Главная страница

Сью ГерхардтКак любовь формирует мозг ребенка


Скачать 0.53 Mb.
НазваниеСью ГерхардтКак любовь формирует мозг ребенка
АнкорSyu_Gerkhardt_Kak_lyubov_formiruet_mozg_rebenka.doc
Дата10.01.2018
Размер0.53 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла?art=6721429&format=a4.pdf&lfrom=241867179
оригинальный pdf просмотр
ТипРеферат
#29590
страница1 из 6
Каталогnatellaisaeva

С этим файлом связано 75 файл(ов). Среди них: bukva_k_bukve_propisi_1.pdf, Durova_N_V_-_Chitaem_sami.pdf, Эль Г.Н., Человек, играющий в песок.doc, just_do_it_vk_com_fitness_home.gif, bukva_k_bukve_propisi_2.pdf, uzorova_o_moi_pervye_shkolnye_propisi_4.pdf, MATEMATIKA-ETO_INTERESNO_3-4_GODA.pdf, N_V_Durova_-_Obuchenie_doshkolnikov_gramote_Didakticheskie_mater, Н.А. Сакович Технология игры в песок. Игры на мосту.doc и ещё 65 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6

Сью Герхардт
Как любовь формирует мозг ребенка?
Серия «Современная психология»
http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=6721429
Как любовь формирует мозг ребенка?: Этерна; Москва; 2012
ISBN 978-5-480-00282-9
Оригинал: SueGerhardt, “Why Love Matters. How affection shapes a baby’s brain”
Перевод:
Ю. В. Рыковская
Аннотация
В книге объясняется, почему любовь необходима для развития мозга в первые годы жизни ребенка и как влияют особенности эмоционального взаимодействия между младенцами и их родителями на дальнейшее его развитие и к каким последствиям приводят.
Сью Герхардт, английский психотерапевт и психоаналитик, исследует процесс воздействия самых ранних отношений на формирование нервной системы младенца.
Она показывает, как развитие мозга влияет на дальнейшее эмоциональное благополучие,
и рассматривает специфические ранние образцы реагирования, которые в дальнейшем могут повлиять на наши способы восприятия стресса, а также на возникновение таких состояний, как анорексия, зависимости разного рода и антисоциальное поведение.
Эта книга – живая и доступная интерпретация последних исследований в области неврологии, физиологии, психоанализа и биохимии. Это бесценное чтение для родителей и специалистов, работающих в области ухода за детьми.

С. Герхардт. «Как любовь формирует мозг ребенка?»
3
Содержание
Благодарности
5
Благодарности за использование сторонних материалов
6
Текст
6
Схемы
7
Введение
8
Новый способ понимания
8
Что может предложить наука?
10
Возвращение эмоций
12
Новая парадигма
14
Часть I
16 1
16
Женское царство
18
Незавершенный младенец
19
Раннее регулирование
21
Ненадежная привязанность и нервная система
24
Поток эмоций
25
Чувства как сигналы
27 2
29
Первичный мозг
29
Социальный мозг
30
Как развивается социальный мозг
32
Сила улыбки
34
Навигатор для младенца
36
Сила визуального образа
38
Негативное выражение лица
38
Вербальная личность
40
Конец ознакомительного фрагмента.
43

С. Герхардт. «Как любовь формирует мозг ребенка?»
4
Сью Герхард
Как любовь формирует мозг ребенка?
Моим детям, Джессике и Лоренсу
Перевод сделан с английского издания Psychology Press, a member of the Taylor&Francis
Group.
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в
какой-либо форме – графической, электронной или бумажной – без письменного согласия
владельцев авторских прав
Об авторе: Сью Герхардт – британский психотерапевт и психоаналитик, занимаю- щийся частным консультированием, сооснователь Оксфордского Проекта для родителей и младенцев (OXPIP), ведущей благотворительной организации, предоставляющей психоте- рапевтическую помощь родителям и детям.

С. Герхардт. «Как любовь формирует мозг ребенка?»
5
Благодарности
Многие участвовали в создании этой книги, некоторые – сами того не зная. Я бы осо- бенно хотела поблагодарить своих пациентов, посещавших меня все эти годы, за то, что они многому меня научили.
Я бы хотела поблагодарить своих друзей, которые уделили время прочтению рукописи и снабдили меня неоценимыми отзывами: Джейн Хенрикс, Пола Герхардта, Диану Гудман,
Пола Хэрриса, Молли Кеньон-Джонс, Джона Миллера, Джона Фиббса, Паскаля Торрасинта и Эндрю Веста.
Я бы также хотела поблагодарить Фиону Даксбери, Джона Эджингтона, Мортен Крин- гельбах и Аллана Шора за полезные комментарии к отдельным главам.
В моей профессиональной деятельности я бы хотела поблагодарить Дафну Бриггс за вдохновляющее представление результатов наблюдения за младенцами, с которого все и началось. Я бы также хотела поблагодарить Пенни Джейкс за ее неизменную поддержку в моей борьбе за возможность работать с родителями и детьми, а также всех моих коллег по
Оксфордскому проекту для родителей и младенцев, особенно Джоанну Такер. А также Жана
Нокса и других коллег по Международной сети привязанности, которые также расширили мои представления о привязанности.
Также я хотела бы поблагодарить всех моих друзей за их поддержку, в особенности
Джейн Хенрикс, Энджи Кэй и Найджела Барлоу, за мозговые штурмы и за стимулирование моих детей, за то, что мирились со всем этим, Джона Фиббса за его поддержку на последних этапах написания книги.
Самую большую благодарность я должна выразить Полу Герхардту, который все это время был моим надежным тылом и без которого эта книга не была бы написана.

С. Герхардт. «Как любовь формирует мозг ребенка?»
6
Благодарности за использование
сторонних материалов
Текст
Шесть строк из «Последнего фрагмента» Раймонда Карвера с милостивого разреше- ния «Гроув/Атлантик».
Описание Денниса Поттера из книги «Биография» Хамфри Карпентера с разрешения
«Фабер и Фабер».
Выдержки из книги «Энн Секстон: Биография» Дианы Вуд Миддлбрук. Перепечатано с разрешения «Хоутон Миффлин Компани». Все права защищены.
Приблизительно 45 слов из книги «Чистый лист: Современное отрицание человече- ской природы» Стивена Пинкера («Викинг Пингвин», член «Пингвин Путнам Инкорпорей- тед», 2002). Воиспроизведено с разрешения Пингвин Букс Лимитед.
Приблизительно 194 слова из «Рождение женщины: материнство как опыт и институт»
Адриэн Рич, 1997. Все права защищены. Перепечатано с разрешения «Тайм Уорнер Букс
Великобритания».
Выдержка из главы «Нежность и гнев» в книге «Рождение женщины: материнство как опыт и институт», Адриэн Рич, 1986, 1976. Все права защищены. «Нортон и Компани,
Инкорпорейтед». Использовано с разрешения автора и «Нортон и Компани, Инкорпорей- тед».
Приблизительно 200 слов из работы «Билли» Памелы Стивенсон, 2000. Все права защищены. Воспроизведено с разрешения «Харпер Коллинз Паблишерс».
Приблизительно 300 слов из книги «Дело всей жизни», Рейчел Каск, 2001. Все права защищены. Воспроизведено с разрешения «Харпер Коллинз Паблишерс».

С. Герхардт. «Как любовь формирует мозг ребенка?»
7
Схемы
Схема 3.1. Из книги «Повреждает ли стресс мозг» Дугласа Бремнера, 2002. Все права защищены.
Схема 5.1. Реклама Альянса по поддержке людей, страдающих депрессией и маниа- кально-депрессивным синдромом (DBSA). Использовано с разрешения DBSA.

С. Герхардт. «Как любовь формирует мозг ребенка?»
8
Введение
Новый способ понимания
Эта книга является результатом многолетних наблюдений, подкрепленных обучением и психотерапевтической практикой, в рамках которой особенное внимание уделялось теме проблемных или нарушенных взаимоотношений между младенцами и их матерями. Следуя своему предчувствию о том, что ранние взаимоотношения определенно должны оказывать влияние на дальнейшее психологическое состояние, я начала изучать работы, посвященные вопросам развития мозга у младенцев и маленьких детей. В дальнейшем мне удалось свя- зать эти данные с данными, относящимися к психологически неблагополучным взрослым –
людям, страдающим целым рядом проблем, от небольшой депрессии до умственной и физи- ческой психопатологии.
По мере изучения мне стало понятно, что происходит нечто новое и замечательное и что мои собственные открытия оказались очень своевременными. Мы подошли к тому моменту, когда из слияния нескольких разных дисциплин родилось новое понимание эмо- циональной жизни. Мне бы хотелось предложить вам путеводитель в этот новый мир, кото- рый, возможно, изменит ваше понимание партнерских отношений и будет полезен как для родителя, так и для медицинского специалиста. Нередко трудные для понимания неспеци- алистом и сухо написанные медицинские, научные и академические тексты, на которые я опираюсь, содержат жизненно важную информацию, но она недоступна широкому кругу читателей. Именно эта информация кардинально изменила мое представление об эмоцио- нальной жизни. Соединяя информацию из этих источников и «переводя» ее на более понят- ный язык, я предлагаю вам самостоятельно совершить подобные открытия.
Новый взгляд, открывшийся на эмоциональную жизнь, появился не из-за какого-то конкретного прозрения, а благодаря воздействию множества событий, произошедших одно- временно в неврологии, психологии, психоанализе, биохимии. С тех пор как эти дисциплины начали сообщаться между собой и влиять друг на друга, появилось более глубокое понима- ние того, как человек становится человеком и как он учится испытывать эмоции по отноше- нию к другим людям. Впервые стало возможно появление полностью биологического объ- яснения нашего социального поведения – через понимание младенческого периода в жизни человека, развития нашего «социального мозга» и изучение биологических систем, вклю- ченных в процесс эмоциональной регуляции. Основная задача сейчас состоит в том, чтобы поместить это научное знание в центр нашего понимания эмоциональной жизни человека.
Для меня этот процесс был своего рода путешествием – волнующим, а иногда доста- точно болезненным. С одной стороны, мои открытия привели меня к пониманию того,
что недостаточная информированность родителей или неспособность родителей справиться со своими обязанностями по заботе о младенце могут привести к серьезным негативным последствиям для их отпрысков, своего рода инвалидности, которая неизбежно будет при- чинять вред и другим людям. С другой стороны, ко мне пришло понимание того, что можно избежать проявлений поведенческих отклонений, болезней или склонности к преступному поведению, которые обычно считаются следствием «плохих генов», неизбежными и пред- определенными. Более того, мои исследования дали мне надежду на то, что при достаточ- ном количестве желания, воли и ресурсов можно предотвратить процесс трансляции травмы от одного поколения к другому: ребенок, выросший в травмирующей обстановке, не обяза- тельно становится травмированным и травмирующим родителем.

С. Герхардт. «Как любовь формирует мозг ребенка?»
9
Чиновники, руководствуясь добрыми намерениями, осознали, что есть необходимость в поддержке семейной жизни. И они даже предприняли некоторые меры для этого – от нало- говых послаблений до курсов для будущих родителей. Политики опасаются, что влияние проблемных семей, связанных с криминальным поведением, насилием и наркотиками, будет слишком дорого обходиться обществу. Несмотря на то что такая поддержка является жиз- ненно необходимой для подобных семей, это очень напоминает раздачу еды голодающим или, если использовать другую аналогию, вкладывание средств в содержание плохо постро- енного дома. Постоянные проблемы с протечками, плохим отоплением или звукоизоляцией могут быть временно устранены, но ничто не может изменить факт, что дом построен плохо и на его содержание по-прежнему будут уходить значительные суммы. То же и с людьми,
основы которых не были в свое время надлежащим образом заложены. Несмотря на то что дорогостоящий ремонт может быть произведен и в более поздние периоды жизни, период закладки фундамента – когда коррекция наиболее действенна – уже закончен. Для того чтобы построить хороший дом, его основы нужно спроектировать заранее.
Эти основы закладываются во время беременности и в течение первых двух лет жизни ребенка. Это период строительства «социального мозга», период, когда формируются инди- видуальный эмоциональный стиль и эмоциональные ресурсы. В части I этой книги я опишу процесс формирования социального мозга, то есть той части мозга, в которой формируется процесс управления чувствами в соответствии с действиями других людей, а также про- цессы становления механизма реагирования на стресс, иммунных реакций и действий ней- ротрансмиттеров, которые оказывают воздействие на дальнейшую эмоциональную жизнь.
Новорожденный человек формируется благодаря воздействию различных социально и куль- турно обусловленных программ – начиная с физиологических установок, заканчивая эмо- циональными ожиданиями и механизмами поиска пары.
При недостаточной деликатности этого воздействия закладываются предпосылки для целого спектра социальных и эмоциональных сложностей в будущем. В части II этой книги рассматриваются определенные тенденции развития в период раннего развития, которые приводят к возникновению таких состояний, как анорексия, психосоматические заболе- вания, зависимости разного рода, антисоциальное поведение, личностные расстройства и депрессия.

С. Герхардт. «Как любовь формирует мозг ребенка?»
10
Что может предложить наука?
Благодаря усилиям научного сообщества, разработаны лекарства от всякого рода болезней – таблетки для зависимых, чтобы преодолеть зависимость, антидепрессанты для тех, кто в депрессии, и т. д. Но до недавнего времени научному сообществу нечего было предложить в области понимания эмоциональной жизни. Современная научная парадигма,
сложившаяся в эпоху Просвещения, была основана на определенном подходе к знанию,
который не применим к эмоциям. Этот подход предполагает линейность и предсказуемость:
следствие определяется причиной, стимул определяет реакцию. Чувства в такой ситуации могут только внести беспорядок, так как их сложно предсказать и измерить. К ним с трудом можно применить технологические достижения, которыми так гордится наука.
Этот логически стройный подход был хорошим противоядием против суеверного мира
Средних веков. Основной движущей силой, доминировавшей в XVII веке, было стремле- ние найти способ победить голод, неудовлетворительные условия жизни и раннюю смерт- ность путем улучшения материальных условий жизни. И необходимо отметить, что ученые и изобретатели значительно преуспели в этом направлении. Но мы воспринимаем эти изме- нения мира как данность. В наше время, по крайней мере в развитых странах, мы можем с достаточной степенью уверенности утверждать, что люди могут не бояться голода и боль- шинство доживет до преклонных лет. Имея такую базу, мы можем обратить внимание и на другие аспекты жизни.
По иронии, нынешнее увлечение эмоциями подогрето технологическим прогрессом недавних десятилетий. Наука наконец-то достигла состояния, когда эмоции можно измерить и подсчитать – до определенной степени, разумеется. В неврологии новые технологии томо- графии позволили ученым составить карту мозговой активности в моменты, когда человек испытывает эмоции, впервые сделав возможным получить своего рода технические измере- ния, относящиеся к эмоциям. Такого рода исследования в настоящее время образуют отдель- ное живое направление науки, представленное такими неврологами, как Антонио Дамазио,
Джозеф ЛеДу, Даг Ватт и Джаак Панксепп, ратующими за изучение эмоций в рамках невро- логиии. Аналогичным образом такие биохимики, как Кэндас Перт, Майкл Рафф и Эд Бла- лок, относительно недавно выделили биохимические соединения, вызывающие запуск эмо- циональных реакций, а также составили карту их рецепторов. Таким образом, после 300- летнего отторжения фундаментальная наука принялась за изучение эмоций.
Аналогичные процессы происходили и в психологии развития, которая обновила, в том числе и технологически, свой инструментарий, необходимый для понимания ранней эмоциональной жизни. В самом начале 70-х годов XX века психиатр Даниель Штерн начал исследовать мир матери и ребенка с помощью видео. Он снимал на камеру процесс взаи- модействия матерей и младенцев, а затем, кадр за кадром, анализировал его, выстраивая более полное, чем было доступно прежде, понимание раннего развития. Основанием для его работы стал «скелет» так называемой теории привязанности, впервые озвученной пси- хоаналитиком Джоном Боулби и психологом Мэри Айнсворт в 1960-х. Они стали пионерами в попытках объединить современные им научные разработки с психоаналитическим мыш- лением, чтобы понять эмоциональную жизнь в ее биологическом контексте. Мэри Айнсворт самостоятельно разработала экспериментальную процедуру, названную «тест “Странная ситуация”», призванную измерять степень эмоциональной привязанности между годова- лыми детьми и их родителями (Айнсворт и другие, 1978). В ходе теста ребенок ненадолго разлучается со своим родителем в определенных условиях и изучается реакция ребенка на уход родителя, его последующее возвращение, а также на появление и уход из комнаты

С. Герхардт. «Как любовь формирует мозг ребенка?»
11
незнакомого взрослого. Эта методика оказалась настолько точной в своих оценках качества отношений «ребенок – родитель», что используется в качестве базовой и до сих пор.
Еще одним пионером в области изучения эмоций, наряду со Штерном, стал Аллан
Шор, который сумел проанализировать и соединить огромное количество информации из различных дисциплин и сформировать синтетический взгляд на вопрос изучения эмоций,
который и стал основой для его книги. Его работа открывает возможность понимания эмо- циональной жизни в ее биологическом и социальном аспектах.

С. Герхардт. «Как любовь формирует мозг ребенка?»
12
Возвращение эмоций
Самое поразительное в этой работе то, что в ней начинают соединяться дисциплины,
которые до того старались держаться друг от друга подальше. Я столкнулась с этим будучи подростком, когда мне хотелось заниматься одновременно и литературой, и биологией, но все мне говорили, что нельзя смешивать гуманитарные и естественно-научные дисциплины,
нужно выбрать что-то одно. Я выбрала литературу, а потом стала психотерапевтом, но эта необходимость выбирать смутила меня и как будто уменьшила значимость каждой дисци- плины. Эта недавно обретенная возможность соединения различных дисциплин как будто вдохнула новую жизнь в каждую из них.
По иронии судьбы, теперь подтверждается научно, что чувства первичны и наша раци- ональность, столь высоко ценимая наукой, основана на эмоциях и существовать без них не может. Все чаще и чаще признается, что процесс познания зависит от эмоций, и Дамазио доказал это. Как он показал, рациональная часть нашего мозга не может работать изолиро- ванно, а лишь одновременно с частями, ответственными за базовую регуляцию и выраже- ние эмоций: «Похоже, что Природа выстроила систему, отвечающую за рациональность, не столько над системой биологической регуляции, сколько из нее и с ней» (Дамазио, 1994:
128). Высшие отделы коры головного мозга не могут функционировать независимо от более примитивных инстинктивных реакций. Когнитивные процессы перерабатывают процессы эмоциональные, но существовать отдельно от них не могут. Мозг конструирует представле- ния о внутренних физических состояниях, связывает их с другими, уже имеющимися пред- ставлениями, а затем посылает сигналы телу в процессе постоянной внутренней обратной связи, запуская таким образом новые физические ощущения, и так далее.
Эти выводы, безусловно, шокировали бы философов и ученых эпохи Просвещения,
чьи попытки утвердить мощь рационального начала включали в себя полное отрицание эмоций как чего-то чуждого и ненужного. Отрицание это, безусловно, было вызвано не отсутствием интереса, а скорее отсутствием возможности понимания эмоциональной сферы в рамках науки. Существовали также и вполне прагматические причины для разделения разума и тела. Разводя их по разным территориям, ученые добивались того, что могуще- ственные религиозные власти спокойно относились к вскрытию тел с научной целью, того,
что Кендас Перт назвала «разделом территории с Папой» (Перт, 1998: 18). Десакрализа- ция тела сыграла огромную роль и для медицины, и для религии. Эта сделка позволила появиться более рациональной, свободомыслящей культуре. В результате этого пакта наука и технология получили возможность ворваться во многие сферы человеческой жизни с тех- ническими усовершенствованиями, появившимися в век машин, в XVII и XVIII веках. Но эмоциональную жизнь невозможно «починить» с помощью технологии, именно поэтому здесь и появилась линия раздела – эмоции переместились в область художественной лите- ратуры, а не науки, имеющей дело с фактами.
В некоторой степени эмоции также стали препятствием в наращивании мощи произ- водства, которое оказало такое существенное влияние на изменение материальных усло- вий жизни в индустриальных странах. Без сомнения, индустриализация оказалась крайне успешной в области достижения доселе неведомого уровня комфорта, грамотности, долго- летия, развития сферы развлечения и массовых коммуникаций. Но человеческие чувства оказались за бортом этого бесконечного проникновения капитализма. Наиболее серьезный ущерб был нанесен самым беспомощным, но эти изменения безусловно затронули эмоци- ональную жизнь всех слоев населения, как мужчин, так и женщин. Так, стремление макси- мизировать производительность привело к тому, что владельцы фабрик относились к своим рабочим как к придаткам машин, а не как к людям, имеющим чувства. Часами стоя рядом

С. Герхардт. «Как любовь формирует мозг ребенка?»
13
со своими ткацкими станками, люди не имели возможности даже обмолвиться словом друг с другом. В наше время, безусловно, таких крайностей уже не встретить, но мы еще не так далеко ушли от них, как нам хотелось бы верить. Потогонные условия раннего капита- лизма были перенесены в страны третьего мира, где производятся товары, экспортируемые на Запад, в то время как в развитых странах большинству людей также советуют не усерд- ствовать в выражении своих эмоций в течение большей части дня, хоть они и не работают на фабриках.
К началу XX века Зигмунд Фрейд понял, что мы платим слишком большую цену за эту новую «цивилизацию», угнетая многие из наших наиболее сильных эмоций. Тем не менее он считал, как и большинство людей того времени, что эту высокую цену стоит платить, и направил свои усилия на то, чтобы найти способ управлять мощными эмоциями каким-то рациональным образом. Он хотел предоставить людям какую-то альтернативу вместо пол- ного угнетения запрещенных сексуальных и агрессивных эмоций. Его «лечение беседой»
предлагало более тонкий и разумный подход к эмоциям – их признание и проговаривание с целью снизить напряжение. Ранние психоаналитики рассчитывали, что такое лечение поз- волит избавить пациента от «невроза» и странного, истеричного поведения.
Как бы то ни было, ко времени, когда такие психоаналитические процедуры вошли в моду, и люди стали с большей охотой делиться своими сексуальными переживаниями, и эко- номика стала меняться. С появлением новых способов массового производства стало необ- ходимо также создавать новые рынки и покупателей, охотно потребляющих новые товары.
Равновесие сместилось – произошел переход от строго контролируемой рабочей силы, чьи ценности были сосредоточены на самоконтроле и сбережениях во имя будущего, к обще- ству массового потребления, любое желание членов которого должно было найти удовлетво- рение. Процесс продвижения новых продуктов черпал вдохновение в психоаналитических идеях о вездесущности и мощи подсознательных чувств и желаний. В частности, реклам- щики аппелировали не только непосредственно к сексуальным потребностям, но также и к желанию быть любимым, вызывать восхищение и принятие другими людьми. Достичь же этого, как следовало из рекламных сообщений, можно было, нося правильную одежду или управляя правильным автомобилем, потребляя правильную еду или покупая правиль- ную мебель. Очевидно, что люди, тратящие деньги на удовлетворение собственных жела- ний, должны не слишком сильно эти желания контролировать.
Ограничения сексуального поведения постепенно снижались. Формальное поведение и строгий контроль над чувствами все больше заменялись растущим признанием сексуаль- ных чувств. Может показаться, что чувства заново встраивались в культуру. Тем не менее разрыв между «разумом» и «телом» в науке оставался прежним. Современная медицина до сих пор старается исключить эмоции из рассмотрения, оперируя такими понятиями, как система кровообращения или процесс заражения, доктора и фармацевтические компании до сих пор настаивают на поиске средств, которые смогут быстро избавить человека от симп- томов какой-то болезни, не стремясь при этом понять, как работает человеческий организм в целом.

С. Герхардт. «Как любовь формирует мозг ребенка?»
14
Новая парадигма
В то же время новая парадигма, новый подход был готов вот-вот появиться на свет.
Эта парадигма описывалась такими словами, как «экологическая», «системная», «общая»,
«кибернетическая» и «всеобъемлющая». Она уже кое-где обосновалась в разных дисципли- нах, но пока еще не стала доминирующим взглядом на мир. Во многом битва за установле- ние такого системного подхода была сражением между «новой наукой» и «старой наукой».
Истоки этой борьбы лежат в тех же 20 – 30-х годах XX века, когда начался процесс сниже- ния контроля над чувствами. В это же время произошли революционные открытия в физике,
которые пошатнули установившийся взгляд на процесс человеческого восприятия. Кванто- вая теория Макса Планка утверждала, что сущность не обязательно является стабильной и статичной, как мы ее воспринимаем, но скорее описывается как некое взаимоотношение,
действующее в определенном ритме в указанный период времени. Теория относительности
Альберта Эйнштейна показывала, что пространство и время являются континуумом, кото- рый может изгибаться и собираться в складки. Такие радикальные выводы изменили воз- можности человеческих средств восприятия. «Наблюдаемый нами мир – функция нашего размера», как выразил это Брайан Эпплайрд (1992).
Очевидно, что со снятием ограничений допущения, принятые в науке старого образца,
не могли продолжить свое существование. Некоторые ученые, такие как Вернер Хайзенберг,
начали утверждать, что «концепция объективной реальности испарилась». Реальность зави- сит от позиции наблюдателя. Электрон может быть и волной, и частицей, в зависимости от точки зрения. Даже когда мы описываем реальность, мы вовлечены в описание ситуации,
в которой эта реальность существует. Таким образом, линейные зависимости – X является причиной Y – не могут быть полностью истинными.
Вместо такой «линейной» науки стала зарождаться новая парадигма, подразумеваю- щая более сложное взаимодействие; и возникать она начала изначально в информатике.
Математик Роберт Вейнер первым осознал важность обратной связи для поддержки целост- ности систем. Несмотря на то что его теория была разработана для ракетных двигателей и летательных аппаратов, она вскоре нашла более широкое применение. Так, замечательный антрополог Грегори Бейтсон использовал ее для объяснения функционирования человече- ских систем, таких как семья, и даже для описания работы человеческого организма. И он,
и другие ученые открыли, что системы остаются стабильными, только постоянно адаптиру- ясь к изменяющимся условиям. И осуществляют они это посредством обратной связи, для того чтобы понять, какие действия были успешными, а какие нет. Это означает, что, если посмотреть на систему в целом, связи в ней будут не линейными, а кольцевыми. Вместо того чтобы разделять систему на отдельные фрагменты и изучать функционирование этих фрагментов по отдельности, необходимо понять, что каждая из систем связана с другими и они находятся во взаимном влиянии. То, как ведет себя один человек, влияет на то, как ведет другой, а затем поведение этого другого оказывает влияние на первого и так далее. При- чина и последствия зависят от точки зрения, от того, где наблюдатель включился в цепочку,
от того, насколько много или мало информации принимается во внимание. Не существует единственной правды, истин может быть несколько.
Такой системный подход проник в разные дисциплины. В биологии появились эко- логия и этология. В психологии появился Джон Боулби, который показал: для того чтобы понимать людей, необходимо понимать среду, в которой они находятся, так же как и садов- ник-селекционер должен изучить состав почвы и особенности климата. В последние деся- тилетия подход, еще в большей степени опирающийся на взаимодействие, стал завоевывать популярность в психоанализе. В его рамках признается, что психотерапевт и пациент ока-

С. Герхардт. «Как любовь формирует мозг ребенка?»
15
зывают друг на друга взаимное влияние, являются системой, где обе части взаимодействуют друг с другом, а не только терапевт влияет на пациента. Тем не менее эти тенденции еще пока не полностью победили ведущую парадигму линейного рационализма.
Мой подход к изучению эмоциональной жизни является системным. Я считаю, что человеческие существа, люди, являются открытыми системами, в которые проникают дру- гие люди, так же как воздух, вода, растения. На наше формирование оказывают влияние другие люди в той же степени, что и воздух, которым мы дышим, и пища, которую мы едим.
И наши физиологические и духовные системы развиваются во взаимодействии с другими людьми – а наиболее интенсивно этот процесс происходит во младенчестве, именно в этот период взаимодействие вносит наибольший вклад. Мы живем в социальном мире, в котором мы зависим от сложных цепочек социального взаимодействия. И пища на нашем столе, и одежда на нашем теле, и крыша над головой, и наше культурное окружение – все зависит от этих сложных цепочек. Мы не можем выжить в одиночку.
Более того, младенец – наиболее подверженное социальному влиянию существо на планете. В этом влиянии можно найти ключ к тому, что собой представляют его эмоции и как ими управлять. Это означает, что наш младенческий опыт оказывает куда большее влияние на то, какими взрослыми мы становимся, чем мы сами об этом думаем. Именно во младенчестве мы чувствуем впервые и учимся тому, что делать с этими чувствами, начинаем систематизировать собственный опыт и вырабатывать механизмы, которые будут влиять на наше дальнейшее поведение и умственные способности.

С. Герхардт. «Как любовь формирует мозг ребенка?»
16
  1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов
связь с админом