Главная страница

Янушко Игры с аутичным ребенком. Серия особый ребенок елена янушко


Скачать 1.94 Mb.
НазваниеСерия особый ребенок елена янушко
АнкорЯнушко Игры с аутичным ребенком.doc
Дата13.01.2017
Размер1.94 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаYanushko_Igry_s_autichnym_rebenkom.doc
ТипКнига
#4395
страница1 из 14
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


СЕРИЯ «ОСОБЫЙ РЕБЕНОК»
ЕЛЕНА ЯНУШКО

Игры с аутичным ребенком


установление контакта

способы взаимодействия

развитие речи

психотерапия

Практическое пособие

для психологов, педагогов и родителей



издание осуществлено

в рамках проекта

Центра лечебной педагогики

Реализация прав детей

с нарушениями развития

на образование

и достойную жизнь в России,

финансируемого

Диаконичоской службой

Евангелической церкви Германии

Теревинф


Москва 2004

ББК 88.37

Я65

Я65 Янушко Е.А.

Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия.— М.: Теровипф, 2004.— 136 с.— (Особый ребенок).

ISBN 5-901599-21-7

Рисунки автора

Книга посвящена раннему детскому аутизму, В ней описа­ны игры и специальные методы и приемы, которые позво­ляют наладить контакт с аутичным ребенком, выявить у него подавленные негативные эмоции и скрытые страхи и начать работу по их преодолению, в целом помогают ре­бенку стать более активным в его познании мира. Намече­ны пути развития сюжотно-ролевой игры, ознакомления с окружающим миром, обучения способам взаимодействия.

Практические советы, обращенные к близким аутичного ребенка, объясняют как оптимально организовать его ре­жим дня и быт, создать необходимые условия для игр и занятий. Рекомендации педагогам и психологам, которые ра­ботают с аутичными детьми, предлагают варианты дейст­вий в сложных ситуациях. Также намечены пути достиже­ния взаимопонимания и взаимодействия между специали­стами и семьей аутичного ребенка. Наконец, в книге пред­ставлена информация об организациях, оказывающих по­мощь аутичным детям, и ресурсы Интернет, посвященные этой проблеме.

В отличие от существующих изданий по этой теме, кни­га является не теоретическим изложением, а прикладным пособием. Материал намеренно изложен кратко и в попу­лярной форме, снабжен множеством примеров из опыта работы. «Игры с аутичным ребенком» может стать настоль­ной книгой как для специалистов, так и для близких аутич­ного ребенка.

© Янушко Е.А., 2004

© Теревинф, оформление, 2004
оглавление

от автора _ 5
1. СИНДРОМ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА

Введение в проблему _ 7

Миф об аутизме, или этические аспекты проблемы _ 8

Люди с аутизмом, государство и общество,

или социальные аспекты проблемы _ 9

Научные исследования по проблеме,

подготовка специалистов _ 9

Вопросы диагностики, коррекции и образования _ 10

Координация работы специалистов и семьи _ 11

Общие требования _ 11

Пожелания родителям _ 12

Пожелания педагогам и психологам _ 12

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА

Организация пространственной среды _ 14

Жизненное пространство аутичного ребенка _ 14

Детская комната _ 14

Пространство квартиры _ 16

Ближайшее социальное окружение _ 16

Дальние прогулки _ 18

Организация времени _ 20

Режим дня ребенка _ 20

Формирование временных представлений _ 21

Бытовые ритуалы _ 23

Создание информационных и других фильтров _ 26

3. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА

Особенности развития игры аутичного ребенка _ 29

Предметная игра _ 29

Элементы сюжетно-ролевой игры _ 29

Стереотипная игра _ 31

Особенности стереотипной игры _ 31

Стереотипная игра как основа взаимодействия _ 31

Сенсорные игры _ 32

Особенности сенсорных игр _ 32

Сенсорные игры

как возможность установления контакта _ 33

Виды сенсорных игр _ 34

Игры с красками _ 34

Игрыс водой _ 35

Игры с мыльными пузырями _ 37

Игры со свечами _ 37

Игры со светом и тенями _37

Игры со льдом _ 39

Игры с крупами _ 39

Игры с пластичными материалами _ 40

Игры со звуками _ 41

Игры с ритмами _ 42

Игры с движениями и тактильными ощущениями _ 43

Рекомендации по преодолению затруднений,

возникающих в ходе игр _ 44

Игровая терапия (терапевтические игры) _ 45

Необходимость психотерапевтической работы _ 45

Терапевтическая игра

как первый шаг к контролю над эмоциями _ 47

Виды терапевтических игр _ 50

Психодрама _ 55

Страхи йутичпого ребенка _ 55

Психодрама как способ борьбы со страхами _ 56

Варианты психодрамы _ 56

Совместное рисование _ 58

Метод совместного рисования _ 58

Этапы развития совместного рисования _ 60

Использование специальных приемов

в ходе совместного рисования _ 62

Взаимосвязь разных видов игр _ 63

4. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА, ПСИХОЛОГА И РОДИТЕЛЕЙ

Организация занятий _ 65

Психологическая помощь родителям аутичного ребенка _ 67

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Тексты стихов и песенок _ 68

Приложение 2. Где можно получить помощь _ 73

Приложение 3. Ресурсы Интернет _ 75

Словарь специальных терминов _ 76

Литература _ 78


от автора
Со случаем раннего детского аутизма, одним из самых сложных и загадочных нарушений психического разви­тия детей, я столкнулась впервые десять лет назад, по­знакомившись с пятилетней Аней. Очаровательная вне­шне девочка при более близком знакомстве оказалась странным ребенком с непонятным, а порой пугающим поведением. Оказалось, что родители водят Аню по ме­дицинским консультациям с двух лет, и девочке ставили разные диагнозы (в том числе шизофрению, задержку психического развития). Шло время, девочка воспиты­валась дома, а патологические черты ее развития все обострялись.

Я вызвалась помочь. Разобраться в ситуации я сразу не смогла, но удалось найти две маленькие, но невероятно ценные для меня книжки — «Дети с нарушениями обще­ния» и «Диагностика раннего детского аутизма». После их прочтения удалось поставить Ане точный диагноз — «ранний детский аутизм».

Однако понимания того, как следует воспитывать и обучать такого особенного ребенка, и практического опыта у меня не было. И я, и родители Ани терялись в ситуациях аффективных вспышек, когда агрессия де­вочки обрушивалась на окружающих ее людей... При­емы воспитания и обучения, которые с успехом исполь­зовались в работе с другими детьми, в этом случае не срабатывали.

С этой встречи возник интерес к проблеме раннего детского аутизма, к поискам путей помощи таким детям. Неоценимый опыт дала стажировка в Сергиевом Посаде, где в интернате для детей с нарушениями слуха и зре­ния я получила возможность наблюдать тяжелые случаи глубокого аутизма, осложненные дополнительными на­рушениями. Затем были три года работы в эксперимен­тальной школе Института коррекциопной педагогики Российской академии образоваия. И, наконец, частная практика: индивидуальные занятия с особыми детьми.

Каждая новая встреча с синдромом рапного детского аутизма показывала, что с годами ситуация не улучша­ется: сложности возникают уже при постановке диагно­за, родители не получают ответа на свои вопросы, а ор­ганизация систематической помощи аутичному ребенку со стороны различных специалистов — врачей, педаго­гов, психологов — трудна даже в Москве: по-прежнему не хватает знаний о структуре этого нарушения, мало опытных педагогов и психологов, детские учреждения не могут предоставить такому особенному ребенку спе­циальные условия для обучения и воспитания, обеспе­чить индивидуальный подход. На периферии положение еще хуже, по-прежнему не хватает информации. Хотя проблема аутизма хорошо известна западному обществу, у нас об этом нарушении мало кто слышал. Близкие аутичного ребенка оказываются под прессом непонима­ния и осуждения со стороны окружающих.

Книга «Игры с аутичным ребенком» — обобщение опыта работы с аутичными детьми, подкрепленное знанием неудовлетворительного состояния организации помо­щи таким детям в нашей стране. Главная цель автора — помочь конкретными советами и рекомендациями всем, кто работает с аутичными детьми. Другая, но менее важная цель, — помочь специалистам, которые впервые столкнулись со случаем раннего детского аутизма. На­деюсь, книга позволит вовлечь в работу с аутичными детьми новых специалистов, а примеры из практики пробудят у них интерес к этой проблеме. Пока не ор­ганизована систематическая помощь аутичным детям, индивидуальная помощь на дому может стать компро­миссом; а для кого-то из аутичных детей такой вариант обучения — единственно возможный.

Еще одна цель книги — информационная: здесь пред­ставлены источники информации по данной проблеме (литература, ресурсы Интернет), а также известные нам учреждения и организации, где возможно получить кон­сультацию и помощь специалистов.

В книге описаны игры и приемы, использование ко­торых позволит наладить контакт с аутичным ребенком, поможет ему избавиться от напряжения и страхов и тем самым подготовит почву для дальнейших занятий. Это пособие — прикладное, теоретические аспекты проблемы в нем не рассмотрены. Тем, кто впервые столкнулся с проблемой аутизма, мы рекомендуем в первую очередь ознакомиться с теоретическим описанием синдрома (см. Приложение 4. Литература). Знание особенностей и трудностей психического развития аутичных детей, диагностики и классификации детского аутизма — необ­ходимая теоретическая база, позволяющая выбирать из представленного арсенала игр именно те, что необходи­мы конкретному ребенку в конкретной ситуации. Пони­мание закономерностей развития ребенка в случае ран­него детского аутизма помогут специалисту работать не только над отдельными ситуативными трудностями, но и над нормализацией всего хода психического развития. Иначе педагог при любом отклонении от нормального хода игры оказывается в тупике, не может гибко управ­лять этим ходом, варьировать использование различных подходов внутри одной игры. Мало того, некорректное использование представленных в книге приемов (из-за отсутствия понимания психологической картины в це­лом) может оказаться вредным для ребенка.

Устройство книги ориентировано на удобство прак­тического ее использования. Этапы работы логически вытекают один из другого, но возможно и выборочное использование отдельных видов игр с учетом уровня развития конкретного ребенка, его желаний, целей заня­тия и т.п. Описания игр подробны, снабжены примера­ми, представлены разные варианты дальнейшего разви­тия игры. Предлагаются советы по преодолению возмож­ных затруднений в ходе игры. В Приложении 1 приве­дены используемые в играх тексты (для экономии вре­мени на их поиски).

Книга условно делится на две части: одна посвящена работе родителей, другая — работе специалистов.

Задача родителей — прежде всего организация про­странственно-временной среды (глава 2, с. 14), в кото­рой живет и развивается ребенок, формирование у него бытовых навыков (раздел «Бытовые ритуалы», с. 23), а также создание специальных условий для занятий (раздел «Организация занятий», с. 65).

Задача специалиста на начальном этапе обучения — установление эмоционального контакта с ребенком (раздел «Стереотипная игра», с. 31), предоставление ребенку новых положительно окрашенных сенсорных впечатле­ний (раздел «Сенсорные игры», с. 32); выявление скры­того напряжения, а также подавленных негативных эмо­ций и предоставление ребенку адекватного способа из­бавления от них (раздел «Игровая терапия», с. 45); выяв­ление скрытых страхов и формирование путей их пре­одоления (раздел «Психодрама», с. 55). При этом предпо­чтительнее начинать занятия с ребенком именно с такой психологической работы, а непосредственно к обучению переходить только после того, как произойдет улучшение общего психологического фона его развития.

В книге намечены пути развития сюжетно-ролевой игры (раздел «Сенсорные игры», с. 32), организации вза­имодействия и ознакомления с окружающим (раздел «Совместное рисование», с. 58), формирования эле­ментарных представлений о времени (с. 21).

Далее рассматривается взаимодействие специалистов и родителей аутичного ребенка, предложены пути дос­тижения взаимопонимания между ними.

Напомним: в книге описан лишь самый первый, на­чальный, этап обучения аутичного ребенка. Кроме того, специфика синдрома детского аутизма исключает стан­дартный подход, каждый случай требует индивидуально­го подбора методов и приемов работы и их оптимально­го сочетания. Это требует вдумчивого и осторожного использования представленных в книге рекомендаций.

Поскольку синдром раннего детского аутизма актив­но изучается, быть может, эта книга подвигнет кого-то идти дальше, даст импульс для творческого поиска.

1 синдром

раннего детского аутизма

ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ
Детский аутизм — распространенное нарушение психи­ческого развития ребенка. Установлено, что этот синдром встречается примерно в 3—6 случаях на 10000 детей, об­наруживаясь у мальчиков в 3—4 раза чаще, чем у дево­чек. Наиболее яркие внешние проявления синдрома1:

аутизм как таковой, т.е. предельное, «экстремаль­ное», одиночество ребенка, снижение способности к ус­тановлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию. Характерны трудности установ­ления глазного контакта, взаимодействия взглядом, ми­микой, жестом, интонацией. Обычны сложности в выра­жении ребенком его эмоциональных состояний и понимании им состояний других людей. Трудности контакта, установления эмоциональных связей проявляются даже в отношениях с близкими, но в наибольшей мере аутизм нарушает развитие отношений со сверстниками;

стереотипность в поведении, связанная с напря­женным стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизни; сопротивление малейшим изменениям в обстановке, порядке жизни, страх перед ними; поглощен­ность однообразными действиями — моторными и рече­выми: раскачивание, потряхивание и взмахивание рука­ми, прыжки, повторение одних и тех же звуков, слов, фраз; пристрастие к одним и тем же предметам, одним и тем же манипуляциям с ними: трясению, постукива­нию, разрыванию, верчению; захваченность стереотип­ными интересами, одной и той же игрой, одной темой в рисовании, разговоре;

особая характерная задержка и нарушение разви­тия речи, прежде всего — ее коммуникативной функции. В одной трети, а по некоторым данным, даже в половине случаев это проявляется как мутизм (отсутствие целена­правленного использования речи для коммуникации, при котором сохраняется возможность случайного произне­сения отдельных слов и даже фраз). Когда же устойчи­вые речевые формы развиваются, они все равно не ис­пользуются для коммуникации: так, ребенок может увле­ченно декламировать одни и те же стихотворения, но не обращаться за помощью к родителям, даже когда она не­обходима, Характерны эхолалии (немедленные или за­держанные повторения услышанных слов или фраз), дли­тельное отставание в способности правильно использо­вать личные местоимения: ребенок может называть себя «ты», «он», по имени, обозначать свои нужды безличны­ми приказами («накрыть», «дать пить» и т.д.). Даже если такой ребенок формально имеет хорошо развитую речь с большим словарным запасом, развернутой «взрослой» фразой, то она штампованна, «попугайна», «фонографична». Он не задает вопросов сам и может не отвечать на обращения к нему, т.е. избегает речевого взаимодей­ствия как такового. Характерно, что речевые нарушения проявляются в контексте более общих нарушений ком­муникации: ребенок практически не использует также мимику и жесты. Кроме того, обращают на себя внима­ние необычный темп, ритм, мелодика, интонация речи;

раннее проявление указанных расстройств (по крайней мере до 2,5 года), что подчеркивал уже доктор Каннер. При этом, по мнению специалистов, речь идет не о регрессе, а скорее об особом раннем нарушении психического развития ребенка.

Синдром раннего детского аутизма впервые описан Л.Каннером в 1943г. Изучением его, поиском путей гар­монизации развития аутичного ребенка занимались мно­гие специалисты разного профиля. Сегодня есть разные точки зрения на происхождение и структуру этого нарушения. Разрабатываются и разные подходы к лечению и коррекции психических расстройств, наблюдаемых у этих детей. Активные научные поиски продолжаются.




1 Цит. по кн.: О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг.

Аутичный ребенок. Пути помощи.—М.: «Теревинф», 1997.


МИФ ОБ АУТИЗМЕ,

ИЛИ ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
Что знает обычный человек о загадочном синдроме «аутизм»? Большинство не знает ничего, а если кто-то что-то и слышал, то, вероятнее всего, его представления туманны и окружены романтическим ореолом. Неспе­циалисты часто считают, что такие люди особо одарены в какой-либо области, что многие признанные гении были весьма странными, «аутичными» личностями.

Такое представление формируют некоторые телепе­редачи и фильмы. Например, все мы помним «человека дождя» и аутичного паренька из фильма «Куб», одарен­ных в математике. Аутичный мальчик из фильма «Вос­хождение Юпитера» мог расшифровывать сложнейшие коды, а аутичная девушка—героиня австралийского фильма «Под рояль»—обладает абсолютным музыкаль­ным слухом. Погруженность в себя таких людей, их от­решенность от окружающего, некая тотальная автоном­ность невольно вызывают интерес и даже восхищение. Часто такой романтический портрет дополняют хрупкое телосложение и тонкие черты лица.

Но люди, постоянно общающися с аутичными детьми и подростками, а также специалисты, работающие с ни­ми, видят совсем другое: беспомощность, зависимость от близких, социальную неприспособленность и неадек­ватность поведения. Увидеть реальное положение вещей позволяет знание психологической картины нарушения. Даже если аутичный ребенок действительно одарен в музыке или математике, это не поможет ему научиться жить самостоятельно, реализовывать себя, быть счастли­вым. В случае глубокого аутизма он навсегда останется зависимым от других и сможет жить лишь в специально созданных условиях. Это очень правдиво и реалистично показано в фильме «Человек дождя»—хотя главный ге­рой в гениальном исполнении Дастина Хоффмана несо­мненно вызывает симпатию, ему нельзя не посочувство­вать, ведь он уязвим и беззащитен перед окружающим миром и людьми, он несвободен, и, несмотря на его ге­ниальность, совсем не хочется оказаться на его месте.

У специалистов, занимающихся синдромом аутизма, есть разные подходы к данной проблеме. Многие из предлагаемых сегодня программ развития, обучения и адаптации аутичных детей развиваются и корректируются. Можно говорить о том, что научный поиск про­должается в разных странах мира.

Российские ученые предлагают направить усилия на коррекцию поведения аутичиого ребенка, его обучение и социализацию. Другими словами, прилагаются все уси­лия для того, чтобы путем специального обучения и вос­питания по возможности скорректировать нарушенное развитие ребенка, а основная цель такой коррекции— дать ребенку возможность выйти в большой мир людей. Иногда этого удается достичь, и, хотя у такого человека на всю жизнь сохраняются особенности поведения и странности характера, в целом он живет самостоятельно и полноценно. Однако, пока общество не готово понять проблемы «не таких» людей, отнестись к ним с сочувствием и желанием помочь, возможности такой интег­рации ограничены.

В нашей стране возникают новые организации, помо­гающие детям с проблемами в развитии. Эти организа­ции часто ведут свой поиск новых путей помощи таким детям, используя в работе различные подходы, в том числе и опыт зарубежных специалистов.

В развитых странах Запада также есть разные под­ходы к проблеме обучения, воспитания и адаптации лю­дей с аутизмом. Часто подход зарубежных специалистов основывается на признании несомненной уникальности для мира любого человека. Поэтому предлагается не ис­правление «недостатков», а создание для особых людей условий, в которых они могут жить и оставаться сами собой. Такой подход объясняется еще и тем, что в мире здоровых людей человек с нарушениями всегда будет оказываться в ситуации неуспеха, т.к. его особенности делают его неконкурентоспособным.

Но у этого подхода есть минусы. Во-первых, созда­ние адекватных специальных условий для жизни людей с нарушениями развития могут позволить себе только развитые капиталистические страны. Во-вторых, орга­низация таких специальных условий напоминает порой создание некой «резервации» с достаточной степенью автономности (точнее—изолированности) от мира.

Этот подход к проблеме не единственный. На Западе аутичным детям помогает множество организаций, они ищут (и находят) новые пути и подходы.

Мы не будем анализировать разные подходы к про­блемам людей с нарушениями развития и решать, какой из них самый гармоничный. Будем исходить из реалий: в нашей стране специальных учреждений для система­тического обучения и воспитания детей с синдромом аутизма, а также их дальнейшего попечения ни на госу­дарственном уровне, ни в форме частных заведений пока не существует, а возможности интеграции ограни­чены. Все же работа с аутичным ребенком не должна стать непрерывным экспериментом и обязательно долж­на строиться на доброжелательном к нему отношении, учете его индивидуальности, гибкости программы обучения и применении мягких, щадящих методов обуче­ния и воспитания.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

перейти в каталог файлов
связь с админом