Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Кустанович С.Д. СМЭ повреждений одежды (1965). Руководство издательство медицина


НазваниеРуководство издательство медицина
АнкорКустанович С.Д. СМЭ повреждений одежды (1965).pdf
Дата20.11.2017
Размер4.29 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKustanovich_S_D_SME_povrezhdeniy_odezhdy_1965.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипРуководство
#31922
страница6 из 14
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Глава III
ПОВРЕЖДЕНИЯ ОДЕЖДЫ ТУПЫМИ ОРУДИЯМИ И ПРИ ТРАНСПОРТНОЙ
ТРАВМЕ
Тупые орудия крайне разнообразны по своей форме, размерам и материалу, из которого они состоят. Свойствами тупых орудий обладают почти все твердые предметы окружающей человека обстановки. Части транспортных машин, которые наносят повреждения пострадавшим при транспортных происшествиях также обладают свойствами тупых орудий.
При исследовании повреждений одежды, причиненных тупыми орудиями, мргут быть решены следующие вопросы: 1) нанесено ли повреждение тупым орудием; 2) какими были свойства тупого орудия; не нанесено ли повреждение одежды данным орудием.
§ 15. Нанесено ли повреждение одежды пострадавшего тупым орудием?
Для действия тупых орудий характерно образование различного рода вдавлении материала одежды вплоть до полного раздавливания их, а также образование, разрывов.
Механизм образования таких повреждений сводится к сдавлению и в. результате этого к размятию составляющих элементов материала одежды. Так, например, в тканых материалах оказываются раздавленными нити основы и утка. Степень сдавления может быть различной от незначительного ее сжатия до полного разрушения структуры ткани. При этом в результате остаточной деформации на материале иногда образуется отпечаток, который повторяет контуры давящей поверхности предмета.
Ввиду того, что надетая на тело одежда находится в какой-то степени на мягкой подкладке из тканей тела, полное раздавливание элементов материала одежды наблюдается сравнительно редко. Это возможно лишь в тех случаях, когда какая-либо часть предмета

48 одежды; (например, материал головного убора при сильном ударе по голове) окажется,
сдавленной, с большой силой между тупым предметом, наносящим повреждение, и какой- либо твердой подкладкой. Более часто при повреждениях тупыми предметами происходит растягивание материала одежды. В тех случаях, когда растягивающие усилия превышают силы упругости материала одежды, образуются разрывы. Характер разрывов может быть различным. Образование разрывов зависит от величины прилагаемой силы, направления ее и свойств повреждаемого материале одежды (см. § 3).
Разрывы всегда происходят по линиям наименьшего сопротивления материала. В
случае равнопрочных материалов, как, например, резина, войлок, легко предсказать заранее линию, по которой возникнет разрыв: она будет находиться на равном расстоянии от точек приложения, сил: Однако материалы одежды в большинстве неравнопрочны. Так, например,
в дубленой коже сложное переплетение коллагеновых волокон создает неравнопрочную структуру. в результате чего направление линий разрыва проходит не перпендикулярно действующим силам, а под тем или иным углом и всегда имеет вид извилистой, а не прямой линии.
Грани и углы тупых предметов при сильном ударе образуют на материалах одежды повреждения, напоминающие разрывы. При менее сильных ударах и большой прочности материала одежды образуются не большие отверстия с неровными краями, приобретающие неправильную форму. Концы нитей в таком повреждении раздавлены.
Отличия разрывов от разрезов приведены в § 6.
§ 16. Какими были свойства тупого орудия,
которым было нанесено повреждение одежды?
Не нанесено ли повреждение данным тупым орудием?
Определение свойств (формы, размеров) орудия по повреждениям одежды возможно лишь до известной степени. В тех случаях, когда эксперту представлено определенное орудие, он может лишь утверждать, что имеющиеся повреждения на одежде могли быть оставлены какой-либо частью представленного орудия или же исключить его.
Тупые орудия могут иметь самую разнообразную форму. Еще более разнообразны формы их действующих частей, поверхностей, углов и граней. При отображении формы предмета в оставляемом им повреждении следует иметь в виду, что она находится в прямой зависимости от того, какой частью этого предмета наносилось повреждение и под каким .
углом к поверхности одежды располагался данный предмет.
Одна и та же форма орудия отобразится в повреждении совершенно по-разному, если при ударе изменить угол, под которым удар наносится по отношению к поверхности одежды.
Поэтому вбольшинстве случаев по форме повреждения можно лишь весьма приблизительно судить о форме и размерах того предмета, которым нанесено повреждение. Так, например,
при ударе предметом цилиндрической формы (палка, металлический стержень) повреждение будет иметь продолговатую форму при ударе длинной стороной и полулунную форму при ударе краем конца палки (основанием цилиндра).
Для отображения формы тупого орудия в повреждении имеют значение размеры действующей части орудия, непосредственно входящей в соприкосновение с одеждой при образовании повреждения, форма ее, угол, под которым она входит в контакт с одеждой,
сила удара и свойства одежды и подкладки.
Повреждение на одежде при наличии твердой подкладки может повторять форму действующей части тупого предмета, так как при этом отображение формы предмета оказывается наиболее полным. При отсутствии такой подкладки повреждение вообще не образуется или же часто возникают только разрывы за счет смещения отдельных участков материала одежды относительно друг друга. /
В. И. Пашкова и X. М. Тахо-Годи (1955) отмечают, что удары тупыми орудиями на тканых материалах одежды обычно оставляют слабо заметные следы в виде участка с сжатыми, уплощенными нитями. Микроскопическим исследованием можно установить уплощение нитей основы и утка, уменьшение просветов между ними, спутанность волокон нитей. Вдавление на ограниченной площади иногда повторяет форму площадки орудия,

49
которая вошла в контакт с одеждой в момент удара. Такое вдавление лучше выявляется осмотром при косопадающем освещении.
Если орудие состоит из металла, то область повреждения содержит пылевидные его частицы, которые можно выявить рядом методов: контактной хроматографией,
спектральным и химическим анализом (см. § 4). Иногда действующие части орудия оставляют весьма характерные следы и повреждения. Например, по повреждениям от зубцов свинцового кастета, в сочетании с данными о материале орудия (свинец легко выявляется контактной хроматографией, спектральным или химическим анализом), можно установить,
что орудие, которым было нанесено повреждение, сходно по своим свойствам (числу зубцов,
материалу) с представленным эксперту кастетом.
§ 17. Повреждения и следы на одежде пострадавших при автотравме
Практическое значение повреждений автомобильным транспортом весьма велико, так как они являются повседневным объектом работы Судебно-медицинского эксперта.
Существенным подспорьем для решения вопросов, которые ставят перед экспертом судебно- следственные органы, является исследование одежды пострадавших. Однако, несмотря на большое Судебно-медицинское значение исследования повреждений и следов на одежде при автотравмах, литература на эту тему и до настоящего времени крайне бедна, представляя собой несколько статей по отдельным вопросам и небольшие разделы в диссертациях,
посвященных судебно-медицинской экспертизе автотравмы.
Следует учитывать, что повреждений строго специфичных только для автомашин не существует. Так, например, наличие на одежде следов протектора шин может свидетельствовать о переезде колесом любой из многочисленных движущихся машин на колесах с пневматическими резиновыми шинами. В настоящее время имеется огромное многообразие таких машин, например землеройно-транспортные, строительные, строительно-дорожные, погрузочно-разгрузочные, подъемно-транспортные, мелиоративные,
сельскохозяйственные и др. То же самое относится и к отпечаткам других частей автомашин,
которые на практике встречаются значительно реже. В связи с этим обычно приходится делать экспертный вывод в общей его форме, т. е. что данное повреждение или след образованы в результате воздействия какой-либо части или частей движущейся машины с пневматическими шинами, какой могла быть, например, автомашина. Ввиду того что на практике почти все повреждения этой группы являются повреждениями от автомобилей, их обычно и называют автоповреждениями.
Следы и повреждения на одежде пострадавших при автодорожных происшествиях во многих случаях позволяют установить механизм их образования, причины возникновения и признаки объекта, который нанес повреждение или оставил следы. Особенностью таких повреждений является то, что они обычно возникают при больших скоростях движения автомашин.
При автопроисшествиях на одежде пострадавших могут образоваться разрывы, редко
- разрезы, раздавливание (в виде вдавлений), следы в виде наложений веществ, имеющихся на частях автотранспорта (различные землистые загрязнения, отслоившиеся кусочки краски с поверхности частей автомобиля, металлическая пыль и смазочные материалы). Если в автомашине были повреждены фары или подфарники, то иногда обнаруживают осколки стекла. Иногда на одежде пострадавших могут быть также обнаружены различные мелкие части автомашины, частицы груза, который перевозился на автомашине, и другие ценные вещественные доказательства.
Повреждения и следы на одежде лиц, пострадавших при автодорожных происшествиях, могут происходить не только от различных частей движущегося автотранспорта, но и от дорожного покрытия и предметов окружающей обстановки.
Наличие, выраженность, взаимное расположение и характер таких повреждений и следов зависит от вида автотравмы и связанного с ним механизма образования повреждений. Виды автотравмы, основные фазы и механизм образования повреждений при них приведены в табл. 4.
Таблица 4

50
Основные фазы и виды механизма повреждении у пострадавших при автотравме
п/п
Вид
автотравмы
Основные фазы
Механизм образования
повреждений
1) Столкновение пострадавшего с частями автомашины
От удара частями автомашины
2) Падение на автомашину
(вторичный удар ее частями)
3) Отбрасывание и падение на дорогу
От вторичного удара об автомашину и о дорожное покрытие
1 Удар (наезд)
4) Волочение
От трения о дорожное покрытие
1) Столкновение колеса с телом пострадавшего (переворачивание)
От удара колесом
2) Протаскивание пострадавшего колесом по дороге
От трения о дорожное покрытие
3) Въезд колеса на тело пострадавшего
От трения и вращательного движения колеса
2 Переезд
4) Непосредственный переезд
От сдавления и растяжения
1) Падение на дорогу
От удара о дорожное покрытие
3 Выпадение из движущейся автомашины
2) Скольжение по покрытию дороги
От трения о дорожное покрытие
Прижатие автомашиной:
1) Столкновение с частями автомашины
От удара частями автомашины а) частями ее
2) Придавливание пострадавшего к какому-либо предмету
От сдавления б) колесами
1) Столкновения
От удара колесом
4 2) Волочение
От трения о дорожное покрытие
1) Столкновение с частями кабины
От удара частями кабины
5 Повреждения в кабине
2) Придавливание пострадавшего сместившимися частями кабины
От сдавления
Необходимость исследования повреждений одежды при автотравмах практически возникает главным образом при ударах (наездах) и переездах автомашиной пострадавших,
которые составляют 90% и более всех случаев автотравмы (П. П. Щеголев, 1955), а иногда и при прижатии автомашиной, особенно колесами ее.
Повреждения одежды у лиц, находившихся в кабине автомашины, и в меньшей степени при их выпадении из движущейся автомашины, особого практического интереса не представляют, так как механизм их образования у судебно-следственных органов не вызывает сомнений, в связи с чем и не возникает необходимости в производстве экспертизы.
Прежде чем приступать к решению поставленных вопросов, связанных с автопроисшествием, судебно-медицинскому эксперту необходимо исключить следы и повреждения, не имеющие непосредственного отношения к данному происшествию. При этом основываются на состоянии одежды, ее изношенности и условиях хранения.
К вопросам, которые обычно разрешаются при экспертизе данного вида повреждений,
относятся следующие.
1. Автомобилем какой модели были нанесены повреждения пострадавшему, судя по следам и повреждениям на его одежде. Не нанесены ли они данной автомашиной.
2.
Каким был механизм образования повреждений и следов на одежде пострадавшего. Имел ли место удар автомашиной с отбрасыванием (наезд) или переезд колесами.
3.
Каким было взаимное положение потерпевшего и автомашины, судя по следам и повреждениям на его одежде.
Нередко возникает и вопрос о том, какой частью автомашины нанесены следы и

51
повреждения на одежде пострадавшего. Решение его является составной частью экспертного исследования при ответе на вопрос о механизме образования повреждений и следов на одежде в момент нанесения травмы.
В отдельных случаях возможно решение и других вопросов. Так, например, по складкам на одежде пострадавшего удается в ряде случаев судить о направлении движения автомашины, так как складки будут приглажены в сторону движения автомашины.
§ 18. Автомобилем какой модели были нанесены повреждения одежды
пострадавшего? Не нанесены ли они данной автомашиной?
Наиболее ценными для судебно-следственных органов были бы экспертные данные о нанесении повреждений конкретной автомашиной.
Однако индивидуальные особенности автомобиля в следах и повреждениях на одежде пострадавшего обычно не отображаются. Иногда удается определить лишь марку автомобиля или же исключить многие из них. Модель автомашины может быть определена в редких случаях при наличии четких отпечатков деталей, характерных только для определенной модели. Значительно чаще удается исключить некоторые модели, которые не могли нанести данный отпечаток. Определение модели автомобиля возможно по отпечаткам некоторых характерных частей автомашины и по следам протектора шин (рис. 21).
Наиболее часто для этой цели используют следы протектора. При этом необходимо учитывать, что частицы дорожных загрязнений, кото* рые переходят с протектора шины на одежду пострадавшего при его пе-< реезде колесами автомобиля, отлагаются неравномерно.
В связи с этим в образующихся следах не отображаются индивидуальные особенности формы и рельефа его элементов. Возможно лишь выявить тип рисунка, что в ряде случаев и позволяет определить модель автомобиля.
1 2 3 4 5
Рис. 21. Виды протекторов автомобильных шин.
1, 2 - дорожный; 3, 4 - универсальный; 5 - повышенной проходимости.
Определение происхождения следов протектора производится путем оценки формы,
размеров элементов, отобразившихся в следах, и сопоставления имеющегося рисунка с рисунком моделей различных шин. После определения модели шины можно судить и о марке автомобиля, для которого применяются данные шины. Такое определение производят по справочным данным. Во многих случаях целесообразно для этой цели привлечение технического специалиста. При определении марки автомат шины учитывают, что некоторые из выпущенных в разное время моделей автомобильных шин имеют неодинаковые размеры элементов рисунка протектора при одинаковой их форме, например протекторы шин моделей М-7, М-4, М-13. В то же время материал одежды в момент образования следов протектора подвергается значительным динамическим воздействиям, что ведет к сжатию или растяжению отдельных его участков. В результате этого наблюдающееся совпадение между размерами частей следа и оставившими эти следы элементами рисунка протектора автомашины может быть и неполным (В. В. Филиппов, 1961). Следует иметь в виду, что иногда на одежде пострадавшего оставляет следы боковая поверхность шины. Это возможно в
(
тех случаях, когда при переезде колесо выдавливает в теле пострадавшего

52 глубокий желоб, так что с его одеждой входят в соприкосновение и боковые части шины.
Возможен и другой механизм образования таких следов. Так, например, в одном случае из нашей практики следы боковой поверхности шины образовались в связи с тем, что колесо автомобиля перекатилось вдоль по телу пострадавшего, начиная от стоп, к голове. Отпечатки боковой поверхности шины образовались у внутреннего края одной из половинок брюк (рис.
22). В. В. Филиппов (1961) приводит случай из экспертной практики, когда на материале брюк пострадавшего отпечаталась надпись «модель», имеющаяся на боковой поверхности пневматических шин. В этом же случае эксперты предприняли попытку определить графическим путем диаметр окружности по дугообразным следам, которые могли образоваться от контакта одежды пострадавшего с ребрами дисков колес. Диаметр диска колеса был определен с высокой точностью. Задача эксперта облегчается, когда имеется конкретная автомашина и необходимо лишь решить вопрос, нанесены ли повреждения на одежде пострадавшего именно этой автомашиной. Однако ответ на такой вопрос, как правило, возможен лишь на основании всех данных материалов дела (характер травмы,
повреждения на автомашине, осмотр места происшествия). Во многих случаях эксперту приходится ограничиваться предположительным ответом на этот вопрос, указывая в своих выводах, что следы и повреждения на одежде могли быть оставлены данной автомашиной.
Такой вывод, естественно, предусматривает, что они могли быть оставлены и какой-нибудь другой автомашиной. В ряде случаев возможно исключить конкретную автомашину, если обнаруженные на одежде следы явно происходят от автомашины другой модели.
§ 19. Каким был механизм образования повреждений и следов на одежде
пострадавшего? Произошел ли удар (наезд), переезд или прижатие
автомашиной? Какой частью автомашины был нанесен удар?
Решение этого вопроса удается в тех случаях, когда на одежде пострадавшего имеется достаточно выраженные следы и повреждения, что бывает далеко не всегда. Обычно на этот вопрос Судебно-медицинский эксперт может ответить только на основании изучения всех материалов дела: данных исследования полученных пострадавшим повреждений,
исследования его одежды, осмотра автомашины и места происшествия.
При экспертной оценке имеющихся повреждений и следов на одежде следует иметь в виду, что негативные обстоятельства (отсутствие каких-либо характерных следов или повреждений, например следов протектора шин автомобиля) следует учитывать для выводов о том или ином механизме происшествия с большой осторожностью, так как следы и повреждения на одежде иногда не образуются, несмотря на то что пострадавший и получил тяжелую травму. Весьма затрудняет ответ на этот вопрос и то обстоятельство,
что в большинстве случаев повреждения при автотравмах бывают комбинированными
(удар в комбинации с переездом и др.).
Наиболее ценные с экспертной точки зрения признаки на одежде образуются при переезде колесами автомобиля в виде следов протектора шины. Этот рисунок шин рельефной и весьма характерный (см. рис. 21), Следы протекторов шин образуются путем отсоединения частиц дорожных загрязнений с поверхности протектора и отложения их на поверхности материала одежды (рис. 23). В.В. Филиппов (1961) отмечает, что, кроме переезда колесами автомашины, следы протектора могут образовываться на одежде пострадавшего при падении его на дорожное покрытие, на котором имелись следы шин,
оставленные проехавшим ранее транспортом. В связи с этим необходимо в каждом случае экспертизы сопоставлять наличие следов переезда на одежде с повреждениями на теле пострадавшего. Переезд колесами автомашины обычно сопровождается тяжелой травмой,
что и позволяет исключить случайное происхождение следов протектора на одежде пострадавшего.

53
Рис. 23. Отпечаток протектора автомобильной шины на голенище сапога потерпевшего при наезде на него автомашины (из М.И. Авдеева, 1960).
Характерными для переезда колесами являются отпечатки рельефа одежды и предметов, находящихся в ее карманах, на кожных покровах пострадавшего (рис. 24).
Так, например, Б.И. Соколов (1954) наблюдал такие отпечатки одежды в 4,5% всех исследованных им случаев автотравмы. Однако такие следы наблюдаются и при сильных ударах и являются свидетельством лишь сильного сдавления. Косвенно они могут указывать на переезд колесом с пневматической шиной в том случае, если располагаются в виде полосы, соответствующей по своей ширине ширине протектора шины. Для того чтобы быть уверенным, что данные отпечатки происходят от одежды, их сравнивают с рельефом ее материала.
При прижатии колесами автомашины на одежде пострадавшего также могут иногда образоваться следы протектора, однако в связи с тем что колесо не перекатывается через тело или конечности пострадавшего, такие следы образуются лишь на ограниченном участке одежды, с той ее стороны, где находились колеса.
Характерные повреждения при переезде колесом наблюдаются на обуви. Обувь пострадавшего при этом может быть сдавлена в боковом или вертикальном направлении в зависимости от положения ноги в момент переезда. В местах соприкосновения с протектором колеса на обуви иногда образуются следы его рисунка, а на противоположной стороне, соприкасающейся с дорожным покрытием, внедряются частицы песка, земли и т. п. Сдавление обуви в боковой плоскости приводит к образованию характерной деформации в виде уплощения задника, союзки, иногда отрыва подошвы по линии крепления и искривлению ее таким образом, что она приобретает вид лодочки или желоба (Н.Г. Шалаев, 1961).
Волочение может наблюдаться при разных видах автотравмы. Так, например, оно происходит в последней фазе удара автомашиной пострадавшего, в первой фазе переезда колесами и при выпадении из движущейся автомашины (в последнем случае в виде скольжения по покрытию дороги). Оно происходит и при прижатии колесами автомобиля в случаях торможения автомашины при попытке ее остановить после наезда на потерпевшего.
Волочение оставляет на одежде характерные следы в виде множественных параллельных разрывов, линии которых ориентированы в направлении протаскивания тела пострадавшего. Особенно характерны такие повреждения на предметах одежды из

54 дубленой кожи, где они имеют вид множественных мелких параллельных царапин. Если покрытие дороги было твердым, возможно при этом стирание отдельных участков одежды, прилегающих в момент волочения к покрытию дороги (рис. 25). Так, например,
в одном из наших случаев при осмотре трупа пострадавшего было обнаружено, что наряду с другими повреждениями одежды, наружная часть каблука правого полуботинка была спилена как бы точилом. Дорожное покрытие, в том месте, где был обнаружен этот труп, было асфальтовым.
При волочении, кроме характерных повреждений одежды, всегда имеется в различной степени выраженное загрязнение ее частицами, имеющимися на поверхности дорожного покрытия. Обычно это различные землистые загрязнения, иногда с некоторой примесью смазочных веществ, падающих на дорогу с проходящих автомашин.
Удар с отбрасыванием нередко ведет к образованию на одежде различного рода изолированных разрывов и вдавленных следов. Всегда необходимо при этом обращать внимание на подошвы обуви пострадавшего, где возможно образование царапин, которые свидетельствуют о резком смещении его ног. Следы скольжения на подошвах обуви в виде царапин являются характерным признаком удара. Они позволяют судить о положении ног пострадавшего в момент удара (наезда) автомашиной и определить направление отбрасывания его. Особенности таких следов скольжения позволяют судить и о характере дорожного покрытия на месте происшествия.
Если удар транспортным средством был нанесен пострадавшему при положении его стоя, то тело его получает поступательное движение вперед и на подошвах обуви при этом в результате трения о дорожное покрытие образуются характерные следы скольжения.
Выраженность таких следов скольжения, имеющих вид параллельных царапин, зависит от свойств материала подошв обуви, характера покрытия дороги и локализации удара,
Наиболее четкие следы образуются на кожаных подошвах, менее выраженные — на подошвах из кожемита. Наиболее рельефные следы возникают при скольжении подошв обуви по дорожному покрытию из асфальта или бетона, покрытому сверху защитным слоем гравия.
По особенностям следов скольжения на подошвах обуви пострадавшего можно судить о свойствах дорожного покрытия на месте происшествия, используя для этого степень выраженности этих следов и наличие в них (при микроскопическом исследовании) частиц дорожного покрытия. Четко выраженные следы скольжения образуются как при ударе автомашиной выше центра тяжести тела пострадавшего, при котором оно как бы придавливается к земле, так и при ударе по его голеням, если тело пострадавшего в этот момент было наклонено вперед и ноги не подбрасывались вверх, что наблюдается при беге.
Взаиморасположение следов скольжения на подошвах обуви пострадавшего позволяет определить положение его стоп в момент удара. Так, например, наличие таких следов на сноске одного ботинка и на каблуке другого указывает на то, что пострадавший шел. При ударе автомашиной бегущего человека следы скольжения на подошвах обуви пострадавшего могут отсутствовать, так как при беге в отдельные его моменты в воздухе могут находиться обе ноги. Удар в такой момент, естественно, не приведет к образованию следов скольжения на подошвах обуви (Н.Г. Шалаев, 1961).
При ударах пострадавших автомашиной сзади или спереди такие следы
(царапины) скольжения имеют прямолинейную форму. Если же удар наносился сбоку и сопровождался разворотом тела пострадавшего, то следы приобретают дугообразную форму (рис. 26).

55
Рис. 26. Следы скольжения на подошвах обуви пострадавшего при автотравме.
а - прямолинейные; б - дугообразные.
При хорошо выраженных, рельефных следах удается определить направление скольжения подошв обуви пострадавшего после нанесения ему удара. При этом используют следующие признаки: а) стертые частицы материала подошв (особенно резиновых) располагаются в конце следов скольжения; б) отчетливый обрыв следа скольжения на плоско-выпуклой части подошв свидетельствует об его окончаний в этом участке; в) частицы, дорожного покрытия всегда находятся в конце образованных ими царапин иногда оказываясь внедренными здесь в материал подошвы; г) следы скольжения,
расположенные одним своим краем на блоковых поверхностях подошвы или каблука и переходящие на их плоскость, указывают на начало скольжения в этом месте (каблук или подметка при этом иногда отрываются); д) при наличии на обуви углубленных шляпок гвоздей, в этих местах загрязнения лучше выражены у окончания следов скольжения.
Металлическая пыль и полустертые частицы металла гвоздей располагаются на стороне окончания скольжения.
При ударе автомашиной на одежде пострадавшего могут возникать отпечатки разного рода выступающих частей автомашины. Обычно эти отпечатки хорошо видны и невооруженным глазом, однако иногда для их выявления необходимо применять специальные методы исследования. Очень редко отпечатки имеют вид просто вдавления материала, что встречается на предметах из дубленой кожи. Чаще всего эти отпечатки образуются за счет перехода на одежду смазки (минерального масла, которым покрыты многие части автомашины), пылевидных частиц металла, если эти части металлические
(металл обтирания) или отложения банальных загрязнений дорожной пыли и грязи.
Такие металлы, как медь и железо, выявляются при помощи контактной хроматографии, причем одновременно получается и представление о форме поверхности предмета, оставившего исследуемый отпечаток (Ю.А. Осенко, 1959). Хорошо этим методом выявляется и никель, если детали автомашины никелированные. Однако хром,
получивший широкое распространение для покрытия наружных деталей легковых автомашин и мотоциклов, этим методом в настоящее время еще не выявляется. Для этого целесообразно использовать инфракрасный преобразователь. Наличие хрома можно установить также спектральным и химическим анализом.
.Минеральная смазка выявляется при осмотре в ультрафиолетовых л учах, в виде яркого свечения загрязненных ею участков одежды (см. рис. 29, фиг. 6). Иногда она почти незаметна из-за гашения свечения другими загрязнениями предмета-носителя. В
таких случаях целесообразна перекопировка следов смазки путем прессования на соответствующие по размеру листы фильтровальной бумаги с последующим осмотром полученных отпечатков в ультрафиолетовых лучах (Ю.А. Осенко, 1959, 1962). Следы краски и другие загрязнения подвергаются соответствующим химическим или спектральным исследованием. Сравнением следов такой краски с краской на самой автомашине возможно установить их сходство или различие по цвету, химическому составу, сорту ит. п.
В отдельных случаях для определения происхождения частиц, обнаруживаемых на одежде, например мелких осколков стекла, применяется микроскопическое исследование. Слабо видимые на глаз характерные следы-отпечатки могут быть хорошо

56 продемонстрированы на фотоснимках путем применения фотографического усиления контраста между следом и фоном, т. е. поверхностью одежды, на которой они расположены.
При решении вопроса о том, какой частью автомобиля был нанесен удар пострадавшему, нередко не удается решить вопрос в категорической форме. В таких случаях.эксперт указывает, что данное повреждение могло быть нанесено какой-либо определенной частью автомашины или же рядом таких частей, или перечисляет все те части, которыми мог быть нанесен удар пострадавшему.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей