150 С.Н. Шаховская Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи...
и множественного числа существительных, то на образовании числовых форм мы останавливались особо. Как правило, в процессе работы по этому разделу дети с алалией довольно быстро улавливали количественную разницу наглядно представленных предметов и скоро могли уже безошибочно определять по форме слова, после его внимательного прослушивания, об одном или нескольких предметах идет речь (например: шар—шары, кукла — куклы и т. д.). Чтобы облегчить ребенку повторение, а затем и самостоятельное проговаривание нужных числовых форм, окончания слов мы выделяли интонационно; это делало разницу форм более наглядной.
Непосредственно с этим материалом была связана и подготовка к усвоению числовых форм глагола: по окончанию глагола дети должны были определить подразумеваемое число существительных (один предмет или несколько). Например, на соответствующих картинках дети должны были показать: идет в школу, идут в школу: читает — читают. Форма вопроса была приблизительно такой: «Как ты думаешь, о ком я сказала? » Впоследствии дети тренировались в правильном конструировании изолированных форм множественного числа существительных и глаголов, постоянно отталкиваясь от формы единственного числа. Затем дети учились согласовывать сказуемое с подлежащим, переделывая словосочетания из одной числовой формы в другую {Девочка спит. Девочки спят. Шар летит. Шары летят) и т. д.
Из глагольных форм в первую очередь мы добивались в речи детей неопределенной формы в роли категории приказа (дать, пить) или повелительного наклонения в том же значении (иди, мой, дай). По возможности раньше мы переходили к знакомству с глаголами прошедшего времени, так как эта форма легко усваивалась и довольно быстро входила в активный словарь ребенка. Это объясняется в значительной мере тем, что среди этой группы глаголов есть много слов, состоящих из 2—3 открытых слогов, удобных для произнесения (мыла, пили, купила и т. д.). Подобные глаголы сравнительно быстро усваивались и потому, что нет изменяемости их по лицам.
На материале этих глаголов, даже если в словаре ребенка они были пока и немногочисленны, мы развертывали работу по формированию родовых и числовых окончаний глаголов. К этой работе дети были подготовлены, так как практически были уже знакомы с формой числа существительных.
Кроме того, сравнительно быстро становилась доступной форма будущего сложного времени (буду варить, читать и т. д.), при образовании которой используется глагол в неизменяемом варианте, более легком для проговаривания. В некоторой степени это объясняется тем, что употребление неопределенной формы вместо форм спряжения — одно из наиболее распространенных аграмматизмов в речи детей с алалией.
Работа над глагольными образованиями была тесно связана с работой над префиксами и предлогами. Мы старались научить ребенка, руководствуясь соответствующей картинкой, улавливать нужный оттенок глаголов (например: ушел, зашел, пришел и т. д.) и самостоятельно употреблять эти слова.
Работу над прилагательными мы начинали после проработки имен существительных и глаголов, так как, чем более отвлеченной является грамматическая категория, тем труднее оказывается ее усвоение для ребенка с алалией. Овладение прилагательными требует наличия таких представлений, как величина, цвет, форма и т. д. Следовательно, работа над прилагательными была несколько подготовлена путем улучшения пространственных и зрительных дифференцировок моторного алалика.
Изучение прилагательных лучше шло в том случае, если начинали с качественных признаков, которые воспринимаются органами чувств человека. В первую очередь занимались наиболее легкими прилагательными, обозначающими величину (большой—маленький), позднее наиболее употребительными словами, определяющими цвет (красный—синий). Последними в речи ребенка с алалией формировались слова эмоционально-оценочной группы прилагательных (хороший, плохой).
Прежде чем приступить к выработке навыка употребления прилагательных, мы четко дифференцировали значение прорабатываемых прилагательных в понимании ребенка с алалией.
Лучше шло усвоение в случае, когда при включении прилагательных в предложение мы помогали постановкой перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |