Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Янушко. Игры с аутичным ребенком.. Серия особый ребенок елена янушко


НазваниеСерия особый ребенок елена янушко
АнкорЯнушко. Игры с аутичным ребенком..doc
Дата30.09.2017
Размер1.94 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЯнушко. Игры с аутичным ребенком..doc
ТипКнига
#22437
страница7 из 14
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   14

- мыльные пузыри

Чтобы вызвать у ребенка интерес к самостоятельному выдуванию пузырей, предложите ему помимо рамки из купленного пузырька разнообразные трубочки — для этого возьмите (предварительно обговорив с ребенком цель) из «Макдоналдса» коктельную трубочку или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубу. Для получения большого пузыря подойдет и небольшая пластиковая бутылочка с отрезанным дном. Можно разо­брать гелевую ручку и использовать ее корпус — прозрачную трубочку из твердой пластмассы (в этом случае ребенок не будет прикусывать или перегибать трубочку).
- ПЕННЫЙ ЗАМОК

В небольшую мисочку налейте немного воды, добавьте средство для мытья посуды и размешайте. Возьмите широкую коктельную трубочку, опустите в миску и начи­найте дуть — с громким бульканьем на глазах у робенка вырастет облако переливающихся пузырей. Предложите ребенку подуть вместе с вами, затем самостоятельно. Поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку — это «принц, который живет в пенном замке.
игры со свечами

Приготовьте набор свечей — обычную длинную, плавающие свечи, маленькие свечки для именинного торта.
- ПОДУЕМ НА ОГОНЕК

Установите длинную свечу устойчиво и зажгите: «Смотри, свечка горит — как красиво!» Помните, что ребенок может испугаться — тогда отложите игру. Если реакция положительная, предложите подуть на пламя: «А теперь подуем… Сильнее, вот так — ой, погас огонек. Смотри, ка­кой поднимается дымок». Скорее всего, ребенок попро­сит зажечь свечу снова. Кроме получения удовольствия задувание огонька свечи полезно для развития дыхания.
- ГУЛЯЕМ В ТЕМНОТЕ

Оставьте маме «задание на дом»: когда стемнеет, не включать в квартире электрический свет, а зажечь све­чу и походить с ней по дому, освещая путь.
- РИСУЕМ ДЫМОМ

Держа в руке потушенную свечу, порисуйте в воздухе дымом: «Смотри, какой дымок в воздухе! Чувствуешь запах?» Затем подуйте или сделайте несколько взмахов рукой, чтобы дым рассеялся.


- ПРАЗДНИК НА ВОДЕ

Наполнив таз водой, опустите на ее поверхность одну или несколько плавающих свечей — в темной комнате (например, в ванной с прикрытой дверью) получится эффектное, с переливающимися в воде световыми бли­ками, зрелище. Для устойчивости можно поставить све­чи на пластмассовые тарелочки из кукольной посуды.
- ХОЛОДНО — ГОРЯЧО

Наполните столовую ложку водой и подержите над пла­менем свечи, обратив внимание ребенка на то, что холод­ная вода стала теплой. Так же можно растопить кусочек льда, мороженого или сливочного масла. «Дотрагиваться до огонька нельзя — горячо! Можно обжечься. Давай подержим над огоньком кусочек льда. Смотри, лед тает».
- ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

Приготовьте зефир в шоколаде либо пастилу и воткните одну или несколько праздничных свечек — сегодня «День рождения Мишки». Вместе с ребенком накройте на стол, пригласите гостей, спойте песенку. Затем торже­ственно внесите «праздничный торт» и задуйте свечи.
игры со светом и тенями
- СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК

Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, пой­майте зеркальцем лучик и постарайтесь обратить внима­ние малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. Возможно, ему захочется дотронуться до светового пятна. Тогда неспеша отодвигайте луч в сторону: попробуйте привлечь ребенка к игре — предложите поймать убегающего «зачика». Если малышу понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, а затем встаньте у стены. Постарайтесь «ловить» пятнышко света очень эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Пойматю-поймаю! Какой шустрый зайчик — как быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать... Ну-ка, заяц, спускайся к нам!» Смех ребенка станет вам самой лучшей наградой.
- ТЕНИ НА СТЕНЕ

Когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте ее свет на стену. При помощи кистей рук вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы и т.д. Можно использовать различные предметы и игрушки.

Ребенок может испугаться, так что пробуйте осторожно и в первый раз проводите такую игру не в детской комнате. В случае испуга страх ребенка окажется прочно связан в его сознании с местом, где ребенок его испытал, с конкретной настольной лампой. Попробуйте для начала в коридоре, а лучше на улице, в свете фонаря.
- ТЕАТР ТЕНЕЙ

Можно придумать несложный сюжет и организовать целый «театр теней», для чего использовать приготовленные заранее бумажные фигурки-силуэты.
- ФОНАРИК

Приготовьте электрический фонарик и, когда стемнеет, походите с фонариком по квартире. Фонарик пригодится, если перегорела лампочка, во время прогулки по темным аллеям парка, где нет фонарей, и т.п.
- ТЕМНО — СВЕТЛО

При помощи фонарика устройте освещение в кукольном домике или в домике для игр, который можно соорудить из большой коробки.
- КИТАЙСКИЙ ФОНАРИК

Оклеив проволочный каркас цветной бумагой и закрепив внутри маленький фонарик, вы получите «китайский фонарик», который озарит все вокруг загадочным светом.
игры со льдом
- ЛЬДИНКИ

Пусть мама заранее приготовит лед: вместе с ребенком заполнит водой форму для льда и поставит в морозиль­ную камеру. На занятии достаньте лед и вместе с ребен­ком выдавите из формы в мисочку: «Смотри, как водич­ка замерзла — стала холодная и твердая». Погрейте ку­сок льда в ладошке: «Ой, какая холодная льдинка! А ручка теплая — давай зажмем в ладошке. Смотри, водич­ка капает — это лед тает и снова превращается в воду».
-

ТАЕТ ЛЬДИНКА


Подогрейте кусочек льда над пламенем свечи или над включенной плитой. Или в стеклянный стакан налейте горячую воду (можно ее подкрасить), опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов и понаблюдать, как по-разному тает лед в воде разной температуры.

А когда ребенок будет пить очень горячий чай, до­бавьте в чашку с чаем кусочек льда, чтобы «чай быстрее остыл». Также можно охладить сок для мишки, мишка пьет и приговаривает; «Ах, какой холодненький сок!»
- РАЗНОЦВЕТНЫЙ ЛЕД

Можно приготовить разноцветный лед, добавив в воду краски. Или порисовать краской на большом куске льда.
- ЛЕДЯНЫЕ ФИГУРЫ

Замораживайте воду не только в специальных формоч­ках. Используйте также пластиковые стаканчики, фор­мочки из-под конфет, чтобы получить куски льда разной формы и размера. Используйте их как конструктор — выкладывайте узоры (лучше на однородном цветном фо­не). Сложите изо льда ледяную пирамидку или домик.
- СОСУЛЬКИ

Зимой на прогулке обращайте внимание ребенка на за­леденевшие лужи, сосульки и т.д.
игры с крупами

Приготовьте крупы: гречку, горох, манную крупу, фа­соль, рис. Занятие проводится на кухне.
- прячем ручки

Насыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в нее руки и пошевелите пальцами, ощутите ее структуру. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предло­жите ребенку присоединиться: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками — так приятно! А теперь потри ладошки друг о друга — немножко колется, да?»

Прячьте мелкие игрушки, зарывая их в крупу, а затем ищите.

На следующих занятиях можно использовать другие крупы.
- ПЕРЕСЫПАЕМ КРУПУ

Пересыпайте крупу совочком, ложкой, стаканчиком из одной емкости в другую. Пересыпайте крупу в руках, обращая внимание ребенка на извлекаемый при этом звук.
- ДОЖДЬ, ГРАД

Ребенок может захотеть рассыпать крупу. В этом случае остановить его будет очень трудно. Будьте готовы к та­кому развитию событий — позвольте ребенку сделать это, контролируя его действия. Пусть рассыпающаяся крупа станет «дождем» или «градом», и с этого момент сенсорная игра переходит в терапевтическую (см. с. 51).

По рассыпанной по полу крупе можно походить в носочках или босиком. Можно посыпать крупу на шей­ку или голую спинку ребенка, если он позволит.

В завершение такой игры организуйте уборку.
- покормим птичек

В этой игре понадобятся гречневая или рисовая крупа и игрушечные фигурки птичек — это могут быть воробушки, или курочки, уточки. «Вот прилетели к нам птички: пи-пи-пи! Птички просят покушать. Что птички кушают? Да, зернышки. Давай насыпем птичкам зернышек. Ку­шайте, птички, зернышки!»

- ВКУСНАЯ КАШКА

Добавив в манную крупу воды, сварите «кашку» для ку­клы, а затем покормите ее.

Вместе с ребенком приготовьте настоящую кашу, пусть он достанет кастрюлю, засыплет крупу, помеши­вает кашу ложкой.

Можно из круп «приготовить» другую еду для кукол — например, если вдавить горошины в кусочек коричневого пластилина, получится «шоколад с орехами».
- РАЗЛОЖИ ПО ТАРЕЛОЧКАМ

Перемешайте в мисочке немного фасоли и гороха. За­тем попросите ребенка разделить горох и фасоль и раз­ложить по отдельным тарелочкам: «Смотри, горошинки и фасолинки перемешались. Давай разложим горошин­ки на эту тарелочку, а фасолинки на эту».
игры с пластичными материалами

(пластилином, тестом, глиной)

Заранее оговорим, что использование некоторых мате­риалов невозможно из-за повышенной брезгливости аутичного ребенка. Он может с отвращением отшвыр­нуть тесто, потому что оно липнет к рукам, не решится притронуться к глине, откажется от работы с пластили­ном, если тот мажется или неприятно пахнет. Выбирайте экологически чистый неароматизированный пластилин естествстшых цветов, достаточно мягкий, но не липну­щий к рукам. При этом не всегда ваш выбор совпадет с выбором ребенка. Тем не менее, опыт показывает, что можно найти материал, который ребенку понравится.

Для работы с пластичными материалами следует обу­чить ребенка некоторым навыкам работы с ними:

Мнем и отщипываем. Приготовьте брусок пласти­лина и предложите ребенку подержать его в руках, по­мять пальчиками, отщипнуть несколько маленьких ку­сочков. Такие действия познакомят ребенка с мягкой и пластичной фактурой материала, дадут разнообразные тактильные ощущения пальцам рук. В следующий раз предложите ребенку кусочек теста, затем — глину. Обра­тите внимание на то, что разные материалы непохожи на ощупь, обладают различными свойствами.

Надавливаем и размазываем. Научите ребенка на­давливающим движением указательного пальца прижать кусочек пластилина к дощечке или листу картона (в ре­зультате должна получиться круглая лепешечка). Если же сначала надавить пальцем на пластилин, а затем сместить палец, то таким способом (размазывание) мы по­лучаем пластилиновую линию.



Скатываем шарики, раскатываем колбаски. Пока­жите ребенку два основных приема лепки (скатывание шариков круговыми движениями и раскатывание колба­сок движениями вперед-назад): на плоскости стола или между ладонями, если работаем с большим куском, или между пальцами (большим и указательным, или боль­шим и средним), если кусок пластилина маленький. По­началу действуйте руками ребенка (если он не станет сопротивляться). Затем предложите малышу попробо­вать делать это самостоятельно. Обычно выполнение этих простых приемов, особенно раскатывание, не вызывает больших сложностей у ребенка.

Режем на кусочки. Научите ребенка разрезать пластилин или тесто на кусочки различных размеров с помощью пластмассовой стеки.

После того как ребенок усвоит каждый прием отдельно, можно в одной игре комбинировать разные методы. Например, когда «лепим пирожки», мы и мнем, и раскатываем, и разрезаем.



-

ПЛАСТИЛИНОВЫЕ КАРТИНКИ


При создании пластилиновых картинок используются методы надавливания и размазывания. Таким простым способом можно быстро делать самые разнообразные «картины» из пластилина: размажьте по картону зеленый пластилин — это «травка», отщипните от бруска красно­го пластилина небольшие кусочки и прилепите их — получилась «полянка с ягодками». Таким же способом в синем пруду поплывут «золотые рыбки», а на голубом картоне появится желтое пластилиновое «солнышко» с лучиками. Размажьте на темном фоне разноцветные кусочки пластилина —получился «салют». А если к кар­тонному кругу придавить разноцветные пластилиновые лепешечки, то получатся «конфетки на тарелочке».
- ПРИГОТОВЛЕНИЕ ЕДЫ

Скатаем маленькие шарики из пластилина красного цве­та —получились «ягодки», а разноцветные шарики станут «конфетками» или «витаминками». Если в разноцветные пластилиновые шарики воткнуть палочки (можно использовать «ушные палочки», предварительно удалив вату) — получаются фруктовые леденцы «чупа-чупс». Раскатаем кусочек красного пластилина — получаем «кол­басу», а если тонко-тонко раскатать белый пластилин — выкладываем на тарелку «спагетти». Разрежем кусок светло- коричневого пластилина на кусочки — это «хлеб».

Итак, «угощение» готово, приглашаем кукол на «Обед». Можно из кусочков пластилина разных цветов вылепить праздничный пирог, вставить свечку и органи­зовать «День рождения».

Когда затеете тесто, дайте ребенку кусочек и попро­буйте организовать с ним лепку «пирожков».

- огород

Н

а куске плотного картона выложите пластилиновые грядки. Теперь «сажайте овощи», для этого можно ис­пользовать крупы — так, горох станет «репкой», а крас­ная фасоль — «картошкой»; разноцветная мозаика пре­вратится в «красные помидорчики» и «зеленые огурчи­ки»; некоторые овощи (например, «морковку») можно попытаться вылепить из пластилина.

Если ребенку понравится эта игра, можно вспомнить о других овощах. Аналогично в лесу вырастут «ягоды и грибы», а на полянке — «цветочки» из мозаики.
игры со звуками

- ПОСЛУШАЕМ ЗВУКИ

Окружающий мир наполняют разнообразные звуки. Об­ращайте на них внимание ребенка — прислушивайтесь вместе с ним к скрипу двери, стуку ложечки о стенки чашки, когда размешиваете чай, к звону бокалов, скри­пу тормозов, стуку колес поезда и т.д.
- ПОСТУЧИМ, ПОГРЕМИМ!

Извлекайте разнообразные звуки из предметов: посту­чите деревянными (или металлическими) ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, постучите кос­тяшками пальцев по стеклу.
- НАЙДИ ТАКУЮ ЖЕ КОРОБОЧКУ

Насыпьте в небольшие коробочки разные крупы (коро­бочек с одинаковой крупой должно быть по две). Потря­сите коробочкой, привлекая внимание ребенка к звуча­нию, — пусть он найдет коробочку, звучащую так же.

Помимо круп можно использовать бусинки, камушки и другие материалы.

Количество пар коробочек увеличивайте постепенно.
- свистульки

Приобретайте для ребенка разнообразные звучащие иг­рушки — погремушки, свистульки, пищалки и т.п.
- МУЗЫКАНТЫ

Приобретите для ребенка детские музыкальные инстру­менты — барабан, бубен, металлофон, дудочку, гармош­ку, пианино.

Когда ребенок научится различать на слух их звуча­ние, правильно играть на них, используйте его умения в сюжетных играх — «У мишки день рождения. Давай сыграем для него на пианино», когда поем песенку про Антошку — играем на гармошке и т.д.
- ЗВУКИ ПРИРОДЫ

Оказавшись на природе, вместе с ребенком прислушайтесь внимательно к звукам вокруг — шелесту листвы, жужжанию мухи, журчанию ручейка... Звуки природы сами по себе несут успокоение и гармонию.
игры с ритмами

Проведение игр с ритмами дает новые возможности для развития аутичного ребенка. Использование интереса ребенка к ритму и мелодии способно помочь «растормозить» его речь, развить подражание, вызвать двигательную активность.

В играх с ритмами используйте следующие приемы:

хлопки в ладоши;

топанье ножками;

прыжки в определенном ритме;

танцы;

проговаривание текстов стихотворений;

пение детских песенок.

Использование стихотворений, потешек, песенок в работе с аутичным ребенком предполагает:

— Сопровождение текста движениями;

— Воспроизведоиие сюжета с помощью игрушек;

— Показывание сюжетных картинок (в дальнейшем такая картинка будет «запускать» пропевание ребенком песенки).

При этом следует исходить из принципов простоты (движения не должны быть сложными) и доступности сюжета для детского восприятия. Кроме этого, стишок или песенка должны обязательно понравиться ребенку. Вводите стишки и песенки постепенно, давая ребенку возможность выбрать те, что ему больше правятся.

Сначала взрослый самостоятельно читает стихотворение или поет песенку, сопровождая их движениями. Когда ребенок запомнит текст, педагог, останавливаясь во время проговаривания или пения, дает ребенку возможность договорить или допеть последнее слово в строке, а, возможно, и целую строку. При этом педагог побуж­дает ребенка повторить выразительное движение, сопровождающее пение или проговаривание. Эта же работа продолжается мамой. Если делать это довольно долго, наступит момент, когда ребенок станет петь и прогова­ривать стишки самостоятельно, по собственному жела­нию. Но если внимательно вслушаться в самостоятель­ное пение ребенка или повторение им стихотворения, становится очевидно, что смысл слов для него часто остается непонятен. Однако в любом случае такая рече­вая активность полезна. Часто именно в ходе занятий с ритмами у ребенка возникают первые попытки исполь­зовать активную речь.

Уточнения смыслового содержания используемых текстов можно достичь, показывая действия, используя картинки, игрушки, проигрывая сюжеты. Кроме того, если такая игра сопровождается показом сюжетной кар­тинки или игрушки, то текст песенки или стиха связы­вается у ребенка с определенным образом — предметом или изображением. В результате ребенок, увидев гар­мошку, принимается играть на ней и напевать песенку про Антошку, а заметив картинку с изображением гу­сей, начинает напевать песенку про веселых гусей.

Рекомендуем начинать занятия со следующих тек­стов: песенки — «Антошка», «Песенка львенка и черепа­хи», «Жили у бабуси два веселых гуся», «Чунга-Чанга», «Песенка крокодила Гены»; стихотворения-потешки — «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Баба сеяла горох», «Большие ноги идут по дороге»; цикл стихотворений «Игрушки» Агнии Барто.

В Приложении 1 мы предлагаем полные тексты этих песенок и стихотворений с описанием сопровождаю­щих их движений.

Оговоримся: проводя с аутичным ребенком игры с ритмами, педагог может столкнуться с некоторыми трудностями. Аутичный ребенок часто не обращает внимания на движения взрослого и тем более не по­вторяет их, предпочитая жить исходя из собственного внутреннего ритма. Поэтому необходимы специальные усилия для вовлечения ребенка в ритмические действия и обучения его произвольному управлению движениями собственного тела. В этом могут помочь подбор наи­более интересных ребенку игр и многократное их по­вторение.

Кроме того, наблюдения показывают, что речевая активность аутичного ребенка в играх с ритмами пред­ставляет собой не осмысленное повторение, а скорее сенсорную игру со звуками и ритмами. Тем не менее, полезно использовать потребность аутичного ребенка закончить знакомую фразу — договорить слово, строку в стихотворении, допеть песенку — для развития активной речи. А чтобы ребенок лучше понимал смысл стихотво­рения или песенки, во время игры используйте предметы или игрушки, которые упоминаются в тексте, сопро­вождайте проговаривание или пропевание подходящим по смыслу действиями, используйте иллюстрации.

Помимо вышеперечисленного, ребенок может просто не принять игру — громким криком «попросит» взрослого остановиться. Это можно объяснить повышенной чувствительностью ребенка — ему не понравился тембр вашего голоса, случайно взятая фальшивая нота или же он не согласен с пропеванием песенки, которую привык слушать в записи. Такая реакция осложняет занятия, но стоит продолжать поиски. Подберите новые интересные для ребенка песенки, которые он не слышал в записи, найдите ритмические движения, которые не вызывают у него негативной реакции. Для этого предлагайте ре­бенку различные варианты игр и выбирайте наиболее подходящие для него, исходя из его реакции и учитыва. конкретную ситуацию.
игры с движениями и тактильными ощущениями

Поскольку прикосновения могут оказаться для аутичного ребенка неприятными, поначалу старайтесь не до­трагиваться до него. Будьте терпеливы и тактичны и дождитесь момента, когда ребенок первый проявит ини­циативу. Это может произойти по-разному: вот ребенок впервые забрался к вам на колени или вдруг во время занятия в первый раз надолго остановил взгляд на вашем лице, а затем протянул руку и стал ощупывать ваш нос, щеки, лоб (надо обязательно предоставить ему эту возможность), или же снял кофточку и словами «Боль­но, болит!» выразил просьбу погладить ему спинку. Будьте внимательны и не пропустите этот важный шаг ребенка в вашу сторону.

Если это произошло, то в занятиях становится воз­можным проведение таких игр:
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   14

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей