II. РАЗЛИЧЕНИЕ ОДИНАКОВЫХ ЗВУКОКОМПЛЕКСОВ ПО ВЫСОТЕ,
СИЛЕ И ТЕМБРУ
Упражнение 6
Упражнение направлено на различение по тембру максимально сокращен- ного звукокомплекса. Взрослый предлагает ребенку отвернуться и догадать- ся, кто из детей (если игра происходит в группе) или кто из родных (если игра- ют дома) позвал его.
Вначале ребенка зовут по имени, затем (для усложнения) произносят ко- роткое АУ.
Упражнение 7
Взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низ- кий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высо- кий голос).
Одни и те же реплики: «Кто сидел на моем стуле?»
«Кто ел из моей чашки?» «Кто спал вмоей постели?» «Кто же был внашем доме?» и т. п.
произносятся поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах.
Если ребенок затрудняется назвать персонаж по имени, взрослый пред- лагает ему показать соответствующее изображение на картинке.
Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, следует попросить его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медве- жонка голосом, меняющимся по высоте. Упражнение 8 Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).
Дети кричат: АУ (громко), АУ (тихо). Собака лает: АВ (громко), АВ-АВ (тихо). Кошка мяукает, корова мычит, петух поет, курица кудахчет, лягуш- ка квакает, ворона каркает, овечка блеет и т. п.
Упражнение 9
Взрослый произносит один и тот же звук с изменением его характера, тем- бра и эмоциональной окраски, а затем просит ребенка воспроизвести образец.
Взрослый произносит один и тот же звук с изменением его характера, тем- бра и эмоциональной окраски, а затем просит ребенка воспроизвести образец.
А — плачет, кричит девочка
А — показывают горло врачу
А — поет певица
А — качаем малыша
А — девочка укололась иголкой
О — удивилась мама
О — стонет бабушка
О — поет певица
О — потягивается папа
О — кричит охотник в лесу У — гудит пароход У — звучит дудочка У — плачет мальчик Упражнение 10Упражнение направлено на изменение звукокомплекса по высоте и силе. Взрослый предлагает ребенку сказать, например, МЯУ: громко (кот рядом и просит есть); тихо (кот за дверью); высоким голосом (маленький котенок); низ- ким голосом (старый кот). Аналогично нужно изменить звуковые параметры при воспроизведении следующих звукоподражаний: И-ГО-ГО, МУ, ГАВ, КВА, БЕ, КУ-КУ и т. п. III. РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ
Упражнение 11
Взрослый дает ребенку два кружка — красный и зеленый — и предлага- ет игру: если ребенок услышит правильное название предмета, изображенно- го на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное — красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания:
БАМАН
ПАМАН
БАНАН
БАНАМ
ВАВАН
ДАВАН
БАВАН
ВАНАН
| ВИТАНИН
МИТАВИН
ФИТАМИН
ВИТАНИМ
ВИТАМИН
МИТАНИН
ФИТАВИН
ВИТАЛИМ
| АЛЬБОМ
АЙБОМ
АНЬБОМ
АВЬБОМ
АЛЬПОМ
АЛЬМОМ
АЛЬНОМ
АБЛЁМ
| КЪЕКТА КВЕКТА ТЛЕКТА КВЕТКА КЛЕТКА КЪЕТКА КЛЕТТА ТЛЕТКА
| Ребенок каждый раз поднимает соответствующий кружок.
Упражнение 12
Взрослый предлагает ребенку назвать парные картинки и определить, похожи ли по звучанию два слова.
Взрослый предлагает ребенку назвать парные картинки и определить, похожи ли по звучанию два слова.
Упражнение 13
Ребенку предлагается повторить за взрослым по два слова и определить, похожи ли они по звучанию. пень — день топот — кубик
майка — байка фантик — бантик лифт — банан
обеды — победы кабина — фонтан
Таня — баня танк — банк монета — нота
сок — бок кот — пот
ком — дом канат — вата банка — манка Упражнение 14Взрослый предлагает ребенку назвать предметы, изображенные на картинках, и соединить те из них, названия которых звучат похоже. Ребенку предлагается повторить за взрослым по два слова и определить, похожи ли они по звучанию. Упражнение 15 Взрослый предлагает ребенку послушать рифмовку, найти в ней «неправильное» слово и заменить его похожим по звуковому составу и подходящим по смыслу словом.
Отругала мама зайку — Не надел под свитер ГАЙКУ.
(МАЙКУ) В ней всего-то три окна, И за елкой не видна. Хоть бела, но маловата Небольшая наша ВАТА.
(ХАТА)
Много снега во дворе — Едут ТАНКИ по горе.
(САНКИ) Хулиганам не до шутки, Если Рекс в собачьей ДУДКЕ.
(БУДКЕ) Пес Барбос совсем не глуп, Но не хочет рыбный ДУБ.
(СУП) Посмотрите в воду сами -
С очень длинными усами
Проплывает под мостом
Серый, скользкий, длинный ДОМ.
(СОМ) Когда поранишь ты колено, То покупаешь непременно, Уверенный, что все пройдет, Коричневую жидкость — МЁД.
(ЙОД) Не случайно у сестрички
С ФАНТИКАМИ две косички.
(БАНТИКАМИ)
Упражнение 16 Ребенку предлагается повторить за взрослым вначале по два, затем по три похожих слова в названном порядке:
БАК — ТАК МАК — БАК — ТАК ТОК — ТУК — ТАК БЫК — БАК — БОК ДАМ — ДОМ — ДЫМ КОМ — ДОМ — ГНОМ
МОТОК — КАТОК — ПОТОК БАТОН — БУТОН — БЕТОН БУДКА — ДУДКА — УТКА НИТКА — ВАТКА — ВЕТКА ТЫКВА — БУКВА — БУДКА КЛЕТКА — ПЛЁТКА — ПЛЁНКА Примечание. При воспроизведении слов ребенку необязательно знать их значение. Особенность этого и последующих подборов слов в том, что они доступны по звуковому составу, не содержат труднопроизносимых звуков.
Упражнение 17
Взрослый четко произносит пары слов и просит ребенка определить — одинаковые он слышит имена или разные. Люба — Люда Толя — Толя Коля — Толя Дима — Дина Саша — Саша
Миша — Маша Соня — Саня Дина — Инна Витя — Витя Витя — Митя Упражнение 18Из четырех слов, четко произнесенных взрослым, ребенок должен выб- рать и назвать то слово, которое отличается от остальных: КОМ — КОМ — КОТ — КОМ КАНАВА — КАНАВА — КАКАО — КАНАВА УТЁНОК — УТЁНОК — УТЁНОК — КОТЁНОК БУДКА — БУКВА — БУДКА — БУДКА ВИНТ — ВИНТ — БИНТ — ВИНТ МИНУТА — МОНЕТА — МИНУТА — МИНУТА БУФЕТ — БУКЕТ — БУФЕТ — БУФЕТ БИЛЕТ — БАЛЕТ — БАЛЕТ — БАЛЕТ ДУДКА — БУДКА — БУДКА — БУДКА Упражнение 19Взрослый четко произносит четыре слова и просит ребенка повторить их. Затем из четырех слов ребенок должен выбрать одно, наиболее отличающееся по звуковому составу, назвать его и показать соответствующую картинку:
Дополнительно можно включить в упражнение следующие ряды слов: МАК — БАК — ВЕНИК — РАК СОВОК — ГНОМ — ВЕНОК — КАТОК ПЯТКА — ВАТКА — ЛИМОН — КАДКА КАТОК — ДОМ — МОТОК — ПОТОК
И т.п.
Упражнение 20
Ребенок четко произносит названия предметов, изображенных на картин- ках. Затем повторяет за взрослым слова для сравнения (по одному) и находит похожее по звучанию, пользуясь при этом зрительной опорой.
Ребенок четко произносит названия предметов, изображенных на картин- ках. Затем повторяет за взрослым слова для сравнения (по одному) и находит похожее по звучанию, пользуясь при этом зрительной опорой.
Слова для сравнения: СЕТКА, КОМ, БАК, МЕТКА, КЛЕТКА.
Слова для сравнения: УЛИТКА, ГНОМ, ПЛАТОК, ЛИСТОК, КОМ.
Слова для сравнения: ДОМ, ЛИМОН, КАТОК, БИДОН, ЛОМ, СОМ, ЗАГОН, МОТОК. Упражнение 21 Взрослый читает рифмовку, выделяя голосом последнее слово в первой строке. Ребенок, добиваясь рифмы в стихе, должен закончить вторую строку одним из трех предложенных слов.
Взрослый читает рифмовку, выделяя голосом последнее слово в первой строке. Ребенок, добиваясь рифмы в стихе, должен закончить вторую строку одним из трех предложенных слов.
Шепчет ночью мне на ушко
Сказки разные...
(перина, подушка, рубашка) Ой, ребята, верь, не верь —
От меня сбежала...
(кошка, дверь, стенка) Сказала дверь: «Мой дорогой! Не открывай меня...» (плечом, коленом, ногой) От грязнули даже стол
Поздним вечером...
(сбежал, ушел, ускакал) Две лисички, две сестрички
Отыскали где-то...
(спички, щетку, ножик) Опустела мостовая, И уехали...
(автобусы, трамваи, такси) Говорила мышка мышке: — До чего люблю я... (сыр, мясо, книжки) Сел в машину верный пес, У него в чернилах... (лапа, шея, нос) В выходной пошли куда-то
Мама, папа и...
(детишки, ребята, малыши) Катя Лену просит дать Краски, карандаш, ... (ручку, тетрадь, книгу)
Примечание. При трудностях поиска нужного слова взрослый зачитыва- ет двустишие во всех трех вариантах, просит ребенка прислушаться и выб- рать правильный вариант — тот, где слова самые похожие.
Упражнение 22
Взрослый предлагает ребенку закончить двустишие, подобрав подходя- щее рифмующееся слово: Портфель я выронил из рук, Такой большой на ветке... (жук) Шел по лесу шустрый мишка, На него свалилась... (шишка)
Здесь в лесу есть злые звери, Запирайте на ночь... (двери) Тише, Танечка, не плачь, Не утонет в речке... (мяч) Как-то вечером две мышки Унесли у Пети... (книжки) Не полезет Влад на ель,
У него в руках... (портфель) «Грузы я возить привык!» — Говорит нам ... (грузовик) Мы собрали васильки, На головах у нас... (венки) Пес козе принес букет, Сытный будет ей... (обед) Ветер, ветер, ты могуч, Ты гоняешь стаи... (туч) И назад, и вперед
Может плыть... (пароход) Не дрожи, Сережка, Это ж наша... (кошка) Упражнение 23Взрослый предлагает ребенку дополнить стихотворение подходящим по смыслу словом, выбрав его среди слов, близких по звуковому составу. (В каче- стве опоры используются картинки.) Я тебе задачу дам — всё расставить по местам: Что скатали мы зимой?.. Что построили с тобой?.. На крючок в реке попал?.. Может всё, хоть ростом мал?.. Слова и опорные картинки Я ещё задачу дам — всё расставить по местам: Вот печать на простыне — ... Зеленеет на окне... Волейбольная висит... Канарейка в ней сидит — ... Слова и опорные картинки
Я опять задачу дам — всё расставить по местам:
Что стащил игривый кот?..
Детям мамочка плетет?..
С гор спускается, течет?..
Что за скользкий, ровный лед?.. Слова и опорные картинки
Примечание. Значение слов МЕТКА, СЕТКА, МОТОК и ПОТОК уточня- ется в начале упражнения.
IV. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СЛОГОВ
Упражнение 24
Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога:
ТА — ТА —ТА ТА — ТА — ТА ТА — ТА — ТА
| ПА — ПА — ПА ПА — ПА — ПА ПА — ПА — ПА
| КА — КА — КА КА — КА — КА КА — КА — КА
| Аналогичная работа проводится со слоговыми рядами:
ФА — ФА — ФА ВА — ВА — ВА МА — МА — МА
| НА — НА — НА БА — БА — БА ГА — ГА — ГА
| Упражнение 25
Воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными глас- ными звуками:
ТА — ТО — ТУ ТЫ — ТА — ТО МУ — МЫ — МА МО — МА — МЫ ВА — ВУ — ВО
| ВО — ВЫ — ВУ НУ — НЫ — НА НО — НА — НУ ДА - ДЫ - ДО ДУ - ДЫ - ДА
| БО — БА — БЫ БУ — БО — БА ПА — ПУ — ПО ПЫ — ПО — ПУ КУ — КО — КА И т. п.
| Упражнение 26
Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными соглас- ными звуками:
ТА — КА — ПА КА — НА — ПА ФА — ХА — КА БА — ДА — ГА МА — НА — ВА
| ПА — КА — ТА ГА — БА — ДА КА — ФА — ХА ВА — МА — НА НА — ВА — БА
| Затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы.
Упражнение 27
Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различаю- щимися по глухости-звонкости:
а) по два слога:
ПА — БА ТА — ДА
| ФА — ВА КА — ГА
| б) по три слога:
ПА — БА — ПА БА — ПА — БА ТА — ДА — ТА ДА — ТА — ДА
| КА — ГА — КА ГА — КА — ГА ВА — ФА — ВА ФА — ВА — ФА
| Затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы. Упражнение28
Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различаю- щимися по твердости-мягкости:
ПА — ПЯ МА — МЯ ВА — ВЯ ТА — ТЯ БА — БЯ ДА - ДЯ ФА — ФЯ
| ПО — ПЁ МО — МЁ ВО — ВЁ ТО — ТЁ ВО — БЁ ДО - ДЁ ФО — ФЁ
| ПУ — ПЮ
МУ — мю ВУ — вю ТУ — тю
БУ — БЮ
ДУ - дю
ФУ — ФЮ
| ПЫ — ПИ МЫ — ми ВЫ — ви
ты — ти
БЫ — БИ
ДЫ - ди
ФЫ — ФИ
| Упражнение29
Воспроизведение слоговых пар с наращиванием одного согласного звука (для образования стечения):
ПА — ТПА ТА — ПТА ФА — ТФА ТА — ФТА МА — КМА НА — ФНА
| НА — ПНА КА — ФКА КА — ТКА КА — ПКА ТА — КТА НА — КНА
| Затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы.
Упражнение30
Воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными:
ПТА — ПТО — ПТУ — пты КТА — КТО — КТУ — кты ФТА — ФТО — ФТУ — ФТЫ ТПА — ТПО — ТПУ — тпы
| ТМА — ТМО — ТМУ — тмы КНА — КНО — КНУ — кны ФКА — ФКО — ФКУ — ФКЫ ПНА — ПНО — ПНУ — пны
И т. п.
| Упражнение 31
Воспроизведение слоговых пар со сменой позиции согласных звуков в их стечении:
ПТА — ТПА ПКА — КПА ФПА — ПФА
| КТА — ТКА ФКА — КФА ГДА - ДГА
| ФТА — ТФА ХТА — ТХА ВБА — БВА
| Примечание. Упражнения на воспроизведение стечения согласных зву- ков особенно сложны для детей с нарушением слоговой структуры, но зато их выполнение создает базу для коррекции этого нарушения речи.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |