Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Руководство по когнитивно-поведенческой психотерапии Психотерапия Москва 2009 ббк88. 8 Удк 159. 7 X 20


НазваниеРуководство по когнитивно-поведенческой психотерапии Психотерапия Москва 2009 ббк88. 8 Удк 159. 7 X 20
АнкорKharitonov S V Rukovodstvo po kognitivno-p ovedencheskoy terapii 1.doc
Дата28.02.2018
Размер1.57 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаKharitonov_S_V_Rukovodstvo_po_kognitivno-povedencheskoy_terapii_
ТипРуководство
#36744
страница10 из 14
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14
Комментарий

У клиента имелись и другие «ярлыки», снижающие его адап­тивность. Дальнейшая работа строилась на исследовании этих ярлыков и систематическом исследовании вопроса «Эффек­тивно ли применять их?»

Раз за разом клиент убеждался в выгодности более много­стороннего описания ситуации, так как это позволяло сгене­рировать более адаптивное поведение и решать проблемы.

5. ОБЕСЦЕНИВАНИЕ

Положительные достижения, успехи, благоприятные ситу­ации оцениваются как тривиальные и ничего не стоящие. На­пример: «То, что я раньше справлялся с этой задачей, сейчас не имеет никакого значения» или «То, что эта ситуация позволяет достичь моей цели, совсем не значит, что мне это как-то помо­жет». По своей сути обесценивание является одной из форм отказа от деятельности или попыткой снизить значимость того или иного события.

Общее описание способа коррекции

Общий смысл техники, направленной на коррекцию стра­тегии «обесценивания», заключается в противопоставлении обесцениваемого события (качества, человека, ситуации и т.д.) его потребностям. Так, если клиент обесценивает какие-то свои качества, то следует осмыслить, с какими потребностями эти качества связаны, и предложить новый способ осмысления си­туации (или себя, если речь идет об обесценивании собствен­ных умений или иных персональных качеств). Принятие ново­го способа будет возможно, если клиент увидит его состоятель­ность, демонстрацию этой состоятельности можно проводить в умозрительной, но лучше — в реальной форме, на практике.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ

  1. Исследование аргументации

На этом шаге мы изучаем аргументы и доказательства, ко­торые использует пациент, чтобы подтвердить правоту обес­ценивания. Так если пациент считает, что он никчемный отец, на первом шаге мы просим его представить доказательства этой никчемности. Если пациенту достался некий бонус (допустим повышение по службе) и он его обесценивает, то на первом шаге мы испрашиваем у него доказательства того, что это дей­ствительно ничего не значащее событие.

  1. Оценка и (если потребуется) стимуляция потребности достижения

Исследуется мотивация поведения, связанного с обесцени­ванием. Так, если клиентка говорит, что она плохая мать, мы исследуем вопрос — для чего быть хорошей матерью и т. д.

Если пациентка говорит, что она хорошая мать, но это ничего не значит, то мы исследуем вопрос — для чего она стала хоро­шей матерью (ведь ей приходилось прикладывать усилия что­бы стать хорошей) ?

  1. «Инвентаризация ресурсов»

Исследование разных сторон деятельности (предпочтитель­нее начинать с тех сторон, которые клиент не привлекает в качестве доказательств обесценивания), связанной с актуаль­ной мотивацией (у «матери» изучаем ее материнские функ­ции и т.п.).

  1. Создание ресурсной «опоры» для выработки решения

Создаем прагматический список навыков, которые могут помочь в решении проблемы. В случае, если клиент прибегнет к попытке «наклеить ярлык», применяем соответствующую технику.

Практический пример


Пошаговый алгоритм

  1. Исследование аргументов обесценивания.

  2. Оценка и

(если потребуется) стимуляция потребности достижения.

  1. «Инвентаризация ресурсов».

  2. Создание ресурсной «опоры»

для выработки решения.
Клиент — менеджер среднего звена, которому предложи­ли повышение по службе. Однако последние две недели, после того как это предложение поступило, молодой человек испы­тывал симптомы дистресса и пришел к выводу, что он будет не в состоянии справиться с пред­ложенной работой. Клиент: Раньше у меня получа­лось решать задачи. Но руко­водство не знает, что я не все­гда решал их на достойном уровне. К тому же это были простые задачи, а на позиции главного менеджера мне предстоит решать куда более сложные проблемы. Терапевт: Какие, например? К.: Надо будет вести подбор пер­сонала, координировать ра­боту юридического и марке­тингового отдела, отдела рекламы и логистики.
Т.: Давайте по порядку. Вы сейчас возглавляли маркетинговый отдел и наверное принимали решения о приеме на работу того или иного сотрудника?

К.: Так то в отдел, который я знаю, а то в масштабах филиала компании.

Т.: В чем разница?

К.: Я делал простейшую работу. Опыта, достаточного для ру­ководства филиалом я не имею. Все мои прежние знания и навыки не помогут.

Т.: В чем заключается координация работы отделов?

К.: Надо синхронизировать множество процессов, от рекламы и заключения договоров до доставки грузов клиентам.

Т.: Вы раньше участвовали в согласованной работе отделов?

К.: Да, конечно, участвовал. Но я был исполнителем, а не коор­динатором. Это совершенно другая работа, для которой у меня нет опыта.

Т.: Я правильно понимаю — вы вообще ничего не умеете для того, чтобы работать руководителем?

К.: Да. Пожалуй, что — ничего.

Т.: Как же вы справлялись с работой в должности менеджера маркетингового отдела?

К.: Плохо справлялся. Моя работа и псевдодеятельность не имели никакого смысла.

Т.: Но отдел работал.

К.: Благодаря сотрудникам он работал, а не благодаря мне.

Т.: Насколько я понял, вы считаете, что вообще лишены спо­собностей руководить филиалом компании?

К.: Да.

Т.: Тогда почему вы просто не откажетесь от должности? Как вы объясняете свои сомнения и переживания? Если бы вы точно были уверены в своей некомпетентности, то и со­мневаться бы не пришлось. Вы могли просто отказаться.

К.: Но ведь хочется карьерного роста.

Т.: А к чему он вам? Вы смогли вырасти до должности руково­дителя отдела, и ею, этой должностью оказались неудов­летворены.

К.: Нет. В чем-то удовлетворен, стал больше зарабатывать, при­обрел социальный статус, чему-то все-таки научился.

Т.: Но вы сами говорите, что все, чему научились, не имеет смысла.

К.: Ну, не совсем чтобы все не имело смысла. Просто для новой должности у меня действительно мало опыта.

Т.: То есть какой-то полезный опыт у вас все-таки имеется?

К.: Наверное.

Т.: Как вы относитесь к тому, чтобы провести инвентариза­цию собственных профессиональных качеств. Давайте со­ставим список активов и пассивов, которые вы имеете, а на основе этого списка попробуем выработать план действий на новой должности, если активов окажется достаточное количество и они позволят построить такой план. Для это­го придется заполнить таблицу.

К.: А что конкретно надо будет считать активами и пассивами?

Т.: В активы впишите те профессиональные навыки и умения, которые на новой должности нужны и они у вас есть. В пас­сивы впишите навыки и умения, которые на должности ру­ководителя филиала нужны, но у вас их нет.

К.: Например, я понимаю схему заключения договоров, но зна­ния мои поверхностны. Куда отнести это качество?

Т.: Поставьте сомнительным качествам баллы от 0 до 10, где 10 баллов — идеальные знания, а 0 — баллов знаний нет вообще.

К.: То есть это активы?! Понятно.

Т.: На сколько баллов вы оцениваете уровень своих умений в заключении таких договоров ?

К.: Баллов6.

Т.: Тогда заполнение таблицы может выглядеть примерно так:


Инвентаризационная таблица моих профессиональных качеств

Качество

Активы

Пассивы

Частично понимаю схему заключения договоров

6 баллов



















Комментарий

На основе списка клиент и терапевт провели выборку ка­честв, на которые можно опереться. Далее клиенту было пред­ложено задание по самостоятельному исследованию темы: «Какие еще качества руководителя он может развить, опира­ясь на уже имеющиеся»? Таким образом проблема клиента была переведена в плоскость развития его профессионализма как руководителя.

6. НЕГАТИВНЫЙ ФИЛЬТР

«Негативный фильтр» — сосредоточенность на негативных сторонах жизни. Например: «Люди не любят меня», с последу­ющей концентрацией и проживанием именно такой оценки, даже при очевидных противоречиях с действительностью.

Общее описание способа коррекции

Для коррекции данной стратегии необходимо включение «фильтра» позитивного восприятия. Однако это невозможно при прямом противопоставлении позитивных мыслей негатив­ным. Самочувствие клиентов не улучшается или это улучше­ние незначительно, если им предложить оценивать и осмыс­лять только положительные события. Практика показывает, что на основе «наводнения» сознания положительными ког- нициями (оценками, мнениями, мыслями и т.д.) формирова­ние поведенческих стратегий и развертка оптимистических сценариев поведения происходят либо очень медленно (от пси­хотерапевта потребуется терпение, настойчивость и время), либо не происходят вовсе.

Решением проблемы, а точнее — ее упрощением, будет не увеличение дневниковых заданий, направленных на отслежи­вание положительных событий, и их (в следующем столбце) позитивистская проработка, а поиск мотивации.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ

1. Исследование аргументации негативного восприятия

Прежде чем приступить к непосредственной коррекции, необходимо оценить аргументированность и когнитивную проработанность оснований для негативного мышления. В слу­чаях, когда когнитивная проработанность низкая, а выражен­ность негативного мышления оказывается высокой, следует думать об эндогенной природе негативного мышления.

  1. Поиск фрустрированной мотивации

Так или иначе, но негативное мышление появляется вслед­ствие неудовлетворения какой-либо из потребностей. Указы­вать на эту потребность будут темы, спонтанно выбираемые клиентом.

  1. Стимуляция мотивации

и ее адаптивная формулировка

После идентификации неудовлетворенной потребности ее необходимо сформулировать в адаптивной форме (дополни­тельно можно использовать техники по переформулированию и т.п.) и при необходимости актуализировать.

  1. Генерация стратегии поведения, направленного на удовлетворение данной мотивации

Актуализированная потребность может активировать у клиента привычные дисфункциональные стратегии поведе­ния. В связи с чем проработка и прогнозирование поведения могут потребовать некоторого времени.

В приводимом описании случая из практики, в конце диало­га терапевт использовал прямое предъявление возможности формирования чувства вины, контроль этого чувства (как и по­буждение клиента к другим адаптивным стратегиям) является одним из важных звеньев в цепочке терапевтических диалогов.

Практический пример

Клиент — мужчина в возрасте 72 лет, одинокий, с низким уровнем доходов. Однако в хорошей физической форме, без признаков интеллектуально-мнестического снижения. На­божный, но в церковь не ходит. Живет один. Последнее время стал часто говорить, что никому не нужен и никто им не инте­ресуется. Консультировался по инициативе внучки, которая боялась скрытых суицидальных побуждений со стороны деда.

Клиент: Мало что может произойти хорошего в моей жизни.

Я никому не нужен. Вы тем более мне не сможете помочь.

Лучше побеседуйте с молодыми, им это нужнее.

Терапевт: Как вы поняли, что никому не нужны? Что свиде­тельствует об этом?

К.: Так это нетрудно понять. Раз ко мне мало кто приходит и мало кто интересуется мной, — кому же я нужен?

Т.: Как вы объясняете, что вами мало интересуются другие люди?

К.: Многие из моих близких и друзей уже скончались, а тот мир, в котором я жил, не интересен молодым.

Т.: Откуда вы это знаете?

К.: Никого не интересует мое прошлое и прошлое тех людей, что жили со мной рядом.

Молодежь думает о деньгах и развлечениях. Это их время. Мое время на исходе. Старики должны уходить, чтобы не мешать новой жизни.

Т.: Чем же вы мешаете?

К.: За мной уже скоро надо будет горшки носить. Немочь при­бавляется, а здоровья становится меньше.

Т.: Как я понимаю, в вашей нынешней жизни мало что хоро­шего для вас ?

К.: Да, мало.

Т.: Когда вы намерены умереть?

К.: ...Не знаю. Как господь приберет.

Т.: Почему же он раньше не сделал этого?

К.: Вероятно, у него есть свои планы. Нам они неведомы.

Т.: Но сейчас вы живы?

К.: Да, пока жив.

Т.: Значит, Богу угодно, чтобы вы жили сейчас?

К.: По всей видимости, так.

Т.: То есть вы здесь для чего-то?

К.: Не знаю.

Т.: Но если бы у Бога кончились планы на вас, он бы вас уже прибрал? Как объяснить, что вы еще живы?

К.: Не знаю. Зачем-то живу.

Т.: Зачем?

К.: Иногда мне кажется, что и незачем дальше жить.

Т.: Вам незачем жить, или Богу не угодно, чтобы вы жили?

К.: Я запутался уже.

Т.: Могу все еще раз повторить. Но в чем вы действительно за­путались?

К.: Вы правы, молодой человек. Правда в том, что я не знаю, для чего мне жить дальше, хоть жить и хочется.

Т.: В молодости — чем ваша жизнь отличалась от нынешней? Для чего вы тогда могли быть нужны?

К.: Я любил, да и меня любили. Строил дома, работал инже­нером. Детей растил. Много зачем был нужен.


Пошаговый алгоритм

  1. Исследование аргументации негативного восприятия.

  2. Поиск фрустрированной мотивации.

  3. Стимуляция мотивации и ее адаптивная формул ировка.

  4. Генерация стратегии поведения, направленного

на удовлетворение данной мотивации.
Т.: То есть вы много чего давали окружающим вас людям?

К.: Да, очень много.

Т.: Вас иногда навещает внучка и дети, и вы говорите, что они мало интересуются вашим прошлым?

К.: Да, не интересен я им.

Т.: Кроме воспоминаний о своем прошлом могли бы вы им дать что-нибудь? Как тогда, в прежней жизни давали своим дру­зьям и близким.

К.: Так у меня и нет сейчас ничего. Пенсия маленькая, а кладов не нажил.

Т.: Понимаю, что вам досадно. Но речь идет не о том, как был замечателен ваш прошлый мир, и не о том, что вы сегодня можете дать материального. Разве ваша внучка, приходя к вам, просит у вас денег?

К.: Нет, что вы, доктор, Ирочка не такая. Это она мне иногда подсобляет деньгами.

Т.: Что же она ждет от вас, если это не деньги? Возможно, она об этом как-то проговаривалась?

К.: Посоветоваться иногда приходит. Но чаще так, навестить.

Т.: Сама навещает или потому что папа с мамой ей так сказали ?

К.: Иногда сама.

Т.: То есть она готова вас слушать и вы для нее важный человек? К.: Думаю, что она любит меня.

Т.: Вопрос только в любви? Или еще и в том, что вы можете

рассказать ей, как устроен этот мир? Для нее это важно? К.: Да, она много подобных вопросов задает. Т.: То есть она нуждается в вашем жизненном опыте? К.: ...Да я, старый дурак, ей-то все о своем толкую, как при царе

Горохе хорошо было. Т.: Разве это нельзя исправить? К.: Это надо исправить.

Т.: Существует несколько возможностей. Вы можете руковод­ствоваться чувством вины, что не помогли внучке раньше. К чему это может привести? К.: Нет, это не выход. Я хочу, чтобы она была счастлива. Т.: А вы, в свое время, верили в счастье? К.: Мы все верили в счастье.

Т.: Возможно ли научить вашу внучку этой вере? К.: Надо подумать.

Т.: Многое будет зависеть от того, в каких красках вы станете описывать ей жизнь. Для этого наверно самому стоит вспомнить, как выглядят эти «яркие краски»? К.: Я помню. Просто я очень эгоистично поступил, думая о том, как тает мой мир вокруг меня, и забыв о том, что Ирочке трудно и она пытается создать свой.

Комментарий

В дальнейшем клиент самостоятельно проявлял инициа­тиву к встрече с психотерапевтом. Как он говорил, чтобы ос­вежить воспоминания и вспомнить самого себя. Как видно из этого примера, мотивация для позитивного восприятия была. Но при ее стимуляции существует опасность возник­новения чувства вины. Предотвращать это чувство лучше сра­зу, прямо указывая клиентам на возможность его появления, а также на последствия возникающего по причине этого чув­ства поведения.

7. СВЕРХОБОБЩЕНИЕ

В результате сверхобобщения на основе единичного эпи­зода делается глобальный вывод. Например, человек потерпев­ший неудачу в чем-либо, делает вывод: «Я конченый неудач­ник» или «Мне все время не везет» и т.п.

Причины сверхобобщения заключаются в преобладании аффекта над рациональной рассудочной деятельностью. Вы­воды при употреблении данной когнитивной стратегии осно­вываются на одной-двух эмоционально значимых составляю­щих. Остальные элементы упускаются из виду и поэтому умо­заключения носят однобокий, гипертрофированный характер.

Мать, не уследившая за ребенком на прогулке, в случае, например, травмы у ребенка может считать себя плохой ма­терью. При этом свои достоинства (порою весьма очевидные) она станет игнорировать, так как эмоциональное значение события (в данном примере — травма у ребенка) оказывает­ся слишком велико и в системе нервных процессов именно аффективная составляющая становится доминирующей (иногда дело доходит до формирования сверхценных образо­ваний и даже бреда).

1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей