Решение: требуется совместное с психотерапевтом ведение дневника. Обычно бывает достаточно нескольких демонстраций того, как может быть заполнена «Таблица доказательств», но иногда может потребоваться более масштабное участие терапевта в этом процессе. По крайней мере, автору приходилось сталкиваться со случаями, когда психотерапевт тратил до четырех сессий на формирование у клиента (при некоторых расстройствах личности) самостоятельных навыков атрибуи- рования и заполнения «Таблицы доказательств».
11. КОГНИТИВНАЯ МОДИФИКАЦИЯ ЧЕРЕЗ ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ
Наши представления могут меняться не только через их переосмысление, но и за счет поведенческого опыта, когда за счет поведенческой практики складываются новые или изменяются старые автоматические мысли.
Наиболее часто эта техника применяется с целью коррекции неадаптивных представлений о себе.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ
ABC-анализ и формулирование адаптивного лозунга (В)
Прежде чем приступить к исполнению данной техники, требуется провести ABC-анализ, сформулировать старый лозунг и провести трансформацию автоматической мысли в более адаптивный лозунг.
Анализ и обработка критериев оценки
В старом лозунге (первоначальное В) надо выделить главное из утверждений (если их несколько) и сформулировать реалистичные критерии оценки, по которым можно судить, сработал лозунг или нет.
Составление оценочной таблицы
Далее надо оформить в виде таблицы выделенные критерии, подтверждающие и опровергающие лозунг.
| Критерии, подтверждающие старый лозунг (В)
| Критерии, отрицающие старый лозунг
| Описание критериев
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1
| 2
| 3
| 4
| Ситуация (событие)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В приведенной таблице под номерами 1, 2, 3, 4, 5 имеются в виду критерии оценки, сформулированные совместно с клиентом. Под событием или ситуацией понимаются те события, которые связаны с запуском проблемной ABC (то есть указывается конкретная ситуация (А)).
Поведенческая деятельность клиента и сбор материала для анализа результатов.
После того как клиент научается самостоятельному заполнению таблицы, ему предлагается произвести сбор материала так, как будто это настоящее научное исследование и для последующей совместной с терапевтом обработки требуются данные всех полевых измерений.
Формирование вывода по результатам исследования и, если требуется, то продолжение исследования.
После того как клиент предоставляет собранные данные, требуется их обсуждение и формулирование взвешенного вывода.
Практический пример
Клиентка с социофобией имела паттерн представлений о себе, как о стеснительном человеке. Она смущалась выступлений на публике и боялась оказаться в центре внимания даже небольшой группы знакомых людей.
Т.: Как вы объясняете причины своей стеснительности? К.: Не знаю. Мне кажется,
что на меня все смотрят. Т.: И что они делают, когда
смотрят на вас? К.: Как бы оценивают и
наверное осуждают меня. Т.: За что они вас могут
Пошаговый алгоритм
АВС-анализ
и формулирование адаптивного лозунга (В).
Анализ и обработка критериев оценки.
Составление оценочной таблицы.
Поведенческая деятельность пациента и сбор материала для анализа результатов.
Формирование вывода по результатам исследования и,
если требуется,
продолжение
исследования. осуждать? К.: За то, как я выгляжу, держусь и веду себя. Т.: Как вы об этом узнаете? Они к вам подходят и говорят об этом? К.: Нет, не подходят. Но я же вижу, что они оценивают. Т.: Какие вы видите признаки,
что вас оценивают? К.: Смотрят очень внимательно, думают над тем, что я сказала неправильно или сделала нелепую физиономию. Т.: А для чего им это? К.: Они же пришли послушать.
Т.: Для чего им вас оценивать? Какова их мотивация делать это, да и к тому же целенаправленно искать ваши возможные недочеты? К.: Ну, люди вообще очень скептически ко мне настроены. Т.: Возвращаясь к ABC-анализу, мы можем сказать, что А — на меня смотрят люди, В — люди настроены ко мне скептически, С — какая у вас возникает реакция? К.: Да, все верно. С — я тревожусь.
Далее психотерапевт и клиентка переформулировали (см. соответствующую технику) этот лозунг (В) в более адаптивный. Удалось создать следующую формулировку — «Естьлюди, которые могут дать неприятную для меня оценку».
Исследование того, каков возможный процент таких людей, с перебором конкретных имен ее знакомых показало, что таких людей среди ближнего окружения 0%. Однако клиентка предположила, что такие люди могут быть в среде незнакомых, с которыми она иногда вынуждена контактировать.
Т.: Как можно узнать этот процент?
К.: Не знаю. Это можно выяснить только познакомившись и
узнав человека. Т.: Что именно вы узнаете в человеке? На основании чего вы строите вывод, что «этот человек ко мне относится негативно»? К.: Это чувствуется.
Т.: Через что это чувствуется, через речь, вид или существуют еще какие-то сигналы?
Далее терапевт и клиентка составили перечень признаков, свидетельствующих о негативном и позитивном отношении к ней. После чего была составлена таблица из 12 признаков негативного отношения и 14 — положительного.
После чего клиентке было предложено (помимо замены старого лозунга на новый) провести самостоятельное исследование того, как к ней относятся незнакомые люди. С этой целью был намечен список потенциальных контактов на ближайшую неделю. После общения и знакомства с новым человеком предлагалось осуществить заполнение таблицы с признаками негативного и положительного отношения к ней. Таблица заполнялась для каждого человека в отдельности. Всего клиентка вступила в контакт и проанализировала по таблице реакции 9 человек. В результате ею было указано только три признака негативного отношения. При этом в двух случаях она сомневалась.
Т.: Как вы прокомментируете эти результаты?
К.: Даже не знаю, что и сказать. Видимо я была неправа.
Т.: То есть сейчас вы уверены, что все незнакомые люди к вам
доброжелательны ? К.: Мне понятно, что не все. Но ведь кто-то может. Т.: Безусловно. К.: Что мне тогда делать?
Комментарий
Как видно из данного примера, благодаря исследовательскому поведению клиентке удалось за весьма короткий срок трансформировать свой старый лозунг в новый. Возникшие сомнения, связанные с возможностью существования людей, способных отнестись к ней негативно, были реалистичны. Поэтому адекватным (с точки зрения дальнейшей адаптивности поведения и оценок) было формирование ранее неизвестного для больной поведения, направленного на совладание с возможной агрессией и негативными оценками. Новая стратегия поведения строилась на технике погружения в роль, описанной в следующем разделе.
В ряде случаев когнитивные изменения достигаются несколько иным путем. Так, у клиентки, переживающей тяжелый депрессивный эпизод, раньше было увлечение рисованием. Однако по мере развития и утяжеления симптомов депрессии это увлечение отошло на задний план, а вскоре она вообще прекратила свои художественные занятия. В данном случае мишенью терапии были выбраны ее представления о себе, что она ничего не может сделать хорошо (В) и такой поведенческий симптом, как уклонение от деятельности. После того как были уточнены критерии, по которым она может ставить себе такую оценку, ей было предложено рисовать картины и вместе с терапевтом обсуждать оценки.
В итоге клиентка стала вовлекаться в процесс рисования, активно дискутировала с терапевтом о критериях оценки своих рисунков (с акцентом на положительные оценки). Довольно быстро стала откликаться на предложение нарисовать картину, больше отвечающую ее требованиям. Несмотря на то, что клиентка длительное время отказывалась считать свои работы сколь-либо ценными, она занялась своим любимым делом, исследуя свои критерии положительных и негативных оценок, и со временем смогла пересмотреть свой лозунг, что она ничего не может сделать хорошо.
Распространенные проблемы и способы их решения
Наиболее частой проблемой при выполнении данной техники являются сомнения клиента в доверии к полученным результатам и выводам.
Решение проблемы может быть в совместном обсуждении других способов того, как вообще узнавать что-либо, выгодно ли доверять своим знаниям и опыту или выгоднее полагаться на чужие знания. Часто при таких обсуждениях вскрываются глубинные проблемные представления, коррекция которых становится тактической целью.
12. ПОГРУЖЕНИЕ В РОЛЬ
Техника удобна для создания новых или развития недостаточно усвоенных способов поведения. Относится к одному из широко известных способов, заключающемуся в погружении и проникновении в сущность тех или иных психологических черт, носителем которых выступает некий персонаж. Этот подход можно назвать «бытовой демо-версией» системы Станиславского.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ
1. Идентификация терапевтической мишени
Важно определиться, какое именно поведение требуется усилить или создать у клиента.
Выбор ресурсной роли и ее анализ
Ресурсная роль, или роль-носитель необходимых психологических черт, должна быть известна психотерапевту. Анализ этой роли предполагает проверку ее адекватности и стимулирует клиента к осознанию конкретных характеристик.
Создание рабочих гипотез о внутреннем поведении персонажа
Проникновение во внутренний мир персонажа означает понимание стратегии внутреннего поведения. Иногда это проникновение бывает крайне затруднительным для клиента и может потребоваться отдельная сессия на формулировку достаточно правдоподобных рабочих гипотез.
Практическое отслеживание
Самостоятельная игра и ведение отчета предполагают постепенное и плавное вживание во внешние проявления персонажа и попутный анализ его внутренних стратегий.
Анализ отчета
По сути эта процедура включает изучение и коррекцию отношения клиента к тем или иным внутренним стратегиям и позволяет решить вопросы, связанные с новыми формулировками, отказами от применения одних способов внутреннего проживания роли и с выбором иных способов.
Практический пример
Клиент обратился в связи с проблемами неуверенного поведения. Смущался выступать на публике, на высоте переживаемого волнения начинал заикаться (заикание неорганического происхождения), краснел, демонстрировал множество форм избегающего поведения.
Терапевт: Я предлагаю вам попробовать пожить немного жизнью уверенного в себе человека. Точнее говоря, сыграть для начала роль этого человека, подобно тому, как это делают артисты. Вы можете привести в пример кого-нибудь, кто может считаться уверенным в себе? Выберите среди персонажей кино или общеизвестных людей, так чтобы я тоже мог его знать.
Клиент: Мне всегда нравился Штирлиц из «Семнадцати мгновений...»
Т.: Вы считаете его уверенным в себе человеком?
К.: Да, он уверен в себе.
Т.: Какие его особенности, манеры вы относите к проявлениям уверенности?
К.: Он всегда оставался хладнокровным, даже при угрозе жизни и никого не смущался.
Т.: Кроме внешнего проявления его хладнокровия нам понадобится предположить, что ему позволяло оставаться хладнокровным в опасных ситуациях.
К.: Не знаю, наверное, его аналитический склад ума.
Т.: В чем это качество может заключаться?
К.: Ну, он все время размышлял над происходящим и контролировал ситуацию.
Т.: Разве он всегда ее контролировал? Откуда тогда возникали угрозы лдя его жизни и безопасности?
К.: Да, видимо не всегда.
Пошаговый алгоритм
Идентификация терапевтической мишени.
Выбор ресурсной роли и ее анализ.
Создание рабочих гипотез
о внутреннем поведении персонажа.
Практическое отслеживание.
Анализ отчета.
Т.: Тогда что ему могло позволять оставаться хладнокровным?
К.: Выдержка, наверное?
Т.: Что это за качество?
К.: Способность контролировать свои эмоции.
Т.: То есть эмоции у него были, просто он умело контролировал их проявление ?
К.: Да, точно.
Т.: Штирлиц ведь был человеком? Что же за эмоции у него могли возникать при угрозе для жизни?
К.: Вы думаете, он боялся?
Т.: А вы как думаете?
К.: Получается, что боялся. Я как- то не задумывался о том, что Штирлиц мог бояться.
Т.: Как вам эта мысль?
К.: Непривычно как-то так думать о Штирлице.
Т.: Я бы тоже боялся, а вы?
К.: Конечно.
Т.: Но у него была еще одна черта: он умел контролировать свой страх и тревогу. Как вы думаете, что он делал внутри самого себя, что так хорошо контролировал страх?
К.: Не знаю даже.
Т.: Давайте сделаем несколько предположений, потом опробуем их и выберем то, что лучше всего подходит вам.
К.: У меня есть вариант, что он думал не о страхе, а о том, как лучше поступить для дела.
Т.: Да, это интересный способ. Берем его?
К.: Берем.
Т.: Что еще мог делать Штирлиц?
К.: Больше не знаю. Возможно, просто игнорировал свой страх?
Т.: Тоже вариант. Мы можем пока ограничиться двумя способами управления страхом; если появятся новые идеи по ходу нашего артистического исследования Штирлица, то сможем и их попробовать. Согласны?
К.: Да, а что делать-то нужно?
Т.: Предлагаю постараться воспроизвести имидж Штирлица, то есть вести себя так, как вел себя он. Это о внешних проявлениях.
К.: Нуда, это нетрудно.
Т.: Но нас интересует не все его поведение, а те моменты, когда он попадал в экстренные ситуации.
К.: Но у меня таких ситуаций нет.
Т.: У вас это могут быть ситуации взаимодействия с другими людьми. Ведь для вас именно они являются стрессирую- щими.
К.: Да, понял.
Т.: Предлагаю следующий график актерской игры: в первый день дважды погрузиться в роль Штирлица на 5 — 10 минут, будучи дома наедине с самим собой. Во второй день также два раза по 5—10 минут попробовать погружение в роль Штирлица, но уже в присутствии домочадцев. На третий день — в присутствии знакомых, а на четвертый — в присутствии посторонних людей.
К.: Понятно. Я запишу?
Далее терапевт и клиент составили более уточненный график, согласовав его с возможностями общения клиента.
Т.: Кроме внешней стороны есть еще и внутренняя. Кроме задачи изобразить Штирлица, у нас есть еще одна — изучить его внутренний мир, что он делал внутри себя, чтобы справиться со стрессом.
К.: Это как?
Т.: Вы сделали два предположения. Первое, что он думал не о страхе, а о деле, и второе — он мог игнорировать свой страх. Возьмите два листа бумаги и напишите на первом — «Если игнорировать свой страх», и на втором — «Если думать о деле». Представьте, что это два заголовка к отчету по исследованиям. Каждый раз, после того как вы сыграете роль Штирлица, вносите в эти отчеты свои рассуждения и комментарии. Понятно, что играя роль Штирлица, вам потребуется обращать свое внимание не только на саму актерскую игру, но и на эффективность этих двух способов управления страхом. Единственный раз, когда погружаться во внутренний мир Штирлица не надо, это ваша первая игра роли дома, наедине с собой. Так будет удобнее: сначала собрать внешнее его поведение, а лишь потом начать исследование и заполнение отчетов.
К.: Да, понятно. А если у меня не получится справиться со страхом?
Т.: Например, если вы решите исследовать эффективность способа «Если думать о деле» и играя роль Штирлица почувствуете страх, то запишите — думал о деле на столько-то процентов активности, страх был столько-то процентов выраженности. Проценты активности — это интенсивность использования подходов «Если думать о деле» или «Если игнорировать свой страх», 0% активности — это вообще не применял данный подход, а 100% — был погружен в данный способ полностью. Баллы выраженности реакции проставьте так, как мы это делали, работая с ABC.
К.: Да, понятно.
Комментарий
В дальнейшем клиент исследовал еще две роли кроме Штирлица и, ведя отчеты, обнаружил, что способен достаточно эффективно справляться со своим страхом. Подключение АВС- анализа и других методов позволило сформировать весьма успешную стратегию и внешнего, и внутреннего поведения.
Распространенные проблемы и способы их решения
Применение этой техники обычно не вызывает трудностей. Важно иметь в виду постепенность актерской нагрузки (подключите технику градиента), правильную расстановку акцентов внимания (не игра ради игры и простое копирование, а внутреннее исследование, что позволит понимать роль), обязательный подробный анализ отчетов вместе с терапевтом.
13. СОЗДАНИЕ ШКАЛ
Очень часто в практике когнитивно-поведенческой психотерапии встает проблема измерения того или иного психического или физического ощущения. Решение этой проблемы заключается в использовании разных модификаций визуально- аналоговой шкалы, весьма распространенного способа измерений субъективных величин в сенсорной психофизике.
Наиболее часто применяются измерительные шкалы от О до ЮилиотОдо 100 единиц. В качестве единиц измерения можно использовать баллы или проценты.
Практический пример
Клиентка с хроническими болями в спине в связи с заболеванием соединительной ткани.
Клиентка: Боль достаточно сильная и практически постоянная, в разных местах. Немного пройдет в верхней части груди, как заболит шея и поясница. Терапевт: Боль разная по ощущениям в зависимости от места? К.: Нет. Независимо от того, где она находится, ощущения почти одинаковые. Сначала острая простреливающая боль, как будто что-то заклинило, а потом — сильная интенсив-
ная. Особой разницы — будь то поясница или шея — нет. Т.: Попробуем подобрать характеристики ощущений более подробно.
Далее терапевт и клиентка с помощью Дартмутского болевого опросника подбирали описание характера болевых ощущений.
Т.: Таким образом, мы имеем 12 характеристик боли. Предлагаю каждую из них оценить в баллах выраженности. Возьмем за 0 баллов — характеристика отсутствует, а 100 баллов — максимально выраженная характеристика.
Терапевт и клиент дали оценку всех характеристик боли. В силу большого объема данных, ограничимся в нашем описании только четырьмя характеристиками:
распирание — 20 баллов;
жжение — 30 баллов;
скручивание — 20 баллов;
проникающий характер — 40 баллов.
Общая интенсивность боли (интегральная характеристика) — 30 баллов.
Т.: Предлагаю для каждой их этих характеристик придумать ощущение-антагонист. По принципу противоположностей. Так, горячему соответствует холодное и так далее. К.: Распиранию может соответствовать, скажем, сжимание. Жжению соответствует, наверное, охлаждение. Скручиванию — выпрямление, а проникновению — вынимание. Т.: Хорошо. Есть ощущение, что это противоположные характеристики. Попробуем проверить их в деле, и если они окажутся не очень эффективны, будем искать более действенные. Начнем с первой характеристики, и далее будем двигаться по нашему списку. Сколько баллов распирания вы ощущаете прямо сейчас? Прислушайтесь к себе. К.: Около 20 баллов.
Т.: Антагонистом этого ощущения решено взять чувство сжимания. Нашей задачей будет — научиться искусственно вызывать у себя ощущение-антагонист там, где есть болевое ощущение. Где распирает?
К.: Под лопатками и в пояснице.
Т.: Представьте, как это распирание может сжимать. К.: Да, представила, но так хуже. Боль усилилась. Т.: Увы, вероятно, мы с вами ошиблись в выборе чувства антагониста. Что можно было бы противопоставить именно рас- пиранию — есть еще варианты? К.: У меня есть одно ощущение, но я не могу его назвать каким-либо словом. Т.: Такое вполне возможно. В нашей речи не все еще имеет свои обозначения. Придумайте сами название этому ощущению.
К.: Собирание, какое-то, что ли?!
Т.: Сколько баллов этого чувства вы можете у себя вызвать в
том месте, где распирало? К.: Баллов5.
Т.: Попробуйте усилить это ощущение. Для этого прислушайтесь к нему и постарайтесь в него погрузиться. Для хорошего погружения понадобится еще не одна тренировка, но постепенно можно научиться довольно быстро вызывать у себя нужное чувство. К.: Да, баллов 30 есть.
Т.: Как при этом меняется ощущение распирания? К.: Стало меньше около 10 баллов!
Далее терапевт и клиентка вызывали чувства-антагонисты по каждой из характеристик боли. В конце терапевт попросил дать оценку общей интенсивности болевых ощущений (интегральная характеристика). Выяснилось, что боли стало 5 баллов.
Комментарий
В дальнейшем терапевт и клиент развивали навыки погружения в состояния-антагонисты, Собирая противоболевые ощущения, клиентка тренировалась представлять по два, а позднее и по три ощущения одновременно. Пробовала разные комбинации. Результаты терапии позволили клиентке значительно повысить качество жизни. Однако она была вынуждена постоянно заниматься данными упражнениями и периодически испытывала приступы острой боли.
Распространенные проблемы и способы их решения
При создании шкал проблемы возникают редко в силу простоты самой процедуры. Наиболее серьезным препятствием является отсутствие движения по шкале, несмотря на применение разных технических приемов, направленных на смещение величины ощущения.
Решение возможно за счет увеличения чувствительности шкалы (не от 0 до 10, а от 0 до 100 или даже от 0 до 1 ООО). Другой вариант — возможно, у клиента психотическое расстройство или серьезная соматическая проблема. Третий вариант — попробовать выделить в корректируемом ощущении несколько составляющих и корректировать их по отдельности, как в приведенном практическом примере, когда ощущение боли было раздроблено на 12 ощущений.
ГЛАВА 3 КОРРЕКЦИЯ СТРАТЕГИЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
Ошибочные стратегии обработки информации способны порождать большое количество неадаптивных ценностных умозаключений, последние, в свою очередь, могут закрепляться, становясь привычными автоматическими мыслями.
В психотерапевтической практике и в психологическом консультировании коррекция стилей играет одну из наиболее важных ролей в достижении результата психотерапии. Для коррекции могут использоваться любые из базовых техник. В то же время существуют специализированные дополнительные технические подходы для каждого из стилей. Комбинация специализированных техник, рассматриваемых ниже, и базовых техник с обязательным ABC-анализом позволяет трансформировать патогенный (с латинского это буквально переводится как «порождающий патологию») стиль и создать новый (а иногда «реставрировать» старый), более адаптивный способ обработки информации и связанное с ним поведение.*
1. «ЧТЕНИЕ МЫСЛЕЙ»
Попытки понимать и предсказывать поведение окружающих характерны для любого здорового человека. То есть суще-
Далее в описаниях проведения техник приводятся не полные диалоги из реальных психотерапевтических сессий, а их выдержки, стилизованные в пользу большей очевидности логической структуры техники. Выдержки прерываются на завершении техник и не демонстрируют результатов терапии в целом. При этом из диалогов исключены те части, где применялись базовые техники, использовавшиеся во всех случаях; — они удалены из приводимых описаний для большей наглядности описываемых техник!
ствует некое здоровое «чтение мыслей», для которого характерна аргументированность и эмпирическая обоснованность предположений, «что думает другой человек?». Это чтение мыслей предполагает использование поправок в рассуждении, если предположение не подтверждается.
В случае, когда «чтение мыслей» становится доминирующей стратегией, и аргументация предположений недостаточна или вовсе отсутствует, происходит неадаптивное и иррациональное «додумывание». За другого человека предполагаются его возможные оценки той или иной ситуации. Например, клиентка может думать, что ее муж не любит ее. Соответственно, одна из автоматических мыслей, порождаемых стратегией «чтения мыслей», может выглядеть, как: «Он думает, что я — некрасивая». При этом вывод строится не столько на реальных сигналах, что другой человек действительно так подумал, сколько на склонности клиента предугадывать.
Часто такие клиенты даже не проверяют обоснованность своих предположений и фактически сами себя лишают возможности оценить, насколько эффективно их «чтение мыслей» . Появляющиеся свидетельства ошибочности предположений зачастую попросту игнорируются или же их корректирующая роль оказывается недостаточной.
Общее описание способа коррекции
Так, как слабым местом «чтения мыслей» является склонность угадывать, игнорируя случаи с неправильными предсказаниями и/или не имея обратной связи для оценки успешности данной стратегии. Задачей психотерапии будет налаживание обратной связи и обеспечение анализа результативности стратегии «чтения мыслей». Понятно, что дополнительно потребуется анализ причин формирования данного способа обработки информации и поиск возможностей генерировать более адаптивные стратегии.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ
Формальная структура техники может быть представлена в виде четырех последовательных шагов:
Рациональная аргументированность.
Необходима оценка аргументации, лежащей в основе выводов о мыслях другого человека. Анализ причин того или иного вывода должен приводить клиента к оценке логичности или эмоциональности умозаключений.
Формирование нового способа обработки информации.
Хотя мы и имеем дело с патогенными стратегиями мышления — просто так взять и удалить их невозможно. Причина кроется в том, что какой бы патологической ни была эта стратегия обработки информации, она обслуживает некие потребности человека. Осознание этих потребностей и формирование адаптивного способа мышления под них являются основной целью данного шага терапии.
Чтобы понять характер потребности, достаточно проанализировать несколько актуальных для клиента автоматических мыслей, в формулировках которых и будет заключена основная цель патогенной стратегии мышления.
Осознание выгоды от применения нового способа и недостатков старого (в прямом сравнительном режиме)
Необходимо, чтобы клиент имел наглядные и непосредственные сравнения успешности своего неадаптивного сценария обработки информации и разработанного нового (более адаптивного) сценария. Целенаправленное осмысление выгод и недостатков позволяет быстрее отойти от неадаптивного способа мышления и сгенерировать или «реанимировать» адаптивную стратегию.
Формирование автоматических навыков применения нового способа мышления
Для автоматизации навыка на данном этапе имеет смысл продолжить работу над исследованием выгод и недостатков сравниваемых способов мышления, что послужит основой для аверсивного и положительного подкрепления. При этом, чем быстрее будет производиться оценка выгод и недостатков (а лучше сразу вслед за актом реализации патогенного и/или адаптивного сценария), тем успешнее будет научение.
В отличие от «гадания», «чтение мыслей» требует более внимательного анализа межличностных коммуникаций. Этот способ, хоть он и похож на «гадание», больше отражает идеи отношений.
Практический пример
Клиентка обратилась в связи с беспокойством по поводу возможного развода, притом что объективных оснований для этого не было. Несмотря на заверения мужа, тревога сохранялась, и клиентка имела значительное напряжение в сфере семейных отношений.
Терапевт: Какие у вас есть основания беспокоиться о разводе? Я только что говорил с вашим мужем, он категорически отрицает желание развестись с вами и не понимает причин, по которым вы ему не доверяете. Клиентка: Он мне тоже говорил, что его это обижает. Однако мне кажется, что он утратил ко мне сексуальный интерес и думает, что я некрасивая. Т.: Он вам об этом говорил?
К.: Нет, он этого ни за что не скажет. Но я же чувствую. Т.: Допускаю, что люди не всегда говорят прямо о своих намерениях. Но ведь должны быть какие-то сигналы, свидетельствующие о его намерении развестись с вами. На основании чего у вас могут появляться подозрения? Что не так? К.: Вчера мы сидели на кухне и пили чай. Я задала ему вопрос,
а он отвернулся к телевизору. Он игнорирует меня. Т.: Почему вы решили, что он игнорирует вас? К.: Я же говорю. Я задала вопрос, а он отвернулся. Т.: Здесь могут быть тысячи объяснений. К.: Ну, не знаю, мне кажется, что он меня просто проигнорировать хотел. Я его больше не интересую. Т.: Как часто у вас бывают сексуальные отношения? К.: Два, три раза в неделю. Я же говорю, что не интересую его. Т.: А кто инициатор? К.: Он! Он же мужчина.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |