Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Узорина Н.В. ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР ИХ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ. Scientific Cooperation Center Interactive plus 1 Content is licensed under the Creative Commons Attribution 0 license (cc-by 0)


Скачать 269.77 Kb.
НазваниеScientific Cooperation Center Interactive plus 1 Content is licensed under the Creative Commons Attribution 0 license (cc-by 0)
АнкорУзорина Н.В. ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР ИХ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ.pdf
Дата10.05.2019
Размер269.77 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файла
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#49183
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Scientific Cooperation Center "Interactive plus"
1
Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)
Узорина Наталья Вячеславна учитель-логопед
ГБОУ г. Москвы Школа №875» г. Москва
DOI 10.21661/r-462034 ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР ИХ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ Аннотация проблема развития у детей с тяжёлыми нарушениями речи фонематических процессов является одной из важнейших при подготовке детей к овладению навыками чтения и письма. Своевременное их формирование влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также закладывает основы успешного обучения в школе. Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. По мнению известного психолога ДБ. Эльконина, чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной модели. К.Д. Ушинский отмечал, что сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова Ключевые слова фонематический слух, фонематическое восприятие, звуковой анализ, звуковой синтез, наглядное моделирование Работу поданному вопросу мы строим в тесном контакте традиционных форм коррекционного обучения с использованием современных технологий, как одного из условий реализации ФГОС. Особенности фонематического восприятия у детей с тяжёлыми нарушениями речи определяются низким уровнем (или несформированность) фонематического слуха, заменой, пропусками и искажениями звуков, как в самостоятель-
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс
2 www.interactive-plus.ru Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY ной речи, таки изолировано затруднением дифференциации фонем. Навык звукового анализа слову этих дошкольников сформирован на низком уровне или не сформирован. Мы говорим о необходимости формирования фонематического восприятия у детей с ТНР в дошкольный период. Это требует целенаправленной логопедической работы входе специально организованного обучения с использованием специальных приемов и заданий. Для развития фонематического восприятия у детей с ТНР на занятиях по обучению грамоте нами используются специальные приемы наглядного моделирования. Ребенку дошкольного возраста непросто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляются иллюстративным материалом. Использование наглядного материала в работе с дошкольниками – один из основных залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям в обучении грамоте. На логопедических занятиях мы применяем знаково-символические модели, условно обозначающие характеристику изучаемых звуков, а также графические модели – схемы-плана для развития навыка звукового анализа и синтеза и облегчающей запоминание для дошкольников последовательности звукового анализа слов. Работа по формированию фонематического восприятия на занятиях по обучению грамоте, включает три этапа
I этап – подготовительный. Целью которого, является подведение детей к восприятию звуков с использованием наглядных опор освоение принципа замещения, развитие наблюдательности. Что решается входе серии подготовительных занятий, игр и упражнений. Действия детей ограничиваются реакцией в виде различных движений
Scientific Cooperation Center "Interactive plus"
3
Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY присесть, подпрыгнуть, поднять-опустить голову, жестов (поднять руку, хлопнуть в ладоши, предъявления наглядных опор условного восприятия изучаемого звука.
II этап – основной. Восприятие и воспроизведение звуков. Цель которого, формирование звукопроизносительной стороны речи в единстве процессов восприятия и воспроизведения с использованием знаково-символических моделей. Это решается входе серии занятий, игр и упражнений с использованием знаково-символических моделей, условно обозначающих характеристику изучаемых звуков. Логопедическая работа на данном этапе проводится потрем направлениям. Первое – научить детей выделять любые звуки в словах – интонационно, уточнение артикуляции и звучания звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения, выделение его на фоне слога определение наличия и места в слове (линейная и позиционная, выделение его из предложения, текста. Второе направление – сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане.
Третьенаправление – восприятие, воспроизведение звуков, с последующим закреплением их в письменной форме речи, в процессе чтения и письма.
III этап – заключительный. На этом этапе идёт формирование навыков звукового анализа. Цель его, активизировать знания детей о звуковом строении слова, совершенствовать умение произносить все звуки родного языка. Мы должны научить детей устанавливать последовательность звуков, порядок, в котором они следуют в слове. На заключительном этапе мы формируем связь звука и буквы, а точнее связь фонемы с графемой. В результате у детей улучшаются все характеристики фонетико-фонематических процессов, корригируется звукопроизношение, повышается уровень
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс
4 www.interactive-plus.ru Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)
сформированности действия по выделению последовательности звуков в слове и умению сознательно и правильно ориентироваться в его звуковых элементах, выделять звук из слова, определять его положение в слове. Дети овладевают навыками звукового анализа и синтеза. Параллельно развиваются все компоненты речевой системы, что дает детям равные стартовые возможности при переходе к школьному обучению. Список литературы

1.
Максаков АИ. Звуковая культура речи Текст / АИ. Максаков // Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. ФА. Сохина. – М Просвещение, 1976. – С. 218–243. Методика развития речи детей дошкольного возраста Текст / Под ред.
Л.П. Федоренко. – М Просвещение, 1984. – 269 с.
3.
Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников Текст / Н.В. Новоторцева. – Ярославль ТИЗА,
1995. – С. 112. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста Текст / ММ. Алексеева, В.И. Яшина. – М Академия, 1999. – 289 с.
5.
Швачкин Н.Х. Развитие речевых форму дошкольника Текст /
Н.Х. Швачкин – М Владос, 1995. – 198 с.

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей