Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми речь санкт-Петербург 2006


НазваниеРуководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми речь санкт-Петербург 2006
АнкорКиселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми
Дата09.10.2017
Размер1.64 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKiseleva_M_V__Art-terapia_v_rabote_s_detmi.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипРуководство
#27721
страница9 из 14
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14
Арт-терапия в работе с детьми Психологические функции фотографии
1. Фокусирующая/актуализирующая функция связана со способностью фотографии оживлять воспоминания и приводить к повторному переживанию событий, имевших место ранее, — как положительно, таки отрицательно окрашенных.
2. Стимулирующая функция связана стем, что при создании и восприятии снимков происходит активизация разных сенсорных систем — прежде всего зрения, кинестетики, тактильной чувствительности. Фотографируя, человек вступает в активные отношения с миром. Выбирая объекты для съемки и производя ее, ему порой приходится прилагать немалые усилия для мобилизации своих чувств, воли и изобретательности.
3. Организующая (интегрирующая) функция. Фотосъемка немыслима без способности человека осуществлять свой выбор и определенным образом встраивать объект восприятия в систему личных значений, соотносить его со своими потребностями и опытом.
4. Объективирующая функция в какой-то мере связана с фокуси­
рующей/актуализирующей функцией и заключается в способности фотографии делать зримыми переживания и личностные проявления человека, отражающиеся в его внешнем облике и поступках. Человек может понять, в какой степени его мимика и поза, прическа, одежда, а также интерьер, его собеседники в кадре и т. д. связаны сего чувством культурного, тендерного или профессионального Я и потребностями в его изменении.
5. Отражение динамики внешних и внутренних изменений. Данная функция проявляется в том случае, когда имеется достаточное количество снимков, позволяющих провести ретроспективный анализ определенных этапов жизни человека и увидеть, насколько различаются оформление его внешности, поведение и окружающая среда в разные моменты времени.
6. Смыслообразующая функция заключается в ее способности помогать человеку увидеть смысл поступков и переживаний — как своих собственных, таки других людей, так как фотография позволяет остановить мгновения и достичь фокусировки на них. Она также обеспечивает необходимую для саморефлексии отстраненность, благодаря чему люди могут увидеть переживания и поступки в новом свете и постичь их иное, зачастую более глубокое либо альтернативное, содержание. Смыслообразующая
92 Глава 7.
Фототерапия функция, если иметь ввиду не только восприятие, но и создание снимков, в определенной мере связана с выбором объектов, времени и контекста съемки, благодаря чему осуществляется селекция наиболее значимого материала и его содержательная переработка. Выступая в этой функции, фотография нередко позволяет обозначить истину бытия, переживаний и человеческих отношений.
7. Контейнирующая (удерживающая) функция связана стем, что фотография может удерживать чувства от бессознательного от- реагирования их в реальности. Данная функция основана на том, что фотографические образы часто выступают в качестве инструментов символической экспрессии, которые, как это следует из психодинамических представлений, служат канализации психической энергии и ее трансформации в более высокоорганизованные психические проявления. На этом, в частности, основана идея о сублимации.
8. Экспрессивно-катарсическая функция заключена как в восприятии готовых снимков, таки в их создании. Повторное, иногда более глубокое, по сравнению с прошлой ситуацией, переживание чувств и их вербальное и невербальное выражение вовремя просмотра фотографий, в особенности, если оно происходит в присутствии достаточно эмпатичных и понимающих собеседников, способно приводить к эмоциональному очищению и освобождению от тягостных переживаний.
9. Защитная функция фотографии связана с ее способностью обеспечивать дистанцирование от травматичных и малопонятных переживаний и ту или иную степень контроля над ними. Так, например, человек может в течение определенного времени скрывать от близких некоторые из своих фотографий, если демонстрация и обсуждение того, что на них изображено, для него психологически небезопасно. При этом он может ощутить, что именно они никто другой определяет момент, когда снимки могут быть показаны. Его возможность контролировать ситуацию и свои чувства будет очень важна для достижения ощущения психологической безопасности ив конечном итоге, возможно, сделает его готовым к показу фотографий [28].

Apr- терапия в работе с детьм-i ФОТОТЕРАПИЯ (СЛАЙД-ТЕРАПИЯ) С ДЕТЬМИ Очень непросто рассказать о процессе фототерапии (слайд-те­
рапии) с детьми, гораздо проще было бы оказаться в особом пространстве, где звучит тихая, мелодичная музыка, настраивающая на то, чтобы почувствовать нежность, удивление и восхищение Миром живой природы, а на большом экране крупным планом — застывшее чудо [29]. Это может быть и цветок ромашки, где виден каждый стебелек, каждая капелька росы на листках, желтая сердцевина, словно яркое солнце, и зелено-голубая стрекоза с прозрачными, будто из слюды, крылышками, у которой, оказывается, есть маленькие крапинки вокруг огромных выпуклых фасетчатых глаз, и различим каждый ее усик. Красота заполняет все пространство, она проникает в детские сердца. Обычно глаз не замечает таких чудесных деталей в природе, ведь цветок или насекомое слишком малы. Увидеть сокровенную тайну помогает запечатленное мгновение — снимок. Занятия можно проводить с детьми, начиная слет, попавшими к психологу с разнообразными психологическими проблемами, такими как невротические состояния, страхи, нарушения сна, замкнутость, тревожность, эмоционально-волевые нарушения, агрессивное поведение.
Слайд-терапия гармонично включается в программу групповых психокоррекционных занятий в детских и детско-родительс- ких группах. Непосредственно просмотр слайд-фильма занимает
10—15 минут. Каждый слайд экспонируется на экране 10—15 секунд и сопровождается мелодией (образцы слайдов показаны на рис. 10, 11, 12, 13). Очень часто дети просят показать фильм еще рази остановить тот или иной кадр, хотят подойти к экрану и внимательно, уже с близкого расстояния, хорошо рассмотреть его, а затем придумать и рассказать или написать сказку о заинтересовавшем объекте. Пример из практики. Занятие со слайдами Занятие проводилось в детско-родительской группе. Данной группе детей 6-7 лети их родителям (мамы и папы детей) демонстрировался слайд-фильм (это был видеоряд с изобра-
94 Глава 7. Фототерапия

жением растений, животных и насекомых, сопровождаемый музыкальной композицией. После просмотра фильма родителями детям было предложено разойтись в разные помещения. Детям было предложено нарисовать то, что больше всего понравилось при просмотре слайд-фильма. Родителям было предложено нарисовать тот объект, который, по их мнению, мог бы понравиться их ребенку. Когда дети и родители закончили выполнение задания, подгруппы были соединены. При сравнении рисунков родителей и их детей было выявлено, что родители в основном не угадали, какие объекты понравились их детям. Затем дети придумывали сказку о персонаже своего рисунка и объясняли своим родителям, почему ими был выбран тот или иной объект.
Глава 8
АРТ-ТЕРАПИЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ Проблема применения арт-терапии в условиях детской поликлиники для оказания психологической помощи детям, находящимся в трудных жизненных ситуациях, страдающих различными видами психосоматических расстройств, многопланова и разнообразна. Так, за период с 1996 погоды за психологической помощью к психологу детской поликлиники № 5 Василеостровского района Санкт-Петербурга обратилось 1150 детей. Из них 664 мальчика и 486 девочек (табл. 1). Таблица Проблематика обращения к психологу Проблема Число детей Общий процент Проблема Мальчики Девочки Общий процент Проблема абсолютное число
% абсолютное число
% Общий процент Общение с родителями
2 8 5 4 2 , 9 2 2 5 4 5 2 , 2 6 4 6 , 8 7 Общение со сверстниками
4 1 6,17 3 5 7,20 6,61
Дезадаптация к детскому саду
13 1,96 10 2,06 2,00
Дезадаптация к школе
113 17,02 40 8,23 13,30 Страхи
3 6 5,42 38 7,82 6,43
Психосоматика
85 12,80 5 7 1 1,73 12,35 Агрессивное поведение
3 3 4 , 9 7 17 3,50 4,35 Воровство
5 0,75 2
0,41 0,61 Профилактический осмотр
53 7,98 33 6,79 7,48 ИТОГО Рис. 2 4 Глава 8. Арт-терапия в условиях детской поликлиники При анализе заявленной проблематики выявлено следующее. Основной причиной обращения к медицинскому психологу является проблема общения детей с родителями. На втором месте у мальчиков выступает дезадаптация к школе, третье место занимают психосоматические проявления. У девочек на втором месте психосоматические проявления, на третьем — школьная дезадап­
тация. ГРУППОВАЯ РАБОТА ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-
К О Р РЕК Ц ИОННОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ В связи с постоянно возрастающей потребностью в психологической помощи семей, имеющих проблемы межличностного общения, возникла необходимость в разработке мероприятий для реабилитации семьи. Среди основных задач терапии семей, имеющих проблемы межличностного общения, можно выделить следующие направления работы
1) восстановление механизмов интеграции семьи
2) коррекция неэффективной родительской позиции. Типичным поводом для обращения к психологу, как правило, служат проблемы детей (ослабленное здоровье, эмоциональные и поведенческие отклонения, низкая успеваемость в школе и т. д. Однако родителям зачастую трудно признать, что истинной причиной этих проблем является семейное неблагополучие. В этой связи использование такого известного и широко используемого подхода, как системная семейная психотерапия, становится весьма проблематичным, поскольку семья должна признать свое неблагополучие и вступить во взаимодействие с психотерапевтом. Как известно, системная семейная психотерапия может быть эффективной только тогда, когда каждый член семьи готов быть достаточно открытыми откровенным в работе с психотерапевтом. Как показывает практика консультирования, в большей степени
4 Зак. 635 97
Арт- терапия в работе с детьми характерен такой тип семей, где нарушения и проблемы признаются только в отношении ребенка [49]. В этом случае задачей специалиста становится работа с родителями и убеждение их в том, что совместное посещение занятий всей семьей будет способствовать более эффективной работе с ребенком, скорейшему улучшению его состояния, изменению нежелательного поведения.
Психокоррекционная работа с семьями, имеющими проблемы межличностного общения, должна строиться на сочетании просветительских и психокоррекционных мероприятий. Просветительская деятельность вданном случае необходимадля того, чтобы подготовить родителей к участию в групповой психологической работе. Рекомендуется прочитать курс лекций, в которых будут достаточно подробно ив доступной форме рассмотрены проблемы возрастных кризисов, психологических защиту детей, особенностей общения сними, роли родителей в гармоничном развитии ребенка и т. д. Лекции могут сопровождаться просмотром учебных видеофильмов, иллюстрирующих теоретический материала также представлением клинических случаев из практики специалистов, ведущих профилактическую работу. Среди наиболее значимых факторов, патологизирующих дет- ско-родительские отношения, можно выделить нарушение механизмов интеграции семьи или отсутствие взаимопонимания между членами семьи, отчужденность, эмоциональную холодность, частые конфликты и пр. [54]. Поэтому терапия детско-родительс- ких отношений в первую очередь должна быть направлена на восстановление этих механизмов. Нарастанию семейной дезинтеграции способствуют следующие черты личности родителей
1) повышенная эмоциональная чувствительность, склонность все принимать близко к сердцу, легко расстраиваться и волноваться
2) эмоциональная возбудимость или неустойчивость настроения, главным образом, в сторону его снижения
3) склонность к беспокойству
4) противоречивость личности
5) стремление играть значимую, ведущую роль в отношениях с окружающими
6) эгоцентризм — фиксация на своей точке зрения, отсутствие гибкости суждений
98 Глава 8. Арт- терапия в условиях детской поликлиники Отклонения от оптимальной родительской позиции, характерные для неблагополучных семей, приводят к тому, что у детей не формируется представления о собственной ценности (о том, что
99 7) гиперсоциальность — повышенная принципиальность, утрированное чувство долга, трудность компромиссов [15]. Коррекция этих деструктивных личностных черт родителей, оптимизация родительской позиции — психологической и воспитательной направленности материи отца — являются неотъемлемой частью семейной терапии, одной из важнейших задач психо- логокоррекционной работы с неблагополучными семьями, имеющими проблемы межличностного общения. Родительская позиция, оказывающая оптимальное воздействие на развитие личностного потенциала ребенка, обладает следующими свойствами
1) адекватностью (оценка психологических и характерологических особенностей ребенка, наиболее близкая к объективной) динамичностью (способность изменять формы и методы общения и воздействия на ребенка применительно к его возрастным особенностям, конкретным ситуациям, условиям жизни семьи
3) прочностью (последовательность и однозначность
4) направленностью воспитательных усилий в будущее, в соответствии с теми требованиями, которые ставит перед ребенком дальнейшая жизнь
5) сочетанием эмоционального принятия и поддержки ребенка с высокой требовательностью и необходимым контролем и т. д. [34]. К факторам неэффективности во взаимоотношениях родителей с детьми специалисты относят
1) низкую сплоченность и разногласия членов семьи по вопросу воспитания
2) высокую степень противоречивости, непоследовательности, неадекватности
3) выраженную опеку и ограничение ребенка в каких-либо сферах жизнедеятельности
4) повышенную стимуляцию возможностей детей, в связи с этим частое применение угроз, осуждений и т. д.

Арт-терапия в работе с детьми они любимы и нужны, задерживается развитие способности к сочувствию и сопереживанию, не развивается способность адекватно воспринимать себя и других. Все это, в конечном итоге, неизбежно приводит к усугублению эмоциональных проблем ребенка, а также к развитию девиаций. В этом случае наиболее эффективной формой психологокоррек- ционной работы с такими семьями является организация межсе­
мейных терапевтических (профилактических) групп, которые в семейной психотерапии принято называть детско-родительскими. Чаще всего работа в подобных группах строится на принципах терапии творчеством, включающей арт-терапию — игровую терапию, изотерапию, сказкотерапию, музыкотерапию, танцедвига- тельную терапию, песочную терапию. Использование арт-подхода основано на занятиях различными видами искусства, включая живопись, рисунок, лепку, музыку, танец, драму. Данный базовый подход в работе детско-родительских групп имеет ряд преимуществ.
Во-первых, арт-терапия ориентирована преимущественно на невербальное общение, что делает ее особенно ценной в тех случаях, когда наблюдаются затруднения в словесном описании эмоциональных переживаний. В большей степени это характерно для семей с нарушенной жизнедеятельностью, особенно в случае сложных и деликатных проблем.
Во-вторых, творческая деятельность сама по себе является мощным средством сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях нарушения семейной интеграции — взаимного отчуждения, затруднений в налаживании контактов.
В-третьих, арт-терапия вызывает у людей положительные эмоции, способствуя преодолению апатии, подавленности, безынициативности, помогает сформировать более активную жизненную позицию, что так необходимо в работе с семьями, испытывающими социальное напряжение. Кроме того, арт-терапия дает возможность социально приемлемого выхода агрессивности и других негативных чувств, позволяет проанализировать мысли и чувства которые человек привыкает подавлять) и постепенно развивать способность к саморегуляции. Многие авторы подчеркивают, что арт-терапевтические методы облегчают также процессы лечения психосоматических заболеваний [26]. Групповые формы арт-терапевтической работы в настоящее время в практике работы с семьями используются очень широко.
100 Глава 8.
Арт-терапия в условиях детской поликлиники Это обусловлено тем, что групповая арт-терапия позволяет развивать ценные социальные навыки, осваивать новые роли и проявлять латентные качества личности, наблюдая при этом, как модификация ролевого поведения влияет на взаимоотношения с окружающими. Она предполагает особую демократическую атмосферу, связанную с равенством прав и ответственности участников группы и требует развития определенных коммуникативных умений и способности адаптироваться к групповым нормам. Из различных вариантов групповой арт-терапии (студийной, аналитической, тематической) для детско-родительских групп более всего подходит форма тематически ориентированной группы, в которой всех участников объединяет какая-либо единая проблематика. Тематически ориентированная группа по сравнению со студийной и аналитической группами предполагает большую степень структурированности (ведущий группы определяет, какие упражнения, игры используются в работе, ограничивает повремени и т. п. В большинстве случаев тематически ориентированные группы являются полуоткрытыми, так как некоторые участники на определенном этапе могут покинуть группу. Данные группы, как правило, работают непродолжительное время и нацеливают участников на решение конкретных задач, исходя из их опыта. Основной целью работы с семьями стала коррекция нарушенных межличностных отношений между родителями и детьми и повышение их социальной адаптации. Входе психолого-коррекционной работы решались следующие задачи
1) выявление дисфункциональных семей посредством проведения психолого-диагностической работы в детских поликлиниках, в детских садах и школах
2) повышение психологической грамотности родителей за счет обучающей программы (в виде курса лекций
3) гармонизация детско-родительских отношений с использованием методов арт-терапии, включая проведение практических занятий с родителями и детьми (комплектация групп в соответствии с возрастом, организация и проведение занятий терапевтических детско-родительских групп. Таким образом, программа включает три основных блока
1) диагностический

101

Арт-терапия а работе с детьми

2) просветительский,лекционный;
3) практический (занятия для родителей и детей. Программа рассчитана на 12 недель. Работа по каждому блоку проходит в строго определенной последовательности. В рамках диагностической работы используются следующие психологические методики.
1. Для детей
1) проективный тест Несуществующее животное
2) проективный тест Рисунок семьи
3) проективный тест Дерево
4) цветовой тест Л юшера (в обработке Л. Н. Собчик).
2. Для родителей
1) анкета Вы и ваш ребенок (авторская разработка, см. Приложение 2);
2) опросник АСВ [54];
3) семейная социограмма [54]. Данное сочетание тестов дает достаточно полное представление о межличностных внутрисемейных отношениях и используется для оценки эффективности проведенной психокоррекции. Кроме перечисленных методик необходимо использовать метод наблюдения и клиническое интервью. На основании выявленных особенностей семейного воспитания у контингента населения, обратившегося за помощью, показано, что психокоррекционные мероприятия необходимо проводить ступенчато, начиная с родителей, затем подключая детей или бифокально, с учетом социокультурных и возрастных особенностей членов семьи. Просветительская работа с родителями включает в себя обучающие занятия теоретической и практической направленности. Примерная тематика теоретических занятий в родительских группах Предлагаемый теоретический курс состоит из шести лекций последующим темам
102 Глава 8. Арт-терапия
в условиях детской поликлиники Лекция 1. Этапы формирования личности и жизненные кризи-
. Теория личности Э. Эриксона. Лекция 2. Психологические защиты. Лекция 3. Психология общения. Э. Берн. Теория транзакций. Лекция 4. Психосоматические заболевания как результат соци- ьной дезадаптации. Лекция 5. Стили родительского воспитания. Личность родителей. Лекция 6. Роль семьи в развитии гармоничной личности. Жизненный цикл российской семьи. Свойства семейной системы. Практические занятия проводятся в закрытых группах (12—15 человек) по 2-2,5 часа, 2—3 раза в неделю и ставят своей целью не только конкретизацию теоретических положений, но и закрепление навыков и умений адекватной межличностной коммуникации. Входе практических занятий с родителями решались следующие задачи
1. Стабилизация психологического состояния родителей.
2. Снятие невротической симптоматики.
3. Повышение уровня осознанности в эмоциональной и поведенческой сферах (особенно в чувствах и поступках по отношению к детям.
4. Формирование позитивного самовосприятия и восприятия других людей.
5. Пробуждение творческого потенциала, способности по-но­
вому, нестандартно видеть жизненные ситуации и разрешать затруднения. Примерная тематика практических занятий в родительских группах Занятие 1 Участники занятий садятся вкруг ив дальнейшем все обсуждения происходят в кругу.
1. Участникам предлагают написать на карточке свое имя и изобразить свой символ.
2. После этого их просят представиться, пояснить свой символ и выразить цель посещения занятий.
103

1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей