Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Руководство по когнитивно-поведенческой психотерапии Психотерапия Москва 2009 ббк88. 8 Удк 159. 7 X 20


НазваниеРуководство по когнитивно-поведенческой психотерапии Психотерапия Москва 2009 ббк88. 8 Удк 159. 7 X 20
АнкорKharitonov S V Rukovodstvo po kognitivno-p ovedencheskoy terapii 1.doc
Дата28.02.2018
Размер1.57 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаKharitonov_S_V_Rukovodstvo_po_kognitivno-povedencheskoy_terapii_
ТипРуководство
#36744
страница7 из 14
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   14

Решение: требуется совместное с психотерапевтом ведение дневника. Обычно бывает достаточно нескольких демонстра­ций того, как может быть заполнена «Таблица доказательств», но иногда может потребоваться более масштабное участие те­рапевта в этом процессе. По крайней мере, автору приходи­лось сталкиваться со случаями, когда психотерапевт тратил до четырех сессий на формирование у клиента (при некоторых расстройствах личности) самостоятельных навыков атрибуи- рования и заполнения «Таблицы доказательств».

11. КОГНИТИВНАЯ МОДИФИКАЦИЯ ЧЕРЕЗ ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Наши представления могут меняться не только через их пе­реосмысление, но и за счет поведенческого опыта, когда за счет поведенческой практики складываются новые или изменяют­ся старые автоматические мысли.

Наиболее часто эта техника применяется с целью коррек­ции неадаптивных представлений о себе.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ

  1. ABC-анализ и формулирование адаптивного лозунга (В)

Прежде чем приступить к исполнению данной техники, тре­буется провести ABC-анализ, сформулировать старый лозунг и провести трансформацию автоматической мысли в более адаптивный лозунг.

  1. Анализ и обработка критериев оценки

В старом лозунге (первоначальное В) надо выделить глав­ное из утверждений (если их несколько) и сформулировать ре­алистичные критерии оценки, по которым можно судить, сра­ботал лозунг или нет.

  1. Составление оценочной таблицы

Далее надо оформить в виде таблицы выделенные крите­рии, подтверждающие и опровергающие лозунг.





Критерии, подтверждающие старый лозунг (В)

Критерии, отрицающие старый лозунг

Описание критериев

1

2

3

4

1

2

3

4

Ситуация (событие)



























В приведенной таблице под номерами 1, 2, 3, 4, 5 имеются в виду критерии оценки, сформулированные совместно с кли­ентом. Под событием или ситуацией понимаются те события, которые связаны с запуском проблемной ABC (то есть указы­вается конкретная ситуация (А)).


    1. Поведенческая деятельность клиента и сбор матери­ала для анализа результатов.

После того как клиент научается самостоятельному запол­нению таблицы, ему предлагается произвести сбор материала так, как будто это настоящее научное исследование и для пос­ледующей совместной с терапевтом обработки требуются дан­ные всех полевых измерений.

    1. Формирование вывода по результатам исследования и, если требуется, то продолжение исследования.

После того как клиент предоставляет собранные данные, тре­буется их обсуждение и формулирование взвешенного вывода.

Практический пример

Клиентка с социофобией имела паттерн представлений о себе, как о стеснительном человеке. Она смущалась выступле­ний на публике и боялась оказаться в центре внимания даже небольшой группы знакомых людей.

Т.: Как вы объясняете причи­ны своей стеснительности? К.: Не знаю. Мне кажется,

что на меня все смотрят. Т.: И что они делают, когда

смотрят на вас? К.: Как бы оценивают и

наверное осуждают меня. Т.: За что они вас могут


Пошаговый алгоритм

  1. АВС-анализ

и формулирование адаптивного лозунга (В).

  1. Анализ и обработка критериев оценки.

  2. Составление оценочной таблицы.

  3. Поведенческая деятельность пациента и сбор материала для анализа результатов.

  4. Формирование вывода по результатам исследования и,

если требуется,

продолжение

исследования.
осуждать? К.: За то, как я выгляжу, держусь и веду себя. Т.: Как вы об этом узнаете? Они к вам подходят и говорят об этом? К.: Нет, не подходят. Но я же вижу, что они оценивают. Т.: Какие вы видите признаки,

что вас оценивают? К.: Смотрят очень внимательно, думают над тем, что я сказала неправильно или сделала нелепую физиономию. Т.: А для чего им это? К.: Они же пришли послушать.

Т.: Для чего им вас оценивать? Какова их мотивация делать это, да и к тому же целенаправленно искать ваши возмож­ные недочеты? К.: Ну, люди вообще очень скептически ко мне настроены. Т.: Возвращаясь к ABC-анализу, мы можем сказать, что А — на меня смотрят люди, В — люди настроены ко мне скепти­чески, С — какая у вас возникает реакция? К.: Да, все верно. С — я тревожусь.

Далее психотерапевт и клиентка переформулировали (см. соответствующую технику) этот лозунг (В) в более адаптив­ный. Удалось создать следующую формулировку — «Естьлюди, которые могут дать неприятную для меня оценку».

Исследование того, каков возможный процент таких лю­дей, с перебором конкретных имен ее знакомых показало, что таких людей среди ближнего окружения 0%. Однако клиентка предположила, что такие люди могут быть в среде незнакомых, с которыми она иногда вынуждена контактировать.

Т.: Как можно узнать этот процент?

К.: Не знаю. Это можно выяснить только познакомившись и

узнав человека. Т.: Что именно вы узнаете в человеке? На основании чего вы строите вывод, что «этот человек ко мне относится нега­тивно»? К.: Это чувствуется.

Т.: Через что это чувствуется, через речь, вид или существуют еще какие-то сигналы?

Далее терапевт и клиентка составили перечень признаков, свидетельствующих о негативном и позитивном отношении к ней. После чего была составлена таблица из 12 признаков нега­тивного отношения и 14 — положительного.

После чего клиентке было предложено (помимо замены старого лозунга на новый) провести самостоятельное иссле­дование того, как к ней относятся незнакомые люди. С этой целью был намечен список потенциальных контактов на бли­жайшую неделю. После общения и знакомства с новым чело­веком предлагалось осуществить заполнение таблицы с при­знаками негативного и положительного отношения к ней. Таблица заполнялась для каждого человека в отдельности. Всего клиентка вступила в контакт и проанализировала по таблице реакции 9 человек. В результате ею было указано толь­ко три признака негативного отношения. При этом в двух случаях она сомневалась.

Т.: Как вы прокомментируете эти результаты?

К.: Даже не знаю, что и сказать. Видимо я была неправа.

Т.: То есть сейчас вы уверены, что все незнакомые люди к вам

доброжелательны ? К.: Мне понятно, что не все. Но ведь кто-то может. Т.: Безусловно. К.: Что мне тогда делать?

Комментарий

Как видно из данного примера, благодаря исследовательс­кому поведению клиентке удалось за весьма короткий срок трансформировать свой старый лозунг в новый. Возникшие сомнения, связанные с возможностью существования людей, способных отнестись к ней негативно, были реалистичны. Поэтому адекватным (с точки зрения дальнейшей адаптивно­сти поведения и оценок) было формирование ранее неизвест­ного для больной поведения, направленного на совладание с возможной агрессией и негативными оценками. Новая стра­тегия поведения строилась на технике погружения в роль, опи­санной в следующем разделе.

В ряде случаев когнитивные изменения достигаются не­сколько иным путем. Так, у клиентки, переживающей тяже­лый депрессивный эпизод, раньше было увлечение рисовани­ем. Однако по мере развития и утяжеления симптомов депрес­сии это увлечение отошло на задний план, а вскоре она вообще прекратила свои художественные занятия. В данном случае мишенью терапии были выбраны ее представления о себе, что она ничего не может сделать хорошо (В) и такой поведенчес­кий симптом, как уклонение от деятельности. После того как были уточнены критерии, по которым она может ставить себе такую оценку, ей было предложено рисовать картины и вмес­те с терапевтом обсуждать оценки.

В итоге клиентка стала вовлекаться в процесс рисования, активно дискутировала с терапевтом о критериях оценки сво­их рисунков (с акцентом на положительные оценки). Доволь­но быстро стала откликаться на предложение нарисовать кар­тину, больше отвечающую ее требованиям. Несмотря на то, что клиентка длительное время отказывалась считать свои ра­боты сколь-либо ценными, она занялась своим любимым де­лом, исследуя свои критерии положительных и негативных оценок, и со временем смогла пересмотреть свой лозунг, что она ничего не может сделать хорошо.

Распространенные проблемы и способы их решения

Наиболее частой проблемой при выполнении данной тех­ники являются сомнения клиента в доверии к полученным результатам и выводам.

Решение проблемы может быть в совместном обсуждении других способов того, как вообще узнавать что-либо, выгодно ли доверять своим знаниям и опыту или выгоднее полагаться на чужие знания. Часто при таких обсуждениях вскрываются глубинные проблемные представления, коррекция которых становится тактической целью.

12. ПОГРУЖЕНИЕ В РОЛЬ

Техника удобна для создания новых или развития недоста­точно усвоенных способов поведения. Относится к одному из широко известных способов, заключающемуся в погружении и проникновении в сущность тех или иных психологических черт, носителем которых выступает некий персонаж. Этот подход можно назвать «бытовой демо-версией» системы Ста­ниславского.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ

1. Идентификация терапевтической мишени

Важно определиться, какое именно поведение требуется усилить или создать у клиента.

  1. Выбор ресурсной роли и ее анализ

Ресурсная роль, или роль-носитель необходимых психоло­гических черт, должна быть известна психотерапевту. Анализ этой роли предполагает проверку ее адекватности и стимули­рует клиента к осознанию конкретных характеристик.

  1. Создание рабочих гипотез о внутреннем поведении персонажа

Проникновение во внутренний мир персонажа означает понимание стратегии внутреннего поведения. Иногда это про­никновение бывает крайне затруднительным для клиента и может потребоваться отдельная сессия на формулировку дос­таточно правдоподобных рабочих гипотез.

  1. Практическое отслеживание

Самостоятельная игра и ведение отчета предполагают по­степенное и плавное вживание во внешние проявления персо­нажа и попутный анализ его внутренних стратегий.

  1. Анализ отчета

По сути эта процедура включает изучение и коррекцию от­ношения клиента к тем или иным внутренним стратегиям и позволяет решить вопросы, связанные с новыми формулиров­ками, отказами от применения одних способов внутреннего проживания роли и с выбором иных способов.

Практический пример

Клиент обратился в связи с проблемами неуверенного по­ведения. Смущался выступать на публике, на высоте пережи­ваемого волнения начинал заикаться (заикание неорганичес­кого происхождения), краснел, демонстрировал множество форм избегающего поведения.

Терапевт: Я предлагаю вам попробовать пожить немного жиз­нью уверенного в себе человека. Точнее говоря, сыграть для начала роль этого человека, подобно тому, как это де­лают артисты. Вы можете привести в пример кого-нибудь, кто может считаться уверенным в себе? Выберите среди персонажей кино или общеизвестных людей, так чтобы я тоже мог его знать.

Клиент: Мне всегда нравился Штирлиц из «Семнадцати мгно­вений...»

Т.: Вы считаете его уверенным в себе человеком?

К.: Да, он уверен в себе.

Т.: Какие его особенности, манеры вы относите к проявлени­ям уверенности?

К.: Он всегда оставался хладнокровным, даже при угрозе жиз­ни и никого не смущался.

Т.: Кроме внешнего проявления его хладнокровия нам пона­добится предположить, что ему позволяло оставаться хлад­нокровным в опасных ситуациях.

К.: Не знаю, наверное, его аналитический склад ума.

Т.: В чем это качество может заключаться?

К.: Ну, он все время размышлял над происходящим и контро­лировал ситуацию.

Т.: Разве он всегда ее контролировал? Откуда тогда возникали угрозы лдя его жизни и безопасности?

К.: Да, видимо не всегда.


Пошаговый алгоритм

  1. Идентификация терапевтической мишени.

  2. Выбор ресурсной роли и ее анализ.

  3. Создание рабочих гипотез

о внутреннем поведении персонажа.

  1. Практическое отслеживание.

  2. Анализ отчета.
Т.: Тогда что ему могло позволять оставаться хладнокровным?

К.: Выдержка, наверное?

Т.: Что это за качество?

К.: Способность контролиро­вать свои эмоции.

Т.: То есть эмоции у него были, просто он умело контроли­ровал их проявление ?

К.: Да, точно.

Т.: Штирлиц ведь был челове­ком? Что же за эмоции у него могли возникать при угрозе для жизни?

К.: Вы думаете, он боялся?

Т.: А вы как думаете?

К.: Получается, что боялся. Я как- то не задумывался о том, что Штирлиц мог бояться.

Т.: Как вам эта мысль?

К.: Непривычно как-то так думать о Штирлице.

Т.: Я бы тоже боялся, а вы?

К.: Конечно.

Т.: Но у него была еще одна черта: он умел контролировать свой страх и тревогу. Как вы думаете, что он делал внутри само­го себя, что так хорошо контролировал страх?

К.: Не знаю даже.

Т.: Давайте сделаем несколько предположений, потом опробу­ем их и выберем то, что лучше всего подходит вам.

К.: У меня есть вариант, что он думал не о страхе, а о том, как лучше поступить для дела.

Т.: Да, это интересный способ. Берем его?

К.: Берем.

Т.: Что еще мог делать Штирлиц?

К.: Больше не знаю. Возможно, просто игнорировал свой страх?

Т.: Тоже вариант. Мы можем пока ограничиться двумя спосо­бами управления страхом; если появятся новые идеи по ходу нашего артистического исследования Штирлица, то смо­жем и их попробовать. Согласны?

К.: Да, а что делать-то нужно?

Т.: Предлагаю постараться воспроизвести имидж Штирлица, то есть вести себя так, как вел себя он. Это о внешних про­явлениях.

К.: Нуда, это нетрудно.

Т.: Но нас интересует не все его поведение, а те моменты, ког­да он попадал в экстренные ситуации.

К.: Но у меня таких ситуаций нет.

Т.: У вас это могут быть ситуации взаимодействия с другими людьми. Ведь для вас именно они являются стрессирую- щими.

К.: Да, понял.

Т.: Предлагаю следующий график актерской игры: в первый день дважды погрузиться в роль Штирлица на 5 — 10 минут, будучи дома наедине с самим собой. Во второй день также два раза по 5—10 минут попробовать погружение в роль Штирлица, но уже в присутствии домочадцев. На третий день — в присутствии знакомых, а на четвертый — в при­сутствии посторонних людей.

К.: Понятно. Я запишу?

Далее терапевт и клиент составили более уточненный гра­фик, согласовав его с возможностями общения клиента.

Т.: Кроме внешней стороны есть еще и внутренняя. Кроме за­дачи изобразить Штирлица, у нас есть еще одна — изучить его внутренний мир, что он делал внутри себя, чтобы спра­виться со стрессом.

К.: Это как?

Т.: Вы сделали два предположения. Первое, что он думал не о страхе, а о деле, и второе — он мог игнорировать свой страх. Возьмите два листа бумаги и напишите на первом — «Если игнорировать свой страх», и на втором — «Если думать о деле». Представьте, что это два заголовка к отчету по иссле­дованиям. Каждый раз, после того как вы сыграете роль Штирлица, вносите в эти отчеты свои рассуждения и ком­ментарии. Понятно, что играя роль Штирлица, вам потре­буется обращать свое внимание не только на саму актерс­кую игру, но и на эффективность этих двух способов уп­равления страхом. Единственный раз, когда погружаться во внутренний мир Штирлица не надо, это ваша первая игра роли дома, наедине с собой. Так будет удобнее: сначала со­брать внешнее его поведение, а лишь потом начать исследо­вание и заполнение отчетов.

К.: Да, понятно. А если у меня не получится справиться со страхом?

Т.: Например, если вы решите исследовать эффективность способа «Если думать о деле» и играя роль Штирлица почув­ствуете страх, то запишите — думал о деле на столько-то процентов активности, страх был столько-то процентов вы­раженности. Проценты активности — это интенсивность использования подходов «Если думать о деле» или «Если иг­норировать свой страх», 0% активности — это вообще не применял данный подход, а 100% — был погружен в дан­ный способ полностью. Баллы выраженности реакции про­ставьте так, как мы это делали, работая с ABC.

К.: Да, понятно.

Комментарий

В дальнейшем клиент исследовал еще две роли кроме Штир­лица и, ведя отчеты, обнаружил, что способен достаточно эф­фективно справляться со своим страхом. Подключение АВС- анализа и других методов позволило сформировать весьма ус­пешную стратегию и внешнего, и внутреннего поведения.

Распространенные проблемы и способы их решения

Применение этой техники обычно не вызывает трудностей. Важно иметь в виду постепенность актерской нагрузки (под­ключите технику градиента), правильную расстановку акцен­тов внимания (не игра ради игры и простое копирование, а внутреннее исследование, что позволит понимать роль), обя­зательный подробный анализ отчетов вместе с терапевтом.

13. СОЗДАНИЕ ШКАЛ

Очень часто в практике когнитивно-поведенческой психо­терапии встает проблема измерения того или иного психичес­кого или физического ощущения. Решение этой проблемы зак­лючается в использовании разных модификаций визуально- аналоговой шкалы, весьма распространенного способа изме­рений субъективных величин в сенсорной психофизике.

Наиболее часто применяются измерительные шкалы от О до ЮилиотОдо 100 единиц. В качестве единиц измерения мож­но использовать баллы или проценты.

Практический пример

Клиентка с хроническими болями в спине в связи с заболе­ванием соединительной ткани.

Клиентка: Боль достаточно сильная и практически постоян­ная, в разных местах. Немного пройдет в верхней части гру­ди, как заболит шея и поясница. Терапевт: Боль разная по ощущениям в зависимости от места? К.: Нет. Независимо от того, где она находится, ощущения по­чти одинаковые. Сначала острая простреливающая боль, как будто что-то заклинило, а потом — сильная интенсив-

ная. Особой разницы — будь то поясница или шея — нет. Т.: Попробуем подобрать характеристики ощущений более подробно.

Далее терапевт и клиентка с помощью Дартмутского боле­вого опросника подбирали описание характера болевых ощу­щений.

Т.: Таким образом, мы имеем 12 характеристик боли. Предла­гаю каждую из них оценить в баллах выраженности. Возьмем за 0 баллов — характеристика отсутствует, а 100 баллов — максимально выраженная характеристика.

Терапевт и клиент дали оценку всех характеристик боли. В силу большого объема данных, ограничимся в нашем описа­нии только четырьмя характеристиками:

  • распирание — 20 баллов;

  • жжение — 30 баллов;

  • скручивание — 20 баллов;

  • проникающий характер — 40 баллов.

Общая интенсивность боли (интегральная характеристи­ка) — 30 баллов.

Т.: Предлагаю для каждой их этих характеристик придумать ощущение-антагонист. По принципу противоположнос­тей. Так, горячему соответствует холодное и так далее. К.: Распиранию может соответствовать, скажем, сжимание. Жжению соответствует, наверное, охлаждение. Скручи­ванию — выпрямление, а проникновению — вынимание. Т.: Хорошо. Есть ощущение, что это противоположные харак­теристики. Попробуем проверить их в деле, и если они ока­жутся не очень эффективны, будем искать более действен­ные. Начнем с первой характеристики, и далее будем дви­гаться по нашему списку. Сколько баллов распирания вы ощущаете прямо сейчас? Прислушайтесь к себе. К.: Около 20 баллов.

Т.: Антагонистом этого ощущения решено взять чувство сжи­мания. Нашей задачей будет — научиться искусственно вы­зывать у себя ощущение-антагонист там, где есть болевое ощущение. Где распирает?

К.: Под лопатками и в пояснице.

Т.: Представьте, как это распирание может сжимать. К.: Да, представила, но так хуже. Боль усилилась. Т.: Увы, вероятно, мы с вами ошиблись в выборе чувства анта­гониста. Что можно было бы противопоставить именно рас- пиранию — есть еще варианты? К.: У меня есть одно ощущение, но я не могу его назвать ка­ким-либо словом. Т.: Такое вполне возможно. В нашей речи не все еще имеет свои обозначения. Придумайте сами название этому ощу­щению.

К.: Собирание, какое-то, что ли?!

Т.: Сколько баллов этого чувства вы можете у себя вызвать в

том месте, где распирало? К.: Баллов5.

Т.: Попробуйте усилить это ощущение. Для этого прислушай­тесь к нему и постарайтесь в него погрузиться. Для хоро­шего погружения понадобится еще не одна тренировка, но постепенно можно научиться довольно быстро вызывать у себя нужное чувство. К.: Да, баллов 30 есть.

Т.: Как при этом меняется ощущение распирания? К.: Стало меньше около 10 баллов!

Далее терапевт и клиентка вызывали чувства-антагонисты по каждой из характеристик боли. В конце терапевт попросил дать оценку общей интенсивности болевых ощущений (интег­ральная характеристика). Выяснилось, что боли стало 5 баллов.

Комментарий

В дальнейшем терапевт и клиент развивали навыки погру­жения в состояния-антагонисты, Собирая противоболевые ощущения, клиентка тренировалась представлять по два, а по­зднее и по три ощущения одновременно. Пробовала разные комбинации. Результаты терапии позволили клиентке значи­тельно повысить качество жизни. Однако она была вынужде­на постоянно заниматься данными упражнениями и перио­дически испытывала приступы острой боли.

Распространенные проблемы и способы их решения

При создании шкал проблемы возникают редко в силу про­стоты самой процедуры. Наиболее серьезным препятствием является отсутствие движения по шкале, несмотря на приме­нение разных технических приемов, направленных на смеще­ние величины ощущения.

Решение возможно за счет увеличения чувствительности шкалы (не от 0 до 10, а от 0 до 100 или даже от 0 до 1 ООО). Другой вариант — возможно, у клиента психотическое расстройство или серьезная соматическая проблема. Третий вариант — по­пробовать выделить в корректируемом ощущении несколько составляющих и корректировать их по отдельности, как в при­веденном практическом примере, когда ощущение боли было раздроблено на 12 ощущений.

ГЛАВА 3
КОРРЕКЦИЯ СТРАТЕГИЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ


Ошибочные стратегии обработки информации способны порождать большое количество неадаптивных ценностных умозаключений, последние, в свою очередь, могут закреплять­ся, становясь привычными автоматическими мыслями.

В психотерапевтической практике и в психологическом кон­сультировании коррекция стилей играет одну из наиболее важ­ных ролей в достижении результата психотерапии. Для коррек­ции могут использоваться любые из базовых техник. В то же время существуют специализированные дополнительные тех­нические подходы для каждого из стилей. Комбинация специ­ализированных техник, рассматриваемых ниже, и базовых техник с обязательным ABC-анализом позволяет трансформи­ровать патогенный (с латинского это буквально переводится как «порождающий патологию») стиль и создать новый (а иног­да «реставрировать» старый), более адаптивный способ обра­ботки информации и связанное с ним поведение.*

1. «ЧТЕНИЕ МЫСЛЕЙ»

Попытки понимать и предсказывать поведение окружаю­щих характерны для любого здорового человека. То есть суще-

Далее в описаниях проведения техник приводятся не полные диалоги из реальных психотерапевтических сессий, а их выдержки, стилизо­ванные в пользу большей очевидности логической структуры техни­ки. Выдержки прерываются на завершении техник и не демонстриру­ют результатов терапии в целом. При этом из диалогов исключены те части, где применялись базовые техники, использовавшиеся во всех случаях; — они удалены из приводимых описаний для большей на­глядности описываемых техник!

ствует некое здоровое «чтение мыслей», для которого харак­терна аргументированность и эмпирическая обоснованность предположений, «что думает другой человек?». Это чтение мыслей предполагает использование поправок в рассуждении, если предположение не подтверждается.

В случае, когда «чтение мыслей» становится доминирую­щей стратегией, и аргументация предположений недостаточ­на или вовсе отсутствует, происходит неадаптивное и ирра­циональное «додумывание». За другого человека предполага­ются его возможные оценки той или иной ситуации. Напри­мер, клиентка может думать, что ее муж не любит ее. Соот­ветственно, одна из автоматических мыслей, порождаемых стратегией «чтения мыслей», может выглядеть, как: «Он ду­мает, что я — некрасивая». При этом вывод строится не столько на реальных сигналах, что другой человек действи­тельно так подумал, сколько на склонности клиента предуга­дывать.

Часто такие клиенты даже не проверяют обоснованность своих предположений и фактически сами себя лишают воз­можности оценить, насколько эффективно их «чтение мыс­лей» . Появляющиеся свидетельства ошибочности предположе­ний зачастую попросту игнорируются или же их корректиру­ющая роль оказывается недостаточной.

Общее описание способа коррекции

Так, как слабым местом «чтения мыслей» является склон­ность угадывать, игнорируя случаи с неправильными предска­заниями и/или не имея обратной связи для оценки успешнос­ти данной стратегии. Задачей психотерапии будет налажива­ние обратной связи и обеспечение анализа результативности стратегии «чтения мыслей». Понятно, что дополнительно по­требуется анализ причин формирования данного способа об­работки информации и поиск возможностей генерировать более адаптивные стратегии.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ

Формальная структура техники может быть представлена в виде четырех последовательных шагов:

  1. Рациональная аргументированность.

Необходима оценка аргументации, лежащей в основе вы­водов о мыслях другого человека. Анализ причин того или ино­го вывода должен приводить клиента к оценке логичности или эмоциональности умозаключений.

  1. Формирование нового способа обработки информации.

Хотя мы и имеем дело с патогенными стратегиями мышле­ния — просто так взять и удалить их невозможно. Причина кро­ется в том, что какой бы патологической ни была эта стратегия обработки информации, она обслуживает некие потребности человека. Осознание этих потребностей и формирование адап­тивного способа мышления под них являются основной це­лью данного шага терапии.

Чтобы понять характер потребности, достаточно проана­лизировать несколько актуальных для клиента автоматичес­ких мыслей, в формулировках которых и будет заключена ос­новная цель патогенной стратегии мышления.

  1. Осознание выгоды от применения нового способа и недостатков старого (в прямом сравнительном режиме)

Необходимо, чтобы клиент имел наглядные и непосред­ственные сравнения успешности своего неадаптивного сцена­рия обработки информации и разработанного нового (более адаптивного) сценария. Целенаправленное осмысление выгод и недостатков позволяет быстрее отойти от неадаптивного спо­соба мышления и сгенерировать или «реанимировать» адап­тивную стратегию.

  1. Формирование автоматических навыков применения нового способа мышления

Для автоматизации навыка на данном этапе имеет смысл продолжить работу над исследованием выгод и недостатков сравниваемых способов мышления, что послужит основой для аверсивного и положительного подкрепления. При этом, чем быстрее будет производиться оценка выгод и недостатков (а лучше сразу вслед за актом реализации патогенного и/или адап­тивного сценария), тем успешнее будет научение.

В отличие от «гадания», «чтение мыслей» требует более вни­мательного анализа межличностных коммуникаций. Этот спо­соб, хоть он и похож на «гадание», больше отражает идеи отно­шений.

Практический пример

Клиентка обратилась в связи с беспокойством по поводу возможного развода, притом что объективных оснований для этого не было. Несмотря на заверения мужа, тревога сохраня­лась, и клиентка имела значительное напряжение в сфере се­мейных отношений.

Терапевт: Какие у вас есть основания беспокоиться о разво­де? Я только что говорил с вашим мужем, он категорически отрицает желание развестись с вами и не понимает при­чин, по которым вы ему не доверяете. Клиентка: Он мне тоже говорил, что его это обижает. Однако мне кажется, что он утратил ко мне сексуальный интерес и думает, что я некрасивая. Т.: Он вам об этом говорил?

К.: Нет, он этого ни за что не скажет. Но я же чувствую. Т.: Допускаю, что люди не всегда говорят прямо о своих наме­рениях. Но ведь должны быть какие-то сигналы, свидетель­ствующие о его намерении развестись с вами. На основа­нии чего у вас могут появляться подозрения? Что не так? К.: Вчера мы сидели на кухне и пили чай. Я задала ему вопрос,

а он отвернулся к телевизору. Он игнорирует меня. Т.: Почему вы решили, что он игнорирует вас? К.: Я же говорю. Я задала вопрос, а он отвернулся. Т.: Здесь могут быть тысячи объяснений. К.: Ну, не знаю, мне кажется, что он меня просто проигнори­ровать хотел. Я его больше не интересую. Т.: Как часто у вас бывают сексуальные отношения? К.: Два, три раза в неделю. Я же говорю, что не интересую его. Т.: А кто инициатор? К.: Он! Он же мужчина.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   14

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей