Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. Серия альбомов дошкольника


НазваниеСерия альбомов дошкольника
АнкорТкаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия.doc
Дата23.09.2017
Размер2.18 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаТкаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия.doc
ТипДокументы
#18026
страница2 из 3
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3

II. РАЗЛИЧЕНИЕ ОДИНАКОВЫХ
ЗВУКОКОМПЛЕКСОВ ПО ВЫСОТЕ,


СИЛЕ И ТЕМБРУ

Упражнение 6

Упражнение направлено на различение по тембру максимально сокращен-
ного звукокомплекса. Взрослый предлагает ребенку отвернуться и догадать-
ся, кто из детей (если игра происходит в группе) или кто из родных (если игра-
ют дома) позвал его.

Вначале ребенка зовут по имени, затем (для усложнения) произносят ко-
роткое АУ.



Упражнение 7

Взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя». Затем,
меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низ-
кий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высо-
кий голос).

Одни и те же реплики: «Кто сидел на моем стуле?»

«Кто ел из моей чашки?»
«Кто спал
вмоей постели?»
«Кто же был
внашем доме?» и т. п.

произносятся поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах.



Если ребенок затрудняется назвать персонаж по имени, взрослый пред-
лагает ему показать соответствующее изображение на картинке.

Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, следует
попросить его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медве-
жонка голосом, меняющимся по высоте.
Упражнение 8
Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится
звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе
голосом (громко, тихо).

Дети кричат: АУ (громко), АУ (тихо). Собака лает: АВ (громко), АВ-АВ
(тихо). Кошка мяукает, корова мычит, петух поет, курица кудахчет, лягуш-
ка квакает, ворона каркает, овечка блеет и т. п.

Упражнение 9

Взрослый произносит один и тот же звук с изменением его характера, тем-
бра и эмоциональной окраски, а затем просит ребенка воспроизвести образец.

Взрослый произносит один и тот же звук с изменением его характера, тем-
бра и эмоциональной окраски, а затем просит ребенка воспроизвести образец.


А — плачет, кричит девочка

А — показывают горло врачу

А — поет певица

А — качаем малыша

А — девочка укололась иголкой

О — удивилась мама

О — стонет бабушка

О — поет певица

О — потягивается папа

О — кричит охотник в лесу

У — гудит пароход
У — звучит дудочка
У — плачет мальчик
Упражнение 10

Упражнение направлено на изменение звукокомплекса по высоте и силе.
Взрослый предлагает ребенку сказать, например, МЯУ: громко (кот рядом и
просит есть); тихо (кот за дверью); высоким голосом (маленький котенок); низ-
ким голосом (старый кот). Аналогично нужно изменить звуковые параметры
при воспроизведении следующих звукоподражаний:

И-ГО-ГО, МУ, ГАВ, КВА, БЕ, КУ-КУ и т. п.




III. РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ
ПО
ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ

Упражнение 11

Взрослый дает ребенку два кружка — красный и зеленый — и предлага-
ет игру: если ребенок услышит правильное название предмета, изображенно-
го на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное —
красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит
звукосочетания:



БАМАН

ПАМАН

БАНАН

БАНАМ

ВАВАН

ДАВАН

БАВАН

ВАНАН

ВИТАНИН

МИТАВИН

ФИТАМИН

ВИТАНИМ

ВИТАМИН

МИТАНИН

ФИТАВИН

ВИТАЛИМ

АЛЬБОМ

АЙБОМ

АНЬБОМ

АВЬБОМ

АЛЬПОМ

АЛЬМОМ

АЛЬНОМ

АБЛЁМ

КЪЕКТА
КВЕКТА
ТЛЕКТА
КВЕТКА
КЛЕТКА
КЪЕТКА
КЛЕТТА
ТЛЕТКА

Ребенок каждый раз поднимает соответствующий кружок.

Упражнение 12

Взрослый предлагает ребенку назвать парные картинки и определить, похожи ли по звучанию два слова.

Взрослый предлагает ребенку назвать парные картинки и определить, похожи ли по звучанию два слова.


Упражнение 13

Ребенку предлагается повторить за взрослым по два слова и
определить, похожи ли они по звучанию.

пень — день
топот — кубик


майка — байка
фантик — бантик
лифт — банан


обеды — победы
кабина — фонтан


Таня — баня
танк — банк
монета — нота


сок — бок
кот — пот


ком — дом
канат — вата
банка — манка



Упражнение 14

Взрослый предлагает ребенку назвать предметы, изображенные на картинках, и соединить те из них, названия которых звучат похоже.



Ребенку предлагается повторить за взрослым по два слова и
определить, похожи ли они по звучанию.

Упражнение 15
Взрослый предлагает ребенку послушать рифмовку, найти в ней «неправильное» слово и заменить его похожим по звуковому составу и подходящим
по смыслу словом.


Отругала мама зайку —
Не надел под свитер ГАЙКУ.


(МАЙКУ)
В ней всего-то три окна,
И за елкой не видна.
Хоть бела, но маловата
Небольшая наша ВАТА.


(ХАТА)


Много снега во дворе —
Едут ТАНКИ по горе.


(САНКИ)
Хулиганам не до шутки,
Если Рекс в собачьей ДУДКЕ.


(БУДКЕ)
Пес Барбос совсем не глуп,
Но не хочет рыбный ДУБ.


(СУП)
Посмотрите в воду сами -

С очень длинными усами

Проплывает под мостом

Серый, скользкий, длинный ДОМ.

(СОМ)
Когда поранишь ты колено,
То покупаешь непременно,
Уверенный, что все пройдет,
Коричневую жидкость — МЁД.


(ЙОД)
Не случайно у сестрички

С ФАНТИКАМИ две косички.

(БАНТИКАМИ)


Упражнение 16
Ребенку предлагается повторить за взрослым вначале по два, затем по три
похожих слова в названном порядке:

БАК — ТАК
МАК — БАК — ТАК
ТОК — ТУК — ТАК
БЫК — БАК — БОК
ДАМ — ДОМ — ДЫМ
КОМ — ДОМ — ГНОМ

МОТОК — КАТОК — ПОТОК
БАТОН — БУТОН — БЕТОН
БУДКА — ДУДКА — УТКА
НИТКА — ВАТКА — ВЕТКА
ТЫКВА — БУКВА — БУДКА
КЛЕТКА — ПЛЁТКА — ПЛЁНКА

Примечание. При воспроизведении слов ребенку необязательно знать их
значение. Особенность этого и последующих подборов слов в том, что они доступны по звуковому составу, не содержат труднопроизносимых звуков.


Упражнение 17

Взрослый четко произносит пары слов и просит ребенка определить —
одинаковые он слышит имена или разные.

Люба — Люда
Толя — Толя
Коля — Толя
Дима — Дина
Саша — Саша


Миша — Маша
Соня — Саня
Дина — Инна
Витя — Витя
Витя — Митя


Упражнение 18

Из четырех слов, четко произнесенных взрослым, ребенок должен выб-
рать и назвать то слово, которое отличается от остальных:

КОМ — КОМ — КОТ — КОМ

КАНАВА — КАНАВА — КАКАО — КАНАВА

УТЁНОК — УТЁНОК — УТЁНОК — КОТЁНОК

БУДКА — БУКВА — БУДКА — БУДКА

ВИНТ — ВИНТ — БИНТ — ВИНТ

МИНУТА — МОНЕТА — МИНУТА — МИНУТА

БУФЕТ — БУКЕТ — БУФЕТ — БУФЕТ
БИЛЕТ — БАЛЕТ — БАЛЕТ — БАЛЕТ
ДУДКА — БУДКА — БУДКА — БУДКА

Упражнение 19

Взрослый четко произносит четыре слова и просит ребенка повторить их.
Затем из четырех слов ребенок должен выбрать одно, наиболее отличающееся
по звуковому составу, назвать его и показать соответствующую картинку:





Дополнительно можно включить в упражнение следующие ряды слов:
МАК — БАК — ВЕНИК — РАК
СОВОК — ГНОМ — ВЕНОК — КАТОК
ПЯТКА — ВАТКА — ЛИМОН — КАДКА
КАТОК — ДОМ — МОТОК — ПОТОК

И т.п.

Упражнение 20

Ребенок четко произносит названия предметов, изображенных на картин-
ках. Затем повторяет за взрослым слова для сравнения (по одному) и находит
похожее по звучанию, пользуясь при этом зрительной опорой.

Ребенок четко произносит названия предметов, изображенных на картин-
ках. Затем повторяет за взрослым слова для сравнения (по одному) и находит
похожее по звучанию, пользуясь при этом зрительной опорой.



Слова для сравнения: СЕТКА, КОМ, БАК, МЕТКА, КЛЕТКА.



Слова для сравнения: УЛИТКА, ГНОМ, ПЛАТОК, ЛИСТОК, КОМ.



Слова для сравнения: ДОМ, ЛИМОН, КАТОК, БИДОН, ЛОМ, СОМ,
ЗАГОН, МОТОК.
Упражнение 21
Взрослый читает рифмовку, выделяя голосом последнее слово в первой
строке. Ребенок, добиваясь рифмы в стихе, должен закончить вторую строку
одним из трех предложенных слов.

Взрослый читает рифмовку, выделяя голосом последнее слово в первой
строке. Ребенок, добиваясь рифмы в стихе, должен закончить вторую строку
одним из трех предложенных слов.


Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные...

(перина, подушка, рубашка)
Ой, ребята, верь, не верь —

От меня сбежала...

(кошка, дверь, стенка)
Сказала дверь: «Мой дорогой!
Не открывай меня...»
(плечом, коленом, ногой)
От грязнули даже стол

Поздним вечером...

(сбежал, ушел, ускакал)
Две лисички, две сестрички

Отыскали где-то...

(спички, щетку, ножик)
Опустела мостовая,
И уехали...

(автобусы, трамваи, такси)
Говорила мышка мышке:
— До чего люблю я...
(сыр, мясо, книжки)
Сел в машину верный пес,
У него в чернилах...
(лапа, шея, нос)
В выходной пошли куда-то

Мама, папа и...

(детишки, ребята, малыши)
Катя Лену просит дать
Краски, карандаш, ...
(ручку, тетрадь, книгу)


Примечание. При трудностях поиска нужного слова взрослый зачитыва-
ет двустишие во всех трех вариантах, просит ребенка прислушаться и выб-
рать правильный вариант — тот, где слова самые похожие.

Упражнение 22

Взрослый предлагает ребенку закончить двустишие, подобрав подходя-
щее рифмующееся слово:
Портфель я выронил из рук,
Такой большой на ветке... (жук)
Шел по лесу шустрый мишка,
На него свалилась... (шишка)


Здесь в лесу есть злые звери,
Запирайте на ночь... (двери)
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке... (мяч)
Как-то вечером две мышки
Унесли у Пети... (книжки)
Не полезет Влад на ель,

У него в руках... (портфель)
«Грузы я возить привык!» —
Говорит нам ... (грузовик)
Мы собрали васильки,
На головах у нас... (венки)
Пес козе принес букет,
Сытный будет ей... (обед)
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи... (туч)
И назад, и вперед

Может плыть... (пароход)
Не дрожи, Сережка,
Это ж наша... (кошка)


Упражнение 23

Взрослый предлагает ребенку дополнить стихотворение подходящим по
смыслу словом, выбрав его среди слов, близких по звуковому составу. (В каче-
стве опоры используются картинки.)

Я тебе задачу дам — всё расставить по местам:
Что скатали мы зимой?..
Что построили с тобой?..
На крючок в реке попал?..
Может всё, хоть ростом мал?..
Слова и опорные картинки



Я ещё задачу дам — всё расставить по местам:
Вот печать на простыне — ...
Зеленеет на окне...
Волейбольная висит...
Канарейка в ней сидит — ...
Слова и опорные картинки



Я опять задачу дам — всё расставить по местам:

Что стащил игривый кот?..

Детям мамочка плетет?..

С гор спускается, течет?..

Что за скользкий, ровный лед?..
Слова и опорные картинки



Примечание. Значение слов МЕТКА, СЕТКА, МОТОК и ПОТОК уточня-
ется в начале упражнения.

IV. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
СЛОГОВ


Упражнение 24

Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога:

ТА — ТА —ТА
ТА — ТА — ТА
ТА — ТА — ТА

ПА — ПА — ПА
ПА — ПА — ПА
ПА — ПА — ПА

КА — КА — КА
КА — КА — КА
КА — КА — КА

Аналогичная работа проводится со слоговыми рядами:

ФА — ФА — ФА
ВА — ВА — ВА
МА — МА — МА

НА — НА — НА
БА — БА — БА
ГА — ГА — ГА

Упражнение 25

Воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными глас-
ными звуками:

ТА — ТО — ТУ
ТЫ — ТА — ТО
МУ — МЫ — МА
МО — МА — МЫ
ВА — ВУ — ВО

ВО — ВЫ — ВУ
НУ — НЫ — НА
НО — НА — НУ
ДА - ДЫ - ДО
ДУ - ДЫ - ДА

БО — БА — БЫ
БУ — БО — БА
ПА — ПУ — ПО
ПЫ — ПО — ПУ
КУ — КО — КА
И т. п.

Упражнение 26

Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными соглас-
ными звуками:

ТА — КА — ПА
КА — НА — ПА
ФА — ХА — КА
БА — ДА — ГА
МА — НА — ВА

ПА — КА — ТА
ГА — БА — ДА
КА — ФА — ХА
ВА — МА — НА
НА — ВА — БА

Затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы.

Упражнение 27

Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различаю-
щимися по глухости-звонкости:

а) по два слога:

ПА — БА
ТА — ДА

ФА — ВА
КА — ГА

б) по три слога:

ПА — БА — ПА
БА — ПА — БА
ТА — ДА — ТА
ДА — ТА — ДА

КА — ГА — КА
ГА — КА — ГА
ВА — ФА — ВА
ФА — ВА — ФА

Затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы.
Упражнение28

Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различаю-
щимися по твердости-мягкости:

ПА — ПЯ
МА — МЯ
ВА — ВЯ
ТА — ТЯ
БА — БЯ
ДА - ДЯ
ФА — ФЯ

ПО — ПЁ
МО — МЁ
ВО — ВЁ
ТО — ТЁ
ВО — БЁ
ДО - ДЁ
ФО — ФЁ

ПУ — ПЮ

МУ — мю
ВУ — вю
ТУ — тю

БУ — БЮ

ДУ - дю

ФУ — ФЮ

ПЫ — ПИ
МЫ — ми
ВЫ — ви

ты — ти

БЫ — БИ

ДЫ - ди

ФЫ — ФИ

Упражнение29

Воспроизведение слоговых пар с наращиванием одного согласного звука
(для образования стечения):

ПА — ТПА
ТА — ПТА
ФА — ТФА
ТА — ФТА
МА — КМА
НА — ФНА

НА — ПНА
КА — ФКА
КА — ТКА
КА — ПКА
ТА — КТА
НА — КНА

Затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы.

Упражнение30

Воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением двух согласных
звуков и разными гласными:

ПТА — ПТО — ПТУ — пты
КТА — КТО — КТУ — кты
ФТА — ФТО — ФТУ — ФТЫ
ТПА — ТПО — ТПУ — тпы

ТМА — ТМО — ТМУ — тмы
КНА — КНО — КНУ — кны
ФКА — ФКО — ФКУ — ФКЫ
ПНА — ПНО — ПНУ — пны

И т. п.

Упражнение 31

Воспроизведение слоговых пар со сменой позиции согласных звуков в их
стечении:

ПТА — ТПА
ПКА — КПА
ФПА — ПФА

КТА — ТКА
ФКА — КФА
ГДА - ДГА

ФТА — ТФА
ХТА — ТХА
ВБА — БВА

Примечание. Упражнения на воспроизведение стечения согласных зву-
ков особенно сложны для детей с нарушением слоговой структуры, но зато их
выполнение создает базу для коррекции этого нарушения речи.
1   2   3

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей