Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Самообразование - Роботехника (старшая группа). Самообразование Робототехника для детей старшего дошкольного возраста


Скачать 139.12 Kb.
НазваниеСамообразование Робототехника для детей старшего дошкольного возраста
АнкорСамообразование - Роботехника (старшая группа).docx
Дата24.05.2019
Размер139.12 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСамообразование - Роботехника (старшая группа).docx
ТипПояснительная записка
#51100
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Самообразование

« Робототехника»

для детей старшего дошкольного возраста

на основе Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования

Автор-составитель:

Воспитатель первой категории

Антоненко Л.В

2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Сегодня особое значение приобретают гуманизация образовательного процесса, создание условий для максимального раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка.

С позиции теории амплификации (обогащения) развития детей важную роль в формировании творчества играют специфические виды детской деятельности, к которым относится и конструирование.

Обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию. Ведь именно в этот период закладываются фундаментальные компоненты становления личности ребенка.

Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, - вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.

Дети всего мира могут общаться на одном языке – языке игры. Игра помогает им понять сложный, разнообразный мир, в котором они растут. В играх дети развивают свои естественные задатки – воображение, ловкость, эмоции, чувства, интеллект, общение и др.

Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.

Конструирование как излюбленный детьми вид деятельности не только увлекательное, но и весьма полезное занятие. Когда ребенок строит, он должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится, поэтому конструирование развивает образное мышление и воображение, а также в процессе осуществляется физическое совершенствование ребенка. Педагогическая ценность конструктивной деятельности детей дошкольного возраста заключается в развитии способностей ребенка, творческих умений.

Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения.

Целенаправленное и систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию играет большую роль при подготовке к школе. Оно способствует формированию умения учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.

Современные конструкторы по образовательной робототехнике FUN&BOT и HUNA совмещают развлечение и образование. Наборы позволяют очень легко и играючи собирать роботов, и при этом понимать научные принципы, что помогает развивать у ребенка творческий потенциал и навыки научного мышления.

         
Образовательные наборы серии Kicky– это серия непрограммируемой робототехники. Данная серия конструкторов знакомит детей с основами робототехники и конструирования, учит правильно читать инструкцию и грамотно организовать процесс конструирования.   

  Моя работа по самообразованию построена по принципу "от простого к сложному" и содержит занятия начального уровня по сборке моделей из пластиковых деталей и минимумом электроники, так и продвинутые с использованием контроллеров для управления моделями, датчиков и исполнительных устройств.  

Занятия построены в форме сказок и интересных историй, которые понятны детям. Таким образом, через простую и понятную игру ребенок делает свои первые шаги в конструировании и робототехнике.

Р​обототехника - универсальный инструмент для образования. Вписывается и в дополнительное образование, и во внеурочную деятельность, и в преподавание предметов школьной программы, причем в четком соответствии с требованиями ФГОС. Подходит для всех возрастов - от дошкольников до профобразования. Причем обучение детей с использованием робототехнического оборудования - это и обучение в процессе игры и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом, самодостаточных людей нового типа. Немаловажно, что применение робототехники как инновационной методики на занятиях в обычных школах и в детских садах, учреждениях дополнительного образования обеспечивает равный доступ детей всех социальных слоев к современным образовательным технологиям.

В старшем дошкольном возрасте у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление, идет активное развитие элементарных математических способностей и логики. Конструирование и робототехника как нельзя лучше этому способствует. Развиваются и коммуникативные навыки, ведь для сборки «своего» робота нужно работать в команде и постоянно общаться как с преподавателем, так и со сверстниками. Дети начинают больше разговаривать, что ведет к пополнению словарного запаса и развитию более грамотной и связной речи.
Кроме того, благодаря использованию образовательных конструкторов мы можем выявить одаренных детей, стимулировать их интерес и развитие навыков практического решения актуальных образовательных задач;

Еще Конфуций говорил: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать - и я пойму». Это наиболее применимо именно к использованию робототехники в межпредметном преподавании.

Технику будущего, умные машины и роботов со сверх возможностями будут создавать те, кто сейчас только переступает порог школы. Именно они через полтора десятка лет пополнят изрядно поредевшие ряды грамотных специалистов в области автоматики, робототехники и других высокотехнологичных отраслях экономики.

Для этого они могут уже сейчас делать свои первые шаги в электронике и робототехнике с помощью увлекательных конструкторов HUNA и Fun&Bot. Благодаря запатентованной конструкции деталей, сборку моделей можно производить с шести сторон, что позволяет создавать по-настоящему трёхмерные модели с неограниченным количеством собственных вариантов.

Новизна программы заключается занимательной форме знакомства обучающегося с основами робототехники, радиоэлектроники и программирования микроконтроллеров для роботов шаг за шагом, практически с нуля. Избегая сложных математических формул, на практике, через эксперимент, обучающиеся постигают физику процессов, происходящих в роботах, включая двигатели, датчики, источники питания и микропроцессоры.

Моя работа «Робототехника в детском саду»- не просто занятия по конструированию, а мощный инновационный образовательный инструмент. Робототехника уже показала высокую эффективность в воспитательном процессе, она успешно решает проблему социальной адаптации детей практически всех возрастных групп. Программа помогает детям адаптироваться к учебной деятельности, делая переход от игры к учебе менее болезненным и более эффективным.

Подобные занятия – это своеобразная тренировка навыков. На этом этапе уже можно увидеть будущих конструкторов и инженеров, которые так необходимы стране.

Моя работа рассчитана на 36 занятий, 1 занятие в неделю.

Цель самообразования – развивать конструкторские способности детей.

«Робототехника в детском саду» решает несколько задач:

1.
2.
3.
4.
Основные формы, методы и приемы моей работы:

- беседа;

- просмотр видео материалов;

- просмотр презентаций;

- ролевая игра;

- познавательная игра;

- задание по образцу (с использованием инструкции);

- творческое моделирование;

- викторина.

Путь целенаправленного формирования элементов конструкторского творчества у дошкольников предполагает самостоятельное конструирование детей по собственному замыслу на основе экспериментирования с различным материалом. Повышение уровня конструирования выражается в новизне замыслов, в оригинальности способов их реализации, в переходе от одиночных построек к сюжетному конструированию.

Исторический опыт показывает, что создатели новой техники пользовались некоторыми общими приемами или методами поиска новых решений:
Метод «проб и ошибок»;
Метод «мозговой атаки»;
Метод «обратной мозговой атаки»;
Метод педагогической оценки или анализа;
Синектический метод;
Метод «контрольных вопросов»;
Метод фокальных объектов;
Метод гирлянд случайностей и ассоциаций;
Алгоритм решения изобретательских задач.
С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок, исследователи предложили различные формы организации обучения:
Конструирование по образцу;
Конструирование по модели;
Конструирование по условиям;
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам;
Конструирование по замыслу;
Конструирование по теме.
Материально-техническое оснащение:

Конструкторы FUN&BOT и HUNA, компьютер, проектор, интерактивная доска.
Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Конструирование для детей этой возрастной группы является одним из наиболее привлекательных занятий. У них уже накопился опыт в познании окружающей действительности, сложилось осознанное отношение к технике, архитектурным памятникам. Дети способны дать элементарную эстетическую оценку различным сооружениям, предметам архитектуры, технике; стараются быть более организованными в работе, умеют считаться с требованиями коллектива, быть дисциплинированными, контролировать свою деятельность.

Для детей старшего дошкольного возраста занятия конструированием тесно связаны с игрой. Появляется особый интерес к технике, который следует поддерживать. Они уже конструируют не по готовому образцу, а по собственному воображению, иногда обращаясь к фотографии, чертежу. Поэтому необходимо уделить внимание развитию творческой фантазии детей. Дети могут конструировать из разнообразных конструкторов, что приобретает технический характер, дети создают программируемые модели.

Оформление предметно-пространственной среды.

Понятие «Предметно-развивающая среда», как правило, определяется системой материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующей содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Созданию предметно-развивающей среды активно способствуют занятия по конструированию. Для эффективной организации занятий в детском саду обустроена среда, где проводятся занятия с детьми. Кабинет разделен на три части. Первая – для педагога, где можно хранить методическую литературу, планы работы с детьми, необходимый материал для занятий; рабочий стол. Во второй части размещены стеллажи для контейнеров с конструктором, а в третьей – место для занятий с детьми.

Для конструирования в старшем возрасте (старшая и подготовительная к школе группа) используются наборы FUN&BOT разработаны фирмой HUNA, которая специализируется на создании конструкторов образовательной робототехники. В образовательный набор входит серия Kicky – это серия непрограммируемой робототехники.

Великолепные конструкторы корейской фирмы «HUNА» для подготовительных групп детских садов. Эти конструкторы оснащены электронными составляющими.


Тематическое планирование по образовательной робототехнике

для детей старшего дошкольного возраста

Тема
Содержание
Дата
Конструкторы HUNA
Базовый уровень 1
1
Кики, мой друг.
Познакомить детей с конструктором HUNA, с названиями и функциями деталей. Учить соединять детали. Познакомить с правилами безопасности при сборке роботов.
С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

2
Прочный мост.
Познакомить со сказкой «Два упрямых козлёнка». Учить строить прочный мост. Познакомить с концепцией баланса и стабильности.
3
Упрямый козлёнок.
Познакомить с инструкцией сбора козлёнка. Закрепить знание об окружающем мире (домашние животные, их польза).
4
Жираф.
Познакомить со сказкой «Жмурки» и об отличительных чертах животных.Закрепить понятия «высокий», «низкий». Игра: «Соедини части животных». Учить собирать жирафа, выделять основные части и детали.
5
Краб.
Учить собирать краба с двумя клешнями. Развивать творчество, воображение, фантазию.
О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

6
Страус.
Учить собирать страуса. Развивать математические способности (счет от1 до 5).
7
Морские обитатели.
Игра «Найди морепродукты». Развивать воображение. Учить собирать роботов без инструкции.
Базовый уровень 2
8
Доверчивый барашек.
Познакомить с рассказом «Лев с несвежим дыханием». Учить детей в любой ситуации оставаться спокойными и думающими. Познакомить с отличительными чертами барана. Закрепить знания об окружающем мире.
О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

9
Злой лев.
Познакомить с семейством кошачьих. Учить находить отличительные черты и собирать робота-льва. Игра «Найди недостающие части».
10
Лиса.
Повторение сказок, где один из героев – лиса. Учить собирать лису. Обучить анализу образца, выделению основных частей животных, развивать конструктивное воображение детей.
Н

О

Я

Б

Р

Ь

11
Муравей.
Познакомить с рассказом «Муравей и кузнечик». Учить собирать муравья. Игра «Трудолюбивые муравьи».
12
Ленивый кузнечик.
Учить собирать кузнечика. Игра «Узнай по тени».
13
Гитара.
Учить собирать гитару для кузнечика. Развивать мелкую моторику рук, воображение, мышление, память.
Базовый уровень 3
14
Материнская плата.
Познакомить детей как использовать материнскую плату. Учить присоединять двигатель. Помочь понять движение предметов.
Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

15
Кролик.
Познакомить со сказкой «Заяц и лягушка». Учить делать выводы. Повторить и закрепить знания об окружающем мире.
16
Играем с роботом.
Учить подключать к роботу элементы питания и приводить его в движение. Игра с роботом.
17
Храбрая лягушка.
Закрепить знания о водной среде обитания. Учить собирать лягушку.
18
Самолет.
Познакомить детей с рассказом «Давай покатаемся». Учить собирать самолет и делать выводы.
Я

Н

В

А

Р

Ь

19
Играем с самолётом.
Познакомить детей с инструкцией подключения элементов питания к самолету. Игра «Собери самолет».
20
Автомобиль.
Познакомить детей с наземным транспортом. Закрепить навыки скрепления деталей. Учить собирать автомобиль.
21
Трехколесный велосипед.
Игра «Разные виды спорта». Научить собирать модель трехколесного велосипеда.
Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

22
Вертолет.
Учить собирать из разных блоков вертолет совместно, сообща. Развивать внимание.
23
Движение робота Вертолет.
Дать общее представление о вращении, трении, силе. Закрепить знания присоединения элементов питания. Учить приводить в действие пропеллер на вертолете.
Конструкторы FUN@BOT story
24
Три поросёнка.
Познакомить с историей о трёх поросят. Учить собирать по инструкции братьев- поросят. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
25
Волк.
Используя различные блоки, научить детей самостоятельно собирать модель волка. Учить заранее обдумывать содержание модели.
М

А

Р

Т

26
Черепаха.
Познакомить со сказкой «Заяц и черепаха». Учить собирать модель черепахи.
27
Робот-собачка.
Познакомить с историей про жадную собачку. Используя красочные блоки, рамки, материнскую плату и двигатель учить собирать робота-собаку, которая будет двигаться.
28
Строительство домов.
Научить строить самостоятельно дома по образцу и преобразовывать по собственному воображению. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Конструкторы FUN@BOT sensing
29
Робот-поезд.
Учить сравнивать предметы по одному или нескольким признакам, понимать элементарные причинно-следственные связи. Познакомить с профессиями связанные с железной дорогой. Учить собирать из разных блоков поезд.
А

П

Р

Е

Л

Ь

30
Пожарная машина.
Познакомить с профессией пожарного. Учить строить пожарную машину. Развивать творческие способности.
31
Робот-лыжник.
Познакомить с новой моделью. Учить определять состав деталей конструктора, собирать лыжника.
Конструкторы FUN@BOT exciting
32
Робот-автомобиль для гонок.
Познакомить детей с новым видом транспорта. Развивать наблюдательность, внимание, память. Учить собирать автомобиля для гонок.
33
Робот-Дон Кихот.
Познакомить с новой моделью. Вызвать интерес к новому заданию. Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования. Учить собирать нового робота.

34
История роботов.

Конструирование по замыслу.
Закрепить знания об истории роботов, о типах роботов, закрепить полученные навыки строительства. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
М

А

Й

35
Робот-танк.
Познакомить с панелью инструментов, функциональными командами. Учить строить танк и управлять моделью.
36
Робот шестиногий жук.
Закрепить знания детей о мире насекомых. Продолжать учить составлять модель по схеме. Развивать память, внимание.
37
Фотосессия. Выставка работ.
Воспитывать самостоятельность, чувство ответственности за результат своей деятельности. Развивать коммуникативную компетентность совместной продуктивной деятельности.
Расписание образовательной деятельности
День

Группа недели

Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Старшая группа №8
16.10-17.10








Подготовительная к школе группа №6


15.50-17.00






Старшая группа №11




15.30-16.30




Подготовительная к школе группа №3






16.10-17.10


Подготовительная к школе группа №4








16.00-17.10
Планируемые результаты освоения Программы

Образовательные и обучающие конструкторы помогут поднять самовыражение и уверенность в себе. В процессе создания и игры повысятся навыки научного мышления и творческого потенциала. Дети научатся: собирать макеты по образцу, знать и понимать особенности схемы, собирать модели по выбору и замыслу; познакомятся с программным обеспечением. Дети подготовительной к школе группы будут уметь задумывать содержание постройки, будут знать название деталей, способы крепления. Научатся работать в команде, овладеют навыками конструирования. Познакомятся с панелью инструментов, функциональными командами, с составлением программ в режиме конструирования (блок процессора, приемник дистанционного управления. Закрепят свои знания по образовательным областям. Смогут проявлять творческую инициативу и самостоятельность.

Литература:
Комарова Л.Г. Строим из лего.-М.:»ЛИНКА-ПРЕСС», 2001г.
Куцакова Л.В. Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду.-М.: Издательство «Совершенство», 1999.
Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду.-М.: Издательский центр «Академия», 2002г.
Фешина Е.В. Лего – конструирование в детском саду.-М.: ТЦ Сфера, 2012г.
Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов.- Всерос. Уч.-метод. Центр образоват. Робототехники. –М.: Изд.-полиграф. центр «Маска».-2013.
Микляева Ю.В. Конструирование для малышей. Методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: УЦ «Перспектива», 2012.
Интернет рессурсы.
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей