Главная страница

Руководство по применению диагностики в консультировании. Для чего нужны консультанту психологические тесты


Скачать 1.83 Mb.
НазваниеРуководство по применению диагностики в консультировании. Для чего нужны консультанту психологические тесты
АнкорA_L_Venger_-_Psikhologicheskoe_konsultirovanie_i_diagnostika.pdf
Дата01.03.2018
Размер1.83 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаA_L_Venger_-_Psikhologicheskoe_konsultirovanie_i_diagnostika.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипРуководство
#36796
страница1 из 9
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

А. Л. Венгер
Психологическое консультирование и диагностика
практическое
руководство
ЧАСТЬ I
Москва
«ГЕНЕЗИС» 2001
1

УДК 159.923 (075.8) ББК 88я 73 В 29
Венгер А. Л.
В 29 Психологическое консультирование и диагностика.
Практическое руководство. Часть 1. — М.: Генезис, 2001. — 160 с.
ISBN 5-85297-031-Х
Настоящее пособие рассчитано на психологов, работающих с детьми и подростками. Оно содержит конкретные рекомендации по проведению диагностического обследования ребенка, интерпретации результатов и консультированию родителей и педагогов. Первая часть в основном посвящена проблемам диагностики.
При выборе методических средств предпочтение отдается простым и информативным тестам, не требующим специальных материалов и оборудования. Пособие снабжено многочисленными иллюстрациями, помогающими читателю овладеть интерпретацией результатов обследования.
© Венгер А. Л., 2001
ISBN 5-85297-031-Х ©Издательство «Генезис», 2001
2

Путеводитель по книге
Оба понятия, вынесенные в заглавие книги, прекрасно знакомы каждому психологу. За последние годы в России вышло множество работ, посвященных как психодиагностике, так и психологическому консультированию. Специфика этой книги в том, что она представляет собой практическое руководство по применению диагностики в
консультировании. Для чего нужны консультанту психологические тесты?
Какие тесты выбрать? Как проводить тестирование? Какие выводы можно сделать на основе полученных результатов и какие рекомендации дать в итоге клиенту? На все эти вопросы в книге даются конкретные и, по возможности, развернутые ответы.
Первая часть посвящена проблемам диагностики. Она будет интересна не только психологу-консультанту, но и специалистам, использующим тесты в других целях.
В первой главе определяется место, занимаемое диагностикой в процессе консультирования. Вторая глава довольно необычна для практических руководств. В ней приводится краткий обзор понятий, используемых при интерпретации результатов диагностики. Они важны и при выборе методик, наиболее адекватных запросу клиента и предполагаемой психологической проблеме, поэтому их описание предшествует описанию самих методик. Читатель, хорошо знакомый с психологической терминологией, может эту главу опустить.
Третья и четвертая главы посвящены подробному описанию рекомендуемых диагностических методик, технике их проведения и интерпретации результатов. Тестовый материал приведен в Приложении.
Овладеть интерпретацией рисуночных тестов помогают 25 иллюстраций, также приведенных в Приложении.
3

После прочтения книги ею удобно пользоваться как справочником
по интерпретации рисуночных тестов. Для этого в Приложении помещены Сводный список тестовых показателей (более 200) и Словарь
терминов, содержащий 160 кратких определений с указанием страниц (в скобках), на которых дается более подробное описание данного понятия. В основном тексте эти термины выделены курсивом.
Во второй части книги будет приведена подробная характеристика психологических проблем, с которыми наиболее часто приходится сталкиваться психологу-консультанту. В ней описываются признаки, по которым можно опознать ту или иную проблему, и рекомендации по ее преодолению.
4

Глава 1
ЗАДАЧИ ДИАГНОСТИКИ В
КОНСУЛЬТИРОВАНИИ
1.1. ПРОЦЕСС КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
О
БЩИЕ
ЗАМЕЧАНИЯ
Главная особенность консультирования в детской психологии в том, что непосредственным «получателем» психологической помощи (клиентом) является не ее окончательный адресат — ребенок, — а обратившийся за консультацией взрослый (родитель, педагог). Таким образом, психолог- консультант оказывает лишь косвенное воздействие на ребенка. Он только дает некоторые советы; реализовать их — задача клиента.
Проводя консультирование, психологу приходится ориентироваться одновременно на двух субъектов: на ребенка и на клиента. Соответственно, и сам процесс консультирования как бы разделяется на две составляющие.
Во-первых, необходимо понять, какие педагогические меры (например: коррекционное обучение, изменение стиля общения в семье или, скажем, занятия в художественном кружке) могут помочь ребенку в преодолении имеющихся проблем. Во-вторых, нужно суметь выработать такие рекомендации и так преподнести их клиенту, чтобы он принял их и был в состоянии выполнить.
Диагностика в процессе консультирования направлена, в первую очередь, на решение первой из этих задач, которая и станет основным предметом нашего рассмотрения. Однако предварительно нам придется хотя бы вкратце коснуться и второго аспекта консультирования.
5

Э
ТАПЫ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Начальной стадией консультирования является первичная беседа с клиентом, обратившимся за помощью. В ее ходе консультант выясняет причину обращения и намечает предварительную программу дальнейших действий. В частности, он решает для себя вопрос о том, какие психологические особенности ребенка ему нужно определить, чтобы квалифицированно ответить на запрос клиента. В одном случае это, в первую очередь, уровень развития когнитивных процессов, в другом — личностные особенности, в третьем — отношение ребенка к той или иной области действительности (к школе, к семейной ситуации и т. п.). В ходе первичной беседы обычно также собирается анамнез (сведения о предшествующем ходе развития ребенка).
Как правило, следующим этапом консультирования становится психологическая диагностика. Исключение составляют случаи, когда клиент обращается с вопросами, не связанными с индивидуальными особенностями ребенка (например, какие игры могут быть полезны для умственного развития дошкольника). Этому этапу будет посвящена основная часть книги, поэтому пока мы не будем останавливаться на нем подробнее.
Отдельный и очень важный этап консультирования — это анализ полученных данных и составление целостного «психологического портрета» ребенка. При этом учитываются как тестовые данные, так и наблюдения за ребенком, и сведения, полученные в первичной беседе. Если этот этап выпадает, то консультирование сводится к тому, что клиенту сообщаются мало понятные ему результаты диагностики.
После того, как «психологический портрет» построен, можно начать выработку рекомендаций. Обычно консультант самостоятельно формулирует рекомендации лишь в самом общем виде, а их конкретизация происходит в процессе совместного обсуждения с клиентом на этапе
заключительной беседы. Во время этой беседы очень важно следить за тем, чтобы выводы и советы психолога были понятны клиенту. Его адекватное участие в конкретизации рекомендаций и служит показателем их правильного
6
понимания. Напротив, замечания типа: «Я все понял и постараюсь все делать так, как вы сказали» не являются таким показателем. У клиента часто создается лишь иллюзия понимания.
1.2. ЖАЛОБА, ПРОБЛЕМА, ЗАПРОС
Ж
АЛОБА
Обращаясь за психологической консультацией, родители и педагоги обычно сами не очень точно представляют себе, чего именно они от нее ожидают. В предварительной беседе они, как правило, могут лишь рассказать о тех проявлениях ребенка, которые их беспокоят (изложить
жалобу), но не в состоянии самостоятельно сформулировать запрос, т. е. ту конкретную просьбу, с которой они обращаются к психологу. Иногда даже и жалоба не вычленяется из общего рассказа о том, как шло развитие ребенка с самого его рождения, какова семейная ситуация в целом и т. п.
Во время первичной беседы не старайтесь получить от клиента побольше сведений. Ваша главная задача — услышать его, понять, как видится проблема ему самому, как он воспринимает ребенка и сложившуюся ситуацию. Полезно познакомиться с типичными поведенческими проявлениями ребенка и выяснить, как обычно реагируют на них окружающие его люди (взрослые и дети). Все существенные детали нужно записать в протокол, в котором должны быть указаны дата обследования, фамилия и имя ребенка (на каждом листе). Не имеет смысла стараться во всех случаях собирать полный анамнез. Это занимает много времени, а значительная часть сведений часто оказывается не нужна.
Во время беседы важно все время учитывать, что вы получаете не объективную картину, а ее восприятие клиентом. Например, он может расценивать неуспеваемость ребенка как следствие нарушений в умственном развитии, в то время как в данном случае она объясняется эмоциональными отклонени-
7
ями или сниженной мотивацией. Не следует также исключать возможность сознательного утаивания или искажения информации. Скажем, родители иногда не сообщают о том, что ребенку уже был ранее поставлен какой- либо диагноз (например, умственная отсталость). Иногда они таким образом проверяют психолога (в чем нет ничего обидного для него), иногда стесняются рассказывать о чем-то, что считают для себя позорным, иногда надеются на чудо: если не сказать, то, глядишь, окажется, что ничего страшного нет.
К сожалению, в нашем обществе нет сети психологических служб, способных заниматься профилактикой и гигиеной психического здоровья каждого ребенка, а не только запоздалой помощью при остром неблагополучии. С другой стороны, в массовом житейском сознании отсутствует тот минимум психологической культуры, при котором возможна правильная и своевременная постановка перед специалистами проблем обучения и воспитания ребенка. В результате родители и учителя чаще всего обращаются к консультанту в ситуации уже возникшего устойчивого неуспеха в достижении их педагогических целей. Такие ситуации всегда аффективны. Поэтому часто бывает полезно просто дать клиенту возможность выговориться. Хорошо известен психотерапевтический эффект проговаривания личностных проблем перед внимательным, доброжелательным, понимающим (в силу профессионального авторитета) слушателем.
Для достижения психотерапевтического эффекта очень важно спокойное, но небезразличное отношение консультанта к выслушиваемым жалобам. Его общая позиция во время первичной беседы — это доброжелательное, заинтересованное и сочувственное выслушивание клиента, но не идентификация с ним и не критика его высказываний.
П
СИХОЛОГИЧЕСКАЯ
ПРОБЛЕМА
На основе жалоб клиента консультант формулирует для себя предположительную психологическую проблему (как уже
8
отмечалось, в дальнейшем ее, возможно, придется пересмотреть). Можно использовать следующую достаточно общепринятую классификацию проблем:
> проблемы, связанные с умственным развитием: неуспеваемость, плохая память, нарушения внимания, трудности в понимании учебного материала и т. п.;
> поведенческие проблемы: неуправляемость, грубость, лживость,
антисоциальное поведение (агрессивность, воровство, вандализм) и т. п.;
> эмоциональные и личностные проблемы: сниженное настроение, повышенная возбудимость, частая смена настроений, страхи, раздражительность, безволие, отсутствие целенаправленности и т. п.;
> проблемы общения: замкнутость, неадекватные притязания на лидерство, повышенная обидчивость, неумение «постоять за себя » и т. п.;
> неврологические проблемы: тики (непроизвольные подергивания мышц), навязчивые движения, энурез (ночное или дневное недержание мочи), повышенная утомляемость, нарушения сна, головные боли и т. п.
Наличие определенной жалобы не всегда означает, что у ребенка имеется соответствующая проблема. Так, жалоба на то, что ребенок плохо учится, может быть вызвана завышенными ожиданиями и требованиями родителей, которых не устраивают вполне нормальные, средние успехи сына или дочери. За жалобой на лень может стоять все, что угодно — от снижения учебной мотивации до умственной отсталости. В консультативной практике очень часты жалобы на невнимательность, рассеянность, однако за ними нередко стоит просто незнание родителями возрастных норм (нормальный для данного возраста уровень развития внимания они считают недостаточным).
Самая частая из поведенческих жалоб — это неуправляемость, непослушность ребенка, но и тут взрослые нередко принимают желаемое за норму, а реальное — за отклонение. Речь идет о случаях, когда на самом деле ребенок послушен и уп-
9
равляем ровно в такой же степени, как и большинство его сверстников, но родителям это кажется «неуправляемостью». Такого рода ошибки чаще всего относятся к периодам возрастных кризисов (2-3 лет, 6-7 лет, 12-13 лет), когда почти каждый ребенок становится менее послушным, чем был раньше. Жалобы на непослушание наиболее характерны для родителей с
ригидным типом личности, которые сами повышенно пунктуальны и ожидают того же от ребенка.
Иногда в результате беседы с клиентом и/или психологического обследования ребенка консультант приходит к выводу, что проблема является не психологической (или не только психологической). Например, он может заподозрить нервное или психическое заболевание
(неврологическую или психиатрическую проблему), умственную отсталость
(дефектологическую проблему) и т. п. В этих случаях приходится рекомендовать клиенту обращение к соответствующему специалисту за дополнительной консультацией.
З
АПРОС
К концу предварительной беседы с клиентом полезно подвести его к формулированию запроса. Скажем, можно кратко суммировать высказанные им жалобы, завершив свое резюме словами: «Вряд ли вы рассчитываете на то, что в результате этой консультации все проблемы сразу исчезнут. Вероятно, вы надеетесь получить какой-то другой эффект.
Попробуйте, пожалуйста, описать, какой именно— хотя бы приблизительно». Бывает, что в ответ на такую просьбу клиент начинает повторно излагать жалобы (нередко добавляя к ним новые). В этом случае приходится еще раз повторить вопрос, а иногда и предложить возможные варианты ответа. Практика показывает, что чаще всего встречаются следующие виды запроса (по отдельности или в тех или иных сочетаниях):
> получить рекомендации по общению с ребенком, его воспитанию в семье;
10

> получить рекомендации по общению с ребенком в школе (детском саду);
> получить рекомендации по преодолению конкретных учебных или поведенческих проблем;
> определить наиболее подходящий для ребенка вид обучения
(массовая или вспомогательная школа; массовая школа плюс дополнительные индивидуальные занятия и т. п.);
> получить помощь в решении бытовых вопросов (как полезнее всего провести школьные каникулы; имеет ли смысл отдать ребенка в интернат; с кем из родителей, находящихся в разводе, ребенку лучше жить и т. п.); > определить причину имеющихся нарушений (в частности, выяснить, нет ли у ребенка психического заболевания);
> определить уровень развития ребенка, его соответствие или несоответствие возрастной норме (в частности, определить, готов ли шестилетний ребенок к школе);
> получить прогноз дальнейшего развития;
>научиться лучше понимать своего ребенка.
Некоторые виды запроса клиенты часто формулируют сразу, без специального вопроса консультанта (получить помощь в решении бытовых вопросов, определить уровень развития ребенка, научиться лучше его понимать). Такой запрос может не сопровождаться жалобами. Однако в результате психологического обследования вполне может обнаружиться какая-либо серьезная психологическая проблема, о существовании которой клиент не подозревал.
Исходя из приведенных выше соображений, можно выделить следующие задачи, для решения которых в процессе консультирования используется диагностика:
>определение (уточнение) психологической проблемы;
> выявление реакции ребенка на имеющуюся ситуацию; определение тех психологических особенностей ребенка, которые могут влиять на реализацию рекомендаций, связанных с основной проблемой.
11

ГЛАВА
2
ЧТО ВЫЯВЛЯЮТ ТЕСТЫ?
В этой главе читатель найдет систему понятий, используемых при описании индивидуальных психологических особенностей человека и при интерпретации результатов диагностики. Предлагаемая система
эклектична, т. е. понятия заимствованы из различных, подчас несовместимых друг с другом психологических концепций. Такой подход диктуется практической направленностью настоящего руководства. Я убежден, что эклектичность, губительная для теоретического исследования, и неизбежна, и необходима в практической работе. Разные научные концепции центрируются на разных типах психологических проблем, тогда как практику приходится иметь дело с ними всеми. Если обращение вызвано трудностями в завязывании шнурков на ботинках, то нет смысла искать ответы в глубинной психологии: она этими проблемами не занимается; зато выработка навыков детально изучена бихевиористами. Напротив, если обращение связано с амбивалентным отношением ребенка к отцу, то бессмысленно апеллировать к бихевиоризму: эта проблема несравнимо глубже исследована в глубинной психологии. Исходя из этих соображений, автор последовательно проводит в настоящей книге непоследовательный эклектический подход.
2.1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Как правило, выявление особенностей когнитивных (познавательных)
процессов требуется при обращениях, связанных
12
с учебными проблемами. В этих случаях обычно наиболее важно проверить состояние словесно-логического и образного мышления, памяти и внимания.
Восприятие, воображение, наглядно-действенное мышление имеют меньшее значение для успешной учебы, хотя в других видах деятельности (в частности, как в художественном, так и в научном творчестве) они играют важнейшую роль.
Словесно-логическое мышление
Словесно-логическое мышление (вербальный интеллект) — это способность делать правильные выводы из имеющихся посылок. Уровень его развития можно оценивать по следующим параметрам:
> сформированность структуры понятий;
>адекватность представлений;
> способность к выполнению умственных операций (в частности, сравнения и обобщения).
Структура понятий, которыми оперирует ребенок, не всегда точно отражается в его речи. Распространены случаи, когда он владеет тем или иным понятием, хотя использует неправильные слова для его выражения.
Нередка и обратная ситуация, когда ребенок пользуется вполне «научными» словами, но придает им не то значение, которое они имеют для взрослых.
Как показал Л. С. Выготский, вплоть до подросткового возраста в мышлении детей сосуществуют понятия и псевдопонятия. Последние характеризуются тем, что ребенок, называя некоторое множество объектов одним и тем же словом, объединяет эти объекты на основе поверхностных признаков, определяемых его личным опытом, а не на основе существенных
(понятийных) признаков.
Под адекватностью представлений понимают их соответствие жизненной реальности и общепринятым (социально заданным) стандартам.
Например, часто встречающаяся у дошкольников уверенность в том, что причиной ветра служит
13
качание деревьев, неадекватна, поскольку она противоречит реальности.
Имевшаяся у одного из моих клиентов убежденность в том, что главным органом человеческого тела является селезенка, тоже неадекватна, хотя проверить ее соответствие реальности затруднительно. Зато вполне понятно, что она не совпадает с общепринятыми представлениями, согласно которым эта роль обычно отводится, в зависимости от индивидуальных пристрастий, сердцу, мозгу или, на худой конец, желудку.
Операция сравнения обеспечивает выявление сходства и различий между объектами. Уровень сформированности сравнения определяется, в первую очередь, тем, опирается ли оно на существенные или же на случайные признаки. Так, утверждение о том, что сходство коровы с собакой определяется наличием хвоста, а различие — тем, что одна мычит, а другая лает, менее содержательно, чем поиск сходства в том, что обе они кормят детенышей молоком, а различия — в том, что корова относится к копытным, а собака — к хищным.
Операция обобщения обеспечивает объединение объектов в группу на основе тех или иных признаков. Основой для обобщения служит сравнение.
Однако, даже правильно выделив общий признак (т. е. успешно произведя сравнение), человек не всегда способен самостоятельно использовать его для объединения объектов в группу (осуществить правильное обобщение).
Например, даже установив, что и корова, и собака кормят детенышей молоком, он может не суметь на основе этого сделать вывод о принадлежности их обеих к классу млекопитающих.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов
связь с админом