина
5) какие ловушки, искушения, трудности, препятствия можно встретить в жизни и как сними справляться
6) как приобретать и ценить дружбу и любовь
7) какими ценностями руководствоваться в жизни
8) как строить отношения с родителями и детьми
9) как бороться и прощать.
4. Сказки являются основой для формирования нравственного иммунитета и поддержания иммунной памяти. Нравственный иммунитет — способность человека к противостоянию негативным воздействиям духовного, ментального и эмоционального характера, исходящим из социума.
5. Сказки возвращают и ребенка, и взрослого в состояние целостного восприятия мира. Дают возможность мечтать, активизируют творческий потенциал, передают знания о мире, о человеческих взаимоотношениях. Принципы психологического анализа сказок При проведении психологического анализа сказок психологу следует придерживаться трехосновных принципов.
1. Принцип безусловного принятия внутреннего мира клиента. Данный принцип позволяет воспринимать мир, представленный в сказке, целостно, безоценочно.
2. Принцип объективности. Рекомендуется рассмотреть сказку с разных точек зрения, исследовать разные ее слои и грани.
3. Принцип результативности. Психологический анализ авторской сказки всегда обусловлен конкретной целью — формированием перспективных задач психологической работы с клиентом. Схема психологического анализа сказок Для того чтобы составить схему психологического анализа сказки, необходимо выделить ключевые характеристики сказки [19]. Под ключевыми характеристиками понимаются качественные показатели, с помощью которых можно описать авторскую сказку. Ключевые характеристики помогают психологу выявить отправные точки анализа сказки для понимания внутреннего мира клиента и особенностей его взаимоотношений с окружающим миром. Ключевые характеристики сказки таковы
1) энергоинформационное поле сказки
2) основная тема сказки
3) сюжет сказки
4) линия главного героя
5) символическое поле. Энергоинформационное поле сказки Это особая энергия сказки, оставляющая у слушателя определенное послевкусие, состоящее из ощущений, чувств, мыслей и впечатлений. Каждая сказка обладает частью энергии своего автора и содержит информацию о его внутренних процессах. Таким образом человек, читающий или слушающий сказку, соприкасается с ее энергоинформационным полем. Это поле может оказывать на нас определенное воздействие — влиять на психосоматическое состояние, настроение, мыслительные процессы. Встречаясь со сказкой, необходимо отмечать изменения в своих ощущениях и впечатлениях, ноне следовать за ней, а найти возможность абстрагироваться и посмотреть со стороны. У подготовленого психолога возникает адекватный ответ на энергетику сказки и включается рабочее состояние, первый признак которого — искренний интерес к сказке. Основная тема Основная тема — это идея, пронизывающая весь сюжет сказки, отражающая актуальные жизненные ценности, потребности, показывающая то, что оказывается для клиента наиболее значимым в данный момент, к чему он стремится, над чем он сознательно или бессознательно работает. Наиболее распространенными темами сказок являются тема любви, тема детско-родительских взаимотношений и отношений
34 35

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

перейти в каталог файлов


связь с админом