Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Цветоведенье. С. И. Абишева учебное пособие


Скачать 40.79 Mb.
НазваниеС. И. Абишева учебное пособие
АнкорЦветоведенье.doc
Дата02.10.2017
Размер40.79 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЦветоведенье.doc
ТипУчебное пособие
#23658
страница2 из 11
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Рисунок 1.8 – Цветовой круг В. Козлова



В этом случае рассматривается нормативная теория при использовании геометрического образа множества цветов в виде треугольника, в основе которого лежат первичные цвета, смешивая которые, можно получить вторичные — оранжевый, зеленый, фиолетовый. Смешивание вторичных цветов можно продолжить, и тогда возникнут промежуточные цвета. В результате изменения геометрической модели системы цветов, изменяются и цвета, составляющие цветовые гармонии, происходит некоторый сдвиг в их размещении, идет увеличение групп оттенков зеленого и уменьшение групп оттенков синего (рисунок 1.8).
1.6 Основные и дополнительные цвета
Определение основных цветов зависит от того, как мы собираемся воспроизводить цвет. Цвета, видимые при расщеплении солнечного света с помощью призмы, иногда называют спектральными цветами. Это красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.
а
б
в
Рисунок 1.9 - Три типа цветов:

а- первичные цвета; б – вторичные цвета; в – третичные цвета

Цветовой круг получается на основе объединения основных - первичных, дополнительных - вторичных и третичных цветов. Первичными цветами являются красный, желтый и синий. Для того чтобы получить вторичные цвета, мы смешиваем один цвет с другим. Желтый и красный дают нам оранжевый, красный и синий - пурпурный, а синий и желтый - зеленый. А что такое третичные цвета? Просто берется первичный цвет и к нему добавляется соседний вторичный. Это означает, что существует шесть третичных цветов (по два цвета от каждого первичного цвета). (Рисунок 1.9)

Когда два или несколько цветов подходят «друг к другу», их называет комплиментарными или дополнящими друг друга цветами. Сформулируем более точное определение: если два цвета, будучи смешанными вместе, дают нейтрально-серый (краска/пигмент) или белый (свет) цвет, они называются дополняющими или комплиментарными цветами.

1.7 Название цветов и пигментов
Названия цветов классифицируются на три типа: собственно цветовые термины; наименования крася­щего пигмента, перенесенные на цвет; прилагательные от на­рицательных имен предметов с привлекательной запоминаю­щейся окраской.

Собственно цветовые термины — синий, зеле­ный, желтый — в современном языке других значений не имеют. Наименования по пигменту —кармин, охра, родамин — узкоспециальны и применяются только в профессиях, имеющих дело с красками. Названия по окраске предметов — сиреневый, лимонный, малиновый - характерны для разговорной речи, литературы, искусствоведения. Они очень образны, поскольку ука­занный в них цвет хранится в нашей памяти и его можно пред­ставить, но такие обозначения не обладают точностью, необ­ходимой в научном определении, и в науке не используются.

Любое «физическое» название цвета можно развернуть в большой ряд оттенков или разновидностей. Сколько же цветов можно увидеть? Человеческий глаз способен различить около 200 цветовых тонов. В этом многообразии можно выделить 8 основных групп цветов: пурпурные, красные, оранжевые, желтые, зеленые, голубые, синие, фиолетовые.

Пурпурные цвета отличаются от красных тем, что содержат фиолетовый или синий оттенок, которого в красных нет. Вся группа называется по наименованию краски, которую в античности делали из морской улитки. Все цвета пурпурной группы очень интересны. Рубиновый – благородный темновато-красный цвет с синевой. Родаминовый близок к рубиновому, но имеет более заметный фиолетовый оттенок. Фуксиновый – происходит от названия растения, имеет очень яркий светлый красный цвет с некоторой внутренней голубизной.

Рисунок 1.10 - Хроматические цвета

Рисунок 1.11 - Пурпурные цвета
Красная группа охватывает все красные и носит различные названия: багровый, багряный, пунцовый, алый, коралловый, розовый, терракотовый и т.д.

Оранжевая, желтая и зеленая группы имеют много производных оттенков, обозначаемых по пигменту (желтая свинцо­вая, желтая цинковая, окись хрома), по природной окраске (апельсиновый, лимонный, травяная зелень), или без специаль­ных названий.

В голубой группе следует отметить циан голубой или бирюзовый цвет. В фиолетовой группе выделяется лиловый (светло-фиолетовый).

Большинство употребляемых в практике цветообозначений происходят от сравнения с какими-либо предметами, явлениями, произведениями природы или искусства. При изучении цветовых ассоциаций следует принять именно такой дифферецированный взгляд на цвет. При этом окажется, что восприятие цвета гораздо устойчивее и определеннее, чем это принято считать. Самые сильные эмоции вызывают цвета человеческого тела и его отделяемых (хотя это далеко не всегда осознается). Так, никто не остается равнодушным к розовому — его или любят, или ненавидят. Тончайшие оттенки розового способны вызвать в нас разнообразные эмоции. Так же сильно и определенно действует красный и другие присущие человеку цвета.

1.8 Основные характеристики цвета
Цветовой тон, светлота, чистота – три основные характеристики цвета.

От насыщенности зависит степень восприятия объекта, рельефность, объем и эмоциональный настрой композиции. При использовании слабонасыщенных цветов (высветленных или затемненных) объем будет чувствоваться меньше, чем при использовании насыщенных.

Изменение объемности изображения зависит от насыщенности цвета. Активно насыщенные цвета делают изображение более объемным, нежели цвета слабо насыщенные или затемненные. Разбел и затемнение не только снижают активность цвета, но и ослабляют цветовые контрасты между пятнами. Монохромное изображение, так же как и насыщенное, способно активно передать объем, приближенный к ахроматическому варианту.

Цветовой тон — качество цвета, в отношении которого этот цвет можно приравнять к одному из спектральных или пурпурных. Цветовой тон измеряется длиной волны излучения, преобладающего в спектре данного цвета.

Тон можно описать как собственно цвет, краска, оттенок. Этот термин описывает главную характеристику цвета, которая отличает красный цвет от желтого и синего. Различные тона создаются светом с различной длиной волны. Таким образом, этот аспект цвета обычно довольно легко распознать.

Цвет в значительной степени зависит от длины волны света излучаемого или отражаемого объектом. Например, диапазон видимого света находится между инфракрасным (длина волны 700nm) и ультрафиолетовым (длина волны 400nm). (Приложение. Рисунок А.2 - Шкала излучений)

Любой цвет, взятый из спектра можно смешать с белым, черным и серым, и получить цвета соответствующего семейства тонов. Необходимо обратить внимание на то, что в семействе тонов присутствуют цвета с различной яркостью и насыщенностью.

Если к цвету добавляется белый, эта более светлая разновидность цвета называется «оттенок» Если цвет делается темнее путем добавления черного, полученный цвет называется "тень". Если же добавляется серый цвет, каждая градация дает вам различную тональность.

Рисунок 12 – Цветовой тон

Рисунок 13 - Ряд по цветовому тону

Рисунок 14 - Контраст цветовых тонов

Рисунок 15 - Контраст тона
Светлота или яркость - это степень отличия данного цвета от черного. Она измеряется числом порогов различия от данного цвета до черного. Чем светлее цвет, тем выше его светлота.

Шкала светлот – это ахроматический равноступенный ряд от белого до черного с различным количеством серых оттенков, зрительное различение которых зависит, прежде всего, от условий освещения и светлоты фона. Предел зрительной способности различения ступеней по светлоте – около 300 переходов (на практике применима 24-цветная серая шкала ступеней).

Рисунок 14 - Светлотный ряд


Светлота. Оттенки (чистый цвет + белый)


Светлота. Тени (чистый цвет + черный)


Светлота. Тональности (чистый цвет + серый)
Рисунок 15 – Светлота

Низкая яркость, постоянная - одинаковый уровень яркости

Контраст яркостей - серый = ахроматичный

Контраст яркостей - полное различие яркости
Рисунок 1.18 – Яркость

Рисунок 15 - Ряд по насыщенности

Насыщенность одинаковая - та же интенсивность, различные тона

Контраст насыщенности - различные уровни наполнения, тон одинаковый
Рисунок 1.20 – Насыщенность

Высокая цветность - очень сияющие, живые цвета


Низкая цветность - бесцветные цвета

Цветность одинакова - средний уровень.

Та же живость цветов несмотря на различный тон;

чистота меньше, чем у образцов выше
Рисунок 1.21 – Чистота цвета
На практике принято заменять этот понятие понятием "яркость". Яркость цвета - это коэффициент отражения (Р) равный отношению отраженного светового потока (Fотр) к падающему (Fпад) взятое в процентах:

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей