Главная страница

Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. Серия альбомов дошкольника


Скачать 2.18 Mb.
НазваниеСерия альбомов дошкольника
АнкорТкаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия.doc
Дата23.09.2017
Размер2.18 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаТкаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия.doc
ТипДокументы
#18026
страница1 из 3
Каталог

С этим файлом связано 42066 файл(ов). Среди них: и ещё 42056 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3



В ПОСОБИИ ВЫ НАЙДЕТЕ ПОДРОБНОЕ
ОПИСАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ
ПО СЛЕДУЮЩИМ РАЗДЕЛАМ:


узнавание неречевых звуков
-различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру
-различение слов, близких по звуковому составу;
-дифференциация слогов
-дифференциация фонем
СЕРИЯ АЛЬБОМОВ ДОШКОЛЬНИКА

автора Т.А. Ткаченко
ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩУЮ ТЕМАТИКУ:

1. Развитие фонематического восприятия

2. Формирование навыков звукового анализа

3. Обучение грамоте

4. Коррекция нарушений слоговой структуры слова

5. Совершенствование словарного запаса

6. Формирование предложных конструкций

7. Работа над фразой

8. Согласование различных частей речи

9. Формирование падежных конструкций

10. Обучение постановке вопросов

11. Развитие связной речи

12. Коррекция произношения звуков
Каждый альбом:
✓ имеет теоретическую и практическую части

✓ содержит подробное описание авторской методики, а также серии коррекционных и развивающих упражнений по конкретному разделу

✓ отражает подходы и приемы, позволяющие эффективно совершенство-
вать определенный компонент языковой системы дошкольника

✓ доступен для начинающих специалистов и родителей

✓ снабжен рисунками

✓ может быть адресован ребенку с любым уровнем речевого развития

Серия «Практическая логопедия»
Т.А. Ткаченко

РАЗВИТИЕ
ФОНЕМАТИЧЕСКОГО
ВОСПРИЯТИЯ


Альбом дошкольника

Пособие для логопедов, воспитателей и родителей



Москва

ББК 74.3
Т48

Ткаченко Т.А.

Т 48 Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для
логопедов, воспитателей и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. —
32 с. (Практическая логопедия.)
ISBN 5-296-00195-8
Альбом отражает один из разделов авторской системы преодоления общего
недоразвития речи у дошкольников.

Пособие предназначено логопедам, воспитателям и родителям для коррекционной работы с детьми, имеющими любой уровень речевого развития: от лепетной речи и практически нулевого порога фонематического восприятия до
речи с элементами фонетико-фонематического недоразвития.
ББК 74.3
ISBN 5-296-00195-8

© Т.А. Ткаченко, 2005
© Оформление. ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2005
Издатель — А. Казаков
Ответственный за выпуск — М. Вишневская
Редактор — Е.Алифанова
Корректор — Н. Назарова
Художник — Е. Жарова
Обложка — Б. Воскресенский
Оригинал-макет — Е. Капнулина

ООО «Издательство ГНОМ и Д»
Тел./факс (095) 264-27-73 (магазин), 264-18-66 (издательство),
Е-
mail:gnom_logoped@newmail.ru

Лицензия ИД № 00619 от 22.12.1999 г.
Подписано
в печать 22.06.2005 г. Печать офсетная. Объем 4 п.л.
Формат 60x90/8. Тираж 3000 экз. Заказ 2368.


Отпечатано в ДПК. г. Домодедово, Каширское ш., д. 4, корп. 1.

ОТ АВТОРА

Альбом является приложением к книге «Если дошкольник плохо гово-
рит» , в которой изложена авторская система преодоления общего недоразвития
речи у детей 5-летнего возраста.

Общее недоразвитие речи — дефект, при котором у ребенка с нормальным
слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными
все компоненты языковой системы — фонетика, лексика и грамматика.

Ведущее место в комплексном подходе к коррекции общего недоразви-
тия речи многие исследователи (Р.Е. Левина, Г.А. Никашина, Р.М. Боскис,
Г.А. Каше и др.) отводят формированию фонематического восприятия, т. е.
способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Тридцатилет-
ний практический опыт автора также подтверждает, что развитие фонема-
тического восприятия положительно влияет на формирование всей фонети-
ческой стороны речи, в том числе слоговой структуры слова. С помощью вы-
работки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эф-
фекта, и притом временного. Стойкое исправление произношения может быть
гарантировано только при опережающем формировании фонематического вос-
приятия. Впоследствии это оказывает положительное влияние и на освоение
письма.

Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представ-
лений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного
лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных
словах, общие суффиксы, предлоги и т. п.

Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического
восприятия невозможно становление его высшей ступени — звукового ана-
лиза, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) раз-
личных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. В свою очередь,
без длительных специальных упражнений по формированию навыков звуко-
вого анализа и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети с
общим недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом.

Доктор наук, профессор Р.Е. Левина, стоявшая у истоков отечественной
логопедии, писала: «При выборе путей и средств преодоления и предупреж-
дения речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловые
образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого
ряда речевых процессов. <...>

Формирование узловых образований позволяет с наибольшей экономией
и целесообразностью достигать педагогического эффекта»1. Таким узловым
образованием, ключевым моментом в системе коррекции общего недоразви-
тия речи является фонематическое восприятие.

1 Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. М.: Просвещение, 1968, с. 27.

Данное пособие является сборником упражнений по развитию фонема-
тического восприятия у детей 4-6 лет с общим недоразвитием речи. Адресова-
но оно логопедам дошкольных и медицинских учреждений, а также воспита-
телям и родителям детей, имеющих этот сложный и трудноустранимый де-
фект речи.

Порядок упражнений соответствует тематическому плану логопедических
занятий, содержащемуся в пособии «Если дошкольник плохо говорит» (см.
с. 27-28).

Упражнения ориентированы на формирование и развитие фо-
нематического восприятия у детей с самыми тяжелыми нарушениями речи
(алалия, дизартрия, ринолалия, 1-й и 2-й уровни речевого развития). Работу с
такими детьми приходится начинать практически с нуля. В упражнениях
важно использовать звуки раннего онтогенеза, восприятие которых опирает-
ся у ребенка на более четкие слуховые и кинестетические ощущения. Эти зву-
ки произносятся детьми как правило без искажений, но недостаточно отчет-
ливо.

Выработкой системы упражнений для начального, пускового, а следова-
тельно, самого важного этапа логопедической работы автор занимается с
1972 года. На этом этапе формирования фонематического восприятия можно
выделить пять ступеней, для каждой из которых в альбоме даны соответству-
ющие упражнения:

1. Узнавание неречевых звуков (упражнения 1-5).

2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру (упражнения 6-10).

3. Различение слов, близких по звуковому составу (упражнения 11-23).

4. Дифференциация слогов (упражнения 24-31).

5. Дифференциация фонем (упражнения 32-34 плюс приложение).

Таким образом, альбом может быть адресован ребенку с любым уровнем
речевого развития: от лепетной речи и практически нулевого порога фонема-
тического восприятия до речи с элементами фонетико-фонематического недо-
развития.

Как работать с пособием

Вначале для каждого ребенка логопед устанавливает точку отсчета, двигаясь «сверху вниз», то есть от трудных упражнений к более легким. Когда
начальный уровень фонематического восприятия (номер исходного упраж-
нения) установлен, работа осуществляется «снизу вверх», т.е. от простых уп-
ражнений к более сложным — так, как они расположены в пособии.

Однако нельзя не учитывать и индивидуальные особенности каждого
дошкольника. С этой целью в конце альбома предусмотрена «Записная книж-
ка», в соответствующей графе которой логопед может поставить дату проведе-
ния группового или индивидуального занятия и номер упражнения. Если ма-
териал упражнения окончательно отработан, и навык не требует закрепления,

логопед ограничивается знаком Когда требуется закрепление материала, ло-

гопед ставит знак , что является сигналом для воспитателей и родителей, со-

вместно с логопедом участвующим в коррекционном процессе, повторить упраж-
нение вечером.

Позанимавшись с ребенком, взрослые в графе «Замечания родителей и

воспитателей» проставляют знак если материал упражнения, по их мне-

нию, усвоен полностью, либо делают пометки о том, что у малыша не получи-
лось.

В том случае, когда ребенок не может усвоить предложенный материал,

родители или воспитатели ставят знак . Это сигнал логопеду для повторе-

ния упражнений предыдущего этапа либо поиска иных путей коррекции и
развития.

Кроме того, в графу «Рекомендации логопеда», специалист может внести
свои задания и дополнения.

Автор надеется, что такая документальная фиксация результатов работы
педагогов и родителей принесет значительную пользу, послужит допол-
нительным стимулом в случаях, когда это необходимо.

Коррекционный процесс требует длительных упражнений с многократ-
ным повторением. Он непрост для детей — они еще очень малы. Поэтому
постарайтесь разнообразить занятия, внести в них элементы игры. Это облегчит
малышам работу, сделает занятия менее утомительными и более при
влекательными.

В заключение отметим, что, несмотря на важность работы по формиро-
ванию фонематического восприятия в общей системе коррекционного воздей-
ствия, в любом индивидуальном логопедическом занятии это лишь часть ра-
боты. Наряду с указанной задачей, в логопедическом занятии, с учетом струк-
туры дефекта и индивидуальных особенностей каждого ребенка, присутству-
ют также: коррекция произношения (вызывание, автоматизация или диффе-
ренциация звуков речи), работа над лексико-грамматическими представле-
ниями и развитием связной речи и т. п.

Подробнее об этих сторонах комплексного воздействия при обучении де-
тей с общим недоразвитием речи будет рассказано в последующих выпусках
наших альбомов.

Уважаемые коллеги, педагоги! Разрешите пожелать вам неиссякае-
мого творческого горения в нашей лучшей из профессий! А родителям позволю себе напомнить, что даже самые серьезные нарушения речи устра-
нимы, если грамотно, с терпением и любовью заниматься с малышом.

Отличник просвещения,
логопед высшей квалификации
Т.А. Ткаченко


I. УЗНАВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ

Упражнение 1

На столе перед ребенком находятся несколько звучащих игрушек: бубен,
губная гармошка, колокольчик, погремушка и т. п. Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем малышу нужно только на слух, без зрительной опоры (или ребенок отворачивается, или
игрушки закрываются ширмой) определить, что звучит. Название каждого
звучащего предмета проговаривается. Количество игрушек увеличивается по-
степенно, с трех до пяти. Упражнение проводится до достижения стойкого раз-
личения громких и контрастных звуков.



Упражнение 2

Перед ребенком выставляются 4-5 предметов (например: металлическая
коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатул-
ка и т.п.), при постукивании о которые можно услышать разные звуки. С по-
мощью карандаша взрослый вызывает звучание каждого предмета, воспроиз-
водит его многократно, пока ребенок не уловит характер звука. Начинается
упражнение с двух контрастных звучаний при зрительной опоре: о металл и
дерево, позже добавляются 3-й и 4-й варианты звучания. Затем только на слух
(ребенок отворачивается) предлагается определить, что звучит. Упражнение
проводится до достижения стойкой дифференциации звучаний.

Упражнение 3

Перед ребенком выставляются хорошо знакомые ему предметы: каран-
даш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка. Малышу предлагается без зри-
тельной опоры определить, что он услышит, и рассказать о действиях взрос-
лого возможно полнее. Затем ребенок поворачивается спиной к предметам или
они закрываются ширмой. Взрослый переливает воду из одной чашки в дру-
гую, режет бумагу ножницами, рвет ее, мнет, стучит ножницами о чашку,
водит карандашом по бумаге, стучит карандашом о чашку. После каждого про-
изведенного действия ребенок должен рассказать о нем в силу своих речевых
возможностей, но максимально подробно. При значительных трудностях зву-
чание повторяется со зрительной опорой. Упражнение проводится до дости-
жения стойкой дифференциации звучаний.


Упражнение 4

В одинаковые металлические баночки (из-под леденцов, крема и т. п.)
помещаются сыпучие продукты с частицами различной величины: манная и
гречневая крупа, горох, фасоль, сахарный песок и др. Ребенку сначала пред-
лагается внимательно послушать и запомнить звучание каждого продукта о
металлическую коробочку при ее встряхивании. Потом, по очереди встряхи-
вая коробочки, взрослый каждый раз просит ребенка отгадать, что в коробоч-
ке. Так как звуковые различия незначительны, количество банок ограни-
чивается вначале тремя, после чего медленно увеличивается при постоянном
сравнении акустических восприятий.
Упражнение 5

Упражнение направлено на воспроизведение ритмического рисунка (рит-
ма) при отхлопывании, отстукивании или подаче звука на любом инструменте (бубен, погремушка, пианино, аккордеон и т. п.). Обозначим знаком короткий, взрывной звук, который нельзя продлить (удар в бубен, барабан, хлопок в ладоши). Расстояние между значками соответствует длительности паузы. Ритмические рисунки даются в порядке усложнения:

+

+




+

++




++

+




+

++

+

++

+

++ и т. д.

Если звук можно продлить (пианино, дудочка, аккордеон, губная гармош-
ка), количество вариантов ритмического рисунка возрастает. Обозначим длитель-

ный звук знаком , короткий (на одном инструменте) — Варианты рит-

мического рисунка, который ребенок воспроизводит на том же инструменте:

+






+



+

++



+

+



++

+

++





+

++

+++

+

и т. п.

В дальнейшем усложнении упражнения взрослый может проявить свою
изобретательность, ритмические и творческие способности.
  1   2   3

перейти в каталог файлов
связь с админом