Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Цветоведенье. С. И. Абишева учебное пособие


Скачать 40.79 Mb.
НазваниеС. И. Абишева учебное пособие
АнкорЦветоведенье.doc
Дата02.10.2017
Размер40.79 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЦветоведенье.doc
ТипУчебное пособие
#23658
страница10 из 11
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Контрольные вопросы


  1. Какие христианские символы цвета в Западной Европе

  2. Объясните цветовую эстетику ислама


Выполните задания
Предложите цветовое решение интерьера в трех вариантах:

а) в цветах исторической полихромии

б) в одной цветовой тональности

в) с использованием контрастных цветосочетаний

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное изучение цвета в данном пособии направлено на освоении теоретических основ о физических и психофизиологических особенностях восприятия мира, закономерностей гармонизации цвета.

Поскольку- гармония является универсальным средством в постижении художественно-эстетической организации действительности и практического освоения цветовосприятия, а цвет регулирует предметно-пространственные отношения, будущим специалистам - организаторам эстетической среды очень важно учитывать принципы цветовой гармонизации, правильно устанавливать соответствие между цветом и формой, материалом и цветом, материалом и фактурой. Мы считаем, что одним из аспектов актуальности является осуществление связей между различными видами искусства, включающие особенности локальной культуры и оказывающие существенное воздействие на уровень профессионализма специалистов.

И надеемся, что данное пособие поможет создать мотивацию к художественно-проектной деятельности, и более глубокому ознакомлению студентов с культурой своей страны и культурой других стран и повышению образовательного потенциала предмета «Цветоведение» в целом.

Немаловажным в профессиональной подготовке важное значение имеют занятия по цветоведению, поскольку в их процессе эффективно развиваются не только колористические способности, но и интеллектуально-аналитическое и эмоционально-логическое мышление.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Адаптация цветовая - процесс приспособления или конечное состояние приспособления глаза к цветному свету.

Иррадиация - кажущееся изменение площади цветового пятна, окруженного фоном, отличающимся от пятна по светлоте.

Контраст цветов одновременный - ощущение цвета, возникающее при наблюдении цветового пятна на фоне.

Контраст цветов последовательный - ощущение цвета, возникающее при предварительном воздействии на глаз излучений другого цвета.

Локальный цвет - цвет, характерный для данного предмета (его окраска) и не претерпевший никаких изменений. В действительности так не бывает. Предметный цвет постоянно несколько изменяется под воздействием силы и цвета освещения, окружающей среды, пространственного удаления и называется он уже не локальным, а обусловленным. Иногда под локальным цветом подразумевают не предметный цвет, а однородное пятно обусловленного цвета, взятого в основных отношениях к соседним цветам, без выявления мозаики цветовых рефлексов, без нюансировки этих основных пятен.

Насыщенность цветовая - качество цвета, характеризующее степень, уровень, силу выражения цветового тона и связанное с количеством (концентрацией) пигмента, краски, красителя; оценивается числом порогов цветоразличения.

Нюанс (франц. "nuance" - "оттенок", "переход") - тонкий переход одного цветового тона в другой, одной светотеневой градации в другую. Совокупность оттенков (нюансировка ) применяется для достижения более тонкой моделировки объекта изображения.

Основные краски - три краски (красная, синяя и желтая), обеспечивающие воспроизведение наибольшего количества различных цветов

Основные цвета - три цвета (красный, зеленый и синий). Путем смешения этих трех цветов можно получить наиболее насыщенные цвета всех остальных цветовых тонов.

Отношения цветовые - это количественные различия между цветами во всех их характеристиках, во всех их свойствах (по яркости, тону, насыщенности, плотности и др.).

Поверхностный цвет - цвет, воспринимаемый в единстве с фактурой предмета; как правило, это почти всегда цвет переднего плана. Поверхностный цвет позволяет отобразить свойства поверхности предмета с наибольшей достоверностью.

Порог различия - это наименьшая прибавка к силе действующего раздражения, при которой возникает едва заметное различие в силе или качестве ощущений.

Пространственный цвет - бесфактурный цвет, характеризующий предметно-пространственные ситуации. Например, цвет удаленных объектов и сред (небо, вода), пленэрная живопись, валёры.

Порог цветоразличения - наименьшее цветовое различие, впервые замеченное человеком в определенных условиях наблюдения.

Пурпурные цвета - цвета, получающиеся от смешения крайних спектральных - красного и фиолетового

Стимул цветовой - излучение определенной интенсивности и спектрального состава, которое, проникая в глаз, производит ощущение цвета в результате психофизиологического процесса переработки зрительных впечатлений в мозговых центрах.

Цветовой ряд - это последовательность цветов, у которой хотя бы одна характеристика общая, а остальные изменяются

Цветовой последовательный образ - след, остающийся на сетчатке после того, как цветной объект выведен из поля зрения. Цвет последовательного образа противоположен цвету, наблюдаемому ранее, но для большинства цветов не совпадает с дополнительным цветом. Цвета последовательного образа (контрастные цвета) оказываются значительно сдвинутыми в сторону фиолетового и красного по сравнению с цветами дополнительными.

Цветовой тон - это качество цвета, позволяющее дать ему название (красный, синий и т.д.). Измеряется длиной волны преобладающего в спектре данного цвета излучения. Ахроматические цвета не имеют цветового тона.

Цвет (от лат. "color" - "цвет") - одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение и позволяющее наблюдателю распознавать качественные различия излучений, обусловленные различным спектральным составом света.

Цвета дополнительные - любые два цвета (противоположные в цветовом круге), которые при аддитивном смешении в соответствующих пропорциях дают стандартизованный ахроматический цвет.

Цветность - качественная характеристика цвета, определяемая его координатами либо совокупностью цветового тона и чистоты цвета.

Цветовая гармония - закономерное сочетание цветов на плоскости, в пространстве, вызывающих положительную психологическую оценку с учетом всех их основных характеристик: цветового тона, светлоты, насыщенности, формы, фактуры и размера. Выделяют следующие признаки цветовой гармонии: связь, единство противоположностей, мера, пропорция, равновесие, ясность восприятия, возвышенное, прекрасное, целесообразность, порядок.

Цветовая композиция - это сочетание цветовых пятен на плоскости, в пространстве, организованное в определенной закономерности и рассчитанное на эстетическое восприятие.

Цветоведение - это комплексная наука о цвете, включающая систематизированную совокупность данных физики, физиологии и психологии и смежных с ними, изучающих природный феномен цвета, и совокупность данных философии, эстетики, теории и истории искусства, этнографии, филологии, теории и истории литературы, изучающих цвет как явление культуры. Круг наук, на которых базируется цветоведение расширяется, со временем в него добавляются химия, биология, педагогика и т.д..

Цветовое зрение - способность человеческого глаза различать цвета, т. е. ощущать отличия в спектральном составе видимых излучений и в окраске предметов. Оно обусловлено работой нескольких светоприемников, т. е. фоторецепторов сетчатки разных типов, отличающихся спектральной чувствительностью. Фоторецепторы преобразуют энергию излучения в физиологическое возбуждение, которое воспринимается нервной системой как различные цвета, так как излучения возбуждают приемники в неодинаковой степени.

Холодные цвета - цвета голубозеленые, голубые, голубосиние, синие и синефиолетовые

Хроматические цвета - цвета, обладающие цветовым тоном, к ним относятся все спектральные и многие природные цвета.

Эффект Пуркине - уменьшение субъективной яркости красного света по сравнению с яркостью синего света, происходящее без изменения спектрального распределения. Это явление объясняется тем, что при переходе от дневного зрения к ночному и изменении кривой относительной видности максимум смещается в сторону более коротких волн.

Список литературы



  1. Абишева С.И. Формирование гармоничного цветовосприятия на занятиях по цветоведению у студентов начальныхкурсов архитектурно-дизайнерского факультета : Дисс…канд.пед наук. Спец. 13.00.02. - Омск, 2007, 142 с.

  2. Алексеев С.С. О колорите. М.: Изобразительное искусство. 1974.

  3. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М., 1974.

  4. Араухо И. Архитектурная композиция. – М. Высшая школа, 1982.

  5. Базыма Б. А. Цвет и психика.- Харьков, 2001.

  6. Беда Г.В. Тоновые и цветовые отношения в живописи. М. 1964

  7. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М. Искусство. 1965

  8. Грегори Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. Под ред. А.Р. Лурия и В. П. Зинченко. – М., 1970.

  9. Дизайн архитектурной среды: Уч. для вузов. /Г. Б. Минервин. А.П. Ермолаев, В. Т. Шимко, А. В Ефимов, Н. И Щепетков, А. А. Гаврилина, Н.К. Кудряшов - М.: архитектура-С, 2004 – 504 с., ил.

  10. Ефимов Е.В. Формообразующее действие полихромии в архитектуре М. Стройиздат, 1984

  11. Зайцев А. С. Наука о цвете и живопись. – М.: Искусство, 1986. – 158 с., ил.

  12. Иттен И. Искусство цвета: Пер с нем. Л. Монаховой, - М.: Д. Аронов, 2000.

  13. Кандинский В. В. О духовном искусстве. - Л. 1992.

  14. Кандинский В. В. Точка и линия на плоскости. – СПб.: Азбука, 2001. – 560 с.: ил.32.

  15. Кенесарина Ж.С. Освоение закономерной живописного изображения как основа художественного мастерства будущего художника-педагога : Дисс… канд.пед наук. спец. 13.00.02. - Омск, 1999, 181 с.

  16. Козлов В.Н Основы художественного оформления текстильных изделий. - М.. 1981

  17. Кравков С.В. Цветовое зрение. М.: Искусство, 1953

  18. Кудин П. А., Ломов Б. Ф., Митькин А. А. Психология восприятия и искусство плаката. – М.: Плакат, 1987.

  19. Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск, Высшая школа, 1984

  20. Наков А. Беспредметный мир. Абстрактное и конкретное искусство (Россия и Польша). Пер. с французского Е. М. Титаренко. – М.: Искусство, 1997. - 416 с.

  21. Пономарева Е. С. Цвет в интерьере. – Минск: Выш.шк.1984.

  22. Практикум по психологии. Под ред. Леонтьева А. Н., Гиппенрейтер Ю. Б. – М., 1972.

  23. Семенюк О. Н. Формообразующие свойства цвета в организации архитектурно-градостроительного пространства в региональных условиях: Дисс…канд. архитектуры. Спец. 18.00.01. – Астана, 2004 г.

  24. Серов Н. В. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма. — СПб, ФПБ — ТОО «БИОНТ», 1997. — 64 с.

  25. Степанов Н.Н. Цвет в интерьере. Киев, Вища школа, 1985

  26. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Практикум для студентов вузов. – Р/на-Дону: Феникс, 2003

  27. Сурина М. О., Сурин А. А. История образования и цветодидактики (История систем и метода обучения цвету). – М.-Ростов н/Д.: МарТ, 2003. – 352 с.

  28. Сурина М. О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре. – М.: М.-Ростов н/Д.: МарТ, 2006.

  29. Унковский А. А. Живопись. Вопросы колорита. – М.: Просвещение, 1980. – 128 с., ил., 8 л.ил.

  30. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек – цвет – пространство. - М.: Стройиздат, 1972

  31. Холопов Ю. Н. Гармония: Теоретический курс: Учебник. — СПб.: Издательство «Лань», 2003. - 544 с., ил.

  32. Цойгнер Герхард. Учение о цвете. М. Стройиздат. 1971.

  33. Эстетические ценности предметно-пространственной среды. Под общей ред. Иконникова А. В. ВНИИТЭ, - М.: Стройиздат, 1990, - 335 с., ил.

  34. Яньшин П. В. Введение в психосемантику цвета. Учебное пособие. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. 189 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение А



Рисунок А.1 – Трехкомпонентная природа цвета

Продолжение приложения А



и
Рисунок А.2 - Шкала излучений

Продолжение приложения А
Таблица А.1 – Ассоциативные характеристики цвета (несобственные качества)

ЦВЕТА

Температурные

Весовые

Пространственные

Эмоциональные

теплые

холодные

легкие

тяжелые

выступающие

отступающие

возбуждающие

угнетающие

успокаивающие

Красный




























Оранжевый




























Желтый




























Желто-зеленый




























Зеленый




























Зелено-голубой




























Голубой




























Синий




























Фиолетовый




























Пурпурный




























Белый




























Светло-серый




























Серый




























Черный




























Приложение Б


Рисунок Б.1, а - Учебное задание. Задача: закрепление знаний о типах колористической гармонии составленных на принципе контраста и подобия (ряд чистых цветов + ряд разбеленных или затемненных цветов).

Ахроматические сочетания – слабый и средний диапазоны контрастов
Продолжение приложения Б



Рисунок Б.2, б - Учебное задание.

Монохромные сочетания – средний и слабый диапазоны

Продолжение приложения Б


Рисунок Б.3, в- Учебное задание.

Контрастные сочетания - средний и слабый диапазоны

Продолжение приложения Б



Рисунок Б.4 - Учебное задание. Контрастные сочетания


Продолжение приложения Б


а б
в
Рисунок 13 – Символика цвета. Историческая полихромия:

а) поп-арт; б) сюрреализм; в) конструктивизм
Продолжение приложения Б

.

а
б

в
Рисунок Б.5- Учебное задание. «Цвет в интерьере».

Цель - выполнение плоскостных композиций на тему «Интерьер» в трех вариантах:

а) в цветах исторической полихромии;

б) в одной цветовой тональности;

в) с использованием контрастных цветосочетаний


Продолжение приложения Б


Рисунок Б.6- Учебное задание.

Упражнение на построение родственных гармоний

Продолжение приложения Б



Рисунок Б.7 – Средний контраст, построенный на основе родственно-контрастных цветов



Рисунок Б.8 – Учебные задания на основе модульной комбинаторики. Комлиментарные цвета.
Продолжение приложения Б





Рисунок Б.9 –Полухромные композиции
Продолжение приложения Б








Рисунок Б.10 – Упражнение на трехцветие чистых цветов



Рисунок Б.11 – Упражнение на четырехцветие: разбеленные цвета



Продолжение приложения Б



Рисунок Б.12,13 – Упражнение на четырехцветие: разбеленные цвета

Продолжение приложения Б







Рисунок Б.14 – Упражнение на четырехцветие: разбеленные цвета


Рисунок Б.15 – Упражнение на четырехцветие: затемненная гамма

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей