Главная страница
qrcode

Рей Бёрк Воспитание на основе здравого смысла. Руководство по воспитанию ответственных детей и созданию счастливой семьи Санкт-Петербург 2001 оглавлени е


НазваниеРуководство по воспитанию ответственных детей и созданию счастливой семьи Санкт-Петербург 2001 оглавлени е
Дата03.04.2019
Размер0.74 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаРей Бёрк Воспитание на основе здравого смысла.doc
ТипРуководство
#44546
страница1 из 9
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Рэй Берк и Рон Херрон

ВОСПИТАНИЕ НА ОСНОВЕ ЗДРАВОГО СМЫСЛА

Проверенное и поэтапное руководство по воспитанию ответственных детей и созданию счастливой семьи

Санкт-Петербург

2001

О Г Л А В Л Е Н И Е:

Предисловие редактора перевода ................................ 6

Введение .........................................................8

Глава 1 Наказание иди обучение .................................. 11

Глава 2 Ясность ............................................ 17

Глава 3 «Последствия» ....................................... 23

Глава 4 Положительные «последствия» .................................. 31

Глава 5 Отрицательные «последствия» .............................. 37

Глава 6 Эффективная похвала .....................................47

Глава 7 Профилактическое обучение ...................... ...........55

Глава 8 Четкие требования .......................................... 63

Глава 9 Сохраняйте спокойствие ..................................... 71

Глава 10 Корректирующее обучение ...................................79

Глава 11 Обучение самоконтролю .................................... 87

Глава 12 Принятие решений ....................................... 97

Глава 13 Графики и договоры ...................................... 105

Глава 14 Семейные собрания ...................................115

Глава 15 Средства массовой информации — друзья или враги? .................. 121

Глава 16 Социальные навыки.......................................... 129

Глава 17 Влияние сверстников ................................... 153

Глава 18 Как помочь ребенку добиться успехов в учебе ................... 159

Краткий справочник ............................................ 175


ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА ПЕРЕВОДА:

Бойз Таун» («город мальчиков») был основан в 1917 году священником отцом Фланаганом как дом-город для осиротевших и беспризорных детей. 20-е годы в США были временем экономического кризиса и «ве­ликой депрессии», безработицы, голода и нищеты. Дети в такие трудные времена страдают не меньше, чем взрослые, но не умеют, не могут организовы­вать митинги и просить о помощи. Отец Флананган хотел помочь детям пережить это нелегкое время, дать им возможность нормально развиваться и вы­расти хорошими и ответственными людьми. И помог. Дом-город, организованный священником, удивитель­но напоминал легендарную коммуну для беспризор­ников, основанную А. С. Макаренко примерно в то же время в России. Фильм о «Бойз Таун» был так же популярен в Америке, как «Республика ШКИД» у многих поколений русских людей.

«Бойз Таун» развивался все эти годы и превра­тился во всемирно известную организацию со сво­ей системой помощи сиротам, беспризорным и «трудным» детям и их родителям. Эта система вклю­чает в настоящее время приюты, семейные дома, терапевтические дома-центры, больницы, телефо­ны доверия, учебные программы для родителей и профессионалов на территории США и Южной Африки. Система построена так, что каждый ребенок, мальчик или девочка 10—18 лет, любой на­циональности и религии, оказавшийся в трудной ситуации, может найти здесь необходимую помощь. Больше 20 лет «Бойз Таун» помогает не только мальчикам, но и девочкам, и в сентябре 2000 года дети проголосовали за его переименование в «Го­род девочек и мальчиков» — «Гелз — Бойз Таун».

«Бойз Таун» пользуется поистине всенародным уважением и признанием. Каждый американец и многие люди в других странах знают это название. Есть ценности жизни, для которых не существует границ, национальных и политических. Воспитание детей — одна из таких ценностей. Я рада предста­вить программу «Воспитание на основе здравого смысла» читателям в России. Более пятисот тысяч родителей в 13 странах мира, включая Англию, Германию, Францию и Японию, прошли обучение по данной программе со времени ее разработки в 1989 году. Программа удивительно хорошо работа­ет и помогает детям и родителям жить в мире и согласии. Надеюсь, она окажется полезной и вам.

Выход этой книги в России стал возможен бла­годаря сотрудникам «Бойз Таун», их бескорыстной помощи и заинтересованности, прежде всего бла­годаря директору, отцу Петеру, его доброму вни­манию и заботе о детях, в какой бы стране мира снк ни жили, Рею Берку, Джо Диллону, Джени Сербер, Барбаре Лоннборг и многим другим. Я хочу поблагодарить мою маму, а также Евгения Креславского, Виктора Бергера и Людмилу Гудман-Турменко за ценные советы, касающиеся перево­да книги. Спасибо моим детям, Кате и Яше, кото­рые помогли мне оценить замечательный эффект «Воспитания на основе здравого смысла». Особая признательность Кате за помощь в переводе и под­готовке рукописи.

Татьяна Балашова,

кандидат психологических наук


ВВЕДЕНИЕ

Вам предстоит нелегкая, но очень важная работа, может быть, самая важная из тех, какие только бывают на свете. Кое-кто считает, что она плохо оплачивается, не всегда приносит удовлетворение, отнимает огромное количество сил и времени и никогда не может быть доведена до конца.

И тем не менее, это удивительная работа! Ус­лышав, что мы называем воспитание детей самым благодатным и замечательным занятием в мире, некоторые родители отнесутся к этому более чем скептически: что за радость вытирать сопливые носы, поднимать сонных детей в школу, целыми днями таскать их по всевозможным кружкам и за­нятиям, выслушивать жалобы на несправедливость учителей и нытье по поводу вареной моркови? Од­нако все это — внешняя сторона дела, за ней — нечто гораздо большее: узы, которые соединяют нас и наших детей, и возможность поделиться с ними своей любовью и своими жизненными ценностями.

Вряд ли можно найти родителей, никогда не испытывавших трудностей с детьми. У каждого бывают минуты, когда он начинает сомневаться в правильности своих поступков и нуждается в по­мощи и совете. Тут-то и может пригодиться вам наша книга.

Нам отлично известно, как трудно воспитывать детей. Наша организация — «Бойз Таун» («Город мальчиков») была основана священником, отцом Эдвардом Дж. Фланаганом, в 1917 году. Она оказы­вала помощь осиротевшим и беспризорным мальчи­кам, предоставляла им кров, кормила, учила и да­вала профессию. В конце 60-х — начале 70-х годов, когда проблемы американских детей стали более сложными и серьезными, «Бойз Таун» расширил область своей деятельности и разработал программу «Семейный дом», предназначенную не только для мальчиков, но и для девочек, а также для целых семей. В 80-х годах у нас появился еще один про­ект, получивший название «Воспитание на основе здравого смысла», который стал основой этой книги. С тех пор с нашими методами воспитания познако­мились тысячи родителей в США и других странах.

Чем же хороши наши методы? Мы считаем, что в воспитании необходимо опираться на две вещи — на «голову» и на «сердце». Говоря о «голове», мы имеем в виду использование логического, практи­ческого метода воспитания, иными словами, мы учим родителей навыкам, которые помогут им из­менить поведение детей. Под «сердцем» мы пони­маем безусловную любовь к детям. Те из мам и пап, кто последовал нашим советам, считают, что бла­годаря «Воспитанию на основе здравого смысла» они научились лучше справляться с родительскими обязанностями, получать от них большее удовле­творение, а их дети стали лучше себя вести.

Для ребенка нет человека важнее, чем его папа или мама. Вы — его первый и самый главный учи­тель. Никто никогда не сможет повлиять на жизнь маленького человека сильнее, чем его родители, и поэтому от вас потребуется вся любовь, вся энер­гия и все терпение, на которое вы только способ­ны. Вкладывая их, вы поймете, что нет более труд­ного и интересного дела, чем воспитание детей.

В этой книге говорится о многом из того, что необходимо знать и уметь родителям, но есть одно условие, без которого невозможен успех: вы долж­ны отдавать ребенку время. Научить его чему-нибудь можно, только находясь рядом с ним. Нельзя познать радость и богатство семейного общения, не посвящая этому времени. Это абсолютно необ­ходимо. Время, проведенное вместе, является тем элементом, который цементирует семью.

Каждая глава книги посвящена отдельному на­выку воспитания. Она подробно описывает его и приводит примеры практического применения. Мы рекомендуем подробно познакомиться и постараться запомнить все «шаги» каждого из этих навыков, а затем почаще обращаться к ним на практике.

Прекрасно понимая, что в мире не бывает абсо­лютно одинаковых ситуаций, одинаковых детей и одинаковых родителей, мы приводим практические инструкции и предложения, которые помогут вам приспособить каждый из навыков к вашей уникаль­ной ситуации, к вашему стилю взаимодействия с ребенком. Описываемые здесь навыки больше всего подходят для воспитания детей от 3 до 16 лет.

Поведение ребенка формируется в течение всей его жизни, и не стоит надеяться, что оно изме­нится за один день. Постарайтесь замечать даже небольшие сдвиги в нужном направлении и хва­лить себя даже за самые маленькие успехи. По­мните, что иногда, прежде чем улучшиться, по­ведение ребенка может на некоторое время стать хуже — не спешите опускать руки! Ваши стара­ния обязательно будут вознаграждены, и на смену сомнениям придет ощущение уверенности. Будьте настойчивы, и ваши самоотверженность, терпение и труд непременно увенчаются успехом.

ГЛАВА 1:
НАКАЗАНИЕ ИЛИ ОБУЧЕНИЕ

Чтобы лучше понять, какой тактики воспитания вы придерживаетесь, когда ваши дети плохо себя ве­дут, попробуйте ответить на следующие вопросы:
Ругаете ли вы детей за их поведение?
Прибегаете ли к угрозам, зная, что не станете или не сможете привести их в исполнение?
Говорите ли детям то, о чем впоследствии жалеете?
Часто ли уступаете детям только потому, что это легче, чем вступать с ними в спор?
Часто ли прибегаете к строгому наказанию за
небольшие проступки?
Наказывали ли вы когда-нибудь своих детей фи­зически — шлепали или поддавали им, потому что считали, что никакие другие средства уже не могут помочь?
Если на некоторые из приведенных вопросов вы ответили положительно, это, скорее всего, озна­чает, что в воспитании вы полагаетесь на наказа­ние. Если так, вы не одиноки. Многие родители, стремясь добиться от детей хорошего поведения, срываются на крик, бранят, обзывают их и наказывают физически. Но наказание — не лучший способ воспитания.

НАКАЗАНИЕ:

Под неприемлемым наказанием мы понимаем гру­бость и насилие, неразумные действия, вредящие ребенку. Когда детей подвергают телесным наказа­ниям — бьют, шлепают, дают подзатыльники — это наносит им эмоциональный и физический вред.

Когда ребенка унижают, высмеивают, кричат на него или изолируют — это тоже неприемлемое наказание, поскольку оно мешает правильному развитию ребенка.

Почему же тогда взрослые так часто прибегают к подобным способам воздействия? Такое наказа­ние позволяет быстро изменить поведение ребенка (хотя впоследствии вызывает еще большие трудно­сти во взаимоотношениях родителей и детей). Кроме того, оказавшись в трудном положении, взрослые нередко просто не знают, что можно предпринять, и потому реагируют автоматически, давая волю сво­ему гневу и раздражению. Иногда их пугает потеря власти над ребенком: а вдруг дети перестанут их слушаться? Возможно также, что никто никогда не учил их другому способу воспитания, и они про­сто следуют примеру своих родителей.

Вот два примера неподходящего наказания:

Миша играет с мячом и учится забивать его в во­рота. Его брату Диме тоже не терпится погонять мяч, и, не дожидаясь своей очереди, он выбива­ет его из-под Мишиных ног. Миша толкает Диму. Вошедшая в этот момент мама хватает Мишу и говорит: «Как тебе не стыдно обижать брата?»

Леночка взяла красный карандаш и нарисовала картинку на обоях в гостиной. Получившийся ри­сунок так ей понравился, что она позвала маму, чтобы та тоже полюбовалась им. Мама рассер­дилась и, шлепнув Леночку, на час отправила ее в детскую.

В ответ на неподходящее или неразумное нака­зание дети, скорее всего, поведут себя не самым лучшим образом — будут кричать, браниться или же, обиженно пробурчав себе что-нибудь под нос, уйдут в другую комнату. Вероятнее всего, им не понравится это наказание, да и у вас от него останется неприятный осадок. Более того, вряд ли это наказание научит детей вести себя правильно, что­бы избежать неприятностей в будущем.

Неподходящее наказание влияет на то, как дети воспринимают себя. От того, что на ребенка кричат, унижают и бьют, сильно страдает его самолюбие. Он начинает искать способы отомстить наказавше­му его человеку, или старается его избегать.

Нередко наказание нарастает, как «снежный ком». Когда какая-то мера не приводит к ожидаемому результату, родители уже не могут остановиться и прибегают к более жесткой. Так наказание может перерасти в крики, а затем и в побои.

ОБУЧЕНИЕ:
Цель этой книги — показать родителям, как более эффективно учить своих детей правильно себя ве­сти, не прибегая при этом к неподходящим нака­заниям. «Воспитание на основе здравого смысла» предлагает родителям то, что мы называем «ра­зумным обучением». Разумное обучение — это по­зитивный и эффективный подход к неправильному поведению детей.

Использовать разумное обучение вам помогут следующие указания:
Прежде всего, Во-вторых, В-третьих, В-четвертых, В-пятых, В-шестых, Иными словами, разумное обучение поможет вашему ребенку обрести уверенность в себе, на­учит его ладить с окружающими и привьет навы­ки, необходимые для принятия самостоятельных решений.

ГЛАВА 2: ЯСНОСТЬ

«Ты поступаешь безответственно!»

«Никита, ну-ка соберись и перестань безобраз­ничать!»

«Когда мы были в магазине, ты был просто ум­ницей!»

Действительно ли понимают наши дети, что мы имеем в виду, когда говорим подобные вещи?

Если мы хотим чему-то научить своего ребен­ка, необходимо говорить с ним на понятном ему языке. Что могут означать для детей слова вроде «безответственно», «безобразничать», «неуважи­тельно»? Им трудно взять в толк, чего от них хо­тят, и это вызывает у них недоумение и досаду.

Стараясь научить чему-то детей, необходимо доходчиво излагать свои мысли, сообщать, чего от них хотят и как именно они должны этого добить­ся. Следует указывать детям, когда они делают что-то неправильно, а когда правильно.

БУДЬТЕ КОНКРЕТНЫ

Необходимо воздерживаться от неопределенных высказываний. Родители должны давать точное описание поведения детей и говорить о том, что можно увидеть, услышать или измерить. Вот при­меры точного описания поведения:

«Моя дочь говорит по телефону больше часа».

«Когда я прошу сына что-то сделать, он зака­тывает глаза и выходит из комнаты».

«Когда мои дети приходят домой из школы, они убирают на место портфель и сразу же спра­шивают, не надо ли помочь по хозяйству».

«Когда я говорю дочери, что у нее в комнате беспорядок, она начинает кричать и жаловать­ся, что я ни на минуту не оставляю ее в покое».

«Сын помог мне убрать со стола, вымыл посуду и подмел на кухне».

Эти описания точно передают то, что можно видеть или слышать. Что значит «измерить пове­дение»? Когда человек лежит на диване, это мож­но рассматривать как его поведение. Поведение — это то, что человек делает. Вы можете измерить, сколько времени ваш сын проводит на диване, или, как часто он на нем лежит, ставя галочку в кален­даре, каждый раз, как он это делает.

Для того чтобы дети вас правильно понимали, используйте знакомые им слова. С маленькими де­тьми говорите простым языком, избегая длинных предложений. Вот несколько вопросов, следуя ко­торым, вы сможете понятнее говорить с ребенком о его поведении:





КАК ГОВОРИТЬ С РЕБЕНКОМ О ЕГО ПОВЕДЕНИИ

То, как вы сообщаете ребенку о его поведении, тоже очень важно.
Прежде всего, когда будете говорить с ним, Во-вторых, В-третьих, В-четвертых, И, наконец, А теперь давайте посмотрим, как одно и то же поведение можно описать в общих, неопределен­ных словах или точно и конкретно.

Пример неопределенного замечания: «Дима, по­чему при посторонних людях ты ведешь себя как маленький?»

А вот как можно было бы сказать то же самое, но только гораздо конкретнее: «Дима, когда при­ходят гости, сначала поздоровайся с ними, а потом можешь идти к себе играть».

Вместо весьма расплывчатого: «Пожалуйста, веди себя в магазине прилично», можно сказать так: «Запомни, что в магазине, мы не будем поку­пать конфет. Я бы хотела, чтобы ты помогла мне найти продукты, которые нам нужно купить, и положить их в сетку. Можешь помочь мне их нести. Хорошо?»

И еще два слова о том, как говорить с детьми об их поведении. Очень важно, чтобы ребенок знал, что даже, когда вам не нравится то, как он себя ведет, вы по-прежнему любите его и именно по­этому хотите исправить его ошибки. В других гла­вах этой книги будет показано, как доходчиво объ­яснить детям, за что их хвалят, а что в их поведе­нии требуется изменить.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов


связь с админом