Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Сборник методических разработок


НазваниеСборник методических разработок
АнкорСборник методических разработок «Педагогическая копилка-2014», Тюкинеева О.В., 2014.pdf
Дата14.01.2017
Размер6.39 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSbornik_metodicheskikh_razrabotok_Pedagogicheskaya_kopilka-2014_
оригинальный pdf просмотр
ТипКонспект
#6419
страница4 из 23
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
И.Г. Маркина
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА
ПО ТЕМЕ «ЗНАКОМСТВО С ГРУППОЙ»
Цель: продолжать знакомить детей с устройством группы.
Предварительная работа: учим детей обращать внимание на форму предметов при выполнении элементарных действий с игрушками и предметами в повседневной жизни.
Задачи:
- помогать детям различать и называть простейшие геометрические формы: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник;
- различать и называть цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный;
- различать и называть размер: большой/маленький;
- осуществлять сериацию – построение упорядоченного ряда по возрастанию или убыванию какого-либо признака;
- помогать детям находить решение проблемных задач и выполнять логические задания, составлять цепочки из геометрических фигур;
- знакомить детей с многозначностью слов: ручки, ножки;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
- развивать зрительно-тактильное восприятие;
- упражнять (визуально и на ощупь) определять форму предметов;
- развивать воображение детей, творческие способности;
- развивать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать за- данный вопрос и понятно отвечать на него;
- укреплять организм, используя дыхательную гимнастику;
- воспитывать желание трудиться;
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская.
Оборудование: фланелеграф с геометрическими фигурами: круг, квадрат, тре- угольник, овал, прямоугольник. Чудесный мешочек. Раздаточные геометрические фигуры на каждого ребёнка. Имитация речки, мячик, «камень» со схемой. Имитация яблони, яблоки: 2 больших зелёных, 2 больших красных, 2 больших желтых, 2 ма- леньких зелёных, 2 маленьких красных, 2 маленьких жёлтых, готовые вырезанные воспитателем геометрические фигуры для создания коллективной аппликации, клей, лист бумаги для картины, раскраска для каждого ребёнка (с изображением геометри- ческих фигур с заданиями).
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие!
Дай Бог тому,
Кто в нашем дому,
Дорогим гостям,
Наделил бы вас Господь
И житьём, и бытьём,
И здоровьицем!

33
У меня хлопот полон рот.
Вон сколько детушек-малолетушек.
Мои детушки в дому,
Что оладушки в меду,
Красны яблочки в саду.
Я и прибираю, и подаваю,
Одним одна за всех отвечаю.
Я к ребяткам собиралась,
Долго-долго наряжалась,
И смотрю, ребятки наши
Всех на свете краше.
Поиграем мы немножко,
Ну, скорей найди, где ножки! Дети: показывают ножки.
Воспитатель: Мои ножки хороши, а у ребяток лучше!
Как у наших у ребят
Ножки весело стучат!
Воспитатель: А где еще спрятались ножки. Поищем?
Дети громко называют предметы, у которых есть ножки; по очереди, друг за
другом.
Воспитатель: Мои ручки хороши, а у ребяток лучше!
Как у наших у ребят
Ручки весело стучат!
Воспитатель: Поищем ручки?
Дети показывают и называют: ручки у двери, ручки у окна, ручки у сумочки, у
чашки и т.д.
Воспитатель: А теперь, ребятки, отгадайте-ка загадку:
Открыть свои тайны любому готова,
Но ты от меня не услышишь и слова.
Меня ты можешь прочесть.
Дети: Книга.
Воспитатель: Да, здесь у нас живут книжки. А знаете ли вы сказки?
Дети дают ответы, какие они знают сказки, рассматривают книжный уголок.
Находят в книжном уголке «Чудесный мешочек». В мешочке модели геометрических
фигур. Ребёнок обследует фигуру на ощупь и называет её.
Воспитатель: А хотите, мы с вами сейчас сочиним сказку про геометрические фигуры, какой никто не слышал? Итак, слушайте!
Воспитатель: В некотором Математическом царстве Геометрическом государ- стве жили-были геометрические фигуры: Круг, Квадрат и Треугольник.
Жили они дружно и очень любили играть в разные игры с мячом.
А вы хотите поиграть?
Дети: Да.
Воспитатель: И были игры эти вот какие (воспитатель раздает каждому ре-
бенку геометрическую фигуру из мешочка).
Игра «А ты кто?» дети прокатывают мяч друг другу, при этом представляют
себя геометрической фигурой, например, «Я большой синий квадрат, а ты кто?»
Воспитатель: Как замечательно мы поиграли. И всё было бы неплохо у наших

34 фигур, но вот однажды приключилась с ними беда.
Пролетал над царством-государством злой волшебник, увидел, как весело игра- ют фигуры, и решил он украсть одну из них. И знаете, ребята, кого он украл?
Дети: Нет?
Воспитатель: Тогда я вам подскажу: три стороны и три угла, похож на крышу дома.
Дети: Треугольник.
Воспитатель: И остались Круг и Квадрат одни. Поплакали, погоревали они, да делать нечего, надо идти друга из беды выручать.
Пойдём, ребята, вместе с Кругом и Квадратом из беды Треугольник выручать?
Вот идут они тропинками, с кочки на кочку перескакивают, и вышли они к реч- ке, а рядом камень, на котором написано: «Пройти дальше по мостику через речку сможет только тот, кто правильно составит такую картинку: первым должен быть треугольник, а за ним должен стоять круг, а за кругом – квадрат и т.д.
Дети составляют логическую цепочку из геометрических фигур, а педагог по-
могает тем, кто испытывает затруднения.
Воспитатель: Идут наши геометрические фигуры дальше. И увидели они, что путь им прикрывают ветки яблони.
Воспитатель предлагает рассмотреть яблоню.
Воспитатель: Какого цвета и размера мы видим яблоки?
Дети: Красные, зелёные, жёлтые, большие и маленькие.
Воспитатель: На, что похоже яблоко?
Дети: На круг.
Воспитатель: Давайте проверим.
Воспитатель обводит круг пальцем по окружности яблока и предлагает детям
выбрать себе яблоко и сделать также.
Воспитатель: Ничто не мешает, углов нет?
Дети убеждаются, что яблоко похоже на круг.
Воспитатель: Попросила яблоня помочь ей, большие яблоки собрать в одну корзину, а маленькие в другую.
Дети выполняют поставленную задачу, педагог помогает у кого затруднения.
Воспитатель: Помогли фигуры яблоне, и предложила она им немного отдохнуть.
Физкультурная минутка
Мы сегодня так играем,
Нюхать воздух начинаем,
Вдох-вдох-вдох-вдох
Гарью пахнет-ох-ох (выдох).
Отдохнули наши геометрические фигуры и пошли дальше. И вот наконец-то пришли они к Зеркальному царству-государству, в котором и жил злой волшебник, укравший Треугольник.
А зеркала в этом царстве-государстве были заколдованные: изображали всех, кто в них смотрелся – искажались и оживали.
Побежал Квадрат к зеркалу. Посмотрелся в него, и вдруг оттуда выскочила фи- гура, немного похожая на Квадрат: все углы прямые, а вот стороны 2 короткие, а 2 длинные. Что это за фигура?
Дети: Прямоугольник.
Воспитатель: Такое же чудо произошло и с Кругом: посмотрелся он в зеркало, и

35 появилась оттуда новая фигура: без углов, вытянутая какая-то. Что это за фигура?
Дети: Овал.
Воспитатель: Так появились ещё новые две фигуры: Прямоугольник и Овал. Но
Квадрат и Круг их не испугались, а просто улыбнулись и протянули им свои руки, предложив свою дружбу. Узнав о случившемся, злой волшебник лопнул от злости.
Вмиг Треугольник оказался рядом со своими друзьями. И все вместе они благопо- лучно вернулись в своё Математическое царство, Геометрическое государство.
Теперь их стало не трое, а сколько? Давайте посчитаем и назовём.
Дети: Пятеро. Треугольник, Круг, Квадрат, Прямоугольник и Овал.
Воспитатель: И стали они жить-поживать и добра наживать. Вот и сказочке ко- нец, а кто слушал – молодец!
Ребята вам понравилась сказка?
А кто же вам больше всего понравился?
Ответы детей.
Давайте нашим героям сделаем картину. Составим её из геометрических фигур и наклеим их на лист бумаги. Эта картина напомнит вам о путешествии в страну гео- метрических фигур.
А что нужно для создания картины?
Ответы детей.
Тогда проходите к столу, приступайте к работе. А домой возьмите вот такую раскраску (картинка с изображением геометрических фигур с заданиями).
Готовую картину воспитатель помещает в «зону Математики»
Подведение итогов занятия, оценка результатов, поощрения.
Прощание.
Ну-ка, дети, встали в круг,
За руки все взялись вдруг,
Будем рядом мы стоять,
Ручками махать.
Целый час мы занимались
И немножко баловались,
А теперь, детвора,
Отдыхать и вам пора!
Литература
1. Агаева Е.Л. Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет: книга для воспитателей детского сада и родителей. – М.: Просвещение, 1991.
2. Доронова Т.Н. Воспитание, образование и развитие детей 4-5 лет в детском саду: методическое руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга. – М.:
Просвещение, 2006.
3. Новикова В.П. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст. – М.:
Мозаика-Синтез, 2006.
4. Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 4-5 лет / Программа развития и обучения дошкольника. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013.
5. Соловьёва Е.В. Математика и логика для дошкольников: Методические рекомен- дации для воспитателей, работающих по программе «Радуга». – М.: Просвещение, 2000.
6. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения:
Развитие личности ребёнка, навыков общения с взрослыми и сверстниками (Для детей от
3до 6 лет.). – М.: Детство-Пресс», 2008.
7. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. – М.: Метафора. – 2003.

36
Л.Л. Ванчкова
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С СИБИРСКИМИ СКАЗКАМИ (ОПЫТ РАБОТЫ)
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образо- вания предъявляет требования к структуре основной образовательной программы и её объёму. Задачи по созданию условий национально-культурной направленности образовательного процесса реализуются в части, формируемой участниками образо- вательных отношений. Через сибирский фольклор мы пробуждаем у детей интерес к родному краю, формируем ценностное отношение к нему.
Жанром сибирского фольклора являются сказки, связанные с жизнью народов
Прибайкалья. Сибирский фольклор передавался из поколения в поколение, имел огромную духовную силу и большую воспитательную ценность. В сказках ярко вы- ражены нравственные нормы поведения, борьба добра со злом, при этом добро по- беждает, преодолевая трудности, помогает дружба и взаимопомощь.
Фольклор развивает речь детей, благодаря поэтичному, лаконичному языку. В сибирских сказках много сравнений, метафор, загадок, пословиц, ритмических пого- ворок. Благодаря такому языку создаётся особый фантастический мир, в котором всё представлено крупно, выпукло, запоминается сразу и надолго.
Сибирская сказка покоряет слушателей богатством вымысла, удивительным пе- реплетением фантастического и реального, а это особенно нравится детям. Здесь нет нравоучений, а лишь намёк на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. В сказочных сюжетах кладезь мудрости, разделение добра и зла, победа добра и хороший конец. Отрицательные персонажи с плохими поступками наказы- ваются, а положительные герои проходят испытания и за это вознаграждаются. Оре- ол тайны и волшебства сибирских сказок удовлетворяет потребность детей увидеть, почувствовать красоту, доброту и желание слушать.
По тематике и стилистике сибирские сказки можно разделить на три большие группы: сказки о животных, волшебные, бытовые (сатирические).
В волшебных сказках отражена не только сибирская природа – озёра, реки, леса, горы, одушевлённые народным воображением. Это могучие национальные богатыри, одарённые сверхъестественной силой и умом. Они борются с чудовищами или злы- ми врагами за свободу народа и справедливость.
Для волшебных сказок характерны присказки, традиционные зачины, концовка, которая обычно носит шутливый характер. Она рифмована и произносится скорого- воркой («Вот вам сказка, и мне бубликов связка»).
Персонажи социально-бытовых сатиристических сказок наиболее близки к по- вседневной жизни народов тайги, занимающихся охотой, рыбной ловлей скотовод- ством. Они борются с нуждой и вечными врагами-богатеями. Одерживая верх над знатным человеком, бедняки торжествуют, что победила справедливость без исполь- зования чудесных помощников.
Сибирские сказки о животных наиболее близки и доступны детям дошкольного возраста. Они невелики по объёму, просты по композиции, нередко с юмором. Геро- ями сказок чаще всего бывают сибирские звери, птицы, рыбы (соболь, бурундук, горностай, омуль и др.). Язык изобилует пословицами, поговорками и другими эле- ментами сибирского просторечия («собака собаку по лапе знает», «ни кола, ни дво-

37 ра»), уменьшительно-ласкательные формы («уточки», «гусяточки»), особый ритм
(«шла-шла, гору нашла, море прошла, молот избила, просвиру изгрызла», «сапоги износила»), красочные сравнения («платье-то, как звёзды на небе горят»).
Во многих сказках присутствует сибирская лексика: название сибирских сёл, де- ревень, городов, рек, краёв. Таким образом, сказки, созданные народами Сибири, имеют богатый потенциал для нравственного развития старших дошкольников, так как знакомят детей с окружающей сибирской природой, национальными традиция- ми, обычаями народов Прибайкалья.
Как знакомить детей старшего дошкольного возраста с сибирскими народными сказками?
Полноценное усвоение детьми сказок возможно при условии целенаправленно- го, систематического включения их в образовательный процесс как в форме непо- средственно-образовательной деятельности, так и в форме совместной деятельности при организации режимных моментов, через интеграцию образовательных областей: познавательной, речевой, художественно-эстетической, социально- коммуникативной, физической.
На первом этапе работы рассказывала сказки, используя иллюстрации, при этом обращала внимание на выразительные средства: фантастический вымысел, «очело- вечивание» животных, растений, предметов; построение сюжета (присказка, зачин, концовка), многообразие интонационных оттенков персонажей сказок, поэтического языка. После чтения проводила беседы по содержанию сказок, которые помогали детям вспомнить сюжет, ощутить яркие звуки и краски сибирской природы, поэти- ческий язык, пережить чувства вместе с героями сказок. Например, почему сказка так называется? Кто из героев сказки вам больше понравился? Почему?
Это помогало детям постичь внутренний мир героев, дать моральные и этиче- ские оценки их поведению, отметить их силу, смелость, выносливость. При переска- зе полюбившихся эпизодов сказок обучала детей использованию выразительных средств (интонации, мимики, жестов).
Дети пересказывали сказки с помощью предметов-заместителей, моделируя сю- жет. Например, в сказке «Мальчик из горошины» персонажей опредмечивали гео- метрическими фигурами: старик и старуха – один большой и один средний белые кружки; два сына – два больших синих кружка; дочь – средний жёлтый кружок; Змей
Горыныч – большой чёрный квадрат; пни и коряги – маленькие коричневые тре- угольники, железная площадка – чёрная полоска; большой камень – коричневый большой квадрат; мальчик из горошины – маленький красный кружок; воронёнок – маленький чёрный кружок; ворон – большой чёрный кружок.
Сначала дети показывали кружки, квадраты соответственно персонажам, о кото- рых в данный момент рассказывалось в сказке, затем изображали действия персона- жей с помощью моделей. Этот приём помог детям лучше запомнить сказку, понять её смысл и рассказать при помощи моделей.
С целью развития умения пересказывать сказку использовала приём «конспек- тирования». Например, сказка «Девочка и остров». Детям предлагала нарисовать
(серию последовательных схем) «подсказку» к сказке и пересказать её. Этот приём помог внимательно слушать, понимать сказку, выделять основных персонажей, под- черкнуть главные события. Такое умение развивала с помощью сказок, например,
«Хвастун, который хотел быть хитрым». Дети отвечали на вопросы по содержанию сказки: «Зачем человек поехал в гости?», «Что предложил ему старик-хозяин?»,

38
«Почему хвастун не подобрал сапожок-торбасок в первый раз?», «Как хвастун поте- рял оленя?», «Кто оказался хитрее и как был наказан хвастун?».
Затем детям предлагала разложить сказку на части, пересказать сказку по частям
(главам), делая небольшие паузы между ними. Каждую часть дети изображали схе- мами и с их помощью пересказывали сказку.
С целью лучшего понимания смысла сказки проводила дидактические игры, упражнения, используя социо-игровой метод. Например, «Из какой сказки этот ге- рой?».
Из волшебной шкатулки извлекается конверт, в конверте картинки с изображе- нием главных героев 2-х, 3-х знакомых сказок. Дети по очереди извлекают конверты.
Затем по героям сказок дети объединяются в компании. Одна компания рассказывает сказку, другая отгадывает сказку и называет народ, сочинивший её. Победителями становятся те, кто понятнее и интереснее рассказал и кто отгадал название сказок- загадок.
Кроме дидактических игр, проводила КВН, игры-викторины «В мире сибирских народных сказок». Старалась ставить ребёнка в субъективную позицию: «я – слуша- тель», «я – рассказчик», «я – артист», где он проявляет такие важные личностные качества, как самостоятельность, активность, инициативность.
Воспитательный потенциал сибирских сказок наиболее полно раскрывается в самостоятельной театрализованной деятельности.
В целях развития самостоятельной театрализованной деятельности отбирала сказки с динамичным сюжетом, диалогами между персонажами, короткими по со- держанию. Дети с большим желанием разыгрывали сказки и показывали их зрителям
(младшим детям, сверстникам, родителям).
Таким образом, комплекс педагогических условий, форм организации, методов и приёмов позволил реализовать задачи по формированию у детей старшего дошколь- ного возраста любознательности, познавательного интереса, ценностного отношения с своему сибирскому краю.
Литература
1. Бутакова Н.В., Гузяева С.Н., Мишарина Л.А. Сибирский фольклор в работе с до- школьниками. Методическое пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2002.

39
О.В. Титова
МАСТЕР-КЛАСС «ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
ПО ИЗУЧЕНИЮ РОДНОГО КРАЯ»
Цель: передача педагогического опыта, системы работы, авторских находок.
Задачи:
1. Обобщить знания педагогов об этапах, формах и методах работы с детьми.
2. Совершенствовать знания педагогов в использовании методов и приёмов при работе по данной теме.
3. Обогатить педагогический инструментарий воспитателей играми по ознаком- лению дошкольников с родным городом.
Этапы мастер-класса
1. Подготовительный этап:
- подготовка теоретического материала;
- подготовка открытого просмотра.
2. Основной этап:
- теоретическая часть;
- презентация педагогического опыта воспитателя, демонстрирующего свой опыт работы;
- открытый просмотр непосредственной образовательной деятельности.
3. Заключительный этап:
- анализ открытого просмотра;
- имитационная игра с участниками мастер-класса;
- выводы.
Основной этап
1. Теоретическая часть:
Старший воспитатель:
- «Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца» (Константин
Паустовский).
- Уважаемые коллеги! Сегодня мы проведём мастер-класс на тему «Формы и ме- тоды работы с детьми по краеведению».
Цель нашего мастер-класса – передача педагогического опыта, системы работы, авторских находок воспитателя нашего детского сада (ФИО).
Задачи: обобщить ваши знания об этапах, формах и методах работы с детьми; совершенствовать знания педагогов в использовании игровых методов и приёмов при работе по данной теме; обогатить педагогический инструментарий воспитателей играми по ознакомлению дошкольников с родным городом.
- Хочу ещё раз напомнить, что главной целью дошкольного краеведения являет- ся воспитание гражданина, любящего и знающего свой край. Именно для достиже- ния этой цели и осуществляется вся наша с вами деятельность по краеведению.
- Давайте вместе вспомним, какие методы и формы организации работы с деть- ми мы используем в своей работе? (специально организованные занятия; чтение
художественной литературы, в том числе использование загадок, поговорок; экс-
курсии и целевые прогулки; решение проблемных ситуаций; тематические беседы;
беседы; рассказ воспитателя, рассказ воспитателя из личного опыта, рассказы
детей; рассматривание картин и иллюстраций; экспериментирование; использова-

40
ние символов, работа на листе бумаги (в тетрадях); наблюдения; опытная дея-
тельность; организация игровой деятельности: дидактические и сюжетно-ролевые
игры, настольные игры, тематические досуги и развлечения; проектная деятель-
ность; просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач; оформление
и использование книжек-самоделок, совместные действия и т.д.)
- Сегодня мы с вами поговорим о методах познавательного развития детей, ко- торые условно делятся на четыре группы:
1. Методы, повышающие познавательное развитие (анализ, сравнение, повторе- ние, метод моделирования вопросов).
2. Методы, повышающие эмоциональную активность (элементы новизны, созда- ние игровой ситуации, сюрпризный момент, юмор, шутка, возможность увидеть пер- спективу).
3. Методы коррекции и уточнения представлений детей (повторение, упражне- ние, наблюдение, экспериментирование, опыты, ситуация выбора, воображаемая ситуация).
4. Методы, способствующие установлению связей между различными видами деятельности.
2. Презентация педагогического опыта воспитателя, демонстрирующего
свой опыт работы (показ небольшой презентации о работе воспитателя (ФИО) с о
боснованием основных идей эффективной педагогической технологии, с описанием достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпает свои разработки).
3. Открытый просмотр непосредственной образовательной деятельности.
«Город любимый, город родной»
Цели: продолжить формировать понятие «Родина», закрепить знание о родном городе, о людях его прославивших; учить узнавать знакомые места на фотографиях; прививать любовь к малой Родине, развивать связанную речь, логическое мышление.
Обогащение словаря: символика (герб, флаг, г. Мещовска).
Предварительная работа: экскурсии по городу, чтение стихов о родном городе, рассматривание фотографий, буклетов.
Материалы: фотографии современного города; герб, флаг г. Мещовска, фото старого города.
Ход занятия
Под музыку «Край родной навек любимый дети входят в зал. (садятся)
«То березка, то рябина,
Куст ракиты над рекой,
Край родной навек любимый.
Где найдешь еще такой?»
Воспитатель: О чем поется в этой песне?
Дети: О родном крае, Родине.
Воспитатель: А что мы называем Родиной?
Дети: Место, где мы родились, живем, ходим в детский сад, где живут наши ма- мы, папы, друзья.
Воспитатель: Правильно! Место, где мы родились, и есть Родина. Мы любим наш дом, нам хорошо среди друзей. Недаром в народе говорится: «Везде хорошо, а дома лучше», «Своя земля и в горе мила».
Ребята, а вы знаете, в каком городе мы живем?

41
Дети: В Мещовске.
Воспитатель: А вы любите путешествовать? На каком виде транспорта можно отправиться в путь?
Дети: Пешком, на машине, самолете, паровозе.
Воспитатель: Да, путешествовать можно по-разному. А я вас приглашаю в не- обычное путешествие во времени по нашему городу. Ребята, а на чем можно путе- шествовать во времени?
Дети: Машина времени.
Воспитатель: Давайте с вами пофантазируем и попробуем построить машину времени из строительного материала. (выслушать предложения детей и из кубиков
построить машину времени)
Ну, конечно, как у каждой машины, так и у нашей, должен быть пульт управле- ния и экран. Я предлагаю использовать компьютер. Монитор – экран, клавиатура – пульт управления. (Дети рассаживаются вокруг компьютера)
Воспитатель: Дети, нам пора в путь, закройте глаза и представьте, что мы летим во времени. (Звучит музыка полета)
Ребята, посмотрите на экран, мы с вами оказались в старинном г. Мещовске. Ре- бята, представьте себе, какую музыку можно было услышать в старом Мещовске в воскресный день? (Звон колоколов)
В воскресный день утром по всему Мещовску звонили колокола, так как воскре- сенье считалось праздничным днем и многие жители города шли в церковь. Не бу- дем и мы отходить от этой традиции. Давайте послушаем «Колокольный звон» и пофантазируем. (Слушаем звон)
Воспитатель: Дети, какое впечатление произвела эта музыка? (величие, про-
буждение, торжественность, впечатление праздника)
- Что вы себе представляли, слушая звон колоколов? (колокола, колокольню, рус-
ский пейзаж)
Воспитатель: В Мещовске колокольный звон можно было услышать с коло- кольной церкви Благовещения. (рассматривание фото)
- На одной из этих фотографий изображен памятник архитектуры – собор Благо- вещения. Покажите его.
Воспитатель: Что вы знаете о соборе? Что можете рассказать?
Дети: Собор Благовещения – памятник архитектуры. Собор расположен в цен- тре города. Особое внимание привлекает колокольня, на которой находятся часы
(или как еще люди их называют «Мещовские куранты»).
Снизу часы кажутся маленькими, но на самом деле они очень большие. Стрелки часов более метров (фото), циферблат диаметром 2 м. 20 см.
Воспитатель: В верхней части часов есть бронзовая пластина с надписью: «Ба- шенные часы на колокольне Мещовского Благовещенского собора в ходу с 26 сен- тября 1907 г. Устроены по завещанию на средства купца В.А. Чубыкина».
- Очень жаль, что в настоящее время мы не слышим бой часов над Мещовском.
- Ребята, какая есть главная площадь в г. Мещовске?
- Площадь имени Ленина. (2-3 фото)
Воспитатель: Покажите на фото площадь им. Ленина, что вы о ней знаете?
Дети: Главная площадь им. Ленина находится в центре города, где проводятся городские праздники. На ней находятся здания, кинотеатр «Мир», гостиница, здание педагогического колледжа, памятники Ленина и Эскадрилья «Мещовский колхоз-

42 ник». (фото площади)
Воспитатель: Раньше площадь использовалась как базарная, на ней были торго- вые ряды, лавки, огромные возовые весы. Тут же находилась деревянная вышка по- жарного общества. Там, где сейчас находится гостиница, была кирпичная конюшня с каретным сараем. В центре площади был фонтан, теперь на его месте построен па- мятник Ленину. Такой была площадь города раньше.
Мы продолжаем наше путешествие и оказываемся в городском парке. (фото
парка)
Давайте мы с вами выйдем из машины времени и представим, что мы гуляем по аллеям парка. Вы с родителями здесь наверняка были и катались на каруселях.
Игра
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише не спешите,
Карусель остановите,
Раз-два, раз-два –
Вот и кончилась игра.
Воспитатель: Что вызнаете о городском парке г. Мещовска?
Дети: Он находится на окраине города, на берегу реки Туреи. В парке растут разнообразные деревья, есть детская площадка, лавочки для отдыха.
Воспитатель: (фото) Городской парк был заложен Н.А. Добромысловым, был посажен фруктовый сад, построен летний театр, фонтан. В 30-х годах сад вымерз, летний театр сгорел во время войны. Парк был и остается любимым местом отдыха горожан.
- В нашем городе жили знаменитые и известные люди. Кого из них вы знаете?
(Город Мещовск – родина первой русской царицы Евдокии Стрешневой)
- Какие стихи В. Берестова вы знаете? (чтение стихотворения, «Городские часы»)
Сегодня мы с вами путешествовали по старому и современному городу Мещов- ску. А сейчас вас ждет сюрприз, если вы правильно ответите на вопросы викторины.
1. Что изображено на гербе г. Мещовска. Найдите его среди других гербов.
2. Мещовцы чтят и помнят тех, кто отдал жизнь за Родину. Назовите Мещовцев, героев Советского Союза.
3. Как называется наша область?
4. На какой улице находится наш детский сад?
5. Как называется река, на берегу которой находится город Мещовск?
- Вы справились с заданием, много знаете о своем городе и поэтому получаете приз.
- Мы путешествовали с вами и в прошлом, и в настоящем, а теперь давайте по- фантазируем. Каким вы хотели бы видеть наш город в будущем? (дети рисуют го-
род будущего)
Подведение итогов. Беседа по рисункам детей.
Заключительный этап
1. Анализ открытого просмотра:
- Определение основных методов и форм работы, которые демонстрировались:
• методы, повышающие познавательное развитие – рассматривание и сравнение старого и нового города, повторение знаний детей о городе, обращение к опыту детей;

43
• методы коррекции и уточнения представлений детей – ситуация выбора при работе с фотографиями площадей, воображаемая ситуация: попали в далёкое про- шлое; экспериментирование: конструирование машины времени,
• методы, повышающие эмоциональную активность – элемент новизны: монитор компьютера – экран машины, вместо музыки – колокольный звон, сюрпризный мо- мент, игровая ситуация.
• методы, способствующие установлению связей между различными видами де- ятельности.
- Определение основных форм работы:
• Беседа;
• Заочная экскурсия;
• Путешествие в прошлое;
• Рассматривание картин и фотографий;
• Рассказ воспитателя;
• Практическая деятельность;
• Коллективная деятельность;
• Игровая деятельность.
- Краткая характеристика обученности воспитанников: реальные учебные и вос- питательные возможности детей, обоснование результатов диагностики, прогноз развития воспитанников.
- Интеграция образовательных областей, прослеживающаяся в ходе демонстра- ции открытого занятия:
«Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира, расши- рение кругозора в вопросах представлений о родном крае, городе,
развитие познава- тельно-исследовательской деятельности, приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения).
«Социально-коммуникативное развитие» (формирование семейной, граждан- ской принадлежности, патриотических чувств, соблюдение элементарных общепри- нятых норм и правил поведения в обществе, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, формирование первич- ных представлений о роли труда в обществе).
«Речевое развитие» (развитие свободного общения с взрослыми и детьми в процессе совместной деятельности и получения знаний о родном крае, городе, ис- пользование художественных произведений местных поэтов).
«Художественно-эстетическое развитие» (использование средств продуктив- ных видов деятельности для обогащения и закрепления полученных знаний, воздей- ствие на эмоциональную сферу детей через музыкально-художественную деятель- ность, приобщение к музыкальным традициям родного края).
«Физическое развитие» (накопление и обогащение двигательного опыта детей через развлечения на основе народных игр).
-
Вопросы педагогу по изложенному материалу.
4. Имитационная игра с участниками мастер-класса.
5. Выводы: проведённый мастер-класс помог нам проследить интеграцию образо- вательных областей, методы и формы, используемые в работе с детьми по изучению родного края. Данное методическое мероприятие способствовало формированию ва- ших организационных умений. Ваш педагогический инструментарий обогатился игра- ми, способствующими ознакомлению наших дошкольников с родным краем.

44
Е.Г. Исакова
КВН «МЫ – ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»
Цель: развитие творческого воображения, внимания, смекалки, речи; знаний де- тей о животных, растениях, птицах и насекомых родного края; воспитание умения работать сообща, оказывать друг другу помощь.
Оборудование: Шапки-маски «Грибов» и «Насекомых», загадки, перфокарты, карточки-картинки редких животных, цветов, насекомых, ягод; мольберт.
Ход урока
Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости!
Я рада видеть вас всех на нашем занятии. Сегодня состоится КВН между коман- дами (показ рукой, отвечает команда) «Грибочки» и «Насекомые».
Ребята хотят продемонстрировать свои знания о природе и доказать, что они яв- ляются настоящими друзьями – знатоками природы.
Команды удобно устраивайтесь за столы на стульчиках.
Ребята, вы знаете, что для проведения игры нам потребуется справедливое жю- ри. В этом деле нам поможет жюри в числе: заведующего нашим детским садом Чет- вертных В.В., старшего воспитателя Пигур Т.И. и музыкального руководителя Бузь- ко Л.И.
Конкурсы будут проходить по этапам, и за правильные, полные ответы команды получат необычные фишки-цветочки.
1 этап – Приветственное слово команд.
А теперь настало время приветствия команд. Команды приготовили необычные приветствия. Одна команда загадывает загадки другой команде. Которая команда начнет первой, мы сейчас узнаем. Отгадайте загадку.
Я под шапкою цветной
На ноге стою одной.
У меня свои повадки:
Я всегда играю в прятки (Гриб).
Как вы уже догадались, первой будет загадывать загадки команда «Грибочек».
Первую загадку загадает капитан команды Лия Л.
Он к поклонам не привык –
Толстый, важный… (Боровик).
Наши шляпки, как колечки,
Как колечки волн на речке.
Сыроежек мы подружки,
Нас зовут грибы... (Волнушки).
Один - под березой,
Другой - под осиной,
Иду я за ними
По тропке лесной (Подберезовик и подосиновик).
Под опавшие листочки
Дружно спрятались грибочки.
Очень хитрые сестрички

45
Это желтые ... (Лисички).
Хоть наряден он на вид
И красив, но ядовит.
Словно красный светофор,
В красной шляпке … (Мухомор).
Очень дружные ребята,
У пенька живут … (Опята).
Где хвоинок многовато,
Поджидают нас … (Маслята).
Белая панамка,
Бледная …… (Поганка).
Раз вы такие молодцы, ответьте, пожалуйста, на такой мой вопрос: Нашел гриб- ник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибоч- ки. Какой вред он нанес природе? (Такой «старатель» погубил грибницу, возраст
которой может быть 300-500 лет).
Напомните правила сбора грибов.
- не разрывать мох, не нарушать грибницу;
- гриб срезать ножом или выкручивать;
- ямку засыпать землей, прикрывать мхом;
- не собирать незнакомых и старых грибов;
- не трогать ядовитые, не топтать и не пинать их. Ими лечатся лоси и другие жи- вотные.
Теперь наступила очередь загадывать загадки команде «Насекомые». Слово за вами капитан – Саша К.
Она легка, красива,
Изящна, легкокрыла,
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок (Бабочка).
Он работник настоящий,
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом (Муравей).
Сок цветов душистый пьет,
Дарит нам и воск, и мед,
Людям всем она мила,
А зовут ее … (Пчела).
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь (Жук).
Не зверь, не птица,
Нос как спица;
Летит - кричит,
Сидит - молчит,
Кто его убьет,
Свою кровь прольет (Комар).
Всех жучков она милей.

46
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки,
Черненькие точки (Божья коровка).
У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие-большие глаза.
Называем ее … (Стрекоза).
Длинные ножки, как стебельки,
Оттого и делает высокие прыжки.
В траве он стрекочет,
Быть пойманным не хочет (Кузнечик).
Мне очень понравились обе команды. Что нам скажет жюри? (Слово предостав-
ляется жюри).
Чтобы участники обеих команд показали свои знания и умения достойно, нужно им размяться.
2 этап КВН – Разминка.
Я буду задавать вопросы обеим командам по очереди. Если команда, которой за- дали вопрос, не может ответить, то право заслужить себе дополнительное очко имеет другая команда. Будьте терпеливы и старайтесь не выкрикивать с места.
Конкурс разминка «Знатоки»
- Какой цветок без листьев цветет? (Мать-и-мачеха)
- Какое растение называют «цветок-букетик»? Почему? (Медуница)
- У какого дерева листва желтеет раньше остальных? (У березы)
- Какое дерево цветет последним? (Липа)
- У кого язык длиннее тела? (У хамелеона)
- Какая птичка-невеличка «шьет» себе гнездо? (Ткачик)
- Какие птицы ныряют в воду в поисках пищи? (Оляпка, баклан)
- Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест)
- Название какого ядовитого растения леса связано с названием птицы? (Вороний глаз)
- Название какого ядовитого растения леса связано с названием зверя? (Волчье лыко)
- Какие ягоды можно собирать весной из-под снега? (Клюкву, бруснику)
- Зачем белке такой пышный хвост? (Чтобы планировать и рулить при прыж-
ках с ветки на ветку и с дерева на дерево)
- У каких растений семена снабжены «парашютиками»? (Одуванчик, тополь,
ива, чертополох, осота, кипрей)
- Какие животные помогают распространять семена? (Птицы, мыши, собаки,
муравьи, бурундуки)
- Перечислите виды осадков. (Дождь, снег, град, роса, туман)
- Из чего состоят облака? (Из капелек воды или кристалликов льда)
- Вы знаете, что природа и человек связаны друг с другом. Скажите, пожалуйста, что человеку дает природа? (Свет, тепло, пищу, одежду, …)
- А когда природа оказывается сильнее? Перечислите природные катаклизмы.
(Ураган, смерч, оползень, засуха, тайфун, наводнение, цунами, извержение вулкана,
землетрясение, пыльная буря, снежная лавина, камнепад, нашествие саранчи и т.д.)

47
Практические задания
- Кто лишний на карточке и почему?
- Что сначала, а что потом?
Итак, команды размялись, настроение у всех замечательное. Пока жюри подво- дит предварительные итоги, команда «Насекомых» хочет познакомить нас со своим гимном. Песня «ПОМОЩНИКИ».
Как потрудились наши команды, мы увидели, а теперь подошло время конкурса капитанов. (Выходят в центр зала)
Вопрос капитану команды «Грибочков»
- Что такое заповедник?
- Как называется заповедник, который находится на Байкале?
- Что будет, если насекомые исчезнут? (Исчезнут растения: их насекомые опы-
ляют; исчезнут рыбы, лягушки, птицы: они питаются насекомыми)
Вопрос капитану команды «Насекомых»
- Что такое Красная книга?
- Почему именно Красная книга?
- Какие самые редкие животные, которые живут в разных частях нашей страны, занесены в Красную книгу? (Дальневосточный тигр, снежный барс, грациозный
гепард, могучий бык, зубр, пятнистый олень, соболь, рысь)
Практическое задание: работа с перфокартой
«Чьи следы»? «Чьи детки»?
А пока капитаны выполняют задания, веселые «Грибочки» хотят спеть свой грибной хоровод «ХОРОВОД ГРИБОВ».
Сейчас я приглашаю вас в путешествие по земле Сибирской, где выпало вам счастье родиться. Будем отвечать на вопросы по очереди. (Напоминает правила)
Вопросы
- Назовите, какими природными ресурсами богат наш край.
- Какие редкие водные обитатели живут на озере Байкал?
- Какого зверька называют «пушистым золотом Сибири»? Почему?
- Какого зверька называют «младшим братом тигра»? Почему?
- Какой окраски мех у нерпенка при рождении?
- Какой окраски мех у трехмесячного нерпенка?
- Какие виды бабочек живут в Сибири?
- Какие птицы в таежных лесах Сибири?
Задания
- Найти среди картинок 5 редких видов животных Сибири, находящихся на гра- ни исчезновения, и поместить на мольберте;
- Найти среди картинок 5 видов редких цветов, которые занесены в Красную книгу;
- Какое из этих насекомых полезное? Почему? А другие?
- Найдите среди этих ягод ядовитую. Как называется?

48
Какие вы у меня молодцы. Так много всего знаете. Я хочу пригласить вас в лес.
А пока жюри совещается, давайте мы с вами вспомним «Лесные правила».
Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки – убегут с лесной избушки.
Ветки кедра не ломай. Никогда не забывай
Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, здесь их нужно всех любить!
(Слово предоставляется жюри)
Вот мы с вами и в лесу.
Назовите, пожалуйста, «Грибочки», хвойные деревья нашей тайги, а команда
«Насекомых» перечислит лиственные деревья, которые они знают.
- С разными видами деревьев связаны разные животные. Обратите внимание на эти деревья. Вы узнали их?
- Почему сосну и дуб называют деревьями? (У них большой и твердый ствол)
- Чем отличается дуб от сосны? (Листьями, плодами, цветами)
- Расставьте картинки с изображениями животных, растений, птиц и насекомых, связанные с этими деревьями. (Дети расставляют картинки)
Одни животные используют дерево как дом, другие – как столовую, третьи – живут и питаются на этих деревьях.
- Представьте, что люди срубили все сосны. Что будет с каждым животным, свя- занным с этим деревом?
- А теперь, давайте представим, что вырубили дубраву.
- А что случится, если человек посадит дерево?
Заходит Баба Яга с корзиной
Баба Яга: Это кто здесь расшумелся? Кто нарушает тишину леса? Что вы здесь делаете? Зачем пожаловали в мой лес?
Дети: Мы гуляем по лесу и любуемся его красотой.
Баба Яга: Знаю я, как вы гуляете, отдыхаете! Муравейники разоряете, цветы топчите, зверей и насекомых обижаете. Не пущу вас в лес!
Воспитатель: Бабушка, среди наших ребят ты найдешь себе помощников. Наши дети любят природу, умеют ухаживать за растениями и животными.
Баба Яга: Ну, ладно, уговорили, пущу! Но с условием: поможете мне разобрать- ся в этих травах. Решила на зиму засушить лекарственные растения, а вот какие рас- тения от каких болезней используются, не помню. Старая стала, позабыла.
Воспитатель: Присаживайтесь, бабушка, ребята всегда готовы помочь в беде.
Устраивайтесь ребята удобнее. «Грибочки» на эту сторону, а «Насекомые» – в другую.
Баба Яга: Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы расскажите о нем все: как называется, от каких недугов помогает и какие части растения используются при лечении.
Крапива – содержатся вещества, убивающие микробы, хорошо останавливает

49 кровь, укрепляет волосы, можно приготовить щи и салат. Используются листья.
Подорожник – для заживления ран, при заболеваниях желудка, при простудах, при ссадинах, ожогах, укусах насекомых. Используются листья.
Лопух – лечит почки и печень. Используются корни.
Одуванчик – улучшает аппетит; можно приготовить салат. Используются листья, корень.
Ромашка – отваром полощут горло. Используются цветки.
Торфяной мох – используется вместо ваты и йода, так как мох впитывает в себя гной и кровь.
Тысячелистник – когда болит желудок. Используются цветки.
Мать-и-мачеха – от ангины отвар помогает. Используются листья.
Баба Яга: Какие вы молодцы, очень мне помогли. Вот вы, ребята, говорили, что для приготовления лекарства используют не все растения, а только одну их часть?
Почему? (Потому, что в ней содержится больше целебных веществ)
- А знаете ли вы правила сбора лекарственных растений? Какая команда больше знает правил?
ПРАВИЛА СБОРА ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ
1. Хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых (вороний глаз и др.).
2. Сбор растений производится в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет роса.
3. Нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог. Почему?
4. При сборе растений укладывать их в широкие корзины, не мять их, а то выде- лится сок.
5. Сушить растения не на солнце, а в тени.
6. Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего.
7. Не рвать растения, которые занесены в Красную книгу. Почему?
8. После сбора трав не забудьте тщательно вымыть руки.
9. Корневища и корни отмывают от грязи и разрезают; три-четыре раза в день растения переворачивают, сухие убирают.
Баба Яга: Вот спасибо вам, ребята. Так мне помогли. Где-то у меня в чуланчике осталась банка варенья, я хочу вас отблагодарить (Баба Яга угощает детей вареньем
и прощается). Дети проходят на свои стульчики.
Воспитатель: Вот мы, ребята, много говорили о природе. А знаете ли вы, что на свете важнее всего? (Раздает детям карточки). Дети (поочередно):
Я – солнышко, самое главное. Всем нужно мое тепло.
Я – вода, главнее. Без меня погибнете от жажды.
Я – воздух. Все живое дышит. Без меня не было жизни. Я – самый главный.
Я – почва, я – самая важная. Пусть будет солнце, воздух и вода, но без меня ни- чего не вырастет.
Я – растение – земли украшение. Я тебя главнее, я на тебе расту.
Я – насекомое, я тебя опыляю. Без меня у тебя не будет семян.
Я – заяц, травоядное животное, тебя растение съем. Значит, важнее.
Я – хищник, волк. Я на тебя охочусь. Я сильнее и важнее тебя.
Я – человек. Могу управлять водой и ветром, распахивать землю, посадить рас-

50 тение, разводить животных. А на тебя, волк, могу охотиться.
Я – микроб. Если ты, человек, не вымоешь руки, то заболеешь. Значит, я главный!
Не хвались микроб. Солнце, свежий воздух и чистая вода тебя победят!
(Дети с каждой фразой берут друг друга за руки, образуя круг)
Дети (хором). Все связано во всем! (Поднимают руки вверх).
Воспитатель: Это один из главных законов экологии – наука, которая изучает, как человек и природа влияют друг на друга и что нужно делать, чтобы сохранить природу.
Пока жюри подводит итоги, мы для наших гостей исполним песню «ПЛАНЕТА».
Дети поют. Жюри благодарит их и объявляет итог соревнования.
Ведущая: А сейчас наступает самый важный момент. Дорогие друзья! Сегодня вас посвящают в Юные экологи! Эколог – человек, который любит, изучает и бере- жет природу. Вручаем вам самую первую в вашей жизни награду – медаль Юного эколога.
(Под музыку проходит награждение. Дети, в свою очередь, раздают гостям по-
дарки-поделки)

51
Л.В. Скородько
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ
«ДИКИЕ ЗВЕРИ ЗИМОЙ»
Вид, тип занятия интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим, аппликации.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей