Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Серия I. Деление сплошного текста на определенные предложения


НазваниеСерия I. Деление сплошного текста на определенные предложения
Анкорkartochki po russkomu yazyku.doc
Дата06.10.2017
Размер0.66 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаkartochki_po_russkomu_yazyku.doc
ТипДокументы
#26526
страница7 из 8
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8


Серия ХIII. Рассказ с элементами описания.


Карточка 4.
Прочитайте. Объясните смысл выделенных слов.
ЖИЗНЬ АЛЁШИ У ЧЕРТЁЖНИКА.

Дом, в который отвели Алёшу, находился на окраине города.

Дом был новый, но какой-то худосочный, грязный. Перед домом был овраг, в него сваливали мусор с дворов, а на дне его всегда стояла лужа тёмно-зелёной грязи. Место было донельзя скучное. После реки, полей и леса этот угол города возбуждал у Алёши злую тоску.

Спал он на кухне, у дверей на парадное крыльцо; голове его было жарко от кухонной печи, в ноги дуло с крыльца; ложась спать, он собирал все половики и складывал их себе под ноги

(Из книги о Горьком.)
Найдите, а затем выпишите из данного текста описание дома, в котором жил Горький.

Выпишите, в каких условиях жил Горький.

Карточка 5.
Прочитайте. Как понимаете выделенные слова?
ГОРДОСТЬ РУССКИХ ЛЕСОВ.

Мы привыкли к своей русской берёзе и не замечаем порой, как она хороша. А те, кто видит её впервые, глаз не могут отвести: белоснежный ствол в чёрных рябинках – будто серебро с чернью, гибкие ветки, ажурная крона с треугольными листьями. Берёза распускается раньше других деревьев. Она любит свет и очень быстро растёт. Недаром берёзки первыми появляются на вырубках и полянках.

Рябину и черёмуху с другими деревьями никак не спутаешь! Весной привлекают глаз они ароматными цветами, осенью – ягодами, лакомством пернатых.

Но и расплачиваются они за свою красоту жестоко! Обламывают их все, кому не лень.

Про нарядную калину и рябину в народе даже сложили песни. Они их заслужили.

(В. Барков.)
Чем интересны рябина и калина? Прочитайте.

Выпишите описание берёзы.


Серия ХIII. Рассказ с элементами описания.





Карточка 6.
Прочитайте.
СТРАШНАЯ НОЧЬ.
Сумерки быстро густели. Ветер крепчал – Матвейка остановился у толстого высокого пня. Внутри его было пусто. Матвейка и Пашка забрались в дупло, как в шалаш. Небо быстро чернело. Звёзды исчезли. Пашка понял, что надвигается туча. Налетел сильный порыв ветра. Деревья кругом закачались и зашумели. Хлынул дождь.

Вдруг Пашке показалось, что кто-то заглянул в дупло и сейчас же скрылся. Со страху он впился руками в Матвейку. Матвейка ничего не ответил, но Пашка почувствовал, что и он задрожал всем телом.

Страшно шумел лес. Ветер гудел, деревья стонали и кряхтели, как живые. Дождь бил в стенки дупла.

Вдруг над самой головой у ребят кто-то густо ухнул. Совсем близко громко зафыркало и бешено захихикало. Потом раздались глухие удары и резкий костяной стук.

Неожиданно странный стук смолк. Не слышно стало жуткого хихиканья. Ещё раз где-то вдали глухо ухнуло, и опять был слышен только скрип деревьев, шум ветра да мягкие удары дождевых капель в стенки дупла.

Ветер улёгся так же неожиданно, как начался. Дождь перестал. В небе снова сияли звёзды. Вылезли ребята из дупла только тогда, когда совсем рассвело.
(По В. Бианки.)
Найдите и выпишите описание ночи. Подчеркните те слова, которые автор употребил для красочного описания страшной ночи.




Серия ХIII. Рассказ с элементами описания.





Карточка 7.
Прочитайте текст.
ГРОЗА НАЧАЛАСЬ.
Я стоял на вершине холма. Передо мной морем раскинулась и пестрела спелая рожь.

Но не было зыби по этому морю, не струился душный воздух: назревала гроза великая.

Солнце ещё светило, но там, за рожью, не слишком далеко синяя туча лежала грозной громадой на целой половине небосклона. Я глядел на синюю громаду, и смутно было на душе. Туча не двигалась. Она давила на землю.

И вот, наконец, сорвалась буря – и пошла потеха! Я едва домой добежал. Визжит ветер, мечется, как бешенный, мчатся рыжие, низкие, словно клочья, разорванные облака. Всё закружилось, смешалось, захлестал, закачался отвесными столбами рьяный ливень, молнии слепят огнистой зеленью, стреляет, как из пушки, отрывистый гром. Запахло серой.
(По И. Тургеневу.)
Разделите рассказ на две части по следующему плану:

  1. перед грозой;

  2. гроза.

Спишите вторую часть рассказа. Подчеркните глаголы, которые автор использовал, чтобы нарисовать картину сильной грозы.




Серия ХIII. Рассказ с элементами описания.





Карточка 8.
Прочитайте.
НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНЕ.
Я сидела на большом, поваленном бурей дереве и смотрела в небо. Где-то там, в необъятной голубизне, парили, будто выпиленные из коричневого дерева, орлы.

Вдруг затрещали кусты, и на поляну вышла лосиха с маленьким серым лосёнком, робким и пугливым. Она осмотрелась, гордо подняв точёную голову, и, убедившись, что семейному покою ничего не угрожает, стала щипать сочную траву, а лосёнок носился по поляне, залитой мягким вечерним светом. Из травы у самых ног лосёнка выползла зелёная ящерица. Тот удивлённо тронул её копытом, и ящерица, оставив ему свой хвост, юркнула в норку. Лосёнок посмотрел на зелёный прутик, извивающийся в траве, и, потеряв к нему всякий интерес, отвернулся.

Я загляделась на него. Он был очень славный. Его стройные ножки ни на минуту не знали покоя, плавно неся лёгкое, гибкое тело. Глаза, тёмные, опушённые мягкими ресницами, влажно блестели. Он опьянел от запахов травы, жаркого солнца, пахучего тёплого ветра, он был весел и беззаботен.

Вдруг лосиха тревожно подняла голову, тихим рёвом подозвала малыша к себе. Миг – и они умчались в чащу.

Что же их испугало?
(Н. Горишняя.)
Что можно сказать о лосихе? Выпишите описание лосихи.

Как автор описывает лосёнка? Выпишите из текста.

Подчеркните прилагательные, которые употребил автор, чтобы описать лосиху и лосёнка.




Серия ХIII. Рассказ с элементами описания.

Карточка 9.
Прочитайте. Как понимаете выделенные слова?
В ИЮНЬСКОМ ЛЕСУ.

В июньском лесу с утра до вечера звенит хор пернатых. У некоторых птиц вывелись птенцы, а молодые дроздята и скворчата уже покинули гнёзда.

Птиц в нашем лесу много. В верхнем этаже леса обитают зяблик, чиж, щегол, иволга. Зяблика легко узнать по яркому оперению – лиловая грудка, белые полосы на крыльях. Гнездо зяблик строит в развилке сучьев.

Пожалуй, самая красивая птица наших лесов – иволга: вся жёлтая, а крылья чёрные. Гнездо иволги висячее, заметить его среди листвы нелегко.

В средних и нижних этажах леса тоже живёт много певцов. Они строят свои жилища в кустарниках, в дуплах, корнях кустарника. Прямо на земле вьют гнёзда овсянки, лесные коньки, соловьи.

(В. Барков.)

Выпишите из текста описание зяблика.

Карточка 10.
Прочитайте. Найдите в тексте образные слова, с помощью которых автор так красиво нарисовал русскую осень.
ПАМЯТЬ СЕРДЦА.

Чарующе прекрасна русская осень. Но почему мы называем осень грустной? Так ли это? Оглянись вокруг. Ведь лес нынче даже прекрасней, чем летом. Недавно ещё шумел он зелёной листвой и был весь пушистый. Но однотонный – одна зелень кругом. А теперь посмотри: вот дерево вытянуло корявые свои руки вслед за солнцем, словно хочет задержать его. А вокруг пламенно-красивые осины, светло-желтые берёзки, бурый палый лист. А берёзка и сейчас, в старости своей, которая повторяется ежегодно, нарядна и нежна.

Нельзя насмотреться на лес в золотом уборе. А память уносит сердце к ушедшим дням знойного лета. Неужели так недавно шелестели буйные травы, звенел жаворонок свою песню? Это память сердца. Оно сохранило для нас всё самое прекрасное, чего часто не замечали, когда блуждали по полю да по лесу.

(Из журнала «Юный натуралист».)

Как автор называет русскую осень?

Почему автор считает, что лес осенью прекрасней, чем летом? Выпишите описание русской осени.

Серия ХIV. Выборочное выписывание из текста по заданию.






Карточка 1.
Прочитайте.
КЛЁН КУДРЯВЫЙ.
Ранней весной на проталинках среди снега вдруг появляются зелёные всходы. Эти выносливые малыши не боятся снежного соседства. По виду они похожи на всходы огурцов.

Так начинает расти красивое и крепкое дерево клён. Клён – гордость наших лесов и парков!

Все мы знакомы с эти замечательным деревом. Осенью его листья, похожие на веера, окрашиваются в жёлтые или багряные цвета. И как красив осенний букет из его листьев!

Клён не только красив! У него твёрдая и крепкая древесина. Она легко обрабатывается, хорошо красится. Много красивых и прочных вещей можно смастерить из его древесины. А особенно славятся деревянные духовые инструменты из клёна (флейты, кларнеты, гобои).
(По Б. Александрову.)
Найдите в рассказе отрывок об осенних листьях и отрывок, где автор говорит о пользе клёна. Выпишите тот отрывок, который вам больше понравился.




Серия ХIV. Выборочное выписывание из текста по заданию.

Карточка 2.
Прочитайте.
ГДЕ РАКИ ЗИМУЮТ.

Я решил посмотреть: где же зимуют раки? Ударили первые заморозки, и на озере образовалась тонкая корочка льда.

Друзья помогают мне надеть гидрокостюм, разбивают лёд у берега. Под водой сумрачно и холодно. Плыву в глубину. Начинается глубокая яма, и на её дне пухлый слой ила, на котором видны бугорки.

Вдруг бугорки зашевелились и вытянулись длинные усы, показались бусинки глаз. Раки лежали смирными рядами, утонув в иле по самые глаза. Стоило слегка задеть раков, как они вскакивали из своей постели и спасались бегством. Но только я отплыл в сторону, как паника быстро улеглась, и раки снова были на дне ямы.

Но не все зимовали в иле. Некоторые сидели под створками раковин, под утонувшими сучьями, а в ржавом ведре устраивалась целая компания. Консервные банки представляли рачьи особняки.

(По Ю. Астафьеву.)

Выпишите только ту часть рассказа, где автор рассказывает. Что он увидел, очутившись под водой.


Карточка 3.
Прочитайте.
ЁЖ В КОРЗИНКЕ.

Было летнее утро. Стенные часы пробили семь. Раздался звонок в дверь. Мне принесли в корзине ежа прямо из леса.

Ежа спустили на пол. И сразу же моя большая собака Бриг сорвалась с места, подбежала к ежу. Она склонила над ним голову и стала лаять.

А чёрный кот Топ, чуть увидел ежа, соскочил с дивана, раздулся – шерсть дыбом, хвост трубой, - медленно и зловеще подошёл к ежу. Зашипел и тронул ежа лапой. Но сразу отскочил: укололся. И тут же кот Топ сделал вид, что ничего не случилось. Он спокойно удалился под диван.

А ёжик лежал на полу, спрятав мордочку, и не двигался. Чудо маленькое, колючее, но самое обыкновенное.

(По В. Брагину.)

Найдите в рассказе отрывок, где автор описывает, как встретили лесного пришельца собака Бриг и кот Топ. Выпишите этот отрывок.

Серия ХIV. Выборочное выписывание из текста по заданию.




Карточка 4.
Прочитайте.
ВАЛЕРИЙ ВОЛКОВ.
1 июля 1942 года командование отдало приказ оставить Севастополь. Но, и отступая, бойцы Советской Армии дрались за каждую улицу, за каждый квартал, за каждый дом.

Отошли бойцы, среди которых был Валерик. Они заняли оборону в тесном ущелье, возле дороги, ведущей к Севастополю.

Рядом со взрослыми залёг в окопе и мальчишка в полосатой тельняшке, с красным пионерским галстуком на груди.

Передний танк вырвался из-за поворота дороги, стреляя из пушки, строча из пулемёта. И во весь рост поднялся навстречу юный герой. Он размахнулся, чтобы швырнуть связку гранат в бронированное чудовище, но вдруг правое плечо обожгло болью.

А танк был совсем рядом. Из-за поворота показался второй. И тогда, стиснув зубы, Валерий перехватил свои гранаты левой рукой и, собрав все силы, кинул их прямо под гусеницы фашистского танка…

А когда рассеялся дым, когда тихо стало в ущелье, увидели моряки, что лежит неподвижно юный боец Валерий Волков. Не билось больше смелое пионерское сердце.
(По А. Соколовскому.)
Найдите в рассказе отрывок, в котором говорится о том, как боролся с врагами Валерий Волков. Выпишите этот отрывок.



Серия ХIV. Выборочное выписывание из текста по заданию.




Карточка 5.
Прочитайте.
ВОЛКИ.
Поздним вечером сидели мы в домике старого фельдшера. Разговор зашёл о волках. Учитель рассказал об одном случае, который произошёл в соседнем районе.

Школьник старшего класса шёл из школы домой, в отдалённое село, на зимние каникулы. Смеркалось. По обе стороны дороги снежное поле, кругом ни души. Вдруг откуда ни возьмись, волк! Видно, изголодавшийся, сразу же бросился на школьника.

Но паренёк оказался смелый, сильный и находчивый. Одной рукой он прижал голову волка к себе, а другую, в толстой варежке, засунул ему в пасть. Волк укусить теперь не может, и дышать ему стало трудно. Зверь рвался изо всех сил, но вырваться из крепких объятий не мог. Паренёк повалил его, придавил к земле, а руку в варежке, как запихнул в волчью пасть, так и держал в ней.

Сколько времени шла борьба со зверем, не знаю, но победил человек. И когда к месту происшествия подъехали колхозники, они подняли мёртвого волка.

Фельдшер сказал: «Молодец! Да, так и надо действовать, когда на безоружного человека нападает волк».

(По В. Тетюреву.)
Найдите в рассказе ту часть, в которой сказано, что школьник был смелый, находчивый, сильный, а это и помогло ему в борьбе со зверем. Запишите.



Серия ХIV. Выборочное выписывание из текста по заданию.




Карточка 6.
А.П. Гайдар написал для детей много интересных и поучительных книг. А каким был сам Аркадий Петрович, вы узнаете из этого рассказа.
ПЕРВЫЙ ТИМУРОВЕЦ.
По шоссе ехали грузовики с картошкой. А рядом по тропочке шагал гражданин. И вдруг гражданин заметил, что с грузовика падает и падает картошка. Он закричал водителю, но тот не услышал его. Гражданин поднял с асфальта одну картофелину, потом ещё и ещё. Он наполнил кубанку, оба кармана. Больше класть некуда. Он побежал за грузовикам. Стоп! Светофор. Машина остановилась. Гражданин вскочил на колесо и начал выкладывать картошку.

Вот тут схватил его милиционер и сказал: «Ты что картошку воруешь?». Гражданин удивлённо сказал милиционеру: «У меня денег на эту нехитрую пищу хватает. А собирал ч её, чтобы зря не пропадало добро». Милиционер строго спросил: «Ваши документы!». Гражданин пощупал карманы и вспомнил, что документы оставил в другой гимнастёрке. Затем он из полевой сумки достал книгу и протянул милиционеру. Он на первой странице увидел портрет: прямо на него смотрел, улыбаясь, ну совсем это гражданин в кубанке, похититель картошки. А под портретом было напечатано: Аркадий Петрович Гайдар. Милиционер покраснел от смущения. Грузовик ушёл. Гайдар достал карандаш и написал на книге: «Молодчина, милиционер! Всегда зорко оберегай народное имущество», и подписал «Гайдар». Потом он отдал книгу милиционеру и выложил ему в руки всю оставшуюся в карманах картошку.
(По С. Розову.)
Найдите в рассказе тот отрывок, в котором говорится, что написал на книге Гайдар, кому он отдал книгу. Запишите.

1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей