Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Семантический дифференциал времени экспертная психодиагностическая системав медицинской психологии


НазваниеСемантический дифференциал времени экспертная психодиагностическая системав медицинской психологии
Дата27.01.2020
Размер0.56 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаVasserman_L_I__Trifonova_E_A_Chervinskaya_K_R_Semanticheskiy_dif
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#66593
страница1 из 5
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5
СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ ВРЕМЕНИ:
ЭКСПЕРТНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
В МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Пособие для врачей и медицинских психологов
Санкт-Петербург
2009
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева
__________________________________________________________________
СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ ВРЕМЕНИ:
ЭКСПЕРТНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
В МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Пособие для врачей и медицинских психологов
Санкт-Петербург
2009
АННОТАЦИЯ
Пособие составлено на основе материалов фундаментальной модификации и клинической апробации психодиагностической методики «Семантический дифференциал времени», разработанной в соответствии с теорией экспериментальной психосемантики и представленной ранее в соответствующих методических рекомендациях (Вассерман Л.И. с соавт., 2005).
Опыт применения методики в клинических условиях показал, что она позволяет определять особенности субъективного восприятия времени, которые отражают преобладающие, в том числе малоосознаваемые, тенденции в актуальном психическом состоянии и отношении личности к действительности.
Преимущество данной методики заключается в простоте и доступности для любой категории больных, особенно при экспресс-диагностике, а также в устойчивости к мотивационным искажениям, обусловленной спецификой стимульного материала (метафорические характеристики времени).
Методика может быть использована в стационарной и амбулаторной практике учреждений здравоохранения в целях психологической диагностики, в частности, оценки эффективности лечения депрессий различного генеза и уровней, а также в целях психопрофилактики при скрининговых и проспективных исследованиях.
Методика как дополнительный психодиагностический инструмент может применяться для определения особенностей эмоционального состояния и отношений личности также в связи с задачами психологического консультирования, психокоррекции и обучения специалистов.
Пособие предназначено для клинических психологов, врачей – психиатров, психотерапевтов, наркологов, для педагогов-психологов, работающих в сфере коррекционной психологии.
Организация-разработчик: Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева, лаборатория клинической психологии
Авторы:
д.м.н., профессор Л.И. Вассерман к.п.н., н.с. доцент Е.А. Трифонова к.п.н., ст.н.с. доцент К.Р. Червинская
Научный редактор:
профессор Л.И. Вассерман

СПб НИПНИ им. В.М.Бехтерева

Лаборатория клинической психологии

Вассерман Л.И., Трифонова Е.А., Червинская К.Р.
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы арсенал медико-психодиагностических методик, в особенности предназначенных для экспресс-оценки психических состояний и личностных свойств в клинической практике, пополняется инструментами психосемантической направленности. Эта тенденция связана с развитием не только самой психодиагностики, но и психосемантики. Целесообразность использования и широкие возможности психосемантического подхода при изучении когнитивных и эмоциональных характеристик индивида, его типологических свойств подтверждаются клиническими и экспериментально-психологическими исследованиями, прежде всего, на контингенте лиц с аффективными расстройствами.
Психосемантический подход позволяет выявлять особенности когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов осознаваемых и малоосознаваемых отношений личности к событиям и явлениям. Данный подход и близкое к нему направление – клинико-семантического анализ, сочетающий клинический и лингвистический подходы, применимы при исследовании смысловой сферы личности, как в норме, так и при патологии, в том числе для глубокого анализа качественных изменений в аффективной, когнитивной и мотивационной сферах при пограничных, аффективных и психотических расстройствах
(Микиртумов Б.Е., Ильичев А.Б., 2007; Петренко В.Ф., 1988; Глухарева А.Н.,
2000).
Оригинальным психодиагностическим инструментом, основанным на принципах психосемантики, является ранее изданная методика «Семантический дифференциал времени» (СДВ) (Вассерман Л.И. с соавт., 2005). Методика предназначена для изучения когнитивных и эмоциональных компонентов в субъективном восприятии личностью индивидуального психологического времени; она апробирована на конкретном клиническом материале и востребована практикой.
Очевидно, что единство личности осуществляется смысловым единством прошлого, настоящего и будущего в их субъективном дифференцированном значении в судьбе человека. Исследования пространственных переживаний: интуитивного представления о свойствах времени, субъективной картины жизненного пути, представлений о прошлом, настоящем и будущем могут существенно дополнить не только квалифицированно собранный психологический анамнез жизни и болезни, но и данные других личностно-ориентированных психологических методик.
Е.И. Головаха, А.А. Кроник (1984, 2008), применив методический подход, предполагающий семантическую дифференциацию времени, выделили три фактора: «континуальность-дискретность времени», «напряженность времени» и «эмоциональное отношение к диапазону времени». В работе О.Н. Кузнецова с соавт. (1985) семантическое пространство, определяющее психологическое время, характеризуется пятью факторами, которые позволяют осуществлять дифференцированную оценку субъективного восприятия времени, а следовательно и системы отношений личности.
3
Особое значение имеет изучение направленности индивидуального времени, поскольку это одна из закономерностей, по-видимому, определяющих пространственно-временную организацию психики (Веккер Л.М., 2000). Известно, что восприятие времени в пространственном масштабе (эмоционально значимое отношение к своему настоящему, прошедшему и будущему времени) неодинаково при разных психических состояниях. Однако то, как психические нарушения различного генеза, степень выраженности симптомов аффективной патологии и индивидуально-типологические свойства влияют на интуитивное представление человека о времени – остается малоизученным вопросом, как в психиатрии, так и в клинической психологии.
Применение СДВ, особенно для оценки динамики психического состояния в ходе психотерапии и психофармакотерапии, представляется целесообразным, поскольку психические состояния и личностные особенности больных, отражающиеся в познавательных процессах, опосредуются преимущественно через механизмы проекции и оцениваются интерпретативно. Задача заключается в том, чтобы при психологической диагностике перейти от описаний феноменов к их экспериментальной оценке на основе воспроизводимости результатов исследования в сочетании с результатами других психодиагностических инструментов, например с методикой MMPI, шкалами Зунга, Бека и ОДС (Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю., 2003).
Таким образом, предлагаемый вариант СДВ позволяет в весьма простом эксперименте уточнить и конкретизировать механизмы формирования тех компонентов самосознания (знания и понимания себя), которые связаны с понятиями и свойствами психологического времени.
Теоретические предпосылки создания и использования СДВ определяются следующими обстоятельствами:
1). СДВ относится к классу психосемантических методик, разрабатываемых в русле экспериментальной психосемантики (Шмелев А.Г., 1982; Червинская К.Р., Щелкова О.Ю., 2002).
Центральным понятием в экспериментальной психосемантике является понятие семантического пространства, а методы психосемантики направлены собственно на построение индивидуального семантического пространства, под которым подразумевается пространственно-координатная модель индивидуальной или групповой системы представлений. При этом оси пространства образуются с помощью технологии анализа данных и представляют собой обобщенные смысловые основания, которыми стихийно пользуется испытуемый для соотнесения и противопоставления объектов в своей системе отношений.
Психосемантическая парадигма конструирования психодиагностических методик существенным образом отличается от традиционной психометрической. Это различие определяется, прежде всего, расхождением в фундаментальных представлениях о возможностях исследования психологических особенностей человека и системы его отношений. В рамках традиционной психометрической парадигмы конструирование методик предполагает привлечение группы испытуемых или выборки, установление тестовых норм. При этом испытуемый представляется в ряду других испытуемых как некоторая точка в пространстве
4
признаков, определяемых разрабатываемым тестом, то есть в пространстве внешних по отношению к испытуемому координат.
Психосемантическая парадигма рассматривает индивида как носителя субъективного опыта, обладающего индивидуальной системой смыслов. Субъективный опыт представляется в виде семантического пространства, осями которого являются обобщенные смысловые основания, используемые испытуемым для соотнесения и противопоставления стимулов или объектов. То есть, точки (понятия или объекты) располагаются в пространстве внутренних по отношению к испытуемому координат.
Таким образом, в психосемантическом подходе реализуется не «объектная», а «субъектная» парадигма анализа данных, при которой исследование личности возможно без привлечения групповых данных. Такой подход позволяет рассматривать субъекта как некое пространство смыслов, индивидуальных значений, социальных отношений и идентификаций. Анализу в этом случае подвергается индивидуальная структура личности, описываемая на ее собственном языке, в системе собственных конструктов. Исходная информация для такого анализа предоставляется самим испытуемым и отражает определенную систему смысловых субъективных оценок, отношений и предсказаний.
К преимуществам психосемантических методик, способных существенно дополнить психометрические и проективные, можно отнести их портативность, гибкость в исследовании личности, возможность формулирования и проверки гипотезы в ходе эксперимента без привлечения групповых статистических норм или громоздких систем толкования, а также возможность оценки получаемых данных по критерию «осознаваемость – неосознаваемость».
2). Отношение человека к окружающему миру, к себе, ко времени зависит от его эмоционального состояния и особенностей личности. При психических расстройствах, в том числе при депрессиях, происходят изменения в познавательной сфере, что, естественно, отражается и на проявлениях эмоций и их осознании.
Известно, что А.Бек (2002), один из основоположников когнитивной психотерапии, исследуя специфику познавательной сферы больных депрессией, использовал принципы психосемантики. Он выделил когнитивные корреляты депрессивного состояния – так называемую когнитивную триаду: негативная самооценка, негативная интерпретация настоящего опыта, негативная оценка будущего времени. Элементы триады неравнозначны (третий элемент как бы слагается из двух предыдущих). Актуализация когнитивной триады, по мнению
А.Бека, происходит под влиянием провоцирующих стрессовых ситуаций. При депрессивных состояниях соответствующий познавательный механизм приобретает характер автономности, то есть продолжает действовать независимо от внешних стимулов. Из вышесказанного следует, что переживание времени, особенно будущего, может рассматриваться как своеобразный индикатор актуального психического состояния личности.
5
ПОКАЗАНИЯ
Методика как дополнительный психодиагностический инструмент может применяться для определения преобладающих, в том числе малоосознаваемых, тенденций в актуальном психическом состоянии и отношении личности к действительности в связи с задачами психотерапии и психокоррекции.
Методика может быть эффективно использована в стационарной и амбулаторной практике учреждений здравоохранения в целях диагностики, оценки эффективности психотерапии и психофармакотерапии депрессивных состояний, а также в целях психопрофилактики при скрининговых и проспективных исследованиях.
ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
Относительными противопоказаниями к использованию методики являются ограничения, общие для всех опросников: низкая степень понимания испытуемым инструкции и утверждений опросника (при интеллектуальной недостаточности, психической дезорганизации и т.п.), а также отчетливые признаки установочного поведения.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для проведения обследования с помощью методики СДВ необходимы:

3 инструкции и 3 регистрационных бланка для испытуемого (в отношении настоящего, прошедшего и будущего) – стимульный материал (Приложение 1).

«Ключ» для определения показателей по шкалам методики, отражающим отдельные характеристики психологического времени (Приложение 2).

Таблица для сопоставления показателей с нормативными значениями
(Приложение 3).
Обследование, как правило, занимает не более 15 минут.
ОПИСАНИЕ МЕТОДА
СДВ как один из методических приемов психодиагностики, отражающий
«аффективные компоненты значений», создан для исследования познавательных процессов человека в отношении времени проживания своей жизни, что всегда имеет эмоциональное значение. Методика содержит ряд прилагательных, на основе которых испытуемый может выразить свои переживания в связи со временем, субъективные представления о своем прошлом, настоящем и будущем. Это имеет личностный смысл, поскольку понятия прошлого, настоящего и будущего неизменно присутствуют в жизни человека и тесно связаны с его физическим существованием, с ограниченной продолжительностью жизни в целом и эмоциональным отношением к различным ее этапам.
При снижении настроения происходит изменение в восприятии и оценке времени. Чувство пустоты и безнадежности – один из облигатных симптомов депрессии – представляет собой фактор риска нарушений психической адаптации, а в ряде случаев и суицидальной угрозы. Большое значение имеет изучение отношения индивида к разным модусам времени, в особенности к своему будущему, которое в значительной мере является регулятором иерархии по6
требностей, мотивации деятельности и смысложизненных ориентаций. Безусловно, не следует недооценивать отношение личности к своему настоящему и прошедшему времени, поскольку СДВ позволяет получить ценную информацию для психодиагностики депрессивных состояний, главным образом, в ее психогенетическом аспекте.
Результаты проведенных исследований дают основание полагать, что
СДВ позволяет определять отношение личности к своему времени, которое является преимущественно малоосознаваемым. Последнее положение подтверждается фактом сохранения надежды у больных с психогенными депрессиями даже в начале лечения, хотя в их словесных жалобах выражается безнадежность в отношении своего будущего.
Специалист (врач или клинический психолог), работающий с методикой
СДВ, оценивает настроение пациента не напрямую, а косвенно, на основе его интуитивного представления о времени: наличия элементов пессимизма или оптимизма, удовлетворенности или неудовлетворенности актуальной жизненной ситуацией. Можно предположить, что результаты, полученные при использовании СДВ, в значительной степени спонтанны и проективны, менее рациональны, чем в субъективной интерпретации утверждений опросников, так как в стимульном материале сложно, а может быть и маловероятно различить «хорошие – плохие» и «правильные – неправильные» ответы.
Результаты СДВ тонко отражают интуитивное представление испытуемого о времени в данный момент. Проведенные экспериментальные исследования
(Тейверлаур М., 1992) подтверждают, что СДВ целесообразно использовать при оценке эффективности лечебного процесса у лиц с депрессивными расстройствами различного генеза. Данные СДВ выражают динамические изменения в эмоциональном состоянии и помогают медицинскому (клиническому) психологу и лечащему врачу решать вопросы дифференциации аффективного расстройства, прежде всего в рамках эндогенного или психогенного спектров.
Вышесказанное позволяет рекомендовать СДВ к использованию в психиатрии при дифференциальной диагностике как вспомогательный инструмент в дополнение к клиническому методу выявления и квалификации депрессивной симптоматики, ее своеобразия и динамики в процессе терапии в соотношении с особенностями личности и ее реальной жизненной ситуации. СДВ является методикой, которая имеет предпосылки широкого применения в психологии, психиатрии, наркологии, клиниках пограничных нервно-психических и психосоматических расстройств.
«Семантический дифференциал времени» (СДВ) содержит 25 полярных шкал, на основе которых выделено 5 факторов. На каждой шкале полярные точки представлены прилагательными – антонимами, метафорически характеризующими время. Оценка испытуемым значения понятия по шкалам СДВ позволяет поместить время в точку семантического пространства, для выделения основных измерений которого применялся факторный анализ. СДВ позволяет определить координаты точки в семантическом пространстве, расстояния между значениями различных понятий, понятийные структуры испытуемых, например «прошлое», «настоящее» и «будущее». При использовании методики оце7
нивается субъективное значение времени в зависимости от индивидуального опыта и эмоционального состояния испытуемого.
Бланк методики СДВ представлен в приложении 1. В приложении 2 представлены шкалы, которые формируют выделенные факторы времени. Там же отмечены плюсом и минусом полярности шкал, что необходимо для обработки данных исследования.
Полярные шкалы объединяют следующие 5 факторов:
1.
Активность времени
(АВ);
2.
Эмоциональная окраска времени
(ЭВ);
3.
Величина времени
(ВВ);
4.
Структура времени
(СВ);
5.
Ощущаемость времени
(ОВ).
Первый и второй факторы совпадают с факторами, выделенными Ч.
Осгудом (Федорова Т.Л., 1978), третий – фактор величины, по-видимому, аналогичен фактору «силы» по Ч. Осгуду. Четвертый и пятый факторы специфичны по отношению к психологическому времени и отражают степень ощущения его реальности, необратимости, а также сочетания последовательности и одновременности.
Шкалы СДВ, характеризующие настоящее, прошлое и будущее время, позволяют оценить индивидуальное своеобразие переживания личностью временных аспектов своей жизни.
  1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей