©2015 МЦФЭР. Все права защищены. 1 Нажмите, чтобы открыть документ в браузереОрганизация психологического сопровождения родителей трудных подростков Представленная схема психологической работы проводится в 3 этапа: Этап1 Подготовительный. Диагностический Шаг1 Педагог-психолог собирает личный анамнез и анамнез семьи глазами подростка, классного руководителя, социального педагога, медицинского работника и самих родителей. Подобная работа позволяет объединить информацию об отдельных личностных и поведенческих аспектах трудного подростка и на основе объективного видения ученика с учетом его актуального состояния и динамики предыдущего развития выработать дальнейшую стратегию оказания психологической поддержки через систему взаимодействия с родителями. Шаг2 Педагог-психолог осуществляет непосредственную психологическую диагностику родителей трудных подростков, направленную на выявление особенностей семейного воспитания и причин его нарушения. С этой целью может применяться психодиагностический блок методик (см. таблицу), позволяющий выявить целостную картину воспитательной позиции родителей, их отношение, под которым понимаются разнообразные чувства, испытываемые к ребенку, поведенческие стереотипы, практикуемые в общении с ним, особенности восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков. Диагностические методики по изучению детско-родительских отношений № Название Направленность 1 Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис "Анализ семейных взаимоотношений (АСВ)" Анализ семейного воспитания и причин его нарушения в семьях, где есть подростки с явными акцентуациями характера и отклонениями в поведении 2 С.С. Степанов "Лики родительской любви" Опросник поможет родителям оценить, на чем строится их отношение к ребенку 3 А.И. Заров "Методика идентификации детей с родителями" Диагностируются компетентность и престижность родителей в восприятии детей и особенности эмоциональных отношений с родителями 4 Е.С. Шефер, Р.К. Белл "Методика PARI" Выявление отношения родителей к разным сторонам семейной жизни (семейной роли, ребенку) 5 А.Я. Варга, В.В. Столин "Опросник родительского отношения" Выявление родительского отношения к детям у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними 6 С.С. Степанов "Стратегии семейного воспитания" Методика позволяет определить стиль семейного воспитания: авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный Этап2 Основной ©2015 МЦФЭР. Все права защищены. 2 На этом этапе педагог-психолог проводит специальную работу по результатам психологической диагностики. Шаг3 Педагог-психолог, ориентируясь на результаты психологической диагностики родителей трудных подростков, проводит с ними индивидуальное консультирование по частным проблемам – улучшение детско-родительских отношений путем оказания мамам и папам помощи в определении стратегии воспитания, которая должна учитывать индивидуально-психологические особенности ребенка, его сильные и слабые стороны. В ходе беседы психолог стремится раскрыть уникальность и неповторимость личности ребенка, намечает основные пути коррекции и компенсации. Шаг4 Педагог-психолог проводит групповое консультирование по частным проблемам, которое заключается в активном обсуждении общих для членов группы конфликтных ситуаций, возникающих при общении с детьми. Оно также может быть направлено на выработку моделей приспособления к реальным конфликтам без подробного анализа лежащих в их основе психологических причин. Шаг5 Педагог-психолог проводит просветительскую работу среди родителей трудных подростков в форме специального психолого-педагогического лектория . Это делается с целью улучшения детско- родительских отношений, когда имеет место непонимание родителями основных особенностей развития ребенка, его потребностей и соответствующей им динамики отношений. В рамках лектория родители получают психологические знания, знакомятся с базовыми закономерностями психического развития детей разных возрастных групп. Внимание Данная информационно-просветительская деятельность имеет существенный недостаток – анонимность родителей, поэтому менее эффективна по сравнению, например, с групповым консультированием, ориентированным в большей степени на потребности конкретных родителей и семей. ______________________________________________________________________________________ Шаг6 Педагог-психолог проводит коррекционно-развивающую работу с родителями трудных подростков , цель которой – повышение сенситивности мам и пап к чувствам и переживаниям детей на основе понимания скрытого значения их поведения. В рамках данного направления осуществляется формирование коммуникативных умений и навыков родителей. Это помогает им "открыть двери" общению с детьми, увеличить уверенность родителей в их собственных возможностях, усилить чувство тепла и доверия к детям, способность принять чувства ребенка такими, какие они есть, не пытаясь изменить их, осудить или отвергнуть. В процессе развития навыков и умений эффективного общения родителей с ребенком используются различные методы: беседа – позволяет одновременно исследовать разные стороны детско-родительских отношений, стереотипы воспитания, а также личностные проблемы взрослого, которые переносятся на общение с ребенком; дискуссия – повышает психолого-педагогическую грамотность родителей, их общую сенситивность к ребенку, его проблемам, позволяет выявить индивидуальные стереотипы воспитания; игры – помогают моделировать и воспроизводить в контролируемых условиях семейные ситуации; ©2015 МЦФЭР. Все права защищены. 3 обсуждения и разыгрывания ситуаций; анализ поступков детей и родителей, основанный на составлении перечня этих поступков и их классификации на положительные и отрицательные с последующей характеристикой поведения в одной и той же ситуации родителей, принимающих и не принимающих своего ребенка; анализ ситуации "Как помочь ребенку решить проблему?" – родителей подводят к правильному подходу: пассивное слушание (прояснение проблемы), активное слушание (декодирование чувств ребенка), обучение ребенка анализу проблемы и поиску ее решения; специальные тренировочные упражнения – ориентированы на отработку навыков распознавания чувств ребенка, эффективного общения родителей с ним. Шаг7 Педагог-психолог проводит сетевое консультирование (или консультирование посредством Интернета) родителей подростков. Внимание Многие из родителей трудных подростков в условиях катастрофической занятости не всегда могут позволить себе посещать групповые занятия или приходить на индивидуальные консультации к психологу. Поэтому возрастает роль опосредованных форм повышения родительской компетентности по психологическим вопросам, таких как сетевое консультирование или самообразование. ______________________________________________________________________________________ С одной стороны, данная форма работы предполагает анонимный характер, а с другой – позволяет некоторым родителям более откровенно обсуждать вопросы детско-родительских отношений. Эта форма работы также дает возможность психологу выделить наиболее типичные проблемы, с которыми сталкиваются родители при воспитании и развитии трудных подростков, общении с ними. Комментарии и рекомендации психолога по самым часто встречающимся проблемам могут быть систематизированы и размещены в Интернете на сайте школы в свободном для всех родителей доступе. Этап3 Заключительный Шаг8 Педагог-психолог собирает данные обратной связи от родителей трудных подростков в форме анкетирования. Шаг9 На основании данных заключительного анкетирования родителей педагог-психолог делает вывод о наиболее результативных и интересных для родителей видах деятельности по формированию психолого-педагогической компетентности. Внимание Максимально эффективны те методы и формы работы с родителями подростков, при которых они не являются пассивными слушателями, а активно овладевают психолого-педагогическими знаниями, навыками и умениями. ______________________________________________________________________________________ Педагог-психолог также анализирует эффективность школьной психологической службы, определяет дальнейшие пути ее работы по данному направлению в целом. ©2015 МЦФЭР. Все права защищены. 4 Внимание Прогнозируемый результат вследствие проведения комплексной системы мероприятий по психологической диагностике, консультированию, просвещению и коррекционно-развивающей работе – сформированность психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся с отклоняющимся поведением, психологическая готовность к созданию оптимальных условий развития и воспитания ребенка, к преодолению и предотвращению неблагоприятных тенденций в его поведении. ______________________________________________________________________________________ Для достижения целей по повышению психолого-педагогической культуры родителей необходимо использовать представленные методы и формы работы комплексно и систематично в сотрудничестве с другими участниками образовательного процесса: администрацией школы, классными руководителями, социальным педагогом, медицинскими работниками. При таких условиях организации работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей становится возможным получение оптимального результата. Название: Организация психологического сопровождения родителей трудных подростков
перейти в каталог файлов
|