Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

С. С. Степанов Лики родительской любви Опросник поможет родителям оценить, на чем строится их отношение к ребенку


Скачать 42.76 Kb.
НазваниеС. С. Степанов Лики родительской любви Опросник поможет родителям оценить, на чем строится их отношение к ребенку
АнкорWK 21 04 2015 06 51PM MCFRmd54155.pdf
Дата31.07.2017
Размер42.76 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаWK_21_04_2015_06_51PM_MCFRmd54155.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипАнализ
#24538
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

©2015 МЦФЭР. Все права защищены.
1
Нажмите, чтобы открыть документ в браузере
Организация психологического сопровождения родителей трудных подростков
Представленная схема психологической работы проводится в 3 этапа:
Этап1 Подготовительный. Диагностический
Шаг1
Педагог-психолог собирает личный анамнез и анамнез семьи глазами подростка, классного руководителя, социального педагога, медицинского работника и самих родителей. Подобная работа позволяет объединить информацию об отдельных личностных и поведенческих аспектах трудного подростка и на основе объективного видения ученика с учетом его актуального состояния и динамики предыдущего развития выработать дальнейшую стратегию оказания психологической поддержки через систему взаимодействия с родителями.
Шаг2
Педагог-психолог осуществляет непосредственную психологическую диагностику родителей трудных подростков, направленную на выявление особенностей семейного воспитания и причин его нарушения. С этой целью может применяться психодиагностический блок методик (см. таблицу),
позволяющий выявить целостную картину воспитательной позиции родителей, их отношение, под которым понимаются разнообразные чувства, испытываемые к ребенку, поведенческие стереотипы,
практикуемые в общении с ним, особенности восприятия и понимания характера личности ребенка,
его поступков.
Диагностические методики по изучению детско-родительских отношений

Название
Направленность
1
Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис "Анализ семейных взаимоотношений
(АСВ)"
Анализ семейного воспитания и причин его нарушения в семьях,
где есть подростки с явными акцентуациями характера и отклонениями в поведении
2
С.С. Степанов "Лики родительской любви"
Опросник поможет родителям оценить, на чем строится их отношение к ребенку
3
А.И. Заров "Методика идентификации детей с родителями"
Диагностируются компетентность и престижность родителей в восприятии детей и особенности эмоциональных отношений с родителями
4
Е.С. Шефер, Р.К. Белл "Методика
PARI"
Выявление отношения родителей к разным сторонам семейной жизни
(семейной роли, ребенку)
5
А.Я. Варга, В.В. Столин "Опросник родительского отношения"
Выявление родительского отношения к детям у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними
6
С.С. Степанов "Стратегии семейного воспитания"
Методика позволяет определить стиль семейного воспитания:
авторитетный, авторитарный,
либеральный и индифферентный
Этап2 Основной

©2015 МЦФЭР. Все права защищены.
2
На этом этапе педагог-психолог проводит специальную работу по результатам психологической диагностики.
Шаг3
Педагог-психолог, ориентируясь на результаты психологической диагностики родителей трудных подростков, проводит с ними индивидуальное консультирование по частным проблемам – улучшение детско-родительских отношений путем оказания мамам и папам помощи в определении стратегии воспитания, которая должна учитывать индивидуально-психологические особенности ребенка,
его сильные и слабые стороны. В ходе беседы психолог стремится раскрыть уникальность и неповторимость личности ребенка, намечает основные пути коррекции и компенсации.
Шаг4
Педагог-психолог проводит групповое консультирование по частным проблемам, которое заключается в активном обсуждении общих для членов группы конфликтных ситуаций, возникающих при общении с детьми. Оно также может быть направлено на выработку моделей приспособления к реальным конфликтам без подробного анализа лежащих в их основе психологических причин.
Шаг5
Педагог-психолог проводит просветительскую работу среди родителей трудных подростков в форме специального психолого-педагогического лектория
. Это делается с целью улучшения детско- родительских отношений, когда имеет место непонимание родителями основных особенностей развития ребенка, его потребностей и соответствующей им динамики отношений. В рамках лектория родители получают психологические знания, знакомятся с базовыми закономерностями психического развития детей разных возрастных групп.
Внимание
Данная информационно-просветительская деятельность имеет существенный недостаток –
анонимность родителей, поэтому менее эффективна по сравнению, например, с групповым консультированием, ориентированным в большей степени на потребности конкретных родителей и семей.
______________________________________________________________________________________
Шаг6
Педагог-психолог проводит коррекционно-развивающую работу с родителями трудных подростков
,
цель которой – повышение сенситивности мам и пап к чувствам и переживаниям детей на основе понимания скрытого значения их поведения. В рамках данного направления осуществляется формирование коммуникативных умений и навыков родителей. Это помогает им "открыть двери"
общению с детьми, увеличить уверенность родителей в их собственных возможностях, усилить чувство тепла и доверия к детям, способность принять чувства ребенка такими, какие они есть, не пытаясь изменить их, осудить или отвергнуть.
В процессе развития навыков и умений эффективного общения родителей с ребенком используются различные методы:
беседа – позволяет одновременно исследовать разные стороны детско-родительских отношений,
стереотипы воспитания, а также личностные проблемы взрослого, которые переносятся на общение с ребенком;
дискуссия – повышает психолого-педагогическую грамотность родителей, их общую сенситивность к ребенку, его проблемам, позволяет выявить индивидуальные стереотипы воспитания;
игры – помогают моделировать и воспроизводить в контролируемых условиях семейные ситуации;

©2015 МЦФЭР. Все права защищены.
3
обсуждения и разыгрывания ситуаций;
анализ поступков детей и родителей, основанный на составлении перечня этих поступков и их классификации на положительные и отрицательные с последующей характеристикой поведения в одной и той же ситуации родителей, принимающих и не принимающих своего ребенка;
анализ ситуации "Как помочь ребенку решить проблему?" – родителей подводят к правильному подходу: пассивное слушание (прояснение проблемы), активное слушание (декодирование чувств ребенка), обучение ребенка анализу проблемы и поиску ее решения;
специальные тренировочные упражнения – ориентированы на отработку навыков распознавания чувств ребенка, эффективного общения родителей с ним.
Шаг7
Педагог-психолог проводит сетевое консультирование (или консультирование посредством
Интернета) родителей подростков.
Внимание
Многие из родителей трудных подростков в условиях катастрофической занятости не всегда могут позволить себе посещать групповые занятия или приходить на индивидуальные консультации к психологу. Поэтому возрастает роль опосредованных форм повышения родительской компетентности по психологическим вопросам, таких как сетевое консультирование или самообразование.
______________________________________________________________________________________
С одной стороны, данная форма работы предполагает анонимный характер, а с другой – позволяет некоторым родителям более откровенно обсуждать вопросы детско-родительских отношений.
Эта форма работы также дает возможность психологу выделить наиболее типичные проблемы, с которыми сталкиваются родители при воспитании и развитии трудных подростков, общении с ними.
Комментарии и рекомендации психолога по самым часто встречающимся проблемам могут быть систематизированы и размещены в Интернете на сайте школы в свободном для всех родителей доступе.
Этап3 Заключительный
Шаг8
Педагог-психолог собирает данные обратной связи от родителей трудных подростков в форме анкетирования.
Шаг9
На основании данных заключительного анкетирования родителей педагог-психолог делает вывод о наиболее результативных и интересных для родителей видах деятельности по формированию психолого-педагогической компетентности.
Внимание
Максимально эффективны те методы и формы работы с родителями подростков, при которых они не являются пассивными слушателями, а активно овладевают психолого-педагогическими знаниями,
навыками и умениями.
______________________________________________________________________________________
Педагог-психолог также анализирует эффективность школьной психологической службы, определяет дальнейшие пути ее работы по данному направлению в целом.

©2015 МЦФЭР. Все права защищены.
4
Внимание
Прогнозируемый результат вследствие проведения комплексной системы мероприятий по психологической диагностике, консультированию, просвещению и коррекционно-развивающей работе – сформированность психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся с отклоняющимся поведением, психологическая готовность к созданию оптимальных условий развития и воспитания ребенка, к преодолению и предотвращению неблагоприятных тенденций в его поведении.
______________________________________________________________________________________
Для достижения целей по повышению психолого-педагогической культуры родителей необходимо использовать представленные методы и формы работы комплексно и систематично в сотрудничестве с другими участниками образовательного процесса: администрацией школы, классными руководителями, социальным педагогом, медицинскими работниками. При таких условиях организации работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей становится возможным получение оптимального результата.
Название: Организация психологического сопровождения родителей трудных подростков

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей