Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Белопольская Н.Л. - Исключение предметов (Четвертый лишний). Модифицированная психодиагностическая методика. 2-е издание. Руководство по использованию 2-е издание, стереотипное Когито-Центр Москва 2006 удк 159 072 ббк88 б 43


НазваниеРуководство по использованию 2-е издание, стереотипное Когито-Центр Москва 2006 удк 159 072 ббк88 б 43
АнкорБелопольская Н.Л. - Исключение предметов (Четвертый лишний). Модифицированная психодиагностическая методика. 2-е издание.doc
Дата29.12.2017
Размер1.52 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаБелопольская Н.Л. - Исключение предметов (Четвертый лишний). Мод
ТипРуководство
#33781
страница3 из 8
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8

3.2. Характеристика стимульного материала



Предлагаемый набор состоит из 28 карточек–заданий. На каждой карточке изображены 4 предмета, три из которых имеют общий признак и, следовательно, могут быть обобще­ны, ау одного предмета, подлежащего исключению, этот при­знак отсутствует. Задания имеют разную степень трудности.

Все задания разбиты на 7 групп. В каждой группе – по четыре карточки–задания. Задания, входящие в каждую группу, объединяет определенная качественная особенность процесса нахождения правильного решения. Сложность заданий нарастает от Группы I к Группе VI. Задания из Группы VII содержат материал, который провоцирует проявление нарушений процесса обобщения. Их рекомендуется предъяв­лять в тех случаях, когда нужно дополнительно проверить предположения о конкретности и инертности мышления, об искажении процесса обобщения. Внутри каждой группы задания также располагаются от простого к более сложному. Для удобства карточки–задания имеют на обратной стороне обозначения номера группы (римская цифра) и номера задания внутри группы (арабская цифра). Например, IV–2 будет означать, что эта карточка–задание принадлежит четвертой группе и стоит в ней на втором месте. Конечно, ранжирование карточек–заданий по сложности основано на усредненных данных здоровых людей, и этот порядок может несколько отличаться у разных испытуемых. Дело в том, что одно и то же задание может оказаться и легким, и трудным, в зависимости от таких факторов, как знакомость стимульного материала, особенности жизненного опыта испытуемых либо патологические особенности их мысли­тельных процессов.

Важно подчеркнуть, что каждая из включенных в данный набор карточек–заданий имеет одно правильное решение (за исключением некоторых случаев, где имеются два пра­вильных решения). Качество решения повышается в зависи­мости от того, принимается ли оно на уровне простого выбора лишнего предмета, объясняется ли данный выбор случайным набором признаков у трех объединенных предметов, их функ­циональными или существенными свойствами и используется ли для обозначения выбора соответствующая вербальная категория.

Ниже приведено описание всех 28 заданий

Группа I. «Простые обобщения» 1–1 – три цветка и кошка 1–2 – три дерева и цветок 1–3 – три игрушки и яблоко 1–4 – три ребенка и кукла

Группа П. «Стандартные обобщения» II–1 – посуда и стол П–2 – фрукты и сыр И–3 – животные и птица И–4 – транспорт и лошадь

Группа III. «Дифференцированные обобщения»

III–1 – одежда зимняя и купальник

Ш–2 – одежда верхняя и майка

Ш–3 – предметы мебели, на которых можно спать, и стол

Ш–4 – женская обувь и мужской ботинок

Группа IV. «Обобщения более сложные по существу

и по названию» IV–1 – кондитерские изделия и яблоко IV–2 – молочные продукты и хлеб IV–3 – напитки и мороженое

IV–4 – струнные музыкальные инструменты и зво­нок–колокольчик

Группа V. «Обобщения, требующие развернутого

объяснения» V–1 – принадлежности для шитья и очки V–2 – вещи, внутрь которых можно что–то положить,

и зонт V–3 – предметы, имеющие отношение к электричеству,

и пила V–4 – принадлежности для младенца и молоток

Группа VI. «Задачи, имеющие два решения»

VI–1 – курица, утка, цыпленок и яйцо (первое решение – домашние птицы и яйцо, второе решение – лиш­няя утка, так как из яйца вылупляется цыпленок и превращается в курицу

VI–2 – корабль, самолет, вертолет, ракета (первое реше­ние – транспорт и лишняя ракета, второе реше­ние – корабль плывет, а остальное летает)

VI–3 – лезвие бритвы, нож, ножницы, молоток (первое решение – все режущее и молоток, второе реше­ние – инструменты для работы и лезвие)

VI–4 – лыжи, коньки, самокат, санки (первое решение – все, на чем катаются зимой, и самокат, второе решение – все, на чем катаются стоя, и санки)

Группа VII. «Задачи с провокацией»

VII–1 – желтые лимон, груша и перец и синий виноград (фрукты и перец, провокация по цвету)

VTI–2 – висящие на ветках один персик, одна груша, одна шишка и две сливы (фрукты и шишка, провока­ция по количеству)

VII–3 – арбуз, чашка, нож и тарелка (посуда и арбуз, провокация ситуативного решения)

VII–4 – конечности: лапа животного, лапа птицы, нога человека и ухо (конечности и ухо, провоцирует страхи, препятствующие обобщению частей тела человека и животного)

1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей