Scientific Cooperation Center "Interactive plus" 1 Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY Автор Болдырева Дарья Леонидовна студентка ФГБОУ ВО Курганский государственный университет г. Курган, Курганская область ВЛИЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОТКРЫТОЙ РИНОЛАЛИЕЙ Аннотация в данной статье рассмотрена проблема формирования фонематических процессов у детей с ринолалией, которая является актуальной, так как развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы. Раннее выявление расстройства этих процессов оказывает влияние на построение и успешность коррекционной работы. Изучением этой проблемы занимались такие авторы, как А.Г Ипполитова, ЗА. Репина, РЕ. Левина, Р.И. Лалаева, Т.В. Волосовец, Т.Б. Филичева и другие Ключевые слова открытая ринолалия, фонематическое восприятие, кинестезии, речь, фонетико-фонематическое недоразвитие речи Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическими умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Знание родного языка помогает малышу общаться с окружающими, узнавать новое, знакомиться с нашим миром. Ведь человек как личность может сформироваться только в общении с другими людьми. Речь оказывает непосредственное влияние на гармоничное развитие ребенка. Развитая речь должна быть не только правильно оформленной сточки зрения подбора слов (словаря, грамматики (словообразования, словоизменения, но четкой и безупречной в плане звукопроизношения и звуко-слоговой наполняемости слов. Но из года в год отмечается рост числа детей, имеющих
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс 2 www.interactive-plus.ru Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY различные нарушения речи. Нужно заметить, что нарушения в устной речи сказываются на письменной речи ребенка. Особенно это ярко прослеживается у детей с ОНР. Общее недоразвитие речи может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии, например, при ринолалии [1]. Ринолалия-речевое нарушение, выражающееся в расстройстве артикуляции и фонации звуков речи. Для ринолалии характерно патологическое изменение резонирования носовой полости вовремя фонации, следствием чего является назальность речи [3]. Ринолалия проявляется в трех формах – открытой, закрытой и смешанной и по этиологии может быть органической и функциональнои. Открытая органическая ринолалия чаще всего является следствием врожденного дефекта неба – расщелин. Наличие расщелины обусловливает полное или частичное соединение двух резонаторов полостей рта и носа. В результате этого вовремя речи нарушается направление воздушной струи и, следовательно, при образовании звуков речи возникает специфический назальный акустический эффект [3]. На становление фонематических процессов влияет состояние речевых кинестезий. О тесной связи и взаимозависимости слуховых ощущений и речевых кинестезии писал ещё ИМ. Сеченов: «Всё бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению. Указывая на роль речевых кинестезии в формировании речевой функции, он подчёркивал, что для артикуляции важны не сами по себе речедвижения, а их ассоциации со слуховыми ощущениями от собственных звуков, что в основе немого разговора (как и немого пения) лежит мышечно-слуховая ассоциация. Иными словами, мышечное ощущение не только обогащает и уточняет чувственные знания, но и входит в их состав в качестве активного компонента [4]. Развитие кинестетических ощущений в речевом аппарате осложняет, например, грудное вскармливание, т. к. ребенок не может нормально сосать и глотать,
Scientific Cooperation Center "Interactive plus" 3 Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY молоко вытекает через нос. Дети с врожденной расщелиной вынуждены инстинктивно приспосабливаться к своему дефекту. Это приспособление выражается своеобразным расположением языка в полости рта – корень высоко поднят, тело языка сдвинуто в заднюю зону ротовой полости. С целью нормализации процесса питания используется специальная пластинка для закрытия расщелины – обтуратор. Частые простудные заболевания из-за неразобщенности носовой и ротовой полостей, возникшие вследствие расщелины губы и неба. Также становление кинестетических ощущений усугубляется необходимостью неоднократных оперативных вмешательств. Все это оказывает непосредственное влияние на становление фонематических процессов, и речи в целом [3]. Механизм нарушения при ринолалии: первопричина в нарушении анатомической целостности артикуляционного аппарата, это приводит к тому, что у ребенка наблюдается нарушение фонетики – страдает тембр голоса, нарушается звукопроизношение как следствие нарушение фонематического слуха. Это приводит к нарушению фонематического восприятия – дефекты фонематического слуха и восприятия могут привести к нарушениям лексико-грамматического строя речи. Таким образом, при ринолалии мы можем иметь ОНР (I, II, III уровня) [5]. При ринолалии в детском возрасте часто встречается фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем [2]. При ринолалии страдает не только дыхание, голосообразование, а также звукопроизношение и по артикуляционными по акустическим признакам. Основной дефект – искажение. При вторично нарушенном фонематическом слухе наблюдаются замены и смешения звуков в искаженных вариантах. Реже – отсутствие звуков. Спецефические виды нарушений артикулирования: заднеязычное произношение большинства звуков (свистящие, шипящие, соноры); фаренгиальный способ (глоточный) корневая часть языка и стенки глотки
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс 4 www.interactive-plus.ru Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0) ларенгиальный способ, звуки образуются за счет трения воздушной струи о сближенные стенки глотки. Большинство звуков несколько смягчены и оглушены [2]. Приоткрытой форме ринолалии ротовые звуки приобретают назальность. Такое сближение фонем по акустическими артикуляционным признакам приводит к вторичному недоразвитию фонематичекого слуха и вторично недоразвитие лексики и грамматики, страдают также процессы письма (дисграфия) и чтения (дислексия) [2]. По мнению ЗА. Репиной у детей при ринолалии, из-за нарушения фонематических процессов страдает процесс накопления слов. Чаще всего при этом отстает в развитии глагольная лексика. Активный словарь, прилагательных ограничен небольшим набором слов, обозначающих свойства, и качества, предметов, доступные восприятию с помощью органов чувств. В речи преобладают существительные с конкретным значением. Затруднен процесс отбора слови оперирования ими в речевой деятельности. Дети забывают входе высказывания самые элементарные названия предметов, качеств, действий. Словарь хаотичен и неупорядчен. Это, в свою очередь, ведёт к снижению внимания, восприятия различной модальности, опознавательных процессов [4]. Таким образом, развитие фонематических процессов влияет на формирование и развитие всей речевой деятельности. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Список литературы 1. Волкова Л.С. Логопедия. – М Гуманитарный издательский центр «Владос», 2002. – С. 614. 2. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков Кн. для логопеда. – е изд, перераб. – М Просвещение АО «Учеб. лит, 1996. – 143 с. 3. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия. – М Просвещение, 1983. Scientific Cooperation Center "Interactive plus" 5 Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY Репина ЗА. Нарушения письма у школьников с ринолалией: Учеб. пособие. – е издание, испр. и доп. – Екатеринбург Урал. гос. пед. университет, 1999. – 90 с. 5. Соболева Е.А. Ринолалия. – М ACT; Астрель, 2006. – 126 с.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |