Тема 2 класс Модульный урок по изобразительному искусству «Герб моей семьи» (2 часа) Цель темы Сформировать целостное представление о семье и побудить к осмыс- лению общечеловеческой ценности семьи через создание семейного герба Основное со- держание те- мы, термины и понятия, материалы и оборудование Диалог о семье, семейных ценностях. Выражение представлений о красоте, характере, целях, намерениях через украшение. Знакомство с историей появления гербов, с основными правилами, применяемыми при составлении гербов; отработка композиционного навыка гармо- ничного размещения фигур, подборка цвета (применение законов цветоведения) Понятия «семья», «герб», «геральдика», «украшения» Материалы и оборудование: А: мультимедийная презентация, раз- даточный материал (определение понятия «семья» – приложение № 1; история появления гербов – приложение № 2; карточки с изображени- ем гербов разных стран – приложение № 3 (либо мультимедийный вариант); алгоритм действий при разработке герба – приложение № 4) Б: фломастеры, цв. карандаши, ножницы, альбом (листы бумаги) Тип урока Урок открытия нового знания Методы и формы урока Словесные, наглядные, практические; частично-поисковый. Индиви- дуальная, групповая Межпредмет- ные связи Литература, история, музыка Планируемый результат Предметные умения УУД (универсальные учебные действия) Умеют: Воспринимать, анали- зировать информацию. Высказывать свое мне- ние о семье и семейных ценностях, украшениях, средствах художествен- 1. Личностные: Проявлять чувство гордости за свою семью. Выражать в творческой работе нравственно- этическое отношение к семье художе- ственными средствами и их выразитель- ными возможностями. Проявлять твор- ческое воображение, аккуратность при 151 ной выразительности. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результа- там своей и их творчески- художественной деятель- ности. Научатся: Объяснять смысл усво- енного понятия: «семья», «герб», «геральдика». Работать с раздаточным материалом, алгоритмом выполнения работы. Выполнять творческие работы в смешанной тех- нике (использование раз- ных художественных мате- риалов). Получат возможность научиться: Работать в парах, груп- пах. Обсуждать информацию в группе, учитывать мнение каждого, прини- мать общее решение. Применять разные фор- мы шаблонов щитов в соответствии с замыслом, выполнять их разметку. Определять гармоничное местоположение предме- тов в композиции. Использовать цвет как средство выразительно- сти. Участвовать в презента- ции выставочных работ, проявлять индивидуаль- ные творческие способно- сти. создании эскиза. Понимать, что при разработке семейного герба украшения выражают цели и намерения человека. 2. Регулятивные: Определять цель и прогнозировать результат работы. Све- рять действия при разработке герба с алгоритмом. Использовать в практиче- ски-творческой работе выразительные возможности художественных материа- лов. Применять правила композиции, основы цветоведения. 3. Познавательные:Выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания в изменённых услови- ях. Осмысливать полученную инфор- мацию, выделять главное из текста, строить логические рассуждения. 4. Коммуникативные: Учиться работать в паре, группе. Учиться слушать и слы- шать соседа, других учеников. Обсуж- дать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельно- сти. Ход урока Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся 1. Индукция Озвучивает вступление. «Здрав- ствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, своих добрых и ум- ных учеников! Но не только я Выполняют упражнение- прикосновение
152 2. Самоактуализация Индукция рада вас видеть. Посмотрите, как удивительно ласково и нежно улыбается вам солнышко! Давай- те улыбнемся ему в ответ?! А теперь улыбнитесь друг другу. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам? А чтобы этот день и урок оставались ра- достными и приятными, поже- лайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям. Прикосни- тесь ладошками к ладошкам сво- его соседа по парте и пожелайте успехов ему сегодня». Предлагает изобразить по памяти всех родственников (каких зна- ют) в виде семейного дерева схе- матично, озвучивая временные рамки. Учитель вывешивает полученные рисунки-схемы, проводит сов- местное обсуждение с обучаю- щимися. «Ребята, сегодняшний наш урок я хочу начать с загадки, отгадайте ее. Кто загадки отгадает, Тот своих родных узнает: Кто-то маму, кто-то папу, Кто сестренку или брата, А узнать вам деда с бабой – Вовсе думать-то не надо! Все родные, с кем живете, Даже дядя или тетя, Непременно вам друзья, Вместе вы – одна… (Семья!) Определите тему нашего урока, соединив отгадку с тематикой ваших рисунков». Слайд № 2 «Род и семья – это тема нашего урока. Сегодня мы должны будем выяснить: Что такое семья? Что объединяет членов семьи? Чем отличаются семьи друг от друга? Каковы корни семьи и их семей- ные ценности? Предлагаю вам создать «Герб семьи», чтобы Изображают в виде схемы генеало- гическое дерево, указывая всех родственников, каких знают. Обсуждают совместно с учителем полученные схемы генеалогиче- ского дерева. Внимательно слушают и отгады- вают загадку. Определяют совместно с учителем тему урока. Рассуждают о понятии «семья». 153 украсить им своё генеалогиче- ское древо». Задает вопрос учащимся, выслу- шивает их мнения. «Родина каждого из нас начина- ется с родного дома, с семьи. А что такое в вашем понимании семья?» 3. Социокон струкция 4. Социализ ация Социокон- струкция Социализа- ция Задание № 1 Предлагает сравнить рассужде- ния учащихся с литературными источниками. «Давайте обратим- ся к словарю. Прочитайте инди- видуально значение слова «се- мья». Сравните информацию свою и у соседа в группе». Слайд № 3 Предлагает каждой группе озву- чить формулировку понятия «се- мья» (см. Приложение № 1). На слайде появляется постепенно каждое из определений. «А для чего человеку семья?» Слайд № 4 Задание № 2 Проводит игру-упражнение «Что же может объединять членов семьи?» на соответствие понятию «семья» слов-табличек: злость, нежность, ненависть, любовь, ласка, забота. Проводит физминутку. «Проведем очень коротенькую игру. Встаньте рядом с партой на одну ногу, руки вытяните вперед. А теперь встаньте парами, лицом друг к другу. Снова встаньте на одну ногу, но в парах возьмитесь за руки. - Когда было легче удержаться на одной ноге? - Почему в паре легче, как думае- те? - Что вам помогло? (поддержка человеку нужна всегда, особенно она необходима в семье)». Вывод: семья – это люди, живущие вместе, никогда не Сравнивают собственные рассуж- дения с литературными источни- ками. Озвучивают определения. Отвечают на вопрос учителя. Участвуют в игре-упражнении, объясняя свой отбор. Каждая груп- па отбирает необходимые слова, проговаривает вслух свой отбор всем остальным группам, затем все группы сравнивают свою инфор- мацию со слайдом № 4. Осуществляют совместно с учите- лем физминутку. Отвечают на вопросы.
154 забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья». Зачитывает стихотворение «Как появилось слово «семья»: Когда-то о ней не слыхала Зем- ля… Но Еве сказал перед свадьбой Адам: Сейчас я тебе семь вопросов за- дам; «Кто деток родит мне, богиня моя?» И Ева тихонько ответила «я», «Кто их воспитает, царица моя?» И Ева кротко ответила «я» «Кто пищу сготовит, о, радость моя?» И Ева все также ответила «я» «Кто платье сошьет? Постирает белье? Меня приласкает? Украсит жилье? Ответь на вопросы, подруга моя!» «я, я» – …тихо молвила Ева – «я, я…» Сказала она знаменитых семь «я» Вот так на земле появилась се- мья. Внимательно слушают стихотворе- ние. Разрыв Социокон- струкция Социализа- ция «Чем отличаются семьи друг от друга? (каждая семья имеет свой род, родословную)». Слайд № 5 «Издавна одной из традиций рус- ского народа было знание своих предков, своей родословной. Возникали разные символы рода, например, гербы». Задание № 3 Слайд № 6 Раздает информационный мате- риал (определения понятия «герб», история появления гер- бов). У каждой группы разный Высказывают свои предположения. Индивидуально изучают предло- женный материал, межгрупповое обсуждение.
155 Социокон-струкция Социализа-ция материал для прочтения. Предла- гает ознакомиться с информаци- ей индивидуально, затем обсу- дить ее между группами (см. Приложение № 2). Задание № 4 Слайд № 7 Предлагает выполнить следую- щее задание. «Из предложенных пронумерованных изображений найдите символ нашего государ- ства ( см. Приложение № 3). Озвучьте свои ответы другим группам. Проверим ответы групп». Слайды № 8-16 Осуществляет показ презентации о правилах составления гербов. Обращает внимание на украше- ния, через которые можно пере- дать представления о красоте, характере, целях, намерениях человека. Слайды № 17-19 Предлагает «прочитать» на слай- дах предложенные изображения гербов, охарактеризовать наме- рения, цели, характер человека. Задание № 5 Слайд № 20 «Разработайте герб, который бы рассказал о вашей семье, ее целях и намерениях. Используйте све- дения, полученные на уроке ( учитель устанавливает времен-ные рамки выполнения работы). В разработке герба можно дей- ствовать по алгоритму ( см. При-ложение № 4). После окончания работы продемонстрируйте, пре- зентуйте свой результат, исполь- зуя стихи, песни о семье. Желаю творческих успехов!» Осуществляют работу в группах, между группами. Просматривают презентацию о правилах составления гербов. Внимательно изучают гербы на слайдах, отмечая цвет, символы, определяют намерения, цели, ха- рактер человека. Выполняют творческую работу в группах по созданию семейного герба, работая в смешанной техни- ке Демонстрируют свои творческие работы остальным участникам мастерской с сопровождением сти- хов, песен. 5. Рефлексия «Как вы считаете, насколько важно было то, о чём мы сегодня говорили? Насколько это важно для вас? Высказывают свое мнение. 156 Оцените работы одноклассни- ков» Слайд № 21 «Соотнесите своё внутреннее психологическое состояние и настроение после творческой работы с предложенными вари- антами. Поднимите руку те, кто соотносит свои ощущения с ва- риантом – А, Б, В, Г на слайде». «Продолжите фразу «На уроке мне было…» Поблагодарить всех присутству- ющих за плодотворную работу. Домашнее задание: 1 уровень. Составить генеалоги- ческое древо своей семьи 2 уровень. Нарисовать свою се- мью и составить рассказ об од- ном из членов семьи 3 уровень. Подобрать пословицы о семье Отвечают на шуточный тест. Высказывают свои ощущения. 6. Разрыв Разрыв осуществляется между имеющимися и полученными знаниями: - при сравнении своих собствен- ных рассуждений о понятии «се- мья» с литературными источни- ками; - при переходе от понятия «се- мья» к понятиям «гербы», укра- шения, выражающим цели, наме- рения, характер человека. - при просмотре выставки твор- ческих работ одноклассников. Осознают, насколько интересны данные техники, каким образом их можно совмещать при выполнении творческой работы. Литература 1. Коротеева Е.И. Изобразительное искусство «Искусство и ты». Учебник для 2 клас- са. – М.: Просвещение, 2012. – 144 с. 2. Неменский Б.М., Неменская Л.А., Горяева Н.А., Питерских А.С. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Пособие для учителей общеобразовательных учрежде- ний. – М.: Просвещение, 2011. – 129 с. 3. Проснякова Т.Н. Технология «Творческая мастерская». Учебник для 4 класса. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2006. – 128 с.
157 ПРИЛОЖЕНИЯ Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8
158 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 Слайд 15 Слайд 16
159 Слайд 17 Слайд 18 Слайд 19 Слайд 20 Слайд 21 Приложение № 1 Семья – это группа живущих вместе близких родственников (Словарь Ожегова С.И.) Семья – объединение людей, сплочённых общими интересами (Словарь Ожего- ва С.И.) Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних род- ственников, живущих вместе (Ушаков Д.Н.)
160 Приложение № 2 Герб – эмблема, отличительный знак государства, города. Отображается на фла- гах, монетах, печатях, государственных бумагах. В старину герб (нем. – «наследство») – это символ рода или отдельного лица, отражающий исторические традиции владельца. У разных народов с незапамятных времён существовали отличительные знаки- символы, различные изображения животных, охраняющие род от всяческих напастей. Гербы распространились в эпоху рыцарских походов, они помогали воинам от- личать соратников от врагов, позже превратились в наследственные, родовые. За соблюдением правила составления гербов следят герольды. А специальная наука, изучающая гербы, называется геральдикой. Приложение № 3 Приложение № 4 Алгоритм действий при разработке герба 1. Выбрать форму щита. 2. Разделить поле щита на части (можно по количеству членов семьи). 3. Выбрать для каждого члена семьи изображение – символ, дающий о нем кон- кретное представление. 4. Подумать и выбрать подходящий цвет для каждого члена семьи, используя цветовую символику. 5. Разработать девиз своей семьи (использовать пословицы или перефразировать поговорки). 6. Составить выразительную композицию, учитывая принцип симметрии, законы сочетания цветов ( контрастные цвета взаимно подчеркивают и выделяют друг дру-га), варианты украшений. 7. Все изображения, надписи на гербе должны быть четкими, лаконичными, лег- ко видны издалека. Ограничить герб рамкой или наклеить на цветной лист картона. 2 3 4 5 1 161 ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ ДЕТЕЙ
162 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОПИЛКА УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ 1. Педагогическая копилка учителя-филолога Г.Л. Обидина МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ «М. ГОРЬКИЙ «ЛЕГЕНДА О ДАНКО» («СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ»). ПОДВИГ ВО ИМЯ ЛЮДЕЙ» 1. О рассказе «Старуха Изергиль». Слово учителя Сегодня мы познакомимся с отрывком из рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль». Этот рассказ был напечатан всего через 3 года после первой публикации писателя, однако к выходу в свет в 1895 году в «Самарской газете» рассказа «Стару- ха Изергиль» Горький уже был известным и ярким писателем. Тема этого рассказа – смысл человеческой жизни, человеческое счастье. В рассказе «Старуха Изергиль» старая цыганка рассказывает молодому человеку 3 истории: легенду о Данко, о Ларре и историю из своей молодости. С первой из них мы с вами сегодня и работаем. 2. Библейские мотивы в рассказе (проверка выполнения индивидуального задания) - Рассказ учеником библейской легенды о том, как Моисей выводил израильский народ из Египта (индивидуальное задание, данное на предыдущем уроке): «Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, их там очень обижали, но все равно им грустно было расставаться с насиженными местами. Составились длинные обозы, и евреи тронулись в путь. Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя погоню египетских войск. Взгля- нули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но Господь спас евреев от гибели. Он велел ударить Моисею палкой по морю. И вдруг воды рас- ступились и стали стенами, а посередине сделалось сухо. Евреи устремились по су- хому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась. Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Он велел, например, Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная свежая вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За не- послушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пу- стыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжа- лился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время их вождь Моисей умер». 3. Анализ отрывка (беседа с элементами цитирования) - В чем сходство сюжетов двух легенд? (Главные герои обеих легенд выводят людей из опасных для жизни мест; пути их трудны, а люди теряют веру в них и в свое спасение). 163 - А есть ли различия? (Моисей во всем опирается на помощь Бога, ибо исполняет волю Его. Данко же сам вызывается спасти свой народ, никто ему не помогает, мо- жет надеяться только на себя). - С какой целью М. Горький меняет сюжет библейской легенды? (Автор показыва- ет, что только вера в себя, сила духа помогает добиться чего-либо в жизни, победить). - Данко обладает и силой духа, и верой в себя, поэтому он вызывается спасти свой народ. Как характеризует автор этот народ? («Были это веселые, сильные и смелые люди»). - Как же получилось, что эти «веселые, сильные и смелые люди… задумались и впали в тоску,… страх родился среди них… и трусливые слова стали слышны в ле- су»? Прочитайте историю этого народа (1-й абзац). - Обратите внимание на описание природы. Прочитайте его и сделайте вывод: какое влияние оказывает природа на людей, что они чувствуют («…Там стояли ве- ликаны-деревья, плотно обняв друг друга могучими ветвями, опустив узловатые корни глубоко в цепкий ил болота. Эти каменные деревья стояли молча и неподвиж- но днем в сером сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам… И всегда вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно точно собиралось раздавить их… Ветер бил по вершинам деревьев, и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям… Тени от костров прыгали вокруг них в безмолвной пляске, и всем казалось, что это не тени пляшут, а торжествуют злые духи леса и болота». Людям кажется, что природа враждебна им, хочет их гибели). - Какой художественный прием использует автор в описании природы? Зачем? (Олицетворение; он очеловечивает природу, заставляет лес, ветер, болотные тени думать и действовать по-человечески. Так мы зримее представляем себе условия жизни этого народа и лучше понимаем их чувства, ведь на самом деле природа не хочет им зла, она не умеет этого, просто отчаявшиеся, измученные люди видят ее такой). - Назовите эпитеты, с помощью которых автор нагнетает впечатление ужаса («узловатые корни, цепкий ил болота, каменные деревья, серый сумрак, кольцо крепкой тьмы, похоронная песня, безмолвная пляска, злые духи»). - Действительно, можно впасть в отчаяние, живя в таком месте! «И ослабели люди от дум… Страх родился среди них…» Был ли выбор у этих людей? Из чего они выбирают? (Выбор у них есть: или «биться насмерть с теми, что однажды победили их», или «идти к врагу и принести ему в дар волю свою». И выбор практически сде- лан: «…никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни»). - И никто из этих людей не думает о том, что есть и еще один выход – тот, кото- рый предложил Данко. Прочитайте его слова («Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тос- ку? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец – все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!..»). - Что он дает людям своими словами? Что зажигает в сердцах их? (Данко дает своему народу надежду, и она оживляет людей, прогоняет отчаяние из их сердец, ведь они все-таки были «веселыми, сильными и смелыми людьми»). - Почему же эти люди выбрали вожаком именно Данко? Как долго они размыш- ляли над этим выбором? (Это был порыв, мгновенное решение, ведь именно Данко пришла в голову спасительная мысль, а значит, он лучше их всех справится с труд- ностями: «Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах 164 его светилось много силы и живого огня»). - И вот «дружно все пошли за ним – верили в него». Но так ли уж дружно, так ли уж верили? Прочитайте, как описана природа в начале их пути, и подумайте, какие чувства на самом деле испытывали эти люди («Темно было, и на каждом шагу боло- то разевало свою жадную гнилую пасть, … и деревья заступали дорогу могучей сте- ной. Переплелись их ветки между собой, как змеи, протянулись всюду корни». Люди идут за Данко, и надежда теплится в их сердцах, но не до конца верят они своему вождю, не совсем ушло отчаяние. И чем труднее и дольше путь, тем слабее и слабее надежда). - «И вот стали роптать на Данко». Как? На Данко? Почему? (Порыв прошел. Люди устали, выбились из сил и вдруг поняли, что Данко «молодой и неопытный». Они забыли, что сами сказали ему: «Веди ты нас!»). - Какой художественный прием использует автор, сопоставляя отчаявшихся, по- терявших надежду, обессиленных людей и Данко, который «шел впереди них и был бодр и ясен»? (Здесь автор использует прием антитезы, чтобы показать контраст между людьми и их вождем). - А ведь действительно, он-то не потерял надежды! Его вид – укор идущим за ним, в нем чудилась им насмешка над их усталостью и безверием. - Прочитайте эпизод распри. - Опять природа показывает нам чувства людей. Найдите эпитеты, сопровожда- ющие описание деревьев, молнии, тьмы, шума леса («Грозный шум молний, серди- тые песни деревьев, холодный огонь молний, корявые длинные руки деревьев, что-то страшное, темное и холодное смотрело из тьмы, торжествующий шум леса». Люди очень напуганы. У них не осталось сил, их не поддерживает больше надежда). - Почему они «в злобе и гневе обрушились на Данко»? Прочитайте, как об этом говорит автор («Это был трудный путь, и люди, утомленные им, падали духом. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Дан- ко… И стали они упрекать его в неумении управлять ими»). - Получается, что люди решили отомстить Данко за то, что путь труден, за то, что они обессилели, за то, что ушла от них надежда! - А что же Данко? Какие чувства испытывает он, выслушивая несправедливые упреки и понимая, что люди, которых он хочет спасти, решили убить его? («В его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их»). - А ведь в ослеплении «злобой и гневом» люди потеряли способность рассуж- дать. Что стали бы они делать в лесу, убив Данко? Кто взялся бы вывести их оттуда? (Они погибли бы в лесных дебрях, не раз пожалев о казни своего проводника). - И только Данко понимает это. Он любит людей, поэтому жертвует собой ради этих несчастных, отчаявшихся, потерявших человеческий облик: «они как звери». - Что сделал Данко для людей? - Чтение отрывка учителем. - «И вот вдруг лес расступился перед ним…». Прочитайте, что увидели люди пе- ред собой. Какие чувства завладели ими? («Люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем… Тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река». Люди счастливы. Они забыли невзгоды и трудности пути, даже смертельная усталость исчезла). 165 - А Данко умирает. Что чувствует он в последние минуты жизни? («Кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и – умер». Данко счастлив. Он увидел, что выполнил свой долг, что его жертва не напрасна. Он умирает, но люди, которых он так любил, будут жить на свободной земле). - Как же отреагировали люди на смерть героя? Прочитайте этот эпизод. («Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце»). - Почему же люди «не заметили смерти его»? (Люди слишком счастливы, сердца слишком полны надежды, чтобы разделять чью-то боль. Они не герои, просто люди. Конечно, когда новизна ощущений пройдет и радость чуть поутихнет, они вспомнят о Данко и пожалеют его. А пока им просто не до него). - Однако не все забыли о Данко. «Один осторожный человек заметил пылающее на земле сердце Данко и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой». Чего же испугался этот человек? Как же можно ногой на гордое сердце? (Так же в лесу, же- лая убить Данко, люди наступали ногами на его сердце, полное любви к ним. Зачем им теперь это? Может быть, из зависти? Может, отомстить-таки хочется, а может, и с мыслью о будущем: Данко – герой, а герои не нужны теперь его народу, они только мешать будут спокойно жить, стоя укором в глазах людей). перейти в каталог файлов | Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |