Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

С. Н. Шаховская Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи и множественного числа существительных, то на образовании числовых форм мы останавливались особо. Как правило, в процессе работы по


НазваниеС. Н. Шаховская Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи и множественного числа существительных, то на образовании числовых форм мы останавливались особо. Как правило, в процессе работы по
Анкор9.doc
Дата16.05.2018
Размер28.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла9.doc
ТипДокументы
#40362
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей


150

С.Н. Шаховская
Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи...

и множественного числа существительных, то на образовании числовых форм мы останавливались особо. Как правило, в процессе работы по этому разделу дети с алалией довольно быстро улавливали количественную разницу наглядно пред­ставленных предметов и скоро могли уже безошибочно опре­делять по форме слова, после его внимательного прослуши­вания, об одном или нескольких предметах идет речь (на­пример: шар—шары, кукла — куклы и т. д.). Чтобы об­легчить ребенку повторение, а затем и самостоятельное проговаривание нужных числовых форм, окончания слов мы выделяли интонационно; это делало разницу форм бо­лее наглядной.

Непосредственно с этим материалом была связана и подго­товка к усвоению числовых форм глагола: по окончанию гла­гола дети должны были определить подразумеваемое число существительных (один предмет или несколько). Например, на соответствующих картинках дети должны были показать: идет в школу, идут в школу: читает — читают. Форма вопроса была приблизительно такой: «Как ты думаешь, о ком я сказа­ла? » Впоследствии дети тренировались в правильном конструи­ровании изолированных форм множественного числа сущест­вительных и глаголов, постоянно отталкиваясь от формы един­ственного числа. Затем дети учились согласовывать сказуемое с подлежащим, переделывая словосочетания из одной число­вой формы в другую {Девочка спит. Девочки спят. Шар ле­тит. Шары летят) и т. д.

Из глагольных форм в первую очередь мы добивались в речи детей неопределенной формы в роли категории при­каза (дать, пить) или повелительного наклонения в том же значении (иди, мой, дай). По возможности раньше мы пере­ходили к знакомству с глаголами прошедшего времени, так как эта форма легко усваивалась и довольно быстро входила в активный словарь ребенка. Это объясняется в значительной мере тем, что среди этой группы глаголов есть много слов, состоящих из 2—3 открытых слогов, удобных для произнесе­ния (мыла, пили, купила и т. д.). Подобные глаголы сравни­тельно быстро усваивались и потому, что нет изменяемости их по лицам.

На материале этих глаголов, даже если в словаре ребенка они были пока и немногочисленны, мы развертывали работу по формированию родовых и числовых окончаний глаголов. К этой работе дети были подготовлены, так как практически были уже знакомы с формой числа существительных.

Кроме того, сравнительно быстро становилась доступной форма будущего сложного времени (буду варить, читать и т. д.), при образовании которой используется глагол в не­изменяемом варианте, более легком для проговаривания. В некоторой степени это объясняется тем, что употребление неопределенной формы вместо форм спряжения — одно из наиболее распространенных аграмматизмов в речи детей с алалией.

Работа над глагольными образованиями была тесно связана с работой над префиксами и предлогами. Мы старались научить ребенка, руководствуясь соответствующей картинкой, улавли­вать нужный оттенок глаголов (например: ушел, зашел, при­шел и т. д.) и самостоятельно употреблять эти слова.

Работу над прилагательными мы начинали после прора­ботки имен существительных и глаголов, так как, чем более отвлеченной является грамматическая категория, тем труд­нее оказывается ее усвоение для ребенка с алалией. Овладе­ние прилагательными требует наличия таких представлений, как величина, цвет, форма и т. д. Следовательно, работа над прилагательными была несколько подготовлена путем улуч­шения пространственных и зрительных дифференцировок моторного алалика.

Изучение прилагательных лучше шло в том случае, если начинали с качественных признаков, которые воспринима­ются органами чувств человека. В первую очередь занима­лись наиболее легкими прилагательными, обозначающими величину (большой—маленький), позднее наиболее употре­бительными словами, определяющими цвет (красный—си­ний). Последними в речи ребенка с алалией формировались слова эмоционально-оценочной группы прилагательных (хо­роший, плохой).

Прежде чем приступить к выработке навыка употребле­ния прилагательных, мы четко дифференцировали значение прорабатываемых прилагательных в понимании ребенка с алалией.

Лучше шло усвоение в случае, когда при включении прилагательных в предложение мы помогали постановкой


перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей