Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Сборник профориентационных


НазваниеСборник профориентационных
Анкор3 .pdf
Дата30.04.2019
Размер0.61 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла3.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#47474
страница1 из 5
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5
Профессиональная ориентация учащихся в помощь профконсультанту
СБОРНИК
профориентационных
игр

деловые игры

упражнения

сценарии

В данном сборнике собраны профориентационные игры, упражнения, темы
классных часов, тренинги, которые предназначены для работы с учащимися 7-х—
11-х классов. Эти методики рассчитаны на реальные условия работы в школе
(ограниченность временем урока, необходимость работы с целым классом и т.
п.). При проведении профориентационных или психологических курсов подобные
игры могут быть использованы в дополнение к диагностическим процедурам,
дискуссиям, индивидуальным консультациям и лекционным формам работы. Опыт
показал, что если они по времени от общего количества часов занимают
примерно 25—30 %, то воспринимаются учащимися не как «развлечение», а как
естественная форма работы.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
Профессиональная ориентация, выбор профессии, выбор конкретного вида деятельности, проблема вечная, она существует столько же, сколько существует разделение труда в обществе, Ни одно поколение никогда не уходило от вопроса «Кем быть?» и решало свое профессиональное самоопределение на разных уровнях, руководствуясь различными мотивами.
Практический опыт и научные исследования показывают, насколько сложным является процесс выбора профессии. Поиски призвания отнимают у человека много времени и не всегда приводят к успешному решению. Каждый ищет по-своему, методом проб и ошибок, а порой и путем доказательства от противного. Многие вообще не осознают необходимости и важности самоопределения в жизни. Отсюда поздние раскаяния, неудачи, растерянность и душевные кризисы. Человек, сориентированный в мире профессии, обладающий коммуникативными навыками и элементами делового общения, успешно ориентируется в нашей сложной нестабильной обстановке, ему легче избежать стресса, переносить неудачи.
Классный час
Тема: Формирование профессиональной направленности
Если требования, предъявляемые профессией к работающему, совпадают с его личными качествами и возможностями, то говорят о профессиональной пригодности.
Другими словами, профессиональная пригодность - это гармония человека и его дела.
Пригодность к профессии характеризует успешность овладения профессией и удовлетворенность человека своим трудом. В основе первого показателя лежат прежде всего способность индивида, индивидуально-психологические особенности человека, которые помогают ему добиваться успеха в деятельности, но не сводятся к знаниям, привычкам, навыкам. Мы говорим, что учащийся обладает хорошими материальными способностями, если он при прочих равных условиях быстрее, чем товарищи, усваивает доказательства теорем, находит новые способы решения задач. Литературные способности проявляются в оригинальности письменного изложения мыслей.
Различают общие и специальные способности. К общим способностям относятся трудолюбие, внимательность, сообразительность, целеустремленность. Эти качества важны во всех видах деятельности. Специальные способности обеспечивают успех в узком круге видов деятельности (например, зрительная память, понимание людей, хорошая чувствительность рук). Успешная работа по любой профессии возможна только при сочетании общих и специальных способностей.
Способности проявляются только в деятельности, с которой связаны. Нельзя, например, говорить, что у человека нет музыкальных способностей, если он никогда не пробовал играть на музыкальном инструменте или петь. Чтобы выявить свои способности, нужно действовать.
Способности человека не являются врожденными. Ребенок рождается с задатками- определенными физиологическими особенностями строения мозга, органов чувств и движения. Они выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. На основании одних задатков могут возникнуть различные способности
в зависимости от требований деятельности. Систематические занятия учащегося, например, электротехникой могут развить его технические способности. Упорные тренировки могут развить на первый взгляд слабые способности спортсмена.
Если у человека нет необходимых для избираемой деятельности способностей, он может либо отказаться от своего выбора и переключиться на нечто либо другое, либо вспомнить о замечательном свойстве психики человека - компенсации. Например, медлительность во многих случаях можно компенсировать предусмотрительностью и тщательностью, плохую память систематическим ведением записей, использованием картотеки. Однако существует широкий спектр специальностей и профессий, для которых важно иметь специальные способности, причем отсутствие их невозможно компенсировать. К таким профессиям относятся музыкальные, художественные, литературно-сценические и др. Каждому выбирающему профессию важно попробовать себя в разнообразных видах деятельности и научиться выявлять свои способности.
О непригодности человека к определенному труду можно говорить, если у него имеются отклонения в состоянии здоровья, которые будут усугубляться в деятельности или мешать ее выполнению. Поэтому для того, чтобы не совершить ошибки при выборе профессии, всем, кто стоит на пороге самоопределения, нужно предварительно проконсультироваться с врачом. А прямо сейчас мы с вами определим степень вашей физической подготовки.
Задание 1
Частота пульса у нетренированного взрослого человека колеблется в норме от 60 до
90 ударов в минуту. Измерьте свой пульс в состоянии покоя (41-60 уд/мин- отличный результат;
61-74- хороший;
75-90- удовлетворительный; более
90- неудовлетворительный, следует обратиться к врачам).
Задание 2
Известный врач Н.А. Амосов для оценки физического состояния рекомендует пробу с приседанием. Стоя (ноги вместе) сосчитать пульс за 30 секунд. Затем в медленном темпе сделать 20 приседаний, поднимая вперед и сохраняя туловище прямым. После снова подсчитайте пульс. Увеличение менее 25% - отличное состояние организма, 2550% - удовлетворительной, на 75% и более - неудовлетворительный.
По своему влиянию на организм все профессии можно разделить на 6 групп:
1.
Профессии, в условиях которых полностью отсутствуют неблагоприятный производственные факторы (продавец промтоваров, оператор ЭВМ, менеджер, художник-модельер). Рекомендовать их можно почти всем, имеющим склонность и способность.
2.Профессии отличает не постоянное или умеренное воздействие не благоприятного фактора, например повышенной или пониженной влажности. Эти профессии (повар, продавец овощного магазина) могут быть рекомендованы тем, у кого хорошо развиты терморегуляция, органы дыхания и сердечно-сосудистая система.
Профессии с воздействием нескольких неблагоприятных факторов (ткачиха - повышенная температура воздуха, запыленность, постоянный шум). Эти профессии не могут быть рекомендованы лицам с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, дыхания, органов слуха.
3.Профессия с тяжелыми и вредными условиями труда (сталевар, шах тер, водолаз). К работе по ним допускаются только лица, достигшие 18 лет с очень
высоким индексом физического состояния.
4.
Профессии, деятельность по которым проходит в обычных условиях, но предметы труда требуют особо бережного отношения со стороны работника. Чтобы исключить возможность заражения детей, продуктов питания к контакту с ними не допускаются бациллоносители или с хроническими инфекциями (воспитатель детского сада, кондитер, фармацевт).
5.Профессии, требующие повышенной напряженности работы определенных органов. Если эти органы недостаточно выносливы у человека, то такая деятельность ему противопоказана (нарушения органов зрения - чертежник, сборщик часов и микросхем; органов слуха - стенографистка, автослесарь; органов обоняния - повар).
Домашнее задание:
Обратите внимание, какие ощущения у вас возникают после поднятия на 4 этаж: легко дышится, нет неприятных ощущений - хорошая физическая подготовленность; одышка на 4 этаже - средняя: на 3 этаже - плохая.
В заключение занятия с учащимися проводится профориентационная игра
«Подарок» и опросник КОС.
Профессиональная игра «Подарок»
Вданном игровом упражнении несколько необычным образом специально организуется обсуждение некоторых особенностей конкретной рассматриваемой профессии, что позволяет участникам лучше осознать специфические моменты данной профессиональной деятельности.
Инструкция: «Представьте, что у нас есть общий друг, который пригласил всех на свой день рождения, Отказаться и не пойти никак нельзя. В течении 30 секунд каждый должен придумать, какой он сделает подарок своему другу». При этом важно выполнить 3 условия:
1.Подарок должен содержать намек на его профессию;
2.Подарок должен быть с «изюминкой «, т.е. веселым, необычным (предлагается, что друг - это человек с юмором, который может даже обидеться, если ему подарят что-то обычное, как бы откупиться).
3. Подарок должен быть доступен по цене. Вместе с группой ведущий определяет, что это за воображаемый друг. Определяется, мужчина это или женщина, примерный возраст и обязательно, какая у него (у нее) профессия.
Когда называется подарок, ведущий или любой участник могут задавать уточняющие вопросы. Например, какое отношение имеет подарок к профессии друга, сколько подарок будет стоить и т. п. такие вопросы играют дополнительную активизирующую роль, поскольку заставляют участников более ответственно и обосновано предлагать свои варианты подарков. Обосновывая свои варианты подарков, игрок вынужден соотносить с особенностями рассматриваемой профессии и таким образом фактически раскрывать наиболее интересные элементы данного профессионального труда. В конце игры определяется, чьи подарки оказались наиболее интересными.
Игра «Стажеры-инопланетяне»
Игра служит для знакомства учащихся 7-х—9-х классов (а в более усложненном варианте — и для учащихся 10-х— 11-х классов) с основными структурными
подразделениями различных предприятий и организаций, а также для выработки умения соотносить качества работника с требованиями профессий. По времени методика занимает около урока. Для игры требуется обычная классная доска. Общий порядок проведения методики следующий.
1.
Еще до того как будет объявлено название игры, следует выбрать двух добровольцев на главные роли.
2.
Далее оглашается название игры и классу предлагается примерно следующая инструкция: «Планета Земля недавно установила контакт с другой цивилизацией.
Начался период интенсивного изучения друг друга: наши специалисты летают на новую планету, а оттуда летят специалисты к нам. Вот два специалистаинопланетянина, изучающие профессиональный труд, прибывают на одно типичное земное предприятие (в организацию), чтобы не только понаблюдать за работой различных профессионалов, но, по возможности, самим попробовать некоторые земные профессии на себе, как бы «постажироваться». Посмотрим, насколько это получится у наших гостей из космоса. В роли инопланетян будут два наших добровольца, а все остальные — в роли руководителей различных служб предприятия, профиль которого мы еще определим чуть позже поточнее».
3.
После этого все вместе (и руководители, и инопланетяне) уточняют, какое предприятие (или какую фирму) они хотели бы рассмотреть в нашей игре. Ведущий выписывает название этого предприятия на доске и обязательно уточняет, что именно производит это предприятие или что делает данная фирма.
Далее все вместе определяют, какие основные службы имеются на данном предприятии. Ведущий может подсказать учащимся типичные подразделения, которые, как правило, имеются на самых разных предприятиях: дирекция, плановоэкономический отдел, бухгалтерия, отдел кадров, отдел сбыта и снабжения, транспортная служба. охрана и т. п
1
. В зависимости от профиля организации могут быть выделены: вычислительный центр, конструкторские отделы, конкретные производственные цехи и участки, а также склады, столовые, рекламные службы, административно-хозяйственные службы, пожарная охрана и даже социальнопсихологические подразделения.
Ведущий выписывает
10—15 таких подразделений на доске (см. пример в табл. ). Можно также отдельно представить основные структуры предприятия в виде несложной схемы, но на доске при этом основные подразделения (и соответствующие профессии) обязательно должны быть представлены в виде перечня. Следует помнить, что из-за ограниченного времени просто невозможно выписать все возможные службы, поэтому выписывается лишь то, что как-то заинтересует учащихся.
Только после этого двум главным игрокам (инопланетянам) предлагается выйти на 2—3 минуты в коридор и представить свой облик, который по условию игры должен сильно отличаться от облика жителей нашей планеты. При этом рост инопланетян не должен превышать трех метров, а вес — пятисот килограммов.
Придумав свой облик, игроки должны будут затем быстро нарисовать его на доске и кратко прокомментировать некоторые свои особенности (особые достоинства и обязательно какие-то недостатки).
5. Пока инопланетяне готовятся в коридоре, ведущий с оставшимися игроками тренируется, как можно было бы определять готовность различных инопланетных существ для работы по земным профессиям. Для этого он быстро рисует на доске какое-то необычное существо и предлагает кому-то из учащихся представить себя
на месте начальника одной из выписанных на доске служб нашего предприятия и сказать, сможет ли такое существо успешно трудиться в его службе или нет и попытаться объяснить, почему он так считает. Поскольку все прекрасно понимают условность игры, то более важной является именно идея необычного существа, что не требует от ведущего

Например, при проведении игры с учащимися, ориентированными на
профессии нефтегазовой отрасли, следует рассмотреть типичную ор-
ганизацию по добыче нефти и газа с соответствующими профессиями,
если рассматривается предприятие по производству автомобилей, то
соответственно рассматриваются подразделения и профессии этой
организации и т. п выступать в роли «художника», пытающегося
изобразить что-то выдающееся (важна идея, пусть даже выполненная
несколько неаккуратно).
6.
Далее приглашаются инопланетяне, быстро рисуют свое изображение на доске, кратко комментируют то, что нельзя было отобразить на рисунке, а также отвечают на уточняющие вопросы. Ведущий должен проследить за тем, чтобы таких вопросов было немного, иначе игра превратится в сплошную
«пресс-конференцию».
7.
После этого учащиеся в классе начинают высказываться о пригодности таких стажеров-инопланетян к работе по земным профессиям. Порядок высказывания следующий: учащийся просит слова (поднимает руку, как это часто делается и на «взрослых» производственных совещаниях); называет своѐ подразделение (он выбирает его самостоятельно из перечня; выписанного на доске); говорит, смогут или не смогут инопланетяне работать по типичной для данного подразделения профессии и обязательно объясняет, почему он так считает. Высказывания инопланетян отмечаются на доске напротив конкретных подразделений (например, если, по мнению самих инопланетян, они не подходят для данной профессии, то ставится «минус», если подходят —
«плюс», а если мнение неопределенное — «знак вопроса»). Далее поэтому поводу кратко могут высказываться и остальные игроки (насколько они согласны с доводами только что выступившего «руководителя»). Только потом, в завершение могут кратко высказаться и основные игроки (смогут они работать в качестве стажеров по рассматриваемой профессии или нет и почему). Высказывания школьников также отмечаются на доске в другой коло-ночке, размещенной рядышком («плюсы», «минусы» и «вопросы»).
Может высказываться и сам ведущий, корректируя ошибочные представления учащихся, но если их мнения и обоснования окажутся в основном верными, то ведущему лучше помолчать. Мнение ведущего также отмечается в отдельной колоночке на доске, напротив каждого рассматриваемого подразделения (см.пример — в табл.)
Пример заполненной таблицы для игры «Стажеры-инопланетяне».
Обозначения: «плюсы» — инопланетяне подходят для данной работы, «минусы» — не подходят, «вопросы» — неопределенное мнение
Подразделения и
профессии
автомобильного завода
Мнения
инопланетян
Мнения
класса
Мнение
ведущего игры
Цех сборки автомобилей
+
+,+,+,-,-
?
Испытательный полигон
+,?
+,+,+
+
Отдел технического контроля
+
+
+
Планово-экономический отдел
+
+
+
Администрация предприятия
-,?
-,-,?
?
Бухгалтерия
+
+,-
+
Охранное подразделение
+
+,+,?
+
Столовая
-,?
?,-,-,-,-
-
8.
Разобравшись с одной профессией, ведущий предлагает перейти к другому подразделению и также просит кого-нибудь выступить в роли «руководителя» и т. д. Обычно за урок удается рассмотреть около 7—10 профессий, что не так уж и мало, ведь в игре преследуется цель не только познакомить учащихся с подразделениями предприятия и типичными профессиями, но и научить их самостоятельно соотносить возможности работника с этими профессиями. Необычная игровая инструкция, а главное, использование необычных «возможностей» привносят в занятие дополнительный интерес и интригу. Поэтому, если в ходе игры будут возникать шутки и смех, следует отнестись к ним с пониманием, ведь сама игра провоцирует воображение. Спокойнее надо относиться и к ситуации, когда главные игроки (инопланетяне), «хохмы ради» изобразят на доске несколько нелепое существо, поскольку вполне может оказаться, что и для него подойдут некоторые профессии. Естественно, все эти шутки должны касаться представленных образов инопланетян и существующих земных профессий, но не должны быть направлены на личности самих главных участников, а ведущий должен обязательно следить за этим.

Поскольку мнения могут быть разные, то обозначаются все оценки тех,
кто высказывает свое мнение при обсуждении готовности инопланетян
работать в данном подразделении.
Одним из сложных моментов игры может оказаться ситуация, когда учащиеся проявят некоторую пассивность и не будут стремиться выступать в роли
«руководителей» подразделений.
Ведущий может использовать для предотвращения этого примерно следующие приемы. Уважительно обращаться к конкретным учащимся по именам и отчествам, например, «а что нам скажет
Иван Иваныч, начальник транспортного цеха?». Не «застревать» на каком-то подразделении, если оно не вызывает интереса у учащихся. Если ведущий все-таки считает, что данное подразделение обязательно надо обсудить, то он сам может выступить в роли «временного руководителя (ВРИО)» и т. п.
Наконец, определяется в целом, удачной будет «стажировка» инопланетян или нет, то есть смогут ли они попробовать свои силы по большинству профессий данного предприятия. Часто обнаруживается, что даже инопланетяне (сильно отличающиеся от обычных людей) все-таки «профпригодны» для многих земных профессий. Такая игра для кого-то из участников может оказаться «вдохновляющим» условием для выбора тех профессий, по которым у него могут быть сомнения в своей пригодности работать по данной профессии. А у кого-то такая
игра поможет скорректировать представления о характере самой работы и требованиях к работнику.
  1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей