Контрольные вопросы
Какие христианские символы цвета в Западной Европе
Объясните цветовую эстетику ислама
Выполните задания Предложите цветовое решение интерьера в трех вариантах:
а) в цветах исторической полихромии
б) в одной цветовой тональности
в) с использованием контрастных цветосочетаний
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное изучение цвета в данном пособии направлено на освоении теоретических основ о физических и психофизиологических особенностях восприятия мира, закономерностей гармонизации цвета.
Поскольку- гармония является универсальным средством в постижении художественно-эстетической организации действительности и практического освоения цветовосприятия, а цвет регулирует предметно-пространственные отношения, будущим специалистам - организаторам эстетической среды очень важно учитывать принципы цветовой гармонизации, правильно устанавливать соответствие между цветом и формой, материалом и цветом, материалом и фактурой. Мы считаем, что одним из аспектов актуальности является осуществление связей между различными видами искусства, включающие особенности локальной культуры и оказывающие существенное воздействие на уровень профессионализма специалистов.
И надеемся, что данное пособие поможет создать мотивацию к художественно-проектной деятельности, и более глубокому ознакомлению студентов с культурой своей страны и культурой других стран и повышению образовательного потенциала предмета «Цветоведение» в целом.
Немаловажным в профессиональной подготовке важное значение имеют занятия по цветоведению, поскольку в их процессе эффективно развиваются не только колористические способности, но и интеллектуально-аналитическое и эмоционально-логическое мышление. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Адаптация цветовая - процесс приспособления или конечное состояние приспособления глаза к цветному свету.
Иррадиация - кажущееся изменение площади цветового пятна, окруженного фоном, отличающимся от пятна по светлоте.
Контраст цветов одновременный - ощущение цвета, возникающее при наблюдении цветового пятна на фоне.
Контраст цветов последовательный - ощущение цвета, возникающее при предварительном воздействии на глаз излучений другого цвета.
Локальный цвет - цвет, характерный для данного предмета (его окраска) и не претерпевший никаких изменений. В действительности так не бывает. Предметный цвет постоянно несколько изменяется под воздействием силы и цвета освещения, окружающей среды, пространственного удаления и называется он уже не локальным, а обусловленным. Иногда под локальным цветом подразумевают не предметный цвет, а однородное пятно обусловленного цвета, взятого в основных отношениях к соседним цветам, без выявления мозаики цветовых рефлексов, без нюансировки этих основных пятен.
Насыщенность цветовая - качество цвета, характеризующее степень, уровень, силу выражения цветового тона и связанное с количеством (концентрацией) пигмента, краски, красителя; оценивается числом порогов цветоразличения.
Нюанс (франц. "nuance" - "оттенок", "переход") - тонкий переход одного цветового тона в другой, одной светотеневой градации в другую. Совокупность оттенков (нюансировка ) применяется для достижения более тонкой моделировки объекта изображения.
Основные краски - три краски (красная, синяя и желтая), обеспечивающие воспроизведение наибольшего количества различных цветов
Основные цвета - три цвета (красный, зеленый и синий). Путем смешения этих трех цветов можно получить наиболее насыщенные цвета всех остальных цветовых тонов.
Отношения цветовые - это количественные различия между цветами во всех их характеристиках, во всех их свойствах (по яркости, тону, насыщенности, плотности и др.).
Поверхностный цвет - цвет, воспринимаемый в единстве с фактурой предмета; как правило, это почти всегда цвет переднего плана. Поверхностный цвет позволяет отобразить свойства поверхности предмета с наибольшей достоверностью.
Порог различия - это наименьшая прибавка к силе действующего раздражения, при которой возникает едва заметное различие в силе или качестве ощущений.
Пространственный цвет - бесфактурный цвет, характеризующий предметно-пространственные ситуации. Например, цвет удаленных объектов и сред (небо, вода), пленэрная живопись, валёры.
Порог цветоразличения - наименьшее цветовое различие, впервые замеченное человеком в определенных условиях наблюдения.
Пурпурные цвета - цвета, получающиеся от смешения крайних спектральных - красного и фиолетового
Стимул цветовой - излучение определенной интенсивности и спектрального состава, которое, проникая в глаз, производит ощущение цвета в результате психофизиологического процесса переработки зрительных впечатлений в мозговых центрах.
Цветовой ряд - это последовательность цветов, у которой хотя бы одна характеристика общая, а остальные изменяются
Цветовой последовательный образ - след, остающийся на сетчатке после того, как цветной объект выведен из поля зрения. Цвет последовательного образа противоположен цвету, наблюдаемому ранее, но для большинства цветов не совпадает с дополнительным цветом. Цвета последовательного образа (контрастные цвета) оказываются значительно сдвинутыми в сторону фиолетового и красного по сравнению с цветами дополнительными.
Цветовой тон - это качество цвета, позволяющее дать ему название (красный, синий и т.д.). Измеряется длиной волны преобладающего в спектре данного цвета излучения. Ахроматические цвета не имеют цветового тона.
Цвет (от лат. "color" - "цвет") - одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение и позволяющее наблюдателю распознавать качественные различия излучений, обусловленные различным спектральным составом света.
Цвета дополнительные - любые два цвета (противоположные в цветовом круге), которые при аддитивном смешении в соответствующих пропорциях дают стандартизованный ахроматический цвет.
Цветность - качественная характеристика цвета, определяемая его координатами либо совокупностью цветового тона и чистоты цвета.
Цветовая гармония - закономерное сочетание цветов на плоскости, в пространстве, вызывающих положительную психологическую оценку с учетом всех их основных характеристик: цветового тона, светлоты, насыщенности, формы, фактуры и размера. Выделяют следующие признаки цветовой гармонии: связь, единство противоположностей, мера, пропорция, равновесие, ясность восприятия, возвышенное, прекрасное, целесообразность, порядок.
Цветовая композиция - это сочетание цветовых пятен на плоскости, в пространстве, организованное в определенной закономерности и рассчитанное на эстетическое восприятие.
Цветоведение - это комплексная наука о цвете, включающая систематизированную совокупность данных физики, физиологии и психологии и смежных с ними, изучающих природный феномен цвета, и совокупность данных философии, эстетики, теории и истории искусства, этнографии, филологии, теории и истории литературы, изучающих цвет как явление культуры. Круг наук, на которых базируется цветоведение расширяется, со временем в него добавляются химия, биология, педагогика и т.д..
Цветовое зрение - способность человеческого глаза различать цвета, т. е. ощущать отличия в спектральном составе видимых излучений и в окраске предметов. Оно обусловлено работой нескольких светоприемников, т. е. фоторецепторов сетчатки разных типов, отличающихся спектральной чувствительностью. Фоторецепторы преобразуют энергию излучения в физиологическое возбуждение, которое воспринимается нервной системой как различные цвета, так как излучения возбуждают приемники в неодинаковой степени.
Холодные цвета - цвета голубозеленые, голубые, голубосиние, синие и синефиолетовые
Хроматические цвета - цвета, обладающие цветовым тоном, к ним относятся все спектральные и многие природные цвета.
Эффект Пуркине - уменьшение субъективной яркости красного света по сравнению с яркостью синего света, происходящее без изменения спектрального распределения. Это явление объясняется тем, что при переходе от дневного зрения к ночному и изменении кривой относительной видности максимум смещается в сторону более коротких волн.
Список литературы
Абишева С.И. Формирование гармоничного цветовосприятия на занятиях по цветоведению у студентов начальныхкурсов архитектурно-дизайнерского факультета : Дисс…канд.пед наук. Спец. 13.00.02. - Омск, 2007, 142 с.
Алексеев С.С. О колорите. М.: Изобразительное искусство. 1974.
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М., 1974.
Араухо И. Архитектурная композиция. – М. Высшая школа, 1982.
Базыма Б. А. Цвет и психика.- Харьков, 2001.
Беда Г.В. Тоновые и цветовые отношения в живописи. М. 1964
Волков Н.Н. Цвет в живописи. М. Искусство. 1965
Грегори Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. Под ред. А.Р. Лурия и В. П. Зинченко. – М., 1970.
Дизайн архитектурной среды: Уч. для вузов. /Г. Б. Минервин. А.П. Ермолаев, В. Т. Шимко, А. В Ефимов, Н. И Щепетков, А. А. Гаврилина, Н.К. Кудряшов - М.: архитектура-С, 2004 – 504 с., ил.
Ефимов Е.В. Формообразующее действие полихромии в архитектуре М. Стройиздат, 1984
Зайцев А. С. Наука о цвете и живопись. – М.: Искусство, 1986. – 158 с., ил.
Иттен И. Искусство цвета: Пер с нем. Л. Монаховой, - М.: Д. Аронов, 2000.
Кандинский В. В. О духовном искусстве. - Л. 1992.
Кандинский В. В. Точка и линия на плоскости. – СПб.: Азбука, 2001. – 560 с.: ил.32.
Кенесарина Ж.С. Освоение закономерной живописного изображения как основа художественного мастерства будущего художника-педагога : Дисс… канд.пед наук. спец. 13.00.02. - Омск, 1999, 181 с.
Козлов В.Н Основы художественного оформления текстильных изделий. - М.. 1981
Кравков С.В. Цветовое зрение. М.: Искусство, 1953
Кудин П. А., Ломов Б. Ф., Митькин А. А. Психология восприятия и искусство плаката. – М.: Плакат, 1987.
Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск, Высшая школа, 1984
Наков А. Беспредметный мир. Абстрактное и конкретное искусство (Россия и Польша). Пер. с французского Е. М. Титаренко. – М.: Искусство, 1997. - 416 с.
Пономарева Е. С. Цвет в интерьере. – Минск: Выш.шк.1984.
Практикум по психологии. Под ред. Леонтьева А. Н., Гиппенрейтер Ю. Б. – М., 1972.
Семенюк О. Н. Формообразующие свойства цвета в организации архитектурно-градостроительного пространства в региональных условиях: Дисс…канд. архитектуры. Спец. 18.00.01. – Астана, 2004 г.
Серов Н. В. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма. — СПб, ФПБ — ТОО «БИОНТ», 1997. — 64 с.
Степанов Н.Н. Цвет в интерьере. Киев, Вища школа, 1985
Столяренко Л. Д. Основы психологии. Практикум для студентов вузов. – Р/на-Дону: Феникс, 2003
Сурина М. О., Сурин А. А. История образования и цветодидактики (История систем и метода обучения цвету). – М.-Ростов н/Д.: МарТ, 2003. – 352 с.
Сурина М. О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре. – М.: М.-Ростов н/Д.: МарТ, 2006.
Унковский А. А. Живопись. Вопросы колорита. – М.: Просвещение, 1980. – 128 с., ил., 8 л.ил.
Фрилинг Г., Ауэр К. Человек – цвет – пространство. - М.: Стройиздат, 1972
Холопов Ю. Н. Гармония: Теоретический курс: Учебник. — СПб.: Издательство «Лань», 2003. - 544 с., ил.
Цойгнер Герхард. Учение о цвете. М. Стройиздат. 1971.
Эстетические ценности предметно-пространственной среды. Под общей ред. Иконникова А. В. ВНИИТЭ, - М.: Стройиздат, 1990, - 335 с., ил.
Яньшин П. В. Введение в психосемантику цвета. Учебное пособие. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. 189 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение А
Рисунок А.1 – Трехкомпонентная природа цвета
Продолжение приложения А
и Рисунок А.2 - Шкала излучений
Продолжение приложения А Таблица А.1 – Ассоциативные характеристики цвета (несобственные качества)
ЦВЕТА
| Температурные
| Весовые
| Пространственные
| Эмоциональные
| теплые
| холодные
| легкие
| тяжелые
| выступающие
| отступающие
| возбуждающие
| угнетающие
| успокаивающие
| Красный
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Оранжевый
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Желтый
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Желто-зеленый
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Зеленый
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Зелено-голубой
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Голубой
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Синий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Фиолетовый
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Пурпурный
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Белый
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Светло-серый
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Серый
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Черный
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Приложение Б
Рисунок Б.1, а - Учебное задание. Задача: закрепление знаний о типах колористической гармонии составленных на принципе контраста и подобия (ряд чистых цветов + ряд разбеленных или затемненных цветов).
Ахроматические сочетания – слабый и средний диапазоны контрастов Продолжение приложения Б
Рисунок Б.2, б - Учебное задание.
Монохромные сочетания – средний и слабый диапазоны
Продолжение приложения Б
Рисунок Б.3, в- Учебное задание.
Контрастные сочетания - средний и слабый диапазоны
Продолжение приложения Б
Рисунок Б.4 - Учебное задание. Контрастные сочетания
Продолжение приложения Б
а б в Рисунок 13 – Символика цвета. Историческая полихромия:
а) поп-арт; б) сюрреализм; в) конструктивизм Продолжение приложения Б
.
а б
в Рисунок Б.5- Учебное задание. «Цвет в интерьере».
Цель - выполнение плоскостных композиций на тему «Интерьер» в трех вариантах:
а) в цветах исторической полихромии;
б) в одной цветовой тональности;
в) с использованием контрастных цветосочетаний
Продолжение приложения Б
Рисунок Б.6- Учебное задание.
Упражнение на построение родственных гармоний
Продолжение приложения Б
Рисунок Б.7 – Средний контраст, построенный на основе родственно-контрастных цветов
Рисунок Б.8 – Учебные задания на основе модульной комбинаторики. Комлиментарные цвета. Продолжение приложения Б
Рисунок Б.9 –Полухромные композиции Продолжение приложения Б
|
| Рисунок Б.10 – Упражнение на трехцветие чистых цветов
|
Рисунок Б.11 – Упражнение на четырехцветие: разбеленные цвета
|
Продолжение приложения Б
Рисунок Б.12,13 – Упражнение на четырехцветие: разбеленные цвета
Продолжение приложения Б
|
| Рисунок Б.14 – Упражнение на четырехцветие: разбеленные цвета
| Рисунок Б.15 – Упражнение на четырехцветие: затемненная гамма
| перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |