Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми речь санкт-Петербург 2006


НазваниеРуководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми речь санкт-Петербург 2006
АнкорКиселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми
Дата09.10.2017
Размер1.64 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKiseleva_M_V__Art-terapia_v_rabote_s_detmi.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипРуководство
#27721
страница7 из 14
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   14

Арт-терапия в работе с детьми одни альянсы и усилить другие, а также прийти к более объективному представлению о семейных отношениях.
3. В процессе игры с песочницей хорошо проявляются неосоз­
наваемые переживания членов семьи, которые затем могут стать предметом специального обсуждения и анализа. Кроме того, на основе такого анализа психотерапевт может рекомендовать участникам игры использовать определенные фигуры.
4. Техника игры с песочницей отвечает потребностям ребенка и других членов семьи. Она является средством, благодаря которому себя проявляет внутренний ребенок, пребывающий во всяком родителе.
5. Входе игры с песочницей проявляется уникальность семейной системы, с характерными для нее духовными потребностями и коммуникативными паттернами. Применение техники игры с песочницей в работе с семьями требует от специалиста хорошего владения как песочной, таки семейной психотерапией. ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ С ДЕТЬМИ В процессе песочной терапии могут корректироваться некоторые неадаптивные установки, иррациональные представления. Один из основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на том, что ребенок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками. Применение песочной терапии предполагает следующие стадии игры с песком.
1. Хаос. Эта стадия отражает эмоциональное смятение и хаос, доминирующие в жизни ребенка. Происходит постепенное отреа- гирование болезненного эмоционального состояния и освобождение от него. Многократное символическое повторение психо- травмирующей ситуации позволяет изменить отношение к ней. Эта стадия может продолжаться от одного до нескольких занятий.
2. Борьба. В песочницу переносятся внутренние конфликты агрессия, тревога, реальные конфликты и взаимоотношения и пр.
72 Глава 5. Песочная терапия о завершении этой стадии появляются первые признаки урав- овешенности, например, герой, побеждающий силы мрака.
3. Гармония. Жизнь возвращается в нормальное русло. Восста- авливается порядок и равновесие. В процессе игры драматизация освобождает заблокированную
1 ер г и ю и активизирует возможности самоисцеления, заложен- ые в психике любого ребенка [49]. Таким образом, данный метод позволяет гармонизировать (упо- ядочить) внутренний душевный хаос, господствующий в душе ребенка, посредством следующих механизмов
1) проработки психотравмирующих ситуаций на символическом уровне
2) отреагирования негативного эмоционального опыта в процессе творческого самовыражения и игры
3) расширения внутреннего опыта за счет соприкосновения с глубинными уровнями психики и укрепления сознательного Я
4) изменения отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе
5) укрепления (или пробуждения) доверия к миру, развития новых, более продуктивных отношений с миром. ь Пример из практики Ожившее дерево В процессе арт-терапии ребенок обретает ценный опыт позитивных изменений, который возможно проследить в изобразительной деятельности. Автор серии рисунков — девочка 12 лет — длительный период переживала межличностный конфликт с мамой и имела проблемы с учебой. В течение трех месяцев с девочкой проводилась техника игры в песочнице, и каждое занятие начиналось с рисунка дерева (далее приводятся наиболее значимые рисунки и их описание. Занятия в песочнице помогли ребенку на бессознательно-сим­
волическом уровне отреагировать внутренние переживания, найти новые пути к личностному росту и развитию. На первом рисунке (рис. 3) была нарисована слабая береза, у которой тонкие слабые ветки. На втором рисунке (рис. 4) возник дуб с толстым стволом и круглой кроной, а на третьем рисунке (рис. 5) девочка снова изобразила березу, растущую уже на лужайке, и све-
73

Арт-терапия в работе с детьми
тило солнце, и оно сказало этой березе привет, и дерево ответило солнцу привет. Четвертая работа (рис. 6) отражает кульминационный момент в сознании этой девочки, придумавшей целую историю про свой рисунок. Сначала это было гнилое, умирающее дерево, но потом выглянуло солнце, пригрело дерево, дерево сказало Ох, я бедное дерево. В ответ солнце сказало Тыне умрешь, и дерево стало оживать. Сначала из обломков сучков появилисьтоненькие веточки, потом вдруг на толстых ветвях появился лист — ему солнце сказало привета затем робкие листочки и почки. Дерево радуется. Наследующей работе (рис. 7) опять появляется береза, и это уже береза-красавица. Затем вновь повторяется образ березы рис. 8) — это персонифицированное дерево, само дерево находится в центре листа, ионов сиянии четырех солнц. И дерево улыбается. Наследующем рисунке (рис. 9) изображена могучая ель, окруженная радугой, и появляется розовое солнце — символ очень хорошего настроения автора. Надо отметить, что по мере прохождения терапии у девочки значительно наладились отношения с мамой и улучшилась успеваемость, в четверти были выставлены четверки и пятерки (одна пятерка была по рисованию, хотя до этого поданному предмету выше тройки ей не ставили. лава МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОМУ ЗЫКАЛ Ь НОЙ ТЕРАПИИ Музыкальная терапия — это контролируемое использование музыки влечении, реабилитации, образовании и воспитаний детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний [11]. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного ведущего фактора воздействия, таки дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных методов для усиления их воздействия и повышения эффективности [46]. Музыкальную терапию широко применяют во многих странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений
1) отклонений в развитии
2) эмоциональной нестабильности
3) поведенческих нарушений
4) сенсорного дефицита
5) спинномозговых травм
6) психосоматических заболеваний
7) внутренних болезней
8) психических отклонений
9) афазии
10) аутизма. Использование музыкальной терапии В медицине музыкальную терапию используют достаточно широко [56]. Перечислим основные сферы.
75

Арт-терапия в работе с детьми

1. В лечебной физкультуре и физиотерапии. Программы реабилитационного тренинга пациентов-сердечников (после инфарктов или операций на сердце) и медицинский массаж тоже включают в свою работу музыкальное сопровождение. В данном случае методы музыкальной терапии используются специалистами-физиотерапев­
тами или профессиональными спортивными тренерами.
2. Влечении душевнобольных пациентов ив уходе за ними. Совместное пение и музицирование (ежедневные уроки пения или организация праздников) является определенным видом музыкальных переживаний и создает благоприятные условия для лечения и ухода. Там, где пациенты научились импровизировать на музыкальных инструментах, музыкальная терапия может использоваться в качестве психотерапии для душевнобольных.
3. В некоторых клиниках сна. Здесь посредством сна лечат подверженных сильным стрессам пациентов, базируясь при этом на комбинации специальной психофармакологии и трофотроп- ной, усыпляющей музыки.
4. Вритмотерапии — для пациентов с расстройствами речи (при значительном успехе влечении заикания. История возникновения музыкальной терапии Универсальность музыки заключается в том, что она существовала, существует и будет существовать у всех народов и во всех культурах [57]. История взаимоотношений музыки и человека уходит корнями в далекое прошлое, к истокам человечества. В своей популярной книге Эффект Моцарта один из ведущих просветителей в области связи музыки и целительства американец Дон Кемпбелл пишет о том, что научные и исторические свидетельства показывают, что танцы, звуковое тонирование и песни появились раньше, чем членораздельная речь. Это означает, что музыка является первобытными исходным языком человечества. Использование музыки с лечебной целью также имеет давнюю историю. В прошлом музыка широко применялась во врачебной практике. Это известно из различных источников из работ Платона, из жизнеописания царя Давида, из упоминаний в мифах об Аполлоне.
76 Глава 6. Музыкальная терапия Воздействие музыки на нашу жизнь всеобъемлюще. Пронизывая насквозь все века и эпохи, всех мужчин и женщин, все расы, религии и национальности, музыка является общепонятным языком, состоящим из универсальных компонентов. Психологическая потребность в искусстве во многом определяется его способностью отрабатывать переживанием чувства, оставшиеся невостребованными в повседневной жизни человека. Помимо невостребованных чувств музыка помогает отреагировать глубоко подавленные переживания, находящиеся во власти бессознательного [11]. Механизмы воздействия музыки на человека Музыка вызывает у людей определенную вибрацию, которая влечет за собой психическую реакцию. Основа музыки — звук. Звук — это акустический сигнал, имеющий волновую структуру. Из специальной литературы известно, что акустический сигнал воздействует на клетки живого организма, изменяя их активность [11]. Звук оказывает влияние на несколько параметров
1. На электромагнитную проводимость клеточных структура также на их электрохимическую активность, — это названо «неспеци­
фическим акустико-биорезонансным эффектом, — одной из реакций организма человека на музыкальное, звуковое воздействие
2. На слуховую рецепцию, восприятие. Восприятие музыки осуществляется в основном через слуховую систему. Древнейшие истоки слухового, а следовательно, и музыкального восприятия восходят к тому непреложному факту, что слух изначально служит ориентирующим инструментом, который, информируя о состоянии внешнего мира, эмоционально настраивает человека по отношению к разнообразным внешним воздействиям. Всякий звук для древнего человека прежде всего семантичен: он несет информацию о намерениях объекта по отношению к человеку — гремит ли гром, журчит ли ручей, хрустнет ли ветка в темноте, послышатся ли звуки горного камнепада. Все взывает к ответной реакции, побуждает к ответному действию, на которое человека настраивает его непосредственная эмоциональная реакция на звуковую информацию. Эти фундаментальные качества
77

Арт-терапия в работе с детьми слухового восприятия, отмеченные многими авторами, лежат в основе древнейших музыкальных сигналов, из чего впоследствии возникло музыкальное искусство.
3. На вибротактильную рецепцию, или восприятие. Вибротак­
тильное восприятие основано на работе тактильного анализатора. Он воспринимает разнообразные вибрации, в том числе и возникающие вовремя музыкально-терапевтического воздействия. Наряду с другими анализаторными системами он помогает организму ориентироваться в окружающей среде. Музыка и телесные реакции Слуховое, вибротактильное восприятие, а также биорезонанс­
ный эффект сопровождается в организме человека многочисленными реакциями на телесном уровне [11]. При активном восприятии музыки физиологические ритмы человека резонируют и непроизвольно подстраиваются под ее частотные и динамические показатели. Показано, что музыкальный темп, ритм, структурное строение произведения и другие музыкальные факторы могут подчинять себе ритм внутренних физиологических процессов. Одной из причин физиологического воздействие музыки на человека является то, что нервная система, ас ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, таки в вегетативной сфере. Известно множество вегетативных реакций нашего организма на музыку.
Сердечно-сосудистая система заметно реагирует на музыку, доставляющую удовольствие и создающую приятное настроение. В этом случае замедляется пульс, усиливаются сокращения сердца, снижается артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды. При раздражающем же характере музыки сердцебиение учащается и становится слабее. В своей книге, где собрано множество интереснейших фактов, Д. Кемпбелл указывает, что музыкальная стимуляция уменьшает время двигательной реакции, повышает лабильность зрительного анализатора, улучшает память и чувство времени, оживляет услов-
78 Глава 6. Музыкальная терапия
ые рефлексы. Музыка оказывает влияние на холестериновый об-

ен. Замедлив темп музыкального произведения или прослушивая олее медленную музыку, можно углубить и замедлить дыхание, дать возможность успокоиться мозгу. Более глубокий, медленный ритм дыхания является оптимальным, способствует покою, контролирует эмоции, более глубокое мышление и лучший метаболизм. Быстрое, сбивчивое дыхание может привести к поверхностному и рассеянному мышлению, импульсивному поведению и склонности делать ошибки. Музыка оказывает влияние и на гормональный обмен. Она регулирует выделение гормонов, снижающих стресс. уровень гормонов стресса в крови значительно уменьшается утех, кто регулярно слушает расслабляющую спокойную музыку. Музыкальное удовольствие — ощущение подъема, которое вызывает прослушивание определенной музыки, является результатом высвобождения эндорфина — собственного опиума. Эн- дорфин вырабатывается нашим мозгом. Он снимает боль и вызывает естественный подъем. Известный музыкальный терапевт и научный исследователь в области воздействия музыки на организм человека СВ. Шушард- жан отмечает в своих работах, что создаваемые мозгом волны можно изменять с помощью музыки и произносимых звуков. Сознание состоит из бета-волн, которые вибрируют на частоте от 14 до 20 герц. Бета-волны генерируются нашим мозгом тогда, когда мы сфокусированы на повседневной деятельности или переживаем сильные отрицательные эмоции. Возвышенные ощущения и покой характеризуются альфа- волнами, распространяющимися на частоте от 8 до 13 герц. Периоды пиковых творческих способностей, медитаций и сна характеризуются тета-волнами, имеющими частоту от 4 до 7 герц. А глубокий сон, глубокая медитация и бессознательное состояние генерируют дельта-волны, частота которых составляет от 0,5 до
3 герц. Чем медленнее волны мозга, тем более расслабленное и умиротворенное состояние мы испытываем. С помощью музыки можно сдвинуть сознание от бета-волн в направлении альфа-диапазона, повысив, таким образом, общее самочувствие и внимательность. Исполнение музыки может создать динамичный баланс между более логичным левыми более интуитивным правым полушариями
79

Арт-терапия в работе с детьми мозга. Взаимообмен мыслями является основой творчества, на это указывает и Д. Кемпбелл. Музыка вызывает и различные двигательные реакции организма. При слушании музыки у человека возникают реальные мышечные пульсации в самых различных областях в мышцах рук, ног, головы, туловища, в области гортани. Музыка с ярко выраженным ритмическим началом вызывает непроизвольное тактирование рукой или ногой, покачивание головой. Дети, обучающиеся игре на музыкальных инструментах, незаметно для себя начинают воспроизводить рисунок звучания в игровых движениях. Ритм музыки побуждает ребенка к движению. Слушающий музыку не только воспроизводит музыкальный ритм своим двигательным аппаратом, но и беззвучно пропевает музыку (перцептивная вокализация. Причем в беззвучных сокращениях связок точно отражается частота, громкость и длительность воспринимаемых звуков. Неосознанная двигательная активность может принимать самые разнообразные формы. Мы воспринимаем музыку посредством не только слухового, но и голосового аппарата, как бы примеряя воспринимаемое внутренним подпеванием. Бессознательные микродвижения связок и всего вокального аппарата сопровождают слушание даже сложных симфонических произведений, не говоря уже о камерных и тем более вокальных жанрах. Все сказанное выше показывает, что картина неосознаваемых двигательных и вегетативных реакций человека при восприятии музыки богата и уникальна. Таким образом, мы не синхронизируем наше поведение с музыкой, когда слушаем ее. Но музыкальные импульсы неизбежно оказывают влияние на ритм нашего мышления и поведения. Кабинет для музыкотерапии Чтобы создать безопасное пространство для терапии, нужно учитывать множество факторов физические условия, качество и набор музыкальных инструментов, количество людей в помещении и, помимо всего прочего, саморазвитие отношений между музыкой и людьми в этом пространстве [56]. В идеале вся обстановка должна быть подобрана специально для музыкальной терапии хорошо освещенная, теплая, ноне душ Глава 6. Музыкальная терапия
ная, достаточно просторная комната, чтобы могли поместиться все участники занятия, с набором музыкальных инструментов, включая пианино или любой другой клавишный инструмент.
I Выбираются те инструменты, которые, будучи достаточно выразительными, чтобы должным образом вознаграждать усилия клиента, не требуют специальной подготовки для игры на них. Музыкальный инструмент подбирается соответственно замыслу, но чаще берется барабан — инструмент наиболее доступный, не требующий особых навыков ив тоже время обладающий большой ритмической силой, передающий тончайшие эмоциональные нюансы. Дополняют барабан цимбалы, колокольчики, марокасы, трещотки, металлофон и т. д. Нужно позаботиться и о звукоизоляции, чтобы были хорошая акустика в самой комнате и защита от посторонних звуков (с обеих сторон, которые могут помещать процессу. Для индивидуальных и групповых занятий нужны разные по размеру помещения. Стулья должны быть удобные, нос достаточно прямыми спинками, чтобы человек оставался бдительным. Терапевтические отношения Существенной составляющей частью любых терапевтических отношений являет встреча двух душ. Вступать в отношения означает относиться, вступать в связь или соединяться. В современной терапии подчеркивается именно этот межличностный, двусторонний аспект отношений клиента и психолога. Слово отношения также подразумевает динамичный процесс развития, постоянное движение, рост и изменения. Многие современные теории личной терапии говорят об изменчивости отношений. Музыкальная терапия основана на этом принципе [56]. На самом базовом уровне психологу необходимо быть вместе с человеком, который приходит на музыкальную терапию. В этой обманчиво простой фразе кроется одна из труднейших задач. Трудно сидеть рядом и быть вместе стем чувством, которое выражает человек. Если человек испытывает боль, он расстроен или сбит столку, трудно удержаться от искушения перейти к активной роли возможно, чтобы избежать собственного чувства дискомфорта, а в случае музыкальной терапии — поиграть на музыкальном ин-
81

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   14

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей