Главная страница
qrcode

Семинар Рузова В. О. Свапна-чинтамани


НазваниеСеминар Рузова В. О. Свапна-чинтамани
Дата11.01.2020
Размер202 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаRuzov_Vyacheslav_Patita_Pavana_das__Svapna_shastra_(Nauka_o_sne)
ТипСеминар
#66184
страница1 из 5
Каталог
  1   2   3   4   5




"Свапна-чинтамани".
Семинар Рузова В.О. "Свапна-чинтамани". 2002 год.

ЮКТАХАРА-ВИХАРАСЬЯ

ЮКТА-ЧЕШТАСЬЯ КАРМАСУ

ЮКТА-СВАПНАВАБОДХАСЬЯ

ЙОГО БХАВАТИ ДУХКХА-ХА

Тот, кто соблюдает режим еды, сна, отдыха и работы, может облегчить все свои страдания, занимаясь йогой. (Бхагавад-гита 6.17)

Предупреждение:

Практика толкования мирских снов не всегда полезна для духовного развития, так как может вводить в заблуждение. Поэтому следует толковать не мирские сны, а духовные.

Введение.

Три человека, отправившиеся в долгое и изнурительное путешествие, встретились на большой дороге и решили странствовать вместе. Они объединили свои припасы и по-дружески делили невзгоды и удачи, лишения и радости пути.

Но вот наступил день, когда от всей их провизии остались кусочек хлеба и глоток воды во фляге. Между путниками разгорелся спор, кому из них троих должны достаться хлеб и вода. Никто не желал уступить другим своей доли, и они решили было разделить все поровну, но это им не удалось.

Так они спорили, пока не стало смеркаться, и тогда один из них предложил: "Давайте ляжем все спать, и кому из нас приснится ночью самый чудесный сон, тому и быть судьей над нами". Его товарищи согласились с ним, и они тут же улеглись и заснули.

На утро, с восходом солнца, друзья проснулись.

Первый стал рассказывать: "Приснилось мне, что я попал в столь совершенный мир, что описать его великолепие бессилен язык; меня словно объял безмятежный покой. Там я встретил мудреца, который сказал мне: "Эта еда должна достаться тебе, ибо твоя прошлая и будущая жизнь наполнена подвигами, достойными восхищения".

“Как странно”, - сказал другой путник, - “ведь когда я заснул, я в самом деле увидел свое прошлое и будущее, и в будущем я встретил всезнающего человека, который сказал: "Ты заслуживаешь этот хлеб, ибо терпеливее своих товарищей и ученее их. Согласно твоему предначертанию ты будешь обучен и поведешь за собой людей".

Третий путешественник сказал: "Во сне я ничего не видел, ничего не слышал, ни с кем не разговаривал. Но какая-то непреодолимая сила заставила меня подняться, отыскать хлеб и воду и разом проглотить все это, что я тут же и сделал".

До сих пор учёные умы бьются над разгадкой смысла этого непостижимого явления. Что таит в себе удивительный мир сновидений, какова его функция? Отбирая у человека добрую треть жизни, какую пользу способен принести сон - духовную или материальную? За ответами обратимся к древнейшим писаниям этого мира – Ведам, дающим наиболее полную характеристику данному феномену. В первой главе “Бхагавад-гиты” Санджая говорит:

эвам укто хршикешо гудакешена бхарата

сенайор убхайор мадхйе стхапайитва ратхоттамам

"О потомок Бхараты, услышав просьбу Арджуны, Господь Кришна вывел вперед его чудесную колесницу и поставил ее между двумя армиями”.

Комментарий А.Ч.Бхактиведанты Свами Прабхупады.

В этом стихе Арджуну называют Гудакешей. Гудака значит "сон" и тот, кто победил сон, получает имя Гудакеша. Кроме того, сон, является символом невежества. Таким образом, благодаря своей дружбе с Кришной, Арджуна сумел одолеть и сон, и неведение. Будучи великим преданным Кришны, он ни на мгновенье не забывал о Нем, ибо такова природа преданных. Наяву или во сне, преданный Господа беспрестанно думает об имени Кришны, Его форме, качествах и играх. Только потому, что преданный постоянно думает о Кришне, ему удается победить и сон, и невежество. Такое состояние называют сознанием Кришны или самадхи.

В комментарии к 16 стиху шестой главы йогам рекомендуется отрегулировать свое питание и сон. Есть слишком много значит есть больше, чем необходимо для того, чтобы поддержать душу в теле. Человеку нет необходимости питаться мясом животных, ибо у них вдоволь зерна, овощей, фруктов и молока; природа обеспечивает их достаточным количеством пищи. Эта незатейливая пища, согласно "Бхагавад-гите", является пищей в гуне благости. Мясо животных предназначено для людей, находящихся в гуне невежества. Поэтому те, кто ест мясо, пьет вино, курит и ест пищу, не предложенную Богу, будут страдать, пожиная плоды своих греховных действий, так как они питаются оскверненной пищей. Человек, поедающий грех и неумеренный в еде, не может должным образом заниматься йогой. Лучше всего питаться только остатками пищи, предложенной Богу. Человек, обладающий сознанием Кришны, никогда не станет есть того, что не было предложено Господу. Поэтому только он сможет достичь совершенства йоги. Йогой не сможет заниматься и тот, кто искусственно воздерживается от еды, изобретая собственные формы голодания и поста. Человек, сознающий Кришну, держит пост в дни, указанные в шастрах. Он не голодает и не переедает и потому вполне способен заниматься йогой. Тот, кто слишком много ест, по ночам видит много снов и потому спит больше, чем необходимо. Спать следует не более шести часов в сутки. Тот, кто спит больше шести часов в сутки, несомненно находится под влиянием гуны невежества. Такой человек ленив и любит много спать. Он не сможет должным образом заниматься йогой.

Далее в “Бхагавад-гите” объясняется, что излишество в том, что касается еды, сна, обороны и совокупления, одним словом, излишества в удовлетворении насущных потребностей тела, могут стать препятствием на пути того, кто занимается йогой. Что касается приема пищи, отрегулировать его можно только принимая прасадам, освященную пищу. Согласно "Бхагавад-гите", Господу можно предлагать овощи, цветы, фрукты, зерно, молоко и некоторые другие продукты. Таким образом, человек, занятый деятельностью в сознании Кришны, автоматически приучается не есть того, что не предназначено в пищу человеку или не относится к гуне благости. Что касается сна, человек, обладающий сознанием Кришны, всегда стремится исполнять свои обязанности в сознании Кришны, поэтому время, потраченное без нужды на сон, является для него величайшей потерей. Авйартха-калатвам: человек, обладающий сознанием Кришны, не теряя даром драгоценного времени, стремится к тому, чтобы каждое мгновение его жизни было отдано служению Господу. Поэтому время его сна сведено к минимуму. В этом смысле идеалом для него является Шрила Рупа Госвами, который был постоянно занят служением Кришне и спал не более, чем два часа в сутки, а иногда и того меньше. Тхакура Харидаса не садился принимать прасадам и ни на мгновение не смыкал глаз, не повторив трехсот тысяч имен Господа (своей ежедневной нормы). Что касается деятельности, то человек, обладающий сознанием Кришны, никогда не станет делать того, что не связано с интересами Кришны; таким образом, его деятельность всегда носит упорядоченный характер и не осквернена желанием удовлетворить собственные чувства. Поскольку он не ищет чувственных удовольствий, он никогда не занимается материальной деятельностью, даже в час досуга. И поскольку все его действия, его речь, сон, бодрствование и прочие виды телесной деятельности упорядочены в соответствии с предписаниями шастр, он никогда не испытывает материальных страданий. Те, кто спит во тьме невежества, не способны постичь то разнообразие форм, в которых Верховная Личность Бога проявляет Себя в материальном и духовном мирах. Поэтому имя, которое Кришна дает Арджуне, исполнено глубокого смысла. Поскольку Арджуна одолел сон и тьму неведения, Верховный Господь согласился рассказать Ему о Своих разнообразных проявлениях. Кришна прежде всего сказал Арджуне, что в одной из Своих первичных экспансий Он является душой всего материального космоса. Перед тем, как сотворить материальный мир, Верховный Господь в Своих полных частях распространяет себя в форме пуруша-воплощений и дает начало всему сущему. Поэтому Он - атма, душа совокупности материальных элементов, из которых состоит вселенная. Совокупная материальная энергия не является причиной творения; это Маха-Вишну входит в совокупную материальную энергию. Он - душа материального мира. Когда Маха-Вишну входит в проявленные вселенные, Он снова проявляет Себя как Сверхдуша, находящаяся в сердце каждого живого существа. Мы знаем, что индивидуальное материальное тело существует благодаря присутствию в нем духовной искры. Без нее тело не могло бы расти и развиваться. Подобно этому, материальный космос не мог бы развиваться, если бы в него не вошла Сверхдуша, Кришна. Как сказано в "Субала Упанишад", пракртй-ади-сарва-бхутантар-йами сарва-шеши ча нарайанах. "В аспекте Сверхдуши Верховная Личность Бога пребывает во всех проявленных вселенных". Поэтому Верховную Личность Бога называют началом этой вселенной, хранителем всего сущего и последним прибежищем всей энергии.

В завершении следует упомянуть 8 стих 14 главы:

тамас тв аджнана-джам виддхимоханам сарва-дехинам

прамадаласйа-нидрабхистан нибадхнати бхарата

Знай же, о потомок Бхараты, что гуна тьмы, являющаяся порождением невежества, держит воплощенные живые существа в плену иллюзии. Результатом ее влияния является безумие, леность, праздность, вялость и сон, которые связывают обусловленную душу.

Комментарий А.Ч.Бхактиведанты Свами Прабхупады.

Особого внимания заслуживает употребленное в данном стихе слово ту, которое указывает на то, что гуна невежества сообщает обусловленной душе очень своеобразные качества. Гуна невежества является прямой противоположностью гуны благости. Находясь в гуне благости и обладая знанием, человек видит что есть что, в отличие от того, кто пребывает в невежестве. Каждый, кто оказывается во власти гуны невежества, становится безумцем, не способным отличить хорошее от дурного. Вместо того, чтобы продвигаться вперед, такой человек деградирует. Веды характеризуют гуну невежества следующим образом. Васту-йатхатмйа джнанаваракам випарйайа-джнана-джанакам тамах: заполоненные гуной невежества, люди утрачивают способность видеть вещи такими как они есть. Так каждый знает, что все его предки умерли, значит он тоже умрет; человек смертен. Дети, которым он даст жизнь, тоже умрут в положенный срок. Таким образом, смерти не избежит никто. И все же люди неистово копят деньги и работают день и ночь, выбиваясь из сил. Никто из них не думает о вечной душе. Вот что такое безумие. Это безумие делает их равнодушными к процессу духовного самоосознания. Такие люди необыкновенно ленивы. Когда им предлагают духовное знание, они не проявляют к нему никакого интереса. В них нет даже той жажды деятельности, которая присуща людям в гуне страсти. Поэтому характерной чертой человека в гуне невежества является то, что он спит гораздо больше, чем необходимо. Шести часов сна вполне достаточно, однако человек в гуне невежества проводит во сне десять, а то и двенадцать часов. Такой человек всегда выглядит подавленным и угнетенным, он часто принимает одурманивающие средства и много спит. Таковы отличительные признаки людей, обусловленных гуной невежества.

Мир – сон или реальность?

асатйам апратиштхам теджагад ахур анишварам

апараспара-самбхутамким анйат кама-хаитукам

Они говорят, что этот мир нереален, что у него нет основы, что нет Бога, который бы управлял им, называют его ложным, не имеющим основы. Они заявляют, что мир возник из полового влечения и у мироздания нет иной причины, кроме вожделения.

Комментарий А.Ч.Бхактиведанты Свами Прабхупады.

Некоторые приходят к выводу, что мир это фантасмагория. У него нет ни причины, ни следствия, ни правителя, ни цели, и в нем все нереально. Они утверждают, что проявленный космос возникает в результате случайного соединения различных материальных элементов. Им не приходит в голову, что мир был создан Богом с вполне определенной целью. Согласно их концепции, мироздание возникло само по себе, и у людей нет никаких оснований верить в то, что за ним стоит Бог. Невежды не отделяют дух от материи и отрицают существование Высшего Духа. Для них не существует ничего кроме материи, и все мироздание представляется им конгломератом невежества. Согласно их взглядам, мир - это пустота, а все материальные проявления существуют только в нашем восприятии, которое не отражает реальности. Они считают само собой разумеющимся, что все разнообразные проявления жизни являются результатом невежества, подобно тому как во сне мы создаем множество образов, которые в действительности не существуют. Проснувшись, мы видим, что это был только сон. Однако, провозглашая мир сном и иллюзией, демоны с большим исскуством наслаждаются этой иллюзией. Поэтому вместо того, чтобы обрести знание, они блуждают в этом мире грез. Они и заключают, что, подобно тому как ребенок рождается в результате половой близости между мужчиной и женщиной, этот мир также возникает из неодушевленного начала. Для них живые организмы появляются на свет в результате соединения материальных элементов, а о существовании души не может быть и речи. Подобно тому, как многие живые существа рождаются из капелек пота или из трупов без всякой на то причины, весь мир живых организмов возник в результате соединения материальных элементов, которые образовали проявленный космос. Поэтому у мироздания нет и не может быть иного источника, кроме материальной природы. Они не верят тому, что Кришна говорит в "Бхагавад-гите": майадхйакшена пракртих суйате са-чарачарам. "Повинуясь Моей воле, движется весь материальный мир". Иными словами, у невежд нет совершенного знания о сотворении материального мира; каждый из них придумывают собственную теорию, описывающую процесс творения. Для них одно толкование богооткровенных писаний ничем не отличается от другого, ибо они не верят в возможность единого понимания священных книг.

Общие рекомендации:

1. Люди, занятые тяжелым физическим трудом, должны спать больше, чем те, чья работа не требует больших физических усилий.

2. Люди, занимающие подчиненное положение, нуждаются в более продолжительном сне, чем те, кто занимает административный пост.

3. Люди, занятые административной работой, нуждаются в более продолжительном сне, чем те, кто отстранился от дел или прекратил заниматься мирской деятельностью.

Продолжительность сна также зависит от возраста человека.

Независимо от возраста, человек, достигший 21 года не должен спать больше восьми часов в сутки. Иначе сон продолжительностью более восьми часов создаст в его организме избыток осквернения, который вызовет чувство усталости и апатии в течение всего последующего дня.

Существует один основной принцип, помогающий определить необходимую для вас продолжительность сна. Если, проснувшись, вы чувствуете бодрость, свежие силы и оптимистический настрой, тогда вы спали именно столько, сколько необходимо вашему телу. Если же, проснувшись, вы чувствуете усталость и скованность, то, скорее всего, вы спали слишком долго. В этом случае попробуйте ежедневно уменьшать время сна, пока не заметите, что, пробуждаясь, вы чувствуете свежесть и прилив сил.

Дневной сон.

Сон в дневное время приводит к болезням дыхательной системы, к тяжести в голове и ряду других нарушений.

Дневной сон допускается для здоровых людей, которые устали от тяжелого физического труда, а также для больных, испытывающих сильные боли или страдающих от болезней дыхательной системы и тошноты. Кратковременный дневной сон также разрешается больным с гастрологическими нарушениями и хроническим алкоголикам, а также тем, кто соблюдает пост и чувствует желание вздремнуть. Людям, живущим в очень теплом климате полезно немного поспать днем в часы самой невыносимой жары, отдыхать при этом следует только в тенистом, прохладном месте. Несмотря на вышеприведенные рекомендации, древние тексты по йоге вообще запрещают спать днем, за исключением случаев болезни.

Лучшее время для сна - это отрезок времени от трех часов после захода солнца до 1,5 часа перед рассветом.

Те, кто ложатся спать с плотно набитым желудком, отвлекают энергию, необходимую для того, чтобы восполнить силы организма, на переваривание пищи, в этом случае в теле увеличивается осквернение, и человек видит плохие сны.

Воздух в комнате, в которой вы спите, должен быть свежим. Спать в душной, плохо проветриваемой комнате очень вредно.

Аюрведа обещает, что тот, кто никогда не спит днем и в течение трех часов после принятия пищи, всегда будет иметь свежий и привлекательный вид. Ниже приводятся еще несколько рекомендаций, которые помогут вам сделать свой сон крепким и здоровым.

Перед сном мойте стопы и затем натирайте их маслом – это естественное успокаивающее средство. Если человек каждый день массирует стопы с кунжутным маслом, он никогда не будет болеть, так как восстанавливает свою иммунную систему.

Перед сном уделите несколько минут дыхательным упражнениям или медитации.

Во время сна на вас должно быть как можно меньше одежды; особенно вредно спать в носках.

Спите головой на восток – это увеличит вашу тягу к духовности.

Никогда не спите на кухне, а также не храните пищу в спальной комнате.

Не укрывайтесь одеялом с головой.

Спать на открытом воздухе летом очень полезно, но если на улице туман, дождь или слишком высокая влажность, лучше перейти спать в помещение.

Высота кровати от уровня пола должна быть не менее 12 дюймов.

Спать на сырой или влажной постели очень вредно; постель должна быть удобной.

Голова всегда должна находится на более высоком уровне, чем ноги.

В соответствии с “Аюрведой” спать надо обязательно на боку.

Говорится, что сон на левом боку облегчает пищеварение и дает человеку энергию, а сон на правом боку дает возможность как следует отдохнуть. Это связано с тем, что когда мы спим на левом боку, у нас в основном работает правая ноздря, которая дает телу позитивную энергию и помогает пищеварению, а также согреванию.

Если в комнате холодно, то нужно лечь на левый бок, и тогда в теле будет поддерживаться естественное тепло.

Если он сильно возбужден и никак не может заснуть, тогда ему лучше лечь на правый бок.

Спать на спине “Аюрведа” не рекомендует. Особенно это плохо для ваты, потому что при этом начинают работать обе ноздри и тело разбалансируется (возбуждается вата).
  1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов


связь с админом