Главная страница
qrcode

С. С. Степанов Лики родительской любви Опросник поможет родителям оценить, на чем строится их отношение к ребенку


Скачать 42.76 Kb.
НазваниеС. С. Степанов Лики родительской любви Опросник поможет родителям оценить, на чем строится их отношение к ребенку
АнкорWK 21 04 2015 06 51PM MCFRmd54155.pdf
Дата31.07.2017
Размер42.76 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаWK_21_04_2015_06_51PM_MCFRmd54155.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипАнализ
#24538
Каталог

©2015 МЦФЭР. Все права защищены.
1
Нажмите, чтобы открыть документ в браузере
Организация психологического сопровождения родителей трудных подростков
Представленная схема психологической работы проводится в 3 этапа:
Этап1 Подготовительный. Диагностический
Шаг1
Педагог-психолог собирает личный анамнез и анамнез семьи глазами подростка, классного руководителя, социального педагога, медицинского работника и самих родителей. Подобная работа позволяет объединить информацию об отдельных личностных и поведенческих аспектах трудного подростка и на основе объективного видения ученика с учетом его актуального состояния и динамики предыдущего развития выработать дальнейшую стратегию оказания психологической поддержки через систему взаимодействия с родителями.
Шаг2
Педагог-психолог осуществляет непосредственную психологическую диагностику родителей трудных подростков, направленную на выявление особенностей семейного воспитания и причин его нарушения. С этой целью может применяться психодиагностический блок методик (см. таблицу),
позволяющий выявить целостную картину воспитательной позиции родителей, их отношение, под которым понимаются разнообразные чувства, испытываемые к ребенку, поведенческие стереотипы,
практикуемые в общении с ним, особенности восприятия и понимания характера личности ребенка,
его поступков.
Диагностические методики по изучению детско-родительских отношений

Название
Направленность
1
Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис "Анализ семейных взаимоотношений
(АСВ)"
Анализ семейного воспитания и причин его нарушения в семьях,
где есть подростки с явными акцентуациями характера и отклонениями в поведении
2
С.С. Степанов "Лики родительской любви"
Опросник поможет родителям оценить, на чем строится их отношение к ребенку
3
А.И. Заров "Методика идентификации детей с родителями"
Диагностируются компетентность и престижность родителей в восприятии детей и особенности эмоциональных отношений с родителями
4
Е.С. Шефер, Р.К. Белл "Методика
PARI"
Выявление отношения родителей к разным сторонам семейной жизни
(семейной роли, ребенку)
5
А.Я. Варга, В.В. Столин "Опросник родительского отношения"
Выявление родительского отношения к детям у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними
6
С.С. Степанов "Стратегии семейного воспитания"
Методика позволяет определить стиль семейного воспитания:
авторитетный, авторитарный,
либеральный и индифферентный
Этап2 Основной

©2015 МЦФЭР. Все права защищены.
2
На этом этапе педагог-психолог проводит специальную работу по результатам психологической диагностики.
Шаг3
Педагог-психолог, ориентируясь на результаты психологической диагностики родителей трудных подростков, проводит с ними индивидуальное консультирование по частным проблемам – улучшение детско-родительских отношений путем оказания мамам и папам помощи в определении стратегии воспитания, которая должна учитывать индивидуально-психологические особенности ребенка,
его сильные и слабые стороны. В ходе беседы психолог стремится раскрыть уникальность и неповторимость личности ребенка, намечает основные пути коррекции и компенсации.
Шаг4
Педагог-психолог проводит групповое консультирование по частным проблемам, которое заключается в активном обсуждении общих для членов группы конфликтных ситуаций, возникающих при общении с детьми. Оно также может быть направлено на выработку моделей приспособления к реальным конфликтам без подробного анализа лежащих в их основе психологических причин.
Шаг5
Педагог-психолог проводит просветительскую работу среди родителей трудных подростков в форме специального психолого-педагогического лектория
. Это делается с целью улучшения детско- родительских отношений, когда имеет место непонимание родителями основных особенностей развития ребенка, его потребностей и соответствующей им динамики отношений. В рамках лектория родители получают психологические знания, знакомятся с базовыми закономерностями психического развития детей разных возрастных групп.
Внимание
Данная информационно-просветительская деятельность имеет существенный недостаток –
анонимность родителей, поэтому менее эффективна по сравнению, например, с групповым консультированием, ориентированным в большей степени на потребности конкретных родителей и семей.
______________________________________________________________________________________
Шаг6
Педагог-психолог проводит коррекционно-развивающую работу с родителями трудных подростков
,
цель которой – повышение сенситивности мам и пап к чувствам и переживаниям детей на основе понимания скрытого значения их поведения. В рамках данного направления осуществляется формирование коммуникативных умений и навыков родителей. Это помогает им "открыть двери"
общению с детьми, увеличить уверенность родителей в их собственных возможностях, усилить чувство тепла и доверия к детям, способность принять чувства ребенка такими, какие они есть, не пытаясь изменить их, осудить или отвергнуть.
В процессе развития навыков и умений эффективного общения родителей с ребенком используются различные методы:
беседа – позволяет одновременно исследовать разные стороны детско-родительских отношений,
стереотипы воспитания, а также личностные проблемы взрослого, которые переносятся на общение с ребенком;
дискуссия – повышает психолого-педагогическую грамотность родителей, их общую сенситивность к ребенку, его проблемам, позволяет выявить индивидуальные стереотипы воспитания;
игры – помогают моделировать и воспроизводить в контролируемых условиях семейные ситуации;

©2015 МЦФЭР. Все права защищены.
3
обсуждения и разыгрывания ситуаций;
анализ поступков детей и родителей, основанный на составлении перечня этих поступков и их классификации на положительные и отрицательные с последующей характеристикой поведения в одной и той же ситуации родителей, принимающих и не принимающих своего ребенка;
анализ ситуации "Как помочь ребенку решить проблему?" – родителей подводят к правильному подходу: пассивное слушание (прояснение проблемы), активное слушание (декодирование чувств ребенка), обучение ребенка анализу проблемы и поиску ее решения;
специальные тренировочные упражнения – ориентированы на отработку навыков распознавания чувств ребенка, эффективного общения родителей с ним.
Шаг7
Педагог-психолог проводит сетевое консультирование (или консультирование посредством
Интернета) родителей подростков.
Внимание
Многие из родителей трудных подростков в условиях катастрофической занятости не всегда могут позволить себе посещать групповые занятия или приходить на индивидуальные консультации к психологу. Поэтому возрастает роль опосредованных форм повышения родительской компетентности по психологическим вопросам, таких как сетевое консультирование или самообразование.
______________________________________________________________________________________
С одной стороны, данная форма работы предполагает анонимный характер, а с другой – позволяет некоторым родителям более откровенно обсуждать вопросы детско-родительских отношений.
Эта форма работы также дает возможность психологу выделить наиболее типичные проблемы, с которыми сталкиваются родители при воспитании и развитии трудных подростков, общении с ними.
Комментарии и рекомендации психолога по самым часто встречающимся проблемам могут быть систематизированы и размещены в Интернете на сайте школы в свободном для всех родителей доступе.
Этап3 Заключительный
Шаг8
Педагог-психолог собирает данные обратной связи от родителей трудных подростков в форме анкетирования.
Шаг9
На основании данных заключительного анкетирования родителей педагог-психолог делает вывод о наиболее результативных и интересных для родителей видах деятельности по формированию психолого-педагогической компетентности.
Внимание
Максимально эффективны те методы и формы работы с родителями подростков, при которых они не являются пассивными слушателями, а активно овладевают психолого-педагогическими знаниями,
навыками и умениями.
______________________________________________________________________________________
Педагог-психолог также анализирует эффективность школьной психологической службы, определяет дальнейшие пути ее работы по данному направлению в целом.

©2015 МЦФЭР. Все права защищены.
4
Внимание
Прогнозируемый результат вследствие проведения комплексной системы мероприятий по психологической диагностике, консультированию, просвещению и коррекционно-развивающей работе – сформированность психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся с отклоняющимся поведением, психологическая готовность к созданию оптимальных условий развития и воспитания ребенка, к преодолению и предотвращению неблагоприятных тенденций в его поведении.
______________________________________________________________________________________
Для достижения целей по повышению психолого-педагогической культуры родителей необходимо использовать представленные методы и формы работы комплексно и систематично в сотрудничестве с другими участниками образовательного процесса: администрацией школы, классными руководителями, социальным педагогом, медицинскими работниками. При таких условиях организации работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей становится возможным получение оптимального результата.
Название: Организация психологического сопровождения родителей трудных подростков

перейти в каталог файлов


связь с админом