Комментарий
У клиента имелись и другие «ярлыки», снижающие его адаптивность. Дальнейшая работа строилась на исследовании этих ярлыков и систематическом исследовании вопроса «Эффективно ли применять их?»
Раз за разом клиент убеждался в выгодности более многостороннего описания ситуации, так как это позволяло сгенерировать более адаптивное поведение и решать проблемы.
5. ОБЕСЦЕНИВАНИЕ
Положительные достижения, успехи, благоприятные ситуации оцениваются как тривиальные и ничего не стоящие. Например: «То, что я раньше справлялся с этой задачей, сейчас не имеет никакого значения» или «То, что эта ситуация позволяет достичь моей цели, совсем не значит, что мне это как-то поможет». По своей сути обесценивание является одной из форм отказа от деятельности или попыткой снизить значимость того или иного события.
Общее описание способа коррекции
Общий смысл техники, направленной на коррекцию стратегии «обесценивания», заключается в противопоставлении обесцениваемого события (качества, человека, ситуации и т.д.) его потребностям. Так, если клиент обесценивает какие-то свои качества, то следует осмыслить, с какими потребностями эти качества связаны, и предложить новый способ осмысления ситуации (или себя, если речь идет об обесценивании собственных умений или иных персональных качеств). Принятие нового способа будет возможно, если клиент увидит его состоятельность, демонстрацию этой состоятельности можно проводить в умозрительной, но лучше — в реальной форме, на практике.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ
Исследование аргументации
На этом шаге мы изучаем аргументы и доказательства, которые использует пациент, чтобы подтвердить правоту обесценивания. Так если пациент считает, что он никчемный отец, на первом шаге мы просим его представить доказательства этой никчемности. Если пациенту достался некий бонус (допустим повышение по службе) и он его обесценивает, то на первом шаге мы испрашиваем у него доказательства того, что это действительно ничего не значащее событие.
Оценка и (если потребуется) стимуляция потребности достижения
Исследуется мотивация поведения, связанного с обесцениванием. Так, если клиентка говорит, что она плохая мать, мы исследуем вопрос — для чего быть хорошей матерью и т. д.
Если пациентка говорит, что она хорошая мать, но это ничего не значит, то мы исследуем вопрос — для чего она стала хорошей матерью (ведь ей приходилось прикладывать усилия чтобы стать хорошей) ?
«Инвентаризация ресурсов»
Исследование разных сторон деятельности (предпочтительнее начинать с тех сторон, которые клиент не привлекает в качестве доказательств обесценивания), связанной с актуальной мотивацией (у «матери» изучаем ее материнские функции и т.п.).
Создание ресурсной «опоры» для выработки решения
Создаем прагматический список навыков, которые могут помочь в решении проблемы. В случае, если клиент прибегнет к попытке «наклеить ярлык», применяем соответствующую технику.
Практический пример
Пошаговый алгоритм
Исследование аргументов обесценивания.
Оценка и
(если потребуется) стимуляция потребности достижения.
«Инвентаризация ресурсов».
Создание ресурсной «опоры»
для выработки решения. Клиент — менеджер среднего звена, которому предложили повышение по службе. Однако последние две недели, после того как это предложение поступило, молодой человек испытывал симптомы дистресса и пришел к выводу, что он будет не в состоянии справиться с предложенной работой. Клиент: Раньше у меня получалось решать задачи. Но руководство не знает, что я не всегда решал их на достойном уровне. К тому же это были простые задачи, а на позиции главного менеджера мне предстоит решать куда более сложные проблемы. Терапевт: Какие, например? К.: Надо будет вести подбор персонала, координировать работу юридического и маркетингового отдела, отдела рекламы и логистики. Т.: Давайте по порядку. Вы сейчас возглавляли маркетинговый отдел и наверное принимали решения о приеме на работу того или иного сотрудника?
К.: Так то в отдел, который я знаю, а то в масштабах филиала компании.
Т.: В чем разница?
К.: Я делал простейшую работу. Опыта, достаточного для руководства филиалом я не имею. Все мои прежние знания и навыки не помогут.
Т.: В чем заключается координация работы отделов?
К.: Надо синхронизировать множество процессов, от рекламы и заключения договоров до доставки грузов клиентам.
Т.: Вы раньше участвовали в согласованной работе отделов?
К.: Да, конечно, участвовал. Но я был исполнителем, а не координатором. Это совершенно другая работа, для которой у меня нет опыта.
Т.: Я правильно понимаю — вы вообще ничего не умеете для того, чтобы работать руководителем?
К.: Да. Пожалуй, что — ничего.
Т.: Как же вы справлялись с работой в должности менеджера маркетингового отдела?
К.: Плохо справлялся. Моя работа и псевдодеятельность не имели никакого смысла.
Т.: Но отдел работал.
К.: Благодаря сотрудникам он работал, а не благодаря мне.
Т.: Насколько я понял, вы считаете, что вообще лишены способностей руководить филиалом компании?
К.: Да.
Т.: Тогда почему вы просто не откажетесь от должности? Как вы объясняете свои сомнения и переживания? Если бы вы точно были уверены в своей некомпетентности, то и сомневаться бы не пришлось. Вы могли просто отказаться.
К.: Но ведь хочется карьерного роста.
Т.: А к чему он вам? Вы смогли вырасти до должности руководителя отдела, и ею, этой должностью оказались неудовлетворены.
К.: Нет. В чем-то удовлетворен, стал больше зарабатывать, приобрел социальный статус, чему-то все-таки научился.
Т.: Но вы сами говорите, что все, чему научились, не имеет смысла.
К.: Ну, не совсем чтобы все не имело смысла. Просто для новой должности у меня действительно мало опыта.
Т.: То есть какой-то полезный опыт у вас все-таки имеется?
К.: Наверное.
Т.: Как вы относитесь к тому, чтобы провести инвентаризацию собственных профессиональных качеств. Давайте составим список активов и пассивов, которые вы имеете, а на основе этого списка попробуем выработать план действий на новой должности, если активов окажется достаточное количество и они позволят построить такой план. Для этого придется заполнить таблицу.
К.: А что конкретно надо будет считать активами и пассивами?
Т.: В активы впишите те профессиональные навыки и умения, которые на новой должности нужны и они у вас есть. В пассивы впишите навыки и умения, которые на должности руководителя филиала нужны, но у вас их нет.
К.: Например, я понимаю схему заключения договоров, но знания мои поверхностны. Куда отнести это качество?
Т.: Поставьте сомнительным качествам баллы от 0 до 10, где 10 баллов — идеальные знания, а 0 — баллов знаний нет вообще.
К.: То есть это активы?! Понятно.
Т.: На сколько баллов вы оцениваете уровень своих умений в заключении таких договоров ?
К.: Баллов6.
Т.: Тогда заполнение таблицы может выглядеть примерно так:
Инвентаризационная таблица моих профессиональных качеств Качество
| Активы
| Пассивы
| Частично понимаю схему заключения договоров
| 6 баллов
|
|
|
|
|
Комментарий
На основе списка клиент и терапевт провели выборку качеств, на которые можно опереться. Далее клиенту было предложено задание по самостоятельному исследованию темы: «Какие еще качества руководителя он может развить, опираясь на уже имеющиеся»? Таким образом проблема клиента была переведена в плоскость развития его профессионализма как руководителя.
6. НЕГАТИВНЫЙ ФИЛЬТР
«Негативный фильтр» — сосредоточенность на негативных сторонах жизни. Например: «Люди не любят меня», с последующей концентрацией и проживанием именно такой оценки, даже при очевидных противоречиях с действительностью.
Общее описание способа коррекции
Для коррекции данной стратегии необходимо включение «фильтра» позитивного восприятия. Однако это невозможно при прямом противопоставлении позитивных мыслей негативным. Самочувствие клиентов не улучшается или это улучшение незначительно, если им предложить оценивать и осмыслять только положительные события. Практика показывает, что на основе «наводнения» сознания положительными ког- нициями (оценками, мнениями, мыслями и т.д.) формирование поведенческих стратегий и развертка оптимистических сценариев поведения происходят либо очень медленно (от психотерапевта потребуется терпение, настойчивость и время), либо не происходят вовсе.
Решением проблемы, а точнее — ее упрощением, будет не увеличение дневниковых заданий, направленных на отслеживание положительных событий, и их (в следующем столбце) позитивистская проработка, а поиск мотивации.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ
1. Исследование аргументации негативного восприятия
Прежде чем приступить к непосредственной коррекции, необходимо оценить аргументированность и когнитивную проработанность оснований для негативного мышления. В случаях, когда когнитивная проработанность низкая, а выраженность негативного мышления оказывается высокой, следует думать об эндогенной природе негативного мышления.
Поиск фрустрированной мотивации
Так или иначе, но негативное мышление появляется вследствие неудовлетворения какой-либо из потребностей. Указывать на эту потребность будут темы, спонтанно выбираемые клиентом.
Стимуляция мотивации
и ее адаптивная формулировка
После идентификации неудовлетворенной потребности ее необходимо сформулировать в адаптивной форме (дополнительно можно использовать техники по переформулированию и т.п.) и при необходимости актуализировать.
Генерация стратегии поведения, направленного на удовлетворение данной мотивации
Актуализированная потребность может активировать у клиента привычные дисфункциональные стратегии поведения. В связи с чем проработка и прогнозирование поведения могут потребовать некоторого времени.
В приводимом описании случая из практики, в конце диалога терапевт использовал прямое предъявление возможности формирования чувства вины, контроль этого чувства (как и побуждение клиента к другим адаптивным стратегиям) является одним из важных звеньев в цепочке терапевтических диалогов.
Практический пример
Клиент — мужчина в возрасте 72 лет, одинокий, с низким уровнем доходов. Однако в хорошей физической форме, без признаков интеллектуально-мнестического снижения. Набожный, но в церковь не ходит. Живет один. Последнее время стал часто говорить, что никому не нужен и никто им не интересуется. Консультировался по инициативе внучки, которая боялась скрытых суицидальных побуждений со стороны деда.
Клиент: Мало что может произойти хорошего в моей жизни.
Я никому не нужен. Вы тем более мне не сможете помочь.
Лучше побеседуйте с молодыми, им это нужнее.
Терапевт: Как вы поняли, что никому не нужны? Что свидетельствует об этом?
К.: Так это нетрудно понять. Раз ко мне мало кто приходит и мало кто интересуется мной, — кому же я нужен?
Т.: Как вы объясняете, что вами мало интересуются другие люди?
К.: Многие из моих близких и друзей уже скончались, а тот мир, в котором я жил, не интересен молодым.
Т.: Откуда вы это знаете?
К.: Никого не интересует мое прошлое и прошлое тех людей, что жили со мной рядом.
Молодежь думает о деньгах и развлечениях. Это их время. Мое время на исходе. Старики должны уходить, чтобы не мешать новой жизни.
Т.: Чем же вы мешаете?
К.: За мной уже скоро надо будет горшки носить. Немочь прибавляется, а здоровья становится меньше.
Т.: Как я понимаю, в вашей нынешней жизни мало что хорошего для вас ?
К.: Да, мало.
Т.: Когда вы намерены умереть?
К.: ...Не знаю. Как господь приберет.
Т.: Почему же он раньше не сделал этого?
К.: Вероятно, у него есть свои планы. Нам они неведомы.
Т.: Но сейчас вы живы?
К.: Да, пока жив.
Т.: Значит, Богу угодно, чтобы вы жили сейчас?
К.: По всей видимости, так.
Т.: То есть вы здесь для чего-то?
К.: Не знаю.
Т.: Но если бы у Бога кончились планы на вас, он бы вас уже прибрал? Как объяснить, что вы еще живы?
К.: Не знаю. Зачем-то живу.
Т.: Зачем?
К.: Иногда мне кажется, что и незачем дальше жить.
Т.: Вам незачем жить, или Богу не угодно, чтобы вы жили?
К.: Я запутался уже.
Т.: Могу все еще раз повторить. Но в чем вы действительно запутались?
К.: Вы правы, молодой человек. Правда в том, что я не знаю, для чего мне жить дальше, хоть жить и хочется.
Т.: В молодости — чем ваша жизнь отличалась от нынешней? Для чего вы тогда могли быть нужны?
К.: Я любил, да и меня любили. Строил дома, работал инженером. Детей растил. Много зачем был нужен.
Пошаговый алгоритм
Исследование аргументации негативного восприятия.
Поиск фрустрированной мотивации.
Стимуляция мотивации и ее адаптивная формул ировка.
Генерация стратегии поведения, направленного
на удовлетворение данной мотивации. Т.: То есть вы много чего давали окружающим вас людям?
К.: Да, очень много.
Т.: Вас иногда навещает внучка и дети, и вы говорите, что они мало интересуются вашим прошлым?
К.: Да, не интересен я им.
Т.: Кроме воспоминаний о своем прошлом могли бы вы им дать что-нибудь? Как тогда, в прежней жизни давали своим друзьям и близким.
К.: Так у меня и нет сейчас ничего. Пенсия маленькая, а кладов не нажил.
Т.: Понимаю, что вам досадно. Но речь идет не о том, как был замечателен ваш прошлый мир, и не о том, что вы сегодня можете дать материального. Разве ваша внучка, приходя к вам, просит у вас денег?
К.: Нет, что вы, доктор, Ирочка не такая. Это она мне иногда подсобляет деньгами.
Т.: Что же она ждет от вас, если это не деньги? Возможно, она об этом как-то проговаривалась?
К.: Посоветоваться иногда приходит. Но чаще так, навестить.
Т.: Сама навещает или потому что папа с мамой ей так сказали ?
К.: Иногда сама.
Т.: То есть она готова вас слушать и вы для нее важный человек? К.: Думаю, что она любит меня.
Т.: Вопрос только в любви? Или еще и в том, что вы можете
рассказать ей, как устроен этот мир? Для нее это важно? К.: Да, она много подобных вопросов задает. Т.: То есть она нуждается в вашем жизненном опыте? К.: ...Да я, старый дурак, ей-то все о своем толкую, как при царе
Горохе хорошо было. Т.: Разве это нельзя исправить? К.: Это надо исправить.
Т.: Существует несколько возможностей. Вы можете руководствоваться чувством вины, что не помогли внучке раньше. К чему это может привести? К.: Нет, это не выход. Я хочу, чтобы она была счастлива. Т.: А вы, в свое время, верили в счастье? К.: Мы все верили в счастье.
Т.: Возможно ли научить вашу внучку этой вере? К.: Надо подумать.
Т.: Многое будет зависеть от того, в каких красках вы станете описывать ей жизнь. Для этого наверно самому стоит вспомнить, как выглядят эти «яркие краски»? К.: Я помню. Просто я очень эгоистично поступил, думая о том, как тает мой мир вокруг меня, и забыв о том, что Ирочке трудно и она пытается создать свой.
Комментарий
В дальнейшем клиент самостоятельно проявлял инициативу к встрече с психотерапевтом. Как он говорил, чтобы освежить воспоминания и вспомнить самого себя. Как видно из этого примера, мотивация для позитивного восприятия была. Но при ее стимуляции существует опасность возникновения чувства вины. Предотвращать это чувство лучше сразу, прямо указывая клиентам на возможность его появления, а также на последствия возникающего по причине этого чувства поведения.
7. СВЕРХОБОБЩЕНИЕ
В результате сверхобобщения на основе единичного эпизода делается глобальный вывод. Например, человек потерпевший неудачу в чем-либо, делает вывод: «Я конченый неудачник» или «Мне все время не везет» и т.п.
Причины сверхобобщения заключаются в преобладании аффекта над рациональной рассудочной деятельностью. Выводы при употреблении данной когнитивной стратегии основываются на одной-двух эмоционально значимых составляющих. Остальные элементы упускаются из виду и поэтому умозаключения носят однобокий, гипертрофированный характер.
Мать, не уследившая за ребенком на прогулке, в случае, например, травмы у ребенка может считать себя плохой матерью. При этом свои достоинства (порою весьма очевидные) она станет игнорировать, так как эмоциональное значение события (в данном примере — травма у ребенка) оказывается слишком велико и в системе нервных процессов именно аффективная составляющая становится доминирующей (иногда дело доходит до формирования сверхценных образований и даже бреда).
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |