Главная страница
qrcode

Открытый показ. Сценарий открытого занятия по теме Познавательно-речевое развитие дошкольников в процессе ознакомления с художественными промыслами Донского края


Скачать 38.23 Kb.
НазваниеСценарий открытого занятия по теме Познавательно-речевое развитие дошкольников в процессе ознакомления с художественными промыслами Донского края
Дата05.11.2019
Размер38.23 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаОткрытый показ.docx
ТипСценарий
#64864
Каталог

Сценарий открытого занятия по теме: Познавательно-речевое развитие дошкольников в процессе ознакомления с художественными промыслами Донского края.

(средний возраст)

Группа оформлена в стиле казачьего жилища: Ситцевые шторки на окнах, занавески на «поставе». На открытых полках расставлена семикаракорская посуда, кровать, застеленная лоскутным покрывалом, висит люлька для младенца с кружевной накидкой, старая швейная машинка «Zinger» стоит на тумбочке с незаконченной работо. Вдоль стены стоят лавочки для детей.

Дети встречают гостей, приглашают в группу, показывают стенд с фотографиями и всё, что есть в группе.

Хозяюшка: Ну, что все расселись, всем удобно? Понравилось вам у нас в группе.

Ребята, а вы всё показали, что у нас есть. У нас сегодня так необычно на, что похожа наша группа?

Дети: Это казачий дом. В таких домах жили донские казаки.

Хозяюшка: А что вам больше всего нравится?

Дети: Ответы. (посуда расписная)

Восп. А, вы умеете, тарелочки расписывать, сейчас проверим

Хороводная игра.

Ой, мила ой, мила

Мне Донская сторона.

Ой красна, ой красна,
У Аксиньюшки изба.

Распишу, распишу

Я тарелочку свою.

Я распишу лазоревыми цветами да травами шелковыми, а ты?

(Ответы детей)

А вот и главный гость наш дорогой казак Донской. Милости просим.

Входит казак. Подаёт свой походный мешок.

Казак: Здоровья тому – кто в этом дому. А я к вам не с пустыми руками, а с гостинцами. Принимай хозяюшка.

Хозяюшка: Здравствуй гость дорогой. Ребята приглашайте Валентина Фёдоровича. Видать казак то наш только из похода. (заглядываю в мешок).

Все та у него по мешочкам разложено. Подйи угадай, что в них? А вы угадаете?

(Тактильная игра, дети наощупь определяют, что в мешочках; яблоки, апельсины, конфеты, хлеб)

Хозяюшка: Ну, помогите, мне пожалуйста всё это разложить. Куда мы уберём хлебушек - пирогам всем дедушку?

Дети: Хлеб мы уберём в хлебницу.

Хозяюшка: А конфеты наверно в кармашки?

Дети: Нет, конфеты в конфетницу.

Хозяюшка: А фрукты?

Дети: Фрукты в фруктовницу.

Хозяйка: А где у нас масло хранится, а сахар, а соль?

Дети: Масло в маслёнке, сахар в сахарнице, соль в солонке.

Хозяюшка: Ну вот всё разложили. А сколько у нас разной посуды. А вы ребята знаете какая бывает посуда. Кто же мне ответит.

Ребёнок: Посуда бывает, кухонная, столовая и чайная.

Хозяюшка: Да ребята это посуда, которой мы пользуемся каждый день.

А вот эту праздничную, яркую посуду расписали мастера. Посмотрите какая у меня есть солоночка. Из чего она сделана?

(ответы детей)

Ребёнок: Читает стихотворение, про гжель.

Чистота и изысканность линий,

Холодна бледноликая Гжель.
Это синий безудержный ливень,

Голубая шальная Метель.

Хозяюшка: А вот эта удивительная посуда как называется. Из чего она сделана? (ответы детей)

Ребёнок: Читает стихотворение, про Хохлому.

Хозяюшка: А мне милее всего вот эта посуда, как она называется. Из чего она сделана?

Дети: Это Семикаракорская керамика…

Она сделана из особой белой глины.

… и расписана Тагильской росписью.

Хозяюшка: Правильно ребята Донская керамика впитала все краски нашего прекрасного и могучего края! Хотите посмотреть как отразилась в посуде вся красота донской природы.

Презентация в музыкальном сопровождении. В конце презентации читаю стихи.
Полдневный час. Жара гнетет дыханье, 
Глядишь, прищурясь - блеск глаза слепит.
И над землею воздух в колебанье 
Мигает быстро, будто бы кипит!

А Дон все так же величаво
Течет меж светлых берегов, 
В себя вбирая честь и славу
Донских удалых казаков.

Хозяюшка: Понравилось вам ребята? (ответы детей) Смотрите, все цветы, словно подернуты легкой дымкой! Да ведь в наших донских степях иначе и не бывает! Солнце так палит, что вся степь маревом покрыта!

Казак: А мне песни казачьи по сердцу, как говорится веселы привалы, иде казаки запевалы.

Хозяюшка: Да, у нас на Дону, как говорят художники, особый колорит - неяркий, степной. И только синее небо отражается в водах Дона. Да слепящее солнце там, в вышине.

Казак. Да на славу трудились Донские мастера. Издавна на Дону и детей учили трудиться, помогать старшим.

Хозяйка: Девочки помогали своей маме по хозяйству, а мальчики помогали отцу в поле.

Казак: Да только мальчиков до такой работы не сразу допускали. Сначала нужно было подрасти, окрепнуть, научиться выдержки и терпению.

Хозяйка: Мальчики очень ждали день, когда их начинали считать почти взрослыми. Мальчиков подстригали, сажали в седло, и с этого дня  сынок мог помогать отцу - пахать  в поле, сеять пшеницу, пасти стадо овец или коровушек. Мальчики очень этим  гордились.

Казак: Ну что пострелята, ай - да на двор, ждёт вас там сюрприз.

Казак уводит мальчиков.

Хозяйка: А у нас с вами , девочки и дома работа не окончена . Какая помните?

Девочки: Мы начали готовить для мальчиков подарки. да только расписать не успели.

Хозяйка: Давайте приготовимся. Помните, как работают семикаракорские мастера.

Девочка: Тагильская роспись выполняется плоской кисточкой, одной стороной макаем кисточку в один цвет, а другим в другой.

Хозяйка: А сегодня я вам покажу как делается мазок с подкруткой.

Хозяйка: Давайте в воздухе потренируемся покрутим кисточку. Молодцы. Ну что приступим, вы готовите подарки для мальчиков, а я как вы думаете для кого? Конечно же. Для нашего дорогого гостя. Приступаем к работе.

Ну, что написали основной узор, а перед тонкой работой давайте сделаем разминку:

Казачки на Дону отличались своей статью, и мы станем ровненько, плечи расправим, потянем ручки к солнышку как стройные берёзки, опустили, ещё разочек, спинку ровно держим, молодцы (ещё пара упражнений.)

Пальчиковая гимнастика.

Наша -то хозяюшка

Сметлива была

Всем в избе работушку

К празднику дала.

Чашечку собачка лижет язычком,

Мышка собирает крошки под окном,

По столу котище лапою скребёт,

Половичку курочка веничком метёт.

Продолжаем работать.

……………………………………………………………………………………

Хозяйка: Ну что у всех получилось. Давайте приберем в горенка, а теперь и мальчиков можно покликать.

А ну Валентин Фёдорович какая тарелочка тебе больше всего нравится?

Казак: Мне вот эта самая большая из неё и поесть можно.

Дети: Нет, из этой тарелки есть нельзя она не настоящая, непокрыта эмалью.

Казак: Ну, уж больно хороша, я б её на гвоздик повесил и любовался бы.

Хозяйка:
Я дарю тебе эту тарелочку.

Казак: Ну спасибо, хозяюшка люба мне твоя работа.

Хозяйка: А, тебе , какая тарелочка больше нравится. (Мне вот эта на ней такие красивые цветы. ) Дари (дев) это же твоя тарелочка.( Ребёнок - благодарит). И так все мальчики.

Хозяйка: А чем же вы занимались?

Казак: Ну что пострелята покажем девчатам, пошли во двор.

Хозяйка: На этом наше занятие подошло к концу, давайте тоже посмотрим, чем же они всё - таки занимаются. Благодарю вас за внимание.

На «дворе» Казак показывает мальчикам лошадиное седло как оно устроено, проводится ритуал посажения мальчиков в седло – посвящения его во « взрослые».

Казак:Казака примайте, да за ним доглядайте.

Чтоб был не кволый, до каждой работы спорый.

Чтоб старших почитал, а младших не обижал.

Устраиваются скачки на лошадях – палочках.

Выходим в холл.

Хозяйка: Чем это вы тут заняты.

Мальчики рассказывают, что они узнали про седло про упряжь.

Хозяйка: Так вы в седле сидели, значит вы стали совсем большие, поздравляем вас. Посмотрите мальчики какие мы с девочками тарелочки расписали. Вам нравятся . Какая тебе нравится, а тебе, а почему.

Мальчики рассказывают.

Хозяйка: На праздники принято дарить подарки вот и мы с девочками решили одарить вас и нашего дорогого гостя.

Мальчики и казак благодарят девочек и хозяйку, а хозяйка благодарит гостей, что приходили в гости. (занятие окончено) .

Дети: Это деревянная хохломская посуда.

Как волшебница Жар-птица

Не выходит из ума

Чародейка-мастерица,

Золотая Хохлома.

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.






Хозяюшка: А вот эта посуда называется «Гжель» из чего она сделана?

Дети: Она керамическая. Расписная.

    

2 - й   р е б е н о к .

Синяя сказка – глазам загляденье.

Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и терпенье.

Русская звонкая Гжель!

 Чистота и изысканность линий –
Холодна бледноликая гжель –
Это синий безудержный ливень,
Голубая шальная метель.

Хозяюшка: А этот чудесный жостовский поднос тоже одно из прикладных искусств. Изчего он сделан?
Дети: Он металлический.

Букеты сказочных цветов 
Глядят на нас с подносов звонких 
И шелк волшебных лепестков 
И трепет трав в сиянии тонком…
Как удивительно тепло 
И хмурый день наполнен светом, 
Когда в руках ожившим летом 
Горит такое мастерство.

Хозяюшка: Но мне всех милее вот эта посуда она появилась у нас на Дону и создали её семикаракорские мастера. Как она называется.

Дети: Это «Семикаракорская керамика.»

Она сделана из особой белой глины.

…. и расписана, Тагильской росписью.

Хозяюшка: Она впитала все краски нашего прекрасного и могучего края, овеянные свободолюбивым духом казачества. Смотрите, все эти цветы, словно подернуты легкой дымкой! Да ведь в наших донских степях иначе и не бывает! Солнце так палит, что вся степь маревом покрыта!

Слайд1

Полдневный час. Жара гнетет дыханье, 
Глядишь, прищурясь - блеск глаза слепит.
И над землею воздух в колебанье 
Мигает быстро, будто бы кипит!

А Дон все так же величаво
Течет меж светлых берегов, 
В себя вбирая честь и славу
Донских удалых казаков.

Да, у нас на Дону, как говорят художники, особый колорит - неяркий, степной. И только синее небо отражается в водах Дона. Да слепящее солнце там, в вышине.

Входит казак. Да на славу потрудились Донские мастера. Ребята, а вы знаете какой у на сегодня праздник.

Дети: У нас сегодня «Семин день». Это праздник мальчиков которые становились большими.

Казак : Издавна на Руси детей учили трудиться, помогать старшим.

Хозяйка: Девочки помогали своей маме по хозяйству, а мальчики помогали отцу в поле.

Казак: Да только мальчиков до такой работы не сразу допускали. Сначала нужно было подрасти, научиться выдержки и терпению.

Хозяйка: Мальчики очень ждали этого праздника, потому что в этот день таких мальчиков как вы, или немного постарше начинали считать почти взрослыми. Мальчиков подстригали, сажали в седло, и с этого дня  сынок мог помогать отцу - пахать  в поле, сеять пшеницу, пасти стадо овец или коровушек. Мальчики очень этим  гордились

Казак: Ну что пострелята, ай да на двор, ждёт вас там сюрприз.

Казак уводит мальчиков.

Хозяйка: А у нас с вами , девочки и дома много хлопот. Мы с вами начали готовить для мальчиков подарки. да только расписать не успели, давайте приготовимся. Помните как работают семикаракорские мастера.

Девочка: Тагильская роспись выполняется плоской кисточкой, одной стороной макаем кисточку в один цвет а другим в другой.

Девочка: Мазки выполняются с подкруткой.

Хозяйка: Давайте в воздухе потренируемся покрутим кисточку. Молодци. Ну что приступим, вы готовите подарки для мальчиков, а я как вы думаете для кого? Конечно же. Для нашего дорогого гостя. Приступаем к работе.

Презинтация2

Паличиковая гимнастика.

Наша -то хозяюшка

Сметлива была

Всем в избе работушку

К празднику дала.

Чашечку собачка лижет язычком,

Мышка собирает крошки под окном,

По столу котище лапою скребёт,

Половичку курочка веничком метёт.

Продолжаем работать.

……………………………………………………………………………………

Хозяйка: Ну что у всех получилось. Давайте уберём рабочие места и пойдем, посмотрим чем там мальчики заняты и подарки подарим.

Выходим в холл.

Хозяйка: Чем это вы тут заняты.

Мальчики рассказывают, что они узнали про седло про упряжь.

Хозяйка: Так вы в седле сидели, значит вы стали совсем большие, поздравляем вас. Посмотрите мальчики какие мы с девочками тарелочки расписали. Вам нравятся . Какая тебе нравится, а тебе, а почему.

Мальчики рассказывают.

Хозяйка: На праздники принято дарить подарки вот и мы с девочками решили одарить вас и нашего дорогого гостя.

Мальчики и казак благодарят девочек и хозяйку, а хозяйка благодарит гостей, что приходили в гости. (занятие окончено) .

Казак: Здоровья тому – кто в этом дому. А я к вам не с пустыми руками а с гостинцами. Принимай хозяюшка, а я пойду коня расседлаю. (уходит)

Входит казак: Да на славу потрудились Донские мастера. Ребята, а вы знаете какой у на сегодня праздник.

Дети: У нас сегодня «Семин день». Это праздник мальчиков которые становились большими.

Казак : Издавна на Руси детей учили трудиться, помогать старшим.

Хозяйка: Девочки помогали своей маме по хозяйству, а мальчики помогали отцу в поле.

Казак: Да только мальчиков до такой работы не сразу допускали. Сначала нужно было подрасти, научиться выдержки и терпению.

Хозяйка: Мальчики очень ждали этого праздника, потому что в этот день таких мальчиков как вы, или немного постарше начинали считать почти взрослыми. Мальчиков подстригали, сажали на  настоящего коня, и с этого дня  сынок мог помогать отцу - пахать  в поле, сеять пшеницу, пасти стадо овец или коровушек. Мальчики очень этим  гордились

Казак: Ну что пострелята, ай да на двор, ждёт вас там сюрприз.

Казак уводит мальчиков.
Казан проверяют по звону, а казака по слову.
  • Казаком быть - не разиня рот ходить.
  • Казак молодой, а сноровка старая.
  • Лучше иметь длинные уши, чем длинный язык.
  • Казак-донец и швец, и жнец, и на дуде игрец, и в хоре певец, и в бою молодец (что ни возьми - казак умеет всё)
  • Не порть боевой порядок! (не нарушай нормального хода, слаженности)
  • Веселы привалы, иде казаки запевалы (казаки на привале запоют - не соскучишься)
  • Хлебушко - пирогу дедушка (старший, главный среди всего мучного)
  • Разошёлся, как бондарский конь (разбушевался, буйно себя повёл)
  • Пей, да дело разумей (хоть и выпил, не забывай о деле)

    перейти в каталог файлов


  • связь с админом