Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Руководство по работе с глиной. Кудрявцев А.. Руководство по работе с глиной часть 1 Работа на гончарном круге. Основы декорирования 2005 Golden Hands 2


НазваниеРуководство по работе с глиной часть 1 Работа на гончарном круге. Основы декорирования 2005 Golden Hands 2
АнкорРуководство по работе с глиной. Кудрявцев А..pdf
Дата08.02.2018
Размер1.44 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаRukovodstvo_po_rabote_s_glinoy_Kudryavtsev_A.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипРуководство
#36107
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

РУКОВОДСТВО
ПО РАБОТЕ С ГЛИНОЙ
Часть 1
Работа на гончарном круге.
Основы декорирования
© 2005 «Golden Hands»

2
Кудрявцев А. В.
Автор Кудрявцев А.В.
Книга иллюстрирована инструментом и оборудованием автора.
Редактор Кудрявцев А.В.
Фото Кудрявцев Ю.А.
Верстка Куренков П.И.
Тираж 500 экз.
Великий Новгород, 2005.
По общим вопросам обращайтесь к автору:
akrezume@yandex.ru https://andre5555.narod.ru
На обложке: профессиональный керамист-гончар Копылов А. А.
(Великий Новгород)
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ........................................................................................3
Какое оборудование необходимо? .....................................................4
Устройство мастерской ........................................................................8
Гончарная глина ................................................................................ 10
Работа на гончарном круге ............................................................... 12
Основные приемы создания гончарной формы .............................. 19
Последовательность изготовления гончарной формы
(в разрезах) .................................................................................. 44
Дефекты при формовке на гончарном круге и их устранение ...... 46
Некоторые элементы декорирования гончарных изделий .............. 50
Изготовление и декорирование свистульки ..................................... 57
Литература ......................................................................................... 65
Все названия оборудования являются зарегистрированными торговы- ми марками соответствующих фирм.
Никакая часть настоящего издания ни в каких целях не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, будь то электронные или механические, включая фотокопи- рование и запись на магнитный носитель, если на это нет письменного разрешения автора Кудрявцева А.В.
Моя особая благодарность профессиональному новгородскому керамисту-гончару
Копылову Андрею Александровичу,
за его помощь, советы и содействие при работе над этой книгой

3
Руководство по работе с глиной. Часть 1
ПРЕДИСЛОВИЕ
В последние годы наблюдается рост интереса к гончарно- му ремеслу, керамике. И это не случайно! Стоит посмотреть,
как работает Мастер-гончар, взять в руки срезанное им с кру- га изделие – и вы навсегда останетесь в плену у глины! Но если ваше желание не будет подкреплено действием, оно так и останется эфемерным желанием!
Эта книга – попытка сорвать вас с места, заставить сде- лать первые шаги навстречу вашей мечте. Это полноценное руководство к действию, где все этапы и процедуры четко и дословно определены, и если их строго придерживаться,
то Вы действительно сможете научиться ремеслу.
В книге основное внимание уделено использованию про- стого, современного оборудования, инструмента, возможнос- ти их изготовления своими руками.
Дерзайте, пробуйте, добивайтесь –
и не отступайте перед трудностями!
Кудрявцев А.В.,
Великий Новгород, 2005 г.

4
Кудрявцев А. В.

КАКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ НЕОБХОДИМО?
Гончарный круг
В первую очередь вам потребуется гончарный круг. Вокруг гончарного круга сломано немало копий! Много споров на темы:
«Что лучше – механический или с электроприводом?», «Стоит ли покупать наши российские круги или взять импортный?».
Вы знаете, сколько людей, столько и мнений, поэтому что-то доказывать, – просто терять ваше драгоценное время, читатель!
Если вы очень ограничены в средствах, и у вас нет элек- тричества (всякое бывает…), а мощные икроножные мышцы требуют постоянной тренировки – ножной механический круг с большим маховиком ваш достойный выбор! Но при обучении работе на таком круге вас ждут некоторые трудности – доста- точно сложно скоординировать синхронную работу ног с тон- кой работой пальчиков рук (ведь чтобы круг крутился, его надо все время подталкивать ногой!). Мозгу достаточно сложно со- риентироваться – работать пальчиками или ногами! Поэтому процесс обучения может затянуться на неопределенный срок.
А ведь всегда хочется получить результат сразу – только сел за круг – и вот он, горшочек! На мой взгляд, у подобного круга есть только один плюс – он практически бесшумен при рабо- те! Кто работал на старом компьютере с воющим вентилято- ром, а потом пересел за новый ноутбук – тот меня поймет!
В России до последнего времени серийно не выпуска- лись гончарные круги. Каждый, у кого был знакомый токарь и небольшая мастерская, делал круги для себя или знако- мых. В Америке и Европе ситуация абсолютно противополож- ная – в одной Англии более четырех фирм, специализирую- щихся именно на производстве гончарных кругах! Судя по кон- структивным элементам (литье, штамповка…) – объемы их про- изводства превышают сотни кругов в год!
Практически все импортные модели похожи своим внутрен- ним устройством как братья-близнецы. Планшайба – метал- лический (чаще – алюминиевый) диск, на котором крепится глина при формовке, закреплена прямо на выходном валу ре- дуктора, который, в свою очередь, приводится в действие

5
Руководство по работе с глиной. Часть 1
посредством ремешка от электродвигателя постоянного тока (вид снизу – полная ана- логия со старой стиральной машиной
«РИГА»). Для изменения скорости вращения планшайбы служит выносная педаль с элек- тронным регулятором скорости. Уже из это- го описания видны слабые стороны подоб- ной конструкции:
1. Мотор постоянного тока. Еще со вре- мен его гениального создателя Эдисона, за мотором тянется хвост проблем. Главная –
наличие токосъемных щеток (чаще – графи- товых). При постоянном соприкосновении меди (коллектор двигателя) и графита (щет- ки), победителем остается твердая медь,
которая просто истирает щетки через не- сколько сотен часов работы! Побочный эф- фект при истирании щеток – мелкая графи- товая пыль, заполняющая все внутреннее пространство мо- тора, а ведь там находится провод под напряжением! Как след- ствие, при некотором перегреве мотора ослабевает лаковая изоляция медных проводов статора и ротора, в эти микротре- щинки попадает графитовая пыль и… – происходит электри- ческий пробой! Все – короткое замыкание, необходима заме- на мотора. Вы заметите: «Коллекторные электродвигатели стоят во всех электроинструментах, и нормально работают!».

Вопрос – а сколько минут они НЕПРЕРЫВНО работают!?
А гончарный круг не выключается порой часов по шесть… По- вышенный шум и радиопомехи (особенно на экране телевизо- ра!) – также неизбежные спутники этих двигателей…
2. Электронный блок регулировки скорости. По мнению специалистов по ремонту бытовой техники, выход техники из строя на 90% спровоцирован некачественным электропитанием,
На фото, сверху вниз, модели гончарных кругов:
Lockerbie Motorized Kickwheel – Англия
Bailey ST Wheel – США
Фирма FOME – Италия

6
Кудрявцев А. В.
остальные 10% – элементная база аппаратуры и «человечес- кий фактор». Ничто не вечно. Теперь задумайтесь: – вышел этот импортный блок из строя – кто его починит? Сколько это отнимет времени и денег?
От импортных кругов не отнимешь главное – они очень при- влекательны внешне, все гладкие и лоснящиеся! Но вам нуж- на «рабочая лошадка» – всеядная, покладистая и надежная,
а не элемент вашего интерьера!
Кроме того, большинство деталей импортных гончарных кругов выполнено из пластмассы (издержки индустриального производства!), что не добавляет жесткости и долговечности конструкции в целом.
Отечественные гончарные круги с электроприводом
Как я уже упоминал ранее, в России до последнего време- ни СЕРИЙНО не производились гончарные круги. 2004 год стал переломным – в продаже появился круг PROFI-MAX (тм
«Golden Hands»). Его внутренний механизм принципиально от- личается от импортных аналогов – все гениальное – просто!
Зачем электронный блок – его заменяет механическая фрик- ционная передача, зачем двигатель постоянного тока – вмес- то него асинхронный универсальный двигатель с ресурсом более 10 000 часов!
Для вращения планшайбы используется шпиндельный узел – высокоточный механизм из верхней планшайбы, мас- сивного маховика и подшипников. Маховик сидит на одной оси
На фото модель PROFI-MAX.
Слева: в комплектации «MINI»; справа: в комплектации «VIP»

7
Руководство по работе с глиной. Часть 1
с верхней планшайбой, и когда к торцу маховика подводится резиновый шкив мотора, то маховик начинает вращаться. Если шкив мотора отводится от маховика, то последний, по инер- ции продолжая движение, останавливается. Нажимая или от- пуская педаль, вы подводите или отводите резиновый шкив мотора от маховика, так и происходит изменение скорости вращения планшайбы. Дополнительно регулировать скорость вращения планшайбы можно и рукой – подтормаживая саму планшайбу.
Печь обжига
Для обжига лучше использовать электрическую камерную печь российского производства с температурой до 1250°С.
В этом случае достаточно просто решается вопрос ее транс- портировки и гарантийного обслуживания.
У кого покупать печь:
– кто достаточно давно их изготавливает
– сам использует собственную продукцию
– у кого просто продуманная и красивая продукция!
Вам вполне достаточно печи с рабочим объемом в 30-60л.
Печь 30 литров:
Размеры камеры составляют 300 х 340 х 300 мм (ширина х высота х глубина)
Наружные габариты 700 х 850 х 680 мм. Вес: 50 кг.
Электрическая мощность составляет 3 кВт. Ток: 15 А.
Печь 60 литров:
Размеры камеры составляют 400 х 450 х 335 мм.
Наружные габариты 800 х 870 х 760 мм. Вес: 90 кг.
Электрическая мощность составляет 5 кВт. Ток: 23 А.
На фото изображена печь для обжига керамики.
Фирма «ХОРСС», г. Москва

8
Кудрявцев А. В.
Обязательно наличие программируемого устройства управ- ления! Его наличие позволит вести обжиг в полностью авто- матическом режиме, а также избегать возможного брака при обжиге.
Подробнее об устройстве печей, возможности их самосто- ятельного изготовления, режимах обжига и т.д. – в 4-й части книги «Руководство по работе с глиной…».
УСТРОЙСТВО МАСТЕРСКОЙ
Подойдет любое сухое, теплое и проветриваемое помеще- ние площадью от 20 кв.м. Можно и меньше – но не забывайте про слона в посудной лавке! Высота потолков – полностью зависит от вашего роста и роста будущих ваших гостей (может и двух метров хватить). Если вы выше среднего роста, то 2,4
метра – этого вполне достаточно.
Для начала потребуется определиться с тем, какое обору- дование вы планируете разместить в своей мастерской. Иде- альный вариант, если в вашей мастерской будут: гончарный круг, гончарный круг с гипсомодельно/формующей приставкой,
вакуумный ленточный пресс, ручной пресс с набором шабло- нов, миксер, бак для шликера, ящик для глины-сырца, ящик для готовой глины, гипсовые формы с подогревом, шкаф сушильный, печь для обжига, вальцы (ручные или с э/приво- дом), аэрограф с компрессором, турнетки и набор ручных ин- струментов и т.д.
Лучше заложить размещение оборудования «по макси- муму» – и у вас не возникнет дефицита рабочей площади!
Основные задачи которые вам предстоит решить при строи- тельстве мастерской:
1. Электропроводка.
Обязательно разделение проводки на силовую часть (для печи обжига) и осветительную. Так как печь потребляет от 5 кВт,
то проводка должна быть рассчитана на 2-х кратный запас мощности, т.е минимально 10 кВт. Лучше использовать мед- ный кабель.

9
Руководство по работе с глиной. Часть 1 2. Освещение.
Ровный, мягкий, без теней, слегка желтоватый свет – это иде- альное решение, к которому необходимо стремиться! При нали- чии окон, исходите из расчета 20 ватт на 1 кв.м. площади потолка.
ПРИМЕР. Для комнаты площадью 20 кв.м. потребуются 4
лампочки по 100 ватт.
3. Водопровод и канализация.
При работе с глиной требуется вода. Обязательно нали- чие горячей и холодной воды, канализации. При отсутствии горячей можете использовать накопительный бойлер на
80…100 литров.
4. Шумоизоляция мастерской.
Любое оборудование при работе создает шум. Поэтому при подборе и размещении мастерской старайтесь получить как можно меньше соседей! Если этого не избежать, то применяй- те специальные меры:
– для снижения шума и вибраций от гончарного круга под- ложите под него лист толстой (от 20 мм) резины
– для шумоизоляции стены, ее можно оклеить пластинами пенопласта (толщиной 100 мм) или завесить толстым ковром
5. Вентиляция.
Вопрос эффективной вентиляции помещения особенно актуален при наличии печи для обжига. Ведь при обжиге кера- мики выгорает органическая масса и образуется угарный газ.
Поэтому необходимо удалять все 100% образуемых вредных веществ!
6. Отделочные материалы.
Для покрытия стен лучше применять широкую пластико- вую или МДФ-вагонку (проще отмывать!).
Пол – это гораздо сложнее! Он должен сочетать несоче- таемое – легко мыться, быть не скользким, износостойким.
Линолеум – простое, но не лишенное недостатков решение.
Трудно обеспечить герметичность его стыков – а если под него попадет вода, то неприятный запах и вздутие этого места дос- тавят вам эстетические страдания! Кафель? – всем неплох: и воду не впитывает, и износостоек… Ну а если подскользнетесь?
Кроме того, грязь будет накапливаться в межплиточных швах.

10
Кудрявцев А. В.
Наилучшее решение – заливной монолитный пол с добав- кой полимера. Тем более его можно легко оборудовать систе- мой подогрева. А если сделать небольшой угол наклона (2–5
градуса) и приемный приямок, то уборка пола займет не более
10 минут!
ГОНЧАРНАЯ ГЛИНА
Что такое глина, химический состав, информация о ее ме- сторождениях в России и т.д, вы сможете прочитать в литера- туре (список в конце книги).
Многие начинающие спрашивают: «А где взять глину,
какая она должна быть?!».
Так как глина – это ваше основное сырье, то его вам все- гда будет требоваться много. Поэтому лучше всегда иметь ее хороший и проверенный запас под руками!
Самое простое (но наверняка не всем доступное по карма- ну!) купить глину в специализированной фирме. Цена готовой вакуумированной глины около 20…24 руб. /кг. (красножгущая- ся гончарная глина, февраль 2005 год). Большой минус покуп- ной глины – непостоянство свойств различных приобретае- мых партий. Вам придется подстраиваться под нее, и прово- дить дополнительные пробные обжиги.
Степень готовности глины к формовке на гончарном круге проверяется просто: глина должна быть максимально мягкой,
но при этом не липнуть к рукам! Если помять глину, то на ру- ках должен остаться только темный след. Если глина липнет к рукам, а при отлипе на ладошках остаются островки глины –
глина сыровата. Достаточно оставить ее на час-два провялить- ся, потом опять помять, проверить – и при необходимости еще подсушить.
Не пересушивайте глину! Если глина суховата, то ее очень трудно центровать, и соответственно – формовать.
Начинающим гончарам лучше работать с чуть переувлаж- ненной глиной.

11
Руководство по работе с глиной. Часть 1
Повторное использование бракованных гончарных изделий.
Бракованное изделие срезайте с планшайбы с помощью стру- ны с ручками и откладывайте на фанерку. Через 2…4 часа, ког- да глина немного подсохнет, на этой же фанере промните ее как тесто и отформуйте круглый комок. Крепко сбейте его сильными ударами правой ладошки (сам комок держите в левой руке). Если вы левша – то наоборот: держите в правой, бейте левой…. Сби- тый комок, если не будете использовать его сразу, положите на хранение в герметичный п/этиленовый пакет. Придав глине фор- му шара, легче получить и сохранить однородность всей массы.
Для утилизации шликера* (после мойки рук и гончарного круга, инструментов), дайте раствору отстояться. Выступив- шую воду необходимо осторожно (не взбалтывая!) слить в канализацию, а концентрированный глиняный раствор вылить в гипсовую форму. Как изготовить емкость из гипса – во 2-й части книги «Руководство по работе с глиной…».
* Шликер – жидкая глина (суспензия глины в воде), консистенции жид- кой сметаны.
Утилизация шликера

12
Кудрявцев А. В.
Не допускайте попадания в глиняную массу сухих частиц со стенок посуды – они образуют неоднородные включения,
которые позже вылезут при формовке на гончарном круге.
Хранение гончарной глины.
Глина очень непритязательна. Достаточно герметично завер- нуть подготовленный комок глины в двойной полиэтиленовый пакет, и она сохранит свои свойства на долгие месяцы! После длительного хранения глина может только пересохнуть. Для вос- становления пластичности, заверните подсохший комок глины в тряпку, хорошо пропитанную горячей водой (тряпку слегка отджми- те!). Полученный сверток положите в двойной п/этиленовый па- кет. Через пару дней проверьте и промните глину. Если она недо- статочно размягчилась, повторите процедуру.
Храните готовую глину лучше в прохладном месте, при по- ложительной температуре (например, в подвале). За день-два перед использованием, перенесите глину в теплое помеще- ние. Из полиэтиленовых пакетов извлекайте глину только не- посредственно перед началом работы с ней.
РАБОТА НА ГОНЧАРНОМ КРУГЕ
Непосильная задача – с помощью печатного слова научить человека ремеслу!
Я всегда был и остаюсь сторонником классического про- цесса обучения: Мастер-наставник передает свои опыт и зна- ния Ученику. Причем передает многие месяцы, годы… Но вре- мена меняются, и в обучении гончарному ремеслу это стано- вится (вернее – стало!) практически невозможно! Некоторой попыткой исправить ситуацию стали наши экспресс-курсы гон- чарного ремесла (постановка рук под опекой профессиональ- ного гончара), учебные фильмы.
Но давайте попробуем – ведь никогда не поздно дополни- тельно посмотреть учебный фильм или записаться на курсы гончарного ремесла! Тем более вы уже проникнетесь атмо- сферой и будете подготовленным Учеником!
До того, как вы прикрепите свой первый комок глины к план- шайбе круга, нужно сделать несколько промежуточных шагов.

13
Руководство по работе с глиной. Часть 1
Установка и выверка гончарного круга.
До начала работы на круге необходимо расположить его и тумбу-сиденье в удобном для работы, хорошо освещенном месте. В идеале, строительный уровень, поставленный на планшайбу в двух положениях, должен показать абсолютную горизонтальность планшайбы.
При необходимости, вкручивая или выкручивая регулиро- вочные ножки гончарного круга, добейтесь вышеуказанных требований. Обязательное условие – максимально устойчи- вое положение гончарного круга на полу! Круг не должен по- качиваться на ножках!
ВНИМАНИЕ!: после установки круга не передвигайте его с места!
Налейте в тазик (чуть больше половины) воды комнатной темпе- ратуры и поставьте его в корыто, за планшайбой. Пустой тазик поставь- те в пространство под гончарным кругом и опустите в него кончик ре- зинового шланга (второй кончик это- го шланга должен быть одет на пат- рубок корыта).
Установка и выверка гончарного круга по уровню
Рабочее место гончара

14
Кудрявцев А. В.
Посадка за гончарным кругом.
Для комфортной и продолжительной работы за гончар- ным кругом необходимо обеспечить анатомически правиль- ное положение вашего тела. Главное условие – угол между голенью и бедром должен быть несколько больше 90 граду- сов (в этом положении ноги практически не затекают).
Уровень бедер должен быть несколько выше уровня планшайбы (при работе пра- вая рука опирается на бедро и прижимается к правому боку). Высота посадки доста- точно просто регулируется подкладыванием под тумбу кусочков толстой фанеры.
Для обеспечения длитель- ной работы за кругом потре- буется мягкая подушка на крышке тумбы (стульчика).
Можно просто надеть специ- альный чехол с поролоновой подушкой.
Посадка за гончарным кругом
Мягкая подушка для ящика-тумбы

15
Руководство по работе с глиной. Часть 1
Одежда и обувь.
Казалось бы – какая разница, в чем сидеть за кругом!? Если вы хотите сохранить чистоту вашей верхней одежды, то вам не обойтись без фартука! Конструкция круга обеспечивает полную защиту от попадания жидкой глины на пол или работа- ющего за кругом. Но в ситуациях с начинающими гончарами,
когда используется неумеренное количество воды, глина по- падает на одежду косвенным путем – не так наклонился, опер- ся, сильно надавил на губку и т.д.
Прежде чем сесть за круг, наденьте специальный фартук гончара (он полностью закрывает ноги и переднюю часть ту- ловища). На фартуке имеются два удобных кармана для хра- нения полотенцев для обтирки рук. Материал фартука обес- печивает комфорт в жаркую погоду, а также легко стирается,
не оставляя следов от глины. На ноги оденьте мягкие, сво- бодные тапочки.
Уборка рабочего места.
После завершения работы на гончарном круге, необходи- мо его полностью очистить от следов глины. Для мойки кру- га используйте поролоновые губки (стараясь как можно чаще промывать их в воде –
меньше будете царапать деко- ративное покрытие…). Завер- шив мойку, протрите ветошью все поверхности насухо. При появлении налета ржавчины на поверхности планшайбы, достаточно на полных оборотах под- нести к ней кусочек сухой древесины. Не используйте наждач- ную бумагу!!
Уборка рабочего места

16
Кудрявцев А. В.
Инструмент и вспомогательные материалы.
Струна с ручками.
Необходима для срезания готовых изделий с планшайбы, а также резки глины на части.
«Колобок».
«Колобок» – кусочек поролона на длинной палочке.
Используют два размера: малый и большой. Малый:
2,5х2,5х5,0см. Большой: 5х5х8см.
Применяется для удаления излишней воды и глиняной жиж- ки со дна высоких и узких изделий.
Стеки резиновые.
Кусочек белой резины специальной формы. Можно использовать для оформления поверхности сосуда или подточки его основания.
Шильце.
Удобно для проверки толщины дна формуемого сосуда.
Ножик.
Универсальный инструмент для под- резания, надрезов, получения сквозных отверстий, нанесения насечек при скле- ивании.
Трубочка с поршнем.
Применяется для прокалывания сквозных отверстий. Поршенек служит для удаления глины из трубки.
Губка поролоновая.
Для очистки рук от глины, для снятия жижки с планшайбы или формуемого

17
Руководство по работе с глиной. Часть 1
изделия, вам потребуются кусочки поролона. Их оптимальная форма – круглая (нет острых углов, удобно помещается в руке).
Шаблоны.
Используются при формовке внут- ренней поверхности сосудов.
Стеки.
Изготовлены из дерева (ясень, бук,
дуб), нержавейки, текстолита, стеклотекстолита, линолеума.
Штампик.
Используются орнаментальные зна- ки: крестик, спиралька, квадратик…
Изготавливается из круглой палочки
(ясень, бук, дуб) диаметром 1,0…1,5 см.
Применяется для декорирования глиняной поверхности (тиснение).
Линейка.
Используется для определения и контроля геометрических размеров формуемых изделий.
Кронциркуль.
Кронциркули применяют трех основ- ных размеров: малый, средний и большой.
Максимальный раскрыв малого – 20
см, среднего – 40 см, большого – 60 см.
Применяется для измерения диа- метров сосудов. Начи- нающим достаточно ма- лого кронциркуля.
Гибкий стек.
Кусочек тонкой полимерной пленки, с округ- лыми краями.
Применяется для финишной затирки кром- ки изделия.

18
Кудрявцев А. В.
Ролик для накатки.
Для накатывания повторяющегося рисунка или текстуры на поверхность гончарной формы.
Зубчатый стек.
Применяется для декорирования поверхности (нанесение диаметраль- ных углублений).
Шпатель-лопатка.
Применяется для аккуратного снятия изделия с планшайбы.
Кисть с натуральной щетиной.
Две круглые кисти (номер 5 и 10) и две плоские (номер 6 и 12).
Применяются для нанесения анго- бов и шликера.
Ангобы.
Белая глина с добавками пигментов и флюсов.
Основные используемые цвета: белый, зеленый, желтый,
бежевый.
Наносится с помощью кисточек, штампиком, окунанием…
Фасовка – пластиковая бутылка 0,33 кг.
Стаканчик пластиковый.
Используется для хранения ангобов при декорировании.
Тазик квадратный, пластиковый.
Квадратная форма обеспечивает ком- пактность при размещении и использова- нии. Тазик удобен для накапливания и хра- нения шликера, воды при уборке гончарно- го круга.
Минимально необходимый набор инструментов

19
Руководство по работе с глиной. Часть 1
ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ
ГОНЧАРНОЙ ФОРМЫ.
ВНИМАНИЕ! Все описанные ниже действия приводятся для правшей и для направления вращения планшайбы против ча- совой стрелки!
1. Промин глины.
Достаньте глину из п/этиленового пакета. Струной с ручка- ми отрежьте необходимый кусок. Размер единичного куска для работы на гончарном круге определяется размером ладошки.
Если кусок большой и вам тяжело его удержать в руках – раз- режьте его струной пополам, и работайте с каждой частью по отдельности. Помните: круглый комочек должен легко уме- щаться в вашей ладони! Сильными ударами о поверхность стола, отбейте брусок глины (на стол предварительно посте- лите кусок брезента или просто кусок ткани, а уже на нее по- ложите кусок фанеры) придавая ему форму шара. Отбивка необходима если глина немного пересохла или лежала в од- ном положении. После отбивки глину необходимо промять.
Промин глины напоминает промин крутого теста. Промяв гли- ну, сбейте ее в шар. Для этого удерживая шар на ладони од- ной руки, другой с силой бейте по шару, стремясь максималь- но уплотнить его. Не забывайте – если глина не подвергалась операции вакуумирования, в ней наверняка множество пустот и пор, наполненных воздухом. Если не пытаться их убрать, то эти поры легко перейдут в стенки вашего изделия, а при обжи- ге в печи, эти воздушные карманы разорвет нагретый воздух!
И – прощай изделие! Сбивая шар, просто представьте, что вы сжимаете невидимую пружину! После сбивки в шар, вращатель- ным вращением куска глины в противоположные стороны, ра- зорвите шар примерно пополам. С силой соедините эти части вновь. После сбивки повторите разрывание и соединение шара еще пару раз. Это необходимо для устранения внутренних пустот и пор, уплотнения всей глиняной массы. Для работы на круге вам потребуется не менее 5–6 шариков из глины. На пос- ледующих страницах показаны этапы промина глины.

20
Кудрявцев А. В.
Брус глины и струна с ручками
Вертикальный разрез бруса
Горизонтальный разрез бруса

21
Руководство по работе с глиной. Часть 1

22
Кудрявцев А. В.

23
Руководство по работе с глиной. Часть 1
Основное правило для успешной работы на круге –
максимально мягкая глина, но не липнущая к рукам!
Тогда у вас не будет проблем ни с ее прикреплением к план- шайбе (если глина пересушена, ее очень трудно прикрепить к планшайбе) ни с центровкой и формообразованием!
2. Прикрепление глины к планшайбе.
Удобно расположившись за гончарным кругом, включите его. Протрите слегка влажной губкой верхнюю поверхность планшайбы (для обеспечения максимального сцепления с гли- ной). Не переусердствуйте! – на сырую планшайбу вам будет очень трудно прикрепить глину! Сухими руками возьмите

24
Кудрявцев А. В.
заранее подготовленный глиняный шар. С силой ударьте им в центр планшайбы – глина должна прилепиться. Слегка пока- чивая прилепившийся комок влево/вправо (одновременно при- давливая сверху), добейтесь его срастания с планшайбой.
Если этого не произошло, и комок глины легко срывается с планшайбы – повторите все сначала.
Постукивая ладошкой, чуть подсплющите и отцентруйте комок. Добейтесь округлости и некоторой симметрии куска глины относительно центра планшайбы.
ВНИМАНИЕ!: После срезания готового изделия, не очищайте планшайбу, а крепите новый кусок прямо на остатки глины от ранее срезанного изделия!
3. Центровка.
Нажмите на педаль, заставив планшайбу вращаться. Смо- чите руки в тазике с водой, а из губки отожмите немного на вращающийся ком глины. Это необходимо для дальнейшего мягкого скольжения глины в ваших руках! Локоть правой руки обоприте на правое колено и крепко прижмите его к корпусу.
Правую ладонь положите на вращающийся комок глины. Вы почувствуете биение комка глины (кто-то невидимый пытает- ся ее оттолкнуть!). Левой ладонью обхватите правую ладонь
(локоть левой руки постарайтесь фиксировать на надежной точке опоры – колене левой ноги). Правая рука – это инстру- мент, а левая его поддержка! Помните: только жесткие, имею- щие твердую опору руки смогут справиться с глиной и центро- бежной силой! И дело не в вашей физической силе или муску- латуре рук – важнее правильное и техничное исполнение всех движений!
Слегка сжимая комок глины между ладонями, направьте движение ладоней рук с себе (и к центру планшайбы, соответ- ственно). При этом произойдет центрование глины. При сня- тии или контакте рук с глиной не делайте резких движений –
все должно быть максимально аккуратно и плавно, иначе про- изойдет децентровка (сильное биение) изделия!
УПРАЖНЕНИЕ. Добейтесь автоматического выполнения операции центровки куска глины! Для этого, после каждой

25
Руководство по работе с глиной. Часть 1
Боковой удар ладошкой справа –
для децентровки
…и снова центровка!

26
Кудрявцев А. В.
успешной центровки, легким боковым ударом по изделию на- рушайте его центровку, и снова центруйте. Повторяйте эту про- цедуру до автоматического закрепления навыков.
Для усложнения, повторяйте это упражнение с закрытыми глазами!
4. Динамический промин глиняной массы.
Отцентровав глину, необходимо провести ее динамичес- кий промин. Это обеспечит усреднение влажности глины по всему объему, поможет избавиться от воздушных пустот.
Подъем глины. Сжимая глину между ладонями, одновре- менно тяните руки вверх. При сжимании, глине некуда девать- ся (ладони сбоков!) и она выдавливается вверх! Руки должны быть жестко фиксированы, чтобы не нарушить центровку. При работе не «боритесь» с глиной, используйте технику исполне- ния, а не мышечную силу! Крепкая опора для рук, их жесткая фиксация в пространстве, поддержка одной руки другой – ос- нова правильной работы на круге.
Опускание глины. Надавливая правой ладошкой на получив- шийся глиняный столбик сверху вниз, постепенно осаживайте
Усилие рук направлено к центру и к себе
Отцентрованный ком глины

27
Руководство по работе с глиной. Часть 1
Сжатие кома глины ладошками
Осаживание конуса
Поднятый конус

28
Кудрявцев А. В.
При осаживании конуса вес тела перенесите на центр планшайбы столбик вниз, образуя круглый комочек. При этом руки сложе- ны в замок – правая на глине, левая на правой. Не забывайте все время смачивать руки в тазике с водой, а излишек воды снимайте о край тазика!
При надавливании на глину сверху, старайтесь использо- вать массу своего тела, как бы нависая над планшайбой.
УПРАЖНЕНИЕ. Повторяйте подъем/опускание глиняного столбика до закрепления автоматических навыков. Для услож- нения, повторяйте это упражнение с закрытыми глазами!
5. Формование дна сосуда.
Дно сосуда – это его основная и самая главная деталь! От качества его исполнения напрямую зависит процент брака при сушке и обжиге.
Большой (или указательный) палец правой руки опустите в центр заготовки, – это инструмент. Не забудьте смочить руки водой! Левой рукой надавливайте сверху на большой палец

29
Руководство по работе с глиной. Часть 1
правой руки. При этом мизинец правой руки скользит по план- шайбе, а ее ладонь удерживает центровку глины. Общее дви- жение большого пальца правой руки – вниз, и от центра к краю планшайбы. Для проверки можете воспользоваться шильцем,
дав планшайбе предварительно остановиться. Толщина до- нышка – 5…8 мм. (зависит от размера формуемого изделия –
чем больше, тем донышко толще).
Если донышко получилось толще, чем требуется, то дви- жениями указательного пальца правой руки от центра план- шайбы к ее краю, слегка надавливая при этом на палец, до- бейтесь необходимой толщины дна вашего будущего сосуда.
Это движение уплотняет донышко, делает его плотнее. Ско- рость движения указательного пальца должна быть скоорди- нирована со скоростью вращения планшайбы – на каждый оборот диска пальчик продвигается на 1…2 мм. Если будете двигать пальчик быстрее, и надавите на него чуть сильнее, то получите декоративный эффект – спираль. Спираль доста- точно часто применяется при декорировании тарелок.

30
Кудрявцев А. В.

31
Руководство по работе с глиной. Часть 1
УПРАЖНЕНИЕ. Повторяйте движения по калибровке тол- щины донышка несколько раз, стараясь развить в себе навык определения необходимой толщины без прокалывания глины.
6. Вытягивание стенок сосуда.
Левую руку опустите внутрь формуемого сосуда, правую –
снаружи. При этом руки расположите с правого бока будущего изделия. Захватите пальцами правой руки глиняный валик, и медленно двигайте его вверх, и немного к центру планшайбы –
на конус. Пальцы левой руки просто поддерживают стенку со- суда изнутри.
Пальцы обеих рук должны располагаться абсолютно сим- метрично: напротив указательного пальца левой – указатель- ный правой и т.д. Механизм вытягивания стенки сосуда в том,
что когда вы тянете захваченный пальцами валик глины вверх,
то вы немного сдавливаете глину между пальцами рук. Так как ей некуда деваться, а ваши пальцы движутся вверх, то и гли- на ползет вверх, формируя стенку сосуда!

32
Кудрявцев А. В.
При работе не делайте резких движений – плавно подвели пальчики к изделию, и также плавно их отвели! Любое неосто- рожное движение может нарушить центровку изделия, его нач- нет бить, и сорвет с планшайбы. Не забывайте фиксировать правую руку, обязательно найдите для нее точку опоры, не держите ее на весу!
Все движения проводите только смоченными в воде рука- ми! При подъеме стенок сосуда не стремитесь вытянуть их за один раз, захватывайте глиняный валик понемногу. Лучше по- вторите процедуру несколько раз, постепенно уменьшая тол- щину стенки. Старайтесь оставить верхний край сосуда дос- таточно толстым.
Если мы раскроем сосуд, разведя его верхний край наружу,
то получим открытую форму. Захватите верхний край сосуда и несколько потяните его на себя. Центробежная сила усилит ваше движение, и вы получите тарелку. Классические пред- ставители открытой формы – тарелки, миски…
С открытой формой работать очень сложно – необходимо постоянно ловить обороты планшайбы! Стоит сильнее нажать
Захватив валик глины, тихонько тяните его вверх

33
Руководство по работе с глиной. Часть 1
Правильное положение рук при вытягивании стенки изделия
Использование губки при вытягивании

34
Кудрявцев А. В.
педаль, и центробежная сила может просто разорвать ваше изделие!
По мере работы, внутри сосуда накапливается глиня- ная жижка. Если ее периоди- чески не удалять, то она под действием центробежной силы размоет нижнюю часть сосуда. Для удаления жижки используйте «колобок». На- бранную «колобком» жижку отжимайте в тазик с водой.
Создание открытой формы
Удаление глиняной жижки «колобком»

35
Руководство по работе с глиной. Часть 1 7. Формовка верхнего края сосуда.
При вытягивании стенок сосуда не забудьте оставить дос- таточно толстый буртик глины для формовки верхней части сосуда!
8. Сужение сосуда.
Закрытая форма – это полная противоположность откры- той! У закрытой обычно очень узкое горлышко, которое не по- зволяет увидеть внутреннее пространство сосуда. Обычно это вазы, бутылки и т.д.
При закрытии формы работают обе руки. Их общее движе- ние – скользящее движение как по поверхности шара, сводя большие пальцы рук.
УПРАЖНЕНИЕ. Пробуйте переходить от закрытой формы к открытой, и наоборот. Для усложнения работайте с закры- тыми глазами.
Формовка верхнего края сосуда

36
Кудрявцев А. В.
Формовка верхнего края сосуда
Формовка верхнего края сосуда

37
Руководство по работе с глиной. Часть 1
Положение рук и резинового стека при сужении сосуда
Сужение сосуда

38
Кудрявцев А. В.
9. Проточка низа сосуда.
Во время формовки изделия было необходимо сохранять достаточную толщину нижней части изделия – ведь на нее давила масса всего изделия! При уменьшении ее толщины изделие бы просто «свалилось». Проточку проводите шабло- ном, понемного подводя от к краю изделия и углубляясь. Ста- райтесь получить профиль, представленный на фото.
Проточка низа сосуда с помощью шаблона
10. Срезание и снятие изделия с планшайбы
Не менее ответственная операция – срезание и снятие го- тового изделия с планшайбы.
Возьмите струну с ручками. Плотно прижав натянутую стру- ну к планшайбе, тяните ее на себя, до выхода струны из-под изделия. Отожмите воду из губки на планшайбу вокруг изде- лия, и повторите подрезание еще раз.
Тщательно отмойте руки от следов глины. Промокните руки сухой тряпкой (не протирайте «насухо»!).
Обхватите изделие ладошками (представьте, что вы бере- те стеклянный шар, который может рассыпаться у вас в руках!).

39
Руководство по работе с глиной. Часть 1
Срезание изделия с планшайбы
Снятие изделия с планшайбы

40
Кудрявцев А. В.
Слегка покачивая, снимите изде- лие с планшайбы и поставьте на фанерку для подсушивания.
Для снятия особо тонких из- делий, и предотвращения их по- вреждения при снятии с планшай- бы, можно использовать смен- ные фанерные кружки или лопат- ку-шпатель.
Снятое с планшайбы изделие
Снятие готовой тарелки с помощью лопатки-шпателя

41
Руководство по работе с глиной. Часть 1
Снятие фанерного кружка с изделием с планшайбы
Одевание сменного кружка на планшайбу

42
Кудрявцев А. В.
Закрепление изделия на планшайбе и шачало проточки стеком
11. Проточка изделия.
Примерно через сутки, когда изделие подсохнет (не лип- нет к рукам и хорошо держит свою форму), можно приступить к его проточке. Протерев влажной губкой планшайбу, перевер- ните сосуд и поставьте его на планшайбу. Ориентируясь по окружностям на планшайбе, слегка покачивая сосуд вперед/
назад вокруг своей оси, добейтесь его прилипания к планшай- бе. Придерживая изделие левой рукой, начните с проточки донышка. Направляйте движение стека от центра к краю, и наоборот. Завершив обточку донышка, обработайте нижний край изделия.
Не увлекайтесь обточкой, не превращайте изделие в тво- рение токарного станка!
12. Сушка изделия.
При сушке готовых изделий не форсируйте этот процесс!! –
сушите 6-10 дней при температуре 18-20 градусов в помеще- нии без сквозняков – иначе неизбежны внутренние напряже- ния в глине, и как следствие – разрыв при обжиге!

43
Руководство по работе с глиной. Часть 1
Проточка донышка
Обтачивание боковой поверхности

44
Кудрявцев А. В.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗГОТОВЛЕНИЯ
ГОНЧАРНОЙ ФОРМЫ (В РАЗРЕЗАХ)
Получение дна
Поднятие стенок
Формовка верхнего края

45
Руководство по работе с глиной. Часть 1
Оформление нижней части
Отбортовка верхнего края
Сечение готового изделия
Проточка донышка

46
Кудрявцев А. В.
ДЕФЕКТЫ ПРИ ФОРМОВКЕ НА ГОНЧАРНОМ КРУГЕ,
ИХ УСТРАНЕНИЕ
Начав работать на гончарном круге, не стоит огорчаться если у вас не будет получаться! Спокойно проанализируйте что вы можете делать неправильно.
Рассмотрим несколько примеров:
1. При центровке глины вам не удается отцентровать кусок: он бъется в руках как живой, пытаясь вырваться с планшайбы!
Попробуйте остановить планшайбу и отцентровать комо- чек вручную, придавая максимально симметричную форму куску глины. Нажав на педаль и заставив вращаться планшай- бу, потихоньку напрвляйте усилие рук к себе и центру план- шайбы. Снимайте руки с глиняной заготовки осторожно, не нарушая центровки!
2. При динамическом промине отрывается верхняя часть конуса.
Основные причины: сухие руки (высокое трение глины об руки) и сильное сжатие конуса ладонями. При отрыве, срежь- те глину с планшайбы и наните заново.
3. При вытягивании стенок сосуда происходит «свали- вание» изделия, образование гофры.
Это происходит при сильном уменьшении толщины стенки.
Внимательно посмотрите на про- филь сосуда в разрезе – старай- тесь полностью его повторять!
Если у вас изделие «свали- лось», то проще его совсем сре- зать с планшайбы и начать рабо- ту сначала. Или можете попробо- вать подрезать стенку сосуда ниже уровня сваливания, и, при- держивая, снять. Эту операцию необходимо проводить на не- больших оборотах планшайбы.

47
Руководство по работе с глиной. Часть 1 4. При работе с верхней частью сосуда происходит раз- рыв ее кромки.
При формовании верхней части старайтесь сильно не уменьшать толщину стенки! Проще уменьшить ее в конце фор- мовки, при отделочных операциях. Но если разорвался или сильно бьет верхний край –
срежьте эту часть изделия стру- ной с ручкой. На небольших обо- ротах (нажимая и отпуская пе- даль), подведите леску к краю сосуда и врежьтесь на некоторую глубину. Сделав оборот, припод- нимите леску вверх. Леска одно- временно снимет и бракованный верх сосуда. Можно использо- вать ножичек, плавно вводя его в стенку сосуда на необходимой высоте. Изнутри напротив кончи- ка ножа обязательно должен быть ваш палец.
Подрезание ножиком
Снятие дефектного фрагмента

48
Кудрявцев А. В.

49
Руководство по работе с глиной. Часть 1 5. При срезании изделия с планшайбы прорезается до- нышко.
Этот дефект вам не поправить – срезайте изделие и начи- найте работу сначала! Не забывайте – толщина донышка 5-8
мм.!! При срезании хорошо натяните струну (леску) и плотно прижимайте ее к планшайбе! Не забывайте смачивать леску перед вторым срезанием и планшайбу вокруг изделия!
6. Не удается закрепить изделие на планшайбе (для проточки донышка).
Изделие можно протачивать когда оно находится в кожет- вердом состоянии (не прилипает к рукам и держит свою фор- му). В этом состоянии цвет изделия совпадает с цветом са- мой глины. Характерный признак что изделие пересушено для проточки – осветление его стенок.
Перед креплением сосуда не забудьте хорошо смочить планшайбу! Крепите сосуд слегка поворачивая его вокруг сво- ей оси вперед/назад. При проточке контролируйте обороты –
работайте на малых (слегка нажали педаль, отпустили…). При- держивайте изделие левой рукой (если соскочит с планшай- бы, то разобьется!).

50
Кудрявцев А. В.
НЕКОТОРЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ДЕКОРИРОВАНИЯ
ГОНЧАРНЫХ ИЗДЕЛИЙ
Существует множество способов декорирования гончарных изделий. Остановлюсь на наиболее простых и доступных, но от этого не менее эффектных. Подробнее о декорировании в
5-й части книги «Руководство по работе с глиной…».
1. Насечка на вращающейся форме.
Когда работа по созданию изделия завершена, возьмите шильце или ножичек. Зафиксировав жестко руку, прикоснитесь острием к стенкам изделия. Покачивая кончиком шильца вверх/
вниз, и регулируя глубину его про- никновения, вы по- лучите красивый декор. Работайте на небольших обо- ротах планшайбы!
Достаточно убрать кончиком ножа или шильца комочки проточенной глины и протереть стенки губкой – и можно срезать декориро- ванное изделие с планшайбы!

51
Руководство по работе с глиной. Часть 1 2. Нанесение декора штампиком.
Очень старый способ – тиснение глиняной поверхности штампиком. Наносите узор симметрично. При надавливании штампиком, с противоположной стороны стенки сосуда удер- живайте пальчик (во избежание деформации стенки изделия).

52
Кудрявцев А. В.
3. Покрытие ангобом.
Самый простой и доступный способ цветного декорирова- ния изделий из глины – покрытие их ангобами.
Ангоб – белая глина с добавками пигментов и флюсов. Ос- новные используемые цвета: белый, зеленый, желтый, беже- вый. Изменяя химический состав ангоба можно получить прак- тически любые оттенки цвета. Большой плюс в применении ангобов – изделие декорируется в необожженном виде, потом производится однократный обжиг! А это большая экономия времени и электроэнергии!
Основные правила при декорировании на гончарном круге:
– при декорировании внутренней поверхности открытой формы начинайте движение кисточки от центра изделия, к краю
– при декорировании закрытой формы, наоборот, движе- ние кисточки от верхнего края – вниз
– работайте на минимальных оборотах, иначе центробеж- ная сила раскидает ангоб в виде подтеков!

53
Руководство по работе с глиной. Часть 1
Растекание ангоба (большие обороты планшайбы)

54
Кудрявцев А. В.

55
Руководство по работе с глиной. Часть 1
Готовая тарелка, декорированная ангобами

56
Кудрявцев А. В.
4. Декорирование дна тарелки спиралью.
Достаточно простой но выразительный прием. Получается,
если при калибровке дна тарелки достаточно сильно нажимать пальцем и быстро провести его от центра к краю изделия.

57
Руководство по работе с глиной. Часть 1
ИЗГОТОВЛЕНИЕ И ДЕКОРИРОВАНИЕ СВИСТУЛЬКИ
Начиная с языческих времен их использовали как маги- ческие инструменты для вызывания ветра и дождя в летнюю жару, для отпугивания злых духов, для призывания весны и солнечного тепла на Масленицу.
Позднее свистульки утратили свое обрядовое значение,
превратившись в детскую забаву и своеобразный музыкаль- ный инстумент в народных ансамблях. Они имеют оригиналь- ное приятное звучание, различную тональность и звуковой диапазон от одной до семи нот, в зависимости от размеров.
Давайте попробуем изготовить свистульку на гончарном круге, а не с помощью лепки!
Работу можно разделить на три этапа:
1.Получение гончарной заготовки.
2.Изготовление механизма получения звука.
3.Декорирование.
Начало формовки заготовки

58
Кудрявцев А. В.

59
Руководство по работе с глиной. Часть 1

60
Кудрявцев А. В.

61
Руководство по работе с глиной. Часть 1

62
Кудрявцев А. В.
Теперь можно подойти к главному – прокалыванию полости.
От этого будет зависеть, засвистит игрушка или нет.
Выстрогайте из деревянной рейки иглу. Проколы (их два)
располагайте так, как показано на фото, – это очень важно.
Изменяя взаимное расположение оси отверстия, в которое вы будете дуть, и передней кромки-рассекателя квадратного отверстия, вы заметите отличия в громкости получаемого зву- ка. На подсохшей свистульке добейтесь наиболее сильного шума (звука).
Декорировав игрушку и, при необходимости, покрыв анго- бами, обожгите в электрической муфельной печи.
Обжиг ведите до температуры 900 градусов.
По такому же принципу делаются и другие свистульки.
Главное, сделать полость и проколы.
Можно проколоть в боку игрушки и еще одно – третье – от- верстие, которое можно то закрывать, то открывать – игрушка будет не только свистеть, но и пиликать.
Также можно в подсохшую игрушку поместить один или не- сколько керамических шариков.
Получится свистулька-погремушка.

63
Руководство по работе с глиной. Часть 1

64
Кудрявцев А. В.

65
Руководство по работе с глиной. Часть 1
Литература
Августинник А.И. Керамика. Л.: Стройиздат, 1975.
Акунова, Приблуда.Материаловедение и технология про- изводства художественных керамических изделий.
Акунова, Крапивин. Технология производства и декориро- вание художественных керамических изделий.
Августиник А. И., Керамика. М.-Л., 1970.
Алферов Л. Технологии росписи. Дерево. Металл. Кера- мика. Ткани.
Блюмен Д. М. Глазури. M., 1954.
Бройдо Д. Руководство по гипсовой формовке художествен- ной скульптуры. М.-Л., 1949.
Бугамбаев М. Гончарное ремесло. Часть 1. Терракота.
Бугамбаев М. Гончарное ремесло. Часть 2. Керамика.
Визир В.А., Мартынов М.А. Керамические краски. Киев,
1964.
Лукич Г.Е. Конструирование художественных изделий из ке- рамики.
Чебан В. Узоры и орнаменты для мастера.
Попова О. С. Русская народная керамика: Гжель, Скопин,
Дымково. М., 1957.
Разумовский С.А. Производство художественных керами- ческих изделий. М., 1951.
Разумовский С.А. Украшение гончарных изделий рельефа- ми. М., 1960.
Салтыков А. Б. Русская народная керамика. М., 1960.
Сахарова Я. А., Черепова О. В. Архитектурная керамика с цветным ангобированным слоем. Киев, 1952.
Смолицкий В. Г., Скавронская В. Художественные промыс- лы РСФСР: Справочник. М., 1973.
Темерин С. М. Русское прикладное искусство: Советские годы. М., 1960.
Технология керамических изделий. /Под ред. проф. П. П.
Будникова. М.-Л. 1946.
Лукич Г.Е. Конструирование художественных изделий из ке- рамики. М., «Высшая Школа», 1979.

66
Кудрявцев А. В.
Материалы для электротермических установок: Справоч- ное пособие/ Н.В. Большакова, К.С. Борисанова, В.И. Бурцев и др. М., 1987.
Миклашевский A. И. Технология художественной керами- ки: Практическое руководство в учебных мастерских. М.-Л.,
1971.
Мусиенко П.Н. Керамика в архитектуре и строительстве.
Киев, 1953.
Филиппов С. В. Архитектурная майолика. М., 1956.
Хохлова Е. Н. Современная керамика и народное гончар- ство. М., 1969.
Черный М. В. Фарфор Вербилок. М. 1970.
Салтыков А. Б. Русская народная керамика. Альбом, М.,
1960.
Сахута Е. М., Говор В. А. Художественные ремесла и про- мыслы Белоруссии. Минск, 1988.
Сельскому учителю о народных художественных ремеслах
Сибири и Дальнего Востока /Сост. Митлянская Т. Б. М., 1983.
Xoxлова Е. Н. Производство художественной керамики.
М.,1978.
Дудеров Г.Н. Обжиг спекающихся керамических масс. М.,
1957.
Чаварра Х. Техника работы на гончарном круге.
Поверин А.И. Гончарное дело. Чернолощеная керамика. М.,
2002.
Тихи О. Обжиг керамики. М.: Стройиздат, 1988.
Ссылки в Интернет:
https://andre5555.narod.ru – сайт автора. Подробная инфор- мация о гончарных кругах, образцы керамических изделий,
курсы гончаров.
www.horss.ru – огромный ассортимент расходных матери- алов для керамистов, электрические печи, гончарные круги.
https://www.baileypottery.com – американская фирма-про- давец расходных материалов, инструмента, оборудования.

67
Руководство по работе с глиной. Часть 1
tm «Golden Hands» – 6-летний опыт разработки и производства гончарных кругов с электроприводом. Наши простые и надежные гончарные круги работают практически в каждом крупном городе России.
Самой новейшей разработкой являются вакуумный стол и гипсомодельно- формующая приставка для круга PROFI-MAX.
Каждый гончарный круг комплектуется учебным фильмом собственного производства, образцом гончарной глины, тумбой-подставкой.
Близится к завершению работа по созданию настольного гончарного круга для лиц с ограниченными физическими возможностями и детей дошкольного возраста. Эта компактная, с возможностью работы от аккумуляторов, модель,
позволит приобщиться к увлекательному гончарному ремеслу множеству людей,
ранее лишенных этой возможности!
С января 2004 года проводятся 2-х дневные экспресс-курсы гончарного ремесла.
Для более глубокого изучения ремесла – персональные занятия по индивидуальной программе под руководством профессионального гончара- керамиста.
Производим сувенирную и эксклюзивную керамику.
«
«

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей