Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Серия I. Деление сплошного текста на определенные предложения


НазваниеСерия I. Деление сплошного текста на определенные предложения
Анкорkartochki po russkomu yazyku.doc
Дата06.10.2017
Размер0.66 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаkartochki_po_russkomu_yazyku.doc
ТипДокументы
#26526
страница5 из 8
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8

Серия VII-IX.Составление рассказа по данному плану.

Изложение по самостоятельно составленному плану.

Составление сокращённого рассказа.




Карточка 8.
Прочитайте.
КОЗЁЛ-ПАСТУХ.
Дорогу отаре преградила быстрая речка. На другом берегу зеленела свежая трава, звала овец, но они не осмеливались перебраться через поток. Тогда чабан крикнул: «Васька! Васька!» К чабану подошёл большой козёл с рогами.

Васька не простой козёл. Отстала овца, спряталась в осоке со своим маленьким курчавым ягнёнком. Кроха уснул. Отара ушла. И только Васька заметил, что нет овцы с ягнёнком, отыскал их и погнал к стаду.

Задремал как-то чабан. Васька уловил шум, насторожился. Из-за скалы осторожно выбирались волки. Васька подскочил к чабану, начал скрести его ногой. Проснулся чабан, увидел волков и грохнул из ружья – серые еле ноги унесли.

Васька и пастух и сторож.
(По О. Суриной и А. Глазкову.)
Какая главная мысль рассказа?


  1. Прочитайте первую часть рассказа. Найдите предложения, которые важны для выражения главной мысли. Запишите.

  2. Прочитайте вторую часть рассказа. Найдите предложения, которые важны для выражения главной мысли рассказа. Запишите.

  3. Прочитайте третью часть рассказа. Найдите предложения, которые важны для выражения главной мысли рассказа. Запишите.



Серия VII-IX.Составление рассказа по данному плану.

Изложение по самостоятельно составленному плану.

Составление сокращённого рассказа.




Карточка 9.
Прочитайте.
В УПРЯЖКЕ.
На дальнем Севере всё снег да снег. Дует ветер, метёт позёмка. Кругом всё бело. Только вдали что-то движется.

Это упряжка собак везёт без дорог, прямо по снегу, лёгкие санки-нарты. На нартах поклажа и человек. Не близок путь, но человеку на нартах беспокоится нечего: верные псы довезут до места.

Уже совсем стемнело. Вот и жильё. Собаки остановились. Теперь усталые псы могут отдохнуть. Да где же? Кругом нет ни сарая, ни другого укрытия. Не беда! Ездовые собаки отдыхают прямо в снегу. Выроют яму поглубже, лягут в неё, так и уснут.

Но вот хозяин вышел и свистнул. Вмиг собаки окружили его. Он принёс им еду: сухую рыбу. Поели псы и снова спрятались в снег. Поспят, отдохнут, а там опять в путь.
(По Г. Скребицкому.)

План.


  1. Зима на дальнем Севере.

  2. Упряжка собак в пути.

  3. Отдых в снегу.

  4. Опять в путь.

Прочитайте первый пункт плана. Найдите в тексте соответствующую часть. Прочитайте. Оставьте самое главное, несущественные детали опустите. Запишите два предложения.

Проведите такую же работу над остальными пунктами плана и текстом. Запишите по два-три предложения к каждому пункту.




Серия VII-IX.Составление рассказа по данному плану.

Изложение по самостоятельно составленному плану.

Составление сокращённого рассказа.



Карточка 10.
Прочитайте рассказ.
ЗАПАСЫ НА ЗИМУ.
Ах, сколько грибов на поляне! Сидя на задних лапках, белочка съедала только шляпку гриба, а ножку не трогала. Вот белочка насытилась. Но зачем она вырвала гриб боровик вместе с ножкой и побежала к сосне? Она осторожно взбиралась с грибом на дерево. Белочка без устали рвала грибы, взбиралась на деревья, подвешивала грибы и опять спускалась на поляну. Грибы на ветках высохнут, их шляпки прилипнут, и ветер не сбросит их на землю.

Придёт зима. Забушует вьюга. Застонет глухо и долго лес. Голодная белочка будет ждать, скоро ли перестанет выть ветер, перестанет качаться её гнездо. Но стихнет вьюга, и белочка снимет лапками снежок со шляпки гриба, который она повесила на сосну. Спокойно усевшись на ветке, белочка начнёт грызть шляпку, а ножку бросит. Потом – в гнездо.

В гнезде уютно и тепло. А в лесу опять шумит вьюга.
(По В. Брагину.)
План.


  1. Как готовит белочка запасы на зиму?

  2. Почему не страшна суровая зима белочке?

Прочитайте первый пункт плана. Найдите в тексте соответствующую часть. Прочитайте её. Оставьте самое главное, несущественные детали опустите. Запишите.

Проведите такую же работу и над вторым пунктом плана.



Серия VII-IX.Составление рассказа по данному плану.

Изложение по самостоятельно составленному плану.

Составление сокращённого рассказа.




Карточка 11.
Прочитайте. Из какого произведения А. Гайдара приведённый отрывок.
ЁЛКА.
На следующий день было решено готовить к Новому году ёлку.

Из чего только ни выдумывали Чук и Гек мастерить игрушки. Они ободрали все цветные картинки из старых журналов. Из лоскутьев и ваты понашивали зверьков, кукол. Вытянули у отца из ящика вся папиросную бумагу и навертели пышных цветов.

Уж на что хмур и нелюдим был сторож, а и тот, когда приносил дрова, подолгу останавливался у двери и дивился на их всё новые затеи. Наконец он не вытерпел. Он принёс им серебряную бумагу от завёртки чая и большой кусок воска. Это было замечательно! И игрушечная фабрика сразу превратилась в свечной завод. Свечи были неуклюжие, но горели ярко.

Теперь было дело за ёлкой. Мать попросила у сторожа топор, но он ничего не ответил, а стал на лыжи и ушёл в лес. Через полчаса вернулся с ёлкой. Это была настоящая таёжная красавица – высокая, густая, прямая и с ветвями, которые расходились на концах, как звёздочки.
(По А. Гайдару.)
План.


  1. Чук и Гек готовятся к Новому году.

  2. Хмурый, нелюдимый сторож не вытерпел.

  3. Таёжная красавица.

Прочитайте первый пункт плана. Найдите в тексте соответствующую часть. Прочитайте. Оставьте самое главное, несущественные детали опустите. Запишите.

Проведите такую же работу над остальными пунктами плана и текстом.




Серия VII-IX.Составление рассказа по данному плану.

Изложение по самостоятельно составленному плану.

Составление сокращённого рассказа.





Карточка 12.
Прочитайте.
УТРЕННИЕ ЛУЧИ.
Выплыло на небо красное солнышко и стало рассыпать повсюду свои золотые лучи – будить землю.

Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнёздышка, поднялся высоко, высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!».

Второй луч попал на зайчика. Передёрнул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.

Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: ку-ка-ре-ку! Куры слетели с нашестей, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.

Четвёртый луч попал в улей. Выползла пчёлка их восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и – зум-зум-зум! – полетела собирать медок с душистых цветов.

Пятый луч попал в детскую, на постельку к маленькому лентяю: режет ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и опять уснул.
(К. Ушинский.)
Какая главная мысль рассказа?


  1. Прочитайте первую часть рассказа. Найдите предложения, которые важны для выражения главной мысли.

  2. Прочитайте вторую часть рассказа. Найдите предложения, которые важны для выражения главной мысли рассказа.

  3. Проделайте такую же работу над остальными частями рассказа.

  4. Запишите рассказ кратко.




Серия VII-IX.Составление рассказа по данному плану.

Изложение по самостоятельно составленному плану.

Составление сокращённого рассказа.





Карточка 13.
Прочитайте.
НА ЗМЕИНЫХ ТРОПАХ.
Весной мы ловили ядовитых змей, яд которых нужен для приготовления лекарств.

Как-то подъехали мы к оврагу и спустились в него.

Тут наше внимание привлёк крик птиц. Они роем вились у стены оврага. Друг за другом птицы пикировали почти до земли. С каждой секундой птиц слеталось всё больше и больше. Гвалт стоял оглушительный. Мы ринулись к месту птичьего беспокойства.

К одной из норок подбиралась огромная змея. Хозяева норки – две пташки порхали возле самой её головы. Птицы орали, суетились. Но не осмеливались напасть на страшного врага.

Змея подбиралась всё ближе и ближе. До норы остался десяток сантиметров, но для змеи это был трудный участок пути. Вот она коснулась головой отверстия. Ещё секунда, она уцепится, подтянет тело и скользнёт в глубину норки к беспомощным птенцам. Но на этот раз всё обошлось благополучно.

(Из журнала «Юный натуралист».)
План.


  1. Птичье беспокойство.

  2. Огромная змея у норки, где жили птицы.

  3. Самый трудный участок пути.

  4. Всё обошлось благополучно.

Прочитайте первый пункт плана. Найдите в тексте соответствующую часть. Прочитайте. Оставьте самое главное, несущественные детали опустите. Запишите.

Проведите такую же работу над остальными пунктами плана и текстом.

Серия VII-IX.Составление рассказа по данному плану.

Изложение по самостоятельно составленному плану.

Составление сокращённого рассказа.





Карточка 14.
Прочитайте.
ВОТ ТАК ГУСЬ!
Девушка бросала в озеро кусочки хлеба. Гусь подплывал к хлебу и быстро глотал его. Утром гусь вышел на берег. Девушка погладила птицу и направилась к палатке геологов. Гусь заковылял вслед. В палатке его накормили. Пошёл дождик, и гусь остался с геологами. Назвали его Гошей.

Скоро все стали собираться домой. Сняли палатки, попрощались с гусем за лапку и пошли по тропинке к самолёту. Гоша вперевалочку пошёл за маленьким отрядом. Девушка повезла Гошу домой. Через день геологи были в Москве. Два дня он гулял по квартире. Затем девушка повезла его в зоопарк. В зоопарке ему очень обрадовались. Гоша поплыл по пруду. Девушка долго прощалась со своим питомцем.

Прошла зима, наступила весна. Лёд на пруду растаял, и птиц пустили к воде. Гоша быстро плавал, радовался воде, солнцу. И однажды он услышал: «Гоша!» Гусь повернул голову и бросился к берегу. Девушка, целуя его голову, радостно приговаривала: «Гошенька, милый, хороший, узнал!» Не раз потом приходила девушка в зоопарк. Они долго гуляли на берегу.

(По В. Емельянову.)
План.


  1. Гусь в палатке геологов.

  2. Гоша в Москве.

  3. Гусь в зоопарке.

  4. Радостная встреча.

Прочитайте первый пункт плана. Найдите в тексте соответствующую часть. Прочитайте. Оставьте самое главное, несущественные детали опустите. Запишите.

Проведите такую же работу над остальными пунктами плана и текстом.


Серия VII-IX.Составление рассказа по данному плану.

Изложение по самостоятельно составленному плану.

Составление сокращённого рассказа.





Карточка 15.
Прочитайте.
ТУЗИК.

(Рассказ лесника.)
Летом принёс я лисёнка домой. Дочка и сынишка рады. Корм несут. Назвали зверька Тузиком. Он оказался ласковый, смирный. Цыплят не трогает, петуха боится, с котёнком играет. Ел то же, что и мы. К ребятам привязался. На улицу водили его на верёвочке.

Всё хорошо, но грязный был зверёк, нечистоплотный. На реку мыть его водили, убирали за ним. И решили избавиться от него. Принесли в лес и пустили на волю. Он сразу же в траве скрылся. Прощай, Тузик!

Идём домой, уже половину дороги прошли. Оглянулась дочка – Тузик бежит. Делать нечего, взяли его домой. Опять живёт у нас Тузик.

Во второй раз отнесли в лес, но теперь пустили в нору. Когда-то в этой норе жила лиса с выводком. На этот раз вернулись домой без лисёнка.


План.


  1. Лисёнок в доме лесника.

  2. Тузика отпустили на волю.

  3. Лисёнок опять в доме лесника.

  4. Лисёнок не вернулся.

Прочитайте первый пункт плана. Найдите в тексте соответствующую часть. Прочитайте. Оставьте самое главное, несущественные детали опустите. Запишите.

Проведите такую же работу над остальными пунктами плана и текстом.


Серия VII-IX.Составление рассказа по данному плану.

Изложение по самостоятельно составленному плану.

Составление сокращённого рассказа.





Карточка 16.
Прочитайте.
ВЫДРА-НАЕЗДНИЦА.
Выдра с детьми вышла из озера. Мать растянулась на траве, а выдрята гонялись друг за другом, кувыркались. От тепла хищницу разморило, она задремала.

В это время к озеру подходили два охотника с собакой и увидели выдру и выдрят. Собака, бросилась к ним, но выдра проснулась и побежала к воде, загоняя туда выдрят. Собака успела схватить одного из них. Хозяин был на другой стороне; выдра с детьми скрылась. Пёс решил пуститься с выдрёнком вплавь.

Охотники, поджидавшие собаку, увидели вдруг, что с ней случилось что-то. Сперва она с выдрёнком окунулась в воду, потом вынырнула, замотала головой. Верхом на собаку взобралась выдра. Да, это была мать, она не хотела отдавать выдрёнка.

Собака уже приближалась к осоке, как вдруг заскулила и выпустила выдрёнка. Выдрёнок, а за ним и мать прыгнули в воду.
(По Н. Никольскому.)
План.


  1. Выдра с детьми на берегу озера.

  2. Беда.

  3. Выдра отомстила.


Прочитайте первый пункт плана. Найдите в тексте соответствующую часть. Прочитайте. Оставьте самое главное, несущественные детали опустите. Запишите кратко.

Проведите такую же работу над остальными пунктами плана и текстом.


Серия X и ХI. Составление рассказа

а) по его началу,

б) по его концу.






Карточка 1.
Допишите рассказ по его началу. Запишите название рассказа.
Мама выпустила наседку с цыплятами на двор. Вдруг из-за забора появился разбойник-ястреб … .



Карточка 2.
Допишите рассказ по его началу. Запишите название рассказа.
Папа с охоты принёс маленького зайчонка. Мы побежали в коридор смотреть на лесного гостя … .



Карточка 3.
Допишите рассказ по его началу. Запишите название рассказа.
Я с мамой и братом пошёл в лес за грибами. Лес был недалеко, и мы скоро пришли … .



Карточка 4.
Допишите рассказ по его началу. Запишите название рассказа.
Весна. Зелёной дымкою покрылся лес. Зацвела на опушке черемуха. Люда и Катя … .



Серия X и ХI. Составление рассказа

а) по его началу,

б) по его концу.




Карточка 5.
Допишите рассказ по его началу. Запишите название рассказа.
Осенью началась сильная гроза. Заскрипели, затрещали деревья. Сильные раскаты грома сотрясали лагерь. Ребята … .



Карточка 6.
Допишите рассказ по его началу. Запишите название рассказа.
В лесу, недалеко от опушки, стояла старая осина. В ней было дупло … .



Карточка 7.
Запишите рассказ по его концу. Озаглавьте рассказ.
Кончилась золотая пора. Жаль! Скоро в школу. Дома я буду вспоминать чудесное лето.



Карточка 8.
Запишите рассказ по его концу. Озаглавьте рассказ.
Так могут поступать только злые, жестокие люди. Надо любить природу, беречь реки, леса.



Карточка 9.
Запишите рассказ по его концу. Озаглавьте рассказ.
Пионеры молодцы. Они задумали доброе, нужное дело и довели его до конца.

1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей