|
ШипицинаЛ.М.«Необучаемый» ребенок в семье и общ... Шипицына Л. М. Необучаемый ребенок в семье и
Шипицына Л. М.
; «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — 2-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Речь, 2005. — 477 с.
ISBN 5-9268-0386-1
В монографии представлены результаты комплексной диагностики и коррекции детей, подростков и молодых людей с умственной отсталостью. Особое внимание уделяется социализации и интеграции этих лиц в общество. В связи с этим подробно рассматриваются вопросы их социально-психологической адаптации, формирования коммуникативных навыков, семейных взаимоотношений, полоролевого поведения, а также вопрос психолого-педагогического сопровождения умственно отсталых лиц в различных условиях обучения, воспитания, реабилитации и поддерживаемого проживания. Книга может быть полезна для педагогов, психологов, де-фектологов, психоневрологов, логопедов, аспирантов, студентов и родителей детей с нарушением интеллекта.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1
ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ ....................................9
Глава 2
КЛИНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ................................14
2.1. Исторический экскурс в учение об умственной отсталости ......................14
2.2. Причины умственной отсталости................................................................ 19
2.3. Патогенез умственной отсталости...............................................................23
2.4. Систематика умственной отсталости ..........................................................25
2.5. Симптомы умственной отсталости..............................................................37
2.5.1. Легкая умственная отсталость............................................................37
2.5.2. Умеренная умственная отсталость.....................................................39
2.5.3. Тяжелая умственная отсталость..........................................................41
2.5.4. Глубокая умственная отсталость.........................................................42
2.6. Ранняя диагностика умственной отсталости ..............................................43
2.7. Динамика умственной отсталости...............................................................47
2.8. Поздняя абилитация умственной отсталости.............................................49
Глава 3
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЛИЦ
С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ......................................................................55
3.1. Формирование представлений об «умственной отсталости»
в психолого-педагогических исследованиях...............................................55
3.2. Диагностика сенсорно-перцептивных функций у детей с умеренной
и тяжелой умственной отсталостью.............................................................64
3.3. Диагностика социального развития детей и подростков с тяжелой
и глубокой умственной отсталостью............................................................69
3.3.1. Возрастная группа с 7 до 11 лет..........................................................72
3.3.2. Возрастная группас 12до 18 лет.........................................................76
3.4. Оценка родителями сформированности социально-бытовых навыков и эмоционально-поведенческих реакций у взрослых детей с умеренной
и тяжелой умственной отсталостью.............................................................79
3.5. Диагностика социально-бытовых навыков у молодых людей
с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.......................................85
• НЕОБУЧАЕМЫЙ. РЕБЕНОК В СЕМЬЕ И ОБЩЕСТВЕ
3.5.1. Развитие социально-бытовых навыков в условиях дома..................87
3.5.2. Развитие социально-бытовых навыков вне дома..............................91
3.5.3. Развитие учебных навыков и навыков трудовой деятельности ........92
3.6. Диагностика эмоционального состояния у молодых людей
с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.......................................93
3.7. Диагностика речевого развития молодых людей с умеренной
и тяжелой умственной отсталостью........................................................... 103
Глава 4
МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ ЛИЦ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ .......110
4.1. Значение общения в психическом развитии ребенка............................... 110
4.2. Вербальные и невербальные средства общения........................................ 112
4.3. Особенности формирования коммуникативных навыков у лиц с
умственной отсталостью............................................................................. ] 16
4.3.1. Диагностика коммуникативных навыков у молодых людей
с умеренной и тяжелой умственной отсталостью............................ 119
4.4. Развитие коммуникативных навыков у молодых людей с умеренной
и тяжелой умственной отсталостью в процессе обучения........................ 126
4.5. Рекомендации по формированию вербального общения у умственно отсталых детей............................................................................................. 132
4.5.1. Развитие способности познавать себя.............................................. 134
4.5.2. Развитие умения заботиться о себе.................................................. 136
4.5.3. Развитие способности ориентироваться в окружающем мире
и воспринимать его адекватно.......................................................... 137
4.5.4. Развитие способности ориентироваться в социальных отношениях и умения включаться в них...................................................... 139
4.5.5. Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращения окружающих................................................................... 140
4.5.6. Развитие умения воспринимать речь............................................... 141
4.5.7. Развитие умения подражать.............................................................. 142
4.5.8. Развитие умения соблюдать очередность в разговоре..................... 143
4.5.9. Развитие умения пользоваться навыками общения
в повседневной жизни ...................................................................... 144
1.6. Рекомендации по формированию невербального общения у умственно отсталых детей............................................................................................. 146
4.6.1. Система жестов как средство невербального общения................... 147
4.6.2. Система символов (пиктограмм) как средство невербального общения............................................................................................. 149
Глава 5
ПОЛОРОЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЦ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ............. 156
5.1. Развитие половой идентичности и полоролевого поведения в онтогенезе
ребенка........................................................................................................ J56
5.2. Особенности психосексуального развития детей и подростков
с умственной отсталостью.......................................................................... 159
ОГЛАВЛЕНИЕ
5.3. Концепции полоролевой идентичности и половых ролей....................... 162
5.4. Исследование полоролевой идентификации подростков с умственной отсталостью................................................................................................. 165
5.4.1. Результаты рисуночного теста.......................................................... 165
5.4.2. Результаты теста «Возраст. Пол. Роль»(ВПР).................................. 170
5.5. Исследование полоролевого поведения подростков с умственной отсталостью................................................................................................. 173
5.6. Исследование сексуального поведения девочек с умеренной умственной отсталостью............................................................................. 177
5.7. Рекомендации по половому воспитанию детей и подростков с умственной отсталостью........-................................................................................. 183
Глава 6
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ
С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ .................................................................... 187
6.1. Стили и типы родительского воспитания................................................. 188
6.2. Рождение ребенка с нарушением психического развития как фактор, влияющий на жизнедеятельность семьи................................................... 193
6.3. Своеобразие взаимоотношений родителей и детей с нарушением в развитии ...................................................................................................... 195
6.4. Социально-психологическая характеристика семей, воспитывающих детей с умственной отсталостью................................................................ 197
6.5. Исследование межличностных отношений в семьях, имеющих
детей с умственной отсталостью................................................................202
6.6. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности ребенка с умственной отсталостью.............................................................................204
6.7. Особенности взаимоотношений в семьях, имеющих взрослых детей с умственной отсталостью.............................................................................208
Глава 7
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МАТЕРЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ
С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ....................................................................216
7.1. Роль матери в семье умственно отсталого ребенка...................................216
7.2. Социальная адаптация матери, воспитывающей ребенка
с умственной отсталостью..........................................................................220
7.3. Исследование личностных качеств матерей методом наблюдения.........222
7.4. Исследование личностных качеств матерей методом беседы..................227
7.5. Исследование личностных качеств матерей биографическим методом .. 229
7.6. Исследование уровня тревожности и ее причин у матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью....................................233
7.7. Исследование уровня эмоциональной напряженности матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью....................................238
7.8. Исследование внутреннего мира матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью.............................................................................248
Глава 8
СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ ЛИЦ С ГЛУБОКИМ НАРУШЕНИЕМ
ИНТЕЛЛЕКТА.....................................................................................................252
8.1. Интеграция, ее взаимосвязь с социализацией и самореализацией личности......................................................................................................252
8.2. История становления социальной интеграции умственно отсталых людей в России...............-...........................................................................261
8.3. Изменение нормативно-правовой базы в отношении инвалидов
с умственной отсталостью..........................................................................266
8.4. Отношение общества к лицам с нарушением интеллекта........................270
8.4.1. Информированность общества об инвалидах с психическими нарушениями.....................................................................................272
8.4.2. Отношение разных категорий населения к инвалидам
с психическими нарушениями.........................................................276
Глава 9
ПОДДЕРЖИВАЕМОЕ ПРОЖИВАНИЕ КАК СИСТЕМА КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ УМСТВЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ..........................................................................................282
9.1. Реабилитационные службы помощи умственно отсталым людям...........285
9.2. Центры дневного пребывания...................................................................288
9.2.1. Центр дневного пребывания при специальной (коррекиионной) школе.................................................................................................288
9.2.2. Исследование реабилитации умственно отсталых лиц в условиях Центра дневного пребывания...........................................................294
9.2.3. Центр дневного пребывания в системе социальной защиты..........299
9.3. Социальные гостиницы..............................................................................305
9.3.1. Социальная гостиница как модель подготовки к независимой жизни.................................................................................................305
9.3.2. Социально-бытовой комплекс как модель поддерживаемого проживания на базе специальной (коррекционной) школы..........309
9.4. Социально-реабилитационный центр как модель поддерживаемого проживания интернатного типа.................................................................314
9.4.1. Содержание учебно-воспитательной работы в центре....................315
9.4.2. Структура центра...............................................................................316
9.4.3. Организация образовательного и профессионально-трудового обучения ............................................................................................ 321
9.5. Рекомендации по психолого-педагогической реабилитации детей
с умственной отсталостью и их родителей в системе поддерживаемого проживания.................................................................................................322
9.5.1. Реабилитационная работа с родителями..........................................323
9.5.2. Организация общения и совместной деятельности родителей
с детьми..............................................................................................326
9.5.3. Реабилитационная работа с детьми-инвалидами............................327 Глава 10
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИНЦИПОВ КЕМПХИЛЬСКОГО ДВИЖЕНИЯ .......................................................................................................329
10.1. Принципы и формы реабилитации в Кемпхильских общинах..............330
10.2. Исторический аспект идей общинного проживания в России..............332
10.3. Структура Центра социально-психологической реабилитации
«Деревня Светлана»....................................................................................335
Социально-психологическая деятельность...............................................335
Социально-трудовая деятельность............................................................338
Социально-культурная деятельность.........................................................339
10.4. Ритм жизни в Центре «Деревня Светлана» .............................................340
10.5. Индивидуальные особенности социально-психологической реабилитации молодых людей с нарушением интеллекта, проживающих
в Центре «Деревня Светлана».................................................................... 343
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................351
Приложение 1
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МЕТОДИКИ ....................................................................354
1.1. Методика «Карта наблюдений».................................................................354
Уровни оценки по шкалам .........................................................................355
Критерии оценки по шкалам.....................................................................355
1.2. Методика «Социограмма». Педагогический анализ социального развития людей с множественными нарушениями (форма PAC-S/P).
На основе третьего издания по X. С. Гюнцбургу.......................................367
1.3. Опросник для родителей: Шкала навыков, необходимых для социальной адаптации (по D. Norris and P. Williams, 1975)...........................................379
1.4. Анкета для определения социально-бытовых навыков............................380
1.5. Анкета для определения эмоционально-поведенческих особенностей...............................................................................................382
1.6. Схема исследования речи молодых людей с нарушением интеллекта .... 384
1.7. Тест-опросник родительского отношения к детям
(А. Л. Варга, В. В. Столин) .........................................................................385
1.8. Психологическая автобиография...............................................................388
1.9. Методика «Шкала самооценки» (по Ч. Д. Спилбергеру, Ю.Л.Ханину).............................................................................................390
1.10. Методика «Семантический дифференциал»...........................................392
1.11. Методика «Незаконченные предложения»..............................................393
1.12. Методика исследования самоотношения (по С. Р. Пантелееву)............394
1.13. Методика «Самоактуализация» (по А. Маслоу)......................................397
1.14. Анкета 1. «Информированность об инвалидах с психическими нарушениями».............................................................................................405
1.15. Анкета 2. «Отношение к инвалидам с психическими нарушениями».............................................................................................406
риложение 2
РИМЕРНЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ СЛУЖБ
ОДЕРЖИВАЕМОГО ПРОЖИВАНИЯ ............................................................409
1. Положение о социально-трудовом реабилитационном отделении
для инвалидов с ограниченными умственными возможностями..............409
2. Положение о социальной гостинице для молодых людей
с ограниченными умственными возможностями здоровья.......................413
3. Положение о реабилитационном центре государственного стационарного учреждения социального обслуживания «Дома-интерната для детей с отклонениями в умственном развитии».....418
риложение 3
НДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ
НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА (А.А.ХИЛЬКО) ............................................424
онятие «качество жизни»...............................................................................424
кспертная оценка динамики освоения молодым человеком знаний, умений и навыков, способствующей улучшению качества его жизни ... 462
ИТЕРАТУРА...............................................................................................469
Введение в проблему умственной отсталости
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |
|
|