Главная страница

Шарх мифтах филь-фикх. рус. Шейх Салих аль-Усейми. Шейха Салиха ибн Абдуллаха аль-Усейми Ключ в фикхе согласно мазхабу имама Ахмада ибн Ханбаля на основе разъяснений


Скачать 0.58 Mb.
НазваниеШейха Салиха ибн Абдуллаха аль-Усейми Ключ в фикхе согласно мазхабу имама Ахмада ибн Ханбаля на основе разъяснений
АнкорШарх мифтах филь-фикх. рус. Шейх Салих аль-Усейми
Дата10.05.2018
Размер0.58 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSharkh_miftakh_fil-fikkh_rus_Sheykh_Salikh_al-Useymi.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#40053
страница3 из 3
Каталог
1   2   3
Глава.
Знай, что твердых обязанностей (фард) малого омовения шесть:
1. Омывание лица, к которому так же относится полоскание рта и носа.
2. Омывание двух рук, включая локти.
3. Протирание головы полностью, к которой так же относятся уши.
4. Омывание ног, включая щиколотки.
5. Соблюдение установленной последовательности между органами омовения.
6. Непрерывность.
Автор, да поддержит его Аллах в следовании истине, упомянул, «что твердых обязанностей
малого омовения шесть». Твердые обязанности омовения (мн.: фуруд) – это в терминологии: то, из чего состоит сама сущность омовения, что не спадает при возможности совершить его и не возмещается чем-то иным.
Можно заметить, что ханбалиты не стали использовать название «столпы малого омовения», а сказали: «Твердые обязанности малого омовения», - в отличие от остальных видов поклонения.
Они говорят: «Столпы молитвы, столпы большого паломничества (хаджа)», - а здесь о положениях, несущих такой же смысл, сказали: «Твердые обязанности». Почему? Потому что у исламского права (фикха) благородный точный язык, если используется некое слово, то с определенной целью, и если оставляется некое слово, то также с определенной целью. К примеру, правоведы говорят: «Упущенные молитвы», - про те, которые человек не совершил в положенное время. Почему не говорят «оставленные молитвы»? Не говорят так из наилучших предположений о мусульманах. Предполагая, что они не оставили молитвы намеренно, а так получилось, что они упустили их совершение. Видел? Одно слово, а в его использовании правоведами уже особый смысл. Язык исламского права благороден, в нем важно каждое слово.
Теперь, возвращаясь к столпам и твердым обязанностям: что касается всех остальных видов поклонения, то их столпы были упомянуты в разных формах и разных местах, а в малом омовении эти положения пришли собранными в одном аяте в повелительной форме. Этот аят: «О те,
которые уверовали! Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей,
оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток». А веление при его выходе от повелевшего называется «твердой обязанностью», как указывают на это Коран и Сунна.
Первая из твердых обязанностей малого омовения: «омывание лица, к которому так же
относится полоскание рта и носа».
Второе: «омывание двух рук, включая локти». Когда говорится о руке, как об одном из органов омовения, то подразумевается область, которая начинается с кончиков пальцев и завершается локтевым суставом. На сам локтевой сустав так же в данном случае распространяется название
«рука».
Третье: «протирание головы полностью, к которой так же относятся уши». У ханбалитов уши относятся к голове, не к лицу.
Четвертое: «омывание ног, включая щиколотки». Щиколотки следует включать в омовение ступней. Щиколотка – кость, выступающая внизу голени в месте ее соединения со ступней. У каждой голени две щиколотки - одна с внешней стороны, другая с внутренней - согласно мнению большинства знатоков арабского языка. И это правильное мнение. Поэтому на обе щиколотки каждой ноги распространяется приказ омовения ступней. Омывание ступней является твердой обязанностью, если только ступни не скрыты тряпичными или кожаными носками. Если скрыты, то твердой обязанностью будет протирание их, и для этого есть свои условия у правоведов.
Пятое: «соблюдение установленной последовательности между органами омовения».

21
Подразумеваются здесь четыре вида органов: лицо, две руки, голова, две ноги – при омовении необходимо соблюдать установленную последовательность между этими видами, а не между каждым из органов. Т.е. если помыть левую руку перед правой, то условие соблюдения последовательности не будет нарушено, однако, соблюдать приоритет правого органа перед левым, является желательным.
Шестое: «непрерывность». Ее определение у ханбалитов: не затягивать и не откладывать омывание органа так, чтобы высох предыдущий, или не затягивать и не откладывать омывание конца органа так, чтобы успевало высохнуть его начало, в умеренный период, или по его размеру в другое время.
«В умеренный период» - умеренный в соотношении жары и холода. Сказал Маръы аль-Карми, да помилует его Аллах: «Этому соответствует время, в которое продолжительность дня равна
продолжительности ночи». Когда продолжительность дня станет соответствовать продолжительности ночи, будет установлено умеренное соотношение жары и холода.
«Или по его размеру в другое время», т.е. летом органы высыхают быстро, и по этому времени не оценивается, нарушилось условие непрерывности или нет, а оценивается по размеру времени, при котором высыхают органы в умеренный период.
А столпов (рукн) молитвы четырнадцать:
1. Совершение ее, при возможности, стоя, если она обязательная.
2. Такбир ихрама.
3. Чтение аль-Фатихи.
4. Поясной поклон.
5. Поднимание из него.
6. Выпрямление после него.
7. Земной поклон.
8. Поднимание из него.
9. Сидение между двумя земными поклонами.
10. Соблюдение спокойствия (фиксации, замирания).
11. Последний ташаххуд.
12. Сидение для него и двух салямов.
13. Два саляма.
14. Соблюдение установленной последовательности между столпами молитвы.
Автор, да поможет ему Аллах в следовании истине, упомянул, что «столпов молитвы
четырнадцать».
Столпы молитвы в терминологии: то, из чего состоит сама сущность молитвы, что не спадает при возможности совершить его и не возмещается чем-то иным.
Первый: «совершение ее, при возможности, стоя, если она обязательная». Таким образом исключается добровольная молитва.
Второй: «такбир ихрама», это слова: «Аллаху акбар» в ее начале. Этот такбир назван «такбиром ихрама» потому, что вместе с ним становится запретным (харам) то, что было до этого разрешено, т.е. то, что разрешено вне молитвы.
Третий: «чтение Аль-Фатихи» в каждом ракате (молитвенном цикле), четвертый: «поясной
поклон», пятый: «поднимание из него», шестой: «выпрямление после него», седьмой: «земной
поклон», восьмой: «поднимание из него», девятый: «сидение между двумя земными
поклонами».

22
Десятый: «соблюдение спокойствия (фиксации, замирания)» (туманина) – спокойствие, фиксация, замирание на время, достаточное для произнесения обязательного поминания Аллаха
(зикра).
Например, далее будет сказано, что в столпе (рукн) «поясной поклон» обязанностью (уаджиб) является сказать: «Субхана Раббияль-Азым». Столп «туманина» будет выполнен, если молящийся задержится, сохранит спокойствие в поясном поклоне на время, достаточное для произнесения этих слов. И если он задержится в поясном поклоне на это время, но не произнесет эти слова, то выполнит столп (рукн), но не выполнит обязанность (уаджиб). А если опустится в поясной поклон и поднимется, не задержавшись на время произнесения этих слов, то тем самым упустит столп молитвы.
Одиннадцатый: «последний ташаххуд». Столпом из него у ханбалитов являются слова:
«Аллахумма салли аля Мухаммад», - после того как будет произнесен допустимый минимум из первого ташаххуда.
Допустимый минимум из первого ташаххуда: «Ат-Тахийяту лиЛляхи, салямун ‘алейка айюхан- набийю уа рахмату Ллах, салямун ‘алейна уа ‘аля ‘ибади Лляхи-с-салихин. Ашхаду алля иляха илля
Ллах, уа анна Мухаммада ррасулю Ллах».
Таким образом, допустимый минимум из последнего ташаххуда будет: «Ат-Тахийяту лиЛляхи, салямун ‘алейка айюхан-набийю уа рахмату Ллах, салямун ‘алейна уа ‘аля ‘ибади Лляхи-с-салихин.
Ашхаду алля иляха илля Ллах, уа анна Мухаммада ррасулю Ллах. Аллахумма салли аля
Мухаммад».
А слова «Аллахумма барик ‘аля Мухаммад» не являются частью этого столпа.
Двенадцатый: «сидение для него и двух салямов».
Тринадцатый: «два саляма». Это слова «Ассаляму ‘алейкум уа рахмату Ллах, ассаляму ‘алейкум уа рахмату Ллах» в конце молитвы.
Четырнадцатый: «соблюдение установленной последовательности между столпами молитвы».
– совершение столпов в последовательности, соответствующей шариатскому виду молитвы. И если некто совершит земной поклон перед поясным, то тем самым он не выполнит столп соблюдения последовательности. К этому не относится земной поклон по причине чтения соответствующих аятов (суджуд тиляуа), и он не оговаривается в описании данного столпа, потому что это редкое явление, а правоведы обращают особое внимание на общие положения.

23
Глава.
Знай, что обязательное дело (уаджиб) в малом омовении одно: слова о
совершении его во имя Аллаха, при памяти о них.
Упомянул автор, да поможет ему Аллах в следовании истине, «что обязательное дело (уаджиб) в
малом омовении одно».
Обязательное дело в малом омовении - это в терминологии: то, что входит в саму сущность малого омовения и при наличии оправдания может спадать или возмещаться чем-то иным.
«Слова о совершении его во имя Аллаха, при памяти о них». – Т.е. произнести слова «бисми
Ллях», если помнит о необходимости их произнесения в малом омовении. Если помнил о необходимости произнесения этих слов и намеренно оставил их, то его малое омовение будет недействительным, а если забыл о них или не знал, то обязанность спадает, и его малое омовение остается действительным.
А обязательных дел (уаджиб) в молитве восемь:
1. Такбир перехода.
2. Слова «сами’а Ллаху лиман хамидах» для имама и молящегося
самостоятельно.
3. Слова «Раббана уа лякаль-хамд» для имама, молящегося за имамом и
молящегося самостоятельно.
4. Слова «субхана Раббияль-Азым» в поясном поклоне.
5. Слова «субхана Раббияль-А’ля» в земном поклоне.
6. Слова «Рабби гфир ли» между двумя земными поклонами.
7. Первый ташаххуд.
8. Сидение для него.
Автор, да поможет ему Аллах в следовании истине, сказал, что «обязательных дел в молитве
восемь».
Обязательные дела в молитве согласно терминологии: то, что входит в саму сущность молитвы и при наличии оправдания может спадать или возмещаться чем-то иным.
Первое из них: «такбир перехода», т.е. перехода от столпа к столпу. И это все такбиры, кроме такбира ихрама.
Второе: «слова сами’а Ллаху лиман хамидах для имама и молящегося самостоятельно» - для всех, кроме молящегося за имамом.
Третье: «слова Раббана уа лякаль-хамд для имама, молящегося за имамом и молящегося
самостоятельно».
Четвертое: «слова субхана Раббияль-Азым в поясном поклоне».
Пятое: «слова субхана Раббияль-А’ля в земном поклоне».
Шестое: «слова Рабби гфир ли между двумя земными поклонами».
Седьмое: «первый ташаххуд», который заканчивается двумя свидетельствами. Уже говорилось, что допустимый минимум из него: «Ат-Тахийяту лиЛляхи, салямун ‘алейка айюхан-набийю уа рахмату Ллах, салямун ‘алейна уа ‘аля ‘ибади Лляхи-с-салихин. Ашхаду алля иляха илля Ллах, уа анна Мухаммада ррасулю Ллах».
Восьмое: «сидение для него», т.е. для первого ташаххуда.

24
Глава.
Знай, что того, что нарушает (накыд) малое омовение, восемь видов:
1. Вышедшее через проход (или канал).
2. Выход мочи или кала из остальных мест тела, независимо от того, много
вышло или мало; или другой скверны, если ее вышло много – объем каждого
вида из нее оценивается по отдельности.
3. Утрата разума или сознания.
4. Прикосновение к человеческому срамному органу, соединенному, напрямую
рукой без препятствия.
5. Прикосновение мужчины или женщины к противоположному полу со
страстью и без препятствия.
6. Омовение покойника.
7. Употребление в пищу мяса верблюда.
8. Отступничество от Ислама - да убережет нас Аллах от этого.
И все, что делает обязательным полное омовение, делает так же обязательным и
малое омовение, кроме смерти.
Автор, да поддержит его Аллах в следовании истине, упомянул, что «того, что нарушает (накыд)
малое омовение, восемь видов».
Фактор, нарушающий малое омовение, в терминологии: то, происхождение чего при наличии малого омовения делает невозможным получение тех плодов, ради которых оно совершалось.
Автор указал, что в мазхабе их «восемь». Некоторые ханбалиты посчитали, что их семь, не упомянув вероотступничество, так как оно делает обязательным то, что больше этого – полное омовение (гусль). Таким образом, разногласие лишь в форме изложения, не в сути.
Первое из того, что нарушает омовение: «вышедшее через проход (канал)». У каждого человека два таких прохода: передний и задний. И все, что вышло из переднего или заднего прохода, будь его много или мало, будь оно чистым (тахир) или скверной (наджас), редким или регулярным, нарушает малое омовение. Пример чистого (тахир) – ребенок, если он вышел без родового кровотечения.
Второе: «выход мочи или кала из остальных мест тела, независимо от того, много вышло или
мало; или другой скверны, если ее вышло много – объем каждого вида из нее оценивается по
отдельности».
Правило заключается в том, что вышедшее из остальных мест тела может быть двух видов.
Первый: чистое (тахир) вещество, и оно никогда не нарушает омовение. Например: мокрота или слизь – даже если чего-либо из этого выйдет большое количество, омовение не будет нарушено.
Второй: то, что не является чистым, и его два вида:
1. Моча или кал – они нарушают омовение независимо от того, сколько вышло. Так, если кому-то провели операцию и сделали выход для мочи или кала в области живота, то, как выйдет через него моча или кал, так и будет нарушено омовение, будь того, что вышло, много или мало.
2. То, что не является ни мочой, ни калом. Оно нарушает омовение только тогда, когда его выйдет чрезмерно большое количество. Так дело обстоит с кровью, которая считается скверной у ханбалитов. Если она выйдет не через какой-либо из двух проходов, то нарушит омовение тогда, когда ее будет чрезмерно много.
Третье: «утрата разума или сознания». Потеря разума может быть действительной, с утратой его основы – при сумасшествии, и условной – во время младенчества и раннего детства, так как разум у человека на данном этапе не присутствует в полноценном виде. Потеря сознания бывает в

25 глубоком сне и при обмороке.
Четвертое: «прикосновение к человеческому срамному органу», будь это передний или задний орган, «соединенному» - т.е. не отделенному от тела, «напрямую рукой без препятствия» - т.е. поверхностью к поверхности.
Пятое: «прикосновение мужчины или женщины к противоположному полу со страстью и без
препятствия». – Т.е. прикосновение к коже, наслаждаясь этим.
Шестое: «омовение покойника». Здесь имеется в виду тот, кто непосредственно прикасается, моет, трет и переворачивает, а не тот, кто только льет воду.
Седьмое: «употребление в пищу мяса верблюда». Здесь имеется в виду мясо, которое нарастает на костях. Сюда не относятся внутренние органы верблюда, вроде печени, не относится голова – поедание их не нарушает малое омовение.
Восьмое: «отступничество от Ислама», впав в неверие после веры, «да убережет нас» и вас
«Аллах от этого».
Затем автор упомянул правило, относящееся к данной главе, сказав: «И все, что делает
обязательным полное омовение, делает так же обязательным и малое омовение, кроме
смерти». – Все, что нарушает полное омовение, нарушает и малое, и если в результате этого нужно делать полное омовение, то обязательным будет так же сделать и малое. Исключением будет лишь смерть, так как она не является осквернением, но после нее приказано делать полное омовение.
А того, что нарушает (мубтыль) молитву, шесть видов:
1. То, что является нарушением ее условия (шарт).
2. То, что является нарушением ее столпа (рукн).
3. То, что является нарушением ее обязательного дела (уаджиб).
4. То, что является нарушением ее формы (хай-а).
5. То, что является нарушением чего-либо обязательного в ней.
6. То, что является нарушением чего-либо, что должно быть обязательно
соблюдено для нее.
Автор, да поможет ему Аллах в следовании истине, сказал, что «того, что нарушает (мубтыль)
молитву, шесть…».
Фактор, нарушающий молитву, в терминологии: то, происхождение чего при совершении молитвы делает невозможным получение тех плодов, ради которых она совершалась.
Автор указал, что их «шесть видов», на основе анализа тех действий и ситуаций, которые перечисляют ханбалиты. Поскольку правоведы мазхаба, да помилует их Аллах, приводят в своих книгах конкретные действия, нарушающие молитву, не объединяя их в общие категории. Таких действий, ситуаций упоминается около тридцати, а некоторые правоведы сказали, что их около четырехста или более, и возвращать все к общим категориям предпочтительнее и полезнее для учащегося, нежели приводить по отдельности каждую единицу общности. Следует отметить, что следование мазхабу не означает ограничение фразами, упомянутыми в книгах, так как порой в текст заложены смыслы, которым нужно следовать, но которые не выражены отдельными фразами. Ученые могут не выражать некий смысл отдельной фразой по причине его широкой известности среди них в прежние времена, но в наше время этот смысл уже может нуждаться в разъяснении.

26
Первый из видов того, что нарушает молитву: «то, что является нарушением ее условия (шарт)».
Это может быть, как посредством оставления соблюдения условия, так и посредством соблюдения его в противоречащей шариату форме.
Например, из условий молитвы состояние чистоты (тахара) от осквернения (хадас). Если не позаботился об этом, то оставил соблюдение условия. Если совершая малое омовение, не протер голову, то выполнил его в форме, противоречащей шариату. Обе ситуации являются нарушающими молитву, так как нарушено ее условие.
Второй вид: «то, что является нарушением ее столпа (рукн)». - Как посредством оставления соблюдения столпа, так и посредством соблюдения его в противоречащей шариату форме.
Например, из столпов молитвы чтение суры «аль-Фатиха» в каждом ракате (молитвенном цикле).
Если не стал ее читать, то оставил соблюдение столпа, а если при чтении расположил ее аяты в обратном порядке, то выполнил столп в противоречащей шариату форме. В обоих случаях молитва нарушена, так как нарушен ее столп.
Третий: «то, что является нарушением ее обязательного дела (уаджиб)». - Посредством
намеренного оставления соблюдения обязательного дела, так и посредством соблюдения его в противоречащей шариату форме.
Пример этому – намеренное оставление первого ташаххуда. Молитва будет нарушена при условии намеренного оставления обязательного дела.
В случае забывчивости оставление обязательного дела компенсируется совершением двух земных поклонов невнимательности - «суджуд ас-сахв» - в конце.
Четвертый: «то, что является нарушением ее формы (хай-а)», т.е. ее вида и порядка, соответствующего шариату. Примером такого нарушения будет ситуация, когда некто совершит земной поклон перед поясным и продолжит молитву, пока не закончит ее в таком виде. Его молитва будет недействительна, так как он нарушил ее форму.
Пятый: «то, что является нарушением чего-либо обязательного в ней». Здесь под «обязательным в ней» подразумевается оставление того, что несовместимо с ее образом. Пример этому: разговор. В молитве есть разговор, соответствующий шариату – чтение суры «аль-Фатиха» и др. И если некто прибегнет к нешариатскому разговору в молитве, то нарушит то, чего обязательно придерживаться в ней.
Шестой: «то, что является нарушением чего-либо, что должно быть обязательно соблюдено для
нее». Здесь под «должно быть обязательно соблюдено для нее» подразумевается оставление того, что несовместимо с ней, но не связано с ее образом. К этому виду относится поглощение молящимся пищи, прохождение перед молящимся на расстоянии менее трех локтей собаки полностью черного цвета.
На этом по милости Аллаха завершено пояснение того, в чем есть нужда, из смыслов послания
«Ключ в фикхе согласно мазхабу имама Ахмада ибн Ханбаля».
Послание по милости Аллаха было написано во время духа в субботу 16 зуль-хидджа 1432 г.х. в индийском городе Акра, да дарует Аллах его жителям величие посредством Ислама.
1   2   3

перейти в каталог файлов
связь с админом