ГЛАВА 1 АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ ПСИХИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ
Когнитивно-поведенческая психотерапия предполагает, что только совместно психотерапевт с клиентом могут осмыслить механизм формирования данного проблемного состояния или психического расстройства.
Для проведения анализа механизма формирования проблемы от психотерапевта требуется понимание механизмов и принципов психической деятельности, описываемых терминологией когнитивно-поведенческого подхода. Более подробно механизмы нормальной психической деятельности представлены в книге Р. Солсо «Когнитивная психология», где наиболее полно описаны классические и новейшие достижения основных разделов когнитивной психологии — восприятия, памяти, мышления, искусственного интеллекта, а так же в книге М. А. Холодной, посвященной анализу когнитивных стилей.
В практическом отношении целесообразно разграничение трех уровней когнитивных процессов: автоматические мысли; стратегии обработки информации; когнитивные стили.
1. ИЕРАРХИЯ КОГНИТИВНЫХ МЕХАНИЗМОВ
С точки зрения анализа механизмов, формирующих психические нарушения, удобной видится представленная на диаграмме №1 схема иерархии когнитивных механизмов. Из нее следует, что автоматические мысли занимают подчиненную позицию в иерархии представленных сценариев обработки информации. В практической работе психотерапевт делает свой анализ с учетом всей иерархии системы и в соответствии с реальной клинической потребностью.
Так, индивиды, имеющие проблемы из-за неверных умозаключений, легче поддаются терапии, а в большинстве случаев даже не нуждаются в ней — если, конечно, имеют ресурсы для исправления ошибки суждения или вывода (нижний уровень иерархии на диаграмме).
Диаграмма №1
У некоторых клиентов существуют особые стратегии обработки информации (второй уровень иерархии на диаграмме) . По своей сути это алгоритмы мозга, производящие неадаптивные когниции. Когда такие стратегии обработки выявляются, мы можем говорить о включенных в личностную структуру патогенных механизмах, которые подобно вирусу встраиваются в адаптивные сценарии обработки информации и, искажая их, плодят то или иное количество не адекватных реальности умозаключений. Самой сложной и трудоемкой является работа психотерапевта, ведущего коррекцию когнитивных стилей (первый уровень иерархии на диаграмме). Дело в том, что это уже очень глубокий личностный слой, с трудом поддающийся изменениям и связанный с эмоциями, мотивациями и врожденными свойствами нервной системы. К тому же при такой работе приходится иметь дело с очень большим объемом вторичных (стратегии обработки) и третичных (ценностные умозаключения и установки) производных когнитивных стилей. Еще более сложными для практики являются задачи, включающие необходимость коррекции двух и более неадаптивных когнитивных стилей, что встречается при расстройствах личности (особенно смешанных личностных девиаций). Рассмотрим каждый из уровней иерархии более подробно.
2. АВТОМАТИЧЕСКИЕ МЫСЛИ
На самом непосредственном (немедленном) уровне познавательной оценки находятся автоматические мысли, которые прибывают спонтанно, кажутся действительными и иногда связаны с проблематичным поведением или тревожащими эмоциями.
Автоматические мысли могут быть верными или ложными. Например, автоматическая мысль молодого человека об отношении к нему девушки — «Она не любит меня» — может базироваться на неверной оценке ситуации (из-за недостатка в очевидности и доказательности). Но тем не менее, автоматические мысли могут и объективно отражать ситуацию (она действительно может его не любить). Эмоциональная реакция на подобную мысль зависит от уязвимости человека, которая в свою очередь определяется основными правилами (например, «я должен получить одобрение каждого») и схемами личности (например, «я беспомощен» или «я — толстый»). Эти правила и личностные схемы являются крепкими, устоявшимися конструкциями, порождающими то или иное реагирование человека.
Так индивидуум, полагающий, что он должен получить одобрение каждого, более уязвим к депрессии и тревоге, потому что он не сможет соответствовать данному стандарту. Он будет искать повсеместное одобрение и, не находя его, переживать свою неполноценность.
♦ Автоматические мысли могут быть истинными и ложными. В качестве иллюстрации того, как наши способы обработки информации влияют на поведение и реакции, рассмотрим способы мышления двух человек.
Представьте капитана, который проснулся солнечным ярким утром. Он встает с кровати, а у него в голове: «сейчас 7.00, в 8.00 я должен быть в порту, в 9.00 — прихожу на корабль, в 14.00 — выходим в море». Это одно описание.
Второе описание. Та же самая ситуация но глазами другого человека. «Какое красивое ясное утро?! Зайду сейчас к ребятам в порт, посижу с ними, попью чаю, пообщаюсь и потом — в море».
В первом случае идет достаточно схематичное описание ситуации ориентированное на фактор времени. Но из него вытекает способ познания мира и формирование готовности к тому или иному поведению. Очевидно, что многие реакции такого человека будут строиться вокруг схемы своей деятельности по времени. Мир и организуется и познается в данном случае по времени. В 9.00... в 10.00... в 11.00...
Во втором случае мир познается через чувственную сферу. Достаточно очевидно, что такой способ мышления, как в нашем втором примере, предполагает большую вовлеченность человека в отношения. В соответствии с чем его «карта мира» предполагает измерение событий не столько по часам (как в первом случае), сколько по отношениям.
Человек, ориентированный на измерение событий по времени, будет больше внимания уделять его ходу (даже поглядывать на часы (установка восприятия)). Метафорически можно сказать, что на нем своего рода очки, позволяющие лучше видеть одни события, но затрудняющие восприятие других.
Сообразно способу восприятия реальности формируется готовность мозга давать те или иные реакции. Так, наш первый персонаж будет организовывать свое поведение сообразно течению времени. В крайне выраженных случаях он может даже сворачивать какие-либо, например деловые, встречи не по факту достижения цели этих встреч, а по факту того, что «время уже кончилось, у меня по порядку должно быть следующее дело».
Таким образом, установки формируют не только способ видения реальности с вычленением из этой реальности определенных событий, но и подготавливают почву к выбору тех или иных способов поведения, последствия которого во многом нас и окружают.
Приведенные выше примеры установок часто позволяют людям жить в ладу с окружающим миром и приспосабливаться к требованиям окружающей среды. Однако в ряде случаев установки оказываются причиной крупных личных драм и приводят к формированию цепи негативных последствий.
Обобщив ряд наблюдений из практики, А.Эллис обнаружил, что некоторые автоматические мысли (ценностные умозаключения) чаще других служат причиной разного рода психических проблем. Впоследствии А.Эллис сгруппировал эти мысли вместе и обозначил их как «Кодекс невротика», по сути являющийся сводом некоторых автоматических «лозунгов», способствующих формированию невротических расстройств. Так, согласно его классификации, существует четыре наиболее распространенных группы иррациональных установок, создающих проблемы:
Катастрофические установки;
Установки обязательного долженствования;
Установки обязательной реализации своих потребностей;
Глобальные оценочные установки.
Собственно кодекс невротика включает в себя 12 иррациональных убеждений:
Есть жесткая необходимость быть любимым или одобряемым каждым значимым другим;
Каждый должен быть компетентен во всем;
Большинство людей подлые или испорченные;
Случится катастрофа, если события пойдут по незапланированному пути;
Несчастья человека обусловлены внешними силами («форс-мажор»), и у людей мало шансов их контролировать;
Если существует опасность, то не следует ее преодолевать;
Легче избежать определенных жизненных трудностей, чем испытывать их и нести ответственность;
«Слабый» всегда зависит от «сильного»;
Прошлая история человека влияет на его настоящее и будущее;
Не надо беспокоиться о чужих проблемах;
Надо четко, правильно и отлично решать все проблемы, иначе произойдет катастрофа;
Для изменения этих установок, одной лишь наглядной демонстрации их пагубности, недостаточно. Требуются усилия, как со стороны врача, так и пациента, направленные на изменение содержания этих представлений. Если кто-то не контролирует свои эмоции, то ему нельзя помочь.
Как видно из перечня, подобные установки действительно не отражают реального положения дел и демонстрируют искаженное восприятие клиентов. Но помимо когнитивного искажения патогенность этих установок предопределяется еще и верой клиентов в их правильность. Часто больные весьма усердно следуют за своими представлениями вопреки здравому смыслу и предоставляемым свидетельствам и доказательствам некорректности и иррациональности этих представлений.
Успех терапии во многом зависит не только от того, обнаружено ли большинство иррациональных убеждений, являющихся автоматическими, но и от успешности коррекции этих представлений.
В современном терапевтическом подходе не принято использовать лозунги из «Кодекса А. Эллиса». В более поздних наблюдениях было доказано, что лозунгов значительно больше 12, как и групп (группы обозначаются нами, как стратегии обработки информации; А. Эллис выделил их только 4, как уже говорилось выше). Кроме того, более оправданным является подход, направленный на исследование собственных «лозунгов» клиента, а не на использование штампов. 3. СТРАТЕГИИ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
Если автоматические мысли могут быть самого разного содержания, то стили обработки информации ограничены в своем числе. Для практической работы требуется знание как минимум четырнадцати основных стилей (в реальности их значительно больше и их точное число не установлено), нарушающих адаптивное поведение человека. При этом у одного и того же клиента могут присутствовать от одного и более таких стилей в разной степени их выраженности. Понятно, что чем больше человек пользуется подобными стилями, тем больше дезадаптивных ценностных умозаключений он будет иметь. Соответственно и уровень его общей психической адаптации будет снижен. Кроме того, такие клиенты могут не осознавать причин нарушения адаптации, так как имеют высокую степень доверия своим ценностным умозаключениям, постепенно становящихся автоматическими.
Рассмотрим эти стили обработки информации и вытекающие из них ценностные умозаключения (которые по мере закрепления становятся автоматическими мыслями).
В практической работе автоматические мысли исследуются с помощью ABC техники.
Для выявления той или иной стратегии обработки информации требуется предварительное изучение коллекции автоматических мыслей.
Формированию автоматической мысли предшествует опыт ценностных умозаключений. Те или иные последствия нашего поведения запоминаются, нами как желаемые или как негативные. В силу ряда обстоятельств желательным может выглядеть не самый удачный опыт. Например, ребенок привыкает к тому, что когда он обижается
на родителей, то получает от них требуемую поддержку и одобрение. В дальнейшем этот навык автоматизируется и превращается в автоматическую мысль, которая, как лозунг - «Если обижусь, то получу поддержку» - мгновенно и практически неосознанно возникает в ситуациях, где человек нуждается в поддержке. Понятно, что в ряде случаев такая стратегия не будет срабатывать и может создавать проблемы.
«Чтение мыслей»: когда за другого человека додумывается его возможная оценка той или иной ситуации или самого клиента. В результате порождаются неадаптивные автоматические мысли. Например, клиент может думать о своем коллеге по работе: «Он думает, что я — плохой специалист». При этом вывод строится не столько на внешних признаках, что другой человек действительно так подумал, сколько на склонности клиента предугадывать.
«Гадание»: когда предсказывается будущее — что дела ухудшатся или что там, в будущем, много опасностей и негативных событий. Например: «Я не сдам экзамен», — или: «Я не получу эту работу». При том, что подобные умозаключения строятся не на основе анализа условий реальной среды, а связаны с беспокойством такого клиента не сдать экзамен или не получить работу.
«Катастрофизация»: полагается, что произойдет что-то ужасное и невыносимое. Например: «Будет ужасно, если я потерплю неудачу».
«Использование ярлыков»: когда оценка людей или событий производится с помощью «штампа» и в пользу этого «штампа», а не в пользу объективного описания. Например: «Я — плохой человек» или «Он — негодяй».
«Обесценивание»: положительные достижения, успехи, благоприятные ситуации оцениваются как тривиальные и ничего не стоящие. Например: «То, что я раньше справлялся с этой задачей, сейчас не имеет никакого значения», — или: «То, что эта ситуация позволяет достичь моей цели, совсем не значит, что мне это как-то поможет».
«Негативный фильтр»: предполагается сосредоточенность на негативных сторонах жизни. Например, «Люди не любят меня» с последующей концентрацией и проживанием именно такой оценки, даже при очевидных противоречиях с действительностью.
«Сверхобобщение»: когда на основе единичного эпизода делается глобальный вывод. Например, потерпевший неудачу в чем-либо человек делает вывод: «Я конченый неудачник», — или: «Мне все время не везет», и т.п.
«Дихотомическое мышление»: события рассматриваются в крайних оценках. По принципу: либо черное — либо белое. Никаких полутонов. Например: «Это была пустая трата времени», «Я вообще ничего не смог сделать правильно».
«Долженствования»: события интерпретируются в терминах того, какими они должны быть. Например: «Я должен преуспеть. Если я не сделаю этого, то я — неудачник».
«Эксцентрические персонализации»: себе приписывается непропорциональное количество вины за отрицательные события и игнорируется, что на это событие могли влиять другие люди и другие обстоятельства. Например «Мой брак пропал, потому что я была плохой женой». Как видно, ответственность партнеров подменяется идеей личной ответственности.
«Обвинение»: сосредоточение на другом человеке как источнике негативных чувств. Когда клиент по сути дела отказывается взять на себя ответственность за последствия собственного поведения. Например: «Она виновата в том, что мне теперь так плохо», — или: «Все мои проблемы оттого, что мои родители неправильно со мной обращались в детстве».
«Несправедливые сравнения»: события интерпретируются в терминах стандартов, которые являются нереалистичными. Клиент сосредотачивается прежде всего на других, которые добиваются большего успеха, чем он, из чего сле-
.дует заниженная оценка себя. Например: «Она более успешна, чем я», — или: «Другие в моем возрасте уже имеют все, а я ничего не имею».
«Ориентация сожалеть»: концентрация на идее, что в прошлом успех был большим, чем тот, что имеется сейчас. Например: «Я имел лучшую работу, чем та, что у меня сейчас», «Это надо было делать раньше, а сейчас момент уже упущен».
«Что если»?: представления о том, что любое действие предполагает продолжение в виде вопроса, например: «Если я пойду работать на эту должность — что если не справлюсь» ?
Эти четырнадцать наиболее распространенных стратегий обработки информации часто нуждаются в психотерапевтической коррекции, так как любая из указанных стратегий может создавать большие проблемы в адаптации и качестве функционирования человека.
4. КОГНИТИВНЫЕ СТИЛИ
Когнитивные стили — это более высокий уровень функциональной организации, чем отдельные стратегии обработки информации. В современном толковании стилями принято обозначать индивидуально-специфические способы восприятия, обработки, анализа, структурирования, категоризации, синтеза и оценивания сигналов. Наиболее подробно проблема стилей исследовалась в России. Согласно М.А.Хо- лодной представляется возможным выделять следующие основные стили:
Полезависимый / поленезависимый;
С узким / широким диапазоном эквивалентности;
С узкой / широкой категоризацией;
Ригидный / гибкий познавательный контроль;
Толерантный к нереалистическому опыту;
Фокусирующий / сканирующий контроль;
Сглаживающий / заостряющий;
Импульсивный / рефлексивный;
С конкретной / абстрактной концептуализацией;
Когнитивно простой / сложный.
В настоящее время разработки психотерапевтических технологий, учитывающих стилевую специфику, только ведутся. Поэтому технические решения, направленные на коррекцию данных стилей, пока не разработаны.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |