Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Сборник методических разработок


НазваниеСборник методических разработок
АнкорСборник методических разработок «Педагогическая копилка-2014», Тюкинеева О.В., 2014.pdf
Дата14.01.2017
Размер6.39 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSbornik_metodicheskikh_razrabotok_Pedagogicheskaya_kopilka-2014_
оригинальный pdf просмотр
ТипКонспект
#6419
страница14 из 23
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   23
Тема
2 класс Модульный урок по изобразительному искусству
«Герб моей семьи» (2 часа)
Цель темы
Сформировать целостное представление о семье и побудить к осмыс- лению общечеловеческой ценности семьи через создание семейного герба
Основное со-
держание те-
мы, термины
и понятия,
материалы и
оборудование
Диалог о семье, семейных ценностях. Выражение представлений о красоте, характере, целях, намерениях через украшение. Знакомство с историей появления гербов, с основными правилами, применяемыми при составлении гербов; отработка композиционного навыка гармо- ничного размещения фигур, подборка цвета (применение законов цветоведения)
Понятия «семья», «герб», «геральдика», «украшения»
Материалы и оборудование: А: мультимедийная презентация, раз- даточный материал (определение понятия «семья» – приложение № 1; история появления гербов – приложение № 2; карточки с изображени- ем гербов разных стран – приложение № 3 (либо мультимедийный
вариант); алгоритм действий при разработке герба – приложение
№ 4)
Б: фломастеры, цв. карандаши, ножницы, альбом (листы бумаги)
Тип урока
Урок открытия нового знания
Методы и
формы урока
Словесные, наглядные, практические; частично-поисковый. Индиви- дуальная, групповая
Межпредмет-
ные связи
Литература, история, музыка
Планируемый
результат
Предметные умения
УУД (универсальные учебные действия)
Умеют:
Воспринимать,
анали-
зировать информацию.
Высказывать свое мне- ние о семье и семейных ценностях, украшениях, средствах художествен-
1. Личностные:
Проявлять чувство гордости за свою семью. Выражать в творческой работе нравственно- этическое отношение к семье художе- ственными средствами и их выразитель- ными возможностями. Проявлять твор- ческое воображение, аккуратность при

151 ной выразительности.
Обсуждать творческие работы одноклассников и
давать оценку результа- там своей и их творчески- художественной деятель- ности.
Научатся:
Объяснять смысл усво- енного понятия: «семья»,
«герб», «геральдика».
Работать с раздаточным материалом, алгоритмом выполнения работы.
Выполнять творческие работы в смешанной тех- нике (использование раз- ных художественных мате- риалов).
Получат
возможность
научиться:
Работать в парах, груп-
пах.
Обсуждать информацию в группе,
учитывать мнение каждого, прини-
мать общее решение.
Применять разные фор- мы шаблонов щитов в соответствии с замыслом,
выполнять их разметку.
Определять гармоничное местоположение предме- тов в композиции.
Использовать цвет как средство выразительно- сти.
Участвовать в презента- ции выставочных работ,
проявлять индивидуаль- ные творческие способно- сти. создании эскиза. Понимать, что при разработке семейного герба украшения выражают цели и намерения человека.
2. Регулятивные: Определять цель и
прогнозировать результат работы. Све-
рять действия при разработке герба с алгоритмом. Использовать в практиче- ски-творческой работе выразительные возможности художественных материа- лов. Применять правила композиции, основы цветоведения.
3. Познавательные:Выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания в изменённых услови- ях. Осмысливать полученную инфор- мацию, выделять главное из текста, строить логические рассуждения.
4. Коммуникативные: Учиться работать в паре, группе. Учиться слушать и слы- шать соседа, других учеников. Обсуж-
дать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельно- сти.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Индукция
Озвучивает вступление. «Здрав- ствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, своих добрых и ум- ных учеников! Но не только я
Выполняют упражнение- прикосновение

152
2. Самоакту
ализация
Индукция
рада вас видеть. Посмотрите, как удивительно ласково и нежно улыбается вам солнышко! Давай- те улыбнемся ему в ответ?! А теперь улыбнитесь друг другу.
Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам? А чтобы этот день и урок оставались ра- достными и приятными, поже- лайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям. Прикосни- тесь ладошками к ладошкам сво- его соседа по парте и пожелайте успехов ему сегодня».
Предлагает изобразить по памяти всех родственников (каких зна- ют) в виде семейного дерева схе- матично, озвучивая временные рамки.
Учитель вывешивает полученные рисунки-схемы, проводит сов- местное обсуждение с обучаю- щимися.
«Ребята, сегодняшний наш урок я хочу начать с загадки, отгадайте ее.
Кто загадки отгадает,
Тот своих родных узнает:
Кто-то маму, кто-то папу,
Кто сестренку или брата,
А узнать вам деда с бабой –
Вовсе думать-то не надо!
Все родные, с кем живете,
Даже дядя или тетя,
Непременно вам друзья,
Вместе вы – одна… (Семья!)
Определите тему нашего урока, соединив отгадку с тематикой ваших рисунков».
Слайд № 2
«Род и семья – это тема нашего урока. Сегодня мы должны будем выяснить: Что такое семья? Что объединяет членов семьи? Чем отличаются семьи друг от друга?
Каковы корни семьи и их семей- ные ценности? Предлагаю вам создать «Герб семьи», чтобы
Изображают в виде схемы генеало- гическое дерево, указывая всех родственников, каких знают.
Обсуждают совместно с учителем полученные схемы генеалогиче- ского дерева.
Внимательно слушают и отгады- вают загадку.
Определяют совместно с учителем тему урока.
Рассуждают о понятии «семья».

153 украсить им своё генеалогиче- ское древо».
Задает вопрос учащимся, выслу- шивает их мнения.
«Родина каждого из нас начина- ется с родного дома, с семьи. А что такое в вашем понимании семья?»
3. Социокон
струкция
4. Социализ
ация
Социокон-
струкция
Социализа-
ция
Задание № 1
Предлагает сравнить рассужде- ния учащихся с литературными источниками. «Давайте обратим- ся к словарю. Прочитайте инди- видуально значение слова «се- мья». Сравните информацию свою и у соседа в группе».
Слайд № 3
Предлагает каждой группе озву- чить формулировку понятия «се- мья» (см. Приложение № 1). На слайде появляется постепенно каждое из определений.
«А для чего человеку семья?»
Слайд № 4
Задание № 2
Проводит игру-упражнение «Что же может объединять членов семьи?» на соответствие понятию
«семья» слов-табличек: злость, нежность, ненависть, любовь, ласка, забота.
Проводит физминутку.
«Проведем очень коротенькую игру. Встаньте рядом с партой на одну ногу, руки вытяните вперед.
А теперь встаньте парами, лицом друг к другу. Снова встаньте на одну ногу, но в парах возьмитесь за руки.
- Когда было легче удержаться на одной ноге?
- Почему в паре легче, как думае- те?
- Что вам помогло? (поддержка
человеку нужна всегда, особенно
она необходима в семье)».
Вывод: семья – это люди, живущие вместе, никогда не
Сравнивают собственные рассуж- дения с литературными источни- ками.
Озвучивают определения.
Отвечают на вопрос учителя.
Участвуют в игре-упражнении, объясняя свой отбор. Каждая груп- па отбирает необходимые слова, проговаривает вслух свой отбор всем остальным группам, затем все группы сравнивают свою инфор- мацию со слайдом № 4.
Осуществляют совместно с учите- лем физминутку.
Отвечают на вопросы.

154 забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья».
Зачитывает стихотворение «Как появилось слово «семья»:
Когда-то о ней не слыхала Зем- ля…
Но Еве сказал перед свадьбой
Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов за- дам;
«Кто деток родит мне, богиня моя?»
И Ева тихонько ответила «я»,
«Кто их воспитает, царица моя?»
И Ева кротко ответила «я»
«Кто пищу сготовит, о, радость моя?»
И Ева все также ответила «я»
«Кто платье сошьет?
Постирает белье?
Меня приласкает?
Украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!»
«я, я» – …тихо молвила Ева – «я, я…»
Сказала она знаменитых семь «я»
Вот так на земле появилась се- мья.
Внимательно слушают стихотворе- ние.
Разрыв
Социокон-
струкция
Социализа-
ция
«Чем отличаются семьи друг от друга? (каждая семья имеет
свой род, родословную)».
Слайд № 5
«Издавна одной из традиций рус- ского народа было знание своих предков, своей родословной.
Возникали разные символы рода, например, гербы».
Задание № 3
Слайд № 6
Раздает информационный мате- риал
(определения
понятия
«герб», история появления гер-
бов). У каждой группы разный
Высказывают свои предположения.
Индивидуально изучают предло- женный материал, межгрупповое обсуждение.

155
Социокон-
струкция
Социализа-
ция
материал для прочтения. Предла- гает ознакомиться с информаци- ей индивидуально, затем обсу- дить ее между группами (см.
Приложение № 2).
Задание № 4
Слайд № 7
Предлагает выполнить следую- щее задание. «Из предложенных пронумерованных изображений найдите символ нашего государ- ства (см. Приложение № 3).
Озвучьте свои ответы другим группам.
Проверим ответы групп».
Слайды № 8-16
Осуществляет показ презентации о правилах составления гербов.
Обращает внимание на украше- ния, через которые можно пере- дать представления о красоте, характере, целях, намерениях человека.
Слайды № 17-19
Предлагает «прочитать» на слай- дах предложенные изображения гербов, охарактеризовать наме- рения, цели, характер человека.
Задание № 5
Слайд № 20
«Разработайте герб, который бы рассказал о вашей семье, ее целях и намерениях. Используйте све- дения, полученные на уроке
(учитель устанавливает времен-
ные рамки выполнения работы).
В разработке герба можно дей- ствовать по алгоритму (см. При-
ложение № 4). После окончания работы продемонстрируйте, пре- зентуйте свой результат, исполь- зуя стихи, песни о семье. Желаю творческих успехов!»
Осуществляют работу в группах, между группами.
Просматривают презентацию о правилах составления гербов.
Внимательно изучают гербы на слайдах, отмечая цвет, символы, определяют намерения, цели, ха- рактер человека.
Выполняют творческую работу в группах по созданию семейного герба, работая в смешанной техни- ке
Демонстрируют свои творческие работы остальным участникам мастерской с сопровождением сти- хов, песен.
5. Рефлексия
«Как вы считаете, насколько важно было то, о чём мы сегодня говорили? Насколько это важно для вас?
Высказывают свое мнение.

156
Оцените работы одноклассни- ков»
Слайд № 21
«Соотнесите своё внутреннее психологическое состояние и настроение после творческой работы с предложенными вари- антами. Поднимите руку те, кто соотносит свои ощущения с ва- риантом – А, Б, В, Г на слайде».
«Продолжите фразу «На уроке мне было…»
Поблагодарить всех присутству- ющих за плодотворную работу.
Домашнее задание:
1 уровень. Составить генеалоги- ческое древо своей семьи
2 уровень. Нарисовать свою се- мью и составить рассказ об од- ном из членов семьи
3 уровень. Подобрать пословицы о семье
Отвечают на шуточный тест.
Высказывают свои ощущения.
6. Разрыв
Разрыв осуществляется между имеющимися и полученными знаниями:
- при сравнении своих собствен- ных рассуждений о понятии «се- мья» с литературными источни- ками;
- при переходе от понятия «се- мья» к понятиям «гербы», укра- шения, выражающим цели, наме- рения, характер человека.
- при просмотре выставки твор- ческих работ одноклассников.
Осознают, насколько интересны данные техники, каким образом их можно совмещать при выполнении творческой работы.
Литература
1. Коротеева Е.И. Изобразительное искусство «Искусство и ты». Учебник для 2 клас- са. – М.: Просвещение, 2012. – 144 с.
2. Неменский Б.М., Неменская Л.А., Горяева Н.А., Питерских А.С. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Пособие для учителей общеобразовательных учрежде- ний. – М.: Просвещение, 2011. – 129 с.
3. Проснякова Т.Н. Технология «Творческая мастерская». Учебник для 4 класса. –
Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2006. – 128 с.

157
ПРИЛОЖЕНИЯ
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8

158
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16

159
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
Приложение № 1
Семья – это группа живущих вместе близких родственников (Словарь Ожегова
С.И.)
Семья – объединение людей, сплочённых общими интересами (Словарь Ожего- ва С.И.)
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних род- ственников, живущих вместе (Ушаков Д.Н.)

160
Приложение № 2
Герб – эмблема, отличительный знак государства, города. Отображается на фла- гах, монетах, печатях, государственных бумагах.
В старину герб (нем. – «наследство») – это символ рода или отдельного лица, отражающий исторические традиции владельца.
У разных народов с незапамятных времён существовали отличительные знаки- символы, различные изображения животных, охраняющие род от всяческих напастей.
Гербы распространились в эпоху рыцарских походов, они помогали воинам от- личать соратников от врагов, позже превратились в наследственные, родовые.
За соблюдением правила составления гербов следят герольды. А специальная наука, изучающая гербы, называется геральдикой.
Приложение № 3
Приложение № 4
Алгоритм действий при разработке герба
1. Выбрать форму щита.
2. Разделить поле щита на части (можно по количеству членов семьи).
3. Выбрать для каждого члена семьи изображение – символ, дающий о нем кон- кретное представление.
4. Подумать и выбрать подходящий цвет для каждого члена семьи, используя цветовую символику.
5. Разработать девиз своей семьи (использовать пословицы или перефразировать поговорки).
6. Составить выразительную композицию, учитывая принцип симметрии, законы сочетания цветов (контрастные цвета взаимно подчеркивают и выделяют друг дру-
га), варианты украшений.
7. Все изображения, надписи на гербе должны быть четкими, лаконичными, лег- ко видны издалека. Ограничить герб рамкой или наклеить на цветной лист картона.
2 3
4 5
1

161
ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ ДЕТЕЙ

162
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОПИЛКА УЧИТЕЛЯ
СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
1. Педагогическая копилка учителя-филолога
Г.Л. Обидина
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ
«М. ГОРЬКИЙ «ЛЕГЕНДА О ДАНКО» («СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ»).
ПОДВИГ ВО ИМЯ ЛЮДЕЙ»
1. О рассказе «Старуха Изергиль». Слово учителя
Сегодня мы познакомимся с отрывком из рассказа Максима Горького «Старуха
Изергиль». Этот рассказ был напечатан всего через 3 года после первой публикации писателя, однако к выходу в свет в 1895 году в «Самарской газете» рассказа «Стару- ха Изергиль» Горький уже был известным и ярким писателем. Тема этого рассказа – смысл человеческой жизни, человеческое счастье.
В рассказе «Старуха Изергиль» старая цыганка рассказывает молодому человеку
3 истории: легенду о Данко, о Ларре и историю из своей молодости. С первой из них мы с вами сегодня и работаем.
2. Библейские мотивы в рассказе (проверка выполнения индивидуального
задания)
- Рассказ учеником библейской легенды о том, как Моисей выводил израильский народ из Египта (индивидуальное задание, данное на предыдущем уроке):
«Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, их там очень обижали, но все равно им грустно было расставаться с насиженными местами.
Составились длинные обозы, и евреи тронулись в путь.
Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя погоню египетских войск. Взгля- нули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но Господь спас евреев от гибели. Он велел ударить Моисею палкой по морю. И вдруг воды рас- ступились и стали стенами, а посередине сделалось сухо. Евреи устремились по су- хому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.
Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Он велел, например, Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная свежая вода.
Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За не- послушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пу- стыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжа- лился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время их вождь Моисей умер».
3. Анализ отрывка (беседа с элементами цитирования)
- В чем сходство сюжетов двух легенд? (Главные герои обеих легенд выводят людей из опасных для жизни мест; пути их трудны, а люди теряют веру в них и в свое спасение).

163
- А есть ли различия? (Моисей во всем опирается на помощь Бога, ибо исполняет волю Его. Данко же сам вызывается спасти свой народ, никто ему не помогает, мо- жет надеяться только на себя).
- С какой целью М. Горький меняет сюжет библейской легенды? (Автор показыва- ет, что только вера в себя, сила духа помогает добиться чего-либо в жизни, победить).
- Данко обладает и силой духа, и верой в себя, поэтому он вызывается спасти свой народ. Как характеризует автор этот народ? («Были это веселые, сильные и смелые люди»).
- Как же получилось, что эти «веселые, сильные и смелые люди… задумались и впали в тоску,… страх родился среди них… и трусливые слова стали слышны в ле- су»? Прочитайте историю этого народа (1-й абзац).
- Обратите внимание на описание природы. Прочитайте его и сделайте вывод: какое влияние оказывает природа на людей, что они чувствуют («…Там стояли ве- ликаны-деревья, плотно обняв друг друга могучими ветвями, опустив узловатые корни глубоко в цепкий ил болота. Эти каменные деревья стояли молча и неподвиж- но днем в сером сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам… И всегда вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно точно собиралось раздавить их… Ветер бил по вершинам деревьев, и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям… Тени от костров прыгали вокруг них в безмолвной пляске, и всем казалось, что это не тени пляшут, а торжествуют злые духи леса и болота». Людям кажется, что природа враждебна им, хочет их гибели).
- Какой художественный прием использует автор в описании природы? Зачем?
(Олицетворение; он очеловечивает природу, заставляет лес, ветер, болотные тени думать и действовать по-человечески. Так мы зримее представляем себе условия жизни этого народа и лучше понимаем их чувства, ведь на самом деле природа не хочет им зла, она не умеет этого, просто отчаявшиеся, измученные люди видят ее такой).
- Назовите эпитеты, с помощью которых автор нагнетает впечатление ужаса
(«узловатые корни, цепкий ил болота, каменные деревья, серый сумрак, кольцо крепкой тьмы, похоронная песня, безмолвная пляска, злые духи»).
- Действительно, можно впасть в отчаяние, живя в таком месте! «И ослабели люди от дум… Страх родился среди них…» Был ли выбор у этих людей? Из чего они выбирают? (Выбор у них есть: или «биться насмерть с теми, что однажды победили их», или «идти к врагу и принести ему в дар волю свою». И выбор практически сде- лан: «…никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни»).
- И никто из этих людей не думает о том, что есть и еще один выход – тот, кото- рый предложил Данко. Прочитайте его слова («Не своротить камня с пути думою.
Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тос- ку? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец – все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!..»).
- Что он дает людям своими словами? Что зажигает в сердцах их? (Данко дает своему народу надежду, и она оживляет людей, прогоняет отчаяние из их сердец, ведь они все-таки были «веселыми, сильными и смелыми людьми»).
- Почему же эти люди выбрали вожаком именно Данко? Как долго они размыш- ляли над этим выбором? (Это был порыв, мгновенное решение, ведь именно Данко пришла в голову спасительная мысль, а значит, он лучше их всех справится с труд- ностями: «Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах

164 его светилось много силы и живого огня»).
- И вот «дружно все пошли за ним – верили в него». Но так ли уж дружно, так ли уж верили? Прочитайте, как описана природа в начале их пути, и подумайте, какие чувства на самом деле испытывали эти люди («Темно было, и на каждом шагу боло- то разевало свою жадную гнилую пасть, … и деревья заступали дорогу могучей сте- ной. Переплелись их ветки между собой, как змеи, протянулись всюду корни». Люди идут за Данко, и надежда теплится в их сердцах, но не до конца верят они своему вождю, не совсем ушло отчаяние. И чем труднее и дольше путь, тем слабее и слабее надежда).
- «И вот стали роптать на Данко». Как? На Данко? Почему? (Порыв прошел.
Люди устали, выбились из сил и вдруг поняли, что Данко «молодой и неопытный».
Они забыли, что сами сказали ему: «Веди ты нас!»).
- Какой художественный прием использует автор, сопоставляя отчаявшихся, по- терявших надежду, обессиленных людей и Данко, который «шел впереди них и был бодр и ясен»? (Здесь автор использует прием антитезы, чтобы показать контраст между людьми и их вождем).
- А ведь действительно, он-то не потерял надежды! Его вид – укор идущим за ним, в нем чудилась им насмешка над их усталостью и безверием.
- Прочитайте эпизод распри.
- Опять природа показывает нам чувства людей. Найдите эпитеты, сопровожда- ющие описание деревьев, молнии, тьмы, шума леса («Грозный шум молний, серди- тые песни деревьев, холодный огонь молний, корявые длинные руки деревьев, что-то страшное, темное и холодное смотрело из тьмы, торжествующий шум леса». Люди очень напуганы. У них не осталось сил, их не поддерживает больше надежда).
- Почему они «в злобе и гневе обрушились на Данко»? Прочитайте, как об этом говорит автор («Это был трудный путь, и люди, утомленные им, падали духом. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Дан- ко… И стали они упрекать его в неумении управлять ими»).
- Получается, что люди решили отомстить Данко за то, что путь труден, за то, что они обессилели, за то, что ушла от них надежда!
- А что же Данко? Какие чувства испытывает он, выслушивая несправедливые упреки и понимая, что люди, которых он хочет спасти, решили убить его? («В его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их»).
- А ведь в ослеплении «злобой и гневом» люди потеряли способность рассуж- дать. Что стали бы они делать в лесу, убив Данко? Кто взялся бы вывести их оттуда?
(Они погибли бы в лесных дебрях, не раз пожалев о казни своего проводника).
- И только Данко понимает это. Он любит людей, поэтому жертвует собой ради этих несчастных, отчаявшихся, потерявших человеческий облик: «они как звери».
- Что сделал Данко для людей?
- Чтение отрывка учителем.
- «И вот вдруг лес расступился перед ним…». Прочитайте, что увидели люди пе- ред собой. Какие чувства завладели ими? («Люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем… Тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река». Люди счастливы. Они забыли невзгоды и трудности пути, даже смертельная усталость исчезла).

165
- А Данко умирает. Что чувствует он в последние минуты жизни? («Кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и – умер».
Данко счастлив. Он увидел, что выполнил свой долг, что его жертва не напрасна. Он умирает, но люди, которых он так любил, будут жить на свободной земле).
- Как же отреагировали люди на смерть героя? Прочитайте этот эпизод. («Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце»).
- Почему же люди «не заметили смерти его»? (Люди слишком счастливы, сердца слишком полны надежды, чтобы разделять чью-то боль. Они не герои, просто люди.
Конечно, когда новизна ощущений пройдет и радость чуть поутихнет, они вспомнят о Данко и пожалеют его. А пока им просто не до него).
- Однако не все забыли о Данко. «Один осторожный человек заметил

пылающее на земле сердце Данко

и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой». Чего же испугался этот человек? Как же можно ногой на гордое сердце? (Так же в лесу, же- лая убить Данко, люди наступали ногами на его сердце, полное любви к ним. Зачем им теперь это? Может быть, из зависти? Может, отомстить-таки хочется, а может, и с мыслью о будущем: Данко – герой, а герои не нужны теперь его народу, они только мешать будут спокойно жить, стоя укором в глазах людей).
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   23

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей