Материал: - костюмы для детей: Земля, божья коровка, жучок-паучок, пчёлка, 2 бабочки, земляника, гриб; - костюм для взрослого: Леший, Кикимора, Незнайка; - записи: «Лесные птицы», «Приход весны», «Звуки природы»; - интерактивная презентация «Все мы живём на одной планете!» - оформление шарами: солнце, небо, цветы, из лент – радуга, из бумаги – птицы; - плакат Земля, - рисунки о природе, - пословицы и поговорки, - картинки: «Лесные птицы», «Правила поведения в лесу», - 2 игрушки для игры «Чья команда прибежит первая?», - пирог для детей. Действующие лица: Взрослые: Ведущая, Леший, Кикимора, Незнайка Дети: Земля, божья коровка, жучок-паучок, пчёлка, 2 бабочки, земляника, гриб. Ход праздника (Вход, танец, дети встают полукругом возле стены) Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие! Мы рады снова видеть вас у себя в гос- тях, особенно в такой праздничный день, как сегодня. Именно весной пробуждается природа от долгого зимнего сна. Сегодня в яркий весенний день мы собрались, что- 78 бы отметить день рождения нашей планеты Земля. Ребенок: Здравствуй, наш веселый праздник, Славный праздник – День Земли. Вместе с вами мы сегодня Отмечать его пришли. Ребёнок: Здравствуй, планета. Здравствуй, Земля. Отныне мы дети твои и друзья. Отныне мы вместе большая семья Цветы и деревья, птицы и я! Ребёнок: Нам с каждым днём земля милей С её холмами, травами, лесами! Волнует сердце тишиной полей И журавлиный крик над небесами. Ребёнок: Дружат дети на планете, Звонкой дружбой, как весна. И одно нам солнце светит, И земля у нас одна! Ребёнок: Дружат дети на планете, Ты со мною, я с тобою. Кружит наши песни ветер Над планетой голубой. (Песня о весне) 1. Расцвели подснежники Голубые, нежные И под солнцем золотым Тают горы снежные. Припев: На дворе весна Плачет и смеётся, Птицы звонко запоют, Ручейком зальётся 2. Распускайтесь листики, Открывайтесь почки, Покажите лепестки Первые цветочки! 3. Стало небо голубым, Радостным, весёлым! И под солнцем золотым Всё вокруг зелёным! (дети садятся) Ведущая: Мы живем с вами на одной большой планете Земля, и нам надо научиться всем вместе беречь нашу Землю, жить в мире, в согласии. Я хочу, чтобы у нашей планеты получился настоящий праздник, чтобы вместе с нами радовались
79 насекомые и рыбы, звери и птицы, деревья и цветы. Ребята, посмотрите, как красиво сегодня в зале. Я вижу, что в нашем зале собрались те, кто знает, любит и бережет родную природу... Но мне кажется, что к нам кто-то в гости спешит… (Вбегает Незнайка) Незнайка: Привет! Как много здесь народу собралось. Да тут так много инте- ресного! И это всё вы сделали сами? (Осматривает выставку). Вы просто молодцы. А кто вы? Дети вместе с воспитателем: Мы – юные друзья природы! А ты кто? Незнайка: А вы что, меня не узнали? Да я же Незнайка! Ведущий: А наши дети-Знайки. Они много тебе могут рассказать о природе, о Родине, вот послушай. Ребёнок: Кружится планета, родная планета, Ладонями солнца она обогрета, Но станет планета намного теплей От песен и смеха счастливых детей. Ребенок: Я узнал, что у меня. Есть огромная родня: И тропинка, и лесок, В поле каждый колосок, Звери, птицы и жуки, Муравьи и мотыльки. Все, что рядышком со мною, Это все мое, родное! Как же мне в краю родном Не заботиться о нем! Незнайка: Да зачем же я буду заботиться о каких-то букашках да таракашках. Да зачем они вообще нужны? И вообще, что такое Земля? Ведущий: Незнайка, мы тебе расскажем, что такое Земля и для чего нужны её обитатели! Мы сейчас окажемся на лесной полянке!.. (музыка)… Вот посмотри, жучок-паучок куда-то спешит. (Выход под музыку жучка-паучка, выполняет танцевальные движения) Ведущая: Жучок-паучок, ты знаешь, что такое Земля? Жучок-паучок: Конечно, знаю. Жу-жу-жу. Земля там, где я живу. А живу я в земле, и не мешайте мне, жу-жу-жу. (Появляется божья коровка, выполняет танцевальные движения) Ведущая: Дети, смотрите, божья коровка! Божья коровка, куда ты так спешишь? Божья коровка: Спешу я по травинке к утренней росинке. Я умоюсь, освежусь И на другом листочке окажусь. Под листочком отдохну. По травке дальше поползу. Ведущая: Божья коровка, а что такое Земля? Божья коровка: Ах, Земля, на ней живу и ползаю я! 80 Ведущая: Вот летит пчелка, жужжит и ужалить норовит! (Выход пчёлки, танцевальные движения) Ведущая: Пчелка, а что такое Земля? Пчёлка: Дом мой уликом зовется, и стоит он на Земле. В нем мы песни напеваем, Соты медом наполняем. Сады, луга – Земля моя, Я живу на ней, друзья! (Вылетают бабочки, танцевальные движения) Ведущая: Бабочки-красавицы, что вы тут летаете? Бабочки: Мы пыльцы насобираем, Из него мы клея сварим. Будем строить себе дом, Будем жить зимою в нем. Ведущая: Бабочки, а что такое Земля? Бабочки: Вот цветы, они в Земле растут, А под каждым цветком будет нам и стол и дом. Земля?… Так мы на ней живем! (Выход земляники, танцевальные движения) Ведущая: Вот и земляничка, ягодка лесная. Расскажи нам, милая, что для тебя Земля родная? Земляничка: Корешки мои в земле, Знать расту я на земле. Именем своим горжусь, Земляникою зовусь. Я Землею дорожу, Ведь на ней же я расту! (Выход гриба, танцевальные движения) Ведущая: Гриб, ребята, посмотрите! Он стоит на ножке белой. Гриб: И зовусь я грибом белым. Ведущая: Гриб, ответь нам, что такое Земля? Гриб: Я скажу вам, не тая, Что мой дом она – Земля. Потому как все грибы Прорастают из Земли. Незнайка: Вот спасибо вам, друзья, теперь я знаю, что такое Земля! Ведущий: Что ж, Незнайка, а теперь повеселись вместе с нами! Незнайка: С превеликим удовольствием! (Общий танец) Ведущая: Незнайка, а ты любишь в игры играть?
81 Незнайка: Конечно, люблю… Ведущая: Наши дети тоже любят играть. Давайте поиграем в игру «Запомни, повтори»: Слушай, Незнайка, и запоминай вместе с ребятками: 1. Если я скажу «солнышко» – поднимаем руки вверх, изображаем лучики. 2. Если я скажу «дождь» – топаем ногами. 3. Если я скажу «елочка» – опускаем руки вниз. 4. Если я скажу «бабочка» – машем руками и кружимся вокруг себя. Ведущая: Ну что ж, молодцы, всё показали правильно. (Слышится пение птиц) Незнайка: А это что за звуки?.. По-моему, это кто-то поёт? Ой, как красиво!.. Ведущая: Незнайка, да это же лесные птицы, неужели ты не слышал, как они поют? Птиц надо знать, они дороги нам как часть родной природы. Они приносят нам большую пользу: уничтожают вредных насекомых и гусениц, сохраняют леса и парки. Их веселое пение придает нам бодрость, дарит нам радость. Ребятки, давайте скажем Незнайке, какие птицы живут в лесу? Дети: Кукушка, сова, дятел, свиристель, клёст, снегирь, сорока… Ведущая: А ещё, Незнайка, дети знают пословицы про птиц и сейчас их расскажут. Дети: - Лес без птиц и птицы без леса не живут. - Птицы – украшение леса. - Давайте с птицами дружить и этой дружбой дорожить. - Птиц, зверей оберегай и всегда им помогай. - Будут птицы на свободе – вредных гусениц не будет в огороде. Ведущая: Ребятки, давайте весёлую песенку споём, пусть Незнайка послушает. («Выглянуло солнышко»), 2 линии – мальчики, девочки 1. Выглянуло солнышко, Блещет на лугу, Радугу и солнышко Я в руках несу! И цветы над речкою, Песню и зарю Всё, что утром встречу я Солнцу подарю! 2. День искрится радостью Вдаль меня манит, Надо мною радуга Весело звенит, У реки над ивою Слышу соловья Самые счастливые В этом мире мы! Ведущая: Молодцы. Вы слышите, какой-то шум раздаётся?.. (Под музыку в зал вбегают Кикимора и Леший) Кикимора: Ты хоть что-нибудь плохое в лесу сделал сегодня? Леший: Ой, да я сегодня постарался. Где твоя книга «злых дел», ты всё туда скорее запиши.
82 Кикимора: Да что ты такого злого сделал? Леший: Берёзу сломал, муравьёв разогнал, муравейник разорил, цветов редких из Красной книги нарвал целую кучу и в ручей бросил, птичье гнездо разорил. Кикимора: Хи-хи! Ну, ты и молодец! Давай запишем (достаёт грязную лохма- тую книгу и огрызком карандаша пишет). Вместе читают: «Панорама злых дел». Леший: А ты что натворила? Кикимора: Воды намутила. Рыбу разогнала. Людей на болоте напугала. Чуть не утопила. Аисту на ногу наступила, лягушонка палкой гоняла. Мусора всякого в реку накидала. Давай, Леший, все записывай. Ведущая: Вы кто такие? Кикимора: А разве вы нас не знаете? Леший: Как же так. Все нас знают и боятся. Ведущая: Ребята, разве мы будем таких злодеев терпеть? Леший: А что такое? Вы посмотрите, сколько мы за день переделали (достает «Панораму»). Ведущая (читает): Панорама злых дел. Сколько же вы беды земле причинили. Деревья сломали, муравейники разорили. Так если все будут уничтожать, рвать, ло- мать, так и жизни на Земле не будет. И нас не будет. И вас не будет. Леший и Кикимора вместе: Нас не будет! А что же теперь делать? Ведущая: Дела добрые надо делать, Землю беречь и любить. Надо «Панораму добрых дел» заводить, как у наших ребят. Вот послушайте наших ребят, что они вам расскажут о природе! (Дети рассказывают экологический гимн) Ребенок: Давайте будем беречь природу. Зверюшек, птичек, воздух и воду. Беречь давайте леса с цветами, Пусть светит солнце над всеми нами! Ребёнок: Давайте будем к тому стремиться, Чтоб нас любили и зверь, и птица, И доверяли повсюду нам, Как самым верным своим друзьям. Ребёнок: Давайте будем дружить с природой И охранять её всем народом. Все станем дружной, большой семьёй, Чтоб стал счастливым весь шар земной! Кикимора и Леший вместе: Мы тоже хотим дружить с природой, мы больше не будем совершать злые поступки. Ведущая: Вот и хорошо, а теперь мы предлагаем вам поиграть с нами. Сейчас мы проведём эстафету «Чья команда первая прибежит?». Кикимора, ты играй с де- вочками, а ты, Леший, с мальчиками (дети строятся в 2 команды). Правило: нужно бежать от старта до финиша, оббегая цветок и передавая игрушку мишку и ёжика следующему игроку. (Игра-эстафета «Чья команда прибежит первая?») 83 Ведущая: Молодцы, а ещё, Кикимора и Леший, послушайте песенку о доброте и бережном отношении к природе! (Песня «Дорогою добра»), полукруг 1. Нас на планете много, У всех одна дорога, Леса, поля и реки Встречаются в пути. Мы за руки возьмёмся, Друг другу улыбнёмся, Иди, мой друг, всегда Иди дорогою добра! 2. И верим, всё мы сможем, Природе мы поможем, Ведь это очень здорово Кому-то помогать! Деревьям, насекомым, Зверюшкам незнакомым, Иди, мой друг, всегда Иди дорогою добра! (садятся на места) Ведущая: Ну, что всё поняли? Идти нужно дорогою добра и всем помогать! Кикимора и Леший вместе: Спасибо вам, что научили нас, мы всё поняли. Бу- дем дружить с природой, будем мы её беречь! Ведущая: Вот вам на память от нас «Панорама добрых дел», возвращайтесь к себе и всем в лесу рассказывайте о добрых делах, и сами ими занимайтесь! (Уходят) Незнайка: Ребята, кажется, у нас появились новые помощники в добрых делах. Я думаю, что теперь они полюбят нашу Землю и будут ее беречь. Вместе добрые дела делать веселее. Ведущая: Незнайка, а ты знаешь, как вести себя в лесу? Незнайка: А что, разве есть правила? Ведущая: Да ты у ребят спроси. Незнайка: Ребята, неужели есть? Да быть не может. Зачем они нужны? Ходи себе по лесу, делай что хочешь, вот и всё. Ведущая: Нет, Незнайка, неправильно! Наши дети знают правила. Послушай первое правило Дети: Не сори! Ведущая: Второе правило. Дети: Не шуми! Ведущая: Третье правило Дети: Не губи! Незнайка повторяет: Не сори! Не шуми! Не губи! Ребёнок: А ещё ходить нужно спокойно, любоваться красотами леса, наблюдать за обитателями, правильно собирать грибы и ягоды. Можно угостить муравьев ку- сочком сахара. Ведущая: Чтобы лучше запомнить правила поведения в лесу, давайте поиграем в игру «Если я приду в лесок», а ты, Незнайка, тоже поиграй с нами (все говорят да
84 или нет). - Если я приду в лесок и сорву ромашку, (нет) - Если съем я пирожок и выброшу бумажку, (нет) - Если хлебушка кусок на пеньке оставлю, (да) - Если ветку подвяжу, колышек поставлю, (да) - Если разведу костёр, а тушить не буду, (нет) - Если сильно насорю и убрать забуду, (нет) - Если мусор уберу, банку закопаю, (да) - Я люблю свою природу, я ей помогаю. (да) Ведущая: Молодцы, ребятки, научили Незнайку беречь природу, теперь он всем своим друзьям расскажет, что дети из детского сада № 28 «Лесная сказка» группы № 6 являются защитниками природы и оберегают свою землю. Что ж, праздник про- должаем и на танец приглашаю! (Танец «Мы дети солнца!») дети садятся на места Незнайка: Спасибо вам, ребята, я так много узнал нового и полезного! Какие же вы добрые, заботливые, воспитанные. А мне пора возвращаться в свою Цветочную страну. Побегу всем нашим о вас расскажу. До свидания! (Незнайка убегает) Ведущая: Хочу напомнить вам. Что сегодня мы отмечаем День рождения Земли, а какой же День рождения без Каравая! (Под музыку в середину зала девочка Земля выносит каравай) Ведущая: Ребятки, Земля к нам в гости пришла, давайте ей споём каравай! Вставайте все в кружок. (Дети становятся в круг, исполняют «Каравай») На весёлые именины испекли мы каравай, Вот такой вышины, вот такой нижины, Вот такой ширины, вот такой ужины. Каравай, каравай, ты планету уважай. Землю ты не обижай и цветы на ней сажай! Земля: Я, Земля, принесла вам не только каравай, но и твёрдое правило от Зем- ли-матушки. Запомните его, друзья. «Встал поутру, умылся, оделся, привел себя в порядок. И сразу же приведи в порядок свою планету. Помните, от Вас зависит, какой буду я, Земля. Берегите и охраняйте меня. И пусть на Земле всегда будет праздник!» Ведущая: Спасибо, тебе, Земля за каравай, мы всех угостим… Пусть Земля – родная наша – Год от года будет краше, Мы не гости на планете, Помните об этом дети! Научите мир беречь! Счастья всем! До новых встреч! 85 Л.В. Суханова ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА Современный социальный мир нашей страны сложен, противоречив и не од- нозначен. Порой даже мы, взрослые мамы, учителя и воспитатели, не в состоянии понять и воспринять окружающую действительность. Многие злободневные ситуа- ции ставят нас в тупик, заставляют задуматься о дальнейшей жизни. А, как известно, наше будущее – дети. Конечно, все родители мечтают о хороших детях. Мы хотим, чтобы наш малыш рос умным, здоровым, счастливым. Пытаясь заглянуть в его бу- дущее, мы думаем о том, чтобы он не потерялся в жизни, занял в обществе достой- ное место, состоялся как личность, реализовал себя. Трагедия для семьи, если в ней вырастили человека неспособного ориентироваться в жизненных обстоятельствах. Поэтому приобщать ребенка к социальной действительности необходимо с самого рождения. Детство – важный период познания мира. Ребенок, в силу отсутствия жизненно- го опыта и особенностей развития, воспринимает окружающий социальный мир по- своему. Объем представлений ребенка о явлениях общественной жизни во многом определяет его умственное и нравственное развитие. Чем правильнее и ярче будут впечатления, тем интересней и разнообразней будет их жизнь. Процесс ознакомле- ния детей с окружающей действительностью сложен. Следует учитывать комплекс- ный подход: одновременно решать задачи умственного развития и нравственного воспитания. Дети раннего возраста находятся у истоков познания окружающего ми- ра. Именно в этом возрасте у них формируются первичные представления об окру- жающем социуме, они овладевают речью, способами умственной деятельности, про- являют интерес к познанию, формируется отношение к окружающим. Дети очень наблюдательны, способны подмечать каждую мелочь, копировать взрослых и подражать им. Способность наблюдать помогает проникнуть в мир глубже, познать его лучше. Наблюдательность ребенка опирается на его любозна- тельность. Маленькие дети все желают знать. Наблюдая за окружающим миром, де- ти делают свои выводы, оценивают события. Ошибочные выводы и неадекватная оценка формируют неверное представление о социальной морали и взаимоотноше- ниях. Задача взрослого – сформировать достойного члена общества, успешно социа- лизированного. Приобщение детей раннего возраста к социальной действительности направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нрав- ственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуля- ции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости и сопереживания, формирование готовности к сов- местной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения к сообществу детей и взрослых, формирование позитивных установок к различным видам деятельности, формирование безопасного поведения в социуме. Дошкольное образование рассматривается как сфера социокультурной деятельности, связанная с целенаправленным организованным процессом становления личности путем введе- ния ее в социум. Дошкольное образование обеспечивает каждому ребенку условия, в 86 которых он окрепнет духовно и физически, созреет интеллектуально, получит необ- ходимый социокультурный опыт. В нашей группе мы стараемся обеспечить малышей насыщенной предметно- развивающей средой, ведь именно окружающий ребенка мир является предметом познания и воспитания. В социально-коммуникативной области мы расположили материал для приобщения малышей к общественной жизни. Это пособия и дидакти- ческие игры, направленные на усвоение моральных норм и человеческих ценностей, знакомящие с культурой поведения и правилами общения, формирующие нрав- ственные и эстетические чувства. Для примера приведу несколько игр. Дидактическая игра «Солнечный зайчик» Для этой игры потребуется всего лишь зеркало с ушками и мордочкой зайчика. Игра формирует дружелюбное отношение друг к другу, развивает атмосферу тепла, любви и ласки. В ясную погоду предлагаю малышам поиграть с солнечным зайчиком, поймать его, протянуть ладошки, передать его по кругу, согреться его теплом. В другом вари- анте игры с нашим зайчиком мы предлагаем детям улыбнуться или посмеяться, гля- дя в зеркало и произнося «ха-ха-ха». Эта игра очень нравится детям, они эмоцио- нально заряжаются, в группе устанавливается доброжелательная теплая обстановка. Дидактическая игра «Сундучок» В этой игре дети должны положить в сундучок сердечки, называя «волшебные» или добрые слова. Данная игра обогащает словарный запас и формирует культуру речи. Дидактическая игра «Рукавички» Раздаю детям по одной рукавичке, включаем музыку и предлагаем подвигаться. При остановке музыки дети должны найти свою пару, такую же одинаковую рука- вичку и взяться за руки. Игра помогает сплотить коллектив, учит доверию и друже- любному взаимоотношению, развивает наблюдательность и ориентировку в про- странстве. Дидактическая игра «Колпачок» Необычным способом надевая и передавая колпачок, дети произносят свое имя, называют себя ласково или здороваются. Задание зависит от поставленной цели. Игра сближает детей, учит соблюдать очередность и прививает уважительное отно- шение друг к другу. Дидактическая игра «Чистюля» На карточках изображены различные предметы – чистые и грязные. Ребенку нужно классифицировать предметы по общему признаку. Игра формирует навык чистоплотности и аккуратности, прививает эстетический вкус, совершенствует куль- турно-гигиенические навыки. Дидактические игры учат малышей взаимодействовать друг с другом и с взрос- лым, развивают социальный и эмоциональный интеллект, формируют социально- коммуникативные речевые умения. Особое внимание мы уделяем игрушкам. Через игрушку малыш познает много- образие жизни, игрушка отражает социальный и технический уровень общества, формирует развитие социальных чувств. С первых дней пребывания в группе приви- ваем детям бережливое и аккуратное отношение к игрушкам. Напоминаем о необхо- димости убирать все на свои места. Дети очень любят играть в сюжетно-ролевые игры. Именно в них малыши вос- производят быт и поведение взрослых. В игре выстраивается своеобразная модель 87 мира, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать. В нашей группе сформи- рованы «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Кухня». С малышами мы ле- чим, наводим красоту, покупаем продукты, вкусно готовим. В данных играх мы учим детей правильной последовательности действий, сопере- живанию и сострадательному отношению, вежливому и культурному обращению, чи- стоплотности и аккуратности, приводим наглядный пример образованного социума. Дети любят отмечать «День рождения Зайки», навещать «Больного Мишку», хо- дить «В гости к Кате». Эти игры для малышей – целое событие. Надо привести себя в порядок, пожелать приятного аппетита, поблагодарить за поданное угощение. Ор- ганизация таких игровых ситуаций помогаем малышам получить необходимый опыт культурного поведения. Иногда вечером детям предоставляется возможность пойти в гости в соседнюю старшую группу. Малышам общение со старшими детьми и наблюдение за ними приносит большую радость, а детям старшего возраста нравится ухаживать и опекать малышей. Такое общение на пользу обеим сторонам. Огромное значение для приобщения малышей к социальной действительности имеют беседы, наблюдения, упражнения, обсуждения различных ситуаций. Поощре- ние взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека. Художе- ственная литература является источником знаний и чувств ребенка. Изобразительное искусство, иллюстрации и картинки расширяют представления детей о мире, форми- руют эстетические и нравственные качества. Ребенок очень глубоко воспринимает прекрасное – значит, его нужно знакомить с произведениями и творениями человека, показать и рассказать, не полениться и ответить на все его вопросы. Взрослые не должны позволять себе находиться в плохом или безразличном настроении, ведь дети очень чувствительны к поведению взрослых. Каждое слово взрослого воспри- нимается как неоспоримая истина, поэтому нельзя допускать обмана, чтобы не подо- рвать его веру и доверие. Продуманная и целенаправленная педагогическая работа учит ребенка размышлять, обогащает новыми знаниями и умениями, воздействует на развитие человеческих, социальных чувств. Ранний возраст – время активного приобщения к социальной действительности. Малыши очень эмоциональны и можно правильно направить их эмоциональное раз- витие, пробудить добрые чувства, привить гуманное отношение. Малыши очень до- верчивы и их легко заинтересовать. Они любопытны и любознательны. Это самое подходящее время закладывать крепкий надежный фундамент правильных знаний и достойного воспитания. Задача взрослого – обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с социу- мом. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких вос- питательных результатов. Взаимодействие эффективно при условии, что педагоги и родители доверяют друг другу, понимают и принимают общие цели, методы и сред- ства социального развития Мы хотим видеть наших детей в будущем в таком мире, где мы сами действительно хотели жить. | Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |