И.Л. Молчанова КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ «ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ ЛЕС» Программное содержание: - активизировать и систематизировать знания детей о растительном и животном мире родного края; - формировать представления о значении растений в природе и в жизни человека; - закреплять знание: содержания стихотворений русских поэтов; названий дере- вьев, ягод, цветов, животных леса; пословиц о природе; цифр первого десятка; - закреплять умения: отвечать на вопросы полным предложением; выразительно и эмоционально читать поэтический текст; по смыслу подбирать прилагательное к существительному; употреблять в речи притяжательные прилагательные; отгадывать ребусы, загадки, кроссворды; внимательно слушать музыку, выполняя действия в соответствии с характером музыки; - формировать правильную осанку; - развивать монологическую и диалогическую речь детей, познавательные инте- ресы, способности к поисковой деятельности; - воспитывать бережное и эмоционально положительное отношение к природе родного края. Демонстрационный материал: картинки с изображением растений и животных Сибири, дидактический материал «Тайга», схематичное изображение ребуса и крос- сворда; карта-схема леса; карточки по правилам поведения в лесу. Раздаточный материал: шишки, схематичное изображение частей тела живот- ных, части цветов, листочки берёзы. Оборудование: импровизированный лес: ели, берёзы, кустик брусники, пенёчки, бревно; аудиозаписи, телефон; птичка-свистулька. Словарная работа: названия растений и животных Сибири, тайга, деревья: хвойные, лиственные, плодовые; шишки: сосновые, кедровые, еловые, лиственнич- ные, пихтовые; бор. Предварительная работа: -дидактические, словесные, подвижные игры; - рассматривание иллюстраций с изображением природы Сибири; - чтение художественной литературы (стихи, загадки, пословицы, сказки, легенды); - отгадывание ребусов и кроссвордов. Ход образовательной деятельности 1. Мотивация. Дети входят под спокойную музыку в зал, встают в круг. Воспитатель: Ты – мой друг, и я – твой друг. Мы с тобою встали в круг. «Здравствуйте!» – Все вместе скажем И гостям рукой помашем. Все под ноги посмотрите. По листочку все возьмите. 60 На одном из них – загадка. У кого она, ребятки? - Давайте вместе прочитаем: В ночь мороз, С утра – капель, Значит, на дворе …. (апрель). - А я знаю, что такое апрель. Это такой зимний месяц. Дети: - Нет! Это весенний месяц. Воспитатель: Знаю: весна – это когда на улице холодно, много снега, вьюга. Дети: - Нет! Весной тепло, снег тает, солнышко пригревает, природа оживает, всё вокруг просыпается, настроение у всех радостное, приподнятое. Воспитатель напевает: Я поняла, что такое весна. Под крышами ломается сосулек бахрома. Кончается, кончается, кончается зима! Сильнее греет солнышко, заплакал снеговик, Воробышек чирикает: чи-рик-чи-рик-чи-рик! - А я ещё стихотворение знаю: «Уж тает снег, бегут ручьи...» Ой, забыла. Помо- гите мне, пожалуйста. Дети читают стихотворение А. Плещеева «Весна». Звук телефона. Воспитатель: Где-то телефон звонит. Вместе с воспитателем дети ищут телефон. Воспитатель разговаривает по телефону, а потом сообщает детям новость от жителей леса: - Нам позвонили жители леса. Они просят у нас помощи: Зима заколдовала Вес- ну, и она уснула. По календарю – весна, а у них, в лесу – настоящая зима: снег, хо- лод, северный ветер. По условию Зимы, чтобы расколдовать Весну, надо, чтобы вы – дети – выполнили все её задания. Жители леса надеются на вас, ребята. Поможем им? Но сначала давайте вспомним правила поведения в лесу. Воспитатель показывает схемы, а дети называют правила поведения в лесу: 1. Нельзя ломать ветки деревьев, кустарников; рвать цветы и травы. Растения – живые, они могут погибнуть. 2. Костёр в лесу может привести к лесному пожару и гибели всего леса. 3. Мусорить в лесу нельзя. 4. Громкая музыка, шум, крик могут распугать птиц, зверей, и они бросят свои гнёзда и норы. Воспитатель: - На чём мы можем поехать в лес? Дети: На машине, на самолёте, на велосипеде, пешком, на поезде. Звук гудка паровоза. Воспитатель: Слышите гудок паровоза? Садимся в вагоны. Поехали! Под музыку Бурениной «Паровоз» дети отправляются в путь. 2. Прибытие на лесную полянку. Перед детьми импровизированный лес: ели, берёзы, кустик брусники, брёвныш- ко, пеньки. 61 Воспитатель: Наш поезд прибыл на станцию «Сибирский лес». Давайте поздо- роваемся с сибирским лесом. Дети: Здравствуй, здравствуй, добрый лес! Полный сказок и чудес. Мы пришли тебе помочь – Отправить злую Зиму прочь, Встретить новую Весну, Родную, долгожданную. Воспитатель: Ребята, посмотрите: здесь, в лесу, и, правда, не видно следов Весны, снег ещё не весь растаял, уныло и грустно вокруг. А как же мы будем задания Зимы искать в лесу? Дети: Можно по карте. Вот на столике лежит карта. Воспитатель: На столике стоит волшебная птичка. Она тоже заколдована Зи- мой, запоёт она только тогда, когда будут выполнены все задания. После каждого задания мы будем проверять, поёт ли наша птичка. Приступим к выполнению заданий, давайте рассмотрим карту. Где находится первое задание? Дети находят конверт с заданием под берёзой. 3. Задание № 1. Воспитатель: Зима подготовила непростое задание: я буду читать отрывки из стихотворений о деревьях, а вы должны сказать название и автора данного стихотво- рения. 1. Белая … (берёза) Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. 2. Возле речки, у обрыва, Плачет …, плачет … (ива). Может, ей кого-то жалко? Может, ей на солнце жарко? 3. Были бы у … (ёлочки) ножки, Побежали бы они по дорожке, Заплясали бы она вместе с нами, Застучали бы она каблучками 4. Зябнет … (осинка), Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мёрзнет в жару… Воспитатель: Берёза, ель, ива, осинка – что это? Дети: Деревья. Воспитатель: Где растут деревья? Дети: На участке, в лесу, в саду. Воспитатель: Как называется наш сибирский лес? Дети: Тайга. Дети с помощью карты ищут задание № 2.
62 4. Задание № 2. Ребус: зашифровано слово БОР. Воспитатель: Какое слово спряталось? (бор). Что такое бор? Дети: Это сосновый лес ( Показывают иллюстрацию). 5. Задание № 3. Дети под ёлкой находят корзинку с шишками, они закрыты тканью. Воспитатель: Как называются плоды сосны? (шишки) Дидактическая игра «Подбери слово». У сосны шишки - … (сосновые). У кедра шишки - … (кедровые). У ели - …. (еловые). У пихты - … (пихтовые). У лиственницы - … (лиственничные). Воспитатель: Сосна, ель, кедр – это какие деревья? Дети: Хвойные. Воспитатель: Почему они так называются? Дети: Их листья похожи на иголочки и называются хвоёй, отсюда деревья хвойные. Воспитатель: Какие ещё бывают деревья? Дети: Лиственные и плодовые (Дети называют их и показывают соответ-ствующие картинки). Игра «Собери шишки». Мальчики собирают сосновые шишки, а девочки – еловые. Подвижная игра «Ель, ёлка, ёлочка» 6. Задание № 4. Дети с помощью карты находят кроссворд: зашифровано слово КЛЕВЕР. Воспитатель читает загадки о ягодах, а отгадки в кроссворде. Загадки: 1. Растёт зелёная, поспеет чёрная, Помогает от болезней И для зрения полезна. (черника). 2. Бусы красные висят, Из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи. (малина). 3. Средь травы, в начале леса Зреет ягода-принцесса. Под листочки загляни-ка – Там краснеет … (земляника). 4. На болоте вдоль дорожки Ягод крупные горошки. Кто рассыпал столько бус – Красный цвет и кислый вкус? (клюква). 5. У речушки у лесной, На обрыве под сосной, Собирали Даша с Викой 63 Черноглазку- … (ежевику). 6. Листочки с глянцем, Ягодки с румянцем, А сами кусточки Не выше кочки. (брусника). Отгадывая загадки, дети показывают соответствующие картинки. 7. Инсценировка стихотворения «Цветы». Воспитатель: Что такое клевер? (цветок). Ребятки, вокруг себя повернись, и в цветочки превратись. Инсценировка стихотворения «Цветы». Дети под берёзой находят задание № 5. Игра «Собери цветок из лепестков» (ромашка, фиалка, незабудка). 8. Задание № 6. Воспитатель: В лесу растут разные …. (растения). А кто живёт в лесу? Дети: Дикие животные – медведи, волки, лисицы, лоси, олени, белки, зайцы. Задание № 6 дети находят с помощью карты на ёлке. Задание: угадать, какому животному принадлежит та или иная часть тела (части тел надо найти и подставить к нужному животному). Дидактическая игра «Угадай: чьё». - Чей хвост? - Лисий. - Чьи уши? - Заячьи. - Чьи лапы? - Медвежьи. - Чьи рога? - Оленьи. 9. Задание № 7. Задание дети находят под ёлочкой. Воспитатель: Всего один вопрос: Кто в лесу главный? (растения). Почему? Дети: Лесным жителям растения нужны для пропитания и для строительства жилищ. Если исчезнут растения, то насекомым, птицам, животным негде будет жить и нечем будет питаться. Воспитатель: Правильно. Лес – это дом для … (растений и животных). Лес – это богатство и краса, … (береги наши леса). Враг природы тот, … (кто лес не бережёт). Много леса – … (не губи), мало леса – … (береги), нет леса – … (посади). 10. Итог образовательной деятельности. Воспитатель берёт волшебную птичку, и она начинает петь. Воспитатель: Наша птичка запела, а это значит, что мы все задания выполни- ли. Давайте позовём Весну:
64 «Милая весна, проснись, Родная, отзовись». Появляется девочка Весна под музыку: Здравствуйте детишки, Девчонки и мальчишки. Видеть вас всех очень рада, И за помощь благодарна. С этого дня Зима не сможет меня больше заколдовать, и я вступаю в свои права. Спасибо вам большое за помощь. Воспитатель: Давайте вместе с Весной встанем в дружный хоровод и споём песню про наш сибирский лес. Дети исполняют песню на музыку А. Филиппенко «Северный хоровод». Весна: Накопилось у меня дел в лесу, пора приниматься за работу. А с вами, ре- бятишки, мы встретимся в городе. До свидания! До новых встреч! (Весна уходит) Воспитатель: Вот и пришла пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся с лесом: До свидания, милый лес, Добрый лес, могучий лес, Полный сказок и чудес! Звук паровоза. Дети под музыку Бурениной «Паровоз» возвращаются домой.
65 Р.Н. Гатауллина, В.Н. Галяфутдинова, В.Н. Нурмухаметова ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «МАША И МЕДВЕДЬ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ Цель: формирование основ этикета в процессе развития социально-бытовой ориентировки дошкольников с нарушением зрения. Задачи: 1. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к подаркам, игрушкам, вежливость, аккуратность. 2. Развивающие: развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление. 3. Образовательные: продолжать учить хорошим манерам поведения, общения. Активизировать словарь по данной теме. 4. Коррекционные: закреплять знания детей о частях тела, о деталях одежды, о пространственных отношениях (справа – слева), о специальных способах охраны зрения, обследования, навыки самомассажа; развивать навыки речевого общения. Материалы и оборудование: изображение солнышка, вид леса, дом, забор, плоскостные елочки, грибочки, кресло, три детских стола, книга, фломастеры, пластмассовый контейнер с игрушками; кукла с белыми волосами, в белом платье; большая кукла (подарок от Медведя), перышко, носовой платок, косынка, подарки для гостей (матрешки), магнитофон; фонограмма песен: «Что любит Мишка?», «Песня про варенье» из мультфильма «Маша и Медведь» и др. Образовательные области по ФГОС: социально-коммуникативное развитие, познавательное. Подготовительная работа: работа над проектом «Папа, подари мне куклу!», ра- зучивание индивидуальных стихотворений, самомассаж «Солнышко», гимнастика для глаз, песня-игра «Что любит Мишка?», приглашение гостей. Ход мероприятия Дети входят в группу, встают возле стульчиков на линию. Ведущая: Ребята, сегодня у нас много гостей, давайте, поздороваемся с ними. Дети: Здравствуйте! Исэнмесез! Ведущая: А теперь садитесь на стульчики (дети садятся). Посмотрите, какое красивое солнышко. Давайте, порадуемся солнышку! Самомассаж «Солнышко» Ведущая: Солнце лучик золотой Протянуло нам с тобой. (Дети протягивают руки вперед) Носики подставили, (Гладят носик) Щечки все поджарили, (Гладят щечки) Зажмурили глазки (Зажмуривают глаза) Считаем до 5: бер, ике, эч, дурт, биш. Во время счета незаметно появляется Медведь, садится в кресло, «засыпает». И оказались в сказке. (Включается волшебная сказочная музыка) Ведущая: Ребята, откройте глазки. Сценка 1. «Сон Мишки». Маша вбегает под веселую музыку, видит спящего в кресле Медведя, крадется. Маша: (хитро улыбаясь) 66 Около лесной дороги Мишка спит в своей берлоге. Мы его сейчас разбудим И посмотрим, что же будет. Маша пером щекочет Медведя. Медведь отмахивается, переворачивается с бо- ка на бок. Маша толкает, трясет Медведя, прыгает, пытаясь разбудить. Потом резко кричит в ухо. Маша: Мишка, вставай! Медведь испуганно вскакивает, машет ручками, падает на пол, хватается за сердце. Маша радуется, хохочет. Медведь: Как же ты меня напугала! Ведущая: Ребята, скажите, пожалуйста, Маша правильно поступила, разбудив так Медведя? Дети: Нет! Ведущая: Почему? Дети: Напугала Медведя, щекотала, толкала, кричала. Ведущая: Что нужно сделать Машеньке, как исправить свою ошибку? Дети: Извиниться. Маша: Извини меня, Миша, прости, пожалуйста. Медведь: Прощаю тебя. Больше так не делай! Ведущая: Ребята, как надо было будить Медведя, какими словами? (Дети отве- чают.) Давайте, Машеньке покажем, как надо будить утром. (Обращается к Медве- дю) Мишенька, ты ляг, пожалуйста, закрой глазки. Ребята, кто хочет разбудить Медведя? (Дети отвечают) Азалия попробует тебя разбудить. Азалия, подойди к Медведю, разбуди его, пожалуйста. Ребенок (подходит и говорит ласково): Мишенька, просыпайся, утро наступило. Вставай. (Медведь просыпается) Доброе утро! Медведь: С добрым утром! Ведущая: Молодец, Азалия, сядь на место. Кто еще хочет попробовать разбу- дить Медведя? (Ребенок показывает) (Обращается к Маше) Запомнила, Машенька? – Будить надо нежно, ласково, вежливыми словами «Доброе утро!», «С добрым утром!». Маша: Запомнила, запомнила… Сценка 2. «Кукла». Включается веселая музыка. Маша бежит к контейнеру с игрушками. Медведь сидит в кресле, читает книгу. Маша берет игрушки и начинает их раз- брасывать на пол. Потом берет куклу с белыми волосами, в белом платье, подбега- ет к Медведю, просит с ней поиграть. Маша: Мишка, Мишка, давай поиграем с куклой, которую ты мне подарил. Медведь не обращает внимания. Маша пытается отобрать книжку, но не полу- чается. Маша злится, задумывается, произносит: «Х-м-м!» и отходит от Медведя. Маша: (сердито) Не хочешь со мной поиграть?! Тогда я сама придумаю игру (Пристально смотрит на куклу, обращается к ней). Ну-ка, подарочек, в какую игру будем играть?.. Молчишь?.. Оказывается, ты говорить-то не умеешь. Да и бледная ты какая-то. Надо тебя разукрасить (Бежит к столу с фломастерами, передвигает его на середину комнаты, берет фломастер, подносит к кукле, разговаривает с ней). На ручках нарисую браслетики, на пальчиках колечки. И лицо твое раскрашу. Будешь
67 румяна и красива, как матрешка! (Радуется, хохочет) Медведь отрывается от книжки, испуганно смотрит на Машу. Медведь: Маша, не рисуй на кукле. Это же мой подарок! Маша: Теперь она моя, что хочу, то и делаю! Медведь: (Вскакивает с места, разводит руки в стороны) Маша, ну что же ты так небрежно обращаешься со своей игрушкой? Маша: Да, что с ней будет?! Я же так играю… Ведущая: (укоризненно) Машенька, разве так играют? Ребята, расскажите, по- жалуйста, Маше о правилах обращения с куклой. Ребенок 1: Слушай, Маша, нашу речь. Куклу надобно беречь! Ребенок 2: Нельзя на кукле рисовать. Нельзя ее бросать, ломать. Ребенок 3: Если кукла поломалась, Можно взрослых попросить Нашу куклу починить. Ребенок 4: Ссориться нам не годится, Надо куклой поделиться. Ребенок 5: Любишь с куклой поиграть – Люби на место убирать. Ведущая: В какие игры можно играть с куклой? Дети: Куклу можно купать, кормить, ходить в гости, укладывать спать, петь ей колыбельную, чему-то учить. перейти в каталог файлов | Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |