Клиент недооценил скоротечность возникновения автоматических мыслей и пытается построить громоздкую цепь рассуждения вокруг своей реакции. Решение: предложить клиенту обобщить все приведенные им рассуждения до лозунга, который мог бы служить заголовком к тексту (содержимым текста считать эти обильные рассуждения). При этом лозунг должен отражать связь события А и реакции С.
Клиент предполагает, что его реакция может не возникнуть, так как возникает редко или в настоящее время возможно затишье в проблемных отношениях, или имеются иные обстоятельства. Решение: предложите ему исследовать свои мысли в качестве события (А). Пояснив клиенту, что активирующим событием (А) является не только что-то привходящее из окружающего мира, но и наши собственные мысли, рассуждения и воспоминания могут служить такими событиями. Например, мысль «Я неуверенный в себе человек, поэтому у меня и проблемы» (А), способна вызвать реакцию огорчения (С). Автоматическая мысль (В), которая вызвала эту реакцию огорчения, могла быть такой — «Я неуверен в себе потому, что я точно знаю, что я человек никчемный».
Клиент недостаточно мотивирован к самостоятельной домашней работе.
Решение:
Проверьте еще раз, насколько полно и правильно клиент осознал роль автоматических мыслей в реакциях и понял перспективность такого подхода в разрешении своих собственных проблем и трудностей функционирования;
Б. Действительно ли вы работаете с актуальным запросом;
Нет ли слишком выраженных других проблем (сильный аффект, алекситимия и т.д.)
2. ПРАВДОПОДОБНОЕ ПЕРЕФОРМУЛИРОВАНИЕ
Автоматические мысли, идентифицированные в АВС-ана- лизе, часто оказываются источником проблемных реакций клиента. Уменьшить выраженность этих реакций или освободиться от них вовсе позволяет переформулирование автоматической мысли и последующая проверка адаптивности и реалистичности нового (переформулированного) лозунга.
Основная цель данной техники заключается в поиске более реалистичной формулировки той же самой автоматической мысли.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ
Формулирование автоматической мысли
Эта процедура предполагает предварительное проведение ABC-анализа. Выявленный в его ходе неадаптивный лозунг (автоматическая мысль В) является мишенью данной техники.
Правдоподобное (в том числе с точки зрения клиента) и последовательное переформулирование отдельных элементов автоматической мысли
Наиболее трудоемкая часть техники. Для ее успешного проведения удобнее разбить лозунг на составные смысловые части и работать с каждой из них по очереди. В завершение следует объединить полученные новые элементы в связанный в смысловом отношении новый лозунг.
Проверка правдоподобности нового лозунга
Удобнее ее делать с помощью измерительной шкалы. Более эффективной в реальной практике оказалась шкала правдоподобности от 0 до 100 баллов (или %), где 0 — нет доверия лозунгу вообще, а 100% — абсолютное доверие лозунгу.
Оценка изменяемости реакции в связи с применением нового лозунга
Кроме того, что данная процедура позволяет оценить качество совершенной работы по переформулированию и дать представление о собственно клинической полезности данной техники, она дает возможность клиенту наглядно убедиться в существовании связей между его мыслями и его реакциями.
5. Домашнее задание в виде таблицы с отслеживанием эпизодов появления старого лозунга и замены его на новый лозунг
Для развития терапевтического эффекта, связанного с трансформацией проблемной реакции клиента, важно, чтобы клиент имел практику замены старого лозунга на новый лозунг.
Практический пример
Пошаговый алгоритм
Формулирование автоматической мысли.
Правдоподобное
(в том числе с точки зрения клиента) и последовательное переформул ирование ее отдельных элементов.
Проверка правдоподобности нового лозунга.
Оценка изменяемости реакции в связи
с применением нового лозунга.
Домашнее задание в виде таблицы
с отслеживанием эпизодов появления старого лозунга и замены его на новый лозунг. Предварительный ABC-анализ позволил обнаружить у данного клиента ряд дезадаптирующих автоматических мыслей. Одна из них — «Я никчемный человек и неудачник!»
Клиент: Да, я действительно никчемный человек и неудачник!
Терапевт: Это окончательный вердикт? К.: По крайней мере — точно про меня.
Т.: Предлагаю изучить эту формулировку. Действительно ли
она так правдоподобна? К.: Конечно правдоподобна.
Т.: Начнем с первой части фразы — «я действительно никчемный...» К.: Конечно никчемный.
Т.: Я понял, но давайте двигаться по порядку. Для чего в этой
фразе слово «действительно»? К.: Потому что это правда.
Т.: Но если это правда, тогда для чего вам понадобилось подчеркивать это? К.: Чтобы не забываться. Т.: Что значит не забываться?
К.: Ну, чтобы не надеяться, что со мной может произойти что-
нибудь хорошее. Т.: Предлагаю вам такой пример для сравнения. Представьте, что вы пришли к врачу. Но на ваш выбор в коридоре клиники оказались два человека. Один из них говорит «Я врач», другой говорит: «Я действительно врач». Какому из них вы больше поверите? Тому, который просто сказал, что он врач, или тому, который подчеркивает, что он действительно врач. Это слово «действительно» — оно повысит ваше доверие или понизит?
К.: Понизит.
Т.: Но то же самое и с вашей собственной формулировкой мысли. Говоря «действительно», вы повышаете правдоподобность собственной мысли или понижаете?
К.: Хорошо, я понимаю, что слово действительно можно убрать, оно уменьшает доверие моей мысли.
Т.: Тогда — если вы хотите, чтобы ваша фраза была по-настоящему убедительной, — можно сказать: «Я никчемный человек и неудачник» ?
К.: Да, согласен. Так убедительнее.
Т.: Продолжим. Что значит никчемный?
К.: Значит, что я ни на что не пригоден.
Т.: Вообще ни на что?
К.: По крайней мере, на многое.
Т.: То есть существуют дела, на которые вы все же пригодны?
К.: Их очень мало.
Т.: Сколь мало бы их ни было, разве правдоподобно говорить, что вы не пригодны ни к чему вовсе? Можно ту же самую мысль сформулировать иначе.
К.: Ну, я не знаю, как это иначе сказать.
Т.: Давайте вместе подумаем. Какие варианты могут быть?
К.: Например: «Я мало что делаю хорошо». Подойдет?
Т.: А эту оценку «хорошо» вам кто ставит? Кто подходит к вам и говорит об этом?
К.: Я сам так считаю.
Т.: Тогда правильно будет говорить: «Мне кажется, что многие дела я делаю меньше чем на четверку» ?
К.: Как-то уж очень оптимистично получилось.
Т.: Поправьте, чтобы получилось точнее.
К.: Многие дела я делаю на двойку.
Т.: И...
К.: Что «и...»?
Т.: Вы забыли указать, что это вы себе ставите такую оценку.
К.: Ну тогда — за многие дела я ставлю себе двойку.
Т.: Хорошо. Эта часть формулировки теперь выглядит правдоподобно?
К.: Да, вполне.
Т.: Сравним ее с изначальной фразой — «Я действительно никчемный человек». Что правдоподобнее и ближе к реальности? Какой формулировке и сколько баллов правдоподобности вы дадите ? Предлагаю измерять шкалой от 0 до 100 баллов. Притом, что 0 баллов — вообще не верите, а 100 баллов — абсолютно доверяете.
К.: «За многие дела я ставлю себе двойку» тянет на 80 баллов, а старый лозунг — где-то на 60.
Т.: Теперь финал вашей изначальной формулировки — про неудачника. В этом слове заключена мысль об удаче и везении?
К.: Да, мне действительно не везет.
В. Что значит «не везет»?
К.: Я все время сталкиваюсь со сложными проблемами. Все люди, как люди, а мне если переезжать на новую квартиру, то обязательно сломается машина по дороге. Если устраиваться на работу, то начальник попадется какой-нибудь странный.
Т.: То есть, что правдоподобнее: вы неудачник или у вас постоянно сложные проблемы ?
К.: Так и то, и то — правда.
Т.: Но слово «неудачник» предполагает некую упущенную удачу, а вам, как вы сказали, вообще не стоит на что-либо надеяться.
К.: Ну, тогда правильнее, что у меня много сложных проблем.
Т.: Вы какую фразу выбираете: «У меня много сложных проблем» или у вас постоянно сложные проблемы?
К.: Много, конечно.
Т.: То есть не постоянно? Бывают и простые проблемы?
К.: Конечно не постоянно, но почти всегда.
Т.: Хорошо, объединим всю формулировку. Получается: «За многие дела я ставлю себе двойку, и они, эти дела, сложные» ?
К.: Да. Точно.
Т.: А правильно говорить, что: «У меня много сложных дел, за решение которых я ставлю себе двойку» ?
К.: Тоже верно.
Т.: Эта формулировка говорит о ваших делах или о вашем отношении к себе? Ведь двойки вы себе сами выставляете.
К.: Но дела действительно сложные, и решаю я их плохо.
Т.: Это «плохо» — вы себе ставите или кто-то другой?
К.: Я конечно.
Т.: Тогда эта формулировка говорит о ваших делах или о вашем отношении к себе? Ведь двойки вы себе сами выставляете?
К.: Да, сам.
Т.: Тогда в чем ваша проблема: что вы неудачник или что вы себе ставите двойки за решение сложных дел?
К.: Нуда. Двойки.
Т.: Скажите, когда вы говорили себе: «Я действительно никчемный человек и неудачник», у вас возникало сильное чувство обиды, а если вы себе скажете: «У меня много сложных дел, за решение которых я ставлю себе двойку», тогда, что за чувства у вас могут быть?
К.: Не знаю, досада какая-то.
Т.: С досадой легче справиться, чем с обидой?
К.: Да, легче.
Т.: На ближайшие три дня могли бы вы взять труд по отслеживанию своего старого лозунга и его изменению на новый? По следующей таблице:
Ситуация
| Старый лозунг «Я никчемный
человек и неудачник!»
| Новый правдоподобный лозунг «За многие дела я ставлю себе двойку и они, эти дела, сложные!»
| Реакция на новый лозунг
|
|
|
|
|
Комментарий
На следующей встрече клиент осознал, что испытывает не досаду, а чувство гнева, управление которым и стало дальнейшим предметом психотерапии.
Распространенные проблемы и способы их решения
Самая сложная проблема при выполнении данной техники возникает, если клиент не воспринимает предъявляемые формулировки как более правдоподобные и реалистичные. В таком случае требуется подробное исследование доказательной базы его верований, почему именно его формулировка более правдоподобна? После того как клиентом будут предъявлены доказательства, используйте технику реатрибуции для изменения этих доказательств и/или технику управления силой верований.
3. ПОИСК АЛЬТЕРНАТИВ
Эта техника подразумевает не поиск какой-то определенной альтернативы, а стимулирование у клиента поисковой активности, которая позволяет абстрагироваться от текущего неадаптивного способа поведения и восприятия реальности и стимулирует к исследованию других возможностей. Таким образом увеличивается репертуар поведенческих стратегий, доступных для оценки, анализа и исполнения.
ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ
1. Обоснованное предложение альтернатив.
Альтернативные идеи, как правило, труднодоступны для клиента в силу своей неочевидности и слабой аргументации. Поэтому в практике инициатива альтернативных рассуждений лежит на терапевте.
Важным моментом данной техники является обоснованность предлагаемых альтернатив. Психотерапевт не может просто так взять их у себя из головы, требуется оценить текущую ситуацию клиента и на основе этой оценки предположить другие, возможные пути развития ситуационного сценария для данного клиента в данной ситуации.
2. Детализация представлений об альтернативах и стимулирование клиента к самостоятельной детализации и проработке представлений об альтернативных способах поведения.
Более успешному достижению этой цели помогает взвешивающая позиция психотерапевта. Клиенты часто бывают очень категоричны в обоснованиях и склонны «держаться» за свои старые взгляды и представления. Для преодоления подобной ригидности психотерапевту уместно обращать внимание клиента и на положительные, и на отрицательные стороны того или иного решения. Так, человек, стремящийся к совершенству во всем, будет склонен приводить однополярную аргументацию относительно того, почему он должен быть таким, и при этом упустит из внимания многие другие аргументы. Если обращать его внимание и стимулировать детализованную проработку представлений о выгодах от других способов поведения и восприятия, это поможет уменьшить ригидность изначальной автоматической мысли.
Практический пример
Клиентка с легким депрессивным эпизодом без соматических симптомов после разрыва отношений с мужем, по инициативе которого 2 месяца назад состоялся официальный развод.
Предварительно была идентифицирована проблемная ABC, где А — разрыв отношений с мужем, В — автоматическая мысль: «Я буду несчастливой без него», С — подавленность и тоска.
Клиентка: Я не могу быть счастлива без мужа! Терапевт: Почему?
К.: Потому что я не знаю, как жить без него. Он ведь все делал
и все решал в нашей семье. Я ничего сама не смогу. Т.: Понятно, что он все решал. Но как это может быть связано с тем, что вы ничего без него не можете. Как вы это узнали? К.: Не знаю, я так чувствую (плачет). Т.: Что это за чувство? К.: Тоска и безысходность (плачет).
Т.: Вы ничего не можете и тоскуете оттого, что вы такая? К.: Нет, я тоскую по нему.
Т.: Ваши чувства относительно мужа понятны. Но мы сейчас говорим о ваших способностях. Каковы они?
К.: Не знаю даже. Я ведь действительно ничего сама не делала.
Т.: А вам всегда нравилось, что вы ничего не делали?
К.: Нет, конечно. Все-таки, что-то я делала сама.
Т.: Что например?
К.: Я сама нашла свою работу.
Т.: Это все?
К.: Да (плачет).
Т.: Скажите, из вашего разрыва с мужем (А в ABC-схеме) следует единственный вывод, что вы будете несчастливы без него? Какие-то еще последствия возможны?
К.: Раз я буду несчастлива, значит все будет плохо и жить не стоит.
Т.: Подождите, этот вывод вы делаете из своей мысли, что будете несчастливы. Мы говорим не о выводах и последствиях из этой мысли, а о том, какие еще могут быть последствия разрыва отношений?
К.: Не знаю. Я не понимаю (плачет).
Т.: Кроме того, что вы будете несчастливой, ведь вы будете еще и свободной для других мужчин. Так?
К.: Кому я нужна, мне уже 35 лет?
Т.: А вы исследовали этот вопрос и обращали внимание, будучи замужем, на то — смотрят на вас другие мужчины или нет?
К.: Нет, конечно. Я только его любила.
Т.: То есть, насколько вы можете быть привлекательны для других мужчин, вам неизвестно?
К.: Я не хочу быть ни для кого привлекательной. Я хочу, чтобы он вернулся.
Пошаговый алгоритм
Обоснованное предложение альтернатив.
Детализация представлений
об альтернативах и стимулирование пациента
к самостоятельной детализации и проработке представлений об альтернативных способах поведения. Т.: Какие у вас есть основания считать, что он может вернуться? Ведь он сам ушел от вас и, насколько я понял, у него есть другая женщина. К.: Подскажите мне, как его вернуть? Что я должна сделать?
Т.: А зачем вы его хотите вернуть?
К.: Я буду с ним счастлива и его любить буду.
Т.: Но вы уже были с ним...
К.: Я исправлюсь и не буду больше ругаться с ним.
Т.: Что мешало сделать это раньше?
К.: Мне казалось, что он мало беспокоился о семье, вот я и ругалась.
Т.: О семье — значит о вас?
К.: Я ребенка хотела.
Т.: И что помешало родить ребенка?
К.: Я была не уверена в том, что он сможет нас обеспечить всем необходимым, когда я выйду в декретный отпуск.
Т.: А что — сейчас эта уверенность появилась?
К.: Нет.
Т.: Так кто вам нужен — муж, который, по вашему мнению, не сможет вас с ребенком обеспечивать, или ребенок?
К.: Мне просто нормальную семью хочется.
Т.: А с ним у вас была нормальная семья, притом что вы боялись рожать ребенка?
К.: Нет. Но я могу постараться.
Т.: Постараться что?
К.: Не знаю что (плачет)...
Т.: Вы можете постараться вернуть мужа, с которым вы опасаетесь рожать ребенка, родить ребенка без мужа или создать новую семью? В чем вы готовы стараться и прикладывать усилия?
К.: Не знаю (плачет).
Т.: Давайте взвесим плюсы и минусы каждого из способов.
К.: Давайте. Как это сделать?
Т.: Но прежде скажите, вам действительно важно рассмотреть другие способы? Если да, то почему?
К.: Да важно, конечно. Потому что он не вернется (плачет).
Комментарий
Как видно из данного примера, клиентка смогла принять,
что существуют и другие варианты развития событий кроме
как возвращение ее мужа. Что собственно и являлось главной
задачей на данном этапе терапии. Для дальнейшего лечения в ее случае применялась техника исследования выгод и издержек.
В данном случае решено было не выполнять вторую часть данной техники целиком (детализация представлений альтернативного сценария), а включить ее в технику исследования выгод и издержек (см. ниже).
Распространенные проблемы и способы их решения
Возврат к начальной формулировке. Несмотря на то, что
уже скрупулезно рассматривались другие альтернативы — клиент сообщает, что его вариант поведения наиболее уместен. Решение: причин для такого рода заявлений чаще бывает три:
Негативные эмоции не были достаточно исследованы и проработаны, и их коррекцию надо проводить вновь, начиная с ABC-анализа и коррекции лозунга, порождающего проблемное чувство (это не циклическое изучение одного и того же, а другой не выявленный ранее лозунг).
Тревога клиента в связи с его самооценкой и пригодностью для реализации других сценариев развития ситуации или тревога, связанная с непривычностью управления ситуациями вообще и данной ситуацией в частности.
Клиент был недостаточно вовлечен в обсуждение других возможностей и пассивен, что спровоцировало психотерапевта выступать не стимулятором процесса, а подменять активность клиента своей активностью и своими мыслями относительно других, альтернативных способов поведения.
4. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫГОД И ИЗДЕРЖЕК
Иногда оказывается полезным исследование выгод и издержек от применения того или иного лозунга (автоматической мысли). Чаще всего автоматически употребляемые лозунги не только не осознаются, но и не имеют достаточной прагматической взвешенности. Но и у тех клиентов, которые смогли обнаружить свою автоматическую мысль (источник проблемного реагирования), прагматическая оценка также оказывается недостаточно взвешенной и нуждается в более точном формулировании.
ПОРЯДОК ДЕЙСТВИИ
Поиск дилемм и их формулирование
В качестве дилемм могут выступать альтернативные мысли или действительные дилеммы, когда выбор той или иной стратегии поведения представляется неочевидным и затруднительным. Часто дилеммы возникают в связи с неадекватной оценкой ситуации и тяготением клиента к привычным способам поведения в ущерб новым, возможно более перспективным, но мало известным, а потому тревожащим. В таком случае дополнительно потребуется ABC-анализ и коррекция мыслей, порождающих тревожные опасения.
Предоставление информации клиенту о предлагаемом способе взвешивания и обсуждение данного способа
с оценкой его надежности и в сравнении со способами, которыми обычно или в данной ситуации пользуется клиент
После идентификации возможных альтернатив клиентам предлагается оценить выгоды и издержки для каждой из них. С этой целью понадобится включить в описание той или иной альтернативы как можно большее число категорий.
Категориями альтернативы выступают ее качественные характеристики. Например, категориями для такого сценария, как «родить ребенка», могут быть: чувство любви, ощущение значимости своей жизни, чувство ответственности, необходимость больше зарабатывать денег и/или экономить их, и т.д. То есть категориями описания той или иной ситуации служат связанные с этой ситуацией последствия и/или значимые события при ее достижении (например, решение добиться повышения в должности предполагает не только исследование по категориям последствий, но и изучение того, какие действия придется предпринять для достижения такой цели).
Каждая из категорий требует оценки в баллах по шкале от О до 100% (или баллов). При этом удобнее, когда выгоды + издержки = 100% (или баллов), это стимулирует принятие более взвешенных и сбалансированных решений.
Совместное пробное заполнение таблицы по нескольким описательным категориям и выставление баллов
Совместная работа при использовании данной техники позволяет клиенту быстрее и эффективнее овладеть навыками принятия взвешенных решений.
Самостоятельное (выполняется клиентом) заполнение таблицы с поиском других категорий описания ситуации с оценкой выгод
и издержек в баллах
После того как клиент продемонстрирует достаточную самостоятельность в заполнении таблицы, есть смысл дать ему возможность осмыслить данную процедуру и апробировать ее без вмешательства психотерапевта. В более непринужденной обстановке.
Совместно с психотерапевтом исследуются другие, неучтенные клиентом описательные категории
и выравнивается их количество по альтернативным сюжетам дилеммы
Существует очень высокая вероятность, что клиент рассмотрит мало описательных категорий для одних альтернатив и много для других (чаще для привычных или иррационально желательных) . В таком случае требуется повторное (иногда до 3-х совместных сессий) совместное изучение последствий достижения той или иной цели начиная пункта 3 данной техники.
Использование программы по «Минимизации издержек и последовательным достижениям», общий смысл которой предполагает:
а) создание контрольного списка издержек (в список входят все потенциально ожидаемые проблемы);
б) разработку способов минимизации потерь и затрат (в контрольном списке издержек клиент самостоятельно выбирает проблемы, решение которых в данное время считает наиболее актуальным, после чего совместно с психотерапевтом или самостоятельно выстраиваются и прописываются наиболее приемлемые способы поведения в связи с данной издержкой);
в) ведение списка достижений (в него регулярно вносятся все достижения, прямо или косвенно связанные с достижением обозначенных целей и планы по осуществлению намерений);
г) стимулирование у клиента адекватных представлений о своей социальной компетентности (каждое достижение приписывается усилиям самого клиента, а не усилиям психотерапевта).
Программа включает в себя решения ряда проблем и достижение таких целей, как:
Структурирование ожидаемых проблем;
Уменьшение уровня тревоги в связи с представлениями о тяжести последствий издержек (их катастрофиза- ция);
Обеспечение готовности клиента к принятию издержек (совместная подготовка и обсуждение стратегии поведения клиента в связи с той или иной издержкой включают обсуждение принятия негативных последствий и способы совладения с ними);
Обеспечение последовательности движения от простых задач к более сложным.
Практический пример
(Продолжение клиентского случая из техники поиска альтернатив)
Т.: Для начала предлагаю оценить, какие ситуации вам действительно важно исследовать: возвращение к вам мужа, рождение ребенка без замужества или создание полной семьи, где есть и муж, и ребенок? К.: Конечно, я хочу создать полную семью. Т.: Это понятно. Но я предлагаю взвесить все выгоды и издержки, которые вы будете иметь в каждом из трех случаев, или еще и в тех случаях, которые вы предложите. У каждого человека своя, уникальная ситуация, и кроме желания вам потребуется прикладывать усилия, которые для одного человека могут казаться простыми и легкими, а для другого — немыслимо сложными.
К.: Поняла. Но тогда мы можем рассмотреть еще один вариант?
Т.: Да, я очень рад, что именно вы предлагаете варианты, а не только я.
К.: Я думаю, что еще я могла бы больше не выходить замуж и строить отношения, как моя подруга — с кем хочу и так долго, сколько сама решу.
Т.: А те три будем рассматривать? Они для вас интересны?
К.: Да, очевидно, что и они имеют значение. Давайте сравним, чтобы потом я уже ни о чем не жалела.
Т.: Совершенно точно. Задача этого подробного сравнительного исследования в том, чтобы принять наиболее приемлемое решение и взвесить как можно больше за и против. Для начала составим таблицу, в которую вы сможете вносить значения.
| Вернуть мужа
| Родить ребенка, не выходя замуж
| Создать полную семью
| Свободные отношения
|
| Выгоды
| Издержки
| Выгоды
| Издержки
| Выгоды
| Издержки
| Выгоды
| Издержки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В каждой из строк этой таблицы нам потребуется записывать самые разные выгоды или издержки. В таблицу могут вноситься как выгоды и издержки от процесса достижения данной цели, так и последствия достижения данной цели.
В столбцах выгод и издержек мы будем вести их оценку по 100-балльной шкале. В столбцах выгоды 0 — баллов невыгодно вообще, 100 баллов — максимально возможная выгода. То же и об издержках — потребуется указать их качество в баллах от 0 до 100, где 0 — нет издержек, а 100 баллов — максимально невыгодные издержки и проблемы. К.: Да, все понятно.
Т.: Как вы считаете, такой способ надежнее, чем тот, которым вы обычно пользуетесь для принятия решения? И какой он, ваш способ? К.: Не знаю, глупый у меня способ. Я когда-то писала бизнес- план, там использовался такой же принцип оценки. Я выписывала много разных параметров по нашему предприятию, и банк выдал моей компании кредит под этот бизнес-
план. Я думаю, что этому способу могу доверять.
Т.: Тогда попробуем рассмотреть несколько случаев. Начнем с первого столбца «Вернуть мужа». Какие выгоды вы видите в этом?
К.: Как какие? Много. Я буду жить с любимым человеком. Смогу родить детей. Смогу быть счастливой.
Т.: Хорошо, давайте по порядку. Первым вы назвали «жить с любимым человеком». Выделим здесь две части. Первая — вы сможете его любить, вторая он будет любить вас. Начнем с первой части — вы сможете любить его. Сколько баллов выгоды вы ставите этому пункту?
К.: 100 баллов.
Т.: Хорошо. Предположим, что это так. Но вы будете не свободны для других отношений, и возможно, что не сможете составить еще более лучшую семейную партию. Сколько баллов издержек вы поставите такой перспективе?
К.: Ну, немного. Баллов 10.
Т.: Может ли тогда выгода быть 100 баллов, ведь 10 баллов вы отдаете на издержки?
Пошаговый алгоритм
Поиск дилемм
и их формулирование.
Предоставление информации пациенту о предлагаемом способе взвешивания
и обсуждение данного способа с оценкой его надежности и в сравнении со способами, которыми обычно или в данной ситуации пользуется пациент.
Совместное, пробное заполнение таблицы по нескольким описательным категориям с выставлением баллов.
Самостоятельное (выполняется пациентом) заполнение таблицы
с поиском других категорий описания ситуации, с оценкой выгод и издержек в баллах.
Совместно
с психотерапевтом исследуются другие, неучтенные пациентом описательные категории и выравнивается их количество по альтернативным сюжетам дилеммы.
Использовать программу «Минимизация издержек и последовательные достижен ия».
К.: Пусть будет 90. Хотя нет — 95.
Т.: Таким образом, выгоды — 95, а издержки — 5?
К.: Да. Так правильнее.
Т.: Перейдем к другой стороне. Жить в любви означает не только, что вы любите, но и то, что любят вас. Ваш муж имеет к вам какое-то количество любви, несмотря на то, что он ушел от вас?
К.: Не знаю. Мне хочется, чтобы он меня любил.
Т.: Это понятно. Но сколько баллов любви он к вам имеет, по вашим ощущениям?
К.: (Плачет.) Мне кажется, он меня любит. Это она его охмурила.
Т.: И все-таки, сколько баллов вы дадите?
К.: Не знаю, 70.
Т.: Хорошо. Это не заниженная оценка?
К.: Нет.
Т.: Тогда у нас в таблице уже могут быть внесены две выгоды. Вы сможете любить мужа — 95 баллов, и он будет любить вас — 70 баллов. Издержку мы пока нашли одну — на 5 баллов.
К.: Как-то не верится, что все так оптимистично.
Т.: Мы не внесли в анализ много других пунктов. Изучая только две выгоды, мы не взвесили все издержки и другие выгоды.
К.: А в сумме выгоды + издержки должно быть 100 баллов?
Т.: В конечном итоге — да.
К.: Тогда издержек от того, что он будет меня любить так, как он это делал, будет больше, около 40, значит выгод не 70, а 60.
Т.: Хорошо. Вы сами сможете исправить эту цифру. Я предлагаю вам изучить и взвесить как можно большее число выгод и издержек по каждому пункту, а на нашей следующей встрече провести анализ того, насколько широко вы изучили и описали эту ситуацию. Отнеситесь к технической стороне задания, как к своего рода составлению бизнес-плана, где надо указать как можно большее количество выгод и недостатков, что позволит суммировать все показатели вместе и понять, какой столбец окажется самым выгодным или трудным.
К.: Да, поняла.
| Вернуть мужа
| Родить ребенка, не выходя замуж
| Создать полную семью
| Свободные отношения
| Выгоды
| Издержки
| Выгоды
| Издержки
| Выгоды
| Издержки
| Выгоды
| Издержки
| Я смогу любить мужа
| 95
| 5
|
|
|
|
|
|
| Муж будет любить меня
| 70 (испр. на 60)
| 40
|
|
|
|
|
|
|
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |