Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Болдырева Д.Л. ВЛИЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОТКРЫТОЙ РИНОЛАЛИЕЙ. Scientific Cooperation Center Interactive plus 1 Content is licensed under the Creative Commons Attribution 0 license cc-by


Скачать 359.72 Kb.
НазваниеScientific Cooperation Center Interactive plus 1 Content is licensed under the Creative Commons Attribution 0 license cc-by
АнкорБолдырева Д.Л. ВЛИЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОТКРЫТОЙ РИНОЛАЛИЕЙ.pdf
Дата11.05.2019
Размер359.72 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаBoldyreva_D_L_VLIYaNIE_FONEMATIChESKIKh_PROTsESSOV_NA_RAZVITIE_R
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#49212
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Scientific Cooperation Center "Interactive plus"
1
Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY Автор
Болдырева Дарья Леонидовна студентка
ФГБОУ ВО Курганский государственный университет г. Курган, Курганская область ВЛИЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОТКРЫТОЙ РИНОЛАЛИЕЙ
Аннотация в данной статье рассмотрена проблема формирования фонематических процессов у детей с ринолалией, которая является актуальной, так как развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы. Раннее выявление расстройства этих процессов оказывает влияние на построение и успешность коррекционной работы. Изучением этой проблемы занимались такие авторы, как А.Г Ипполитова, ЗА. Репина, РЕ. Левина, Р.И. Лалаева, Т.В. Волосовец, Т.Б. Филичева и другие Ключевые слова открытая ринолалия, фонематическое восприятие, кинестезии, речь, фонетико-фонематическое недоразвитие речи Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическими умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Знание родного языка помогает малышу общаться с окружающими, узнавать новое, знакомиться с нашим миром. Ведь человек как личность может сформироваться только в общении с другими людьми. Речь оказывает непосредственное влияние на гармоничное развитие ребенка. Развитая речь должна быть не только правильно оформленной сточки зрения подбора слов (словаря, грамматики (словообразования, словоизменения, но четкой и безупречной в плане звукопроизношения и звуко-слоговой наполняемости слов. Но из года в год отмечается рост числа детей, имеющих
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс
2 www.interactive-plus.ru Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY различные нарушения речи. Нужно заметить, что нарушения в устной речи сказываются на письменной речи ребенка. Особенно это ярко прослеживается у детей с ОНР. Общее недоразвитие речи может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии, например, при ринолалии [1].
Ринолалия-речевое нарушение, выражающееся в расстройстве артикуляции и фонации звуков речи. Для ринолалии характерно патологическое изменение резонирования носовой полости вовремя фонации, следствием чего является назальность речи [3].
Ринолалия проявляется в трех формах – открытой, закрытой и смешанной и по этиологии может быть органической и функциональнои. Открытая органическая ринолалия чаще всего является следствием врожденного дефекта неба – расщелин. Наличие расщелины обусловливает полное или частичное соединение двух резонаторов полостей рта и носа. В результате этого вовремя речи нарушается направление воздушной струи и, следовательно, при образовании звуков речи возникает специфический назальный акустический эффект [3]. На становление фонематических процессов влияет состояние речевых кинестезий. О тесной связи и взаимозависимости слуховых ощущений и речевых кинестезии писал ещё ИМ. Сеченов: «Всё бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению. Указывая на роль речевых кинестезии в формировании речевой функции, он подчёркивал, что для артикуляции важны не сами по себе речедвижения, а их ассоциации со слуховыми ощущениями от собственных звуков, что в основе немого разговора (как и немого пения) лежит мышечно-слуховая ассоциация. Иными словами, мышечное ощущение не только обогащает и уточняет чувственные знания, но и входит в их состав в качестве активного компонента [4]. Развитие кинестетических ощущений в речевом аппарате осложняет, например, грудное вскармливание, т. к. ребенок не может нормально сосать и глотать,
Scientific Cooperation Center "Interactive plus"
3
Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY молоко вытекает через нос. Дети с врожденной расщелиной вынуждены инстинктивно приспосабливаться к своему дефекту. Это приспособление выражается своеобразным расположением языка в полости рта – корень высоко поднят, тело языка сдвинуто в заднюю зону ротовой полости. С целью нормализации процесса питания используется специальная пластинка для закрытия расщелины – обтуратор. Частые простудные заболевания из-за неразобщенности носовой и ротовой полостей, возникшие вследствие расщелины губы и неба. Также становление кинестетических ощущений усугубляется необходимостью неоднократных оперативных вмешательств. Все это оказывает непосредственное влияние на становление фонематических процессов, и речи в целом [3]. Механизм нарушения при ринолалии: первопричина в нарушении анатомической целостности артикуляционного аппарата, это приводит к тому, что у ребенка наблюдается нарушение фонетики – страдает тембр голоса, нарушается звукопроизношение как следствие нарушение фонематического слуха. Это приводит к нарушению фонематического восприятия – дефекты фонематического слуха и восприятия могут привести к нарушениям лексико-грамматического строя речи. Таким образом, при ринолалии мы можем иметь ОНР (I, II,
III уровня) [5]. При ринолалии в детском возрасте часто встречается фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем [2]. При ринолалии страдает не только дыхание, голосообразование, а также звукопроизношение и по артикуляционными по акустическим признакам. Основной дефект – искажение. При вторично нарушенном фонематическом слухе наблюдаются замены и смешения звуков в искаженных вариантах. Реже – отсутствие звуков. Спецефические виды нарушений артикулирования: заднеязычное произношение большинства звуков (свистящие, шипящие, соноры);

фаренгиальный способ (глоточный) корневая часть языка и стенки глотки
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс
4 www.interactive-plus.ru Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)

ларенгиальный способ, звуки образуются за счет трения воздушной струи о сближенные стенки глотки. Большинство звуков несколько смягчены и оглушены [2]. Приоткрытой форме ринолалии ротовые звуки приобретают назальность. Такое сближение фонем по акустическими артикуляционным признакам приводит к вторичному недоразвитию фонематичекого слуха и вторично недоразвитие лексики и грамматики, страдают также процессы письма (дисграфия) и чтения
(дислексия) [2]. По мнению ЗА. Репиной у детей при ринолалии, из-за нарушения фонематических процессов страдает процесс накопления слов. Чаще всего при этом отстает в развитии глагольная лексика. Активный словарь, прилагательных ограничен небольшим набором слов, обозначающих свойства, и качества, предметов, доступные восприятию с помощью органов чувств. В речи преобладают существительные с конкретным значением. Затруднен процесс отбора слови оперирования ими в речевой деятельности. Дети забывают входе высказывания самые элементарные названия предметов, качеств, действий. Словарь хаотичен и неупорядчен. Это, в свою очередь, ведёт к снижению внимания, восприятия различной модальности, опознавательных процессов [4]. Таким образом, развитие фонематических процессов влияет на формирование и развитие всей речевой деятельности. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Список литературы

1.
Волкова Л.С. Логопедия. – М Гуманитарный издательский центр «Владос», 2002. – С. 614.
2.
Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков Кн. для логопеда. – е изд, перераб. – М Просвещение АО «Учеб. лит, 1996. – 143 с.
3.
Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия. – М Просвещение, 1983.
Scientific Cooperation Center "Interactive plus"
5
Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY Репина ЗА. Нарушения письма у школьников с ринолалией: Учеб. пособие. – е издание, испр. и доп. – Екатеринбург Урал. гос. пед. университет,
1999. – 90 с.
5.
Соболева Е.А. Ринолалия. – М ACT; Астрель, 2006. – 126 с.

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей