Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

А.А. Тишкин, Т.Г. Горбунова - Методика изучения... Шшшшшшшшшшяяяшшшшшшшш


НазваниеШшшшшшшшшшяяяшшшшшшшш
АнкорА.А. Тишкин, Т.Г. Горбунова - Методика изучения.
Дата14.10.2017
Размер3.2 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаA_A_Tishkin_T_G_Gorbunova_-_Metodika_izuchenia.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебно-методическое пособие
#28757
страница1 из 6
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6

шшшшшшшшшшЯЯЯШШШШШШШШ
6 63.4
Т47
я т м ш шт Ш

S 63. ч
T¥f-
ш
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра археологии, этнографии и источниковедения Музей археологии и этнографии Алтая
А А. Тишкин, Т.Г. Горбунова
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СНАРЯЖЕНИЯ ВЕРХОВОГО КОНЯ ЭПОХИ РАННЕГО ЖЕЛЕЗА И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Учебно-методическое пособие
Б г й С ЗА З ДЕВА ТЫ оИЗДАТЕЛЬСТВОМЧ1Н1ТТ1К УНИВСРСИТСТ1 Л Ы МИ КГТАПХА АЛТАЙСКОГО

ББК 63.4_{1ГииА»Ня7
Т473
Рецензенты: доктор исторических наук ЮС. Худяков;
кандидат исторических наук СВ. Неверов;
кандидат философских наук О.Ф. Кунгурова; кафедра педагогики и психологии высшей школы и образовательных технологий АлтГУ
Т473 Тишкин А.А.
Методика изучения снаряжения верхового коня эпохи раннего
железа и средневековья Учеб.-метод. пособие / А.А. Тишкин.
Т.Г. Горбунова. - Барнаул Изд-во Алт. унта, 2004. 126 сил В пособии представлены разносторонние сведения, сгруппированные в пять тематических разделов. Они посвящены вопросам доместикации и использования лошадей, снаряжению верхового коня эпохи раннего железа и средневековья, его основным составляющими проблемам их возникновения. Отдельно рассматриваются украшения конской амуниции обозначенных исторических периодов, их морфологические особенности, способы изготовления и декорирования. Особое значение придается методам системного изучения деталей снаряжения лошади морфологии, классификации, типологии и реконструкции (с применением археологических, иконографических и других источников).
Издание в основном рассчитано на студентов, аспирантов и молодых ученых, занимающихся исследовательской работой, но может оказаться полезным справочником для состоявшихся археологов и историков, для музейных и школьных работников, для этнографов и культурологов, а также для всех, кто заинтересуется предлагаемой тематикой.
■<#>
И
Учебно-методическое пособие подготовлено и издано при частичной финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект №03-06-
80384 Снаряжение кочевников как этнокультурный и хронологический показатель при изучении истории Алтая, а также в рамках реализации научно исследовательской работы кафедры археологии, этнографии и источниковедения
АлтГУ по теме Изучение этносоциальных процессов на Алтае в древности и средневековье и .'паита Ыингн'таижшия РФУ
р
АОЗ-! .2-277 Реконструкция эволюционного развития KOHCKgeofQffflpgpffl на Аля ае в эпоху раннего средневековья (этнокультурньф ас п ^ ^ дагы
ПМУ-ДЫ
|
„ :х*ад9мик С.Бейсемба»
ISBN 5-790 -ОЗЗТ-6
атындагы г ы ль, т д д Горбунова т г К 1 т д п ) в дм е н Алтайского госуниверситета, гм- га I оформление, 2004
£ 0 8 9 4 '

СОДЕРЖАНИЕ
Введение........................................................................................... Раздел I. Лошадь. Проблемы доместикации и освоения верховой езды .................................................................................. Раздел П. Общие сведения об амуниции лошадей. Раздел Ш. Украшения конского снаряжения Раздел IV. Методы морфологии, классификации и типологии в изучении элементов конского снаряжения. Раздел V. Методика реконструкции конского снаряжения поданным археологических и иконографических источников ... Заключение. Словарь основных терминов. Список дополнительной литературы

ВВЕДЕНИЕ
На протяжении нескольких тысячелетий человек использовал лошадь не только для получения мясной и молочной пищи или сырья при домашнем производстве, но и для других различных целей в качестве тяглового или верхового животного, как эквивалент ценности или показатель социального положения. В зависимости от эксплуатации коня применялись разные приспособления, имеющие свои отличительные особенности.
Несмотря на довольно длительное изучение археологами конской амуниции, в среде исследователей до сих пор не сложились четкие категории, которые бы определяли назначение и суть различных видов снаряжения лошадей и их отдельных составляющих. В связи с этим цель настоящего учебно-методического пособия состоит в том, чтобы систематизировать накопленные знания по обозначенной теме в рамках изучения материалов культуры кочевников Алтая и сопредельных территорий. Отметим, что актуальность данной работы обусловлена еще одним важным моментом. Предметы конского снаряжения являются довольно массовыми находками в археологических памятниках Евразии, и они во многом определяют хронологическую, этническую и культурную атрибуцию изученных комплексов. Поэтому в пособии нашли отражение необходимые данные и с отдаленных регионов. Для реализации выше поставленной цели решается несколько следующих задач. Исследовательская В учебно-методическом издании в адаптированной форме представлены авторские разработки по указанной теме. Обучающая Научить студентов, аспирантов и молодых ученых оформлять и корректно использовать в своих исследовательских работах систему упорядоченных археологических материалов, имеющих детальные определения. Демонстрационная Подтвердить основополагающие положения пособия с помощью графических схем и рисунков.
Для подготовки учебно-методического комплекса использовалась различная литература по коневодству иконному спорту, а также публикации в области теоретической и практической археологии таких специалистов, как Л.С. Клейн, ЮЛ. Щапова, ИЛ. Кызла- сов, СВ. Неверов и др. Кроме того, привлекались многочисленные
археологические источники из фондов Музея археологии и этнографии Алтая АлтГУ и Алтайского государственного краеведческого музея. Эти данные происходят) из памятников скифского времени Горного Алтая и его предгорий бийкенская (конец IX - я четверть VI вв. до н.э.), майэмирская (VIII-VI вв. до н.э.) и пазырыкская (VI—
II вв. до н.э.) археологические культуры) из погребений гунно-сарматского времени (П в. до н.э. - я половина V в. н.э.);
3) из комплексов эпохи средневековья тюркская культура Горного Алтая (я половина V в. - XI в, сросткинская (я половина VIII в. - XII в) и кармацкая (XIII-XIV вв.) археологические культуры Алтайской лесостепи.
В качестве аналогий, примеров и источников дополнительной информации использовались опубликованные предметы материальной культуры кыпчаков Южного Урала и Барабинской лесостепи, кимаков Восточного Казахстана, кыргызов Тувы и Минусинской котловины, а также изделия из тюркских комплексов, изученных на сопредельных с Алтаем территориях. Особым видом привлекаемых данных явились иконографические материалы из памятников Евразии, необходимые для реконструкции внешнего вида конского снаряжения обозначенных исторических периодов.
Настоящее пособие в основном предназначено для студентов, аспирантов и молодых ученых, занимающихся исследовательской работой в области археологии, и является составной частью одноименного учебно-методического комплекса, в который еще входят лекции спецкурса и его программа. Тем не менее книга может оказаться полезным справочным изданием для состоявшихся археологов и историков, для музейных и школьных работников, для этнографов и культурологов, а также для всех, кто заинтересуется предлагаемой тематикой.
Знания, которые будут получены в процессе обучения, основаны не только на усвоении теоретических положений представленных разделов, но и на их практическом закреплении по каждому из тематических блоков с помощью реализации комплекса вопросов и заданий, призванных активизировать познавательную и исследовательскую деятельность.
По обозначенной в названии пособия теме существует достаточно много разноплановой литературы. Библиографические списки
основных публикаций представлены в каждом из пяти тематических разделов. Дополнительная литература расположена после изложения всего учебного материала. Отметим, что во многих указанных работах приводятся ссылки на различные исследования, которые при необходимости расширят диапазон необходимых знаний по теме.
Авторы учебно-методического пособия понимают, что вне которых излагаемых материалах есть спорные моменты. Тем не менее сделаны существенные шаги в упорядочении значительного количества данных в рамках единого системного подхода. Это обстоятельство, на наш взгляд, очень важно для улучшения продуктивности археологических исследований. Возможно, в настоящем издании еще не отражены все тонкости и нюансы рассматриваемых проблем и деталей, но значительная часть такой информации представлена в описананиях и продемонстрирована на конкретных примерах.
Следует указать, что написанию данного пособия способствовала многолетняя работа авторов как с исходными археологическими материалами, таки с многочисленными публикациями, в большинстве которых отражена путаница терминов или отсутствовали необходимые четкие определения
Раздел ЛОШАДЬ. ПРОБЛЕМЫ ДОМЕСТИКАЦИИ И ОСВОЕНИЯ ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ

Внимательно прочитайте текст первого раздела. Ознакомьтесь с информацией о конституции, экстерьере, породах и других особенностях коней. Обратите особое внимание на вопрос
о доместикации лошади. Отметьте для себя время и территорию начала этого процесса, а также его основные последствия.
Семейство лошадиных, к которому, кроме коней, относятся куланы, ослы и зебры, выделилось из животного мира около 5 млн лет назад. Эволюция таких животных, по мнению ученых, шла по пути приспособления к быстрому бегу и питанию жесткой растительной пищей. Каждая лошадь обладает определенной конституцией, те. совокупностью ее морфологических, физиологических и биохимических особенностей. Первые сведения, описывающие наружные формы лошадей, относятся кв. до н.э. Они представлены в древнейшем в мире трактате о тренинге хеттских колесничных лошадей - Записи Миттанийца Киккули» (Витт О.В., 1937, с. 14; Ковалевская В.Б., 1977, с. 41—43). Этот источник демонстрирует факт того, что искусство содержания, выездки и тренировки лошадей уже в то время было на достаточно высоком уровне.
В е гг. до н.э. в Китае появилась книга специалиста- коневода Бо-Ли «Сянь-мае-динь» - об оценке лошади по внешнему виду. В Греции подобными исследованиями занимались Кимон Афинский (V в. до н.э.) и Ксенофонт (IV в. до н.э.). Последний изложил правила оценки внешних форм интересующего нас животного в Книге о лошади».
Выделяют несколько типов конституции лошади крепкая, грубая плотная, грубая рыхлая, нежная плотная, нежная рыхлая. Она выражается в экстерьере животного. Экстерьер (от лат. exterior - внешний) - внешнее строение, наружные формы. Знание этого дает возможность правильно оценивать лошадь при ее осмотре. Общая оценка экстерьера складывается из оценок каждой стати коня. Стать - часть тела животного, выполняющая определенную функцию (рис. 1). Рассмотрение отдельных статей позволяет оценить достоинства лошади, выявить ее недостатки и пороки, влияющие на работоспособность
Рис. 1. Схема статей лошади (по Бегунова АИ, 1989):
7 - уши 2 - челка 3 - висок 4 - лоб
5
- нос (храп 6 - ноздря 7 - голова 8 - губы 9 - подбородок 1 0 - подбородная ямка 11 - ветви нижней челюсти 12 - ганаш; 13 - затылочный гребень 14 - затылок 15 - гребень шеи 16 - бок шеи
7 7 - горло 18 - яремный желоб 1 9 - плечелопаточный бугор 20 - грудь 27 - лопатка 22 - холка 25 - спина - поясница 25 - маклок; 26 - крестец 27 - репица хвоста 28 - круп 29 - бедро 30 - ягодица 31 - седалищный бугор
32 - подвздох; 33 - грудная клетка (ребра 34 - ложные ребра 35 - грудина 36 - живот 37 - препуций; 38 - паховая область 39 - колено 40 - голень 41 - ахиллово сухожилие 42 - пятка 43 - скакательный сустав 44 - плюсна;
45 - каштаны 46 - шпоры 47 - щетки (фризы); 48 - плечо 49 - локоть 50 - подплечье; 57 - запястье 52 - пясть - путовый сустав 54 - путо (бабка 55 - венчик 56 - зацеп копыта 57 - боковая стенка копыта 58 - пятка копыта
Общая форма тела лошади и ее работоспособность зависят от скелета и мускулатуры. Развитие посткраниума у этого животного окончательно завершается только к пяти годам. Скелет состоит из
252 костей и выполняет двигательную и опорную функции (рис. 2). Кости могут выдерживать сжатие в 2 -3 раза больше, чем гранита по прочности на растяжение они приближаются к чугуну и латуни
(Гуревич Д.Я., Рогалев Г.Т., 1991, с. 199-200; Красников АС,
1977; Бегунова АИ, Главными опознавательными признаками, помогающими отличать одну лошадь от другой, являются масти, отметины и приметы. Масть определяется цветом покровных волос головы, шеи, корпуса, конечностей и защитных волос гривы и хвоста. Основные масти лошадей - вороная, гнедая, рыжая и серая производные от них - караковая, бурая, игреневая, буланая, каурая, пегая и др. Приметы - это ярко выраженные внешние особенности. К ним относятся белые и темные отметины на голове и конечностях, темные пятна (депигментированные участки кожи, различные разрезы и вырезы ушей и ноздрей. Отметины — врожденные пятна и полосы различной формы и величины на голове, туловище и конечностях, пучки светлых волос в гриве и хвосте. Они помогают различать лошадей, имеющих одинаковую масть. Разновидностью отметин являются звезды - пятна белой шерсти на лбу лошади.
Одной из важнейших особенностей лошади является аллюр от фр. allure - походка) - способ ее поступательного движения. Аллюр может быть естественным (шаг, рысь, иноходь, галоп, при котором лошадь движется без предварительного обучения, и искусственным, тес элементами высшей школы верховой езды (пи- аффе, пассаж, пируэт и др, что вырабатывается специальной под­
готовкой.
Основной единицей классификации лошадей является понятие порода — целостная значительная группа животных одного вида, общего происхождения, характеризующаяся специфическими морфофизиологическими свойствами, передающимися по наследству. Эти признаки отличают одних лошадей от других животных подобной группы и поддерживаются племенной работой. Единой системы конских пород пока нет. Например, зоологическая классификация учитывает анатомические признаки (главным образом строение черепа) и подразделяет конские породы на восточных
(легкоголовые с тонкими костями) и западных (большеголовые и
Рис. 2. Скелет лошади (по Бегунова АИ, 1989):
7 - лобная кость 2 - носовая кость 3 - резцовая кость 4 - верхняя челюсть 5 - нижняя челюсть 6 - атлант - эпистрофей; 8 - четвертый шейный позвонок 9 - седьмой шейный позвонок 10 - первый грудной позвонок - последний грудной позвонок 72 - первый поясничный позвонок 13 - последний поясничный позвонок - крестцовая кость 15 - хвостовые позвонки 16 - лопатка 7 7 - плечевая кость 18 - грудная кость 79 - мечевидный хрящ грудной кости 20 - кости предплечья (лучевая и локтевая 27 - кости запястья 22 - кости пясти 23 - фаланги пальца 24 - сезамовидные кости 25 - ребра 26 - реберные хрящи 27 - подвздошная кость 28 - лонная кость - седалищная кость 30 - бедренная кость 31 - коленная чашечка 32 - кости голени 33 - кости заплюсны;
34 - кости плюсны; 35 - фаланги пальца задней конечности
грубокостные) либо на лошадей плоскогорий (подобных восточным, лесных (подобных западными степных (с горбоносой длинной и узкой лицевой частью черепа. Первая зоотехническая классификация разработана в 1885 г. А.Ф. Мидендорфом. Он подразделил все породы на быстрых (галлопирующих и рысистых) и мед- ленно-аллюрных (шаговых) лошадей. В 1859 г. Ч. Дарвин разделил все породы на естественные (аборигенные, переходные и искусственные (заводские. Аборигенные - местные породы, давно разво­
димые в стране или местности. Они развиваются под сильным влиянием естественных условий и хорошо приспособлены к ним. Аборигенные породы подразделяют по месту их выведения на северные лесные (печорская, эстонская, якутская и т.д.), степные башкирская, забайкальская, казахская, монгольская и т.д.), горные киргизская, алтайская, тувинская и т.д.) и пони. Имеется также и зоотехническая классификация конских пород, которая делит их по характеру работоспособности на верховые, верхово-упряжные, рысистые, тяжеловозные и упряжные (Гуревич Д.Я., Рогалев Г.Т.,
1991, с. 7, 66,81, 154, Существование в настоящее время диких лошадей можно лишь предполагать. В свое время зоолог В.Г. Гептнер выделял три подвида диких лошадей степной южнорусский тарпан, лесной тарпан и восточный тарпан. Живущие сейчас дикие лошади относятся к подвиду восточного тарпана, который назван лошадью
Пржевальского по фамилии известного русского путешественника, открывшего и описавшего это животное в 1879 г. (рис. 3). Такая лошадь обитала в безводных степях Монголии. Для ее экстерьера характерен невысокий рост (от 125 до 135 см) и «ослоподобное» телосложение. Голова у нее большая, шея толстая и короткая, конечности тонкие, имеются широкие копыта. Грива у лошади Прже­
вальского короткая и стоячая, масть саврасая различных оттенков в зависимости от сезона и места обитания. Главной защитой диких лошадей является быстрый бег (Бегунова АИ, 1989, с. Лошадь как домашнее животное стала исследоваться учеными не очень давно. Тем не менее уже подробно изучены и описаны ее биологические и поведенческие характеристики. Животные обладают комплексом приспособительных и табунных рефлексов, унаследованных от своих диких предков (Барминцев ЮН, 1958, с. 104-106). Рефлекс стадности свойственен всем травоядным животным, в том числе и лошадям. Стадность позволяет защищаться
не только от хищников, но и от неблагоприятных природных условий. Например, если опасность от волков реальна, то лошади теснятся друг к другу, поворачиваясь к хищникам задом. От жалящих насекомых животные группируются по 15-30 голов, тесно прижимаясь друг к другу. В условиях равнины, при непогоде, лошади собираются в табун, укрываясь друг за друга. При этом общая форма такого скопления коней приобретает вид аморфного треугольника, обращенного острой вершиной к ветру. По мере того, как находящиеся с наветренной стороны лошади замерзали, они проникали в середину, а на их место становились другие. В таком положении табун мог находиться до двух суток (Там же, сч рт -Рис. 3. Дикая лошадь Пржевальского (по Бегунова АИ, Рефлекс стадности подавляется еще более сильными - половыми, материнскими (последний с ростом жеребенка ослабевает. Кроме этого, важным является рефлекс тебеневки, который не только дает возможность добывать корм из-под снега, но и помогает разбивать лед для его поедания либо для добычи воды. У жеребцов отмечается рефлекс покровительства, что позволяет коню подчинить силой всех лошадей, пользуясь при этом зубами.
Для содержания табунных лошадей не требуется больших затрат, поэтому такая форма коневодства, существовавшая, например, в Горном Алтае в скифское время, нашла свое отражение в последующие эпохи и сохранилась до сих пор почти без изменений. Табунных лошадей выращивали на одном подножном корме в течение всего года. Летом животных пасли на отдаленных участках, расположенных высоко в горах, а зимой их перегоняли на пастбища с неглубоким снежным покровом. Степная растительность, имеющаяся по склонам террас, в межгорных котловинах и на плоскогорьях, являлась прекрасным кормом. Данные современных исследователей, занимающихся вопросами коневодства в Горном Алтае, говорят о том, что страховых запасов грубых и других кормов при табунном содержании лошадей практически никогда не создают, не подкармливают даже жеребцов-производителей (Ялбаков А,
Бахтушкин И, 1984, с. 29). В связи с этим лошади в зимний период значительно теряют упитанность.
Сейчас в Горном Алтае для табунного коневодства используют различные пастбища, а также кормовые угодья, расположенные по крутым склонам, в лесах и межгорных котловинах.
Лошади в табуне содержались круглый год под открытым небом на подножном корме, который зимой добывался тебеневкой. Для этого использовались сильно выветриваемые степные участки. Хорошо упитанная лошадь, накопившая запасы жира, выдерживает до одного месяца абсолютного голода (без лишения воды) (Бар- минцев ЮН, 1958, с. 47). Причем ежегодные нажировки в осенний период позволяли у животных развивать способность откладывать на зиму большие запасы жира.
Весной, когда на северных склонах гори возвышенностей Алтая лежал снег, лошади паслись на южных сторонах, где зеленела трава. Затем летом, если табун не угонялся для откорма высоко в горы, спасаясь при этом от кровососущих насекомых, животные кормились в долинах и на северных склонах, где растительность высыхает намного позже. Таким образом, общая продолжительность вегетационного периода травяной растительности была довольно продолжительной и это определяло успешное разведение скота. Древние коневоды, несомненно, использовали специфику различных участков местности горных районов и предгорий. Например, на солончаках и сорах снег, растворяя соль, подтаивает при отрицательных температурах и тогда образуются проталины. В этом случае формируется своеобразный микроклимат. Кроме этого, пастухи знали места естественных укрытий от непогоды. При
жаре и появлении гнуса они выгоняли табун на обдуваемые ветром места и т.д.
Табунное коневодство требовало от людей определенную организацию всего процесса содержания, кормления и размножения животных. Последнее происходило в большинстве случаев стихийно.
Как считают многие специалисты, одним из решающих факторов формирования различных типов лошадей являлись специфические естественно-исторические условия природной зоны (Ялба- ков А, Бахтушкин И, 1989, с. 8-9). В этом плане алтайские при­
родно-климатические и кормовые факторы можно считать относительно благоприятными. Кроме того, в формировании определенных породных признаков лошади важнейшее значение имели специфические приемы кормления, содержания и использования конского поголовья в хозяйстве, а также скрещивание с другими породами и т.д. (Барминцев ЮН, 1958, с. Проблемы доместикации (одомашнивания) дикой лошади и времени освоения верховой езды являются довольно дискуссионными в научной литературе. В Книге о лошади, вышедшей под редакцией СМ. Буденного в 1952 г, в качестве несомненного очага одомашнивания лошади называется область, прилегающая к рекам
Аму-Дарья и Сыр-Дарья в Средней Азии. Указывается, что именно там была приручена и одомашнена стройная и тонконогая форма дикой лошади, водившаяся в непосредственном соседстве с полу- ослами. В той же работе также отмечается, что из среднеазиатского очага доместикации домашние лошади экспортировались в смежные страны Малой Азии, а вместе сними- и навыки приручения и разведения этих животных.
С.И. Вайнштейн указал, что доместикация лошади впервые произошла в Европе, вероятнее всего, в Северном Причерноморье. Наиболее древние и достоверные сведения об использовании лошади, по его мнению, датируются IV тыс. до н.э. Они основываются на археологических находках, сделанных в Северном Причерноморье, Месопотамии и Южной Туркмении (Вайнштейн СИ, Традиционно считается, что древнейшее культовое захоронение черепа домашней лошади найдено в Дереивке на правом берегу Днепра в 70 км к югу от Кременчуга. Датируется оно IV—
III тыс. до н.э. Согласно микроскопическому обследованию, проведенному американским антропологом Д. Энтони, передние зубы- премоляры имели следы от удил. В целом на данном памятнике

63% всех костных остатков животных принадлежит лошадям, что, вероятно, свидетельствует о процессе их доместикации местными племенами охотников. По своему экстерьеру эти животные были приземистыми, большеголовыми, ростом в холке 120-145 см.
Достаточно долгое время считалось, что существуют и другие свидетельства древней доместикации лошади. На поселении
Ботай в Северном Казахстане (3530 до н.э. ± 160 лет) обнаружены кости коней, которые составляют 99,9% от всего найденного остеологического материала (Зайберт В.Ф., 1993, с. 198). Основываясь на этих данных, венгерский археолог Ш. Бекени, например, полагает, что лошадь была приручена именно в степях Центральной Азии. Современные исследования продемонстрировали, что лошади Ботая являлись дикими (Косинцев ПА, 2002, с. Свидетельства ранней доместикации, поданным А.К. Не- федкина (2001, с. 45-51), имеются в Передней Азии. В настоящее время не вызывает сомнений то, что уже в конце III - начале П тыс. до н.э. лошади были одомашнены. Основным очагом доместикации являются степи Восточной Европы, хотя не исключено наличие нескольких центров этого процесса в степной полосе Евразии. На Алтае кости достоверно домашних лошадей найдены на поселении Березовая Лука, которое датируется концом III — й третью II тыс. до н.э. (Тишкин А.А., Можно обозначить несколько подходов к проблеме датирования процесса доместикации лошади (приводимые точки зрения отражены в сводке А.К. Нефедкина (2001)):
1. В.И. Цалкин относит его кой половине V — й половине IV тыс. до н.э.
2. ЕЕ. Кузьмина и К.Ф. Смирнов датируют III тыс. до н.э.
3. Н.Н. Чередниченко и В.А. Новоженов полагают, что одомашнивание лошади произошло в конце IV тыс. до н.э.
4. СИ. Вайнштейн и А.К. Нефедкин указывают на IV тыс.
до н.э.
Одомашненные лошади сначала использовались как мясомо­
лочные и тягловые (упряжные) животные. Впоследствии конина шли другое место и назначение в жизнедеятельности человека. Они стали применяться для верховой езды. ВО. Витт указывал, что имеются достоверные сведения о таком использовании лошади в Вавилоне начиная св. до н.э., а в Египте - св. до н.э. Он подчеркивал несомненность того, что во времена, когда основное
назначение лошади состояло в том, чтобы быть боевым конем колесниц, верховая езда уже была известна, но еще не имела широкого распространения (В и ттВ Ос. Рис. 4. Ранние изображения всадников (по Вайнштейн СИ, 1991):
1 - фрагмент ассирийского барельефа (начало I тыс. до н.э.);
2 - ассирийский воин (VII в. до н.э.)
16
В IX в. до н.э. лошадей в своем войске используют ассирийцы, но весьма своеобразно. На бронзовом барельефе, относящемся примерно кг. до н.э., изображена группа всадников, стреляющих из луков. При этом они сидят, сдвинувшись к крупу лошади. Такое положение явно неудобно. В тот момент, когда нужно спускать тетиву, их лошадей придерживают под узцы пешие воины рис. 4.-1). На более позднем ассирийским барельефе (УП в. до н.э.), происходящем из Ниневии, верховая лошадь и всадник изображены иначе. Воин сидит в более удобной позиции, все составляющие снаряжения коня показаны очень детально (рис. 4.-2). Многие исследователи связывают распространение конницы в Ассирии с проникновением в Переднюю Азию кочевников-скифов
(Вайнштейн СИ, 1991, с. Имеется ряд исторических сведений об использовании лошадей. Известно, например, что знатные персы в V в. до н.э. употребляли в пищу конское мясо, а персидский царь Дарий Гистасп по преданию был выкормлен кобыльим молоком. Кроме того, умно гих народов лошади имели особое культовое значение и использовались для жертвоприношений богам (Витт ВО, 1937, с. Начиная с I тыс. до н.э. у центральноазиатских кочевых племен скотоводство составляло основу комплексного хозяйства и зависело от уровня развития коневодства. Древние авторы Страбон и Геродот сообщают о большой численности лошадей у скифов и высоком уровне их коневодческих навыков. Памятники скифского времени доводят до нас сцены укрощения лошадей, использования их в колесницах и отдельными всадниками, а также в эпизодах конной охоты.
Степные лошади - крепкие животные, стойкие к неблагоприятным условиям внешней среды. Они отличаются коротконого- стью, массивной головой, удлиненным, широким туловищем, прочным костяком. Высота в холке у степных пород от 127 до
143 см, длина туловища — 134-151 см. Наиболее ранние археологические свидетельства о некоторых чертах экстерьера лошадей Центральной Азии получены в результате раскопок кургана Аржан конец IX в. до н.э.). Как было установлено, эти кони являлись верховыми. Аналогичные данные зафиксированы при изучении костных останков лошадей из курганрв Горного Алтая бийкенской
А.А., май- культуры раннескифского времени Кирю^п^ц^^Щ ^уШ ТОЯ уса также из др |ти%,
»- эмирского круга. л академик С.БбЙсвмбяр атындагы гылыми
17 К1ТАПХАНАСЫ
Лошадей ранних кочевников Алтая ВО. Витт (1952) разделил на четыре группы. Две из них - лучшие кони собственного седла с высотой в холке 140-150 см. Шея у таких коней была длинная, туловище укорочено, передние ноги длиннее задних, хвост высоко поставлен. Основным же типом лошадей Алтая, при- алтайских степей и предгорий ВО. Витт считал средний тип удлиненное туловище, большая голова, короткая шея, высота в холке 134-143 см (что говорит об упряжном назначении таких лошадей) (Нестеров С.П., 1990, с. Значение лошади для кочевников скифского времени трудно переоценить. Описывая материалы Пазырыкских курганов Горного Алтая, СИ. Руденко отметил, что во всех могилах вместе с людьми, независимо от их пола и общественного положения, захоранивали верховых или упряжных лошадей. Исследователь обратил внимание на то, что водном из исследованных курганов находилось большое количество лошадей, которые имели различные ме­
ты на ушах. Этот факт, по мнению СИ. Руденко, указывает на принадлежность животных различным владельцам. Кроме того, ученый описали некоторые особенности внешнего вида пазырык­
ских лошадей. В частности, отмечено, что у всех коней подстрижены гривы. Такая традиция была широко распространена в скифскую эпоху. Она практиковалась ив Передней Азии, и у причерноморских скифов. Хвосты пазырыкских верховых лошадей обычно заплетались в три пряди, иногда - в пять. В некоторых случаях они завязывались узлом. На середине заплетенного хвоста обычно имелась кожаная повязка с накладной золотой пластинкой. Указанные традиции отражены ив искусстве. На войлочном ковре из Пятого пазырыкского кургана у коня (рис. 5) хвосту основания подстрижен и затем заплетен в косу (Руденко СИ, 1953, с. 146-150). Последние данные о лошадях пазырыкской эпохи Алтая, останки которых найдены в курганах плато У коки на памятнике Берель, отражены в ряде публикаций (Полосьмак Н.В., 1994,
2001; Гребнев И.Е., Васильев С.К., 1994; Васильев С.К., 2000;
Левин М, 2000; Самашев З.С., Фаизова К.Ш., Базарбаева ГА,
2001; и др.).
Во й половине I тыс. до н.э. в Средней Азии, судя по сообщениям письменных источников, были два центра разведения породистых лошадей. Один из них находился в Даване (Фергане. Второй - древний Хутталь, являлся частью Бактрии. К концу I тыс. до н.э. относится свидетельство об использовании среднеазиатских
лошадей племенами хунну. Следует указать, что изучением лошадей гунно-сарматской эпохи Центральной Азии исследователи занимались очень мало и существует хорошая перспектива заполнить данную лакуну.
Рис. 5. Особенности экстерьера лошадей скифской эпохи фрагмент изображения на ковре из Пятого пазырыкского кургана по Руденко СИ, Сведения о породах степных лошадей V II-V III вв. имеются в китайском реестре Тамги лошадей из вассальных княжеств, составленном в й четверти VIII в. для армии. Первая из указанных в документе степная порода лошадей, названная условно «южно­
сибирской», разводилась племенами, живущими на северной окраине Центральной Азии - в Южной Сибири. Выделенная китайцами вторая порода степных лошадей (центральноазиатская) использовалась племенами в широком поясе степей, полупустынь и пустынь Монголии и Синьцзяна, те. южнее ареала распространения южно-сибирских лошадей. В центральноазиатскую группу входят тюркские, уйгурские и южно-тюркские лошади. По сведениям письменных источников, лошади тюрок исключительно ловки, имеют хорошее сложение, они могут совершать дальние переходы. В Послании Фатху б. Хакану» эта лошадь характеризуется выносливостью под всадником.
Представления об экстерьере лошадей тюркского типа дают некоторые изобразительные источники зубчатая грива (так подстригали гривы тюркоязычные племена своим лошадям в эпоху средневековья, удлиненное туловище, длинный хвост, толстая шея, большая голова, короткие ноги, мощный круп. Такие лошади изображены на шелковой набойке и сосуде из Турфана. Известны глиняные статуэтки всадников и изображения лошади на шелке из могильника Астана (Турфанский оазис).
Рис. 6. Особенности экстерьера тюркских лошадей скульптура и изображение в пещере из Восточного Туркестана
(1 - по The Ancient Art in Xinjiang; 2 — по Дьяконова H.B., 1984)
20
Лошади того же типа изображены в сцене осады Кушинагары из пещеры №11 Шикшина (VI в. - начало VII в) (рис. 6). Н.В. Дьяко­
нова характеризует их как невысоких на тонких, но крепких ногах с тучным корпусом и маленькой сухой головой на короткой плотной шее. Грива негустая, но подстриженная, свисает по обе стороны шеи, хвост завязан узлом. Художник постарался как можно более точно показать великолепные стати знаменитой породы центральноазиатских коней (Нестеров С.П., 1990, с. Верховым коням давались имена, которые отражали какую- либо черту скакуна характер, темперамент, масть. Например, известны имена боевых коней Кюль-Тегина: серый Башгу, белый Аз- ман, белый Оксиз (Бешеный) и т.д. Имя жеребца 2-3 лет из кургана Аржан-И (Тува) было вырезано на костяном псалии, оформленном в виде головы коня, - «Шалга» (Шалый, Буян) (Несте­
ров С.П., 1990, с. В эпоху развитого и позднего средневековья значение лошади возрастает еще больше по сравнению с предыдущими периодами. Это связано с военными кампаниями центральноазиатских кочевников, хорошо описанными в исторических источниках ив современных исследованиях.
Вопросы
1. Что такое конституция лошади Какие конституции существуют. Каким образом соотносятся понятия экстерьер, стать, приметы, отметины Что означает каждое из них. Дайте определение термина аллюр. Охарактеризуйте его разновидности. Что такое порода Какие классификации пород лошадей вызнаете На каких основаниях они строятся. Объясните значение понятия «доместикация». Какие существуют точки зрения на проблему места и времени доместикации?
6. Какие биологические и поведенческие характеристики лошадей важно знать при табунном содержании Как эти наблюдения реализовывали на практике древние и средневековые коневоды Алтая. Укажите особенности внешнего вида верховых лошадей па- зырыкской культуры. Охарактеризуйте особенности экстерьера тюркских верховых коней

9. Какую информацию о разведении породистых лошадей в тыс. до н.э. - 1 тыс. н.э. предоставляют письменные источники?
Задания
1. На основании полученных знаний сопоставьте экстерьеры лошадей, используемых на Алтае в раннем железном веке и средневековье. Представьте описание хорошей верховой лошади с позиции тюркского воина. Прочитайте отрывок из работы Свечин КБ, Бобылев И.Ф., Гопка Б.М. Коневодство. Мс ил.
С . 11-19 По зоологической классификации домашняя лошадь, ее дикие предки, вымершие и ныне живущие сородичи, относятся к отряду непарнокопытных, к семейству лошадиных (Equidae), к роду лошадиных (Современные ученые начинают палеонтологическую историю лошади с рода Хиракотериум... В западной Европе - хиракотериум, а в Северной Америке - эогиппус были животными небольшого роста (высота в холке от 25 до 56 см) с четырьмя хорошо развитыми пальцами на передних ногах и стремя пальцами на задних ногах. В настоящее время в диком виде сохранилась лишь лошадь Пржевальского, а другой представитель дикой лошади был истреблен еще в XIX в. Это — тарпан. Тарпаны водились в южнорусских степях дох гг. XIX в. Рост тарпана достигал 135 см. Приручение лошадей началось в глубокой древности, но оно имело отношение лишь к отдельным особям животных. Доместикация же характеризовалась массовостью и непрерывностью процесса, требующего смены нескольких поколений животных в популяциях...»
Поясните следующие моменты. Как назывались древние дикие лошади ив чем состояли особенности их экстерьера. Сопоставьте понятия приручение и «доместикация». Каким образом, по вашему мнению, они соотносятся хронологически?
Л и тер ату рак разделу
Барминцев ЮН Эволюция конских пород в Казахстане. Алма-
Ата, 1958. 284 с.
Бегунова АИ В звонком топоте копыт. Прошлое и настоящее советского конного спорта Книга-альбом. М, 1989. 192 с.
Вайнштейн СИ Мир кочевников центра Азии. М, 1991. 296 с.
Васильев С.К. Лошади из погребений скифского времени Горного Алтая // Феномен алтайских мумий. Новосибирск, 2000. С. 237-242.
22

Витт ВО Лошадь Древнего Востока // Конские породы Средней Азии. МС. 11—
51.
Витт ВО Лошади Пазырыкских курганов // СА. 1952. №16. С. 165-205.
Гребнев И.Е., Васильев С.К. Лошади из памятников пазырык- ской культуры Южного Алтая // Полосьмак Н.В. Стерегущие золото грифы. Новосибирск, 1994. С. 106-111.
Гуревич Д.Я., Рогалев Г. Т Словарь-справочник по коневодству иконному спорту. М, 1991. 240 с.
Кирюшин Ю.Ф., Тишкин А. А Скифская эпоха Горного Алтая. Ч. I: Культура населения в раннескифское время. Барнаул, 1997. 232 с, ил.
Книга о лошади / Под ред. СМ. Буденного. М, 1952. Т. I. 608 с.
Ковалевская В.Б. Конь и всадник (пути и судьбы. М, 1977.152 с.
Косинцев ПА Лошади Ботая и Синташты: сравнительная и морфометрическая характеристика // Этнические взаимодействия на Южном Урале. Челябинск, 2002. С. 48-50.
Красников АС Практикум по коневодству. М, 1977. 160 с.
Левин М Особенности палеопатологий лошадей эпохи раннего железа // Феномен алтайских мумий. Новосибирск, 2002. С. 243—
249.
Нестеров С.П. Конь в культах тюркоязычных племен Центральной Азии в эпоху средневековья. Новосибирск, 1990. 143 с.
Нефедкин А.К. Боевые колесницы и колесничие древних греков
(XVI - 1 вв. до н.э.). СПб, 2001. 528 с.
Руденко СИ Культура населения Горного Алтая в скифское время. МЛ с.
Самашев З.С., Фаизов К.Ш., Базарбаева ГА Археологические памятники и палеопочвы Казахского Алтая. Алматы, 2001. 108 с.
Свечин КБ, Бобылев И.Ф., Гот а Б.М. Коневодство. М, 1992.
271с.
Тишкин А.А. Комплексный подход в изучении памятника Березовая Лука // Северная Евразия в эпоху бронзы пространство, время, культура. Барнаул, 2002. С. 183-186.
Цалкин В.И. К изучению лошадей из курганов Алтая // МИА. МЛ. С. 147-156.
Цалкин В.И. Домашние и дикие животные Северного Причерноморья в эпоху раннего железа МИА. МЛ с.
Цалкин В.И. О времени и центрах происхождения домашних животных в свете данных современной археологии // Известия АН СССР. Сер Географическая. 1972. №1.
Ялбаков А, Бахтушкин И Табунное коневодство Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1984. 88 с
Раздел II ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АМУНИЦИИ ЛОШАДЕЙ

Познакомьтесь с содержанием данного раздела пособия Сконцентрируйте свое внимание на основных понятиях и их соотношении друг с другом. Обратите внимание на время, место и последовательность появления различных частей конской амуниции. Внимательно изучите иллюстративный материал.
При рассмотрении амуниции верховых коней мы предлагаем опираться на уже разработанный терминологический аппарат, который представлен в «Словаре-справочнике по коневодству иконному спорту (Гуревич Д.Я., Рогалев Г.Т., 1991, с. 92, 106, 108, 127,
140, 148, 151-152, 168, 202, 214—216), а также отражен в других аналогичных изданиях.
Конское снаряжение (амуниция представляет собой комплекс приспособлений, надеваемых на лошадь и служащих для управления ею вовремя езды верхом. Совокупность же принадлежностей для соединения животного с повозкой и другими тягловыми средствами обозначается упряжью или сбруей Исследователи, занимающиеся археологией, порой применяют понятия снаряжение, амуниция, сбруя, упряжь как синонимичные, нечетко представляя их различия. Однако следует подчеркнуть, что между ними существуют принципиальные отличия, которые заключаются в комплектации и предназначении данных конструкций конское снаряжение (амуниция) - для верховой лошади, а упряжь сбруя) - для тягловой, а также в деталях и приспособлениях
(Тишкин А.А., 1998, с. Амуниция верхового коня включает оголовье (узду) и седло. Оголовье -
основная часть конского снаряжения, приспособление, надеваемое наголову лошади и позволяющее управлять ею. Оно состоит из следующих основных элементов суголовья, удили поводьев (повода. Элементами мы обозначаем вещи (приспособления и украшения) конского снаряжения единичного назначения. Отметим, что узда, служащая для управления упряжной лошадью, называется узда-недоуздок. Суголовье включает налобный, наносный (храповый), два нащечных, затылочный, подбородочный (подбородный) ив ряде случаев подгубный ремни (рис. 7).
24
Рис. 7. Конструкция узды а - налобный ремень б - нащечные ремни в - наносный ремень г - удила д - подгубный ремень е — подбородочный ремень ж - затылочный ремень з - повод
Заты лочны й ремень располагается на затылке лошади за ушами, не касаясь их. Н ащ ечны е проходят вдоль скул к углам рта. Н алобны й ремень должен плотно лежать на лбу лошади под самыми ушами и под челкой. Известны оголовья самых различных конструкций со всеми указанными ремнями, без одного из перечисленных- подгубного, налобного или наносного - ремней.
Следую щей частью узды являются удила которые применялись для взнуздывания лошади и управления ею с помощью поводьев (рис. 8). В разные периоды эпохи раннего железа и средневековья форма и материал изготовления таких изделий отличались. Важным моментом при подгонке узды всегда было то, чтобы удила лежали на языке и беззубом крае, лишь слегка касаясь углов рта, на которые приходится основное давление при подаче сигналов вовремя езды на коне. С раннескифского времени применялись удила из органических материалов (кожа, волос, ткань и др, а также сделанные из металла. Конструкция последних чаще всего была такая. Они делались двусоставными, те. состояли из двух звеньев (не всегда идентичных, имеющих два окончания одно в виде кольца или
петли для соединения друг с другом, а вид другого зависел от способа их крепления с псалиями и ремнями узды. Участок удил, который находился во рту лошади и осуществлял болевые давления, назывался грызлом. Стержни звеньев оформлялись по-разному
(Кирюшин Ю.Ф., Тишкин А.А., 1997, с. Рис. 8. Удила с псалиями и поводом а - удила
6 -
псалий; в - повод г - наконечники для крепления к нащечным ремням
Следует особо остановиться на понятии «псалий» или пса- лия», широко используемом в археологии, но отсутствующем в понятийном аппарате конного дела. П салии - это конструктивные части узды в виде приспособлений разной конфигурации, при этом представлявшие единый функционирующий механизм с удилами и являвшиеся посредником, через который осуществлялась передача команд поводом при управлении животным. Псалии позволяли хорошо фиксировать удила во рту лошади и формировали оголовье
Данный термин впервые был употреблен в Отчете Императорской комиссии за 1865 г. Академик А. Стефани определил вещи, прикрепляющиеся по бокам удил, используя греческий термин (Каря- ка А.В., 1994, с. 76). Однако греки, вероятно, обозначали этим словом всю узду. Псалии в археологической литературе рассматриваются как часть трензеля, которая обычно крепится своей средней частью к наружным окончаниям удила отверстиями по сторонам к нащечным ремням оголовья. Не исключена возможность использования псалиев в качестве пелямы для увеличения строгости удил. Это приспособление хорошо известно в современном конном деле.
Пелям - мундштук (специальное удило с боковыми щечками для строгости) с подвижным грызлом; по силе воздействия на рот лошади занимает промежуточное положение между трензелем (удила, состоящие изгрызла с окончаниями в виде колец) и мундштуком
(Гуревич Д.Я., Рогалев Г.Т., 1991, с. 117, 141, 211). В отмеченной ситуации псалий дополнительно прикреплялся своим верхним концом к оголовью при помощи специального ремешка. Повод же при этом крепится к нижнему краю этого изделия. Данный способ мог быть реализован с применением стержневидных трехдырчатых псалиев.
В раннескифское время на Алтае отмечается важный процесс становления и комплектации конского снаряжения, что отразилось на многообразии форм псалиев и их вариабельного сочетания с другими составляющими конской узды (Кирюшин Ю.Ф., Тишкин
А.А., 1997, с. 63-71). В последующий период функциональный вид рассматриваемого элемента особо не претерпел изменений. На рубеже эр применялись кольчатые псалии из железа и стержневые дву­
дырчатые, изготовленные из кости, рога, дерева, железа. В эпоху средневековья использовались различные типы псалиев: стержне­
видные прямые или образные, кольчатые и др. (рис. Удила раннескифского времени в комплекте с псалиями - это своеобразный механизм в виде кинематической цепи, состоящей из четырех звеньев (рис. 10). Соединение первого и второго звена представляет собой подобие шарнира, а первого и третьего, а также второго и четвертого звеньев позволяют выводить эти части из соприкосновения друг с другом, частично разбирая кинематическую цепь. Имеющиеся соединения звеньев позволяют осуществлять следующие перемещения вцепи) первое и второе звенья совершают повороты вокруг оси
Xb Zi иУ ,;
27

2) в соединении первого и третьего звена и аналогично второго и четвертого поступательное движение совершается вдоль оси
Xi и выводит звенья из защемления, нов рабочем состоянии определенным образом ограничивается ремнем повода.
Рис.
9. Удила с псалиями:
1
- скифское время (по Боковенко НА,
1998);
2, 3
- эпоха средневековья (по Мамадаков ЮТ, Горбунов В.В.,
1997; Горбунов В.В., Тишкин А.А.,
1999)
28
Рис. 10. Кинематическая цепь из бронзовых удили псалиев по Тишкин А. А, Таким образом, удила с псалиями, закрепляющиеся с помощью ремней на голове лошади, представляют собой определенно действующий механизм для управления животным (Тишкин А.А.,
1998, с. 87), который в свое время был не без оснований назван
А.В. Адриановым (1916, с. 27) удильным аппаратом».
Можно отметить ряд уже зафиксированных тенденций враз витии удил, псалиев ив их комплектации (Боковенко НА, 1986;
Тишкин А.А., 1996, 1998; Кирюшин Ю.Ф., Тишкин А.А., 1997;
Марсадолов Л.С., 1998; и др. Например, на Алтае многие бронзовые изделия конского снаряжения скифской эпохи являлись усовершенствованием подобных предметов из менее прочных материалов (кожаные удила, деревянные или роговые псалии и т.д.). Для раннескифского времени отмечено три этапа в развитии рассматриваемой части конской узды. Использование мягких удил с трехдырчатыми псалиями разных типов, сделанных из рога и, возможно, из дерева

2. Сочетание бронзовых удил с роговыми псалиями и отдельное использование металлических удил. Появление и применение специальных бронзовых удили псалиев наряду с ранее сложившимися видами комплектования. Этот период характеризуется многообразием различных форм изделий, способов их крепления и применения, унификацией и специализацией главных элементов узды.
Стоит отметить, что на ранних этапах появления новой категории вещей обозначается их вариабельность, отражающая поиск наиболее оптимальных во многих отношениях форм. Затем, наряду с существованием старых традиций, идет постоянное усовершенствование и дальнейшее развитие конкретных параметров и деталей. Это хорошо видно при внимательном рассмотрении трехдырчатых псалиев. Данные изделия прошли испытание временем и практикой использования (Кирюшин Ю.Ф., Тишкин А.А.,
1997, с. Повод (поводья - третья составляющая оголовья, ремень, который прикрепляется своими концами к удилами является одним из основных средств управления лошадью (рис. в. Сего помощью всадник устанавливает положение головы и шеи коня, указывая направление движения, а также замедляет или останавливает животное. Примерами находок поводьев в археологических памятниках являются материалы из пазырыкских курганов с мерзлотой, а также вещи сросткинской культуры, сохранившиеся благодаря тому, что ремни имели бронзовые украшения.
На территории Алтая в I тыс. до н.э. - I тыс. н.э. использовались самые различные конструкции оголовий. В раннескифское время население применяло узду, включающую налобный, наносный, нащечные, подбородочный и затылочный ремни. Концы на- щечных ремней раздваивались для соединения с псалиями. В последних с этой целью проделывались специальные отверстия рис. Материалы Пазырыкских курганов свидетельствуют о том, что в конструкции узды пазырыкского времени налобный ремень как таковой отсутствовал. Оголовье украшалось крупной бляхой, которая подвешивалась при помощи витого тонкого кожаного ремешка, привязанного к концам подбородочного ремня вместе его соединения с нащечными. Подгубный ремень в уздечных наборах из исследованных курганов в урочище Пазырык отсутствовал
Рис. 11. Узда раннескифского времени (по Шульга ПИ, 1998)
М.П. Грязное обозначил некоторые особенности пазырык- ской узды. Левая сторона повода заканчивалась петелькой. В нее продевалась правая часть, на которой был завязан узелок, не позволявший соскочить петельке. Когда всадник сидел на коне, поводом служил левый ремень и отрезок правого от удил до узелка. Спешившийся человек держал лошадь за правый ремень, который служил чумбуром, а левый остался на ее шее (Грязное М.П., 1950, с. 54-55). Отметим также, что особенностью оголовий скифского времени являлись разделенные концы нащечных ремней, что было необходимо для крепления их к псалиям (рис. На рубеже эр на Алтае применялась узда, состоящая из на­
щечных, налобного, наносного, затылочного, подбородочного ив ряде случаев подгубного ремней. Позже в эпоху раннего средневековья тюрки Горного Алтая использовали самые разнообразные суголовные конструкции (рис. А. Так, узда без налобного или без наносного ремня применялась ими вой половине V в. - й половине VIII в
Рис. 12. Узда пазырыкского времени (по Грязнов М П, 19S0):
1 - удила 2 - псалий; 3 - нащечный ремень 4 - подбородочный ремень - наносный ремень б - налобная бляха на кожаном ремешке - повод 8 - чумбур
В последующее время подобная конструкция встречается довольно редко, поскольку с конца VII в. наиболее распространенным становится оголовье, предполагающее наличие налобно­
го, нащечных, наносного, затылочного, подбородочного и иногда подгубного ремней. Вой половине VIII в. - XII в. аналогичная система кожаных ремней начинает широко использоваться на территории Алтайской лесостепи. А в период с середины X вона в большинстве случаев применяется вместе с подгубным ремнем рис. Б. Подобные наборы продолжали бытовать ив эпоху развитого средневековья. Отметим, что кой половине IX в. относится одно сросткинское суголовье со срединным ремнем в конструкции (рис. 13.-Б).
По данным археологических материалов, в монгольское время на территории Алтая применялась узда, образованная налоб­
ным, наносным, нащечными, затылочным, подбородочными подгубным ремнями (рис. 14).
32
Рис. 13. Оголовья эпохи раннего средневековья на Алтае А - уздечные наборы тюркской культуры Б - уздечные наборы сросткинской культуры
Рис. 14. Оголовье эпохи развитого средневековья. Алтайская лесостепь по Тишкин А.А., Горбунов В.В.,
Казаков А.А., 2002)
33
Другой частью конского снаряжения является седло - приспособление, надеваемое на спину лошади и служащее для верховой езды всадника (рис. 15). Седло состоит из ленчика, подпруги, путлища со стременами, подперсья (нагрудника) и пахвы (накруп- ника). Ленчик представляет собой каркас седла, на который крепятся его основные части. Он образован передней и задней луками вместе с полками. Полки (полицы, лавки) - части седла, на которых располагаются все его остальные детали. Лука - дужка, соединяющая правую и левую полки. Луки выполняют следующие функции обеспечение жесткости каркаса седла, предотвращение контакта всадника с позвоночником лошади, фиксация бедра и седалища всадника.
Рис. 15. Конструкция седла (по Nicolle D., 1990): а
луки б
- полки в - нагрудник г - накрупник; д - подпруга е - путлище; ж - стремя
Частью седла является и путлище — ремень, на который подвешено стремя. Оба путлища, как правило, имеют одинаковую длину. Стремя представляет собой часть седла, приспособление для упора ноги всадника при посадке на лошадь и езде верхом. Оно включает несколько составляющих частей ушко, дужки и подножку (рис. 16). Ушко - это место крепления стремени к путлищу. Подножка - часть стремени, на которую непосредственно опирается нога всадника. Дужки — формообразующие части стремени.
а
Г
в
34

L
В
Рис. 16. Стремя и его составляющие а - ушко б - душки в - подножка
К седлу также относятся подпруга, нагрудники накрупник. Подпруга - это широкий прочный ремень, который охватывает корпус лошади снизу и с обоих боков и удерживает на ней седло. Возможно применение двух или трех подпруг. Подперсье (нагрудник) - часть седла, ремни, охватывающие грудь лошади спереди и удерживающие его от сползания. Для этого концы нагрудника соединяются с полками седла. Подперсье могло состоять из одного или двух ремней. В последнем случае второй (срединный) ремень проходил под брюхом лошади и соединялся с подпругой. Пахвы
(накрупник) - это также часть седла, ремень, который прикрепляется своими концами к полкам седла сзади и удерживает его от сползания приезде. Накрупник может состоять из одного подхво- стного ремня. В иных случаях он дополняется одним или несколькими перекидными ремнями, которые крепятся своими концами к подхвостному.
35
Рис. 17. Изображения мягких седел (по Вайнштейн СИ, 1991):
/ - фрагмент рисунка на китайском зеркале, IV в. до н.э.; 2 - фрагмент золотой бляхи из Сибирской коллекции Петра I ГЭ;
3 - статуя боевого коня из погребения Цинь Шихуана, III в. до н.э.; 4 - статуэтка из китайского погребения, II в. до н.э.
Дополнительными составляющими снаряжения верховой лошади являлись потник, чепрак, чумбур и трок. Потник - войлочная часть седла, прилегающая к телу лошади и служащая для смягчения давления на кожу и впитывания пота. Чепрак - покрывало подстилка, которое клали на спину лошади под седло. Чумбур - ремень для привязывания лошади или ведения ее спешившимся всадником. Трок - ремень для закрепления попоны на теле лошади, широкая тесьма на пряжках, сверх седла, вальтрапа или попоны верхняя подпруга (Гуревич Д.Я., Рогалев Г.Т., 1991, с. 159, 213,
222, 226; Даль В, 1995, с. 434). Для крепления трока использовались пряжки меньших размеров, чем для нижней, основной подпруги (Тишкин А.А., 1998, с. Снаряжение для верховой лошади, включавшее мягкое седло без стремян, появляется на рубеже II—
I тыс. до н.э. (рис. 17). На Алтае такие целые находки происходят из знаменитых Пазырыкских курганов (рис. 18, 19) и представляют собой конструкцию из двух кожаных подушек, соединенных между собой, которые укладывались на спину лошади. Подушки набивались шерстью, оленьим волосом или осоковой травой. На них накладывались войлочные покрышки, закреплявшиеся с помощью ремешков. Такое седло имело утолщения в своей передней и задней частях, что обеспечивало надежную фиксацию всадника. Кроме того, мягкая конструкция предполагала и продольный желоб, предотвращавший контакт человека с позвоночником лошади, те. максимально учитывались анатомия животного и удобство всадника. Потники вырезались из толстого мягкого войлока. Они подшивались под седло и составляли с ним одно целое.
Рис. 18. Мягкое седло без стремян пазырыкского типа по Грязное М.П., 1950)
37
Многочисленные археологические материалы в Евразийских степях свидетельствуют о том, что в скифскую эпоху ни у одного народа стремян еще не существовало. Описываемые мягкие седла предполагали также нагрудники накрупник. Первый состоял из длинного ремня, привязанного своими концами к подпружному ремню несколько ниже края подушек. Подхвостный же ремень был несколько шире нагрудного. Концы его продевались в роговые конические пронизки на задних луках седла, а затем сквозь эти луки закреплялись на верхней поверхности подушек (Руденко СИ,
1953, с. 161-164; Вайнштейн СИ, 1991, с. Рис. 19. Седло из Пятого пазырыкского кургана (по Руденко С Л, По мнению ряда исследователей, жесткие седла начинают применяться уже св. до н.э. центральноазиатскими хунну. Они имели деревянный каркас и были снабжены высокими передней и задней луками арочной формы (Никоноров В.П., 2002, с. 265). На территории Горного Алтая (булан-кобинская археологическая культура) найдено несколько деревянных жестких седел, относящихся кой половине IV в. - й половине V в. н.э. (Тишкин А.А., Горбунов В.В., Жесткие седла со стременами были изобретены в Восточной Азии (Китай, Корея) в конце III - начале IV вв. н.э. При этом в данный период времени в Европе стремена еще отсутствовали и были привнесены на эту территорию тюрками только в середине VI в. н.э. Само жесткое седло представляет собой деревянную конструкцию с прочной основой и вертикальными луками. Наиболее древними и убедительно датированными 302 г. н.э. свидетельствами появления стремян являются погребальные статуэтки из памятника близ Чанша в Центральном Китае (рис. 20). На некоторых фигурках коней с левой стороны изображены своеобразные приспособления на ремне, напоминающие стремя. СИ. Вайнштейн (1991, с. 220-
221) характеризует их как своего рода подножки, служившие для облегчения посадки в седло. Подножка помещалась на левой стороне седла, так как на коня всегда садились слева. Таким образом, прототипы стремян не являлись опорой всаднику вовремя езды, а служили лишь приспособлением для усаживания на лошадь. Эти изделия постепенно преобразуются в стремена в их полном функциональном значении.
Рис. 20. Седла с левосторонней подножкой (по Вайнштейн СИ, 1991):
1 -
погребальная статуэтка из Чанша, 302 г 2 - седло из Аньяна
39
Рис. 21. Ранние изображения седел со стременами (по Вайнштейн СИ, 1991): китайская статуэтка, начало IV в 2 - корейская фреска, ГУ в 3 - сосуд в виде всадника, IV-V вв.; 4 - статуэтка, VII в
Уже в IV в. н.э. азиатскими кочевниками используются парные стремена (рис. 21). Отметим, что параллельно сними определенный период времени продолжают бытовать и одиночные стремена, служащие для упора при посадке и верховой езде на лош ади.
Рис. 22. Седла кокэльского типа (по Вайнштейн СИ, 1991):
1 - седло из могильника Кокэль, VII—
VIII вв.; 2 - погребальная статуэтка из Северного Китая, 576 г 3 - погребальная статуэтка из Восточного Туркестана, VII-VIII вв.
41
Находки таких изделий, например, встречаются в тюркских погребениях Горного Алтая вплоть до середины VI в. н.э. В качестве одной из основных причин эволюции стремян в эпоху средневековья, как правило, обозначается сила упора ноги всадника, приходящаяся на них. По мере усиления нагрузки подножка стремени в целях большей устойчивости всадника распрямляется. При этом изменялась форма петли, а путлище становилось более широким.
О том, какова была конструкция седел, получивших распространение в среде кочевников Азиатского региона вой половине
I тыс. н.э., дают представления уникальные находки из могильника
Кокэль в Западной Туве. Там были обнаружены хорошо сохранившиеся деревянные остовы седел. По сравнению с прежними они более совершенны. Изменились формы полок и лук, последние стали изящнее, ниже (особенно задняя лука) и слегка наклонены. Эти новшества делали седло более удобным для всадника. Ему стало намного легче садиться на коня, поворачиваться на всем скаку, наклоняться впереди назад. Такие седла кочевого типа под влиянием тюрок получили дальнейшее распространение в Евразии рис. В эпоху развитого средневековья на Алтае использовались седла с более высокими луками (рис. Рис. 23. Реконструкция седла эпохи развитого средневековья по материалам из раскопок памятника Телеутский Взвоз-I в Лесостепном Алтае по Тишкин А.А., Горбунов В.В., Казаков А.А., 2002)
42
Знание особенностей строения и происхождения конского снаряжения имеет большое значение для исследователей, занимающихся проблемами эпохи раннего железа и средневековья, поскольку дает возможность хорошо ориентироваться в археологическом материале, при необходимости воссоздавать первоначальный облик конструкций амуниции, а также датировать археологические объекты, выявлять миграционные процессы, этнокультурные контакты и получать другие данные.
  1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей