Главная страница
qrcode

Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми речь санкт-Петербург 2006


НазваниеРуководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми речь санкт-Петербург 2006
АнкорКиселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми
Дата09.10.2017
Размер1.64 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKiseleva_M_V__Art-terapia_v_rabote_s_detmi.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипРуководство
#27721
страница6 из 14
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Арт-терапия в работе с детьми
5. Ресурсное содержание песочной картины.
6. Символическое поле песочной картины.
1. Энергоинформационное поле песочной картины Чаще всего у психолога возникает адекватный ответ на энергетику картины, то есть включается некое рабочее состояние. Его первым признаком является искренний интерес к картине, желание узнать о ней как можно больше. Мы еще слишком мало знаем об энергоинформационном поле песочной картины, но понимаем всю важность этой ключевой характеристики. Фактически энергоинформационное поле„дес,о,ч- ной картины и является главным хранилищем знаний о композиции, однако нам пока еще трудно формализовать это знание. Поэтому на помощь приходят другие ключевые характеристики.
2. Основная идея песочной картины Основная идея песочной картины отражает актуальные жизненные ценности, потребности, зону ближайшего развития автора. Иными словами, основная идея расскажет нам о том, что является для клиента наиболее значимым в данный момент. Над чем он сознательно или бессознательно работает, к чему стремится. Узнать основную идею песочной картины можно, как минимум, тремя способами.
1. Попросить клиентадать название миру, созданному в песочнице.
2. Предложить клиенту ответить на один из вопросов Что это за мир Что это за страна Что самое главное жители этой страны могли бы сказать жителям других стран и миров Чему нас может научить опыт путешествия по этой стране, поэтому миру
3. Предложить клиенту описать песочный мир.
3. Сюжет (или сюжеты) песочной картины Сюжет песочной картины отражает динамику некоторого внутреннего процесса. Иногда бывает, что внутри картины имеются два и более связанных между собой сюжета. Например, две
62 Глава 5. Песочная терапия страны, три мира, два и более главных героя. Бывает, что сюжеты посвящены одному действующему лицу, но описывают разные возрастные промежутки его пути детство, юность, зрелость. Условно можно разделить картины по сюжетной динамике натри вида
1) динамичные
2) статичные
3) смешанные. Динамичные картины, как правило, имеют героя (или героев, который куда-то идет, стремится, чего-то хочет, что-то ищет. На картине мы застаем таких героев на определенном отрезке пути. Мы можем увидеть их прошлое (мир, из которого они вышли) и их будущее (мир, куда они стремятся. Преимущество динамичных картин для психолога состоит в том, что фактически клиент уже сам рассказывает о целях консультирования (правда, в зашифрованном виде. Он знает, к чему он должен прийти, что получить, какие средства для этого использовать. Статичная картина — это стоп-кадр некоего сюжета. В статичной песочной картине время остановилось. Герои таких картин, как правило, ведут оседлый образ жизни. Или мы застаем их в момент какого-то действия (работа, игра, трапеза, купание, загорание, охота и пр. Нов любом случае это привычный для них вид деятельности. Чтобы выявить сюжет в статичной картине, можно дать клиенту такие задания Расскажите историю этой страны. С чего все начиналось, кто ее создавал, как это происходило Что ожидает эту страну в будущем Представьте себе, что первый день творения в этой стране закончился, наступила ночь, аза ней и новый день. Расскажите, что произошло в этой стране. Если в стране не происходит никаких значимых событий, сюжетная динамика проявляется только в смене видов деятельности героев, это может означать, что человек нашел для себя некую зону стабильности и пока не стремится ее покидать. По-видимому, ему нужно некоторое время пожить в этой стране, чтобы набраться сил для путешествий и приключений. В смешанных песочных картинах статическое благополучие нарушается динамизмом некоего героя. Смешанные картины могут содержать два мира статичный и динамичный. Нов любом случае смешанная картина говорит о
63

Арт-терапия в работе с детьми внутреннем противоборстве, противоречии и поиске стабильности. Данный вид картин проливает свети на конфликтное содержание песочных композиций [18].
4. Конфликтное содержание песочных картин Конфликтное содержание песочных картин отражает внутреннее напряжение человека. Оно бывает явными скрытым. Конфликтное содержание песочной картины может быть описано следующими характеристиками
1) уровень агрессии
2) направленность агрессии
3) адресность агрессии
4) динамика проработки внутреннего конфликта. Уровень агрессии может быть высоким, средними низким. Уровень агрессии высокий, если в песочнице разворачиваются баталии или имеется персонаж, по отношению к которому проявляются активные агрессивные действия. Если герои картины только готовятся к войне или во внешне спокойном мире есть некоторое количество вооруженных фигур, незадействованных в активных военных действиях, — можно говорить о среднем уровне агрессии. Если песочная картина представляет собой мирное зрелище, мы наблюдаем низкий уровень агрессии. Направленность агрессии может проявляться как аутоагрессия и гетероагрессия. Аутоагрессия видна в разрушительных действиях по отношению к главному герою песочной сказки, в неприятностях, которым подвергает его автор. Гетероагрессия выражается через противоборство армий в песочнице, а также в активных агрессивных действиях главного героя по отношению к другим персонажами элементам композиции. Адресность агрессии показывает адресата агрессивных действий. Фигурка (или фигурки, на которую направлен агрессивный поток, может ассоциироваться у клиента с конкретным лицом из реальной жизни (мать, сестра, отец, бабушка, муж, жена, ребенок, начальник, подруга и пр.
64 Глава 5. Песочная терапия

. Ресурсное содержание песочной картины Ресурсное содержание песочной картины служит опорой для сихологического консультирования и является интегральной арактеристикой [18]. Проявление ресурсного содержания
1. Наличие особой позитивной энергетики в картине. Какой- о участок картины или композиция в целом греет душу. Если опросить рассказать об этом подробнее, можно актуализировать есурсные ипостаси личности.
2. В картине или рассказе о ней имеется созидательная идея, тремление. Если психолог на этом акцентирует внимание клиен- а, можно актуализировать его ресурсные возможности.
3. Сюжет песочной картины жизнеутверждающий — и на этом ожно построить линию консультирования.
4. Ощущение освобождения от напряжения после отыгранно- о конфликта. Теперь, когда добро одержало победу над злом, мож- о начинать новую жизнь.
5. Гибкость и изобретательность героя композиции в поиске пособов преодоления трудностей. Обычно это можно установить из рассказа клиента о картине. Если герой комбинирует прямую грессию, хитрость, покровительство, избегание, взаимопомощь другие способы для преодоления трудной ситуации, можно говорить о его адаптивных ресурсах. У него имеется высокий потенциал, для того чтобы приспособиться к различным условиям, а также для успешного разрешения сложных ситуаций.
6. Потенциальные ресурсные возможности человека проявляются в его песочной картине в качестве чудесных предметов, несущих избавление или счастливое разрешение ситуации. Впоследствии мы сможем к ним обращаться для поддержки и усиления Я клиента.
7. Наличие фигур-помощников. б. Символическое поле песочной картины Символическое поле песочной картины отражает информацию о внутреннем мире клиента, зашифрованную в образах и символах. Для исследователя эта ключевая характеристика, быть может, является наиболее привлекательной [18]. Для удобства понимания мы условно разделим символическое поле песочной картины натри части. В символическое поле войдут
3 Зак. 635 65

Арт-терапия в работе с детьми
1) символизм пространственного расположения предметов в песочнице
2) символизм ландшафта песочной картины
3) символизм предметов, использованных в песочной картине. Мы последовательно рассмотрим каждую часть символического поля песочной картины. Условно разделяя его натри части, будем помнить о том, что они существуют в единстве друг с другом. Важным условием для проведения символического анализа является фиксация местоположения клиента относительно песочницы. Поверхность песочной картины можно условно разделить натри равные части по вертикали и три равные части по горизонтали, как в кубике Рубика. Таким образом, песочный лист размечается на девять секторов. Каждая вертикаль и горизонталь имеют определенное символическое значение. Мы приводим его для тех, у кого ведущая рука — правая. У левшей все будет зеркально. Разделение по вертикали. Женская часть. Символизирует прошлое, взаимоотношения со значимыми женщинами, матерью, связь с домом. Левая часть — это то, что человек уже имеет, на что может опираться. Левая часть также может символизировать внутренний мир человека отражать его глубинные личностные процессы. Настоящее. Центральная часть символизирует актуальные в данный момент процессы человека. О чем он думает, к чему стремится, что является для него значимым. Особенно это касается фигурки, которая поставлена в центр картины. Нередко она символизирует Я клиента, тот образ, с которым он себя бессознательно ассоциирует в данный момент Мужская часть. Символизирует будущее. Социальные процессы. Взаимоотношения в социуме детский сад, школа, институт, работа. Может отражать взаимоотношения с партнером по браку. Также символизирует планы на будущее, тревоги, связанные с будущим. Взаимоотношения со значимыми мужчинами, отцом, братом, мужем, другом. Иногда символизирует ограничения в реализации задуманного.
66 Глава 5. Песочная терапия Разделение по горизонтали. Верхняя часть символизирует ментальные процессы. О чем че- век думает, фантазирует, что планирует, вспоминает. Центральная часть символизирует эмоциональные процессы, то человек переживает, что он чувствует, о чем беспокоится, чему уется. Нижняя часть символизирует сферу реальныхдействий, поступ- в человека. То, что он сделал, что делает, что хочет сделать. Зем-
, почва под ногами. Как видим, интерпретация символического ачения многозначная, многоуровневая. Поэтому психолог ищет т смысл, который более всего соответствует состоянию клиента идее картины. Даже беглый взгляд на пространственное расположение фигу- ок в песочнице может дать важную информацию об особенное- х клиента. Для этого нужно ответить на вопрос Какие части есочницы наиболее заполнены, а какие оказались пустыми ели наблюдается определенная дисгармония в заполнении песоч- ицы фигурками, психолог может определить для себя наиболее "щие задачи консультирования. Фигурки песочной картины. Попавшие в левый верхний угол фигурки символизируют процессы, связанные либо с прошлыми воспоминаниями, либо с мыслями о доме, о матери, о другой значимой женщине. Фигурки, находящиеся в центральной верхней части, могут отражать то, о чем в данный момент думает, фантазирует клиент. В правый верхний угол, как правило, попадают фигурки, отражающие мечтания, планы на будущее, мысли о взаимодействии в социуме от детского сада, школы до работы. Взаимодействие с отцом, другими значимыми мужчинами. Попавшие в центральную левую часть фигурки могут символизировать прошлые эмоциональные переживания, связанные с домом, матерью, значимой женщиной. В центральной части сосредотачиваются самые важные фигурки. Описывают они, с одной стороны, актуальное эмоциональное состояние. С другой стороны, ценностные устремления, нечто значимое, неважно, осознаваемо оно или нет. Фигурки в правой центральной части отражают стремления, желания автора песочной картины, а также эмоции по поводу будущего, мужчин, социальной самореализации.
67

Арт-терапия в работе с детьми Фигурки, расположенные в левом нижнем углу, могут отражать некие совершенные в прошлом действия. Они могут быть также связаны с домом, матерью, значимой женщиной, ребенком. В нижней центральной части находятся фигурки, отражающие, как правило, некие действия, реализуемые в данный момент, или отношение к ним. А также актуальные желания клиента. Попавшие в правую нижнюю часть фигурки символизируют действия, возможные в будущем. Действия по отношению к социальному окружению или значимым мужским фигурам. Несмотря на кажущуюся доступность пространственно-симво­
лической информации, нужно опасаться преждевременных выводов и поверхностных интерпретаций. Необходимо помнить о том, что мы имеем дело с внутренними процессами человека. Не всегда они могут быть объяснены и проинтерпретированы. Символизм ландшафта песочной картины. Символизм ландшафта отражает рельеф внутреннего мира человека. Каков он Плоский, холмистый, горный, лесной, водный Многоплановый или однообразный Ландшафт отражает динамику внутренних процессов. Многие начинают процесс создания песочной картины именно с ландшафта прокладывают реки, озера, моря, горы, долины и пр. После этого населяют мир разными существами. Другие создают ландшафт параллельно с помещением фигурок на песочный лист. Третьи сразу выставляют фигурки на ровную песочную плоскость, не обременяя себя созданием ландшафта. Иногда у детей, подростков и некоторых взрослых можно увидеть отсутствие ландшафта или его условность. Например, озеро или река выглядят как небольшое углубление в песке. До голубого дна песочницы еще очень далеко, но автор картины определяет эту ямку как полноценный водоем. Так может проявляться недостаточная осознанность внутренних процессов. Для детей это естественно, они находятся только вначале пути самопознания. Однако если песочную картину сне выраженным ландшафтом создавал подросток или взрослый, важно не торопиться с интерпретацией. У взрослых невыраженный ландшафт появляется после перенесенных тяжелых болезней, утрат, стрессов как показатель стабилизации внутренних процессов. С другой стороны, невыраженный ландшафт говорит о том, что человек не желает сейчас углублять Глава 5.
Песочная терапия ся в недра своего внутреннего мира и заниматься исследованием себя. Наконец, картины с невыраженным ландшафтом и малым Количеством фигурок создают люди, далеко продвинувшиеся в личностном развитии. Как правило, такие картины всегда наполнены глубоким философским смыслом. Также плоскую песочную картину часто можно встретить у совсем маленьких детей. Типичными атрибутами ландшафта являются
1) водоемы — ручьи, реки, озера, пруды, водопады, моря
2) отдельные фрагменты суши внутри или около водоема — мыс, коса, остров
3) равнины — пустыни, долины, сады, леса
4) возвышенности — холмы, курганы, сопки, горы
5) естественные природные углубления — пещеры
6) связующие элементы — мосты, тоннели, дороги, тропинки. Водоемы могут символизировать чувственное, эмоциональное начало человека. Если в картине доминирует водная стихия, можно говорить об авторе как о человеке чувствительном. Или о его пробуждающейся чувственности, здоровой сексуальности (если вода в картине, безусловно, чистая ив ней нет злобных персонажей. Однако не будем забывать о том, что издавна люди строили свои дома и поселения на берегах рек, озер и других водоемов. Поэтому расположение строений на берегу является естественными природосообразным. Другая ситуация, если в песочной композиции отсутствует вода. Наверное, не стоит сразу говорить о недостатке эмоциональности. Вода может отсутствовать по объективным причинам идея и сюжет картины не предусматривают ее наличия. Например, автор лепит фигуру человека из песка или создает караван в пустыне. Интересно и местоположение водоемов. Реки нередко протекают транзитом по всей картине, символизируя центральную магистраль. При этом реки могут разделять пространство картины на несколько частей. Таким образом, мы будем иметь дело с автономными частями личности, актуальными для автора в данный момент времени. Относительно рек может оказаться важным знание направления их течения. В какую сторону течет река слева направо (из прошлого в будущее) или справа налево (из будущего в прошлое сверху вниз (от образа к его действенному воплощению) или снизу вверх (от действия к его осознанию.
69

Арт-терапия в работе с детьми Озера, пруды, внутренние моря занимают фиксированное место в картине. Поэтому для нас особенно интересно их пространственное положение. Водоемы могут способствовать формированию отдельных фрагментов суши, наиболее интересными из которых являются острова. Остров — автономная часть суши, со всех сторон омываемая водой. Нередко на остров помещают самые значимые или уязвимые фигурки. Некоторые авторы картин с островами говорят, что это место их уединения. В основной части картины они вынуждены постоянно с кем-то взаимодействовать, суетиться, соответствовать, поэтому наступает момент, когда надо сбежать на остров. Иногда остров символизирует недоступную для реализации, сточки зрения автора композиции, мечту. У подростков нередко остров является зоной самостоятельности и свободы. Ребенок на острове может пережить подлинное ощущение самостоятельности, актуализируя ресурсы для выживания, проверяя себя.
Втоже время, на остров может быть выселена некая травматическая ситуация, вытесняемая в более глубокие пласты бессознательного. Горы, сопки, высокие холмы могут иметь в картинах множественную нагрузку. Они служат защитой, препятствием, домом, центральной фигурой композиции. Возвышенность приподнимает человека над землей, чуточку приближая к богам. Находясь на горе, человек может увидеть свою земную жизнь как на ладони. У психологов это называется подняться над ситуацией, освободиться от суеты, посмотреть философским взглядом. Горы также символизируют стремление человека к социальной самореализации, утверждению себя в социальных делах и достижениях. Гора является почти традиционным символом в картине молодого мужчины, иона отражение здорового желания утвердить свою мужскую силу. Особое место в ландшафте занимают пещеры как земные, таки водные. Пещера — это сокровенное место земли, некая тайна. Тайна пещер, с одной стороны, привлекает, заинтриговывает. С другой стороны, пугает. В песочных композициях довольно часто в пещерах живет некий загадочный, иногда злобный персонаж. Часто вход в пещеру
70 Глава. Песочная терапия специально охраняется. В любом случае пещера является носителем Тайны. Иногда в пещерах прячутся психотравматические, вытесненные воспоминания, к актуализации которых человек в данный момент неготов. Это особенно справедливо, когда в пещере сложен мусорили живет злобный персонаж. Особый акцент на пещерах (земных и водных) в песочных композициях, авторами которых являются женщины, часто становится указанием бессознательного на гинекологические проблемы. Долины и сады символизируют созидательное вмешательство человека в природный ландшафт, показывают умение человека гармонично обустраивать мир вокруг себя. Итак, символизм ландшафта также многое может рассказать о внутреннем мире человека. Каждый предмет появляется в песочнице неслучайно. Он что- то символизирует. Но что Чтобы прикоснуться к пониманию этого, важно понять следующее предметы имеют многоуровневое значение, несут информацию личного и коллективного бессознательного [18]. СЕМЕЙНАЯ ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ Техника игры с песочницей и семейная терапия при их сочетании предоставляют различные возможности. Это связано со следующими моментами.
1. Ящик с песком, имея определенные размеры, выступает в качестве реального и символического пространства творческой экспрессии. Он обеспечивает удерживание переживаний членов семьи в тех случаях, когда они не чувствуют себя психологически достаточно защищенными. Благодаря этому они имеют возможность не только выразить свои индивидуальные переживания, но и достичь их интеграции и вступить в невербальное взаимодействие с другими участниками игры.
2. Входе игры с песочницей психолог может наблюдать за формированием внутрисемейных альянсов и видеть, кто из участников игры какие фигуры выбирает. Благодаря этому он может использовать определенные интервенции для того чтобы разрушить
71

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

перейти в каталог файлов


связь с админом